Храм Троицы Живоначальной в Коньково


История

Коньково расположено на Юго-Западе Москвы. Первые поселения на этой территории относятся еще к XII веку. Позже на этой площади существовало несколько поселений, но самые крупные из них это Троицкое Коньково и Сергиевское Коньково. В 1690 — 1694 годах храм был построен на средства первого канцлера Российской империи Гаврилы Ивановича Головкина, ближайшего сподвижника Петра Первого.


Церковь Троицы Живоначальной в Конькове

После этого история храма Троицы в Коньково развивалась следующим образом:

  • храм был построен в стиле Нарышкинского барокко и до 1772 г. был домовым с главным престолом в честь прп. Сергия Радонежского;
  • после того как в 1772 году храм Святой Троицы в Коньково стал приходским объединив в своем составе еще и две деревни Беляево-Дольнево, Деревлево и тогда же сменилось название храма;
  • в 1808 году к храму была пристроена трапезная, а колокольня увеличена на один ярус;
  • в 1812 году храм Живоначальной Троицы в Коньково был в 1812 году разрушен французами;
  • остатки храма были разобраны и переданы на строительство колокольни, святых врат и ограды храма в с. Сергиевское;
  • дальнейшая история церкви очень противоречива согласно источникам непонятно, когда именно храм был восстановлен, но тем не менее в 1818 году церковь существовала на прежнем месте и в 1821 году вокруг нее была возведена каменная ограда.

Последние существенные перестройки, которые повлияли на внешний вид церкви Троицы в Коньково, были совершены в 1848 году, когда на деньги московского купца Ивана Бакланова устроен еще один придел, освященный в честь свт. Филиппа, митрополита Московского. В советское время храм действовал вплоть до 1939 года, когда был закрыт, дальнейшая судьба его складывалась следующим образом:

  • до 1967 года здесь был склад совхоза;
  • с 1967 по 1982 годы склад Телевизионного центра, последний именно в этом году отказался от аренды и храм Животворящей Троицы в Коньково долгое время пустовал, постепенно разрушаясь.

В 1989 году здание бывшей церкви решили передать под научную лабораторию и впервые провели все коммуникации. Но Троицкому храму не суждено было стать научным учреждением, в 1991 году он был возвращен верующим. Хотя богослужения в нем возобновились еще в 1990 году.

Важный факт! Именно в первые годы после своего закрытия храм был сильно обезображен и потерял свой былой вид: разобраны главы, сняты кресты, разобрана ограда, два яруса колокольни уничтожены.

Еще о храмах Москвы:

  • Церковь Живоначальной Троицы в Останкино
  • Воскресенский собор в Тутаево
  • Владимирский собор в Лисках

Русская Православная Церковь

Андреевское благочиние Московской городской епархии

Храм был построен в 1690 г., первоначально его престол был освящен в честь прп. Сергия Радонежского. По церкви село Серино, где находился храм, стало называться Сергиевским.

Церковь была усадебной, выстроенной в стиле нарышкинского барокко. Усадебные постройки были деревянными. В 1808 г. к храму была пристроена теплая трапезная.

Первоначально при Сергиевской церкви не было прихода. До 1771 г. церковь была домовой, а с 1772 г. сделалась приходской, так как к ней приписали две деревни — Беляево-Дольнее и Деревлево, прежде принадлежавшие к церкви Святой Троицы на Воробьевых горах. В 1803 г., по упразднении штата причта церкви с. Коньково, ее прихожане были приписаны тоже к селу Сергиевское.

В 1812 г. Троицкая церковь с. Коньково была разрушена и затем разобрана, строительные материалы пошли на устройство колокольни, ограды со святыми вратами и церковной сторожки при храме с. Сергиевское. Утварь и земля также были переданы храму с. Сергиевское. В 1818 г. на левой стороне в трапезной церкви прп. Сергия был устроен придел в честь положения Ризы Богоматери во Влахерне. Второй придел в честь свт. Филиппа, митрополита Московского, устроен в 1848 г. В 1821 г. вокруг церкви выстроили кирпичную ограду. С южной стороны храма был построен двухэтажный дом священника, в котором с 1880 г. было открыто приходское училище, с 1884 г. — начальное земское училище.

