Московское патриаршее подворье в честь 1000-летия Крещения Руси |
Московский храм в честь Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове
, патриаршее подворье в честь 1000-летия Крещения Руси в черте Московской епархии
- Престол: Троицы Живоначальной
- Адрес: Россия, г. Москва, Каширское шоссе, вл. 61а
- Сайт:
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Троицкий храм и прочие постройки патриаршего подворья возведены на берегу Борисовских прудов, на сложном, но живописном ландшафте. Здания видны с Каширского шоссе, от которого к надвратной колокольне ведёт белокаменный арочный пешеходный мост.
Идея строительства административного центра Русской Православной Церкви была выдвинута в 1988 году, в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Официальное разрешение на строительство новой церкви в Москве стало в то время сенсацией. Храм был заложен 13 июня 1988 года в районе Царицынских прудов, вблизи Каширского шоссе. Закладка камня в основание храма сопровождалась богослужением при участии патриарха Московского и всея Руси Пимена. В то время первосвятитель выразил значение храма в следующих словах:
«Итак, заложен первый камень в основание будущего храма, посвящаемого 1000-летию Крещения Руси, храма в память всех наших соотечественников, жизнь свою положивших при защите священных пределов нашей Родины в Отечественных войнах
» [1].
Был проведен конкурс, в котором победил проект архитектора Анатолия Полянского. Было организовано РСО по построению храма в честь Тысячелетия Крещения Руси (в 1990-1992 годах директором состоял протоиерей Сергий Суздальцев), но начало работ всё откладывалось. В 1993 году Полянский скончался, а затем главным храмостроительным проектом столицы стало восстановление Храма Христа Спасителя. В итоге к возведению храма приступили лишь тринадцать лет спустя, причём первоначальный проект был в корне пересмотрен. Площадь, выделенную под новое патриаршее подворье в честь 1000-летия Крещения Руси, уменьшили более чем в пять раз, и она составила 1100 квадратных метров.
В октябре 2000 года Балтийская строительная компания приступила к строительным работам. Церковные здания начали возводиться в 2001 году. Первым законченным зданием стала часовня во имя благоверного князя Александра Невского, и течение двух лет, до конца 2003 года, в ней по воскресным дням совершались молебны с чтением акафистов. После часовни строители возвели надвратную колокольню. 11 колоколов (самый большой — весом почти 2500 килограмм) отлитых Воронежской привезли в 2001 году, в 2002 году их установили на колокольне, а в 2003 году — соорудили помост и смонтировали «систему управления» звоном.
Московский храм Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове |
Тем временем продвигались работы и по возведению храма Живоначальной Троицы. В 2001 году под храм был вырыт огромный котлован для фундамента. Для его создания были проведены многочисленные исследования высококвалифицированными специалистами грунта. Сразу после завершения фундамента строители принялись за возведение каркаса будущего храма. Следующим этапом в строительстве было возведение кровли экседр, затем — сооружение главного купола и установка креста. Фасад здания украсили разнообразными барельефами. Особо трудоёмкие работы велись по внутренней отделке храма, где использовались дорогие материалы — мрамор, позолота. В храм был помещён изящный фарфоровый иконостас работы петербургской художественно-реставрационной мастерской «Гильдия мастеров» Юрия Волкотруба в традициях Кузнецовских мастерских века. Живописные работы проводились под руководством заслуженного художника России Василия Нестеренко, а группу иконописцев возглавляла Анна Белянова. В цокольном этаже храма был устроен баптистерий для крещения через полное погружение. Здания подворья были украшены мозаикой, выполненной в мастерской Екатерины Огородниковой в Санкт-Петербурге. Храм был отстроен к началу 2004 года. 19 мая того года патриарх Алексий II совершил освящение храма и отслужил первую литургию.
Троицкий храм стал вторым по величине храмом столицы после Храма Христа Спасителя. С сентября 2004 года на подворье открылась воскресная школа для всех желающих, начиная с малышей четырехлетнего возраста. На 2009 год на подворье обучалось более 250 воспитанников разных возрастов; кроме воскресной школы действовали различные студии и кружки для детей, театр, иконописная школа; проходили занятия логопеда и курсы подготовки к школе [2].
