Основатель собора – Григорий Строганов
Богатый купеческий город Нижний Новгород привлек внимание русского предпринимателя, купца Григория Дмитриевича Строганова. Владелец 200 деревень и 15 тысяч крепостных крестьян, выгодно торговавший здесь солью, открыл в городе контору и рядом на горе занялся возведением храма в честь праздника Собора Пресвятой Богородицы, отмечаемого на следующий день после Рождества Христова.
Красно-белый силуэт храма выделялся на фоне зеленого волжского откоса, а рядом возвышались каменные палаты солепромышленника и политического деятеля, представителя дворянского рода Строгановых – Григория Дмитриевича.
Кто архитектор собора?
До сих пор достоверно неизвестно имя архитектора Покровского собора. Существует предположение, что зодчие были приглашены из Западной Европы. Аргументом в пользу этой версии может служить участие итальянских мастеров в сооружении Московского Кремля. Но документальных подтверждений этого мнения нет.
В середине 20 века родилась версия о принадлежности авторства архитектурного ансамбля мастеру Постнику Яковлеву из Пскова, прозванного Бармой. По другому предположению, Постник и Барма — разные люди, принимавшие участие в строительстве. Имена архитекторов стали известны в 1895 году из рукописного сборника 17 века, обнаруженного в Румянцевском музее (Москва). Согласно записи летописца, царь Иоанн Грозный имел «двух мастеров русских по реклу (то есть по прозвищу) Постник и Барма». Другой сборник летописей содержит в себе краткое сообщение о строителях собора: «мастер был Барма со товарищи».
Известна легенда, что после окончания строительства храма Иоанн Грозный приказал лишить зрения зодчих Барму и Постника. Якобы царь-деспот сделал это для того, чтобы в будущем мастера не могли построить что-либо подобное по красоте. Историю об ослеплении упоминает голштинский посол в Москве 17 века Адам Алеарий (Олеарий). Трагическую легенду опровергают исторические документы. Существуют записи об участии в восстановлении Казанского кремля псковских мастеров, среди них и зодчий Постник.
Архитектура и материалы для строительства и отделки
Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы – каменная двухэтажная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней.
Концепция церкви
Внешне церковь напоминает драгоценную резную шкатулку: монументальность здания сочетается с изысканным, ювелирно выполненным пышным убранством. Изящная каменная резьба – виноградная лоза и цветы, яблоки и груши, гранаты и персики, раковины и причудливые завитки покрывают сплошным ковром стены.
Пять глав церкви, поставленные по сторонам света, увенчаны коваными ажурными крестами сложного рисунка. Красно-кирпичные стены, затейливая белокаменная резьба и разноцветные маковки, как главы храма Василия Блаженного в Москве, – украшение города.
Темно-малиновый цвет фасадов, на котором нарядно смотрелась белокаменная резьба, расписан желтыми, голубыми и зелеными цветами. Наверху двухъярусной церкви – двухапсидный алтарь, молельный зал, трапезная и паперть.
С начала образования церкви богослужения проходили во втором, пышном и красивом, ярусе, первый этаж заняли склады. Богатое внешнее оформление церкви символизирует райский сад, Царство Небесное на земле.
Колокольня
Стройная колокольня, устремленная ввысь, символизирует земную свечу Богу. Первый ярус, выполненный в виде триумфальной арки, – парадный вход в церковь, который украшают изящные гирьки-висяги и предваряют иконы преподобного Сергея Радонежского, Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского.
По уровню второго яруса колокольню соединили с папертью собора крытым переходом. На колокольне Строгановской церкви – часы, которые музыкальным боем отмечают фазы Луны и времен года. 80-килограммовый колокол в верхней части колокольни каждый час отбивает нужное время. На верху колокольни, под крестом – флюгер в виде узорного флажка, символическое значение Святого Духа.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Построен в 1806-1810 гг.
По описи 1763 года храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с придeлом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806, совершена в 1810 году, иждивением доброохотных дателей и старанием строителя Ионы. Здeсь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой сторонe св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Таким образом церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом.
