Как бороться с грехом осуждения: возникновение, причины

В начало

Грех осуждения состоит в том, что человек считает, что осуждаемый им сделал, сказал что-то не Богоугодное. Того, чего бы он сам никогда не сделал, не сказал, не помыслил.

Там, где господствует осуждение и порицание, там нет места искреннему братскому прощению. Ведь цель в перевоспитании заблудшего ближнего не в высмеивании и осуждении, а в спасении его души и направлении её на путь истинный. Говоря «не судите»

, Спаситель призывает отказаться от осуждения, порицания и злословия ближних, хотя они и являются грешниками. Потому что применением одной критики в виде осуждения, злословия и осмеяния перевоспитания грешника достичь нельзя.

“Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему” (Лук.17:3)

А перевоспитывать грешника надо так, чтобы избежать суда самому. Потому что согласно закона воздаяния Божьего

«каким судом судите, таким будете судимы» (Мф.7:2)

«Не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук. 6:37)

Запрещая суд в смысле осуждения, порицания и злословия, Иисус Христос не запрещает поступки, связанные с тем, чтобы понять поступки ближнего и исправить его поведение. Но исправлять других людей человек может после того, как исправится сам. Право не на осуждение ближнего, а на обсуждение (анализ) его поступков с целью исправления другого человека предоставлено Спасителем человеку, самому сумевшему прежде всего исправиться. Это и подтверждается словами Спасителя: «вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего». То есть когда исправишься сам, вынув бревно недостатков из своего глаза, тогда будешь видеть как исправить другого человека, то есть сумеешь вынуть сучек из глаза брата твоего. Наряду с этим Иисус Христос не запрещал обсуждать (в смысле логически анализировать) поступки ближнего с целью помочь ему исправить его недостатки и грехи.

“Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” (Матф.18:15)

Однако исправлением недостатков ближнего надо заниматься с любовью к ближнему своему, проявляя вместо злорадства сожаление, вместо осуждения, милосердие. Именно эту мысль подтверждает, и в таком виде понимает разбираемые слова Спасителя Святой Нил Синайский, написавший:

«Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего, ибо последнее есть дело злоречивого, а первое желающего исправить»

Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие. Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому. Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но самого человека как личность ты не суди! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим — такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается. Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога, — ведь Христос же за всех Свою кровь пролил, всех искупил и не осудил никого. Поэтому судить сами

мы просто не имеем права!

Преподобный Никодим Святогорец пишет: «К тому же, когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего, знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в твоем сердце, которое по своей страстности научает тебя строить догадки о других и осуждать их.

«Злой человек из злаго сокровища сердца своего износит злое» (Мф. 12:35)

Напротив, око чистое и бесстрастное бесстрастно взирает и на дела других, а не лукаво.

«Чисто око еже не видети зла» (Авв. 1:13)

Потому, когда придет тебе помысл осудить другого за какую-либо погрешность, вознегодуй на самого себя, как на делателя таких дел и в том же повинного, и скажи в сердце своем: «Как я, окаянный, находясь в том же самом грехе и делая еще более тяжкие прегрешения, дерзну поднять голову, чтоб видеть погрешности других и осуждать их?» Действуя так, ты будешь оружие, которым злой помысл внушает тебе поразить другого, обращать на самого себя и вместо уранения брата пластырь будешь налагать на раны собственные«.

Да, Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Сказано в Писании: «Ревность по доме Твоем снедает меня» (Ин 2:17). Подобные примеры и в нашей жизни встречаются. Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно реагировать, призвать к порядку, одернуть человека: «Что вы делаете? Опомнитесь! Посмотрите, что это само по себе значит». Но такова наша искаженная грехом природа, что негативные эмоции сразу просятся наружу в любой ситуации, без всякого повода: только посмотрел на человека, а уже его измеряешь, оцениваешь его внешние достоинства — но надо себя останавливать. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:1–2) — эти слова Господни в любое время, на всяком месте должны быть нам напоминанием. Здесь нужна очень большая трезвенность. И принципиальность: «Нет, Господи, Ты — Единый Судия, Ты — Единый Человеколюбец, никому Ты не хочешь погибели и не произнес даже над самыми страшными грешниками слов осуждения. Даже распинаемый, Ты молился:

» Отче, прости им, не ведают, что творят»

Поэтому Православная Церковь учит нас молиться:

» Господи, даруй мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего! «

Священное Писаниие о грехе осуждения

Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и, какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: дай, я выну сучёк из глаза твоего; а вот в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучёк из глаза брата твоего.

Евангелие от Матфея, 7:1-5

Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Евангелие от Луки, 6:37-42

Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

(Рим. 14:4)

А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

(Рим. 14:10)

Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

(Иак. 4:11-12)

Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.

