Возрождённый к жизни храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

По всему миру находится достаточно большое количество различных православных храмов. Особого внимания заслуживает храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках. Он имеет необычайную историю. Это древняя церковь, внутри которой находится настоящая красота и чудотворные святые образы. При возможности его нужно обязательно хотя бы один раз, но посетить.

Приданое молодой невесты

1720 год выдался счастливым для потомственной московской дворянки Анны Михайловны Прончищевой – послал ей господь мужа, да не какого-нибудь, а человека солидного, статского советника. В качестве приданого отписали ей родители пустошь, находившуюся там, где сейчас высятся дома Академического района столицы, и купленную в давние годы ещё её прадедом Николаем Алексеевичем.

Вот там-то и обосновались молодые, построив усадьбу Троицкое-Черёмушки. Почему Троицкое? В честь одноимённой каменной церкви, возведённой на её территории рядом с просторным барским домом. Стояла она как раз на том месте, где сегодня построен новый храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках.

Последующая судьба храма и усадьбы

Впоследствии усадьба много раз переходила из рук в руки, но так как большую часть времени она находилась в собственности семьи московского богача Н. П. Андреева, купившего её в 1810 году, то и стала называться Троицкое-Андреево.

Этот первый храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках простоял до 1879 года, но, придя в крайнюю ветхость, был полностью перестроен священником отцом Иоанном (Забавиным). Необходимые же средства на проведение работ пожертвовал один из благочестивых прихожан храма – С. Н. Тихонов. Прежняя постройка была полностью разобрана, а на её месте возведена новая, к которой впоследствии пристроили колокольню, выполненную в неоклассическом стиле.

Храм в Новокосино был построен по многочисленным просьбам местных жителей

Строительство храма в Новокосино — отклик на просьбы жителей востока Москвы, нуждавшихся в духовно-нравственном просвещении.

В советское время в Новокосино вырос настоящий небольшой город, с развитой инфраструктурой. Однако, в этом «городе» не было ни храмов, ни церквей. А старая Москва, богатая своими церквями, отдалена от Новокосино.

22 июня 1999 года протоиерей Иоанн Чиженок, получил благословение от Патриарха Московского на постройку храма от патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

22 июня 1999

в этот день протоиерей Иоанн Чиженок, получил благословение на постройку храма

Так как храм строился исключительно на добровольные пожертвования, его строительство то и дело откладывалось. Обустройство строительной площадки началось лишь в январе 2009 года.

Уже к апрелю того же года строители закончили постройку цокольного этажа, началось возведение стен.

3 июня 2009 года владыка Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и глава Управы района Новокосино Валерий Мерненко заложили в основание храма освященную капсулу.

В капсуле находилась памятная грамота, в которой записали дату основания и сведения о Патриархе и Президенте РФ, при которых началось строительство.

Статус Патриаршего подворья — особый церковный статус.

Он предполагает прямое вертикальное подчинения Патриарху Московскому и всея Руси.

Это значит, что непосредственное управление подворьем осуществляет Патриарх и все решения о жизни храма принимает именно он. Настоятель храма — патриарший наместник.

4 ноября 2009 года — в праздник Казанской иконы Божией Матери — в храме провели первый богослужебный молебен с чтением акафиста Всем Святым, в земле Российской просиявшим.

Церковь на Суздальской к тому моменту достроили, строители перешли к ее благоустройству. При молебне присутствовали жители Новокосино.

Первую Божественную Литургию в храме совершили в праздник Входа Господня в Иерусалим, 28 марта 2010 года. После этого богослужения совершают регулярно.


Святейший Патриарх Алексий II. Идея строительства храма в Новокосино принадлежит ему и Мэрии Москвы

Новокосинский храм отличается от других храмов тем, что в нем прихожане могут помолиться всем российским святым.

Осквернение святыни

В период гонений на церковь, последовавший вслед за приходом к власти большевиков, храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках в полной мере разделил судьбу большинства российских святынь. До 1935 года его община ещё как-то противостояла нападкам со стороны организаторов многочисленных антирелигиозных кампаний, но силы оказались слишком неравны. Долго идти вразрез с господствовавшей в те годы государственной политикой группа верующих не могла, и в итоге храм у них отобрали.

Здание, построенное некогда на пожертвования благочестивого купца Тихонова, отличалось отменной прочностью, и новые хозяева жизни, сбросив на землю кресты, купола и прочую чуждую их идеологии символику, разместили в осквернённом храме артель по выпуску спортинвентаря.

Собор всех Святых, в земле Российской просиявших

Совершается во 2-ю Неделю по Пятидесятнице, т.е. во второе воскресенье после Троицы

История праздника

Праздник появился в середине XVI века, при митрополите Макарии. Вследствие реформ патриарха Никона был оставлен. Восстановлен 26 августа 1918 года решением Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, а с 1946-го праздничное богослужение стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.

Святые Церкви — помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина. Тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник».

«В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути» и, внимательно всматриваясь в их подвиги стараемся «подражать вере их», чтобы Господь и впредь не оставлял нашу землю Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века.

От возникновения христианства до святительства митрополита Макария Московского (+1563)

Апостол Андрей Первозванный

История святости на Руси начинается, бесспорно, с проповеди святого апостола Андрея Первозванного в пределах нынешнего нашего Отечества, в будущей Приазово-Черноморской Руси. Апостол Андрей обратил в христианство наших прямых предков, сарматов и тавро-скифов, положив начало Церквам, которые не прекратили своего существования до Крещения Руси. Эти Церкви (Скифская, Херсонская, Готская, Сурожская и другие), входившие в состав Константинопольской митрополии (а позднее и Патриархии) имели в своей ограде и славян. Крупнейшей из них была Церковь Херсонская — праматерь Русской.

