Православная церковь ярко выделяется на просторах Красной площади Москвы, является знаменитым памятником русского зодчества. Собор возводился по особому указанию царя Иоанна IV в честь похода на Казань и взятия города. Рядом с постройкой находился глубокий ров, поэтому в простонародье храм назывался Покровом на Рву.
Великолепная церковь объединяет десять приделов, некоторые из них освящены в честь святителей РПЦ. Сегодня грандиозное сооружение считается достоянием ЮНЕСКО и работает в качестве подразделения музея истории.
Знамение эпохи
Общеизвестный факт, что храм Василия Блаженного в Москве был построен в честь присоединения Казанского ханства к России. Это событие имело ключевое значение в превращении Московского княжества в мощное централизованное государство. Последний оплот татаро-монгольского могущества был повержен. Произошло это в октябре 1552 года, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство храма началось в 1555 году и завершилось через пять лет. Для своего времени собор был самым грандиозным зданием в Москве. Высота от фундамента до основания креста 65 метров. Освящение собора состоялось в июле 1561 года.
Экспозиция в Подклете
На первом этаже, точнее подклете, мы увидели прекрасные отреставрированные иконы. На самом деле это выносные иконы, с которыми совершался крестный ход вокруг храма.
Отреставрированные иконы
Мощность конструкций подклета поражает — из-за того, что храм находился на «Рву», требовался мощный фундамент. Так как Собор имеет приличный возраст, здесь неоднократно проводились реставрации и замена кирпичей. Темные кирпичи — старые старые.
Полоток в подклете
Кстати, в подклете можно увидеть фрагмент цветного купола церкви. Оказывается, купола выполнены из металла и покрыты краской. Как известно, металл подвергается коррозии, поэтому реставрация проводится примерно каждые 20 лет.
Фрагмент купола
Икона «Богоматерь Знамение» является репликой иконы, расположенной снаружи храма. Относится к 1780 году.
Икона Богоматерь Знамение
Тайны строительства
Летописи не сохранили достоверных сведений об авторе проекта и мастерах, воплощавших его в камне. Версий по этому поводу несколько. Принятая официально гласит, что храм Василия Блаженного в Москве воздвиг некто Постник Яковлев, родом из Пскова. Иначе этого зодчего именуют Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник. Также существует мнение, что неповторимый облик храма создал неизвестный итальянский мастер. Прецеденты этому были, мастера из Италии принимали участие в строительстве многих сооружений в Кремле.
Легенда гласит, что зодчие собора по окончании строительства были ослеплены. Царь Иван, пораженный красотой храма, не пожелал, чтобы еще где-нибудь могло быть воздвигнуто подобное. Однако летописи свидетельствуют о том, что Постник после московской стройки несколько лет участвовал в строительстве кремля в Казани. Об этом свидетельствует царский указ от 15.12. 1555, повелевающий Постнику Яковлеву среди прочих мастеров отправиться в этот город.
Храм — символ дерзаний Ивана Грозного
Именно благочестивая средневековая традиция послужила тому, что храм Василия Блаженного в Москве был построен в память о военной победе. Это, однако, не отражает всей его значимости для истории России. Молодой царь Иван IV в начале своего правления ставил амбициозные задачи построения нового государства. Именно он впервые официально стал называться царем. Еще при его деде, великом князе Иоанне III, в России стала зарождаться новая доктрина духовного облика: Москва – Третий Рим. Иван Грозный считал, что Россия должна объединить в себе различные народы и быть их путеводительницей в Небесный Иерусалим. Именно это, по мысли царственного заказчика, храм Василия Блаженного в Москве и должен был выражать множеством своих куполов.