В 1929 г. вышло постановление о закрытии монастыря. В советское время в Покровском храме располагались различные организации: банки, конторы, Министерство топлива и энергетики и другие.
В 1994 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении Покровской обители как женского монастыря, а в начале 1995г. его настоятельницей была назначена монахиня Феофания (Мискина).
Первым помещением, которое было передано матушке-настоятельнице и первым насельницам, стал нижний (цокольный) этаж Покровского храма. Он был наполовину засыпан землей, перегорожен на несколько комнат и мало напоминал храм Божий. Не было даже самого необходимого, окна были забиты фанерой, спали на чем придется. Алтарь отгородили фанеркой, приклеили бумажные иконы. Уже на Покров, 14 октября, была отслужена первая литургия в приделе преподобного Нила Столобенского – там, где сейчас находятся мощи блаженной Матроны Московской. Мало-помалу 1-й этаж Покровского храма расчистили, приспособили для жилья алтарную часть, а служили также в левом приделе.
К началу 1998 года 1-й этаж был отреставрирован, и уже 4 апреля 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. Матушка Феофания вспоминала:
«Святейший Патриарх Алексий II назначил освящение первого этажа Покровского храма на 4 апреля 1998 года – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. А мы же ничего не знали – первый раз у нас служил Патриарх, да и вообще, впервые была архиерейская служба.
Очень волновались, мать Каллисфения, благочинная, регентовала и вела устав. И во время Божественной литургии Патриарх возвел меня в сан игумении, в указе сказано: «во внимание к усердным трудам по возрождению монашеской жизни в обители, освобождению храмов и зданий монастыря от прежних арендаторов и их реставрации».
Такая погода прекрасная в тот день стояла – солнышко, снега уже не было, мы еще кресты на Покровский и Воскресенский храмы приготовили поднимать, 5 крестов, Святейший их освящал. Праздничная трапеза была уже в новой трапезной в освобожденном сестринском корпусе».
22 ноября 1999 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение трех приделов 2-го этажа храма Покрова Пресвятой Богородицы.
На первом этаже Покровского храма, в приделе преподобного Нила Столобенского, находится главная святыня монастыря – честные мощи блаженной Матроны Московской.
Ежедневно после Божественной литургии у мощей совершается молебен.
Из истории храма
Храм освятили в 1713 году. Спустя три года в Нижний Новгород приехал Петр I, чтобы отслужить молебен в связи со своим 50-летием. Легенда гласит, что император в гневе покинул храм, приказав его закрыть, что и было сделано. Службы возобновились, спустя 2 года после смерти царя, в 1727 году.
Император обнаружил в церкви две иконы, которые он лично заказал мастеру Караваку для Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Григорий Дмитриевич Строганов, увидев иконы в мастерской художника, тайно от государя купил их, попросив мастера для Петропавловского храма написать другие.
Здесь же вскрылось еще одно обстоятельство, взбесившее вспыльчивого императора. Крепостной иконописец, учившийся в Голландии на средства Григория Дмитриевича Строганова, написал для собора икону «Спас Вседержитель».
В образе Христа мастер изобразил заказчика храма Григория Дмитриевича. Петр I, увидев образ, гневно воскликнул: «Я должен поклоняться Гришке Строганову, холопу моему? Не бывать этому!».
Храм трижды горел. На средства внука основателя храма, Александра Сергеевича, в 1812 году храм отреставрировали, укрепив дополнительной стеной.
В 1930 году храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны здание использовали как аптечный склад, благодаря этому сохранился старинный иконостас – 43 иконы конца XVII столетия из 46 уцелели. В 60-е годы XX века Строгановскую церковь передали краеведческому музею.
В 1993 году храм заново освятил митрополит Николай. На освящении присутствовали представители областной администрации, великие княгини Леонида Георгиевна и Мария Владимировна Романовы, а также князь-отрок Георгий и сопровождавший их режиссер Никита Михалков, который помог восстановить храм.
Символизм собора
Считается, что идею создания многопридельного церковного комплекса выдвинул митрополит Макарий (1482-1563). Первоначально предполагалось устроить 7 приделов, как во Влахернском монастыре (Константинополь). Но, согласно выражению летописи, зодчие построили собор не по велению государя, а по Божьему вразумлению.
