Храм Святой Живоначальной Троицы («Кулич и Пасха»). Санкт-Петербург |
Храм Святой Живоначальной Троицы («Кулич и Пасха»)
(Санкт-Петербургская епархия)
- Адрес: Россия, 193012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 235 (м. «Пролетарская»)
- Телефон
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Территория, на которой ныне находится храм, в XVIII веке принадлежала князю Александру Алексеевичу Вяземскому. Князь являлся директором Императорского фарфорового завода, стоявшего на Шлиссельбургском тракте (сейчас — проспект Обуховской Обороны). Здесь же, рядом с заводом, он устроил свою резиденцию — имение Александровское.
Однажды, Вяземский получил от императрицы Екатерины II подарок — 200 тысяч рублей. В память об этом событии он решил на эти деньги в своём усадебном парке построить храм. На фасаде церкви и сейчас можно увидеть надпись «В память твоих щедрот. Начата в 1785 году». Воплощение идеи в жизнь князь поручил архитектору Н.А. Львову, известному мастеру русского классицизма.
Храм, стоявший некогда в парке имения, имеет вид ротонды, снаружи окруженной ионическими колоннами, внутри оформленной белыми коринфскими пилястрами, а колокольня – вид четырехгранной пирамиды, с крещальней на первом и звонницей на втором ярусе. Круглое помещение церкви вмещает около 800 человек.
Колокольня Храма Святой Живоначальной Троицы («Кулич и Пасха»). Санкт-Петербург |
Столь своеобразную форму храма объясняют следующим. Заказчик, князь Вяземский, был генерал-прокурором и потому, по замыслу архитектора проекта, ротонда символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида» — «неколебимую купность… трёх добродетелей»: Истины, Человеколюбия и Совести, т.е. символ Зерцала Петра I. За необычный облик в народе храм прозвали «Кулич и пасха».
Строительство церкви велось в 1785-1787 годах, освящение во имя Святой Живоначальной Троицы состоялось 13 мая 1790 года.
В 1857–1859 к церкви были пристроены ризница, притвор, две часовни и ограда, что несколько нарушило первоначальный композиционный замысел; в 1905 году престол был украшен мраморной с инкрустацией одеждой.
С 1871 года при церкви работало попечительство о бедных со школой и богадельней. При храме было кладбище с Успенской церковью.
В 1913 году был создан «Детский союз» для детей: ребятишки в возрасте 6–14 лет, здесь собирались дважды в неделю — для молитв и бесед.
С 16 августа 1931 года здание ещё действующей церкви находилось под охраной Главнауки как памятник архитектуры I категории.
В марте 1938 года решением Ленгорисполкома от 2 февраля 1938 церковь была закрыта. Все церковные ценности, в том числе и главная святыня — икона Пресвятой Троицы [1], были изъяты, а затем бесследно пропали. Здание было признано «памятником всесоюзного значения» находящегося под охраной государства,использовался под клуб и библиотеку.
Совет по делам РПЦ при СНК СССР по Ленинграду и области одобрил решение от 17 ноября 1945 года открыть храм «Кулич и Пасха» для богослужений. Однако райисполком не дал этого сделать. И только после ходатайства митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) председателю Ленсовета П.С. Попкову, секретариат Ленсовета дал вторичное указание Володарскому райисполкому не препятствовать открытию церкви. После чего был возобновлён ремонт здания храма, и Троицкая церковь была открыта для верующих 17 апреля 1946 года.
История
13 мая 1828 года переливы колоколов провозгласили о возведении нового храма в честь Святой Живоначальной Троицы
Храм возводился в честь лейб-гвардии Измайловского полка. Он был сформирован 22 сентября 1730 указом императрицы Анны Иоанновны. У воинского формирования императора не было собственного храма, поэтому солдатам приходилось посещать другие приходы. В начале осени 1732 года в Петербург привезли переносную церковь, ее собрали и освятили. Это была “сезонная церковь” на берегу Фонтанки, с приходом холодов ее снова разбирали.
