Архангельский собор Московского Кремля — усыпальница русских правителей

Архангельский собор Московского Кремля — православный храм, величественный памятник истории и архитектуры, возвышающийся на Соборной площади кремлевского музея-заповедника.

Сохранившийся собор начала XVI века располагается на месте деревянного московского собора, также посвященного святому Архистратигу Михаилу, середины XIII века и сменившего его каменного храма 1333 года.

Архитектор Архангельского собора Кремля в Москве — итальянский зодчий, на Руси известный как Алевиз Новый. Строительство храма осуществлялось с 1505 по 1508 год.

История Архангельского собора

На месте Архангельского собора еще в 1247–1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии — в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей.

В сентябре 1933 года храм был освящён. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505–1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

Храм в XIX—XX вв

Во время Отечественной войны 1812 года собор разорили французы. Но после изгнания армии Наполеона его восстановили. Повторное освящение провёл архиепископ Августин в 1813 году. У стены с южной стороны собора в 1826 году на месте одноэтажной сделали двухэтажную пристройку-палату для служителей церкви. Основной купол покрыли медными листами и позолотой в 1837 году. Угловые же выкрасили белой жестью, кресты на них обтянули латунью и позолотили.

В 1853 году провели реконструкцию, очистку икон и стеновой росписи храма. Руководил работами . Н. Подключников в 1870-х также реставрировал образа. В 1895 г. собор был передан дворцовой конторе Москвы. По прошествии двух лет иконостас восстанавливал Я. Е. Епанечников со своей мастерской. Работы контролировались археологическим обществом Москвы. Святейший Синод полностью передал Михаило-архангельский собор в Придворное ведомство в 1895.

К 300-летию царского дома Романовых в Архангельском Кремле обновили Царские врата, иконостас, настенную роспись, отреставрировали усыпальницу. Также сделали покров с двумя лампадами над захоронением Михаила Фёдоровича — первого царя из династии Романовых. Эскиз навеса выполнил князь Пётр Николаевич. 24 мая 1913 года лампады зажёг император Николай II.

Во время Революции 1917 года в стену с южной стороны храма попал снаряд, проделав, по сообщению свидетелей того времени, выбоину в кирпичной кладке. Собор закрыли вместе с другими кремлёвскими церквями. Но приступили к восстановительным работам. Сотрудниками реставрационного центра были усилены каркасы местных и основных больших икон, образа покрыли олифой.

Лики праздничные и местные обновлялись в 1934—1935. Их также укрепили, восстановили грунтовый, красочный слой. В середине XX века под поздней росписью обнаружена стенопись XVII века. Собор стал музеем в 1955 году.

В 1960-м музей Кремля отнесли к Министерству культуры. С 1962 по 1965-й в Архангельском храме велись археолого-зодческие работы. Антрополог-археолог М. Герасимов восстановил по найденным мощам портреты Ивана IV Грозного и Фёдора I Ивановича в скульптуре. В 1969-м проведено восстановление росписи в верхней части храма. Инициатором выступил В. И. Фёдоров — главный кремлёвский архитектор. Фрески отреставрировали в 1970-х, тогда же очистили иконы, усилили иконостас. Богослужения в соборе совершаются с 1991 года.

Архитектура Архангельского собора

В основном храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане — прямоугольник, вытянутый по оси восток — запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы.

При строительстве храма была впервые использована интерпретация архитектуры Успенского собора Московского Кремля. В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения — ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.

При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внёс в интерьер храма ордерную декорацию. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.

Архитектура и внутреннее убранство

Внешне собор похож на средневековые палаццо Венеции. По вертикали стены поделены традиционными пилястрами, карнизы между ними делят их по горизонтали. Обилие декораций снаружи делает здание непохожим по стилю на классические древнерусские храмы, где капители, карнизы, пилястры создают впечатление регулярности, а также разделяют стены на две части. Нижний ярус с его декоративными арками видится мощным и тяжёлым. Верхняя часть украшена филёнками прямоугольной формы. Венчают здание необычные детали:

  • скульптурные рельефы;
  • раковины с орнаментом;
  • окна-медальоны.

