Московский храм Двенадцати апостолов в Патриаршем доме в Кремле |
Московский храм во имя Двенадцати апостолов в Патриаршем доме в Кремле с придельным домовым храмом апостола Филиппа
Московской епархии
- Престолы: Собора Двунадесяти апостолов (главный); ап. Филиппа (придельный)
- Адрес: Россия, 101000, г. Москва, Кремль, Соборная площадь
- Тел.
- Сайт в Сети православных сайтов — Prihod.ru
: - На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Храм расположен на Соборной площади Кремля, к северу от Успенского собора. Со своей восточной стороны храм галереей соединен с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. Проезд — до станции м. «Александровский сад», «Боровицкая».
В 1566-1568 годах на митрополичьем дворе на этом месте была построена церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Она также имела придел апостола Филиппа и, как считают, была построена митрополитом Филиппом, прежде Соловецким игуменом.
В середине XVII века царь Алексей Михайлович подарил патриарху Никону пустовавший Царе-Борисов двор, примыкавший к Патриаршему двору. Территория Патриаршего двора таким образом увеличилась, и взамен храма Соловецких чудотворцев в период с 1652 по 1656 год был построен нынешний внушительный храм, первоначально освящённый во имя апостола Филиппа. Строительные работы производились русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым. Место разобранной церкви заняли паперть нового храма и вновь образованные сени, ведущие в каменные кельи Никона, пристроенные с севера. Проезд на Передний двор патриарха был устроен в подклете Филипповской церкви.
В 1681 году храм был переосвящён во имя Двенадцати апостолов, а на третьем этаже патриаршего дома при кельях патриарха был устроен домовый храм во имя апостола Филиппа.
С 1721 года храм был в ведении Синодальной конторы и много раз перестраивался. В 1722 году архитектор И. П. Зарудный под главами собора устроил ризницу и установил новый иконостас. Со второй половины XVIII века в Крестовой палате Патриаршего двора находилась мироварня, а само миро хранилось в алтаре церкви Двенадцати апостолов.
В 1917 году собор Двенадцати апостолов и храм апостола Филиппа сильно пострадали во время артиллерийского обстрела Кремля сторонниками большевиков — было разбито большое Святое Распятие, патриаршая ризница превращена в груду мусора, пострадало Евангелие 1115 года. В 1918 году храмы были закрыты и включены в состав Музеев Московского Кремля. Второй этаж Патриаршего дома, включая собор, Трапезную, Крестовую и другие палаты заняла экспозиция кремлевского Музея прикладного искусства и быта России XVII века. Начиная с 1920-х годов проводилась реставрация.
От большого комплекса Патриаршего двора до нашего времени уцелели церковь Двенадцати апостолов, корпус жилых палат с церковью апостола Филиппа и Мироваренная палата. Смежная с ней столовая палата сильно перестроена. Патриаршая ризница частично разорена, распылена по другим музеям. Находящийся в храме резной деревянный иконостас конца XVII века был перенесен в 1929 году из разрушенного собора Вознесенского монастыря. Ныне весь второй этаж Патриаршего дома, включая храм, трапезную, Крестовую и другие палаты занимает экспозиция музея прикладного искусства и быта России XVII в. Храм апостола Филиппа разорен: остался лишь алтарь, находящийся с южной стороны палат.
В начале 1990-х годов храм Двенадцати апостолов был передан Русской Православной Церкви, после чего раз в год, на престольный праздник, там стала совершаться Божественная литургия. Доступ в храм ныне — по приглашениям. В остальное время церковь действует как музей. Церковь апостола Филиппа ныне числится её приделом.
Архитектура
Храм представляет собой четырехстолпное крестово-купольное здание на высоком подклете, прорезанном двумя аркадами для проезда с Соборной площади на внутренний Патриарший двор. Построен по образцам владимиро-суздальских храмов. В оформление барабанов стройного пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса служат обрамлениями оконных проёмов и объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами, а также и с Успенским собором. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировке которого применены изразцы. Сохранились фрагменты настенных росписей конца XVII века.
Зал Крестовой (Мироваренной) палаты (14 x 20 м) Патриаршего двора перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что было выдающимся техническим новшеством для своего времени.
