Для человека, только вставшего на путь самопознания, может быть сложно уловить разницу между некоторыми философскими и религиозными терминами. Одним из первых сложных вопросов, озаряющих искателя, является вопрос о душе и духе. На понимании подобных нюансов и на том, какие выводы для себя делает человек, разбирая и пропуская через себя информацию, строится духовный фундамент личности.
Христианство «разделяет» человека на три части: тело, душу и дух. Они взаимосвязаны и взаимодействуют. Слабость какого-то из этих компонентов ослабляет и остальные два. Не зря наши предки говорили: в здоровом теле — здоровый дух. Эта пословица наверняка знакома вам с детства и объясняет идеи предыдущих поколений о связи этих понятий.
Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.
Махатма Ганди
С позиции православия душа — это самое важное, что есть в нашем теле, а дух — самое важное, что есть в нашей душе. Душа — это прежде всего ум, чувства и воля, но по своей природе она инертна и нуждается в направлении. Дух — истинный рулевой для души. Там, где живёт сильный дух, душа начинает раскрываться, подобно цветку лотоса.
Ведизм видит дух как некий зародыш божественной энергии, который переходит с человеком из воплощения в воплощение. Он был дан личности с самых первых дней её существования и, несмотря на всё противоборство внешнего мира, движет её в направлении развития. «Веды» также говорят, что дух у человека в той или иной степени присутствует всегда, а вот душа может быть угнетена. Такого человека можно назвать бездушным, лишённым радости, эмоций.
В исламе дух аллегорично представлен в виде птицы, которая помещена в клетку тела. Птица существовала и раньше, а после разрушения клетки вылетит и продолжит свой путь. Улучшение, укрепление и увеличение клетки никак не влияет на птицу. И, конечно, никому не нужна клетка для птицы, если у вас её нет. Её здоровье и рост основаны на другом. Повлиять на птицу можно только с помощью самопознания, любви и веры. В «Коране» используется фраза: «О человек, читай себя». Тот, кто способен познать себя, рано или поздно познает и Бога.
Бог образовал человека из земного праха и вдохнул в его ноздри дыхание жизни — и человек стал душою живой
Православное понимание души
Часто понятия духа и души путают, ведь эти составляющие пересекаются и даже взаимно дополняют друг друга. Поэтому возникают разногласия и сомнения в понимании значений данных слов.
В православии душа описывается как нематериальная субстанция, которая находится в теле в области солнечного сплетения. Благодаря ей тело обретает жизнь и возможность познания окружающего мира. Согласно религии, без души не может быть жизни.
Дух представляет собой те эмоции, чувства, стремления и движения, которые направляют человека на его жизненном пути и приближают к Богу.
Душа — более обширное понятие. Человеческое сознание — это ее проявление. Она также может олицетворять духовность. Дух — горизонтальный вектор развития, а душа — вертикальный. Мысли, желания и чувства — основополагающие составляющие человеческого духа. Он помогает найти ориентиры в окружающем мире, ставить цели и добиваться их, правильно расставлять приоритеты.
Откуда она взялась
Согласно теологическим понятиям, Бог при зачатии вдыхает душу в тело. По поводу того, бессмертна ли душа, мнения расходятся. Некоторые считают, что она умирает вместе с телом, а не покидает его. Другие утверждают, что она кочует из тела в тело на протяжении многих жизней.
Научные подтверждения отсутствуют у обеих гипотез. Длительное время существовало предположение, что душа является невесомой субстанцией. Но в 1906 г. профессор Д. Макдугалл доказал, что она имеет вес — 21 г. В момент смерти человека он производил взвешивание и опытным путем установил взаимосвязь между этими явлениями.
Душа покидает тело.
Составляющие аспекты
Существует 3 аспекта проявления духовности:
- совесть;
- жажда Бога;
- страх Божий.
Последний является основополагающим. Он порождает преклонение и благоговение перед Иисусом, дает возможность осознать, что Бог является не только создателем, но и судьей. Все смертные и другие грехи требуют наказания. Кроме того, эта боязнь останавливает людей перед соблазном совершить злодеяние.
Жажда Бога проявляется в постоянных поисках того, что сможет утолить и удовлетворить данное чувство. Но ничто мирское не способно этого сделать, потому что человек является порождением Всевышнего и всегда стремится к нему приблизиться.