Через 10 лет на ее месте был в построен деревянный храм, но он был маленький для большого количества прихожан. В 1752 году полк подал прошение императрице Елизавете Петровне о необходимости возведения новой церкви. Она строилась на протяжении двух лет, однако во время наводнения 1824 года она была повреждена и не подлежала реставрации.
Решение о возведении каменного храма на месте разрушенного деревянного, принял Николай I. По его приказу, помещение храма должно было вмещать до трех тысяч человек. В строительстве принимали участие Николай I, архитектор В. П. Стасов и инженер П. П. Базен. Процесс продвигался медленно, так как каждое решение согласовывалось с императором.
Первый камень Свято-Троицкого монастыря был заложен 13 мая 1828 года, в праздник Пятидесятницы. Собор возводился дорогих семь лет и уступал по своим размерам только уже строящемуся тогда в Петербурге Исаакиевскому собору. Освятили собор 25 мая 1835 года в преддверии праздника Святой Троицы.
Император остался недоволен росписями стен и иконостасом, дважды просил заменить все, но несмотря на это храм казался очень светлым и просторным. Главными святынями храма считались: образ Воскресения Христова, икона Успения Божьей Матери и икона Божьей Матери “Всех скорбящих радость”.
Несмотря на то, что храм являлся полковым, здесь с каждым годом прибавлялось количество гражданских прихожан. Здесь обвенчался Ф. Достоевский с А. Сниткиной, а также в его стенах отпевали величайшего композитора А. Г. Рубинштейна.
Советское время
Судьба Свято-Троицкого Измайловского собора резко изменилась с приходом советской власти. Собор был превращен в обычную приходскую церковь, а сам полк, которой он принадлежал, расформирован.
15 марта 1922 года во время Божественной литургии, при большом скоплении прихожан, новые “реформаторы” потребовали у протоиерея Михаила Чельцова выдать главные ценности храма. Они получили твердый отказ, как от настоятеля храма, так и от его прихожан, и опасаясь “большой крови” отступили.
Спустя месяц отца Михаила заставили подписать указ о передаче церковных ценностей. Прихожане всеми силами собирали деньги и большую часть имущества и святыню удалось выкупить. Всего из храма большевиками было вывезено около 2 килограмм золота и 300 килограмм серебра. В 1932 году большевики решили вовсе уничтожить собор, стерев его с лица земли. На его месте планировали построить клуб для трудящихся. Благодаря многочисленным просьбам прихожан, ВЦИК временно оставил собор действующим. В 1939 году здание храма было передано театру им. Ленсовета под мастерскую.
Возрождение собора началось только в 1990-2000 годы, до этого периодически появлялись сообщения о хищениях, актах вандализма и незначительных разрушениях с течением времени.
Пожар
В 2006 году пожар, который начался на строительных лесах Свято-Троицкого Измайловского собора, уничтожил самый большой в мире купол с деревянной основой. Пожарные, которые прибыли на место трагедии не смогли справиться с языками пламени. Огонь поднимался на высоту более 100 метров, уничтожив не только купол, но и чердачные перекрытия. Причины пожара не были установлены. Божественная литургия в храме началась следующим утром, но уже не под куполом храма, а под открытым небом.
Духовенство
Настоятели
- Илья Петров (1790 [2] — 1806)
- Михаил Добронравин (1806 — 1810)
- Никита Орловский (1818 — 1822)
- Петр Виноградов (1822 — 1828)
- Смирнов (? — 1835)
- Матфий Цветков (1837 — 1851)
- Павел Стрелинский (? — 1872)
- Василий Китаев (1872 — 1911)
- Иоанн Колесников (25 апреля 1911 — 29 сентября 1915) [3]
- Николай Клериков (1915 — 1917)
- Владимир Базарянинов (1919 — 1924)
- Михаил Вертоградский (1924 — 1928)
- Василий Спиридонов (1935-1936)
- Леонид Дьяконов (1936 — 1938)
- Михаил Смирнов (1946 — 1947)
- Николай Ломакин (1947 — 1948)
- Иоанн Птицын (1948 — 1949)
- Модест Лавров (1949 — 1952)
- Феодор Цыбулькин (1952 — 1963)
- Андрей Крылов (1963 — 1973)
- Виктор Голубев (1973 — по н.в.)