Cобор Двенадцати Апостолов в Кремле
Фото из книги Н.А. Найденова
Единственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле: через ее красивые арки мы обычно проходим на Соборную площадь, с которой она составляет единый идейно-архитектурный ансамбль наряду с тремя главными кремлевскими соборами – Успенским, Архангельским и Благовещенским. Однако, в отличие от своих великих соседей, церковь Двенадцати Апостолов – самая поздняя из них. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона вместе с великолепными Патриаршими палатами и с тех пор стала домовым патриаршим храмом. Этим величественным ансамблем патриарх Никон утверждал свой приоритет в политическом споре с царем о преимуществах духовной власти над светской.
Праздник 12 Апостолов появился в IV веке от Р. Х., когда в Церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех апостолов Христа. И датой этого праздника избрали следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Уже император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм во имя святых Двенадцати Апостолов.
Русские церковные иерархи и прежде имели в Кремле собственный домовый храм. Им была маленькая Ризположенская церковь близ Успенского собора, устроенная в 1451 году святителем Ионой, митрополитом Московским, на своем дворе в благодарность за чудесное спасение столицы от набега ордынского царевича Мазовши: 2 (15) июля, в праздник Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, его войско появилось около Москвы, и в тот же день внезапно повернуло обратно без боя, отчего этот набег прозвали в народе «скорой татарщиной». Ныне существующее здание этой первой домовой церкви выстроили в 1484–1486 г.г. те же псковские мастера Кривцов и Мышкин, которые возвели и Благовещенский собор — уже после того, как они потерпели страшную неудачу со строительством Успенского собора, обрушившимся до основания.
После учреждения на Руси патриаршества Ризположенская церковь стала первым кремлевским домовым храмом русских патриархов – до времени патриарха Никона. Никон же задумал построить новый Патриарший дом, величественный и парадный, не хуже царского Теремного дворца,
с собственной домовой церковью. Место для строительства определили на кремлевской территории Патриаршего двора, которую отдал для русского митрополита еще сам великий князь Иван Калита, когда святитель Петр перенес свою кафедру из Владимира в Москву, сделав ее церковной столицей русского государства. А в 1450 году здесь появились первые каменные палаты митрополичьего двора.
Однако собор 12 Апостолов появилась в Кремле не сразу. Еще св. Филипп, митрополит Московский, построил здесь церковь во имя святых Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с приделом во имя своего небесного покровителя, св. апостола Филиппа. Вероятно, что она тоже была домовым митрополичьим храмом вместе с официальной Ризположенской. Когда Никон добился огромной власти, он приписал свой успех, как считал историк Иван Забелин, благосклонности и небесной помощи своего предшественника, св. митрополита Филиппа, и приказал выстроить на месте Соловецкого собора новый каменный храм во имя св. апостола Филиппа, освященный по тезоименитству московского святителя. Под обширное строительство выделили и часть бывшего двора Бориса Годунова.
В сентябре 1652 года, спустя два месяца после «покаянной» встречи честных мощей святителя Филиппа у Крестовской заставы, началось возведение кремлевского собора, а в конце февраля 1656 года патриарх Никон уже служил в новом храме Литургию. Мощный пятиглавый красавец-исполин с крестами, покрытыми позолоченной медью, стал классическим образцом никоновской церковной архитектуры. После того, как в 1648 году Никон запретил русское шатровое зодчество в храмостроительстве и повелел повсюду возводить «византийские» крестово-купольные пятиглавые храмы, он сам последовал своему указу, построив в Кремле в этом стиле собственный домовый храм. Торжественное грандиозное здание патриаршей домовой церкви символизировало могущество и величие патриарха Никона. Здесь подчеркнуто служило только монашествующее духовенство, в то время как в других кремлевских соборах, в том числе и в царском Благовещенском, — белое духовенство. А старая Ризположенская церковь после возведения нового домового патриаршего храма при палатах, стала дворцовой и была соединена лестницами с царскими теремами.
Весь же ансамбль Патриаршего Двора с собором строился двадцать лет – с 1636 по 1656 годы, и возводили его русские мастера Антип Константинов и Бажен Огурцов, а роскошное здание Патриаршего дома со знаменитой Крестовой палатой построил зодчий Давыд Охлебин. И уже в 1655 году патриарх Никон встречал в своих новых кремлевских владениях царя Алексея Михайловича, вернувшегося с победой из Вильно. Здесь он торжественно принял государя и благословил его. С тех пор на Патриарший двор вплоть до петровских реформ цари приходили в день своих именин с праздничным пирогом и принимали в Крестовой Палате благословение и поздравление от Предстоятеля.