(Рим. 2:1)

Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

(1Кор.4:5)

Причины склонности к осуждению

Мотив в осуждении поступков другого лица может быть никак не связан с его поведением, и вообще, лишь косвенно относиться к объекту. Часто оппонент выбирается едва ли не методом случайного отбора, а прямая причина злоязычия лежит в низкой самооценке судьи, решившего таким образом компенсировать свои недовольства путем принижения избранной «жертвы».

Другими резонами выставить чужую жизнь на всеобщее обозрение могут являться:

  • устаревшие понятия и ценности (например, неприемлемость сожительства пары до заключения брака);
  • отсутствие объективности и узкость взгляда на различные обстоятельства;
  • зависть, толкающая на принижение чужих достоинств;
  • метод манипулирования чужим мнением (вменение человеку чувства вины или ответственности);
  • отрицание своих недостатков через подчеркивание и утрирование изъянов у другого лица.

И наконец, распространенной причиной порицания и осуждения, считается банальная скука и отсутствие других тем для разговора. В основном манера общаться через скрытое осуждение (в форме сочувствия) присуща представительницам слабого пола.

СУЖДЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

«Никого не должно осуждать и судить, также и хвалить бессмысленно; ибо не знаем, что у кого в сердце кроется, и часто безумно называем того злым, кто внутри и на самом деле добр, и того добрым, кто внутри зол, и так судьями неправедными бываем.»

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867)

«Услышав слово, порицающее и осуждающее ближнего, остерегись, чтобы через слух не принять участия в грехе чужого языка».

Преподобный Марк Подвижник (4-5 вв.)

«Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств написываются и в нас».

Преподобный Ефрем Сирин (4 век)

«Не люби слушать о чужих падениях, чтобы и твой грех не был выслушиваем всеми. Не должно доверять говорящим худо, потому что часто бывает клевета по зависти; но надобно лучше доискиваться истины. Человек, который хвалит ближнего в его отсутствие,—то же, что собирающий доброе в свою сокровищницу.»

Преподобный Иоанн Лествичник (+ 649 году)

«Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как могу его осуждать?»»

Преподобный Исаак Сирин (7 век)

«Если ты не в состоянии заградить уста осуждающему друга своего, то, по крайней мере, остерегись вступать с ним в общение».

Преподобный Исаак Сирин (7 век)

«Если пред тобою брат будет оклеветывать брата, то не скажи и ты: «Да, точно так»; но или молчи, или скажи: «Брат! Я сам грешен—будучи в числе осуждённых, никак не могу судить другого». Так спасёшь и себя, и душу говорящего с тобою от осуждения».

Что делать, если при нас кого-то осуж­дают

  • Сна­чала общий совет: Ищите друзей, с кото­рыми будете молиться, а не сплет­ни­чать. С этого совета начи­на­ется Псал­тирь «Блажен муж, кото­рый не ходит на совет нече­сти­вых» (Пс.1:1), Апо­стол Павел: «Не обма­ны­вай­тесь: худые сооб­ще­ства раз­вра­щают добрые нравы» (1Кор.15:33).
  • Что каса­ется пове­де­ния в кон­крет­ной ситу­а­ции, то сле­дует зара­нее при­го­то­виться и поду­мать какими сло­вами и мыс­лями мы будем отстра­няться от греха осуж­де­ния. Такого рода фра­зами, хорошо заре­ко­мен­до­вав­шими себя на прак­тике, могут быть: «ну, у каж­дого свои сла­бо­сти», «кто знает, что там на самом деле», «боль­шой соблазн, не знаю, как бы я себя повёл».
  • Можно прямо ска­зать, что у нас нет жела­ния обсуж­дать чужие недо­статки.
  • Хоро­ший способ – пере­ве­сти тему на доб­ро­де­тели осуж­да­е­мого. Напри­мер, кто-то гово­рит: Ты слышал, она такое-то совер­шила. — Нет, не слышал, но я её всегда с бла­го­дар­но­стью вспо­ми­наю они мне (или кому-то) очень помогла или у неё есть такая-то хоро­шая черта.
  • Можно просто пере­ве­сти раз­го­вор на другую тему. Жела­тельно зара­нее; обычно осуж­де­ние других начи­на­ется с их обсуж­де­ния.

Почему не следует осуждать людей за плохие поступки

Послание к Римлянам святого апостола Павла, 2:1

Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.

Апостола Павла послание к римлянам, 14:4

Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Русские народные пословицы

Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. Над кем посмеёшься, тот над тобою поплачет.

Преподобный Фалассий (7 век)

Ум, стяжавший духовную любовь, ничего такого не думает о ближнем, что не приличествует любви.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867)

Опасное, братие, искушение—без нужды рассматривать недостатки и грехи других людей и прельщать себя мыслью, что мы не таковы, как они. Это значит прельщать самих себя. Глумясь над чужими пороками, мы нарушаем заповедь любви к ближним, оскорбляем Бога, их милующего, оскверняем наш ум нечистыми представлениями, подвергаемся опасности быть порицателями невинных и даже будущих святых.