Храм был закрыт в середине 1930-х гг.

28 февраля 1990 г. Черемушкинский райисполком г. Москвы принял решение о передаче здания церкви в Конькове православной общине. 24 декабря 1990 г. Мосгорисполком прекратил арендный договор с Институтом физики Земли и принял постановление об освобождении им здания церкви. Ордер на занятие помещения был выдан 14 января 1991 г.

Богослужения были возобновлены в апреле 1991 г. Главный престол освящен в 1991 г. в честь Живоначальной Троицы. В 1996 г. устроен приставной престол в честь прп. Сергия Радонежского.

К 1998 г. был восстановлен второй ярус колокольни и установлен на ней полный чин колоколов. Установлены позолоченные кресты на основном храме, алтаре и колокольне. К весне 1999 г. был построен дом причта с трапезной, канцелярией, подсобными и подвальными помещениями для хранения церковной утвари. В 2000 г. полностью выполнена побелка, обновлено убранство алтаря. К 2004 г. полностью завершены фасадные и кровельные работы. Построен комплекс приходских строений с приписным крестильным храмом в честь Богоявления Господня.

Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12 апреля 2022 г. при храме Живоначальной Троицы в Конькове учреждено Представительство Кишиневско-Молдавской митрополии, ранее действовавшее при храме Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах г. Москвы. Настоятелем Троицкого храма в Конькове назначен митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир.

Современное состояние

После возвращения храма он был быстро восстановлен — отстроена колокольня, возведены купола, устроен красивый иконостас.


Иконостас церкви Троицы Живоначальной

По своей архитектуре храм относится к стилю, который получил название «нарышкинское барокко», а для него характерны такие особенности:

  • узоречье внешнего оформления;
  • смешение разных стилей (барокко, готика, маньеризм и другие);
  • чрезмерное детализирование разных элементов здания;
  • традиционный русский растительный орнамент, выполненный в барочном стиле.

Все эти моменты «нарышкинского барокко» есть и в облике церкви.

Деятельность прихода

Как и любой московский храм, находящийся в центре какого-либо микрорайона, духовенство коньковского прихода не ограничивается только богослужением, но и организует различные другие виды работы, направленные на просветительскую и социально-благотворительную деятельность.

  1. Действует воскресная школа как для детей, так и для взрослых.
  2. Открыта приходская библиотека, которая регулярно пополняется, в том числе за счет пожертвований прихожан.
  3. Каждую неделю проводятся огласительные беседы.

Прихожане также посещают дом престарелых, интернат для умственно отсталых детей и дом ребенка.

Престольные праздники

Главный престол освящен в честь Святой Троицы, празднование совершается на 50-й день после Пасхи. Есть еще два придела:

  • прп. Сергия Радонежского, 8 октября вспоминается день кончины преподобного, а 18 июля обретения его мощей;
  • положение Ризы Божией Матери во Влахерне, это верхняя одежда Богородицы, которую она подарила одной девушке незадолго до своего Успения, в семье этой девушки риза хранилась вплоть до V века, пока не было обретена и помещена во Влахернский храм Божией Матери в Константинополе, праздник положения Ризы отмечается 15 июля.


Богослужение в Троицком храме

Сам праздник непосредственно связан с Россией. В 860 году огромная армия русов во главе с Аскольдом, осадили Константинополь. Тогдашний патриарх Константинопольский Фотий крестным ходом обошел стены города и опустил край её в воды Босфорского залива. После этого произошло чудо — русы сняли осаду и начались переговоры о мире, в результате которых Аскольд и брат его Дир, а также часть их дружины приняли Крещение, которое получило название Первого или Фотиевого.

