Рассказ о.Нафанаила (Поспелова) о Богом зданных пещерах


Рассказ о.Нафанаила (Поспелова) о Богом зданных пещерах

В пещерах 325 плит: 220 известковых и 105 керамических. «Керамос» в переводе с греческого — «глина».

На плитах не писали день рождения, но только день кончины. Они придерживались поучения премудрого Соломона, который писал, что день смерти лучше дня рождения. Первые плиты относятся к 1559 году. Правда, предки наши вели летоисчисление от сотворения мира, а это на 5508 лет больше, то есть получается 7067 год.

Что мы видим на этих плитах? Прежде всего, в центре плиты изображен семиконечный Голгофский крест на фоне г. Иерусалима. Христос благоволил пострадать вне стен Иерусалима, Он страдал за народы всего мира.

На плите надписи: монограмма Христа «Ис Хе» — «Иисус Христос Ника (победитель); МЛРБ — «Место лобное рай бысть».

Крест напоминает нам, что здесь погребен христианин, верующий во Христа распятого и воскресшего. Тем, кто не верит в Бога, ставят на могиле звезду пятиконечную, в знак того, что человек этот воспринимал мир пятью чувствами и не признавал того, что существует за пределами пяти чувств.

Крест на плите обрамлен арочкой, напоминающей церковные Царские врата, — это напоминание нам, что Христос Своими крестными страданиями отверз человеку двери рая. Еще на плите изображены церковные купола. История православного купола тоже непроста. Его форма напоминает каплю. Капля, перед тем как оторваться, принимает всегда строго определённую форму, свидетельствующую о полноте её. Так вот это как раз форма наших православных церковных куполов. Этим свидетельствуется, что и Церковь Христова имеет полноту благодати. Шпили храмов западных вероисповеданий имеют острый шпиль, то есть только стремятся к этому.

Вся символика могильных плит напоминает нам еще римские катакомбы, где в первые века совершали богослужения христиане. Во времена гонений они должны были перейти на символические изображения. Так как символы монограммы Христа в греческом языке звучат как название рыбы, Христа изображали символически рыбой.

Подземный пещерный храм Воскресения Христова напоминает нам о твердой вере наших предков в то, что как Христос воскрес из мертвых, так и здесь погребенные воскреснут по трубе Архангеловой. И недолго будет царствовать в пещерах смерть, ибо она уже побеждена распятым на кресте Христом. Вот почему над пещерами стоят Успенский и Покровский храмы, увенчанные крестами.

Пещеры являются местом подвига первых монастырских подвижников и монастырским действующим кладбищем. Вера первых христиан в загробную жизнь и их ожидание всеобщего воскресения мертвых побудили их к такому необычному захоронению, где бы тела всех братий покоились до общего воскресения мертвых.

Церковь против кремации, так как кремация — символ наказания Божьего. В Ветхом Завете есть слова: «Ваше тело не опустят в землю». Эти слова были сказаны именно как угроза наказания.

Церковь также и против мумифицирования. Этот обряд был свойственен для тех языческих времен, когда не знали загробной жизни и мумифицировали умерших, чтобы их «сохранить».

Православная Христова Церковь в таком сохранении тела нужды не имеет — она верит, что умерший воскреснет. Некоторые, как писал богослов, профессор Голубинский, имеют ревность не по разуму, думая, что мощи святого или праведника должны быть обязательно нетленными. Неправильно.

Во-первых, Церковь тело каждого христианина после его смерти называет мощами (что мы можем видеть из требника); во-вторых, надо указать, что нетление может быть даровано человеку, проводившему подвижническую жизнь, только как дополнительное отличие и благо. Церковь же причисляет к лику святых не по этому признаку, а по тем чудотворениям, которыми прославлен Божий угодник.

При входе в пещеры висит икона «Знамение», или по-гречески «Оранта» — Молящаяся. Подобные изображения были в римских катакомбах. На грудь покойного кладется иконочка в знак того, что умерший имел сердечную веру в Бога.