Преподобный Макарий Великий (4 век)

Христиане не должны осуждать ни явную блудницу, ни грешников, ни людей бесчинных, а простодушно взирать чистым оком.

Святитель Иоанн Златоуст (+ 407 г.)

Осуждая, не терпя других, ты не позволяешь Владыке быть снисходительным и к твоим грехам.

Преподобный Исая Отшельник (+ 370)

Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не допускают ей видеть свет Божий. Кто презирает нерадивых, тот разрушает в себе покаяние.

Преподобный Иоанн Лествичник (+649)

За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадём сами; и иначе не бывает. Судить—значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать –значит погублять свою душу.

Преподобный Дорофей Палестинский (+ 620)

Чего хотим мы от чужой тяготы? Есть, у нас, о чём заботиться, братья! Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поскольку Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам один знает.

Неизвестный старец, из «Отечника»

Не осуди падшего в любодеяние, если ты чист, потому что, осуждая его, ты, подобно ему, преступаешь закон. Сказавший: «не прелюбодействуй» (Исх. 20,14; Мф. 19,18)—сказал также: «не осуждай» (Лк. 6,37)

Схиигумен Иоанн ( Алексеев) (1873-1958)

Осуждение всегда бывает ошибочно, ибо мы не знаем причин согрешающего: что его побудило это сделать; ибо видим только грех ближнего, а покаяния его не видим.

Преподобный Исаак Сирин (7 век)

Не думай о ком-либо плохо и не смотри ни на кого как на дурного: в другое время по-другому увидишь ты его—того, кто сейчас кажется тебе дурным.

Что такое осуждение в обществознании

В такой науке, как обществознание, уделяется много внимания понятию социального контроля, который также можно назвать регуляцией положения индивида в группе его принадлежности. Общественность всегда чутко реагирует на проявления девиантного (искаженного) поведения отдельных личностей. В зависимости от того, в какой сфере обнаружилось нарушение социальных норм, общество, посредством имеющихся механизмов контроля, принимает соответствующие меры по исключению факторов сбоя.

Социологи называют следующие формы проявления общественного контроля:

  1. Внутренний – человек сам контролирует свои действия, беря за образец нормы поведения, принятые в его обществе. Индикатором контроля в этом случае считается совесть индивида.
  2. Внешний – контроль осуществляется со стороны общественности, с использованием таких рычагов морального или юридического осуждения, как гласность, вынесение выговора, судебное решение или полная (частичная) изоляция индивида из социальной жизни.

Доказано, что чем ниже у человека развито чувство самоконтроля, тем вероятнее, что ему придется столкнуться с жестким влиянием общественных контрольных институтов (суд, внимание надзорных органов, принудительное лечение и др.).

Награда от Бога не осуждающему другого

Схиархимандрит Кирилл (Павлов), родился 08.09.1919 г. — один из наиболее почитаемых православных старцев середины XX — начала XXI века, духовный отец трех российских патриархов — Алексия I, Пимена и Алексия II

И ещё я вам напомню повествование об одном иноке, который проводил жизнь нерадивую. Нерадел о своём спасении, о молитве, о посте. Словом, жил невнимательно. И вот когда он стал умирать, его окружила братия. И все были поражены: он умирал смертью праведника, он не трепетал перед смертью. Наоборот, он благодарил Бога и улыбался. Братия, зная, что он проводил такую нерадивую, такую рассеянную жизнь, обратились к нему: «Укрепись силой Христовой, поднимись и скажи нам, почему ты умираешь так легко?» и он, действительно, маленько приподнявшись, говорит: «Да, братья, действительно, я жил нерадиво, небрежно жил. И вот только что Ангел представил предо мною все мои грехи. Я ожидал строгого наказания, возмездия. Но Ангел сказал: «Поскольку ты никого не осуждал и был незлобив, то и ты не будешь осуждён». И поэтому я отхожу, умираю такой лёгкою смертью». Что бы сделали мы с апостолом Петром, если бы увидели его в те мгновения, когда он трижды отрёкся от Христа? И с апостолом Павлом, когда он был лютым гонителем христиан? Как бы мы поступили с преподобной Марией Египетской или с преподобномученицей Евдокией, если бы увидели их в то время, когда они совершали худые дела? Пожалуй, мы бы строго их осудили. Но их искреннее, истинное покаяние и праведные деяния исходатайствовали им у Господа прощение, и наслаждаются они ныне в чертогах Царя Небесного. А наши ближние, соседи, знакомые, коих мы осуждаем, разве не могут они стать добродетельными и праведными?

Что это такое?