Часовня Александра Невского Московского патриаршего подворья в честь 1000-летия Крещения Руси |
История основания храма
Строительство храма Живоначальной Троицы в Борисове относят к 1628 году. Тогда это была деревянная церковь, освященная в честь свт. Николая Чудотворца.
В дальнейшем в истории храма можно отметить следующие этапы:
- на рубеже XVII — XVIII вв. в селе был возведен каменный храм, который освятили в честь Святой Троицы;
- к 1826 году церковь настолько обветшала, что в ней было запрещено служить;
- церковь была полностью разобрана и заново построена, освящение состоялось в 1829 году;
- в период с 1870 по 1873 года, был построен новый храм в другом месте, в нем появилось два придела: в честь свт. Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Утоли мои печали».
Храм святой Троицы Живоначальной в Борисове, Москва
Старый храм не был разобран, хотя и пребывал в совершенно ветхом состоянии.
Интересный факт! Разобрать старый храм препятствовало Московское археологическое общество, которое считала его памятником архитектуры. Средств на восстановление церкви не было и общество в 1897 году согласилось с тем, что старую церковь необходимо разобрать.
В советское время храм к 1938 году не был действующим. При ликвидации села сохранился, так как был признан памятником истории и архитектуры. В 1991 году храм Св. Троицы в Борисове передан Церкви и с этого времени в нем снова совершаются богослужения.
История[править]
Возникновение села Борисово связано с именем царя Бориса Годунова. В конце XVI века Годунов устроил на речке Городёнке (Городне), протекавшей через дворцовую вотчину, развитый каскад прудов. Верхний пруд начинался у сельца Черная Грязь (впоследствии – Царицыно). На берегу последнего, восточного пруда, и возникло поселение Борисово – хозяйственный приселок дворцового села Коломенского. Пруд сохранил древнее название «Борисовский» или «Цареборисовский». В составе дворцовых земель (удельного ведомства) Борисово находилось до 1917 г.
Как село, имеющее церковь, по сведениям исследователей Холмогоровых, Борисово впервые упоминается в приходных окладных книгах патриаршего приказа за 1628 г. Это означает, что раньше здесь не было церковного места. Первый деревянный храм был освящен в честь святителя Николая. В дозорных книгах патриаршего казенного приказа 1680 г. так же значится церковь Николая Чудотворца в селе Борисове. Затем была построена новая, белокаменная церковь, освященная в честь Святой Живоначальной Троицы. Точная дата ее построения не известна. Холмогоровы обнаружили документ в 1710 г., где храм фигурирует, уже как построенный. Это была одноглавая церковь с четырехскатной кровлей, поднятой так высоко, что заслужила название «шатровой». Церковь имела полукруглый алтарь, а декорация фасадов была крайне скупа.
С 1710 по 1722 гг. в церкви служили священник Никита Афанасьев и его сын дьячок Дмитрий.
О жизни села и храма в продолжении XVIII – начала XIX вв. сведений не сохранилось.
Сохранился документ 1826 – 1829 гг. о ремонте обветшавшего храма. В процессе ремонта храм был разобран до основания и выстроен вновь. Был поставлен новый иконостас и отреставрированы иконы. 11 мая 1829 г. Троицкая церковь была заново освящена.
Следующим документом, из дошедших до нас по времени, является топографическая карта Московской губернии 1838 г., где четко обозначено местоположение Троицкого погоста. Церковь стоит возле самого берега пруда, рядом расположено кладбище.
В 1839 году село Борисово горело, пострадала так же и церковь, как следует из документа с тех пор: «стены ее пестреют, где белым камнем, где кирпичом».
В 1859-х годах в Троицкую церковь села Борисово был назначен новый священник, отец Николай Смирнов, «… С первого дня поступления моего на настоящее место – писал он в одном из своих прошений епархиальному начальству, — положение храма Божия возбуждало во мне сожаление и опасение. Построен он из белого камня и по недостатку свода он треснул в куполе во все стороны. Скудным видом крашен иконостас, от сырости потерял свой вид, каменный пол выкрошился, тесовая крыша на притворе сделалась совершенно негодною. Ограды и колокольни нет, а колокола висят на деревянных столбах. Такое жалкое положение храма Божия не давало мне покоя, посему в 1862 году убедил я прихожан… построить новый каменный теплый храм.».