Храм Троицы Живоначальной

Храм Святой Живоначальной Троицы в Конькове находится в Юго-западном районе Москвы, включенном в черту города в 1960 г. Прежде село Коньково состояло в Сосенском стане Московского уезда, в 14-ти верстах от Москвы по Старой (Большой) Калужской дороге. Храм назывался Сергиевским, и только в 1991 году, при возобновлении, был освящен во имя Святой Троицы.

В XII в. на месте современного Конькова существовало славянское поселение.

В XVII в. по сторонам Старой Калужской дороги находилось два села — Коньково-Сергиевское (Серино) и Коньково-Троицкое, и в каждом из них была своя церковь. В первом — во имя прп. Сергия, Радонежского чудотворца, а во втором — в честь Живоначальной Троицы.

Наиболее ранним известным владельцем Сергиевского, которое в то время называлось деревней Серино «на вражке», был боярин Петр Никитич Шереметев, назначенный воеводой в бунташный Псков в 1606 году. Там же осенью 1609 г. он был удавлен в тюрьме. В 1619-1620 гг. деревня Серино была пожалована стольникам Федору и Дмитрию Михайловичам Толочановым. По описи, проводившейся в 1621-1627 гг., в деревне был «двор помещиков, а во дворе живет прикащик Ромашка Григорьев да деловые люди Осипко Степанов да Мишка Афонасьев». С 1652 года владельцем усадьбы остался только Ф.М.Толочанов. Его сын окольничий Семен Федорович Толочанов в 1690 году выстроил существующий ныне храм, освященный во имя преподобного Сергия Радонежского По церкви село стало называться Сергиевским.

Об этом в приходной окладной книге Патриаршего Казенного приказа, хранящейся в Московском Архиве министерства юстиции, находится запись: «в прошлом 7198 году мая в 21 день, по указу Великих Государей <�Иоанна и Петра> и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, велено новопостроенныя церкви Сергия Радонежского чудотворца, которую построил окольничий Семен Федорович Толочанов в Московском уезде, в Сосенском стану, в вотчине своей, в сельце Серине, на попа с причетники дани положить, по указанной статье, с дворов попова 4 деньги, дьячкова и просвирницына по деньге, с вотчинникова 6 денег, с 20 дворов деловых людей по деньге со двора, да по памяти из Поместного Приказу, за приписью дьяка Анисима Невежина, какова прислана в Каменный приказ, о справке к той церкви с церковной земли, с 10 четвертей по 3 деньги с четверти, с 10 копен сена по 2 деньги с копны, всего дани 13 алт. 1 ден. Заезда гривна. И в нынешнем 7202 году (1694) по указу патриарха и по выписке казначея старца Паисия Сийскаго , велено с той церкви данныя деньги имать с 7202 (1694) году. И февраля в 20 день, те данныя деньги за нынешний 7202 (1694) год взято; платил к той церкви ставленник в попы Иосиф Яковлев, принял Ивашко Неустроев».

Церковь была усадебной, выстроенной в стиле «нарышкинского барокко», характеризующегося обилием декоративности, пышности и величия. Она включала небольшой четверик храма, несущего восьмерик и главку на барабане, с северо-востока находился прямоугольный алтарь, и, как полагают специалисты, такой же прямоугольный притвор был с противоположной стороны. Трапезной не имелось; колокольни особой не было, и колокола висели на западной стене церкви. Внутри стены были хоры и на них с западной стороны окно, из которого производился звон, кроме того, в ней была устроена каменная лестница на хоры. Храм был поставлен алтарем на северо-восток, на Троице-Сергиеву Лавру — место трудов и подвигов прп. Сергия, где и почивают его мощи. По преданию, Преподобный побывал на месте, где находилось село Серино, и освятил его своими молитвами, желая основать здесь монастырь. Но по откровению свыше о том, что здесь будет многолюдно, ушел на гору Моковец.