Убеждение большинства людей в том, что они имеют право на свое мнение в оценке чужой жизни, базируется на их уверенности в собственной непогрешимости, о которой еще Моруа Андре писал: «Каждый уверен, что остальные ошибаются, когда судят о нем, и что сам он не ошибается, когда судит об остальных». Пресловутая позиция «справедливого воздаяния» более всего становится заметна, когда сам осуждающий сильно нуждается в гласном и прилюдном подтверждении своего «совершенства», и именно тогда, когда он менее всего этого заслуживает.

Так что такое осуждение человека? В идеале таковым полагалось бы считать искреннее намерение одного объекта указать на ошибочное действие другого с целью корректировки модели его поведения. Однако на самом деле в естестве человека настолько прижилась постоянная и болезненная неудовлетворенность собственной персоной, что потребность осудить, ударить морально, унизить стала сродни потребности возвыситься, и даже обрела форму синонима этого определения. Что такое осуждение и как оно помогает самореализоваться злоязычнику?

Отчего мы осуждаем других?

Русские народные пословицы

Свои грехи за собой, чужие перед собой. У злой Натальи все люди канальи. У кого желчь во рту—тому всё горько.

(Мф. 12,35) (Лк.6,45)

Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. (Мф. 12,35) Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. (Лк.6,45)

Преподобный Фалассий (7 в.)

Имеющий злое сокровище (Мф. 12,35; Лк.6,45) злое и помышляет. Ум, движимый любовью к ближнему, непрестанно доброе о нём помышляет (см 1Кор. 13,5); движимый же противным тому, предполагает в нём худое.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1866)

Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурными, то это происходит от нашего устроения. Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо.

Преподобный Иоанн Лествичник (+640)

Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сей страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чём другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил.

Преподобный Серафим Саровский (+1833)

Отчего мы осуждаем братьев наших? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя – и перестанешь осуждать других.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (+435)

Очевидный же признак души, не очищенной ещё от скверн пороков, состоит в том, когда кто не имеет чувства сожаления к чужим проступкам, но произносит на них строгий суд. Ибо, как может обладать совершенством сердца такой человек, который не имеет того, что, по словам апостола, составляет исполнение закона? Носите бремена друг друга,—говорит Павел,—и таким образом исполните закон Христов ( Гал. 6,2) Осуждающий не имеет и той добродетели любви, которая не раздражается, не превозносится, не мыслит зла, которая всё покрывает, всё переносит, всему верит (1 Кор. 13, 4-5,7) Ибо праведник милует скотов своих, сердце же нечестивых немилостиво ( Притч. 12,10).

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891)

Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху этому от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам всё-таки кажется, что мы лучше многих.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1938)

Свойство гордости—видеть в себе только хорошее, в других—только худое; а свойство смирения—видеть свои грехи, а в других—добрые качества.

Преподобный Исаия Отшельник (+370)

У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны.

Каковы главные причины порока?

Для успешной и плодотворной борьбы со страстями, несомненно, важным будет узнать их причину. Точно так же, как и телесную болезнь можно окончательно победить, лишь обезвредив ее очаг, а не уменьшив симптомы. Что же является главной причиной греха осуждения? То же самое, что сделало некогда высшего из всех Денницу ниже всех, — гордыня.

У гордого и самоуверенного человека отсутствует самокритичность. Он способен замечать только чужие недостатки, видеть сучок в глазу ближнего и не замечать «бревна» в своем. И действительно, если бы каждый смог посмотреть на себя со стороны нелицеприятно, стало бы очевидно, что мы являемся гораздо большими должниками перед Богом, чем те, кого мы осудили.

Очень наглядный тому евангельский пример, как мы обычно поступаем с ближними, — притча о немилосердном должнике. Царь простил своему рабу десять тысяч талантов, после чего этот раб сразу же потребовал от своего товарища-должника гораздо меньшую сумму в сто динариев без каких-либо отсрочек. Узнавший об этом царь, конечно же, разгневался и повелел заточить своего должника в темницу, то есть поступил с ним так же, как и тот поступил со своим ближним (Мф. 18:23 — 35). Созвучна ей и Евангельская история о прощении жены-прелюбодеицы (Ин. 7:53 — 8:12).

Вот почему осуждение других всегда основано на неправильной самооценке, на невидении своих грехов, что является весьма ошибочным, неверным и требует большой работы над собой. К тому же мы забываем, что в любой момент согрешающий может покаяться, в то время как мы сами за свое осуждение непременно будем наказаны. Если осуждаешь ближнего, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь, — говорил преподобный Серафим Саровский. Психология греха осуждения также показывает, что зачастую мы ставим в вину другим то, чем грешим сами, не замечая этого за собой. Или же, по непреложным духовным законам, вскоре впадаем в подобное, только жесточайшее согрешение, в котором осудили кого-то.