Внутреннее устройство собора
Конструкция собора включает в себя девять небольших храмов. В соответствии с церковной традицией планировка храмов строго регламентирована. Их строят в форме креста, корабля или круга. В плане собор представляет восьмиконечную звезду – символ жизни будущего века. Алтари придельных храмов освящены в честь церковных праздников и святых, дни празднования и почитания которых ознаменовались важнейшими этапами в завоевании Казани и Среднего Поволжья:
- центральный придел посвящен Покрову Пресвятой Богородицы;
- Троицкий — на востоке;
- на западе — в честь Входа Господня в Иерусалим;
- на северо-западе — в честь равноапостольного Григория Великого, просветителя Армении;
- на юго-востоке — в честь преподобного Александра Свирского;
- на юго-западе — в честь преподобного Варлаама Хутынского;
- на северо-востоке — в честь святителя Иоанна Александрийского;
- на юге — Свято-Никольский;
- на севере — в честь свв. мучеников Адриана и Наталии.
Позже были пристроены еще два придела: в честь св. Василия Блаженного и колокольня с алтарем, посвященная св. Иоанну Московскому.
Доработки и изменения
Храм на Красной площади в Москве не сразу имел изначальный вид, а несколько раз видоизменялся. После основной постройки его постоянно улучшали. По задумке архитекторов собор был полностью белым и построенным из белокаменных глыб, но в XVII веке это изменилось. Вместо белых стен – орнаментальная живопись.
Вместо золотистого купольного покрытия – декоративная обработка в современном ее виде. Окончательно неизвестна полная разгадка такой цветности куполов. Есть только предположения, что строятся на предании об Андрее Юродивом, который и связан с праздником Покрова Божией Матери. Он видел в своем сне Небесный Иерусалим в виде цветущего сада.
Постепенно все детали собора улучшались без резких изменений в архитектуре. Деревянные ненадежные шатровые постройки заменялись каменными, купола полностью были сделаны из металла. В подклет собора, подземное перемещение, были перенесены для сохранности престолы из разобранных церквей.
Там хранились престолы из церквей «на крови», которые располагались на старых местах публичных казней. По различным сведениям, таких престолов было от 13 до 20. Тогда же перенесены и несколько престолов из сгоревших московских храмов.
Переименовываются и несколько приделов: по ходатайству богатой вкладчицы церковь Киприана и Иустины переименовывают в церковь ее святых покровителей Адриана и Наталии, а церковь Трех Константинопольских патриархов теперь носит название в честь Александрийского патриарха Иоанна Милостивого.
Эти названия будут закреплены до XX-го века. Так же в Покровскую церковь переносится иконостас из кремлевской церкви. Добавляется травный орнамент на парапетах и внутренней отделке галерей и, в целом, собор почти завершает все реставрационные работы.
Троицкий пожар в 1737 г. почти полностью уничтожил внутреннее убранство собора. Его восстановление затянулось надолго, так как тогда пострадала вся Москва. Особое внимание реставрации было уделено в период 1784-1786 гг. В это время внешний вид собора был изменен: надстроенную Феодосиевскую церковь разобрали.
Часовня св. Василия Блаженного
Современником царя Ивана Грозного был необычный человек — богобоязненный юноша из окольной деревни Елохово. В юности он покинул родной дом и скитался по улицам столицы. Василий от Бога был удостоен дара предвидения. Он постоянно обличал лицемерие и ложь своих сограждан, невзирая на сан и сословие. Таких людей в народе называют юродивыми или блаженными. Церковь почитает их святыми, принявшими на себя подвиг мнимого безумия. Иван Грозный очень почтительно относился к блаженному, принимал у себя в палатах, прислушивался к его советам.
Когда Василий умер, его похоронили на кладбище Троицкой церкви около оборонительного рва Кремля, где и был позже построен храм Василия Блаженного в Москве. Год создания собора и дата смерти святого, который принимал участие в сборе средств для его строительства, мистически совпадают. В 1588 году Василий, Христа ради юродивый, был канонизирован Церковью. По повелению царя Федора Ивановича над его могилой был построен храм, по сути, являвшийся десятым приделом собора. Он и дал известное на весь мир название всему священному сооружению.
Интересные факты истории
Собор, являясь скорее мемориалом, чем утилитарным местом для массовых богослужений, в дни великих праздников представлял собой огромный алтарь. Молящиеся собирались на Красной площади, а роль церковного амвона выполняло Лобное место.
В первозданном виде купола имели классическую для русской храмовой архитектуры шлемовидную форму. Современный вид они приобрели гораздо позднее, при Екатерине Второй.