Но внутреннее устройство собора по-русски традиционно. Структура его по плану крестово-купольная, то есть купол находится на пересечении внутренних основных проходов здания. Особое значение церкви подчёркивают пять куполов. Четыре из них не покрыты золотом. Это означает, что собор имеет ритуальное значение, как место захоронения. Если смотреть на храм с Соборной площади, он видится удлинённым. Действительно, здание вытянулось в длину с этой стороны благодаря пристройке к лоджии. Это помещение возвели для женщин правящих семей.

Из-за ярусной системы собора кажется, что пространство внутри поделено двумя этажами. Это не так. Внутри собора тесно и сумеречно, что для русской архитектуры традиционно. Недостаток света объясняется узкими и вытянутыми окнами-бойницами, которые пропускают мало солнца. Мрачность помещению придают тёмные, покрытые росписью стены, а сужают пространство столбы, которые поддерживают центральную главу. Иконостас из дерева, покрытый резьбой, сделан в конце XVII века.

Большая часть икон, которые находятся здесь, созданы в XVII столетии. Самая ценная из них отображает Архистратига Михаила и его житие. Образ создан по поручению вдовы Дмитрия Донского, княгини Евдокии в 1399-м. Чудотворный лик Божьей Матери находится в иконостасе, образ «Благодатное небо» датируется 1678−1680 гг.

Убранство Архангельского собора

В интерьере собора преобладает торжественно-сумеречное настроение. Считается, что Архангел Михаил, в честь которого и построен храм, был проводником душ в царство вечности. Также, он считался и покровителем князей, отличившихся на поле брани. Исследователи предполагают, что при первоначальном оформлении храма при Василии III роспись не предполагалась. Впервые, видимо, храм был расписан в 1564–1565 гг. при Иване IV. Доказательство этому — сохранившиеся фрески над западным входом и в южном предалтарии. Те фрески, которые мы видим сейчас были созданы в середине 17 века. По указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев — Симон Ушаков и Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев сделали тщательные прориси. Всего 92 мастера принимали участие в росписи стен храма. Интересна галерея из условных портретов князей и царей, похороненных здесь. В роспись стен включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с иноземными захватчиками и легендарные страницы жития Архангела Михаила.

Иконостас, сооруженный при строительстве храма (1508 года) сгорел во время пожара в 1547 году. В настоящее время в храме установлен иконостас, выполненный царскими резчиками в 1679–1680 гг. Большинство икон были выполнены тоже в это время. Главная достопримечательность — храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями», относится к 14–15 вв. Ее можно назвать вершиной в истории иконописи на Руси. Также примечателен список чудотворной иконы Благовещение Устюжское. Некоторые иконы верхних ярусов иконостаса написаны на старых досках, принадлежащих иконам 1547 года и старше. Верхний ряд венчает Распятие Господне, выполненное Ф. Зубовым и М. Милютиным.

Стеновая роспись

Ещё при Иване Васильевиче в XVI веке храм расписали фресками. Сейчас их уцелевшая часть картинок находится в восточной части храма, у алтаря. Особую ценность представляет стенопись. Храмовую роспись выполнили художники кремлёвской Оружейной палаты в XVII веке. Главный смысл этой живописи — общность церкви и страны. По аналогии с другими храмами роспись здесь находится на стенах ярусами, а также внутри купола и в апсиде. Так, стенопись с западной стороны и на сводах храма посвящена основам христианского православного учения.

Западная и южная стена покрыты изображениями, которые кратко рассказывают о деяниях Архистратига Михаила, святого защитника храма. Интересная особенность стенописи — на столпах, в нижней части стен изображены великие русские князья. В храме можно увидеть портреты более шестидесяти правителей России. Они изображены в полный рост, повёрнутыми к алтарю. Рядом с ними представлены их святые покровители. Образы князей отображают то, к чему они стремились всю свою жизнь — объединение русских земель вокруг Москвы.

