Федоровский собор в Федоровском городке Царского Села

Одна из достопримечательностей Царского Села (город Пушкин, Санкт-Петербург) – Федоровский городок, комплекс построек в псевдорусском стиле в Фермском парке, недалеко от Александровского парка и дворца. Главная доминанта здесь – Федоровский собор, или, как он назывался до революции, Феодоровский Государев собор. В настоящее время он относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви и принадлежит Царскосельскому благочинническому округу. Настоятель – епископ Маркелл (Ветров).

♦ По теме: Подборка экскурсий по Санкт-Петербургу, дворцовым пригородам и Ленинградской области


Федоровский собор в Царском Селе. Вид со стороны Александровского парка

Строительство и освящение Федоровского собора

Первоначально Федоровский собор задумывался в качестве церкви для Собственных Его Величества конвоя и Сводного Пехотного полка. Император Николай II лично указал место для храма. 20 августа (2 сентября) 1909 г. состоялась церемония торжественной закладки храма, император собственноручно заложил первый камень в фундамент будущей постройки.


Крестный ход 24 июня 1910 г. Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова

Разработка проекта была поручена архитектору А.Н.Померанцеву (1849-1918). Однако уже на стадии строительства фундамента он был подвергнут критике, т.к. собор выходил слишком большим и тяжеловесным. Пригласили архитектора В.А.Покровского (1871-1931), который предложил другой проект, где за основу был взят Благовещенский собор Московского Кремля. Также в работах по созданию храма принимал участие архитектор В.Н.Максимов (1882-1942), последователь и помощник В.А.Покровского и А.В.Щусева (1873-1949). Новый проект был утвержден 1 (14) августа 1910 года.

Всего на строительство храма было затрачено 1 млн. 150 тыс. рублей, из которых 150 тыс. рублей были пожертвованы императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной. Остальная сумма была собрана за счет добровольных пожертвований промышленников и купцов.

20 августа (2 сентября) 1912 года храм был торжественно освящен протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским (1871-1951). На освящении присутствовал государь император с семьей. 26 января (6 февраля) 1914 года церковь была переименована в Феодоровский Государев собор – в честь древнего списка Феодоровской иконы Божией Матери, во имя которой был освящен главный престол.


Прием Государем императором депутаций после освящения церкви, 20 августа 1912 г. Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова

Федоровский собор являлся «приходом семьи императора». Здесь он присутствовал на воскресных и праздничных службах. Простые люди могли попасть сюда только по специальным пригласительным билетам, которые нужно было получать у дворцового коменданта. После отречения императора от престола Федоровский собор стал приходским храмом.


Феодоровский Государев собор. Дореволюционная фотография

Устройство и внутреннее убранство Федоровского собора

Федоровский собор выполнен в традиционном стиле: четырехстолпный, крестово-купольный. Он состоит из двух храмов – верхнего и нижнего. Верхний храм – большой и светлый, может вместить в себя до 1000 человек молящихся. Высокий иконостас выполнен в стилистике храмов XVII века. Главный престол освящен во имя Феодоровской иконы Божией Матери, боковой придел – во имя святителя Алексия, митрополита Московского (до революции 1917 года его не успели освятить).


Иконостас. Фото 1912 г. из коллекции М.Ю.Мещанинова

Нижняя церковь, или Пещерный храм освящен во имя преподобного Серафима Саровского. Сюда был перенесен престол из временного храма, построенного в 1909 году. Здесь же находится ковчег с частицами мощей преподобного Серафима Саровского. Он был освящен 27 ноября (10 декабря) 1912 года. Император обычно молился здесь во время говения. Обратите внимание на одежды солдат — они выполнены по рисункам Васнецова.


Нижний храм. Фото 1912 г. из коллекции М.Ю.Мещанинова

Вокруг Федоровского собора на большом фундаменте, оставшегося от проекта Померанцева, были устроены паперти, часовни, ризница и др. Парадный вход украшает большое мозаичное панно с изображением Феодоровской иконы Божией Матери. В храм ведет лестница из красного гранита.

Площадь перед южным фасадом считалась парадной. Члены царской семьи посадили здесь семь дубков. Во время оккупации Царского Села в годы Великой отечественной войны три из них спилили, и до сегодняшнего дня сохранились четыре дуба. Здесь же установлен памятник императору Николаю II.


Федоровский собор в Царском Селе

Феодоровская церковь

ул. Набережная Грина, 7 а


Феодоровская церковь. 2015 г.

Феодоровская церковь занимает особое место в истории Вятки. Это был последний храм, построенный в дореволюционном городе. Его строительство тесно связано с масштабными торжествами, которые происходили в 1913 г. по всей России в честь 300-летия семьи Романовых, поэтому церковь также называли «Романовской».

История храма началась с анонимного письма, в котором неустановленное лицо сообщало епископу Вятскому и Слободскому Никандру о желании жителей северной части Вятки построить храм. Газета «Вятская речь» в день закладки нового храма сообщала о том, что «преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьезное внимание на отсутствие приходских храмов в северной и южной частях города Вятки. Городская дума по ходатайству вятского архиерея уступила места в северной и южной частях города под постройку храмов, и первой началась постройка в южной части города. Преосв. Никандр внес первую лепту на это святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей»

.


Феодоровская церковь. Начало XX в.