Как удержаться от осуждения?

Послание к Римлянам святого апостола Павла, 14:12-13)

Итак, каждый из нас за себя даст отчёт Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

Русские народные пословицы

Чужая душа—потёмки. С грехом бранись, а с грешником мирись.

Святитель Григорий Богослов (329-389)

Знай, судья, что сам будешь судим, и—меньше согрешишь.

Преподобный Иоанн Лествичник (+649)

Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подучившему его бесу.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913)

Когда будешь замечать чужие немощи и гордиться перед другими мысленно, надо отвечать помыслу бесовскому: « Я хуже всех».

Преподобный Антоний Великий (251-355)

При самоукорении христианин увидит всех человеков святыми ангелами, а себя грешником из грешников, и погрузится, как в бездну, в постоянное умиление.

Преподобный Ефрем Сирин (4 век)

Если видишь, что брат грешит, и наутро свидишься с ним, то не признавай его в мысли твоей грешником: может быть, когда ушёл ты от него, сделал он, по падении своём, что-нибудь доброе и умилостивил Господа воздыханиями и горькими слезами.

Преподобный Нил Синайский (4—5 вв.)

Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть о себе, потому что все повинны во грехах и подлежим наказанию. Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего, ибо последнее есть дело злоречивого, а первое желающего исправить.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891)

Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией. Как будешь кого осуждать, то скажи себе: «Лицемер! Вынь прежде бревно из глаза твоего (Мф. 7,5) Преподобный Макарий Египетский, увидев человека грешащего, сказал сам себе: « Он хоть и грешил, но сумеет покаяться; а если ты согрешишь, то покаяться не сумеешь». И таким разумением поставил себя ниже грешащего.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867)

У делателя евангельских заповедей взоры ума постоянно устремлены на свою греховность; с исповеданием её Богу и плачем он заботится об открытии в себе новых язв и пятен. На согрешение ближних он не смотрит. Если по какому-либо случаю придётся ему взглянуть на согрешение ближнего, то взгляд его бывает самым поверхностным и мимоходным.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809)

И тогда, когда грех брата будет не тайный, а явный, всем видный, ты старайся причину тому видеть не в том, что внушает недобрая страсть осуждения, а в том, на что может указать братолюбное к нему отношение. Когда соблазнишься каким-либо недобрым поступком брата, не давай очам своим сна, пока не изгонишь из сердца своего сего соблазна и совершенно не умиришься с братом. К тому же, когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего, знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в твоем сердце, которое по своей страстности научает тебя строить догадки о других и осуждать их. «Злой человек из злаго сокровища сердца своего износит злое» (Мф. 12:35) Напротив, око чистое и бесстрастное бесстрастно взирает и на дела других, а не лукаво. «Чисто око еже не видети зла» (Авв. 1:13) Потому, когда придет тебе помысл осудить другого за какую-либо погрешность, вознегодуй на самого себя, как на делателя таких дел и в том же повинного, и скажи в сердце своем: «Как я, окаянный, находясь в том же самом грехе и делая еще более тяжкие прегрешения, дерзну поднять голову, чтоб видеть погрешности других и осуждать их?» Действуя так, ты будешь оружие, которым злой помысл внушает тебе поразить другого, обращать на самого себя и вместо уранения брата пластырь будешь налагать на раны собственные.

Преподобный Дорофей Палестинский (+620)

Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келью его не выметенною и неприбранною, то говорил в себе: «Блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил ввысь, что не находит времени и келью свою привести в порядок». Также если приходил к другому и видел келью его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: «Как чиста душа сего брата, так и келья его чиста».

Преподобный Нектарий Оптинский (1853-1928)

Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придёт в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».

Преподобный Никон Оптинский (1888-1931)

Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нём одно хорошее, видя пред собой образ Божий.

Многие часто задаются вопросом: «а как же «активная жизненная позиция», соблюдение Закона

Вспомним, что сказал Спаситель грешнице, таким же образом осуждаемой книжниками и фарисееями:

И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин. 8, 11)

Даже преследователи Христа не посмели предать осуждению явную грешницу после Его слов :

… кто из вас без греха, первый брось на нее камень! (Ин. 8, 7)

Никто не бросил камня в грешницу; все, как горделивые книжники и фарисеи, так и бесхитростный народ, все вынуждены были признать себя грешными, все со стыдом удалились.