Захвативший Москву Наполеон задумал разобрать собор и перенести его в Париж. Но в его положении это было невозможно. От бессилия император вознамерился храм взорвать. Когда порох под основание был уже заложен и подожжен фитиль, внезапно начавшийся дождь спас святыню.
Второй раз угроза гибели нависла в советское время, когда руководивший планом реконструкции столицы Лазарь Каганович предложил храм снести и на его месте устроить проезжую часть, удобную для проведения демонстраций. От уничтожения собор спас известный советский реставратор и историк архитектуры П.Д. Барановский. Одним из решающих аргументов было то, что храм Василия Блаженного в Москве был построен в память об одном из величайших событий в истории страны.
С 1991 года храм, фактически оставаясь музеем мирового значения, используется совместно с Русской Православной Церковью.
Как добраться
Как я уже упоминала раньше, собор находится на Красной площади. Добраться туда можно несколькими способами:
- До Собора Василия Блаженного можно добраться от объединенных станций метро Театральная, Площадь Революции и Охотный ряд, выйдя в город на Манежную площадь. Надо обойти Исторический музей, за ним открывается потрясающий вид на Красную площадь, в конце которой вы увидите Собор Василия Блаженного. Есть еще один путь от станции метро Китай-город. Выходите на ул. Варварка и идете 15 минут до Большого Москворецкого моста, который рядом с Васильевским Спуском.
- Автобусы и троллейбусы также ходят до собора. Подробнее ознакомиться с транспортом Москвы, ценами, часами работы можно здесь. Ближайшая остановка называется «Красная площадь», до нее можно доехать на 25 автобусе. Остальные довезут вас до остановки «Театральная площадь», это маршруты автобусов Н1 (ночной), Н2 (ночной), 12ц и 144ц. И до остановки «Метро Китай-город (Славянская площадь)» троллейбусы 16, 45, 63 (круглосуточный) и автобусы Н4 (ночной), Н5 (ночной) и 158.
Храм Василия Блаженного в Москве. Часы работы
Памятником архитектуры собор стал сразу после Октябрьского переворота в 1918 году. В 1934 году храм Василия Блаженного в Москве получил статус филиала Государственного исторического музея. А в наши дни он является одним из объектов грандиозного музейного комплекса Кремля. Включен в реестр объектов всемирного исторического наследия ЮНЕСКО. В дни Великих церковных праздников и престольных торжеств в его приделах совершаются богослужения.
Для посещения туристов двери храма открыты каждый день:
- с ноября по апрель — с 11.00 до 17.00 (касса работает до 16.30);
- с мая по октябрь — с 10.00 до 18.00 (касса работает до 17.30).
Нерабочие дни: вторник и первый понедельник каждого месяца.
Адрес: 103012, Москва, Красная площадь, дом 2. Телефон: +.
Реставрационные работы в середине ХХ в
Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.
Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.
В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.
Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.
Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.
В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.
1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.
Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.
Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает.
Москва. Храм Василия Блаженного. Фото
С появлением фотографии Покровский собор стал самым популярным образом столицы на полиграфической продукции. Храм красуется на открытках, календарях, почтовых марках, рекламных проспектах и туристических путеводителях. Каждый гость Москвы считает своим долгом запечатлеться на фоне этого памятника.
Эффектная подсветка и качественная фотоаппаратура позволяют делать исключительные снимки в ночное время.
Экскурсии
Собор удивляет не только своим пестрым видом, но и экскурсиями, которые работники музея готовят для посетителей. Самая интересная, которую я посетила вместе с младшей сестрой – это «Предивные главы Покровского собора» для детей от 7-ми лет. Стоимость одного билет для школьника – 450 рублей, школьник + сопровождающий – 550 рублей. Профессиональные экскурсоводы познакомили деток с историей происхождения многоцветных глав собора. Много рассказывали о декоративном убранстве и провели мастер класс по рисунку в техники пластилинографии. Мы с сестрой остались довольными.
В музее проводят обзорные и авторские экскурсии для школьников и студентов. На официальном сайте вы сможете найти темы экскурсий и записаться на них или за дополнительную плату воспользоваться аудиогидом.