История создания образа
Самыми древними иконами, посвященными рождению Иисуса Христа, являются изображения, созданные первыми христианами. Они создавались в катакомбах, так как церковь долгое время подвергалась гонениям. Позднее иконография была сформирована византийскими мастерами на основе Евангелия. Историю рождения Спасителя освятили двое евангелистов – Лука и Матфей. Также использовалось церковное предание.
Православная икона «Рождество Христово»
Из Византийской империи на Русь пришло православие, а следовательно, и иконография образа. Истинно православный образ создал великий мастер Андрей Рублев. Икона датируется XV веком – периодом средней античности. Она выполнена в византийском стиле. Мастер создал ее в период оформления Благовещенского собора. В качестве самостоятельного образа икону начали помещать в домашних иконостасах позднее. Праздник Рождества Христова отмечают 7 января. В этот день почитается не сама икона, а великое событие, изображенное на ней.
Празднование
Праздник появления на свет Мессии символизирует начало новой эры в истории христианской религии. Торжество считается двунадесятым (одним из 12 важнейших) и отмечается 7 января, ему предшествует Рождественский пост.
Этот день адресован появлению главного спасителя, который по сей день продолжает оберегать и защищать людей от многих жизненных обстоятельств.
В знак почтения и уважения к Господу Богу, люди всей семьей отправляются на религиозные службы, вовремя и по окончанию которых, они молятся Иисусу Христу, благодаря его за то, что он не перестает слышать и всегда приходит на помощь.
Иконография иконы
Особенность иконографии образа «Рождество Христово» – многосюжетность. Одно полотно освещает сразу несколько сцен, связанных с рождением Иисуса Христа. В центре иконы расположено изображение Пресвятой Богородицы и Богомладенца. Они находятся в пещере, как это и сказано в святом Евангелии.
Сам Спаситель изображается в яслях – специальной кормушке для животных. Возле него находятся сами животные: осел и вол. Согласно преданию, они находились в пещере во время рождения Христа. Также существует предание, что в той пещере были старые и больные животные. Но они исцелились, окрепли и смогли встать. Перед изображением Господа помещаются волхвы, которые пришли поклониться Спасителю мира и принесли Ему дары.
Каноническая икона имеет и другие особенности:
- Левый верхний угол. Здесь изображаются волхвы. Они пока только следуют за ведущей их звездой в город Вифлеем.
- Правый верхний угол. Здесь написано Воинство Небесное – Ангелы Божии, славящие рождение Спасителя.
- Справа от центрального изображения. В этой части иконы помещается изображение пастухов. Они получили весть от Ангелов и устремились к пещере.
- Правый нижний угол. Описывает сцену омовения родившегося Богомладенца.
- Левый нижний угол. Здесь помещается две фигуры, одна из которых изображается более крупной – это образ праведного Иосифа. Он находится у ног Пречистой. Более маленькая фигура – это св. пророк Исайя. В ветхозаветный период он пророчествовал о пришествии в мир Спасителя, Его рождении от Пречистой Девы.
Икона выполняется в ярких красках, что символизирует радость и торжество земного и небесного миров. Иисус добровольно пришел в мир, чтобы принять страшные муки и крестную смерть ради грешного человека.
Католические изображения разительно отличаются от православной каноничной иконы. Обычно они изображают святое Семейство в пещере над яслями без многосюжетности. А на картинах художников, например, Караваджо, изображены недопустимые вещи (обнаженное плечо Пречистой).