Здесь же, в Крестовой палате, сам ее создатель патриарх Никон, предстал перед судом Вселенских Патриархов. А со времен императрицы Екатерины II в ней была учреждена Мироварня, где св. миро для всей России варилось на Страстной неделе и хранилось в Патриаршей Ризнице. При палатах находилась и крупнейшая в России бесценная Патриаршая (Синодальная) библиотека с раритетами.
И только в 1680–1681 году, много лет спустя после падения патриарха Никона, кремлевский собор во имя апостола Филиппа переосвятили во имя Двенадцати Апостолов по личному приказу патриарха Иоакима, а во имя св. апостола Филиппа устроили маленькую церковь на самом верхнем, третьем этаже Патриарших палат, которая и стала новым домовым храмом русского патриарха.
Иногда дореволюционные историки и вовсе относили появление церкви Двенадцати Апостолов к позднему времени правления Петра I. Якобы в 1723 году после отмены патриаршества и создания Святейшего Синода царь повелел устроить над кельями «Синодального Дома», (который разместился в бывших московских покоях патриарха), церковь во имя Двенадцати Апостолов с верхним придельным храмом св. Апостола Филиппа. А еще считали, что храм, сооруженный при Никоне – будущий Двенадцати Апостолов – был сперва освящен не во имя св. Апостола Филиппа, а во имя трех святителей Московских — Петра, Алексея и Ионы с приделом новопрославленного митрополита Филиппа, чтобы так подчеркнуть историческую преемственность патриарха Никона. Современные историки обычно не поддерживают ни одну из этих версий.
В кремлевском храме Двенадцати Апостолов были свои святыни и реликвии, одна из которых – древний византийский двустворчатый образ Святых Апостолов Петра и Павла, подаренный Петру I римским папой Климентом. А на наружной стене храма над бывшими патриаршими воротами находился Образ Спаса Нерукотворного. Однажды во время строительных работ часть стены обвалилась, и эти кирпичи упали оземь, но чудесным образом сохранился на них Лик Спасителя, и Его можно было видеть еще в начале ХХ столетия.
Храм страшно пострадал в ноябрьские бои 1917 года, попав под артиллерийский обстрел. Снарядами были пробиты его стены и разрушены внутренние помещения, с огромным трудом отреставрированные впоследствии музейными работниками. Новый иконостас взамен уничтоженного был перенесен из собора кремлевского Вознесенского монастыря, взорванного по постановлению новых жильцов Московского Кремля.
И уже в 1922 году была восстановлена старинная галерея, соединявшая храм с жилыми покоями патриарха, и раскрыты сами древние палаты. Позднее пол собора вновь был покрыт глазурованными плитками. В настоящее время в храме расположена музейная экспозиция. От верхнего храма апостола Филиппа остался только алтарь, и доступа в него сейчас нет.
Духовенство
Настоятели
- Сщмч. Леонид Чичагов (1893 — 1896)
- Михей (Алексеев) (4 декабря 1896 — декабрь 1897)
- Феодосий (Алмазов) (1903 — 1905)
- Борис (Шипулин) (1905 — 1906)
- Сщмч. Димитрий (Добросердов) (1908 — 1914)
Священики
- Арсений (упом. 1914) иером.
- Варсонофий (упом. 1914) иером.
- Савва (упом. 1914) иером.
Диаконы
- Евстратий (упом. 1914) иерод.
- Антоний (упом. 1914) иерод.
Борьба за власть
Икона «Поклонение кресту» — своеобразная иллюстрация борьбы за верховенство в Русском государстве, разыгравшейся с 1658-го между правителем и патриархом.
Никон проделал путь к вершинам церковной власти в настолько короткий срок, что этот успех решительно вскружил ему голову, и сперва в приватной обстановке, а затем уже и в своих проповедях он начал возвещать, что «священство превыше царства», практически посягнув на абсолютную власть русского монарха.
Результатом этого стал разрыв между царем и патриархом, продолжавшаяся в течение нескольких лет «война в письмах», низложение Никона на церковном соборе 1666 года, его ссылка и преждевременная смерть.