Продолжателем дела апостола Андрея в Херсонесе стал священномученик Климент, апостол от 70-ти, ученик апостола Петра, третий епископ Римский. Будучи сосланным туда в 94 году императором Траяном за обращение в христианство многих знатных римлян, святой Климент «нашел около 2 тысяч христиан среди многих общин и церквей Крыма как духовное наследие апостола Андрея». В Херсонесе святой Климент мученически скончался около 100 года во время гонения того же Траяна.

Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб

Почти сразу же после Крещения Руси, в 988 г., новорожденная Церковь явила всему православному миру своих чад, прославившихся богоугодной жизнью, как своеобразный ответ на проповедь Евангелия на Руси. Первыми святыми, канонизированными Русской Церковью, были сыновья князя Владимира — страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г. Всенародное почитание их, как бы «упреждая церковную канонизацию», началось сразу после их убиения. Уже в 1020 г. были обретены их нетленные мощи и перенесены из Киева в Вышгород, где был в скором времени воздвигнут храм в их честь. После постройки храма возглавлявший в то время Русскую Церковь греческий Митрополит Иоанн I «с собором духовенства в присутствии великого князя (сына равноапостольного Владимира — Ярослава) и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно». Примерно в то же время, около 1020-1021 гг., тем же Митрополитом Иоанном I была написана служба мученикам Борису и Глебу, которая стала первым гимнографическим творением нашей отечественной церковной письменности.

Вторым святым, торжественно канонизированным Русской Церковью, стал преподобный Феодосий Киево-Печерский, скончавшийся в 1074 г. Уже в 1091 г. обретаются его мощи и переносятся в Успенскую церковь Печерского монастыря — начинается местное почитание святого. А в 1108 г., по просьбе великого князя Святополка, совершается его общецерковное прославление.

Впрочем, еще до церковного прославления святых Бориса, Глеба и Феодосия на Руси особо чтили святых первомучеников Российских Феодора варяга и сына его Иоанна (+ 983), святую равноапостольную великую кня

Гибель храма

В 1963 году храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках был окончательно разрушен, так как находился на участке, который вошёл в черту города, и его застройка выполнялась в соответствии с генеральным планом, утверждённым в самых высоких инстанциях. На основании этого документа там, где прежде стоял храм божий, построили бассейн, однако очень скоро он, по свидетельству самих москвичей, превратился в свалку мусора.

Использованные материалы

  • «Строительство храмового комплекса», страница официального приходского сайта:
  • «Всех святых в земле Российской просиявших (г. Ступино)», страница официального сайта Ступинского благочиния:
  • «Храм Всех святых в земле Российской просиявших», страница официального сайта Московской епархии:
  • «Ступино. Церковь Всех Святых, в земле Российской просиявших (строящаяся)» // Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»:
  • h

[1] «Указ № 2700 от 11 июля 2008 года» // Официальный сайт Московской епархии:

[2] «Указ № 3281 от 2 сентября 2011 года» // Официальный сайт Московской епархии:

Период духовного возрождения страны

Возможность вернуть к жизни попранную святыню появилась у жителей района лишь с наступлением перестройки. В 1997 году была создана инициативная группа, обратившаяся за поддержкой лично к патриарху. Его святейшество не только поддержал их начинание, но и оказал практическую помощь, благословив на создание приходской общины. Вскоре после этого состоялось собрание, в ходе которого был утверждён состав приходского совета и избран его председатель.

Последнее десятилетие прошедшего века стало поистине благодатным периодом. В корне изменило своё отношение к религии новое демократическое правительство, приложившее немало усилий к восстановлению прежде разрушенных святынь.

Святыня, возрождённая из небытия

Уже в марте 1999 года было выделено место для будущей постройки. Началу работ предшествовал длительный период оформления разрешительной документации и создания архитектурного проекта, который был утверждён весной 2001 года. В его основу легли подлинные архивные материалы, благодаря чему нынешний храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, фото которого приводятся в статье, своим обликом максимально приближен к тому, что был когда-то разрушен указом богоборческой власти.

В восстановительных работах приняли участие сотни человек — как профессионалов, так и их добровольных помощников. Их труд увенчался достойной наградой – в 2005 году на карте православной Москвы к её прежним святыням добавилась ещё одна – Храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, адрес: ул. Шверника, 17, кор. 1, стр. 1.

За последнее десятилетие храм прочно занял одно из ведущих мест среди духовных центров столицы. Организацией его религиозной жизни руководит назначенный ещё в 1999 году протоиерей отец Николай (Карасёв) – один из тех людей, чьими трудами возродился из небытия Храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках.

Расписание проводимых в нём богослужений: по будним дням они начинаются в 8:00 и продолжаются в 17:00. В воскресные и праздничные дни ранняя обедня начинается в 7:00, поздняя в 10:00, а вечерние службы — в 17:00.

Расписания богослужений в храме Черемушки

Храм работает ежедневно. По будним дням Литургии начинаются в 8:00 и 17:00. В выходные и праздничные дни Литургии проводятся в 7:00 и 10:00, вечерние — в 17:00. Более точное расписание богослужений в храме Троицы в Черемушках можно узнать у священнослужителей.

Точный адрес храма: г.Москва ул.Шверника 17 корпус 1. Чтобы доехать к нему необходимо воспользоваться метро. Ехать нужно до станции «Крымская», а от него проехать одну остановку либо прогуляться пешком 820 метров. Это займет не больше 15 минут.

Господь всегда с Вами!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]