Усадебные постройки в это время и позже были деревянными. В 1808 году к храму была пристроена теплая трапезная.

Впоследствии село принадлежало внучке Семена Толочанова княгине Настасье Васильевне Голицыной, муж которой князь Сергей Алексеевич Голицын при императрице Елизавете Петровне был московским губернатором. Позже имение перешло к их детям.

Первоначально при Сергиевской церкви прихода не было. До 1771 года церковь именовалась домовою, а с 1772 г. сделалась приходской, так как к ней приписали две деревни — Беляево-Дольнее и Деревлево, прежде принадлежавшие к церкви Святой Троицы, что на Воробьевых горах. По причине отдаленности и неудобного сообщения прихожане этих деревень просили московское епархиальное начальство приписать их к храму села Сергиевского.

Население села Сергиевского в 1790 году состояло из дворовых людей помещика полковника Федора Ивановича Боборыкина, всего 29 человек в одном дворе, и трех дворов церковных. В приходе числилось 19 дворов деревни Беляево и 20 дворов деревни Деревлево, всего 116 душ мужского пола и 142 женского пола.

В 1803 году, по упразднении штата причта церкви с. Конькова, ее прихожане были приписаны тоже к селу Сергиевское. По Экономическим примечаниям 1769 г. Московского уезда за № 248 значится: «село Коньково — собственность Ея Императорского Величества: 13 дворов 101 душ мужеского пола. Церковь каменная в честь Святой Живоначальной Троицы. Дом каменный с службами, регулярным садом и зверинцем». Это имение было куплено Императрицей Екатериной вследствие просьбы крестьян и жалоб их на жестокое обращение с ними помещицы, и, в память их освобождения, воздвигнут в с.Конькове каменный обелиск, который был установлен на том самом месте, где Императрица приняла прошение крестьян. (Белокаменный обелиск стоял до 1972 г., затем перенесен в музей архитектуры в Донском монастыре).

В тяжелую годину 1812 г. Троицкая церковь с. Конькова была разрушена французами отступавшими по старой Калужской дороге и, вследствие невозможности поправки, в 1813 г. с разрешения Московского Епархиального начальства была до основания разобрана; оставшийся материал от Троицкой церкви употреблен на устройство колокольни, ограды со святыми воротами и церковной сторожки при храме с.Сергиевского. Утварь и земля также были переданы храму с.Сергиевского.

В 1818 году усердием помещика Алексея Федоровича Ладыженского на левой стороне в трапезной церкви прп. Сергия Радонежского был устроен придел в честь положения Честныя Ризы Богоматери во Влахерне; до устроения трапезной на этом месте были погребены родители помещика. Второй придел во имя святителя Филиппа, митрополита Московского, устроен в 1848 г. на средства московского купца Ивана Филипповича Бакланова.

Из описи октября месяца 1813 г. имущества храма с.Сергиевского видно, что в 1813 г. существовала каменная колокольня, на которой было 5 колоколов, из них большой в 25 пудов, 2-й в 4 1/2, а прочие один другого меньше. Из той же описи видно, что до 1842 года жертвователями на храм и его украшение состояли: Елена Александровна Солехенова, Иван Михайлович Бонаков, Степанида Федоровна Анисимова, Павел Николаев, московская купчиха Маремьяна Васильевна Жильцова. В 1821 году вокруг церкви выстроили кирпичную ограду.

