Церковь как сообщество христиан
Христианство — самая крупная по численности приверженцев и по территории распространения мировая религия. Сообщество христиан, почитающих Иисуса Христа Богом и Спасителем, образует Церковь. В Православии вся Вселенская Церковь представлена отдельными Поместными Церквями. Все они равны между собой, независимы друг от друга, среди них нет главенствующей. Закономерно возникает вопрос: кто первый принял христианство в мире?
Иерусалим
В настоящее время существует 15 Поместных Православных Церквей: Константинопольская (автокефалия в 381 году), Александрийская (с 5 века), Антиохийская (патриархат с 451 года), Иерусалимская (патриархат с 451 года), Русская (официально автокефалия в 1589 году), Грузинская (автокефалия восстановлена в 1917 году), Сербская (с 1920 года), Румынская (с 1925 года), Болгарская (с 1953 года), Кипрская (с 1947 года), Элладская (с 1833 года), Албанская (с 1922 года), Польская (с 1924 года), Чешская и Словацкая (с 1951 года), Американская (с 1970 года).
Однако в Православном мире утвержден список — диптих, в котором все Поместные Церкви перечислены по «рангу чести». Здесь учитывается древность Церквей, время провозглашения автокефалии, политическое и историческое значение городов-центров. Так, Константинопольская Церковь признается старшей по чести и стоит первой в диптихе. По Преданию, она была основана в 38 году апостолом Андреем Первозванным, пришедшим из Палестины.
Базилика Рождества Христова, Вифлеем (начало строительства — 325 год н.э.)
Базилика Рождества Христова является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, и в настоящее время находится на реконструкции. Эту церковь делят между собой четыре религиозных общины —православная, армянская апостольская, римско-католическая и сиро-яковитская православная, между которыми периодически возникают столкновения.
Фото: (CC BY 2.0)
Фото: (CC BY-SA 3.0)
Фото: (CC BY-SA 3.0)
Кто первый принял христианство?
Зарождение христианской религии относится к 1 веку. Оно напрямую связано с земной жизни Спасителя, Его Учением и Крестной смертью. Согласно Священному Писанию, Иисус Христос по Своей земной природе был иудеем, как и Его ученики. Поэтому вопрос, кто первый принял христианство, давно решен. Исторический факт, что первыми уверовавшим в Иисуса как Спасителя мира были евреи — жители Палестины. Однако благодаря апостольской проповеди вера во Христа быстро распространилась по всей территории Римской империи.
С того времени за последователями Христа закрепилось понятие «Χριστιανοί» — христиане (Деяние апостолов, 11:26). Впервые последователей Христа назвали христианами язычники Антиохии (Малая Азия). Это название использовалось ими в качестве насмешливого прозвища. Однако христиане восприняли его как самоназвание и стали употреблять в обиходной речи.
Символика
Небо на земле, место реального Божия присутствия, храм имеет сложную символику, вводящую верующего в реальность Царства Небесного.
Форма здания
Она складывалась постепенно, уже после прекращения гонений на веру (с IV в.):
- считается, что древнейшая из них – так называемая «корабельная», здание несколько вытянуто, действительно походя на корабль; именно так выглядели первые катакомбные церкви на могилах мучеников; кроме того, форма напоминает о Сионской горнице, где на Тайной Вечере Господь установил Таинство Евхаристии; наконец, вытянутый храм называется «корабельным», так как святые отцы именовали его «кораблем спасения»;
- еще один распространенный тип – церковь крестообразная, что напоминает не только Распятии; четыре конца указывают на стороны света, говоря о том, что учение Господа распространилось по миру, для Него «нет ни эллина, ни иудея».
Значительно позже появляются ротонды (круглые в плане, символ Вечности), восьмиугольные, символизирующие звезду Вифлеема, четырехугольные, означающие полноту мира.
Разрушенная церковь Рождества Христова в селе Коптевка Ульяновской области. Год построройки: 1830. Памятник эпохи позднего классицизма с уникальным воплощением в форме ротонды. Колокольня второй половины XIX столетия – образец архитектуры поздней эклектики.
Купола
Они также имеют свою символику:
- круглый – означает небесный свод; цвет купола может быть зеленым (в честь Св. Троицы, синий (у храмов Богородицы, Ее традиционный цвет), золотой (цвет Царства Небесного)
- так называемый «луковичный», похожий также на горящую свечу – собственно, горение душ верующих; такие купола часто золотятся, что делает их еще более похожими на огонь свечи;
- с XVI в. по России появляются эстетические красивые купола в форме шатров, символ устремленности ввысь (что достаточно близко к западному зодчеству)
Белые, зеленые, синие…
Наконец, значимо также цветовое решение стен, куполов.