Некоторые толкователи полагают, что в этих словах Иисуса заключается прощение грешнице ее греха. Но такое толкование едва ли правильно. В тех случаях, когда Христос прощал грехи, то прямо и говорил: «прощаются тебе грехи» (Мф. 9:2); (Мк. 2:5); (Лк. 5:20); (Лк. 7:48) а тут сказал: «и Я не осуждаю тебя»

Неосуждение не равносильно прощению. Не осуждаю — значит, не подвергаю ответственности за грех, но и не освобождаю от нее; иди и впредь не греши! И если действительно не будешь грешить, то тогда, и только тогда, освободишься окончательно от ответственности за прежние грехи; только тогда они будут прощены. Это, так сказать, условное осуждение, которое, в силу своей условности, равносильно условному прощению. Иди и впредь не греши! Тогда прежние грехи твои не будут вменены тебе в вину ни здесь, ни на окончательном Суде; но если ты вновь начнешь грешить, то призовешь на свою голову наказание даже и за те грехи, за которые не был в свое время осужден, и мог бы быть окончательно прощен.

Не будем же осуждать, упрекать, поносить ближнего за совершенный им грех. Посмотрим прежде на себя, на свое прошлое, и, наверное, найдем там множество всевозможных грехов; и тогда, вспомнив сказанное — «кто из вас без греха, первый брось… камень!» — воздержимся от осуждения других. Будем строги к себе и снисходительны к другим. Будем почаще повторять великопостную молитву:

Об опас­но­сти на пути пре­об­ра­зо­ва­ния стра­сти в доб­ро­де­тель

  • Первая запо­ведь бла­жен­ства гово­рит о необ­хо­ди­мо­сти сми­ре­ния. При­ме­ни­тельно к борьбе с осуж­де­нием, как только появятся первые успехи в борьбе с ним, так та же гор­дость повер­нётся к нам другой сто­ро­ной и будет нашёп­ты­вать: какой ты моло­дец, как ты лихо одолел этот грех. Гор­дость вообще очень изво­рот­лива: оде­ва­емся хорошо – гор­димся этим, оде­ва­емся в рваньё – ещё больше гор­димся своим сми­ре­нием. Поэтому мы должны беречься от того, чтобы побо­роть один грех, не при­об­ре­сти ещё более тяжкий.
  • Авва Доро­фей писал: В обще­жи­тель­ном мона­стыре, прежде моего уда­ле­ния оттуда, был один брат, кото­рого я нико­гда не видал сму­тив­шимся, или скор­бя­щим, или раз­гне­ван­ным на кого-либо, тогда как я заме­чал, что многие из братии часто доса­ждали ему и оскорб­ляли его. А этот юноша так пере­но­сил [оскорб­ле­ния] от каж­дого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удив­лялся чрез­вы­чай­ному незло­бию его и желал узнать, как он при­об­рел сию доб­ро­де­тель. Одна­жды отвел я его в сто­рону и, покло­нив­шись ему, просил его ска­зать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своем, что, под­вер­га­ясь оскорб­ле­ниям или пере­нося от кого-либо обиду, он пока­зы­вает такое дол­го­тер­пе­ние. Он отве­чал мне пре­зри­тельно, без вся­кого сму­ще­ния: «Мне ли обра­щать вни­ма­ние на их недо­статки или при­ни­мать от них [обиды] как от людей? Это – лающие псы».
  • Чтобы избе­жать пре­ле­сти духов­ной, сле­дует ста­раться рас­смат­ри­вать любые наши добрые дела как норму, а не как что-то выда­ю­ще­еся. Добро – это есте­ственно, а зло – нет. Кроме того, любое наше добро несо­вер­шенно, т.к. имеет при­месь тще­сла­вия, поэтому и повода для гор­до­сти нет.

***

«Если бы мы даже не сде­лали ника­кого греха, то уже один этот грех (осуж­де­ние), мог бы свести нас в пре­ис­под­нюю, – гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст, – Кто строго рас­сле­дует чужие про­ступки, тот не полу­чит ника­кого снис­хож­де­ния к своим соб­ствен­ным, потому что Бог про­из­нес суд соот­вет­ственно не только свой­ству наших пре­ступ­ле­ний, но и по твоему суду о других… Не будем строго судить других, чтобы и у нас не потре­бо­вали стро­гого отчета, — мы сами обре­ме­нены гре­хами, пре­вы­ша­ю­щими всякое поми­ло­ва­ние. Будем больше состра­дать тем, кото­рые грешат, не заслу­жи­вая снис­хож­де­ния, чтобы и мы могли наде­яться на такую же милость к себе; хотя, сколько бы ни ста­ра­лись, мы нико­гда не будем в состо­я­нии ока­зать такое чело­ве­ко­лю­бие, в каком имеем нужду от чело­ве­ко­лю­би­вого Бога. Поэтому не без­рас­судно ли, когда мы сами нахо­димся в такой боль­шой беде, строго раз­би­рать дела своих собра­тий и вре­дить самим себе? Таким обра­зом, ты не столько выстав­ля­ешь его недо­стой­ным твоего бла­го­де­я­ния, сколько самого себя – недо­стой­ным Божия чело­ве­ко­лю­бия. Кто строго взыс­ки­вает со своего собрата, с того гораздо строже взыщет Бог».