Священники
- Василий Лебедев (1897 — 1904)
- Николай Успенский (1904 — 1916)
Дьяконы
- Василий Лебедев (1895 — 1897)
- Феодор Кемецкий (1897 — 1916)
- Иоанн Александров (? — 1937)
Архитектура
Измайловский Собор — большое здание с пятью куполами, построенное в стиле ампир. Его высота более 80 метров. На фасадах расположены шестиколонные портики, в нишах находятся фигурки ангелов из бронзы.
В 1836 году на стенах были вывешены мраморные доски с именами офицеров, которые погибли в боях под Аустерлицем, Кульме и Фридланде. Главный купол собора виден с любой точки города на расстоянии 20 километров.
Предание гласит, что голубой цвет куполов был выбран согласно цвету Измайловских мундиров
Внутреннее убранство
Внутри Измайловский собор светлый, просторный. Главный купол собора поднят вверх четырьмя коринфскими колоннами, он словно парит в воздухе. На стенах собора висели турецкие знамёна, которые напоминали о победе в войне с Божьей помощью. В 2005 году перед святыней была восстановлена колонна Славы, основой которой являются трофейные турецкие пушки.
Использованные материалы
- Историческая справка с сайта Монастыри и храмы Северо-Запада
- Статья сайта Прогулки по Санкт-Петербургу
- Статья Энциклопедии «Санкт-Петербург»
- Информация о духовенстве с сайта А.А. Бовкало
[1] Была пожертвована крестьянами села Александровского в 1824 году, впоследствии украшена серебропозлащёной ризой.
[2] Попов И.В., Свято-Троицкая Церковь («Кулич и Пасха»),
[3] Троицкая церковь «Кулич и Пасха». Настоятели церкви, сайт историко−архитектурного и ландшафтного музея «Тульский некрополь»,
Воскресная школа
В небольшом 2-этажном здании рядом с храмом работает Воскресная школа для детей и взрослых.
Расписание воскресных занятий:
Группа | Возраст слушателей | Часы занятий |
Младшая | От 3 до 7 лет | 11-30 – 14-00 |
Старшая | От 7 до 17 лет | 12-00 – 14-00 |
Молодежная | От 17 до 35 лет | 14-00 – 15-00 |
Взрослая | Старше 35 лет | 16-00 – 17-00 |
Обучение в школе бесплатное. Учащиеся изучают Закон Божий и Основы Богослужения, Нравственное богословие, Жития святых. Они занимаются литературным чтением, прикладным творчеством и хоровым пением. В школе регулярно проводятся конкурсы чтецов, праздничные театральные постановки, выставки. Дети и взрослые принимают участие в богослужениях, поют в церковном хоре.
Как же возникла такая своеобразная церковь?
Троицкий храм был открыт в 1787 году на территории имения Александровское, принадлежавшего князю А. А. Вяземскому. Однажды Екатерина II сделала своему придворному вельможе щедрый дар — двести тысяч рублей. Князь употребил эти деньги на постройку храма для прихожан своей усадьбы. На стене церкви до сих пор сохранилась табличка, свидетельствующая об этом факте. Надпись на ней гласит: «В память твоих щедрот».
Но первоначально идея придать храму такие формы не была связана с пасхальными яствами. По замыслу заказчика, служившего в должности генерал-прокурора, и зодчего Н.А. Львова, ротонда должна была олицетворять храм закона, а античный образ пирамиды – совокупность человеческих добродетелей.