Устройство нескольких церквей в одном сооружении символически должно было указывать на Небесный Иерусалим. По мнению русского писателя Николая Александровича Чаева (1824-1914), многоцветная раскраска куполов связана со сновидением блаженного Андрея (см. Житие блаженного Андрея), свидетеля Покрова Богоматери в Константинополе. Однажды святой подвижник во сне увидел обители Небесного Иерусалима с различными деревьями. Одни из них цвели. Другие — украшались яркой листвой. Третьи — имели прекрасные плоды. Сад поражал разнообразием красок.
Интерьер Строгоновской церкви
Интерьер церкви скромнее фасадов. Алтарь храма трехапсидный. Апсида – пониженный выступ здания, примыкающий к основному объему. Апсиды в церквах устраиваются в память о времени гонения на ранних христиан. Монахи, скрываясь от преследования, молились в пещерах и маленьких, низких кельях, выдолбленных в скалах.
Внутреннее обустройство церкви
В северной апсиде – жертвенник, на котором совершается Проскомидия, когда кислый хлеб и вино особым образом готовятся к таинству Причащения. В южной апсиде – ризница для хранения облачений при богослужении и священных сосудов. В средней апсиде – престол, священное место в храме. Престол церкви посвящен православному празднику Собору Пресвятой Богородицы.
Престол храма – это место присутствия Божественной Славы. Здесь совершается таинство Евхаристии (Причащения) – в переводе с греческого языка «благодарение». Алтарь устроен на возвышенном месте и знаменует горницу, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками. В алтаре три окна – символ троического света Божества.
В алтаре у восточной стены, напротив престола – горнее место, где установлено кресло-трон, что обозначает таинственное присутствие Небесного Царя Господа Иисуса Христа.
Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, – солея, полукруглый выступ в центре солеи напротив Царских врат – амвон. Амвон – символ камня, отваленного ангелом от дверей Гроба Господня и возвестившего о Воскресении Христовом.
Молельный зал
Молельный зал церкви небольшой по размерам, но очень светлый. В каждой из пяти глав церкви – окна, солнечные лучи легко попадают в молельный зал, падая на иконостас. Поражает тонкая пышная резьба и красочная живопись иконостаса. Выразительны иконы «Поклонение волхвов» и «Собор Богоматери», « Спас Вседержитель», написанные крепостным мастером, учившимся в Голландии.
Пол молельного зала выложен из метлахской плитки. На втором этаже – хоры, прославившиеся пением. На стенах вокруг хоров фрески:
- Иудеи побивают камнями первомученика архидьякона Стефана.
- Укрощение бури Господом нашим Иисусом Христом.
- Пророк Моисей молится перед Господом за народ Израилев.
- Моление царя Соломона.
- Моление Анны неплодной, будущей матери пророка Самуила у входа в Иерусалимский храм.
- Встреча Иисуса Христа с женщиной хананеянкой (язычницей).
Вход в молельный зал предваряют иконы истинных учеников Господа:
- Иоанна Златоуста;
- Тихона Задонского;
- Игнатия Бренчанинова;
- Феофана Затворника;
- Григория Богослова.
Здесь же фрески равноапостольного князя Владимира и равноапостольной Ольги В киотах – иконы Благовещения и святителя Николая Чудотворца.
Трапезная
Стены трапезной части храма расписаны картинами на библейские сюжеты. Восточная стена – малый иконостас, украшенный виноградными гроздьями, – покрыта белокаменной резьбой с позолотой. Вверху – иконы Иисуса Христа и четырех евангелистов. Евангелист Марк символизируется Львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа.
Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божьих тайн. Луку изображают с Тельцом, подчеркивая жертвенное служение. При евангелисте Матфее изображен Ангел как символ послушничества в мир Сына Божия. Венчает ряд Голубь – символ Святого Духа.
Ниже – фрески-иллюстрации:
- беседа Господа с самаритянскою;
- несение Господом Креста;
- воскресенье четырехдневного Лазаря.