Храм святителя Николая в Толмачах
Древнерусские церкви, как правило, белые. Это – цвет одежд Господа на иконе Преображения, когда, будучи на земле, Христос показал ученикам «славу Свою, якоже можаху», то есть, сколько могли вместить. Отблеском славы Божией является белокаменный храм. Позже здания церквей окрашиваются другими цветами. Иногда по ним можно определить посвящение церкви:
- красным часто окрашиваются стены церквей, посвященных мученикам;
- зеленым – преподобным, то есть святым монахам;
- голубым – Богородице;
- желтые стены встречаются у церквей святителей.
Различные цвета имеют также купола – они, как правило, или золотятся, или имеют синий, зеленый цвета, могут быть также черными, символизируя иночество. Такие купола часто можно увидеть в монастырях.
Свято-Успенский кафедральный собор Трифонова монастыря собора г. Киров (Вятка)
Иерусалимская Церковь — первая в мире
Иерусалимская Церковь — колыбель христианства, матерь всех Церквей. Она хранит священные для христианства сокровища Святой Земли, связанных с жизнью Спасителя, Его Учением и искуплением мира. Первым епископом и устроителем Иерусалимской Церкви был апостол Иаков, брат Господень по плоти (умер в 62 или 69 году).
На канонической территории Иерусалимской Церкви находятся такие величайшие святыни, как Голгофа (место распятия Иисуса Христа) и Гроб Господень. Во всем христианском мире известны монастыри Иерусалимской Церкви. Монастырь Святого Гроба Господня с храмом Воскресения Христова. Вифлеемский монастырь с пещерой, где родился Богочеловек. Иорданский монастырь Иоанна Предтечи, расположенного рядом с предполагаемым местом Крещения Иисуса. Лавра святого Саввы Освященного в Иудейский пустыне. Здесь был создан используемый в богослужениях по настоящее время Иерусалимский богослужебный устав. Синайский монастырь святой Екатерины с кустом Неопалимой Купины.
К Иерусалимской Церкви принадлежали участники Вселенских Соборов архиепископ Иерусалимский Кирилл (4 век) и патриарх Иерусалимский Ювеналий (5 век), составитель Иерусалимского Устава преподобный Савва Освященный (5 век), церковный песнопевец святитель Косма Иерусалимский (8 век) и многие прочие святые.
Древнейшие православные храмы России
Церковь Иоанна Предтечи, Керчь
Рейтинг: 5.0
Фото: Sergey Ashmarin, CC BY-SA 3.0
Дата основания: 9 век
Старейшая из действующих церквей на территории России, существовавшая еще до образования Киевской Руси. Храм имеет долгую и сложную историю. Был построен византийцами во времена их господствования на территории современной России. Точная дата возведения церкви доподлинно неизвестна: историки руководствуются греческой надписью на одной из церковных колонн. В ней говорится о том, что в церкви захоронен Кириак, сын Георгия, внук Виндира в 752 году.
Исследователи считают, что при строительстве храма использовались элементы более древнего сооружения (ориентировочно 6-го века). В их числе – резные мраморные колонны с голубыми прожилками, греческие амфоры в стенах (устраняли эхо и усиливали звук) и обожженный византийский кирпич. Яркая красно-белая кладка, использованная при возведении церкви, – узнаваемый элемент архитектуры древней Византии.
Каменные блоки чередовались с плинфами («предок» кирпича) для создания прочной, надежной конструкции. Это не в последнюю очередь способствовало тому, что сооружение сохранилось до наших дней.
Со времен строительства церкви остался фундамент, мощные колонны и внутренний дворик с известной каменной плитой, в которой оставил отпечаток своей стопы Андрей Первозванный. В период Крымского ханства церковь Иоанна Предтечи использовалась в качестве мечети (мусульмане закрасили всю стенную роспись). Позже сооружение неоднократно переделывали русские князья, при половцах храм пустовал. Во времена Советского Союза был закрыт: здесь располагался городской лапидарий – музей археологических древностей.
Софийский собор, Великий Новгород
Рейтинг: 4.9
Фото: User№101, CC BY-SA 3.0
Дата основания: 10-й век
Древнейшая из каменных построек времен Киевской Руси, сохранившихся до наших дней. Когда-то князь Мстислав сказал: «Где святая София, там Новгород». Знаменитый софийский собор был заложен в далеком 1045 году самим Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. На протяжении своей почти тысячелетней истории храм остается важнейшим кафедральным храмом Новгородской земли.
