Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне Санкт-Петербурга — действующий православный храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ. Собор является памятником архитектуры, стиль которого специалисты определяют как переходный от барокко к классицизму. Каменный пятиглавый храм с трехъярусной колокольней был спроектирован итальянским архитектором Антонио Ринальди, авторству которого принадлежат Китайский дворец в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, Большой Гатчинский дворец и другие шедевры, сформировавшие исторический облик северной столицы и ее пригородов.
В наши дни помимо проведения богослужений и традиционных обрядов служители храма занимаются обширной просветительской и благотворительной деятельностью. При соборе Святого равноапостольного князя Владимира действуют воскресная школа, детский хор, проводятся оглашения (катехизация), лекции, мастер-классы, паломнические поездки, ведется насыщенная и разнообразная общинная жизнь.
© Saint-Petersburg Theological Academy
История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге
С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая. В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть «Успение на Мокрушах». По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский). Поэтому временно получает статус соборного храма.
К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов). Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен. Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.
Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства было поручено И.Е. Старову. Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси. Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.
22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св. Владимира I степени следовал непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм. В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.
В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились ценные иконы из закрывающихся храмов. В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери. Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.
В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.
Расписание богослужений
На официальном сайте собора публикуются расписания богослужений на предстоящую неделю, с учетом праздников, постов и других событий церковного календаря. Богослужения в Князь-Владимирском соборе проводятся ежедневно.
По будням: с утра — в 9:45 часов — Исповедь; в 10:00 часов — Божественная литургия; в 18:00 — Вечернее богослужение.
По воскресеньям и праздничным дням:
В канун праздника — Всенощная в 18:00 часов, исповедь — 17:30 часов. Ранняя Божественная Литургия — в 7:00 часов, поздняя — в 10:00 часов. Вечерняя служба — в 18:00 часов.
Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга
© Saint-Petersburg Theological Academy
Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге
Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. По предположениям автором является К. Брюллов. На западной стороне храма мы видим копии картин «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе и «Преображение» Рафаэля. Стены храма украшены пилястрами дорического ордера.
С сентября 1940 года в храме находилась Казанская икона Божьей Матери. 3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место — в Казанский кафедральный собор. В храме на ее месте теперь находится копия. Справа расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву. Выполнен в стиле ампир по проекту И.Е. Старова. В алтаре находится копия росписи Киевского Владимирского собора композиция «Святая Евхаристия» (работа В. Васнецова).
Архитектура
Архитектор храма – знаменитый итальянский мастер Антонио Ринальди, среди других ключевых работ которого Большой театр, Большой дворец в Гатчине, Дворец Петра Третьего и сразу несколько сооружений в Царском селе и Ораниенбауме.
Архитектурно Князь-Владимирский собор относится к переходному стилю от барокко к классицизму, есть также детали в стиле ампир
mishage8
teaser_photos
verzava
eshangina
gleb_berg
dqoxopb
piter_i_love_
Кроме того, вплоть до начала XXI века собор еще много раз перестраивался и достраивался: заново оформлялся внешний фасад храма, перемещались приделы, менялся иконостас, появились хоры, колокольня, две часовни, ограда.
Уже в XXI веке было несколько реставраций, последняя – в 2016 году. Ныне собор находится в прекрасном и рабочем состоянии.
Престольные праздники
Владимирская церковь в Санкт-Петербурге имеет 6 престолов.
Каждому из них посвящён праздник, связанный со святым образом, в честь которого освящена эта часть церкви:
- Так как собор назван Владимирский, главным престольным праздником, отмечающимся здесь, является Сретение. Он проходит 8 сентября. Событие связано с перенесением в Москву иконы Владимирской Богоматери. Случилось это в сложное для Руси время, в период нашествия Тамерлана на Москву. Чтобы укрепить дух горожан, им доставили из Владимира чудодейственный образ. Жители города организовали встречу подношения на Кучковом поле. Здесь в последствие построили Сретенский монастырь.
- 6 ноября отмечается праздник иконы «Божьей Матери всех скорбящих Радость». Её престол находится в северном пределе верхнего храма. Событие связано с избавлением от болезни, благодаря образу, сестры патриарха Иоакима.
- 30 сентября отмечается один из самых почитаемых праздников в России –Веры, Надежды и Любови и матери их Софьи. Девочек с матерью казнили за христианскую веру. Предел, посвящённый им, находится в южной части верхней церкви.
- В нижнем храме с той же стороны расположен предел великомученика Харалампия. Епископ пострадал так же за веру в Христа. Поклонение святому празднуется 23 февраля.
- Северный предел нижнего храма посвящён очень почитаемому в России святому Илье-пророку. День, которого отмечается 2 августа. В Ильин день во Владимирский храм совершается Крестный ход. Из Казанского собора выносят образ Казанской Богоматери и торжественно несут по Невскому проспекту к Владимирскому храму. Здесь совершается литургия, а затем святыню несут обратно, тем же путём. Подобная традиция появилась ещё во времена Екатерины 2 в 1774 г.
