Самый «стыдный» грех: священники о том, как бороться с завистью и какое наказание ждет завистников в аду


Иоанн Златоуст


Фото: Moseparh.ru
Изучая рассуждения о зависти Иоанна Златоуста, стоит отметить, что святой отец говорил об этом грехе такое:

  • зависть – это прямая вражда против Господа;
  • зависть – это даже хуже, чем вражда или обсуждение других людей и их поступков;
  • зависть является врагом самого же человека, который ведет весьма скрытую борьбу;
  • грех зависти чем-то напоминает безумие человека в физическом смысле и является очень навязчивым состоянием.

Иоанн Златоуст, для борьбы с завистью, рекомендует рационализировать это состояние и построить самую простую логическую цепочку. Составив логическую цепочку по отношению к человеку, которому мы завидуем, можно понять, почему он успешнее, у него что-то получается лучше, что и позволит избавиться от этого состояния.

Как бороться и избавиться от пагубы

Страсть – болезненное состояние, требующее уврачевания. Средства преодоления ее – обращение к помощи Божией, пересмотр, изменение своей жизни, наконец, конкретные дела, противоположные делам ненависти.

Прежде всего, следует:

  • признать существование проблемы; многие завидующие скрывают страсть даже от самих себя, годами находясь в ее круговороте;
  • понять, что без помощи Божией недуг не может быть побежден, силы человека ограничены, а за страстью стоят непосредственно силы бесовские – первые завистники, виновники падения праотца Адама и, конечно, собственного падения.

Понимание собственного бессилия перед страстью – первый шаг к ее лечению, ведь в немощи человеческой как раз совершается сила Божия.

Покаяние, молитва

Важнейшее подспорье для борьбы со страстью – таинство Покаяния, в котором Сам Господь через священника освобождает верующего от греха, дает ему силы не повторять содеянное – настолько, насколько сильна решимость кающегося.

Падения в грех могут продолжаться долго, но не следует унывать, всякий раз приступая к Исповеди, прося поддержки свыше.

Опытные духовники советуют как одну из сильнейших молитв, врачующих греховное состояние, 90-й псалом («Живый в помощи Вышнего…»). Он прямо направлен на тех, кто стоит за страстью – бесов, и особенно страшен для них.

Кроме того, нарушающему заповедь «не завидуй» можно молиться:

  • Иисусу Христу – любой молитвой, к которой лежит сердце;
  • Пресвятой Богородице;
  • Ангелу Хранителю;
  • свт. Николаю Мирликийскому, как скорому помощнику в любых бедах.

Особенно отзывчивы святые, сами при земной жизни пострадавшие от козней злых людей. Среди них:

  • царь и пророк Давид, долгие годы гонимый Саулом, но не произнесший даже слова осуждения врага;
  • князья-мученики Борис и Глеб, убитые своим братом;
  • блж. Матрона Московская; она тоже стала жертвой завидовавших ей родных, будучи изгнана ими из дома.

Работа с собой

Причины страсти необходимо искать также самому. Стоит подумать, почему возникла зависимость от окружения, преувеличенное внимание к чужой жизни. Необходимо уделить внимание себя, своим интересам, потребностям.

Нет людей, бесполезно пришедших в мир, каждый имеет свою судьбу, свое определенное Господом предназначение. Сумели ли мы его распознать, увидеть волю Божию в собственной жизни?

Как научиться не завидовать другим людям?

Библия настоятельно требует устраняться от человека, одержимого завистью, как от заразного больного. Псалмопевец Давид говорит: «Гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях» (Пс. 100:5), то есть с завидующим, имеющим «несытое сердце», нельзя даже сидеть за одним столом.

Предостережение неслучайно: этот грех крайне заразен. Поэтому, борясь с ним, стоит, насколько возможно, уклониться от подобных себе «товарищей по несчастью».

Это, конечно, не означает пренебрежение или осуждение, но лишь разумное ограничение общения, чтобы не усугублять свою немощь. Уврачевание ее – дело Бога, но не людей. А вот получить «рецидив» страсти, общаясь в привычном кругу завидующих и осуждающих, можно очень быстро.

Интересный факт

По мере преодоления духовной болезни, если есть возможность, можно последовать совету свт. Григория Паламы, рекомендующего дела, противоположные страсти: «Не желая чужого, воздерживайся, если можешь, и от любостяжания. Еще лучше, если от своей собственности станешь уделять просящему, по мере сил, будешь милостив к нуждающимся в милости, и не будешь отвращаться от хотящего у тебя занять. Если найдешь потерянное, возврати потерявшему, хотя бы он был из числа твоих недоброжелателей».

Но переоценивать свои возможности не стоит: подобные поступки могут быть поначалу очень болезненны для недугующего. Воздержание от осуждения ближних, молитва, покаяние, пересмотр собственной жизни – вот небольшие шаги, ведущие к выздоровлению.

Иоанн Кассиан Римлянин


Фото: Azbyka.ru
Святой отец Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что змей искусил в свое время Еву именно из-за зависти. Дьявол не просто позавидовал, что человек создан по образу Господа, но и спровоцировал на зависть его самого. Это святитель говорит о том, что полностью победить зависть своими силами нельзя, а только с помощью Бога, поэтому святой отец советует усиленно практиковать молитву. Если человек будет постоянно просить помощи у Господа, для которого ничего невозможного нет, то Он обязательно поможет справиться с завистью.