Земли при церкви было 1 дес. 1150 кв. саж., пахотной 28 дес. 1098 кв. саж., покосной 2052 кв. саж., под березовою рощей 2 дес. 400 кв. саж., да в той же березовой роще под кладбищем 1 дес. 50 кв. с., под Большою Калужской дорогой 1160 кв. саж., под полуистоком 780 кв. саж., а всего удобной и неудобной земли 33 дес. 1940 кв. саж., за исключением неудобных мест удобной земли остается 31 дес. 1150 кв. саж. Известный историк И. Токмаков уточняет, что по состоянию 1893 года «дома у священнослужителей собственные деревянные, построены на церковной земле. Приход церкви с. Сергиевское состоит из прихожан означенного села (т.е. Сергиевского-Конькова) и деревень: Дольнее-Беляево, Деревлево, Брехово (Брюхово), заключает в себе 159 дворов, 439 душ м. п., 454 ж . п. <…> К числу святынь, особо местно чтимых, относится икона прп. Сергия, на которой в ковчеге находится часть мощей помянутого святого, возлагаемая при молебном пении на молящихся». Как отмечает тот же И. Токмаков: «В 1830, 1847, 1848 холерные годы болезнь беспощадно губила людей. А в приходе храма прп. Сергия Радонежского умерших было всего 3 человека. С тех пор, в память об избавлении и сохранении жителей от напасти, ежегодно совершалось прихожанами молебное пение местно чтимому образу прп. Сергия Радонежского не только на площадях, но и в домах прихожан. Особенно почиталась икона прп. Сергия жителями тех сел, где жестоко свирепствовала холера».

В 1895 году владельцем усадьбы был генерал-лейтенант Н.Ф. Ладыженский. Последними владельцами имения были потомственные почетные граждане Ирошниковы.

Красочное описание Сергиевского в конце XIX в. оставил историк Д.О. Шеппинг: «На правой стороне большой дороги, против коньковских дворов, красуется на возвышенном месте березовая роща с правильно засаженными аллеями, принадлежавшая, вероятно, к парку графа Воронцова; ныне часть ее обращена в деревенское кладбище. Посредине рощи большой курган, и по ту сторону, на склоне большого оврага, имеется множество невысоких доисторических курганчиков… В этой роще бывает 5 июля народное гуляние. Далее идет усадьба, ныне купца Ирошникова, и церковь Сергия с церковными домами, но без крестьянских усадеб. На стенах и дверях церкви видны доныне следы французских пуль 1812 г».

Сергиевское и Коньково славились яблоневыми и вишневыми садами, «весьма редко, как писал тот же Д. О.Шеппинг, встречающимися в таком изобилии у наших подмосковных мужичков; и обязанных, вероятно, своим происхождением прежним барским садам».

В 1928 году храм был еще действующим. К 1935 году относятся уникальные фотографии, запечатлевшие облик храма незадолго до закрытия. Кроме самого храма на снимках виден стоявший рядом с южной стороны двухэтажный дом священника, в котором с 1880 года было открыто приходское училище, а с 1884 года — начальное земское училище, попечителем которого был владелец с. Узкого князь П.Н. Трубецкой.

В первые годы Советской власти участь храма стала схожей с судьбой большинства церквей: разрушение, изъятие ценностей, поругание.

В эти горькие для нашей Отчизны времена богоборчества из храма было изъято 28 предметов церковной утвари: три креста (большой, средний и малый), дароносица, дискосы, лжицы, звездицы, чаши и т. д.

В 1939 году храм был закрыт. Внешний вид его был совершенно обезображен: разрушены два верхних яруса колокольни, разобраны глава с крестом и ограда. Вывезены колокола, церковная утварь, иконы и Священные книги. Здание храма использовалось под совхозный склад, в доме священника находилась контора совхоза Коньково.

В 1960 г. храм был включен в государственные списки памятников архитектуры как памятник XVII века федерального значения под № 402: «Церковь Троицы в Коньково».

В 1967-1972 гг. внутри храма помещался склад Телевизионно-технического центра.

В 1972-1973 гг. церковь была обследована специалистами Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината МК СССР, тогда же был выполнен проект реставрации (главный архитектор проекта — С. Кравченко) и начаты реставрационные работы.

В 1982 г. Телевизионный центр отказался от аренды здания храма и был освобожден от ответственности за сохранность этого памятника, которая была возложена на районные органы власти.