- Центральный престол посвящён преподобному Иоанну Дамаскину. День поминовения, которого отмечается 17 декабря. Иоанн Дамаскин является автором многих богословских трудов. По преданию, благодаря ему возник образ Богоматери Троеручницы.
Многие туристы, приезжающие в Санкт-Петербург и посетившие Владимирскую церковь, отмечают его необыкновенную атмосферу и охватывающее чувство покоя и защищённости.
Описание храма святого Владимира
Архитектура
Того, кто приехал в Сочи, храм князя Владимира первоочередно привлекает внешним обликом. Основной цвет фасада белый, но разноцветные декоративные детали придают ему необыкновенную красоту и сказочность. По периметру стены художественно оформлены цветными узорами и объемными накладками. На входах колонны выделяются рельефными кружевными орнаментами. В некоторых частях, на колокольне и над карнизами, восседают «райские» птицы – символ возрождения к новой жизни. Прихожане называют их «жар-птицами».
Еще одна особенность церкви – внешний вид барабана. Между его окнами обнаруживаются керамические фигуры апостолов, покрытые разноцветной поливой. Их высота – 4,5 м. Над арками окон выделяются лепные шестикрылые серафимы.
Храм Владимира в Сочи имеет большой шлемовидный купол над основным помещением, один купол-луковичку над колокольней и маленькие луковички, а точнее сказать «свечечки» над апсидой алтаря и входными портиками. Для придания блеска и долговечности купола алтарные апсиды и крыши «позолотили» нитрид титаном. Колокольня соединена с храмом. На ней устроены 12 колоколов общим весом 7,5 т. Их делали мастера воронежской литейной мастерской «Вера». Центральный портал ведет в верхний придел в честь св. кн. Владимира, боковой – в нижний Николая Чудотворца.
Внутреннее убранство
Оно не уступает внешнему оформлению. При входе внутрь человек понимает, что он вошел не в обычное здание, а «дом» Божий. В 2016 г. около 30 мастеров палехской иконописи трудились над росписью стен изнутри. Работы выполнены стойкой краской (учитывая влажность курорта) в стиле XVII века. Роспись сложно отличить от традиционной фрески. Главные мотивы художественного оформления – библейские события и сюжеты из жизни князя Владимира.
В центре расположен четырехъярусный резной иконостас. Его оформляли художники иконописной мастерской Ивана Лебедева и Александра Гусаковского (с. Палех). В первом ряду изображены ростовые иконы князей и княгинь. Мастера выполнили свою работу в каноничном стиле, равняясь на лучшие образцы русской иконописи. Иконостас богато украшен элементами позолоченной резьбы.
Пол декорирован мраморной плиткой. В летнюю жару он служит дополнительным источником прохлады, зимой включается его подогрев, что обеспечивает комфорт молящихся. Под главным куполом привлекает внимание паникадило, нижняя часть его сделана как обод колеса (одноярусного хороса), где размещены небольшие иконы, а выше – пятиярусная люстра с лампами-свечами.
Современность
Много здесь посетителей в летнее время. Паломники идут сюда целенаправленно, чтобы помолиться и приложиться к святыням. В храме стоит ковчег с частичками 12 святых угодников Божьих. Туристы и отдыхающие сначала заходят во двор, чтобы полюбоваться красотой церкви, делают фото на ее фоне, а затем любопытство подталкивает их посмотреть «дизайн» внутреннего убранства. Территория храма ухоженная, вокруг насажены декоративные растения, есть автомобильная стоянка. От летней жары можно укрыться на скамеечках в тени деревьев. В темное время суток здание красиво подсвечивается фонарями.
Святыни[править]
- икона Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
- список Казанской иконы Божией Матери
- список иконы Божией Матери «Невская Скоропослушница»
- икона Божией Матери «Знамение»
- икона Благовещения Пресвятой Богородицы
- икона Успения Пресвятой Богородицы
- икона День Всех Святых в земле Российской просиявших
- икона блгв. кн. Александра Невского
- икона свт. Николая Чудотворца
- икона свт. Николая Чудотворца с житием святого
- икона прп. Серафима Саровского
- икона прп. Сергия Радонежского
- напрестольное Елизаветинское Евангелие
- блокадный антиминс
История церкви
Владимирская церковь в Санкт-Петербурге не сразу прибрела тот вид, который имеет сейчас. Она не раз достраивалась и реставрировалась. В 1737 г. за Фонтанкой началось строительство новых жилых домов для придворной челяди, так называемое Московское предместье. Внутри слободы предполагалось построить церковь для населения.
Однако к строительству первой из них приступили только в 1745 г. До этого службы проходили в нижнем этаже одного из жилых домов. Храм был возведён в 1747 г. Он был выполнен из дерева и венчался 1 главой. Церковь освятили в честь иконы Владимирской Богоматери 15 августа, а 16 числа службу посетила сама Елизавета Петровна. Она преподнесла приходу денежный подарок. На освящение церкви поступило много ценных даров, среди них список с Владимирской богоматери, серебряная утварь, иконы в дорогих окладах.