Совесть призвана контролировать внутренние побуждения и служить ориентиром на пути к праведным поступкам.
Все эти направляющие связывают человека с Богом, делают его орудием в руках Господа.
Духовное наполнение ведет к жажде Бога.
Ведизм и душа
Наши предки верили, что душа дана человеку для отработки отрицательных качеств. Она наделена возможностью выбора, то есть может развиваться в негативном или позитивном направлении. Ее дело, какую сторону избирать, отрицательную или положительную. Душа в ведизме считается субстанцией из тонкой материи и частью энергетической оболочки планеты. Веды говорили, что душа сама выбирает себе воплощение, то есть дату и место рождения. В момент смерти человека душа старается вернуться на изначальную точку, то есть в родной город умершего. В ведизме считается, что душа похожа на перфоленту с отверстиями. Эта лента как будто обволакивает духовное зерно и может негативно влиять на положительные порывы самого духа. По этой причине возникают депрессивные состояния, а тело становится слабее и уязвимее.
Определение термина «дух»
Высшая материя, находящаяся в теле, согласно Священному Писанию, есть дыхание жизни.
Душа есть у всех живых существ, но дух есть только у человека, обладателя высшего разума. Только благодаря его наличию люди отличаются от остальных живых существ. Основа формируется еще в раннем детстве как совокупность полученных знаний, силы воли, познания себя и т.п.
Живет дух в стремлении постичь высшие ценности. Все высоконравственные и высокодуховные проявления порождаются им. Задача духа — приблизиться к Богу. Он отрицает все мирские грехи.
При этом доброта и духовность не отождествляются. Человек может быть добрым и творить мирские дела, но не быть духовным. В словах и поступках не чувствуется его проявления. Однако есть люди, не делающие каких-либо великих дел, но при этом богатые духовно.
Воспитание духа и души начинаем с раннего детства.
Как дух проявляется в человеке
Считается, что тот, перед кем преклоняется человек, является для него богом. Тем не менее христиане знают, что всем управляет Всевышний. Он является судьей и спасителем, может наказывать или миловать. Христианская вера несет в себе символ Троицы: Отца (Бога), Сына и Святого Духа. Духовное наполнение невозможно без 3 составляющих: страха, жажды и совести.
Если человек не ведает страха перед Богом, совершает греховные дела и не мучается угрызениями совести, то считается, что им управляют сатанинские силы.
Часто об индивиде рассказывают, что он силен духом, то есть энергией, которая ведет и направляет его по жизни. Это значит, что при различных неблагоприятных обстоятельствах он противостоит негативу. Мир может воздействовать на него по-разному, но он способен выстоять и сохранить позитивное отношение к жизни. Кроме того, такой человек извлекает положительный опыт даже из отрицательных событий. Он стремится сохранить гармонию внутри себя, несмотря на окружающий хаос.
Сила человека также проявляется в постановке и достижении целей, амбициозности. Это не всегда связано с получением каких-либо материальных ценностей. Тем не менее в жизни чаще всего индикатором состоятельности является наличие материальных благ.
Человек сильный духом твердо идет к своей цели.
Связь с телом и разумом
Дух человека неразрывно связан с телом, разумом и душой. Все эти составляющие характеризуют личность. Существует даже пословица: «В здоровом теле — здоровый дух». Если какой-либо из перечисленных компонентов слаб, то страдают все остальные.
Неразумный человек не может позаботиться о себе в полной мере, а в слабом организме редко присутствует сильная энергия. Тем не менее это основа для всего. Если ее в себе развивать, то можно достичь больших высот: укрепить тело, улучшить способности и т.д. Если же человек долго находится в подавленном состоянии, то его дух ослабевает.
Разум без духа не способен творить и делать открытия. Только высшая сила может вести в нужном направлении. В противном случае разум попадает под влияние деструктивных сил. Начинается деградация.
Душевная составляющая человеческого тела обладает разумной силой.
Сущность души человеческой
Нематериальная сущность – это является, тем что болит, когда нет каких-либо причин на боли физической (т. е. тело здорово), такое как правило происходит, когда человеческие желания происходят вопреки возникшим обстоятельствам. А отличие духа от души заключается в том, что он не способен воспринимать подобных чувств.