Долгое время районные власти ничего не делали для сохранения здания церкви, разрушение которого продолжалось. В 1989 г. храм собирались передать под лабораторию Института физики Земли, который уже начал проводить реставрацию, исходя из соображений приспособления здания для своих целей. В это время к храму были проведены все коммуникации.

В 1991 году храм был возвращен верующим.

Рассказывая об истории храма Троицы Живоначальной в Конькове, нельзя не упомянуть тех священнослужителей, чей кропотливый и самоотверженный труд на протяжении более чем двух столетий созидал приход, чей молитвенный подвиг привлекал благочестивых жертвователей, тех, кто нес свет Евангельской истины жителям окрестных деревень, трудился на ниве народного просвещения, духовно поддерживал свою паству в тяжелые для нашего Отечества годы.

Первым ставленником во священники к церкви Сергия Радонежского Чудотворца с 1694 по 1717 гг. был, согласно приходным и переписным книгам Московского уезда, священник Иосиф Иаковлев. Имел сыновей Иоанна (также бывшего Сергиевским священником с 1717 по 1756 гг.); Иоанна младшего и Тимофея (диакона церкви прп. Сергия). Умер в 1717г.

Согласно тем же приходным и переписным книгам в эти же годы служил священником Сергиевской церкви Гавриил Евтихеев.

20 марта 1717 г. перехожая память по подписанию на заручной челобитной Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромского к Сергиевской церкви на место умершего отца дана Иоанну Иосифову.

Первоначально, в 1716 году, Иоанн Иосифов был посвящен во священника к церкви Казанской Пресвятой Богородицы, в село Богородское-Воронино, Московского уезда Пехрянской десятины, в вотчину князя И.А. Голицына. Преосвященным Алексием Епископом Сарским и Подольским ему была дана ставленная поповская грамота за подписанием Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромского.

В 1728 г. о.Иоанн овдовел. 27 апреля 1733 г. он получил третью Епитрахельную память на три года по заручной челобитной князя С.А. Голицына.

14 августа 1739 г. ему была дана Епитрахельная память на шесть лет по прошению князя С.А. Голицына. В 1756 г. священник Иоанн Иосифов был пострижен в Московском Знаменском монастыре.

В эти же годы (1717-1756) диаконом Сергиевской церкви служил брат священника Тимофей Осипов.

С 1756 по 1771 гг. настоятелем храма был священник Василий Иванов, состоявший прежде дьячком верхней церкви Спаса Нерукотворенного Образа с. Покровское (Фили) Загородской десятины. 18 марта 1756 г. посвящен Преосвященным Филимоном Епископом Грузинским по прошению тайного советника и московского губернатора князя С.А. Голицына. Исправлял требы по просьбам крестьян деревень Деревлево и Беляево, состоявших в приходе к селу Воробьеву, Загородской десятины, дворцовой Коломенской волости. Умер с женой 14 ноября 1771 г.

6 марта 1772 г. священником к Сергиевской церкви был назначен Иоанн Алексеев, сын диакона Казанской церкви с.Богородского Пехрянской десятины Алексея Тимофеева. 19 июня 1765 г. он был определен в пономаря Сергиевской церкви: в стихарь посвящен членом Синода Преосвященным Тимофеем, Митрополитом Московским. В 1772 г. Преосвященным Николаем Митрополитом Грузинским произведен во диакона 16 февраля в приходе церкви Воскресения Христова в Кадашах; во священника -15 февраля в церкви Спаса Нерукотворенного Образа с.Спасского (Катово) Московского уезда Селецкой десятины. Был женат на дочери священника Василия Иванова Марье, сиротствующие дочери священника Василия Иванова находились на его попечении.

С 1781 по 1792 гг. священником храма с.Сергиевского служил Алексей Петров. В Клировых ведомостях 1785 г. имеется запись: «Священник Алексей Петров 31 лет, в школах не обучался, грамота имеется, в чтении и пении хорош, женат, состояния хорошего». В 1792 г. выбыл к Спасобожедомской церкви на Пречистенке. Умер в 1799 г.