Получив от митрополита Филарета разрешение, отец Николай в 1863 году отправился в Московскую губернскую Строительную и дорожную комиссию «для освидетельствования в правильности архитектуры» «избранный нами проект», каковой после доработки был утвержден лишь год спустя. В архивном фонде Строительной и дорожной комиссии не сохранились чертежи. В сопроводительную документацию не попало и имя архитектора, автора проекта.
Строительство нового храма началось не сразу: «Церковных денег – продолжает отец Николай – имелось только 1400 руб. , с такой суммою нельзя было совершить строения. Посему исходатайствовано у Его Высокопреосвященства разрешение «сбирать пожертвование на книгу и печатать в газетах приглашение к пожертвованиям, и к маю прошлого 1868 года составилось у нас в церкви до 4000 руб.»
В резолюции Московской духовной консистории от 27 февраля 1864 года за № 1233 разрешено было «существующую каменную церковь, по разбирании ее трапезы, оставить для отправления в ней богослужения и впредь до построения новой каменной церкви, а потом дозволить разобрать ее для употребления материала ее в состав новой колокольни». Началась тяжба, закончившаяся тем, что 19 июня 1869 года «согласились все строить новый храм вблизи существующего, напротив священнического дома на пустопорожнем месте и для всех удобном месте».
Строительство шло медленно. Еще в 1862 году крестьяне общим приговором обязались собрать на построение храма по рублю серебром с каждой ревизской души, но к 1870 году «ни копейки не собрали». Не поставлялись также подводы для перевозки строительного материала.
Церковь была выстроена и освящена в 1873 году, отделка продолжалась до 1874 года. Тогда же на колокольню был поднят большой колокол.
Старая церковь, по каким-то причинам, не была тотчас разобрана, хотя в новом храме было освящено сразу три престола: Троицкий — в центре, в том месте, где обычно бывает проход из трапезной в главный храм, и два боковых: старый Никольский, и вновь устроенный – во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали».
Служба в старой церкви не совершалась. Но, когда прихожане решили ее все-таки сломать, действовала уже Императорская комиссия по сохранению древних памятников, и причт борисовской церкви вынужден был обратиться в Московское археологическое общество для проведения экспертизы,- является ли храм памятником древней архитектуры и нет ли препятствий к его разборке.
Московское археологическое общество препятствовало сносу белокаменного храма много лет. В 1897 г. Епархиальный архитектор С. Крыгин, «осмотрев сию церковь, донес, что … более 14-ти лет.. богослужений не совершается, крыша ветха, рамы без стекол, по всем стенам видны в разных направлениях трещины… и весь храм по видимой ветхости в далеком будущем должен разрушаться…» Прихожане настоятельно просили церковь разобрать, на что архитектор московского архитектурного общества В. Гамбурцев дал, наконец, разрешение, с условием: «произвести разборку с большей внимательностью и сохранить найденные древние части – голосники, камни с надписями и прочее». 17 ноября 1897 г. Вопрос о разборе борисовской церкви был решен утвердительно.
Новый храм к этому времени претерпел изменения. В 1891 г. была надстроена и укреплена пристройками колокольня. Сделано это было потому, как объяснял священник в прошении, «что дома прихожан на очень низком месте между гор и садов», и хотя на колокольне имеется большой колокол весом в 300 пудов, « низкая местность и пять глав церкви настолько останавливают звук, что прихожане часто нимало не слышат его благовеста…» Желая надстроить колокольню на 10 аршин, прихожане собирались также «в поддержку ей» возвести с двух сторон пристройки.
Работы по перестройке храма закончились в 1895 г. А 19 ноября состоялось освящение церкви, о чем было извещение в газете «Московские церковные ведомости». Проект надстройки колокольни не был в натуре выполнен в точности. Вместо запланированного промежуточного полуяруса был возведен полноценный второй ярус. Об этом свидетельствует фотография 1938г.