Архангельский собор как усыпальница

Как были расположены захоронения в храме в 1333 году неизвестно. Первым на территории храма был похоронен Иван Калита, который и заложил храм.

Когда в 1505 году храм разобрали, княжеские гробы были вынесены. А в новый храм их поместили в октябре 1507 года. Расположение погребений проводилось по чётким правилам. По южным стенам расположены великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья — у северной стены. У алтарной преграды у южной стены похоронены Василий III, его дед и отец (Василий II и Иоанн III) и внук царевич Димитрий. В 60-х гг. 16 века царь Иоанн IV соорудил новый придел для царской усыпальницы. Здесь покоятся царевич Иоанн Иоаннович, цари Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович.

Всего в храме 54 захоронения. Большая часть погребений находится под плитами пола. В 17 веке над ними были сооружены надгробия, украшенные орнаментами и надписями. Открыто здесь почивают мощи царевича Димитрия Угличского, помещенные сюда в 1606 году у среднего северного столба. В 1774 году из Сретенского собора были перенесены мощи святых князя Михаила Черниговского и боярина его Федора. Они покоятся в раке за иконостасом, у северной стены. В 1928 году в крипту (могилу) подвальной палаты южной пристройки из снесенного собора Вознесенского монастыря были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор Московского Кремля — это одна из святынь русского православия. И хотя в нём работает музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.

Усыпальница французских королей (Сен-Дени)

Место, на котором сегодня находится базилика Сен-Дени, с III века считалось святым. По легенде, именно здесь умер Святой Дионисий. Первую часовню на этом месте возвели в V веке, а в 630 году король Дагобер I основал вокруг церкви бенедиктинский монастырь, ставший одним из богатейших во Франции.

Первые погребения знатных дворян в Сен-Дени относятся к V веку. Так, на территории базилики обнаружили могилу королевы Арнегунды, умершей примерно в 580 году. Здесь же в 639 году был похоронен и Дагобер I.


Базилика Сен-Дени. (Wikimedia Commons)

Саму базилику Сен-Дени построили и освятили в 1281 году. В начале XIII века Людовик IX Святой приказал перенести сюда прах своих предшественников и создать для них скульптурные надгробия, 14 из которых сохранились до наших дней. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей. К концу XVIII века здесь покоились 35 французских монархов, а также принцы и принцессы.

Во время Великой французской революции аббатство было разграблено и закрыто, а останки погребённых выбросили в ров. В 1814 году при реставрации Сен-Дени кости королей и членов их семейств собрали в оссуарий. В крипте здания перезахоронили казненных во время революции Людовика XVI и Марию-Антуанетту, а также умерших в эмиграции принцев и принцесс. В 1820 году здесь же был погребен убитый герцог Беррийский, а в 1824 — Людовик XVIII. Он стал последним монархом, похороненным в базилике.


Гробница Генриха II и его жены Екатерины Медичи. (Wikimedia Commons)

К практике погребений в базилике вернулись в 2004 году, когда в церкви похоронили сердце Людовика XVII — малолетнего короля Франции, сына Людовика XVI. Его признали королем многие европейские государства, однако фактически на престол он так и не взошел.

Сейчас в Сен-Дени покоятся 42 короля, 32 королевы, 63 принца и принцессы и 10 дворян.

Архангел Михаил — чиноначальник вышним Силам

Имя Михаил на еврейском значит «кто, как Бог». Архангел Миха́ил, по православному учению, является Начальником всех Небесных Сил бесплотных. Он именуется архистратигом (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. Следуя этой традиции, в Великих четьих-минеях митрополит Макарий пишет:

Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви».

По преданию Церкви, отраженному в текстах праздничной службы, Архангел Михаил многократно являлся людям еще во времена Ветхого завета — при выходе израильтян из Египта, переходе через Красное море. Он явился Исусу Наввину и передал ему повеление Божие взять Иерихон. Множество других случаев победоносной помощи Архангела Миха́ила описано в книгах церковных.