Невероятной красоты белокаменный собор был построен в рекордно короткий срок – всего за 5 лет. Сегодня стены храма белы, но так было не всегда. Изначально его своды были покрыты фресками, а стены (как снаружи, так и внутри) были совершенно не прикрыты. Но фрески появились на сооружении не сразу: лишь спустя 50 лет после освящения храма. От них остались отдельные фрагменты на центральном куполе.
А вот изображения святых Константина и Елены в Мартирьевской паперти сохранились до наших дней. Причем примечателен не только этот факт, а и техника, в которой выполнена работа: роспись осуществлялась не по сырой штукатурке (традиционно), а по сухой. Подобных примеров создания фресок больше не существует. В храме также сохранилось моленное место для царя, установленное по приказу Ивана Грозного. Сохранился и паникадило, подаренный храму Борисом Годуновым.
Храм на Нижне-Архызском городище, Карачаево-Черкесия
Рейтинг: 4.7
Фото: Mariluna, Public domain, via Wikimedia Commons
Дата основания: 10-й век
Одно из древнейших культовых сооружений, построенных на территории современной России еще до образования Руси. Выполненный из камня Северный храм расположен недалеко от Нижнего Архыза – территории, на которой в прежние времена находилась столица древнего государства Алания, жители которого приняли христианство еще за полвека до крещения Руси.
Стены сооружения выполнены из песчаника, для отделки крыши использовались тонкие каменные плиты с берестовой прослойкой внутри. Это – довольно необычный зодческий прием, не использовавшийся нигде на территории Северного Кавказа. Внутри храма была обустроена единственная в Алании купель для крещения. Сооружение было построено в честь святого Николая – покровителя Николая Мистика – тогдашнего константинопольского патриарха.
За всю историю своего существования Северный храм ни разу не перестраивался: его теперешний вид идентичен тому, который был 1000 лет назад. На скалах, расположенных вблизи храма, все еще можно рассмотреть написанный прямо на камне лик Иисуса Христа. В настоящее время богослужений в Северной церкви не проводят. Исключение – 6 мая: день памяти самого почитаемого на Кавказе святого – Георгия Победоносца.
Петропавловский храм, Смоленск
Рейтинг: 4.8
Фото: Ludvig14, CC BY-SA 3.0
Дата основания: 11-й век
Церковь святых апостолов Петра и Павла – старейшая в городе. Монументальное религиозное сооружение было построено в 1146 году по приказу внука Владимира Мономаха – Ростислава Мстиславовича. По задумке Петропавловский храм должен был стать скромным пристанищем для молитв смоленских князей.
Церковь возведена с использованием тонкой клинфы, отдельные элементы которой скреплялись глиной. Стены не были покрыты штукатуркой, что выделяет храм среди прочих сооружений домонгольского периода. Хотя историки склоняются к версии, что большинство религиозных объектов того времени были именно такими.
В 16-м веке, когда наступило Смутное время – Смоленск был захвачен войсками Речи Посполитой – храм преобразовали в католический костел. Именно здесь находилась резиденция известного греко-католического религиозного деятеля, архиепископа Льва Кревза-Ржевуского. Для удобства последнего в 30-е годы 17-го века недалеко от храма были построены двухэтажные палаты. После возвращения сооружения в лоно русской церкви (1654 год) храм снова начал действовать как православный.
Во время наполеоновского нашествия церковь была разграблена, а бушующий пожар сделал свое дело: здание было сильно повреждено (даже колокола оплавились). После реконструкции Петропавловский храм приобрел кардинально другой облик.
Успенский собор, Владимир
Рейтинг: 4.6
Фото: Ghirlandajo, CC BY-SA 4.0
Дата основания: 12-й век
Возведение белокаменного собора во Владимире началось около 800 лет назад, во времена правления князя Андрея Боголюбова. Согласно его замыслу, строящийся храм должен был стать самым важным храмом сильного княжества – Владимиро-Суздальской Руси и символом единения всех русских земель.
Работы велись быстро и масштабно, а по высоте владимирский храм превзошел даже киевский и новгородский. Не уступает им церковь и в великолепии: стены здания украшены роскошными фресками, на полу – цветная мозаика и позолоченные плиты, под сводами – люстры из золота и серебра.
На долю собора пришлось множество испытаний: он неоднократно горел в огне, но чудесным образом возрождался. Первый и страшнейший пожар случился в 1238 году, во время вторжения в город хана Батыя. В дыму огня погибли укрывшиеся в храме жители, все реликвии были разграблены, невероятной красоты живопись повреждена, но храм выстоял в огне. Столетием позднее он был восстановлен. Именно в тот период, а это было начало 15-го века, стены храма расписал Андрей Рублев. Сегодня церковь – одна из немногих, в которой можно увидеть работу прославленного русского иконописца.