После этого в 1914 г. был создан комитет по постройке храма, в него вошли П. Н. Шкляев (председатель), О. А. Танаевский (товарищ председателя), члены комитета И. А. Чарушин, А. А. Истомин, А. В. Румянцев, П. А. Шильников, Ф. А. Ездаков, В. М. Хлебников и др. «Вятские епархиальные ведомости» 18 июня 1915 г. писали, что «новый храм строится в память 300-летия дома Романовых. Место для него выбрано весьма удачно. Расположенный на весьма высоком берегу р. Вятки (близ арестантских рот), он будет виден на десяток вёрст кругом. В то же время он удовлетворит давно назревшую потребность в храме на северной окраине г. Вятки, доселе храма лишённой»

. В 1915 г. нижний храм был освящен в честь всероссийской святыни – Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы Российского государства и Царского Дома Романовых. Верхний этаж – во имя Святителя Николая. Приход церкви насчитывал в то время 30 человек в возрасте от 40 до 60 лет.


Вид на Феодоровскую (Романовскую) церковь. Начало 1960-х гг.

Архитектором храма был выбран И. А. Чарушин. Если в проекте Серафимовской церкви автор черпал вдохновение в облике храмов Москвы ХVII в., то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Можно перечислить лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания – скупость в декоре, щипцовые фронтоны, псковская звонница – вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму – не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а «языков пламени». Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо.


Феодоровская церковь. 1958 г.

В 1929 г. храм был закрыт, приняли решение переоборудовать его под клуб текстильщиков, а в 1930 г. и вовсе под общежитие Стройуча. Интересно, что последним проектом занимался все тот же архитектор И. А. Чарушин. Существует версия, что таким образом он хотел спасти храм от разрушения. На нижнем этаже было спроектировано 6 жилых помещений, 2 кладовые, умывальная комната и т. д.; на верхнем этаже – 5 жилых помещений, «красный уголок», две кладовые, кубовая, умывальная и сторожевая комнаты. Так, на долгие годы церковь была вынуждена «забыть» о своём предназначении.

В годы Великой Отечественной войны в здании церкви располагался сборный пункт, она стала военным объектом и была обнесена колючей проволокой. Фактически в этот период из бывшей Феодоровской церкви кировские солдаты уходили прямо на фронт. Бывший следователь военной прокуратуры Тамара Сергеевна Наумова в интервью историку М. С. Соловьевой так вспоминала это время:

«В Кирове формировались полки из команд, которые прибывали из Борового, Вишкиля, Слободского и т. д. Зимой из них формировали знаменитые лыжные батальоны. Команды прибывали в церковь, где их обмундировывали, снаряжали, и рота готовилась к отправке. Маршевые роты следовали на Киров-Котласский, строились на плацу и отправлялись на фронт… Мне, как следователю военной прокуратуры, не раз приходилось бывать в данной церкви (были случаи членовредительства). Так как она была военным объектом, её обнесли колючей проволокой, поставили часовых. На первом этаже церкви было высокое жилое помещение, по периметру которого в 4 яруса располагались нары. Был глубокий подвал, где размещались военные склады (обмундирование, снаряжение, продовольствие). Церковь – это распределительная рота 34-й стрелковой дивизии, через которую прошли 252353 человека. Сплошным потоком шло на фронт новое пополнение, которое как кровь вливалось в ослабленные части действующей армии»

.


План переоборудования Феодоровской церкви И. А. Чарушиным под общежитие Стройуча

В 1946 г. здание вновь возвращено Русской православной церкви, в нем возобновились богослужения. Послевоенный год был очень голодным, очевидцы вспоминали огромное количество гробов, умерших ежечасно привозили отпевать в церковь. В начале 1960-х гг. в городе ожидали приезд Н. С. Хрущева, одновременно в СССР шел новый виток антирелигиозной кампании. В 1958 – 1961 гг. в Кировской области были закрыты двадцать церквей. Хрущев в итоге в Киров так и не приехал, но в результате излишнего «рвения» городских властей в октябре 1962 г. храм снова закрыли и обрекли на гибель. Проживавшие в соседних домах кировчане вспоминали, что ни первым, ни вторым взрывом разрушить церковь не удалось. Позднее всё-таки смогли взорвать колокольню, далее за дело принялись танки: они тянули за тросы, привязанные к выступающим частям сооружения, и в итоге развалили храм. В таком полуразрушенном виде здание церкви простояло некоторое время, пока его постепенно не разобрали. Обломками камней храма замостили проезжую часть улицы Розы Люксембург.


Феодоровская (Романовская) церковь. 1955 – 1960 гг.

В 1974 г. городские власти попытались возвести на этом святом месте памятник в честь 600-летия г. Кирова, в основании храма была заложена т. н. капсула времени. В нее поместили около 30 экспонатов, в основном продукты предприятий Кировской области: куклы, гармошки, шины, шубы и т. д. Также в капсуле оказались бюсты Ленина и Кирова, первым же номером шло послание будущему поколению от пионеров прошлого. Что пожелали эти дети 1970-х своим потомкам, по сей день остается загадкой. После закладки капсулы в этом месте набережной более 30 лет был пустырь.


Разрушение Феодоровской церкви. 1962 г.

В 2002 г. администрация города разрешила Вятской епархии начать работы по восстановлению Феодоровской церкви. На стадии проектирования выяснилось, что набережная не выдержит тяжелое каменное здание – начнутся оползни. Было решено отказаться от первоначального замысла восстановить церковь по проекту Чарушина. В 2006 г. Вятская епархия предложила возвести на этом месте небольшой деревянный храм – копию Владимирской церкви в резиденции президента РФ на Валдае, что и было сделано. 25 августа 2007 г. новый Феодоровский храм был освящен.

Фото: herzenlib.ru, ГАКО, pastvu.com

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]