«Явление Михаила Исусу Наввину», миниатюра из «Менологий Василия II»

Из священного Писания и Предания известны также имена других Архангелов — по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле:

Архангел Гавриил — благовестник таин Божиих; Архангел Рафаил — врач болезней и путеводитель; Архангел Уриил — просвещает людей, побуждает их на молитву; Архангел Иегудиил — заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией; Архангел Варахиил — податель Божиих благодатей и хранитель чистоты души и тела; Архангел Салафиил — врач от болезни малярии и молитвенник к Богу о людях; Архангел Гефаил — возжигатель любви к Богу; Архангел Тахиил — помощник и защитник в бедах и напастях.

Библиотека Русской веры Канон святому Архангелу Михаилу

Читать онлайн

Тропарь, глас 4.

Небесных воинств Архистратиже, молим тя ныне мы недостойнии. Яко да твоими молитвами покрыеши нас кровом крилу, невещественыя ти славы. Сохраняющи нас молящихся прилежно, и вопиющих, от бед избави нас, яко чиноначалник вышним силам.

Кондак, глас 2.

Архистратиже Божии, и слуго божественыя славы. Ангелом начальниче, и наставниче человеком. Еже есть на пользу проси нам, велия милости, яко бесплотным Архистратиг.

Стоимость билетов

  • пенсионерам и студентам – 250 рублей
  • бесплатно – детям до 16 лет
  • остальные граждане приобретают билет по 500 рублей

Чтобы не возникло неприятных недоразумений, надо знать правила поведения на территории Кремля:

  1. Фотографировать можно на территории комплекса, снимать не разрешается в музеях и соборах
  2. Нельзя посещать территорию в нетрезвом состоянии, в неподобающе одежде, проносить легковоспламеняющиеся вещества, оружие, все это можно сдать на хранение
  3. Нельзя принимать пищу, выпивать
  4. Не рекомендуется петь, расклеивать листовки, играть на музыкальных инструментах

От туристов не требуется многого – надо просто проявить уважение к знаковому для россиянина месту и не совершать недостойные поступки.

Хоть раз в жизни, если появилась такая возможность, надо посетить Московский Кремль, и одно из самых красивых зданий и интереснейших музеев – музей собора святого Архистратига Михаила. Собранные там уникальные фрески, иконы и усыпальницы не оставят никого равнодушным, впечатления останутся на долгое время.

Гробницы царей

Всего в Архангельском соборе Московского Кремля пятьдесят четыре мужских захоронения. Надгробные плиты 46 из них были заменены в 1636-37 годах, а в 1903 их покрыли бронзой под стеклянным куполом. До переноса столицы в Санкт-Петербург специально назначенные архиереи в годовщину успения совершали панихиды. В соборе похоронены почти все цари, умершие до середины восемнадцатого века – от Калиты до Ивана Алексеевича, брата Петра Первого. Исключения немногочисленны: это Даниил Александрович, чей прах в Даниловом монастыре не стали тревожить, Борис Годунов, кости которого вышвырнул Лжедмитрий (позже они были захоронены в Троице-Сергиевской Лавре. Зато здесь находится могила Петра II, внука основателя Санкт-Петербурга. Его прах не перенесли в Петропавловский собор Северной столицы, поскольку боялись заражения (молодой человек скончался от оспы в возрасте 15 лет в 1730 году). Иван Грозный полагал, что ему полагается особое место погребения. Он с двумя сыновьями покоится в дьяконнике Архангельского собора в Москве. Кстати, его могила в 1963 году была вскрыта. М. М. Герасимов исследовал череп царя и воссоздал его портрет. Длинный нос и круглые глаза Иван Грозный унаследовал от бабушки-гречанки, Софии Палеолог. А рост царя был в метр и восемьдесят сантиметров. В его костях, а также в останках его жен Марфы Собакиной обнаружилось много ртути. Скорее всего, царскую фамилию систематически травили.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]