«Поклонение кресту». Икона XVII века
Икона «Поклонение кресту» написана постфактум и указывает, каким должно быть место патриархав государственной иерархии: ниже царя и на коленях перед ним.
Вернувшись в притвор, можно пройти в рабочие комнаты патриарха. Из первоначальной обстановки этой части Патриаршего дворца ничего не сохранилось. Однако вы можете получить некоторое представление о том, как с середины XVII века в быт обеспеченных москвичей постепенно начали проникать предметы западного обихода.
Патриаршие палаты были построены в 17 веке русскими зодчими
По заказу Патриарха Никона был построен храм 12 Апостолов и Патриаршие палаты
Храм 12 апостолов и Патриаршие палаты построили русские зодчие Антип Константинов и Бажен Огурцов в 1653 — 1656 годах по заказу Патриарха Никона. Патриарх в то время соперничал с царём, пытаясь утвердить патриаршую власть выше царской.
Именно с этой целью взамен старой Патриаршей резиденции он повелел построить новую, на месте части двора Бориса Годунова и старого домового храма. Рядом со своей Резиденцией Никон повелел выстроить пятиглавый собор Двенадцати Апостолов.
Позже роскошнейшее здание Патриаршего дома строил зодчий Дывыд Охлебинин. Его авторству также принадлежит знаменитая Крестовая палата. Она получила такое название, потому, что помещения в ней выстроены в форме креста.
Крестовая палата получила такое название потому, что она была построена в форме креста.
Крестовая палата Патриарших палат. Её автор — русский зодчий Давыд Охлебинин
О зодчих, руководивших постройкой Палат и Собора, сохранилось мало сведений. О Бажене Огурцове их вовсе нет, а жизнь Антипа Константинова описана в общих чертах. Он родился в 1610-х годах в Москве, а умер в конце 1650 года в Нижнем Новгороде.
Его отец — потомственный каменщик Константин. Он рано умер, и Антипа усыновил подмастерье каменщика Лаврентием Семёновичем Возулиным. Возможно, что он был другом Константина.
Именно поэтому он известен ещё и под фамилией Возулин. Как признанный мастер каменного шатрового зодчества Константинов участвовал в строительство многих известный в России зданий.
Современная архитектура Патриарших палат повторяет первоначальную
Несмотря на то что Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов неоднократно перестраивались, современная их архитектура практически повторяет первоначальную. В наше время этот архитектурный комплекс состоит из двух-трёхэтажного здания.
Кроме того, в одном месте сохранилась Петровская палатка — остаток четвёртого этажа. В ней, по легенде, царь Пётр прятался со своей матерью и братом от взбунтовавшихся стрельцов.
В состав здания включена пятиглава церковь Двенадцати апостолов. Под нею выполнены две проездные арки. С севера к фасаду здания пристроена галерея.
Схема помещений Патриарших покоев и Собора Двенадцати Апостолов. До наших дней сохранились не все помещения и строения Патриарших Палат
Во времена Никона и до отмены патриаршества на Руси первый этаж здания занимали патриаршие приказы и хозяйственные службы. Здесь Московский патриарх принимал подчинённых и решал текущие дела.
На втором этаже располагались Столовая Крестовые палаты, приказные и парадные сени, трапезная. В парадных сенях Патриарх встречал царя и представителей царской фамилии, когда они посещали его.
Кроме того, на втором этаже размещалась церковь Двенадцати апостолов. Третий этаж занимали личные покои Патриарха.
Рабочие комнаты в Патриаршем дворце
Это всего два помещения. В первом бросается в глаза портрет Петра Потемкина, по которому можно судить о традиционном одеянии «классического» русского боярина допетровского времени.
Но есть в Патриаршем дворце и европейская мебель — шкафы и буфеты. Богатым людям в XVII стало неудобно пользоваться традиционными сундуками. Еще до начала царствования Петра I некоторые московские дворяне стремились обставить свои дома по-европейски.
Вторая комната — «кабинет». Возле окна висит миниатюрная парсуна царя Алексея Михайловича верхом на лошади.
Читать и писать Никон очень любил. Собиратель библиотек и строитель типографий, в 1654 году в рамках церковной реформы он инициировал первое в истории России массовое издание церковной литературы. Образцы старинных книг хранятся в Патртаршем дворце.