Лучшая статья для Вас, переходите: Венчание в православной церкви правила таинства обряда
Одной из наиболее чувственных сфер жизнедеятельности считается тягость к греходеянию. Повинуясь телу человеческая сущность может быть осквернена прегрешением. Нематериальная же часть осязает Божественную красоту и влияет на душу, помогая ей приблизиться к идеальности, пробуждая чувство влечения к изящности, очищая помыслы и порождая стремление к бескорыстию и искуплению больших грехов в православии. При этом нематериальная часть не может подвергнуться влиянию сущности.
Господь всегда с Вами!
Главные отличия души и духа
Отличия одного понятия от другого заключаются в следующем:
- Душа присутствует в любом живом организме, а дух может быть только у человека.
- Душа поддается воздействию окружающего мира (она может радоваться, страдать, сопереживать и т.п.).
- Душа вселяется в тело человека в момент зачатия (по некоторым источникам — рождения), а дух возникает в процессе познания мира и принятия Господа.
- Если душа покинет тело, то человек умрет. Если уйдет дух, то жизнь продолжится, но уже не будет праведной.
- Дух олицетворяет познание, а душа — чувства и ощущения.
Тем не менее провести четкую грань между этими составляющими не всегда удается.
Каждая религия имеет свои определения данных понятий. Православные люди в поисках ответа на вопрос, чем отличается душа от духа, обращаются к Священному Писанию (Библии).
One thought on “Душа и дух в чем разница православие”
- Олег
Ноябрь 1, 2019Reply человек — есть дух, имеющий душу и живущий в теле, читая Писание, все становится ясно и понятно, конечно же если ты рожденный свыше человек, а не блуждающий в различных учениях таинственных человеческих, через веру в жертву Христа, а не в православие, Дух Святой возрождает дух человеческий, который и преобразует душу, все проще чем кажется и не нужно быть сверх духовным и праведным, что бы понять Истина, которая и есть Христос, а скорее наоборот, что бы стать духовным и праведным надо познавать Христа и Его Слово, а не обряды и традиции языческие. Шалом
Душа человека
Душа нематериальна и бессмертна. Она сообщает физическому телу жизнь, является носителем наших воли, разума и чувств.
Судьба души в загробном мире зависит от духовного состояния, которого она достигла при жизни с телом (то есть когда человек был одним целым). Праведники обретают окончательное единение с Богом в раю. Нераскаявшиеся души, ставшие рабами греховных страстей, ещё при жизни разорвали связь с Господом. Поэтому в загробном мире они продолжают находиться во власти злых духов – в аду. Преподобный Исидор Пелусиот учит:
«Душа не ощутима взору (потому что невидима), но телу сообщает крепость и силу; по отшествии ее тело не только остается мертвым, но и разрушается. Поелику могущественна и непобедима лепота души, когда осиявает она соразмерностью добродетелей, напротив того, несносным и зверообразным делается вид души, когда приемлет она на себя срамоту порока».
Сравнение
Для того чтобы понять суть различий между душой и духом, нужно провести сравнение этих понятий между собой.
Душа – вектор, который является связующей частью между личностью человеческой и окружающим ее миром. В ней заключены все чувства, которые может испытывать человек на протяжении своей жизни. Действия ее разделяются на такие направления как:
- Чувствующие.
- Желательные.
- Мыслительные.
Под эти можно понимать все мысли, чувства, эмоции, желания, которые посещают личность. Только душа способствует тому, чтобы он стремился к развитию и совершенствованию.
Также может быть интересно: Евроокна – что это такое?
Дух – вектор, который принято называть вертикальным. Он способствует тому, чтобы человек стремился к Богу. Действие духа направлены на единение с богом. Почитание божественного начала также подчиняется ему.
Душа присутствует у всех людей и одушевленных существ. Духом же человек управлять не может, так как не владеет им. Душа способствует тому, чтобы дух смог принять участие в усовершенствовании всех форм жизни, которые представлены на земле.
Душой все без исключения люди наделяются в момент рождения (существует мнение, что во время зачатия). Дух посылается только в момент покаяния. В результате именно душа способствует тому, чтобы тело ожило. Душа является неотъемлемым элементом тела, его сущностью. Она находится в теле до самого момента физической смерти человека.
Дух отличается от души тем, что не принадлежит человеку, не дается ему по его природе или по факту рождения (зачатия). Он может без преград покидать его и вновь возвращаться. В такие моменты не наступает физической смерти, но душа может потерять свою силу.