Церковь Святой Троицы Живоначальной знаменита еще и тем, что была действующей практически постоянно. За всю историю своего существования она закрывалась всего на восемь лет, с 1938 по 1945 год. В это трудное военное время в церкви работал клуб расположенного поблизости .
Приход и хор храма
Приход храма насчитывает несколько десятков верующих, которые активно участвуют в богослужениях, праздничных молебнах и шествиях. Они проводят традиционные субботники по уборке храма и приводят в порядок территорию вокруг него: красят скамейки и бордюры, белят стволы деревьев, очищают газоны. В дни главных божественных праздников верующие организуют гулянья у храма, игры и хороводы с детьми из Воскресной школы. Молодежь занимается волонтерской работой.
Доброй традицией стали паломнические поездки прихожан по святым местам. Фото и видео материалы о них публикуются на сайте прихода. Из числа прихожан состоит церковный любительский хор. Театральная студия ставит постановки на религиозные сюжеты. В январе 2022 г. вышел первый печатный номер Приходской газеты, которая теперь в ежемесячных выпусках освещает жизнь прихода, публикует расписания богослужений, а также просветительские статьи религиозной тематики. Имеется аккаунт в социальных сетях.
Пожар в Троицком соборе
25 августа 2006 г. в Троицком соборе случился сильный пожар, уничтоживший оригинальный 170-летний центральный купол Базена. Возгорание началось с установленных вокруг него строительных лесов. Разгоревшееся пламя быстро перекинулось на чердачные помещения. В результате внешние конструкции купола обрушились на внутренний кирпичный свод, который, к счастью, не обвалился, несмотря на то, что был сильно раскален. Помимо главного купола, в огне пострадали также и четыре малых, которые к тому времени были полностью отреставрированы.
Сразу после того, как пожар потушили, был объявлен сбор средств на восстановление пострадавшего собора. Уже за первые два месяца от простых лиц и организаций поступило более 6 миллионов рублей. Свою лепту внес и глава римско-католической церкви Бенедикт XVI, пожертвовавший петербургскому храму 10 тысяч евро.
Спустя годы по похожему сценарию развивался и пожар в легендарном Нотр-Дам-де-Пари.
Возрождение храма
Конец XX века
С 90-ых годов возрождается духовная жизнь знаменитого собора лейб-гвардии Измайловского полка. По инициативе интеллигенции Северной столицы и с благословения митрополита Иоанна (Снычева) здесь начинает действовать православная община.
В день празднования Владимирской иконы Богородицы 8 сентября в 1990 году в храме была отслужена первая литургия. Правительство города вернуло собор (вернее оставшиеся от него сырые стены) Петербургской епархии, и Совет прихода взялся за оживление поруганного храма. Отмечу, что подвалы были затоплены водой настолько, что, по словам очевидцев, в них можно было плавать на лодках. Наряду с реконструкцией здания не прекращалась и молитва, хотя зимой у священников руки порой примерзали к богослужебным сосудам. Но общая радость обновления храма не омрачалась уже никакими трудностями.
Из Музея религии и атеизма сюда были переданы иконы и церковная утварь. Реликвии приносили и простые люди. Часовню Александра Невского, возвращенную собору в 1991 году, удалось восстановить к 26 ноября 1998 года.
Потихоньку возрождались и прошлые благочестивые обычаи. Так, в 1993 году при храме появилось общество Святого Иоанна Воина, куда вступили офицеры российской армии. Владыка Иоанн (Снычев) сам становится настоятелем собора в 1994 году.
После его смерти с 1996 года на место главы храма и приходского совета назначается протоиерей Геннадий Бартов. С того момента в престольный праздник — День Животворящей Троицы — стали проходить архиерейские службы.
Несмотря на сложности реставрации здания, священники храма сразу начинают активную общественную работу. Ими окормляются община детского приюта, прихожане домовой церкви психиатрической больницы № 5, домовой храм Кадетского ракетно-артиллерийского корпуса.
Прихожане собора помогали восстанавливать и мою любимую Введено-Оятскую женскую обитель в Ленинградской области, которая славится чудодейственным источником.