Спасский собор, Костомарово
Рейтинг: 4.5
Фото: Sdl77, CC BY-SA 4.0
Дата основания: 12-й век
В воронежских степях укрылось немало пещерных храмов, но Спасский монастырь, построенный недалеко от поселка Костомарово – самый большой из них и древнейший. Сооружение было буквально выдолблено в меловой породе – причудливых столбах («дивах»), чье происхождение до сих пор неясно.
Строительные работы были начаты местными монахами в 12-м веке и продолжались с незначительными перерывами в течение целых 200 лет. Результатом кропотливой и сложной работы стал грандиозный собор вместимостью 2000 человек. Наружным украшением храма служат великолепные купола и мозаичные иконы, внутри стены декорированы фресками, вырезанными прямо в породе.
Рядом с храмом на склоне холма расположены суровые в своей аскетичности, позеленевшие от сырости кельи монахов-отшельников. Но наиболее мрачным и таинственным местом монастыря считается пещера Покаяния, представляющая собой темный коридор, ведущий в крошечную келью-исповедальню. До революции 1917 года в Спасский собор отправляли самых ярых грешников. Сегодня же – это место паломничества.
Эски-Кермен, Крым
Рейтинг: 4.3
Фото: Vadim Indeikin, CC BY-SA 3.0
Дата основания: 12-й век
Одно из самых необычных сооружений страны и самое необычное на Крымском полуострове. Храм является частью пещерного города Эски-Кэрмен. Это – скромных размеров церковь, высеченная прямо в известняковой породе. Имеет миниатюрную площадь в 19 квадратных метров.
В огромном валуне было вырублено окно и 2 небольших входа. На северной стене осталась в сохранности лишь одна фреска с необычным сюжетом, давшим название храму. На изображении показаны 3 фигуры – всадники в развевающихся плащах. Центральная фигура – Георгий Победоносец, пронзающий копьем дракона, по бокам от него – всадники с копьями. Вполне вероятно, что это – лишь образы местных героев: прямо в полу сооружения вырублено 2 могилы.
Церковь Ризоположения, Кириллов
Рейтинг: 4.4
Фото: Sergey Galchenkov (Сергей Галченков), CC BY-SA 3.0
Дата основания: 15-й век
Это – старейшее сооружение страны, выполненное из дерева. Важное уточнение – с подтвержденной датировкой. Дело в том, что у церкви Ризоположения есть соперник – церковь Воскрешения Лазаря. Долгое время ее считали самой древней (14-й век), но нет никаких документов, подтверждающих возраст сооружения.
А вот с кирилловской церковью все более точно – ее возраст указан на холщовом антиминсе (отрез ткани с вшитой частицей мощей святого): храм был освящен в 1485 году. Кроме того, проводилось дендрологическое исследование срубов, использованных при строительстве храма: оно показало, что спил деревьев осуществлялся ориентировочно в 80-х годах 15-го века.
Закладка храма проводилась архиепископом Иоасафом, известным в мире как князь Иван Оболенский, постригшийся в монахи после смерти супруги при родах. Церковь выглядит очень скромно, выполнена из 3 срубов разной высоты. В советские годы храму повезло остаться в целости: его признали архитектурным памятником. С целью сохранения сооружения его перевезли в Кирилло-Белозерский монастырь, отреставрировав перед транспортировкой. Сегодня службы в церкви не проводятся.
Почему в диптихе Иерусалимская Церковь не на первом месте?
В списке Автокефальных Поместных Церквей Иерусалимская Церковь стоит на четвертом месте. Какова причина этого? Ведь всем известно, кто первый принял христианство — христиане в мире появились именно в Палестине.
В 66 году произошло восстание иудейского народа против власти Римский империи. В результате осады и штурма Иерусалима столица Израиля была стерта с лица земли. Множество евреев погибли, а оставшиеся рассеялись по всему миру. В силу трагических исторических причин Иерусалимская Церковь потеряла свое внегласное первенство, уступив его Риму — столице империи.
С 4 века началось постепенное возрождение Иерусалимской Церкви. Оно было связано с деятельностью византийского императора Константина I и его матеры Елены. В 451 году на Четвертом Вселенском Соборе епископ Иерусалимский получил титул патриарха. Так Иерусалимская Церковь вновь заняла свое место во Вселенском диптихе, однако уже на пятом месте, уступив Римской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской Церквям. Этот список Церквей устанавливает определенную последовательность предстояния у престола во время совместных богослужений. В 1054 году Римская Церковь вышла из семьи Православных Церквей. С того момента Иерусалимская Церковь занимает 4 место в диптихе.