Именно душа может сообщать человеку о том, что нужно обратить внимание на некоторые моменты. Принято говорить в такие моменты, о том, что «душа болит». Дух лишен чувственных ощущений, так как не является материальной частью, принадлежащей человеку. Связь с душой даже в момент покидания тела, не прерывается. Грех может стать частью души человека, поскольку она связана с телом и следует за ним постоянно. Дух находится выше этого, поэтому его может затронуть исключительно божественное начало. Он воздействует на душу, устремляет ее к идеальности. Способствует очищению от греховных мыслей, оживляет чувства и мысли.
Дух в исламе
Дух и душа – в чем разница? В исламе с давних пор задавались этим вопросом. В отличие от православия, здесь понятия духа и души трактуются несколько по-другому. Считается, что дух наделен бесконечным количеством качеств и умений. Он может различать с помощью сознания, осознавать умом, быть в единстве с совестью, прислушиваться к мечте, любить сердцем. Некоторые способности духа проявляются через материальные человеческие органы, другие – ограничены ими. В исламе говорится, что дух – закон Аллаха, который управляет телесной оболочкой. Традиционно в исламской религии тело человека обозначается клеткой, а дух олицетворяется в образе птицы. Такая аллегория дает множество поводов для размышлений. К примеру, тело живет и служит духу, но дух ничем не обязан телу. Увеличивая в размере клетку, птицу не сделать больше. Подобным образом можно сказать и о физической и духовной красоте. Украсив клетку, нельзя сделать красивее саму птицу. Также физическое здоровье человека не указывает на его духовное развитие. В исламе говорится, что дух после смерти тела обретает свободу и освобождается от оков оболочки. Далее он сам по себе ожидает Судный День. Новую физическую форму дух обретает уже в загробном мире.
Православие и душа
Дух и душа — в чем разница? Православие, как религия, отвечает на этот вопрос следующим образом. Считается, что душа – это тонкая нить между личностью и внешним миром, она связывает человека и реальность. Дух же, наоборот, помогает индивидууму обрести связь с Богом. Душой обладают все живые существа, но духом наделен только сын Божий, то есть человек. Тело оживотворяется с помощью души, а она, в свою очередь, – с помощью духа. В момент рождения человека ему посылается душа, но не дух. Он же приходит во время покаяния. Дух несет ответственность за разум, а душа обязана контролировать чувства и эмоции. Человек способен осуществлять контроль над своей душой, но над духом он не властен. Душа склонна к переживанию физических страданий. Дух же не имеет подобных ощущений и не привязан к телесной оболочке. По своей природе дух нематериален, а связь имеет лишь с душой. А душа, напротив, неразрывно связана еще и с телом. Душу можно запятнать греховными поступками. Но дух несет в себе Божественную силу и не может быть затронут грехом.
Определение понятий
Душа — нематериальная сущность, которая является обязательным элементов для каждого человека. Она заключена в его теле. Считается, что у души имеется жизненный мотор. Без души не существует жизни и возможности познавать окружающий мир.
Дух — воплощение наивысшей степени естества человека. Личность, воплощенная в близости к божественному и великому. Только у человека из всех живых существ на земле, согласно религиозным писаниям, имеется дух, что делает его самым великим этой иерархии.
Душа в исламе
В религии ислама тоже стоит вопрос о том, что такое дух и душа, в чем разница между ними? Главная книга Коран приводит неоспоримые факты существования человеческой души. Ислам рассказывает о возникновении души следующим образом. Сначала человек формируется в течение ста двадцати дней в животе своей матери, потом появляется ангел, который наделяет зародыш душой. При этом ангел приходит с определенной миссией: он записывает дату рождения человека, длительность его жизни и дату смерти. В исламе говорится, что душа покидает свою физическую оболочку на сороковой день после смерти человека. Теорию реинкарнации в исламе полностью отрицают. Считается, что после того, как душа покидает человеческое тело, она отправляется в мир душ. Тело же хоронится и стает частью земли. После истечения определенного временного периода, согласно религии ислам, Аллах воскресит тела всех умерших и вернет каждому человеку его собственную душу. После этого все люди предстанут перед Богом всех миров, дабы ответить за свои грешные деяния.