Также упомяну для вас, что в ходе ремонта в подвальных помещениях появились «Славянский зал» для встреч с воинами и художественная мастерская.
Жизнь Троице-Измайловской церкви в XXI веке
Я хочу продолжить повествование тем, что в 2003 году сам президент России В. В. Путин передал в дар собору икону русских мастеров «Святая Троица» (XV век). Образ этот ныне особо почитаем. Ещё одно неординарное событие для храма и Петербурга случилось в 2005 году. В октябре была торжественно освящена Митрополитом Владимиром воссозданная колонна «Воинская Слава».
В тот день совершилась торжественная церемония с участием воинских подразделений, которую максимально приблизили к протоколу проведения парадов 1886 года. Мне не передать словами того ощущения, когда ты сам являешься реальным свидетелем возвращения былой славы твоей страны.
Теперь в Измайловском соборе ежегодно, начиная с 2003 года, проводится конкурс хоров и концертные мероприятия в дни Светлой Седмицы (первой недели после Пасхи).
Вновь под патронажем храма появляется сиротский приют.
Благие дела не редко проходят проверку на стойкость. Новым жестоким испытанием для Измайловской церкви стал масштабный пожар 25 августа в 2006 году. Я хорошо помню этот день.
Горящий центральный купол можно было увидеть с далёкого расстояния. Причина возгорания, произошедшего во время вечерней службы, осталась неизвестной. Но я хочу вам рассказать, что то богослужение не прерывалось, а завершилось лишь с позволительными по уставу сокращениями. Совместными усилиями города пожар удалось прекратить.
Но знаменитый купол работы Базена сгорел дотла, также сильный ущерб был нанесен интерьеру из-за воды, используемой при тушении пламени. И вот тут-то и проявились стойкость и сплочение клира, прихожан и всего города. На следующий день, когда пожарные ещё работали, у собора прямо на паперти вновь прозвучала литургия.
И все последующие годы, несмотря на текущий ремонт, службы не прекращались. Восстанавливали собор, как говорится, всем миром, даже из-за границы для этих целей была передана значительная сумма.
Процесс восстановления шедевра архитектуры курировало правительство Петербурга. В погожий день 9 октября в 2008 году на главный купол был наконец-то торжественно поднят 9-метровый крест.
Это — «близнец» предшественника, возглавлявшего храм с 1835 года.
Святыни современного собора
Параллельно реставрационным работам в храм постоянно стекались новые святыни, среди которых частицы мощей святой Матроны Московской, Петра и Февронии (им молятся о супружеском благополучии), Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и другие.
Я предлагаю вам при желании подробнее ознакомиться здесь со святынями, которые вы можете увидеть в данной церкви сегодня Для меня же особо дорога именно частица мощей Матронушки Московской, этой славной заступницы русской земли.
Я была очень счастлива несколько раз посетить Покровский монастырь в Москве, где покоится святая. А теперь поклониться ей петербуржцы идут и сюда, в храм своего города.
Внутреннее убранство
Сильное впечатление производит на верующих красивое и торжественное убранство храма. После революционных событий 1917 г. помещение церкви в августе 1931 г. было взято под охрану рабоче-крестьянского государства, затем религиозный комплекс был признан памятником всесоюзного значения. С 1938 г. его недолго занимали учреждения культуры.
Благодаря этому внутренняя отделка здания не пострадала. Сохранилась оригинальная лепнина и некоторые фрески. Голубые стены круглого зала украшает красивый традиционный декор в виде пилястр с капителями (имитация колонн).
В верхней части алтарной арки (апсида) летящие ангелы поддерживают с 2-х сторон древнейший культовый символ «Всевидящее око», который не только почитается в христианстве, но также используется масонами. Небесного цвета купол и намоленная веками атмосфера вызывают у прихожан чувство благоговения и ощущение божественной благодати.