Особенность иконографии образа – многосюжетность
LiveInternetLiveInternet
ИКОНОГРАФИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
День Рождества Христова установлен в честь рождения в Вифлееме Богородицей Божественного Младенца Иисуса Христа и с IV в. отмечается церковью 25 декабря (по новому стилю – 7 января). С того же времени это событие получает свое воплощение в изобразительном искусстве. Один из основных мотивов икон Рождества – приветствие явления Христа в мир и поклонение Богу как Царю и Судие. Весь миp: ангельский сонм, волхвы с дарами, пастухи и даже Вифлеемская звезда поклоняются Богомладенцу. В основу изобразительного сюжета легли рассказы евангелистов Матфея и Луки и апокрифические книги, в первую очередь Псевдо-Матфей и Протоевангелие Иакова, где приведены все подробности, отраженные в иконах. Так называемая ковровая композиция иконы изображает на одном уровне события, произошедшие в разных местах и в разное время, так что мы видим их одновременно. Согласно апокрифическому Псевдо-Матфею, животные поклонились Христу в яслях на третий день по Рождеству, а волхвы, дошли до Иерусалима и Вифлеема лишь через два года. Это не мешает изображать волхвов в сцене Рождества рядом с вертепом и яслями. Акценты расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения. Сюжет Рождества, один из первых «исторических», а не только символико-аллегорических сюжетов, довольно часто появляется, например, в римских катакомбах (в катакомбе св. Себастьяна IV-V в. изображены вол и осел, склонившиеся над яслями с Богомладенцем). Раннехристианская иконографическая схема сюжета Рождества с некоторыми вариациями сохранилась по сей день. Со временем византийское искусство выработало стойкий канонический образец, в котором соединены все эпизоды предания и который послужил образцом для композиционного построения Рождества Богоматери и Рождества Иоанна Предтечи. Русская иконография Рождества получила свое начало в Византии. Самые древние русские изображения, непременно присутствующие в праздничном ряду иконостаса, следуют византийскому канону. Позже стала бытовать неполная схема, появились отступления от канона.
Согласно решению Стоглавого Собора 1551 года («Стоглав собор бывший в Москве при Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче в лето 7059»), эталоном иконописи были признаны иконы письма Андрея Рублева как «наиболее православные» и каноничные: «Писати живописцамъ иконы съ древнихъ образцовъ, како греческия живописцы пишутъ или писали, и какъ писалъ Рублевъ, …а от своего замышления ничтоже претворяти». В руководстве по иконографии, «Иконописном подлиннике С.Т.Большакова (1903 г.), приведен канон: «Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Рождество Христово пишется: 3 ангели зрят на звезду, у предняго риза лазорь, а у двух ангел бакан, ангел благовестит пастырю, риза киноварь, испод лазорь, на пастухе риза бакан, Пречистая лежит у вертепа, риза багор, Спас млад во яслех лежит повит, ясли вохра, вертеп черн, а в него глядит конь до половины, а с тругую сторону корова видит, до половины, три ангела над вертепом, гора вохра с белилом, с правую сторону волсви поклонились, три их, един стар, брада Власьева, в шапке, риза празелен, испод киноварь, вторый средний брада Козмина, в шапке, риза киноварь, испод дичь, третий млад аки Георгий, в шапке, риза багор, испод дичь лазорь, а вси по сосуду держат в руках вохряна, под ними гора, а в горе вертеп, Иосиф Обручник на камени седит, брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан, а рукою закрылся, а другою подперся, а пред ним стоит пастырь, сед, брада Иоанна Богослова, плешат, риза козлятина мохната, лазорь с чернилом, в руке три костыли, а другую ко Иосифу протянул, за ними пастырь млад, риза киноварь, а гонит козыи козлы черны и белы и полосаты. В пол горы седит баба Соломия, риза спущена до пояса, испод белила, руки голы, а держит Христа рукою, а другую руку в купель, риза киноварь, испод лазорь». Итак, в композиции иконы Рождества Христова представлены такие события: Богоматерь возлежит в вертепе (пещере) у яслей. Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол (или лошадь и корова). Сверху на пещеру падает луч света от Вифлеемской звезды. Справа вверху традиционно изображены ангелы (или один ангел), благовествующие пастухам (реже – одному пастуху); слева три ангела – олицетворение сил небесных; ниже часто следует сцена поклонения волхвов. Еще ниже – повитуха с Младенцем на руках или две повивальные бабки, омывающие младенца. Тоже внизу – сомневающийся Иосиф с предстоящей ему фигурой. На иконе могут изображаться и иные события: сцена избиения младенцев (царь Ирод повелел истребить всех младенцев, младше двух лет от роду), благовещение Иосифу, бегство в Египет Иосифа, Марии и Сына Божьего (по наущению ангела), явление ангела волхвам, шествие волхвов, спасение младенцев Иоанна Предтечи и Нафанаила и другие.