Ревекка Браун
Глава 14 «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ. ЧТО ТАКОЕ СТОЯТЬ В ПРОЛОМЕ. ДУХОВНЫЙ МИР. РАССКАЗ РЕВЕКИ» из книги Ревеки Браун «Он пришел отпустить измученных на свободу»
Библейское учение о строении человека
В процессе чтения этой книги вы часто встречали выражение «человеческий дух». Это очень важный аспект, который должны понимать христиане. Эту силу развивали и использовали Элания и подобные ей. Давайте посмотрим, что говорит об этом Писание:
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». 1 Фессалоникийцам 5:23
Павел учит о том, что человек в своем естестве троичен. Это значит, что у нас три отдельные части: тело, душа (которой являются наш сознательный интеллект, воля, эмоции) и дух. Он очень четко говорит, что все три части должны быть очищены и преданны Иисусу, и сам Иисус даст нам способность сохранить их без пятна и порока к Его приходу.
Бытие 2:7 говорит: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».
Так Адам стал жить и узнал, что он живое существо. Сущность нашего естества — это наша душа, которая проявляется в нашем разуме, нашей воле и наших эмоциях.
«Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное». 1 Коринфянам 15:44
Очень часто этот стих не замечают. Наш дух имеет форму и очертания, соответствующие нашему физическому телу. Немногие люди, за исключением сатанистов или тех, кто занимается астралом, знают об этом.
«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба, И знаю о таком, человеке, — только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает, — Что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». 1 Коринфянам 12:2-4
«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий». Откровение 4:1,2
Эти места писания показывают определенное переживание в человеческом духе, и духовное тело было отделено от физического тела. Заметьте, тогда когда Иоанн пишет, что он был в «духе», то это слово написано с маленькой буквы, это говорит о том, что это был его, человеческий, дух. Всякий же раз, когда в писании речь идет о Духе Святом, то пишется с заглавной буквы.
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Евреям 4:12
Вы когда-нибудь задумывались, почему необходимо разделение между душой и духом? Согласно этому стиху это разделение может произойти.
Человек до грехопадения и после
Адам перед грехопадением знал это и видел духовный мир так же просто, как и физический. Как? Используя свое духовное тело. Это продемонстрировано на примере его жизни, когда он мог ходить и говорить с Богом в Эдемском саду. Он имел сознательное ощущение своего духовного тела, такое же как и физического. Его душа (сознательный интеллект и воля) контролировала и духовное и физическое тело. Но после грехопадения пришла духовная смерть, то есть Адам и его потомки больше сознательно не переживали духовное тело, и он уже не мог общаться с Богом так, как это делал это раньше.
Адам до его падения был единственным человеком, созданным по образу Бога. Адам мог общаться с Богом, который есть Дух. Когда Дух Святой приходит и возрождает нас, когда мы принимаем Иисуса как нашего Господа и Спасителя, наши духовные тела перерождаются (или рождаются заново) и мы становимся способными общаться с Господом и поклоняться Ему, как Адам до своего падения. Факт того что через наш человеческий дух мы общаемся с Богом (с помощью Духа Святого), ясно показан в следующем стихе: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Иоанна 4:23,24
Из-за падения это нарушилось. Таинственное звено было уничтожено. И это остановило свободное общение Адама с Богом, (см. Евреям 4:12). Заметьте, когда в этих двух стихах говорится о «Духе» Божьем и «духе» человеческом, наблюдается разница в написании, то есть написанием отделяют дух человеческий от Духа Божьего. В общем, в этом аспекте только дух может соединяться (общаться) с духовным миром и поклоняться Богу Отцу, который есть Дух.
Это звено вступает в действие только тогда, когда Бог этого желает. Он использует его, чтобы:
— дать понимание Писания.
— сделать наши сердца чувствительными к Его присутствию.
— дать нам способность распознать духов и т.д.
Ангелы и демоны
В Библии также говорится об ангелах, что они духовные существа.
«Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий». Псалом 103:4. Этот же стих цитируется Павлом в Евреям 1:7. «Кому когда из Ангелов сказал Бог: «сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служения для тех, которые имеют наследовать спасение». Евреям 1:13,14
Сатана и его демоны — тоже духи. Они когда-то были ангелами Божьими, пока не взбунтовались. Иисус говорит о них как об ангелах и духах.
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Матфея 25:41
Итак, из этих и многих других мест писания мы видим, что не только Бог есть Дух, но существуют и другие духовные существа, такие как ангелы, одни из которых служат Богу, другие — сатане.