С 1792 по 1842 гг. совершал служение в Сергиевском храме протоиерей Димитрий Яковлев Воздвиженский. Родителями его были священник Иаков Иванов и Аксинья Яковлева, дочь священника. По окончании нескольких классов он обучался в Троицкой семинарии: поэзии, риторике, философии, Богословию и языкам: латинскому, французскому и немоцкому. В 1791 г. окончил богословский курс в Лаврской семинарии. 1 февраля 1792 г. посвящен во священника к Преображенской церкви в с.Савине Вохонской десятины. 21 октября 1792 г. переведен к церкви Преподобного Сергия с.Сергиевского Московской округи и определен в депутата. 17 декабря 1796 г. утвержден благочинным. В 1812-1813 гг им освящены после нашествия Наполеоновских войск церкви: Борисоглебская в с.Зюзино, Николаевская в Котлах, Николаевская в с.Сабурово, Казанская в с.Коломенское, Троицкая на Теплых Станах, Знаменская в Садках, Живоносного источника Пресвятой Богородицы в с.Царицыно, Троицкая в с.Черемушки, Казанская и придел Иоанна Предтечи в с.Богородском (Узкое).

В 1830 г. во время свирепствования в Москве холеры командировал священников Сергиевского благочиния: А.И. Синайского для исправления треб в лазаретах Рижского и Тульского пехотных полков за небытностью полкового священника во все продолжение оцепления столицы, С.И. Максимовского — для напутствия во временной больнице, учрежденной в деревне Кижуновой при обсервационной заставе над водяною коммуникацией. Представил ведомости по благочинию о родившихся детях, которым была привита предохранительная оспа во второй половине 1830 г.

16 января 1834 г. произведен в протоиерея по предписанию Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского Преосвященным Николаем Викарием Московским за долговременное прохождение благочиннической должности в Покровском придельном храме церкви Живоначальной Троицы в Зубове Пречистенского сорока.

Имел знаки отличия: бронзовый Крест в память 1812 года, фиолетовую скуфью (20 января 1827 г.). Из родившихся 14 его детей четверо умерло во младенчестве. Трое его сыновей приняли священнический сан.

В мае 1842 г. уволен за штат. Умер 10 апреля 1843 г. в возрасте 72 лет и погребен духовным отцом Знаменского монастыря иеромонахом Ионой на отведенном кладбище.

В 1843 г. настоятельство Сергиевского храма принял священник Иоанн Иоаннов Зерченинов. Родился он в Москве 4 января 1818 г. Отец его, Иоанн Гаврилов, был дьячком Николоявленской церкви Пречистенского сорока, мать, Наталья Тимофеева, была дочерью пономаря Николаевской церкви в Ваганькове Никитского сорока. Учился будущий священник в Спассо-Андрониевском уездном училище. Затем обучался в Московской семинарии наукам: богословским, философским, риторическим, историческим, математическим; языкам: латинскому, греческому, немецкому и еврейскому. По окончании курса наук в 1840-м году выпущен с аттестатом 2-го разряда. Произведен во священника к Сергиевской церкви Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским 26 февраля 1842 г., посвящен Преосвященным Виталием Епископом Дмитровским 21 мая 1842 г. Грамота была дана за подписанием Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского.

15 апреля 1860 г. им было открыто при храме училище, в котором безвозмездно обучались дети приходских крестьян (34 мальчика), состоявших в удельном ведомстве: чтению, письму, Закону Божию, арифметике и нотному пению. В 1873 г. училище было закрыто из-за издания Московским уездным училищным советом новой программы, неудобоисполнимой для сельских приходских священников как преподавателей. Являлся духовником благочиния с 1865 по 1889 гг.