Белокаменную церковь снесли в 1898 г., а в 1900 г. на месте древнего престола была возведена часовня. Сохранились чертежи этого самого незатейливого сооружения, представляющего собой небольшой одноглавый четверик с тремя окнами и входом с запада. Подпись архитектора под чертежами проекта отсутствует.
В 1901 г. в селе, между двумя крестьянскими домами поставлен часовенный столп. Сохранились его чертежи без подписи, но с надписью: «Рисунок с натуры памятника часовни, купленного для постановки в селе Борисове Московской губернии и уезда». По какому поводу установлена часовня, не выяснено.
В том же 1901 г. по проекту архитектора П. Благовещенского, в церкви было устроено в подвале калориферное отопление, в связи с чем в полу были сделаны вытяжки. Чертежи проекта сохранились. Печь была сделана под северной пристройкой к колокольне, из пристроек в храм было пробито две арки. Любопытно, что в сопровождающей проект записке церковь названа «трапезной».
В том же году, тем же архитектором был спроектирован алтарь, которого церкви так не хватало, весьма, правда, небольшой. С востока в центре к объему храма был пристроен пятигранный выступ, вынута часть восточной стены, немного расширен проем из храма в помещение под колокольней. Алтарь большого размера церковь позволить себе не могла, иначе он подошел бы к самой ограде. Среди чертежей проекта генплан, на котором нанесена ограда, очерчивающая границу погоста. В северо-восточном углу ограды находилась часовня, рядом в северном прясле были ворота, а западнее, в ограде же, церковный домик – кладовая. Главные ворота располагались в восточном прясле ограды, близ юго-восточного угла. За пределами ограды, с юга, стоял дом священника. Как и на генплане села, на данном генплане территория погоста имеет косоугольную конфигурацию.
18 августа 1902 г. новый алтарь был освящен викарным епископом Трифоном, о чем незамедлительно последовало сообщение в газете «Московские церковные ведомости». Среди выполненных работ отмечена замена деревянного пола плиточным, новая живопись на стенах, обновление церковной утвари. «Весь этот ремонт стоил не менее 13000 р.»
В 1906 г. в Борисове сформировалась Троицкая старообрядческая община, официально зарегистрированная в 1912 году. В 1915 г. в селе был построен, вернее, перестроен из избы, старообрядческий молитвенный дом. Сохранились проектные чертежи, подписанные архитектором Мартьяковым. Троицкая старообрядческая община приглашала для совершения треб священников Рогожского кладбища.
Летом, в страду (Тяжелая летняя работа в период косьбы, жнитва и уборки хлеба) в селе Борисове часто совершались крестные ходы, для чего приносили чудотворные иконы Иерусалимской Богоматери из Измайловской богадельни, Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря и великомученицы Екатерины из Екатерининской пустыни.
Точное время закрытия церкви неизвестно. Сохранилась фотография 1938 г., отдельные детали которой говорят о том, что храм к этому времени был уже закрыт. Главы и кресты стояли еще на месте, но колоколов уже не было. В части ограды выломаны металлические решетки, а часть северного прясла была разобрана. С севера от храма, в непосредственной близости от него была выстроена изба. Вдали с юга видно старый дом священника, а с севера, за пределами ограды стоял деревянный дом нежилого вида, возможно, училище. Фотография фиксирует момент, когда пруд был спущен.
После закрытия храм приспособили под склад зерна борисовского совхоза.
В 1978 году совхоз был ликвидирован, а склад выведен из церкви. Начался снос села, от которого не осталось ни дома, но хорошо прослеживаются трассы главных улиц, сходящихся у церкви. Кладбище ликвидировано, не сохранилось ни единого надгробия.
В 1960 г. усадьба Царицыно, а с ней и весь каскад борисовских прудов был поставлен на государственную охрану. Вместе с Цареборисовским прудом поставлена на охрану и борисовская церковь, которая по ошибке названа в перечне памятников архитектуры, изданным Управлением госконтроля по охране памятников истории и культуры г. Москвы «церковью Богородицы» (охранный № 396).