Здесь похоронен архимандрит Венедикт, который с 1800 года управлял обителью. Наша Псковская земля называется домом Святой Троицы, а обитель — дом Пречистой Богородицы.

В пещерах имеется подземный храм и семь улиц. Протяженность улиц — 217 метров. Температура в пещерах всегда постоянная — плюс 5ºС — и стопроцентная влажность. Это значит, что, если поставить здесь сосуд с водой, из него не сможет испариться ни одной капли.

Когда началась война с Ливонией, воинские части из Москвы шли через Псков и Изборск и в нашу обитель заходили как в последний пограничный пункт. Они исповедовались, причащались, слушали напутственный молебен, принимали участие в строительстве ограды крепости и, конечно, просили помянуть их души, когда Господь пошлет по их души ангела смертного…

В пещерах похоронены многие воины, благодетели и благоустроители монастыря. Их жены — москвитянки — считали своим долгом приехать к нам на паломничество, помолиться за души своих мужей, внести посильную лепту в обитель.

Среди захороненных в наших пещерах есть много людей из видных фамилий: Татищевы, Елагины, Симанские (из этого рода происходил покойный патриарх Алексий I), Нащокины, Гагарины, Назимовы, Неплюевы, Кропоткины, Чихачевы, Пушкины…

Одна из улиц называется Братской, потому что она завершается двумя братскими кладбищами. Направо и налево по стенам — надгробные плиты.

Почва пещер — твердый песчаник, очень красивый, богатый окислами различных металлов. Когда в городе задумались о том, что не хватает рабочих мест, отец Алипий подсказал, что надо использовать прекрасные глины, которых вокруг в изобилии. Тогда-то и построили в городе керамический комбинат, на котором смогли работать многие горожане.

Плиты в пещерах разного качества, но самые древние, как это ни покажется странным, — самые сохранившиеся. Происходит, видимо, по нашему обычному закону: первая продукция — самая качественная.

Первые насельники обители, жившие в Богом зданных пещерах, не имели даже хороших светильников. Они пользовались лучиной. Поэтому стены пещер постепенно покрывались копотью. Первые насельники жили бедно, зато обогатились духовно

Братские кладбища: новое кладбище, на нем погребена рядовая братия монастыря с 1701 года. Всего здесь около 400 гробов. Старое кладбище, на котором хоронили до 1700 года.

Храм Воскресения Христова устроен в пещерах основоположниками нашего монастыря. Этим они выражали веру, что как Христос воскрес, так воскреснет каждый человек. Храм Воскресения Христова. Стиль иконостаса — стиль греческих церквей. Здесь захоронен, по его собственному завещанию, наш приснопамятный наместник отец Алипий. А рядом с ним — его правая рука эконом архимандрит отец Ириней.

Надгробные плиты в пещерах не одинаковые. Искусство менялось век от века. Но самые лучшие — и по эстетике, и по добротности исполнения — это древние.

Наш Свято-Успенский Псково-Печерский первоклассный мужской монастырь — это древняя и почитаемая на Руси обитель. Она известна незабвенными заслугами для Церкви и Отечества.

Первые старцы пустынножители, как мы полагаем, были или из общежительных монастырей Пскова, или из Киевских пещер, теснимые татарами. Дальше на запад старцы не могли идти — в трех верстах была граница немецкого Тевтонского ордена. К тому же они нашли здесь пещеры, готовые для жизни. Первые старцы, устроив в пещерах жилище и храм, жили в неизвестности. Все старое и хорошее зарождалось в неизвестности. Но потом постепенно приходило в известность.

Так два изборских жителя, отец и сын, охотились в этих местах и утром, где теперь Успенская Церковь, услышали дивное пение и ощутили благоухание. Не зная истинной причины благоухания и пения, они приняли это за явление ангелов. По совету с другими жителями Изборска они купили это место у псковичей. И по жребию это место досталось крестьянину Ивану Дементьеву. Он срубил однажды старое дерево над пещерами. Оно упало, сшибло ряд деревьев, вырвало клок земли, и открылось устье. И была надпись «Вход в пещеры Богом зданные».