***

свт. Васи­лий Вели­кий «Не будь судьей чужих паде­ний. На них есть Судия пра­вед­ный».

пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин: «(Хри­сти­а­нин) под­вер­га­ется тем же про­вин­но­стям и поро­кам, за кото­рые взду­мал бы осуж­дать других. Сле­до­ва­тельно, всякий должен судить только себя самого; осмот­ри­тельно, осто­рожно наблю­дать за собой во всем, а не рас­сле­до­вать жизнь и пове­де­ние других… Кроме этого еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необ­хо­ди­мо­сти или при­чины, по кото­рой они посту­пают так или иначе. Может быть, перед Богом пра­вильно или изви­ни­тельно то, чем мы соблаз­ня­емся. И мы ока­зы­ва­емся без­рас­суд­ными судьями и этим допус­каем нелег­кий грех».

свя­ти­тель Тихон Задон­ский:«Бере­гись осу­дить ближ­него, поскольку он пред своим Гос­по­дом стоит или падает, поскольку и сам ты – греш­ник. И пра­вед­нику судить и осуж­дать никого не сле­дует, тем более греш­нику – греш­ника. И судить людей – дело одного Христа: Ему Небес­ный Отец пере­дал Суд, и Он будет судить живых и мерт­вых – этому Суду и сам ты пред­сто­ишь. Бере­гись же похи­тить себе сан Хри­стов – это весьма тяжко – и судить подоб­ных тебе людей, чтобы с этим мерз­ким грехом не явиться на Суд Божий и не быть спра­вед­ливо осуж­ден­ным на вечную казнь».

пре­по­доб­ный Исидор Пелу­сиот:Нужно обра­тить душев­ное око от рас­смот­ре­ния чужих погреш­но­стей на свои соб­ствен­ные и при­учать язык гово­рить строго не о ближ­них, но о себе самом, ибо плодом этого бывает оправ­да­ние.

прпмч. Мит­ро­фан Среб­рян­ский:Нет плохих людей на свете, а есть боль­ные души, жалкие, под­вер­жен­ные греху. За них надо молиться, им нужно сочув­ство­вать.

свт. Нико­лай Серб­ский: Как гряз­ная вода не может убе­лить гряз­ное полотно, так и греш­ник не может очи­стить дру­гого греш­ника, пока себя не очи­стит. Потому предо­сте­ре­гает Гос­подь: исцели себя сам! Если хотите исправ­лять других, исправьте себя, а потом о других рев­нуйте. Это закон Хри­стов.

архи­манд­рит Иоанн (Кре­стьян­кин):Ты много читал, а не понял глав­ного — духов­ная жизнь начи­на­ется с позна­ния себя и своих немо­щей, а не с суда над окру­жа­ю­щим. Самые раз­ру­ши­тель­ные грехи — это соблазн и осуж­де­ние. Вот и начни вни­ма­нием эти два греха изго­нять из души и сердца.

свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­ни­нов:Смот­рите на врагов, как на боль­ных одной с вами болез­нью.

Н.Е. Пестов:Мы не можем судить ближ­него, т.к. мы не знаем его:

  • наслед­ствен­но­сти;
  • обста­новку его жизни в дет­стве и юности;
  • харак­тер его роди­те­лей и вос­пи­та­те­лей;
  • знания, кото­рые он полу­чил;
  • направ­ле­ние его судьбы по Божию про­мыслу.

архим. Рафаил (Каре­лин):Надо вообще избе­гать гово­рить что-либо о людях, оце­ни­вать их, хва­лить или пори­цать, ибо сердце чело­века — это глу­бо­кое море, а мы видим лишь поверх­ность его.

из вос­по­ми­на­ний об архим. Сера­фиме (Тяпоч­кине):Ему совер­шенно чуждо было осуж­де­ние. Если кто-либо при­хо­дил к нему с жало­бой на ближ­него, начи­нал подробно рас­ска­зы­вать о про­ис­шед­шем и о своем обид­чике, батюшка учтиво оста­нав­ли­вал, но так, чтобы не оскор­бить гово­рив­шего, и при­зы­вал помо­литься за обид­чика. Тут же все сму­ще­ние рас­се­и­ва­лось, обида ути­хала. Дости­гал он этого тем, что, молясь, внут­ренне оста­вался спо­кой­ным, невос­при­им­чи­вым ко всему пло­хому, чуж­дому его душе, по слову запо­веди Хри­сто­вой: «бла­женны миро­творцы, яко они будут наре­чены сынами Божи­ими» (Мф.5:9).