Наши духовные тела являются связующим звеном между нами и духовным миром, потому что духовный мир не может быть виден и быть измеренным ничем физическим.
Зачем сатане наш дух?
Через Дух Святой наш дух способен общаться с Господом и прославлять Его, но писание в Евреям 4:12 показывает нам, что не воля Божья для нас брать сознательный контроль над своим духовным телом во время нашего пребывания на земле в греховном теле. Поэтому меч Духа разделяет между собой душу и дух. Когда это происходит, душа (интеллект, эмоции и воля) не может больше контролировать духовное тело. Господь так же непреклонен в 1 Фессалоникийцам 5:23, чтобы наш дух находился под полным руководством Иисуса Христа, а также наша душа и физическое тело.
В Откровении 18:11 и 13 есть очень интересное место писания. (Относится к падению Вавилона). «И купцы, земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, Корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих».
Почему здесь разграничили плоть и душу человека? Потому что в духовном теле человека существует феноменальная сила, особенно когда эти духовные тела находятся под контролем души. Со дня грехопадения Адама сатана постоянно работает, чтобы взять контроль над духовными телами для своих злых личных целей. Человеческие тела очень слабые и практически непригодны для использования сатаной, но тела духовные, находящиеся под сознательным контролем их душ, совершенно иные.
Цель сатаны — научить людей опять обрести способность сознательно контролировать свои духовные тела. Многие это делают. Когда эти люди достигают этого, они ощущают духовный мир так же, как и физический. Они могут свободно говорить с демонами, выходить в духовном теле из физического и с полным сознанием перемещаться и что-то делать, влиять с помощью сверхъестественной силы на физический мир.
Именно в своих духовных телах колдуны и колдуньи приходили и стаскивали меня и Эланию с кровати, толкали и били нас. Для нас они были невидимы, так как физические глаза не могут видеть духовный мир. Бог не хочет, чтобы Его народ контролировал свои духовные тела таким образом. Если бы это было так, мы были бы подвергнуты неимоверным греховным искушениям и не полагались бы на Бога, а также постоянно бы видели, что происходит в царстве сатаны.
Соединение души и духа человека
Существует особый класс демонов, которые называют себя «демоны силы» и обеспечивают возможность соединения души и духовного тела человека. Они становятся связующим звеном, наделяя человека способностью обретать сознательный контроль над своим духовным телом. Воображение — это ключ к двери, обеспечивающий такое соединение между душой и духом. Поэтому так важно пленять всякие мысли в послушание Христу (2 Коринф. 10:3-5). Хороший пример воображения, как связующего звена с духовным миром, в оккультных фантастических воображаемых играх. Мы нашли, что можно сохранить много времени и в процессе освобождения, если понятно объяснить этот момент.
Если человек имеет способность сам создавать духовные переживания или проявления, то я вполне серьезно могу заявить, что очень сильно сомневаюсь, что эти проявления от Бога. Более того, они, скорее всего, от сатаны.
«Опустошение разума» и Дух Святой
Многие христиане думают, что для того, чтобы Дух Святой мог говорить через них или контролировать их, им нужно «опустошить свой разум». Но Библия говорит нам, что у нас должна быть активная кооперация с Духом Святым. Если же наш разум «отключен», то дух говорящий через нас, не Дух Святой, а демонический. Из-за недостатка знания Божьих принципов в отношении с нашим духом, множество христиан были направлены не в ту сторону.
Большинство так называемых пророчеств, которые исходят от людей с «отключенным» разумом, думающих, что этим дается свобода Духу Святому, являются демоническими. Многие обмануты в этой области и принимают такие пророчества, потому что пророк излагает такие факты из их жизни, о которых мог знать только Бог. Они забывают, что сатана знает каждую деталь в нашей жизни. Единственное, чего он не знает — это наши мысли и переживания сердца.
Контроль души духом. Может ли дух оскверняться?
Существует учение, которое возрастает в христианстве Америки, и которое я считаю опасным. Оно говорит, что «наш душевный человек должен находиться под контролем духовного, так как духовный наполнен Духом Святым, поэтому он без греха».
Есть две вещи, которые являются неправильными в этом учении. Первое: душа может находиться под контролем духа, только тогда мы должны иметь сознательный контакт между душой и духом. Но это настоящее колдовство.