Один из семи смертных страстей

Сосредоточенность на чужих успехах, чем бы она ни была вызвана, ведет к пагубным последствиям. Ведь речь идет не просто о желании чужого (или такого же, как у ближнего), но о противлении воле Божией о каждом человеке.

Кроме того, завидующий, как правило, старается найти в своем «объекте» — предмете завидования, черные стороны, всевозможный негатив, а значит – впадает в грех осуждения, предвосхищая Божий суд.

Осуждение со временем становится «второй натурой» завидующего, а значит – ведет его прямо к погибели, безвозвратно удаляя от Господа.

1

Декабря

1963 года

Архимандрит Кирилл (Павлов) в проповеди говорил: «Если другое зло имеет некий предел, то зависть предела не имеет, — она есть постоянное зло, безграничный, бесконечный грех».

Именно поэтому зависть, особенно, по слову свт. Игнатия (Брянчанинова) «доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему», ведет к вечной смерти.

Василий Великий


Фото: Azbyka.ru
Святитель Василий Великий говорит, что битву с завистью откладывать нельзя, бороться с проблемой необходимо здесь и сейчас. Святой отец советует завистникам сначала осознать, что завидовать нечему, поскольку земные вещи на самом деле ничего не стоят. Еще святитель советует сублимировать зависть в творческое преображение себя, поскольку это поможет достичь многих добродетелей.

Феофан Затворник


Фото: Nebo365.ru
Святой отец Феофан Затворник советует преодолевать грех зависти через «не хочу». Изменить свое отношение к тому, на кого направленна зависть, будет невероятно тяжело, но сделать это необходимо обязательно. В привычку завистливого человека должны войти такие чувства, как сочувствие и сострадание, что и поможет постепенно полностью искоренить зависть.

Максим Исповедник


Фото: Azbyka.ru
Святой отец Максим Исповедник говорит о грехе зависти и борьбе с этим пристрастием следующее:

  • не надо хвалиться своими успехами и богатствами перед другими, ведь тогда другому человеку не будет дан повод для зависти;
  • нужно научиться сопереживать чужому горю и радоваться чужому счастью, ведь тогда и повода для зависти не останется;
  • нужно относиться к ближнему, как к самому себе, тогда и места для зависти не останется.

Прислушиваясь к совету святого отца и постоянно работая над собой, можно постепенно победить грех.

Молитесь за соперника

Если успех соперника не дает вам покоя, попробуйте пожелать ему еще большего успеха и помолиться за него. Пожелайте ему всего самого лучшего так, как будто желаете всего этого своим детям. Полюбите соперника, «полюбите своего врага», как учит тому Библия, и сами не заметите, как успех этого человека постепенно станет интересовать вас все меньше, а собственные дела пойдут на улучшение.

Все дело в том, что, когда человек начинает молиться о других (особенно о противниках), Бог начинает изменять его сердце в лучшую сторону, наполняя его любовью и радостью. Ведь в Библии сказано:

Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла.

Стоит человеку наполнить свое сердце искренней любовью, как черное чувство тут же покидает его. Мир становится намного светлее, а жизнь — радостнее «ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое».

Восточная красавица: 4 супруга Равшаны Курковой, которых она искренне любила

Как добиться естественного результата при мелировании волос: 5 лучших способов

Ни в коем случае не сбивать лед: как спасти деревья от возвратных заморозков

Григорий Богослов


Фото: Uspeniya.cerkov.ru
Святой Григорий Богослов говорил, что основным оружием человека против зависти должно стать обличение. Зависть – это грех, не лишенный справедливости, поэтому за этот грех человек будет наказан еще при жизни. Отец говорит, что завистника легко узнать даже по недовольному выражению лица, а еще завистники имеют проблемы психосоматического характера.

Откуда берется зависть?

По мнению отцов церкви, ее источники — это ряд человеческих недостатков, в числе которых находятся тщеславие, гордость, корыстолюбие и угождение плоти. Зависть относят к потаенным страстям. Она находится в глубине души у многих людей, пока в них есть гордыня. А проявляться она начинается тогда, когда другой обладает тем, чего хочет, но не имеет сам человек.

Зависть является чувством, которое абсолютно ненасытно. Это грех, который не доставляет никакого удовольствия. Демонстрируя губительность данного порока, Священное Писание приводит примеры зависти, которую Каин испытывал к Авелю, братья — к Иосифу, Саул — к Давиду, книжники и фарисеи — к Иисусу Христу.

«Любимая дочь получает бонусы»: австралиец поделился своей системой воспитания

Лиловые волосы – мечта загадочных красавиц: подборка эффектных образов

Специалисты твердят, что к 2035 году человечество перейдет на искусственное мясо

Паисий Святогорец


Фото: Sretenie.com
Святой отец Паисий Святогорец говорил, что зависть можно назвать просто смешным состоянием, а преодолеть ее поможет только здравый смысл. Зависть является душевной страстью. Чтобы с ней справиться, нужно довольствоваться тем, что есть. Если получается, то работать больше и достигать большего.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]