«Иерусалимская Церковь исторически первенствует в семье Поместных Православных Церквей, потому что именно в Иерусалиме Господь Иисус Христос пострадал и умер на Кресте, в Иерусалиме Он воскрес, именно иерусалимская община апостолов стала свидетельницей Воскресения Христова. Это историческое первенство никто никогда не отнимет у Иерусалимской Церкви» (митрополит Волоколамский Иларион).
Трирский собор (340 год н.э.)
Трирский собор является старейшим в Германии. Самое интересное в соборе — это его реликвии. Здесь есть один из Гвоздей Креста Господня, которій, согласно Евангелию, являлся одним из Орудий Страстей. Есть здесь и артефакт, известный как Риза Господня, которую Он носил незадолго до распятия. Но эту реликвию не часто демонстрируют: последний раз ее показывали в 2012 году.
Фото: maxpixel (CC0 Public Domain)
Фото: ThomasWolter / pixabay (Pixabay License)
Фото: (CC BY-SA 3.0)
Кто первый принял христианство: история Иерусалимской Церкви
В 7 веке Палестинские земли подпали под власть арабов-мусульман. В ходе Первого Крестового похода 1099 года западными рыцарями-крестоносцами было образовано латинское Иерусалимское государство. Крестоносцы изгнали православного патриарха и поставили на его место представителя Папы Римского. Управление Православной Церковью Иерусалима велось из Константинополя.
В начале 12 века Святая Земля оказалась во владении египетского султана. Все храмы Иерусалима были обращены в мечети. Христианским остался только храм Воскресения Господня. В 13-15 веках Иерусалимская Церковь подверглась тяжелейшим гонениям со стороны египетских воинов (мамлюков). К этому времени относится разрушение многих храмов, массовое уничтожение духовенства.
Относительно спокойная жизнь Иерусалимской Церкви началась с 16 века после османского завоевание Палестины. Христиане получили возможность исповедовать свою веру. С 1537 года в Иерусалимские патриархи стали возводиться православные греки. До этого времени они избирались из арабов-христиан. Патриархи-греки смогли значительно улучшить материальное положение Церкви. Ими были выкуплены монастыри, принадлежащие грузинам и сербам, были налажены прямые отношения с русскими царями.
Иерусалимская Церковь неоднократно получала финансовую помощь из России. Это позволяло открывать духовные школы, народные училища. Монастырь Святого Гроба смог погасить имеющиеся долги.
Чем отличается храм от собора и часовни?
Первоначально на Руси так именовалось не здание, а совокупность духовенства, которое в больших городах, имевших сотни приходов, объединялось в так называемые «сороки». Например, в Москве «сороков» было семь, в каждом – клирики около 40 церквей. был соборный храм, где по воскресным дням совершалась большая служба, на которую духовенство других церквей приходило крестным ходом. Постепенно собором стали именовать просто главную церковь епархии, где обычно служит архиерей.
Москва. Освящение Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, 19 августа 2000 года. Фото: Сергей Власов.
Часовню от храма отличают:
- очень небольшие размеры;
- отсутствие алтаря, престола поэтому здесь не может совершаться полноценное богослужение, а обычно служатся молебны.
Как правило, часовня может:
- находиться на месте некогда бывшего церковного здания, как бы память о нем;
- отмечать место упокоения чтимого праведника; часто часовни вообще строятся на кладбищах; здесь можно помолиться перед иконами, поставить свечи о упокоении близких;
- иногда часовни создаются ради чудотворных икон, например, по России есть несколько часовен, посвященных Иверской иконе Пресвятой Богородицы, «вратарнице» (находящейся над святыми вратами) одноименного монастыря св. горы Афон; подобные часовни также строятся как духовные врата города – самая известная из них находится при входе на Красную Площадь Москвы.
Воссозданная Иверская часовня на Красной Площади в Москве
Самый красивый
До настоящего времени ни одна из церквей не превзошла по красоте Софию Константинопольскую (освящена 25 декабря 537 г.). Стены были украшены сотнями мозаичных изображений, для освещения умело использовался не только солнечный свет, но даже звездный. Пространство же было так велико, что даже его каждение во время службы совершалось особым образом: кадильный дым поднимался из-под пола.
Собор Святой Софии в Новгороде был построен в 1045-1050 гг. по приказу новгородского князя Владимира.
Хорошо известно, что побывавшие здесь послы русского князя Владимира приняли решение стать христианами, услышав удивительное по красоте богослужение, совершаемое по уникальному Уставу Св. Софии – впоследствии именно он стал первым богослужебным Уставом на Руси.