Ограда и часовня при церкви были снесены, дом священника использовался под жилье и исчез вместе с селом. На месте часовни в хрущевские времена был построен сельский клуб с помпезным портиком, в котором теперь расположен спортзал и контора.
Эта организация владела и церковным зданием, в котором в 1980-х гг. размещался гараж мотоклуба. На церковной территории выстроена сторожка конторы, поставлена ограда. Территория захламлена, разрыта траншеями прокладывающихся коммуникаций. С конца 1980-х гг. здание церкви не использовалось. Со времени закрытия ни разу не проводился ремонт, кровля отсутствует, разобран свод северной пристройки к колокольне. Постоянно намокающие своды находятся в аварийном состоянии. Сильно пострадал пол. Живопись и иконостасы уничтожены».
В начале 1980 годов подвергся чистки каскад борисовских прудов. Берег около церкви укреплен бетонной конструкцией. Троицкая церковь входит в состав охранной усадьбы Царицыно, разработанной в 1978 году НИПИ Генплан г. Москвы.
В 1991 г. церковь Троицы в Борисове передана Русской Православной Церкви.
Деятельность прихода
Церковь Св. Троицы в Борисове была передана православной общине в ужасающем состоянии, фактически сохранились только стены. Но в короткое время удалось воссоздать храм в прежнем виде и возобновить богослужение.
Богослужение в церкви Троицы Живоначальной, Борисово
Ныне при храме действует воскресная школа, которая осуществляет всю работу по катехизации и религиозном просвещении всего населения района:
- учебным днем в школе является суббота;
- расположена она в Центре непрерывного образования им. прп. Серафима Саровского, который находится по адресу ул. Ясеневая, 33/2;
- воскресная школа шефствует над социальным приютом детей-подростков и коррекционным детским домом № 9.
Также при храме регулярно организуются паломнические поездки по святым местам России.
Как добраться[править]
Адрес:
115563, г. Москва, Борисовский проезд дом 15, корпус 4
Проезд:
- до ст. метро «Каширская», далее на автобусе № 275 в сторону МКАД до остановки «Борисовский проезд»;
- до ст. метро «Домодедовская», далее на автобусе № 275 в сторону до остановки «Борисовский проезд»;
- до ст. метро «Красногвардейская», «Шипиловская» далее на автобусе № 711 в сторону .
Телефон:
+7 495 393 91 22 (храм), +7 916 264 47 76 (дежурный священник)
Электронная почта:
Святые и святыни
Прихожанином храма являлся Алексий Зверев, прославленный Русской православной церковью как новомученик. Он был членом Поместного собора 1917 — 1918 гг. и входил в состав комиссии по расследованию убийства архиепископа Пермского Андроника (Никольского).
Среди наиболее почитаемых святынь храма:
- икона блаж. Матроны Московской (на ней святая с открытыми глазами);
- икона свщмч. Алексия Зверева;
- икона Успения Божией Матери с частицей Гроба Господня;
- старинные иконы архангелов Михаила и Гавриила;
- иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Взыскание погибших», «Державная», «Утоли моя печали»;
- икона свт. Николая Чудотворца.
Иконостас церкви Троицы Живоначальной в Борисове
Паломнику[править]
Расписание богослужений:
- Ежедневно – Божественная Литургия в 8-00;
- Ежедневно – вечерня и утреня в 17-00 часов;
- По воскресным дням – Божественная Литургия 7-00 и 10-00 часов;
- В дни двунадесятых и великих праздников – Божественная Литургия – в 7-00 и 10-00 часов; накануне Всенощное бдение (вечерня и утреня) в 17-00 часов.
- По воскресеньям в 17-00 часов читается вечерня с акафистом Богородице «Утоли моя печали», «Свт. Николаю» (по очереди).
Огласительные беседы перед принятием Таинства Крещения в нашем храме проводятся по средам и воскресным дням с 15.00 до 17.00
Актуальное расписание богослужений см. на официальном сайте храма