В это время среди русского монашества было стремление удаляться из многолюдных городов в пустынные места. Так осваивался север, и так было и на северо-западе России.

Из книги «Богородичной обители послушник»
История, Пещеры, Репортаж

Приграничный монастырь

Странное местоположение выбрали монахи для строительства обители. Где это видано, чтобы монастырь не на горке стоял, а в глубокий овраг сползал? Место странное, но уж очень стратегическое. Аккурат посерединке между Москвой и Ливонским орденом.

А потому высокие каменные крепостные стены с семью башнями и тремя воротами были построены в 1558—1565 годах и не раз сыграли свою важную роль в истории, защищая Печерский монастырь от ливонской крепости Нейгаузен, расположенной всего в 20 километрах.

Крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск польского короля Стефана Батория и венгерского отряда в 1581 году, других польских отрядов, шведских войск (с перерывами в 1611—1614 годах), войск шведского короля Карла XII (1703). Крепостные стены монастыря служили обороне более 150 лет до конца Северной войны и заключения Ништадтского мира. Выдержали они и фашистские бомбы в ХХ веке.

Монастырь редко кто называет крепостью. Но общая длина его необычных ступенчатых стен превышает 700 метров. Высоченные стены Печерской крепости идут по склону глубокого оврага, на дне которого протекает ручей Каменец.

А семь башен, Острожная-башня Нижних решеток-Благовещенская-Изборская-Тарарыгина-башня Верхних решеток-Тайловская, надежно защищают периметры.

Наиболее интересными являются две башни на самом дне оврага – башня Нижних решеток и башня Верхних решеток. Две стройные квадратные башни находятся друг напротив друга. В их нижней части выложены небольшие каменные арки, сквозь которые воды ручья попадают внутрь крепости, продолжают свой бег и вытекают уже с обратной стороны. Эти арки закрываются железными решетками, чтобы осаждающие не воспользовались ручьем для проникновения в крепость. Решетка и дали наименование башням.

К тому же башня Верхних решеток является еще и самой высокой в крепостном комплексе. Ее высота составляет 25 метров, поэтому она почти не проседает по сравнению с остальными башнями, несмотря на то, что находится в самом низком месте. В башне имеются караульная изба, камеры для установки пушек и дозорная площадка, с которой прекрасно просматриваются все окрестности Печор.

Монастырь, который никогда не закрывался

А это уже никакая не легенда, а факт. За 550 лет истории монастырь разоряли не единожды, но не смогли закрыть ни войны, ни отчуждение земель в пользу разных государств, ни правители.

После разрушений обитель всегда восстанавливалась и получала очередной ратный подвиг к истории. А братия не только участвовала в защите и восстановлении, но всегда помогала прихожанам, попавшим в беду.

Во время Ливонской войны они вели миссионерскую деятельность. Основывали храмы в отвоеванных местностях, оказывали помощь пострадавшим, а имена погибших в войне заносили в монастырский синодик для поминовения. Во время немецкой оккупации братия монастыря участвовали в Псковской православной миссии, возрождавшей духовную жизнь на оккупированных территориях.

Государственные границы передвигались, но не нарушали монастырский покой. А вот советское правительство решило всерьез заняться вопросом неугасаемой веры в Псковской области.

Неоднократно в монастырь наведывались различные комиссии, с единственной целью – закрыть обитель. В очередной раз приехала комиссия, уже с постановлением о закрытии. Но его настоятель Алипий лишь взглянул на бумаги и тут же швырнул их в горящий камин. Нет бумаг – нет основания для закрытия.

Перед следующей комиссией монастырские ворота просто закрыли. А Алипий заявил, что в монастыре сохранилось много оружия со времен войны и многие из братии — фронтовики, которые будут сражаться до последнего. Далее Алипий сказал, что взять монастырь можно будет только с помощью авиации, о чем непременно будет рассказано по «Голосу Америки».

Говорят, что после этого, даже советская власть оставила все попытки закрыть Печерский монастырь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]