Со временем здание обветшало, и жители обратились с прошением к императрице на разрешение строительства нового храма. Проект сооружения предположительно подготовил архитектор из Швейцарии Трезини Пьетро Антонио.
Строительство началось в 1760 г. Новое здание возводили из камня. Через 8 лет была построена и освящена в честь Иоанна Дамаскина нижняя тёплая церковь с 2 приделами. На торжестве присутствовала Екатерина II. Через 15 лет доделали и освятили верхнее помещение.
В верхней части находились приделы:
- центральный, посвящённый иконе Богоматери Владимирской;
- южный освятили в честь великомучениц матери Софьи и 3 дочерей Веры, Надежды и Любови.
- северный посвятили иконе «Всех скорбящих Радость».
В последующие годы храмовое пространство и само здание достраивались и дополнялись новыми элементами:
Год постройки | Наименование элементов |
1791 | К храму пристроили 3-ярусную колокольню по проекту Дж. Кваренги. Приземистая колокольня не смотрелась рядом с величественным храмом потому, что была немного ниже его. 2 яруса колокольни представляли собой восьмерик, последний ярус был выполнен в виде полукруглой ротонды в обрамлении ионических колон. Завершалась колокольня плоским куполом. |
1848 | Архитектором Ф. И. Руска пристроен ещё 1 ярус. Он также был выполнен в форме ротонды, но его венчал высокий купол с небольшой главкой и крестом. Колокольня стала стройнее и гармонично вписалась в храмовый ансамбль. Двумя годами позже Руска Ф.И. добавил к нему ещё 2 часовни и ограду. |
1816 | Вход в алтарную часть стали осуществлять с лестницы, расположенной у апсиды. |
1830 | Архитектором Мельниковым А. с запада к храму был пристроен новый притвор. |
1833 | У храма появились пристройки, сооружённые по проекту Гольма А.М. |
1864 | Вокруг церкви разбили большой сквер. |
В период возведения храма грабителями был зверски убит его настоятель Иоанн Кириков, который собирал пожертвования на строительство. Вероятно, по этой причине его и убили, надеясь найти деньги.
Священнослужитель похоронен в ограде церкви. На его могиле установлен мраморный памятник. Здесь традиционно проводятся панихиды в престольные праздники и во время Крестного хода.
Храм часто посещали такие известные деятели литературы и искусства Санкт -Петербурга, жившие на территории прихода, как:
- Достоевский Ф.М.;
- Пушкин А.С.;
- Некрасов Н.А.;
- Римский-Корсаков Н.А.;
- Куприн А.И.;
- Гаршин В.М.;
- Гумилёв Л.
Достоевский Ф.М. жил неподалёку был самым прилежным прихожанином церкви и часто посещал её. В церкви до сих пор поминают его во время служб. На сайте церкви есть раздел, посвящённый писателю.
В храме отпевали няню Пушкина – Арину Родионовну Яковлеву, друга Александра Сергеевича – Антона Дельвига. Пушкин присутствовал при обоих событиях. Рядом с храмом некоторое время жили родители поэта и семья его зятя Н.И. Павлищева (мужа сестры).
В 1865 г. при храме было устроено благотворительное общество, помогающее детскому приюту и женской богадельне. Оно находилось в 2-этажном здании храмового ансамбля.
В это время приход был одним из богатейших в Санкт-Петербурге. Многие его экспонаты не раз показывались на выставках.
В 1932 г. церковь передали государству. В ней находился фонд Публичной библиотеки, а после войны размещены книги Академии наук. Позже у здания сменился ещё 1 владелец. Здесь обосновали трикотажное производство.
В 1960 г. церковь признали уникальным памятником архитектуры и взяли под охрану государства.
В 1989 г. здание было возвращено РПЦ, а с 1990 г. в нём вновь стали проходить богослужения.
С 2000 г. церкви присвоен статус собора.
История воздвижения
Впервые построили храм в виде небольшого здания. Нужно отметить, что церковь перестраивалась не один раз. Она имела разные виды и формы. Впервые его освятили в честь святого Николая Чудотворца. Немного позже его перестроили и сделали постройку с двумя приделами.
И только спустя 30 лет его перестроили с использованием кирпича и камня. Когда храм очередной перестроили, и он имел пятиглавую форму его освятили в честь князя Владимира. Он был даже главной церковью орденом князя. В советские времена, когда велась борьба с религиозностью храм по каким-то причинам не тронули. Он продолжал свою работу.
Лучшая статья для Вас, переходите: Собор Александра Невского в Новосибирске
При храме велись работы и собиралась информация о жертвах большевистских гонений верующих. И в конце 90-х годов эта информация была опубликована в специальном издании.