БОГОРОДИЦА В центре композиции иконы Рождества Христова – Богоматерь. Обычно Она представлена перед входом в пещеру лежащей на ярко-красном ложе (вне зависимости от того, в какую сторону Она обращена), что подчеркивает реальность Рождества и тем самым – Боговоплощения. Согласно католической традиции, Богородицу изображают сидящей, склонившейся над яслями, делая таким образом особый упор на непорочности, девстве Богородицы (обычное Ее именование — Дева Мария). В Православной церкви Мария чаще именуется Матерью Божией, Богородицей. Православию важна реальность Рождества, а следовательно, реальность Боговоплощения, соединения Божественной и человеческой природы (с XVII в. под влиянием западной традиции Богоматерь иногда начинают изображать и сидящей у яслей). Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей. Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло «Солнце правды» – Христос. ЯСЛИ Рядом с Девой Марией – Богомладенец, лежащий в яслях. Голова его в крестчатом нимбе – обычном иконографическом атрибуте Христа. Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а скот – предстояние ангелов. Ближайшими ко Христу изображаются животные – вол и осел (часть всемирного поклонения, тварь поклоняется Творцу). Они не упоминаются в Евангелии. Традиционно в качестве библейского источника приводится пророчество Исайи, в котором сведены вол, осел и ясли в отношении к Господу: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис 1:3). Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол (всю жизнь проводящий в ярме) – это символ евреев, Израиля (живущих в рамках Закона), а осел – символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, который приемлет и тех, и других и освобождает их из-под ярма: одних – из-под ярма закона, других – поклонения идолам. На русской почве из-за утери понимания смысла этого изображения вол и осел часто заменяются на привычных в сельском обиходе корову и лошадь.
ЗВЕЗДА Вверху изображается полукруг неба со звездой, из которой исходит луч, падающий на лежащего в яслях Младенца (иногда три луча – по образу Троицы). Именно Вифлеемская звезда привела к месту рождения Спасителя волхвов и пастухов. Поэтому внимание персонажей часто оказывается сосредоточенным на звезде. Звезда определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента – Рождение «Сущего прежде век», положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто «покрывает небо облаками». По словам св. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим явлением, но «ангельской силой». Трактовалась звезда и как Святой Дух. В некоторых поздних изображениях Рождества в XVII—XVIII вв. звезда заменяется ангелом. ПАСТУХИ На иконе Рождества непременно изображаются два-три пастуха – молодые и старец (реже – один пастух). Старец – одна из наиболее любимых русскими иконописцами фигур, на иконах XV–XVI вв. его именуют «пастырем», а на некоторых иконах XVII в. – Аненом. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, – это простые души, «ничтожные мира сего». Господь в своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе «Я есмь Пастырь добрый». Пастыри в изображениях Рождества выражают восторг, упоение чудом, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом». Тут же (выше) изображается и благовестие им ангелов.
ВОЛХВЫ Ведомые Вифлеемской звездой волхвы – старец Гаспар, юноша Мельхиор и средних лет Валтасар – первые язычники, пришедшие поклониться Христу и принесшие ему дары (три возраста подчеркивает то, что Божественное Откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта). Волхвов в каком-то смысле можно противопоставить пастухам. Они –ученые люди, познавшие всю мудрость человеческую и доступную познанию язычников Премудрость Божию, разлитую в природе. Волхвы искали на небе и на земле только истину и не остановились ни перед какими препятствиями, когда благая весть о рождении Того, Кто сказал о Себе «Я есмь Путь и Истина и Жизнь», явилась им в виде звезды. Дары волхвов Богу – золото, ладан и смирна. Иоанн Златоуст пишет, что они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов признание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком, готовым умереть (приношение смирны).
АНГЕЛЫ В верхней части композиции представлено ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей.
ОМОВЕНИЕ ХРИСТА В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое совершают две женщины (реже – одна). Повитуха была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, Саломею, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании (Псевдо-Матфей): «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне… и тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея». Сцена омовения Христа Саломеей появляется в Рождественских композициях позднее самих изображений Рождества, одними из первых искусствоведы называют киворий из собора Сан-Марко в Венеции (V в.) и кафедру Максимилиана (550 г.). Вторая женщина (обычно изображена льющей воду в купель) иногда именуемая Зеломией. Изображение купания Младенца вновь подчеркивает истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня.