В 1873 г. по прошению к Высокопреосвященнейшему Иннокентию Митрополиту Московскому и Коломенскому получил разрешение вырезать каждогодно 12 сажень дров из церковного леса для отопления своих домов. Лес этот был выращен «старанием настоящего приходского священника отца Зерченинова и соблюден его заботами и бдительным охранением от похищений в продолжение 31-го года его священства».

В январе-феврале 1887 г. по его сведениям для Императорского Археологического Общества была составлена метрика о церкви. Умер 7 июня 1889 г. от паралича.

В 1889 г. священником храма прп. Сергия был назначен протоиерей Гавриил Шумов, сын священника Предтеченской церкви с. Ярогюлча Волоколамского уезда Федота Георгиева.

Окончил курс учения в Вифанской Духовной семинарии в 1860 г. во 2-м разряде. В 1861 г. Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом определен во священника к Покровской церкви с.Ошейника Волоколамского уезда.

В 1889 г. Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иоанникием переведен в село Коньково Московского уезда. Служил законоучителем в Ошейнинской земской школе с 1874 г., с 1889 г. в Коньковской школе. Награжден по службе: в 1872 г. — по народному образованию — 25 р., в 1874 г. — благословением Святейшего Синода; в 1874 г. -набедренником; в 1885 г. — скуфьею; в 1886 г. — орденом Св. Анны 3 ст. Представлен 11 сентября 1893 г. к камилавке благочинным, поскольку «Немало потрудился над возобновлением и украшением приходского храма и на пути народного просвещения». В мае 1898 г. произведен в протоиереи.

26 июля 1911 года прихожане села Сергиевского-Конькова Московского уезда с разрешения Его Высокопреосвященства торжественно чествовали своего пастыря о. протоиерея Г.Ф, Шумова по случаю исполнившегося пятидесятилетия его служения в священническом сане. Священник Московской архидиакона Стефановской, при Дворянской богадельне, церкви Н.Г. Шумов произнес глубоко прочувствованное слово о многотрудности пастырского служения вообще, а в наших селах в особенности, и упомянул при этом о заслугах юбиляра для прихода.

Церковный староста — помещик М.Н. Ирошников поднес юбиляру святую икону с изображением прп. Сергия, сооруженную на средства свои и собранные от прихожан, в дорогой серебряно-вызолоченной ризе, с почтительной просьбой принять оную в знак признательности духовных детей за ревностное, благоговейное служение юбиляра у Престола Божия в их приходском храме.

В августе 1912 г. уволен за штат. Сыновья: Сергей, протоиерей Московской Богородицкой, что при больнице Гааза, церкви Ивановского сорока; Николай, священник Московской архидиакона Стефановской, при Дворянской богадельне, церкви; Василий, Сергиевский священник (с 1912 г.). Умер Гавриил Шумов 3 марта 1914 г. в возрасте 78 лет, погребен близ церкви.

Последним настоятелем храма перед закрытием был сын Сергиевского протоиерея Гавриила Шумова — священник Василий Шумов.

Он окончил курс Вифанской Духовной семинарии в 1901 г. С января 1902 г. — учитель Полтевской церковно-приходской школы, с 1 сентября 1902 г. по май 1903 г. — учитель Эринской церковно-приходской школы Подольского уезда.

28 мая 1903 г. Высокопреосвященнейшим Владимиром Митрополитом Московским определен во священника к Троицкой, села Ельдигина, церкви Дмитровского уезда. 12 июля 1912 г. Высокопреосвященнейшим Владимиром Митрополитом Московским переведен к Сергиевской церкви.

Награжден: 6 мая 1910 г. набедренником — за ревностное преподавание Закона Божия, 6 мая 1915 г. фиолетовою скуфьею — за усердную и полезную службу для церкви; к празднику Пасхи 1918 г. камилавкою; в 1921 г. наперсным крестом.

В 1927 г. сыновья его принимали участие в работе пекарни Коньковской сельскохозяйственной .

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]