В 1 Петра 1:22 говорится: «Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца». Заметьте, что в этом стихе слово Дух написано с большой буквы, это говорит о том, что это Дух Святой. Наша душа «очищается» через подчинение и послушание Духу Святому, а не нашему человеческому духу.
Второе: в 1Фессалоникийцам 5:13 ясно говорит, что наш дух тоже может быть осквернен грехом (скверна духа), но только Иисус может сохранить его без пятна и порока к Своему приходу. Обратите внимание на этот стих: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохраниться без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». 1 Фессалоникийцам 5:23
В 1 Иоанна 1:8-9 написано о нашей греховности, которая очищается и сохраняет чистой только Христом.
«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды». 1 Иоанна 1:8,9
Пожалуйста, заметьте, что Бог не исключает наш дух из возможности впасть в грех, я не нашла такого в Библии. Мы нуждаемся в освящении и постоянной святости и в духе, и душе, и теле. Цель разделения души и духа состоит в том, чтобы отделить наш дух от влияния нашей человеческой природы, которая находится в душе (душа — это наша личность). Если христианин находится в послушании Богу, он не будет сам что-то производить. Вместо этого он будет спокойно ожидать голоса Духа Святого, который приходит в его дух, и затем действовать согласно воле Божьей. Христианин, который находится в сознательном контакте со своим духом, не будет ждать руководства Духа Святого и Его голоса. Он возьмет инициативу в свои руки и поэтому, возможно, услышит голос, но не Духа Святого.
Что есть НЕНАВИСТЬ?
Существует еще одна широкая область нашего духа, которая оказывает серьезное влияние на многих людей, но об этом не часто говорится в церквях. Известно, что у сатаны есть возможность использовать духовное тело человека, о чем человек может и не знать.
«Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца…» 1 Ин. 3:15
Я долго не понимала этого стиха, пока Бог не открыл мне принципы духовного тела. Как человек может быть убийцей через эмоции, ненависть не используя свои физические возможности, чтобы привести человека к смерти.
Ненависть — это сознательный грех. Этот грех дает сатане моральное право иметь место в нашей жизни, если в нашем сердце ненависть. Если ты кого-то ненавидишь, то сатана войдет и воспользуется твоим духовным телом, чтобы атаковать человека, которого ты ненавидишь. Такие атаки производят различные болезни, инциденты, эмоциональные проблемы и даже физическую смерть.
Человек, который ненавидит, обычно не знает, что сатана пользуется его духовным телом. А человек, которого ненавидят, даже не представляет, откуда приходят эти проблемы в действительности. Поэтому мы должны быть очень аккуратными и как Иисус очистить и содержать в чистоте все три сферы: тело, душу и дух. Поэтому Иисус, наш Господь, так много говорит о прощении друг друга. Прощение останавливает ненависть. Мы, христиане, должны постоянно просить Господа, чтобы Он очищал наше сердце от всякого греха.
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Псалом 50:12
Как видим, грех в жизни Давида отразился и на его духе. Хорошее описание личных переживаний некоторых христиан, которые столкнулись с проблемами из-за ненависти к ним других христиан, даны в книге Вочмана Ни «Смертные силы души».
Источник: Ревека Браун « Он пришел отпустить измученных на свободу»
Где же ты, душа?
Сами люди определяют нахождение души по-разному – одни называют солнечное сплетение, другие голову, третьи сердце, четвертые – вообще точку в 10 см над макушкой.
Ветхий Завет недвусмысленно связывает душу и кровь, причем, как у всех живых тварей – и у людей, и у животных. В книге Бытия (9:4) можно прочитать следующее: «Только плоти с душею ее, с кровию, не ешьте», а книга Левит трижды уточняет: кровь – табу, поскольку «душа тела в крови», «душа всякого тела есть кровь его». Именно отсюда исходит запрет есть кровь, который существует и у иудеев, и у православных христиан.
Однако многие из Святых отцов думали по-своему. Святитель Григорий Богослов считал, что душа – это не огонь, не гармония разных частей, составляющая единое целое, и уж точно не «кровавый поток», пробегающий по телу. Святитель Григорий Палама писал, что душа бесплотна, и потому не может занимать конкретное место, но она и не вездесуща, а значит, ограничена.
Богослов и антрополог Авраам Позов, живший в XX веке, писал, что душа с человеческим организмом связана «в определенных пунктах», но пронизывает собою все тело, занимает его форму и из-за этого в древнецерковной науке называется «тонким телом» человека.