***

Осу­дите сна­чала себя самого, Научи­тесь искус­ству такому, А уж после судите врага своего И соседа по шару зем­ному. Научи­тесь сна­чала себе самому Не про­щать ни единой про­машки, А уж после кри­чите врагу своему, Что он враг и грехи его тяжки. Не в другом, а в себе побеж­дайте врага, А когда пре­успе­ете в этом, Не при­дется уж больше валять дурака — Вот и ста­нете вы чело­ве­ком. Булат Окуд­жава

Осуждение возвращается бумерангом

«Существует такой закон в духовной жизни: как осудишь кого, так непременно впадешь в такой же грех. Чем других осуждать, лучше себя познать. Что же мы из себя представляем?»

схиигумен Савва

Преподобный Паисий Святогорец рассказывал впечатляющую и очень показательную историю.

Однажды в храм, где он какое-то время служил, пришла женщина. О ней рассказывали, что она разрушила многие семьи, обольщая мужчин. Преподобный прикрикнул на нее и велел уйти из храма.

«Тогда, — вспоминает старец, — со мной случилось что-то ужасное. Впервые за свою жизнь я почувствовал такой силы плотское искушение, что это напоминало горение».

В какой-то момент искушения стали настолько сильны, что старец вонзил себе в ногу маленький топорик — чтобы как-то остановить поток мыслей. Брызнула кровь.

«А потом, — рассказывает святой, — я подумал: вот, я испытал этот ад единственный раз в течение короткого времени. А эта, Господи, несчастная душа, которая всегда живет в аду, как же она страдает!»

И сразу же после этой мысли святой почувствовал, что освобождается от страсти.

см.также: чудеса Паисия Святогорца

Простая история с моралью

Так что такое осуждение? В заключение можно вспомнить старую историю, нередко используемую в проповедях моралистов, о некой семье, переехавшей в новый дом. Женщина, бывшая в этой семье женой и матерью, слыла хорошей хозяйкой и не упускала случая похвастаться своим умением вести домашние дела.

И вот, героиня рассказа стала замечать, что женщина из дома напротив ежедневно развешивает на сушильных веревках белье, все испещренное грязными пятнами. Каждый раз, как это происходило, злоязычная жена подзывала к окну своего супруга и говорила ему, что их соседка совсем негодная хозяйка, не в пример ей, такой внимательной и заботливой.

Так продолжалось неделю, пока однажды утром сплетница не увидела, как соседка вновь развешивает стирку, только на этот раз белую, как свежий снег. Удивившись, она вновь подозвала мужа и поделилась с ним этой новостью. Что же он ответил? Что, устав от вечной несправедливости супруги, просто встал в этот день пораньше и начисто вымыл грязное окно, через которое сварливая хозяйка смотрела во двор соседки.

Подвести итог сегодняшней теме хотелось бы словами Уильяма Шекспира: «Грехи других судить вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь!» Если бы все люди, прежде чем осуждать и выносить на всеобщее обозрение недостатки своего ближнего, задумывались сначала о собственных минусах, в мире было бы гораздо меньше негатива и поводов для раздоров.

Борьба с осуждением: научиться прощать

О какой борьбе с осуждением может идти речь, если мы не научимся прощать — не только близких, но и врагов? Не только тех, кого готовы сейчас простить, но и тех, кого не готовы? Простить — значит полюбить любовью Христовой.

Но как можно полюбить злодея? Убийцу, вора, насильника?

Возможно, лучше всего об этом для современных читателей написал английский писатель-миссионер Клайв Льюис (формально он принадлежал к англиканской церкви, но по убеждению многих его мировоззрение и понимание вещей были абсолютно православными).

В своей книге «Просто христианство» в главе «Прощение» он писал, что многие не готовы даже представить, что могут простить или полюбить врага, потому что путают «прощение» с «соглашательством». Простить — не значит сказать, что человек хороший!

Он писал:

«Каждый человек соглашается, что прощение — прекрасная вещь, до тех пор, пока сам не окажется перед альтернативой прощать или не прощать, когда прощение должно исходить именно от него. Мы помним, как оказались в такой ситуации в годы войны. Обычно само упоминание об этом вызывает бурю, и не потому, что люди считают эту добродетель слишком высокой и трудной. Нет, просто прощение такого рода кажется им недопустимым, им ненавистна самая мысль о нем…

Вот сейчас, когда я подумал об этом, я понял, что у меня нет особой нежности и любви к себе самому. Я даже не всегда люблю свое собственное общество. Значит, слова „возлюби ближнего своего, как самого себя“, очевидно, не означают „испытывай к нему нежность“ или „находи его привлекательным“…

Следовательно, и врагов своих мы можем любить [и простить], не считая их приятными людьми. Это великое облегчение. Потому что очень многие думают, что простить своих врагов значит признать, что они, в конце концов, не такие уж плохие, тогда как на самом деле всем ясно, что они действительно плохи».

Полностью почитать эту книгу можно, в частности, здесь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]