ИОСИФ ОБРУЧНИК Последний необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения. Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру старца в козлиных шкурах, стоящего над ним. Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим – Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим – пророком Исайей, предсказавшим рождение Младенца Девою (но против этого свидетельствует отсутствие нимба над его головой), четвертым – воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком). Последнее толкование самое распространенное. В таком случае кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В их этом диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров: рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам.
https://www.lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16400
Дополнительные сюжеты
Ряд сюжетов иконы имеет свои особенности:
- Животные. Изображение вола и осла не только передает истинное положение вещей, которое описано в Евангелии, но и акцентирует внимание на том, что Иисусу не нашлось места в городе. Хотя в то время народ ожидал прихода Спасителя, и практически все знали признаки того времени, когда Он должен был явиться.
- Ангелы. Иконографически сложилось так, что вверху образа размещается Воинство Небесное. святые Ангелы славят Господа.
- Описание пастухов. На одном из пастухов видна шкура, используемая в качестве одежды. Такими одеяниями в те времена пользовались очень бедные люди. Пастухи постоянно пасли стада. Они жили просто, были добродетельными людьми и очень ожидали прихода Спасителя. Божьей милостью первыми Ему поклонились простые бедные люди.
Иконографические особенности образа допускают использование сюжета бегства святой Семьи в Египет.
Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия
Рождество Христово. Икона Андрея Рублева. 1405
Икона из праздничного ряда иконостаса. XVII век
Значение святого образа
Рождение Иисуса Христа – важное событие в жизни всего человечества от сотворения мира и до наступления Страшного Суда. После прихода в мир Спасителя изменилась жизнь каждого отдельного человека. Господь принял плоть, а люди стали детьми Божьими. Это ярко изображено на иконе «Рождество Христово».
Но Иисус пришел в мир, чтобы добровольно принять страшные муки ради каждого человека и тем самым спасти человечество. Уже от вифлеемской пещеры прослеживается Его путь к Голгофе и пещере, в которой Он был погребен. Своим приходом в мир и Христос открыл людям спасение, дверь в Царствие Небесное.
Когда родился Христос?
Точная дата сокрыта от людей. 25 января установлено произвольно неким монахом-математиком, который составил юлианский календарь. Со временем скопились астрономические «излишки», целых две недели. Поэтому весь мир еще в конце 16 в. перешел на более точный григорианский календарь. Россия же приняла его лишь в 1918 г., а Русская Православная Церковь до сих пор живет по юлианскому стилю.
Поэтому у многих может сложиться неверное впечатление, что в нашей стране — собственное Рождество. Нет, оно приходится на то же число, просто по другому календарю. По мнению же ряда исследователей, Иисус Христос не мог родиться в конце декабря, а все происходило весной, перед еврейской Пасхой. В принципе, это не имеет решающего значения для спасения души, иначе Господь сохранил бы точную дату.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
В первые века христианства люди вообще не праздновали дни рождения. Для них самым важным был день смерти — это дата рождения человека в вечную жизнь, день его соединения с Творцом. Поэтому Рождество Спасителя тоже не отмечалось, а точней — было совмещено с Богоявлением. Лишь спустя годы было решено установить отдельную дату для этого важного события. Повсеместным для христиан праздник стал лишь в 4 в., в России его начали отмечать в 10 в., после крещения князя Владимира.
В чем помогает икона «Рождество Христово»
В молитвах к Христу православный человек может излить все свои переживания, боль и радость. Перед иконой можно просить о помощи, благодарить, славить Бога и просто рассказывать Ему обо всем. Господь любит и ждет каждого человека.
Милостивый Господь устраивает так жизнь людей, чтобы все стечения обстоятельства привели к спасению души. Ведь единственная цель земной жизни – спастись, обрести Царствие Небесное. Поэтому нужно понимать, что если Господь не дает просимого, это для человека не полезно.
В конце каждой молитвы стоит добавлять «Но не как я хочу, а как Тебе будет угодно», «Да будет воля Твоя». Нельзя воспринимать икону в качестве оберега и способа избавиться от финансовых нужд или других забот.
Совет автора
Праздник Рождества Христова отмечают 7 января
Молитва перед иконой «Рождество Христово»
Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь.
На иконе «Рождество Христово» изображается важное для человечества событие – приход в мир Спасителя. Следует различать православный образ и католический, особо отделяя просто картины, которые нельзя воспринимать как иконы, несмотря на их содержание. В доме икону следует поместить в иконостасе святого угла.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.