Величественный красивый иконостас XVIII в. был передан из петербургской Благовещенской церкви. Остальное убранство и утварь имеют более позднее происхождение.
Описание
Свято-Троицкий собор в СПб расположен на Измайловском проспекте недалеко от реки Фонтанки на небольшой площади в окружении городской застройки. На огромной территории между современными Московским и Измайловским проспектами, между набережной реки Фонтанки и Загородным проспектом по ротам были расположены казармы Императорского лейб-гвардии Измайловского полка, сформированного по указу Императрицы Анны Иоанновны в 1730 году. Величественный белокаменный храм, его пять куполов, крытых краской голубого цвета и россыпью золотых звезд на высоких барабанах с полуциркульными окнами видны со многих точек города. Собор на Измайловском проспекте является зримым свидетелем военной истории России.
Информация для паломников
Совершить паломническую поездку в Санкт-Петербург поможет специальная паломническая служба «Собор»: предоставляется транспорт, обеспечиваются услуги опытного экскурсовода, размещение в собственной гостинице по доступным ценам, 2-разовое питание.
Групповую, индивидуальную поездку в северную столицу по стандартной или составленной по желанию заказчика паломнической программе можно оформить онлайн через сайт «Собора», а также по тел., или через приложения WhatsApp/Vieber (тел.). Примерная цена поездки за 1 человека на 2 дня составит от 5500 руб., за 5 дней – от 12 500 руб.
История Свято-Троицкого собора в 20-м веке
После издания декрета советской власти в 1918 году об отделении Церкви от государства храм из полкового собора по своему статусу превратился в обычную приходскую церковь. Измайловского полка и полкового духовенства не стало. Новые власти стремились уничтожить Церковь, как институт. Религиозным обществам было запрещено владеть собственностью, осуществлять обучение детей, иметь права на имущество. Началась повсеместная экспроприация церковного имущества. В 1922 году в Троицкий собор тоже пришла комиссия по изъятию ценностей. Всего было вывезено около 2 кг. золота и 300 кг. серебра. Начались гонения на священнослужителей. В 1922 году большевиками были арестованы Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, настоятель Троицкого собора протоиерей Михаил Чельцов, всего 86 человек. Большую часть священнослужителей осудили и приговорили к тюремному заключению. Владыка Вениамин был растрелян. Отец Михаил, выйдя на свободу, получил назначение в церковь Воскресения Христова в Коломне.
В 1925 году из Троицкого собора были вывезены знамена Измайловского полка, военные трофеи, добытые в войнах с Турцией, сбиты памятные мраморные доски. В 1928 году колонна «Воинская Слава», как «символ российского милитаризма» была демонтирована, трофейные орудия, окружавшие ее были уничтожены.
30-е годы 20-го века стали для священнослужителей Троицкого собора особенно тяжелыми. Обвиненные в контрреволюционной агитации были расстреляны настоятель Троицкого собора протоиерей Михаил Чельцов, Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим, владыка Амвросий. В 1933 году в Александро-Невской лавре был закрыт кафедральный Троицкий собор. Ленинградскую епархию возглавил Патриарх Алексий I. Он придал Свято-Троицкому собору статус кафедрального собора Пресвятой Троицы, но в 1938 году храм был закрыт.
В годы Великой Отечественной войны в подвалах Троицкого собора было устроено бомбоубежище, там проживали бойцы располагавшейся неподалеку зенитной батареи. После войны Троицкий собор представлял собой печальное зрелище. В храме находились неотапливаемые склады, здание приходило в упадок. Первая послевоенная реставрация была проведена в 1952-1956 годах.
В 1994 году при настоятеле Свято-Троицкого собора митрополите Иоанне вновь была образована православная община. Началась колоссальная работа по возвращению православного храма к жизни. В 1996 году митрополит Владимир назначил настоятелем Свято-Троицкого собора протоиерея Геннадия Бартова. В 1997 году была положена традиция всенощного бдения и архиерейских служб в Престольный праздник Пресвятой Троицы.