Лекция 22.2. Ветхозаветный Евангелист пророк Исаия

Часть видения Исайи — очищение уст Пророка приложением угля — ветхозаветный прообраз Евхаристии

С именем пророка Исайи связывают главнейшие пророчества о Христе и Новом Иерусалиме. О чем еще он пророчествовал целых 60 лет своей жизни, в каком возрасте был призван к служению и зачем Ангел-Серафим при помощи клещей положил в рот Исайе горящий уголь с жертвенника Господня. А также что написано в 53 главе Книги Исайи, история мученической смерти и вознесения величайшего пророка — в нашей статье.

Библейское предание

Ветхозаветный пророк Исайя, живший в VIII веке до Рождества Христова, согласно традиции признается одним из четырех великих пророков и автором названной его именем книги.

Писание рассказывает, что Господь послал его к иудеям, давая последнюю возможность покаяться в захлестнувших их пороках. Чем немощнее духовно становился Божий народ, тем сильнее звучал голос пророка, жизнь которого была подобна свече, освещающей своим сиянием творимые народом беззакония.

Именно в тот смутный в истории Израиля период ясно и громко прозвучало его предсказание о грядущем Миссии, Который, проведя земную жизнь среди иудеев, в последствие приведет к Отцу Небесному многие отпавшие языческие народы.

Пророк Исаия

Святой Исаия жил за семь столетий лет до Рождества Христова. Отец Исаии, Амос, был царского рода, но воспитывал сына в благочестии, чистоте и простоте. Достигнув совершеннолетия, будущий пророк вступил в брак с некой девой-пророчицей. Они жили целомудренно, в законе Божием, имели сына Иасува.

Господь позвал Исаию служить Себе и людям через некоторое время, в царство Иудейского царя Осии. Однажды будучи в храме за богослужением пророк имел видение Господа, сидевшего на престоле на Небесах в окружении Небесных Сил – Херувимов (Небесное существо, один из Ангельских Сил в виде головы, окруженной крыльями) и Серафимов (имеют шесть крыл, которыми они закрываются от сияния Божьего света и вечно прославляют Бога). Пророк смиренно воззвал к Богу, говоря, что он недостоин видеть Его славу и говорить о ней. Тогда один из Серафимов прикоснулся горящим углем к губам пророка, сказав, что так очищает его Господь. (Этот эпизод был переосмыслен также поэтом Александром Пушкиным в стихотворении «Духовной жаждой томим»). Бог спросил пророка, пойдет ли он к иудеям от Его имени. Исаия согласился, как бы вызвавшись на служение. Он пророчествовал при нескольких правителях Иудеи: Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии, – призывая покаяться в грехе идолопоклонства и избавиться от пороков и страстей. Господь открыл пророку, что покаявшиеся будут иметь милость от Него, а упорные в своей злобе получат лишь кары и казни Божии. Господь также сказал, что может истребить весь народ и опустошить земли Израили, однако, как у срубленного дерева плод пускает новые ростки, так новые благочестивые люди обязательно появятся в среде народа.

Святой пророк Исаия был чудотворцем. Это запечатлено в Библии: ее 4 книге Царств и 2 книге Паралипоменон.

Пророк извел из горы Сион источник воды молитвой. Место, куда лился много веков этот родник, было названо Силоамской купелью («силоам» на иврите – «посланный от Бога», то есть по молитве пророка Бог дал воду). Именно сюда впоследствии Господь Иисус Христос отправил умываться человека, рожденного слепым и обретшего зрение после помазания слюной Спасителя.

Также по просьбе Исаии пророка Бог продлил царю Иудейскому Езекии жизнь на 15 лет.

Однако сам святой скончался мученически, будучи изощренно убит царем Манассией – пророка перепилил пополам деревянной пилой. Тело его было похоронено около Силоамской купели. После обретения свободы христианством мощи пророка Исаии были торжественно перенесены царем Феодосием Младшим в Константинополь. Они пребывали в Лаврентьевской храме во Влахернах. Сегодня известно только местонахождения головы святого Исаии – она пребывает на Святой Горе Афон в Хиландарском монастыре.

Время служения

По словам самого пророка Господь призвал его на служение в год кончины царя Озии.

К сожалению, из-за несоответствия сведений о периоде царствования иудейских царей в 3-й и 4-й книгах Царств невозможно однозначно определить время начала его пророческой деятельности. Исследователи полагают, что, вероятнее всего, это период между 747 г. и 734 г. до Рождества Христова.

Поскольку неизвестен, к тому же,точный год кончины пророка, ученые полагают, что служение его составляло примерно 50-60 лет.

Пророки Иезекииль, Исаия и Иаков

Житие пророка

Родился подвижник в 765 г. до Р.Х. в Иерусалиме, в очень знатном семействе. Одни исследователи полагают, что пророк был родом из привилегированной династии священников, другие – что он происходил из рода царей.

Получил превосходное образование, хорошо разбирался в политической ситуации того времени. По характеру это был необычайно мужественный и отважный человек, не боявшийся противостоять мнению правителей Иудеи и военачальников.

В правление царя Иоафама, когда народ Израиля наслаждался установившимися в стране миром и благополучием,он предупреждал жителей, чтобы те изменили привычную жизнь,не искушали Господа и были более милосердны друг к другу, предрекая им, в противном случае, скорое нападение иноплеменных завоевателей.

Однако иудеи не вняли его голосу, а потому через несколько лет, в правление царя Ахаза, попали в зависимость от ассирийцев и даже вынуждены были установить в своей столице статую Ваалу, которому поклонялись эти язычники.

Особенно был приближен пророк ко двору правителей при Езекии – царе, отказавшемся платить дань завоевателям и уничтожившем всех иерусалимских идолов. Это привело к новому походу ассирийцев на Иерусалим. Именно в это время пророк Исайя настоял на том, чтобы царь не принимал никакие компромиссы и во всем уповал на Божию помощь. В результате, как сказано в 4-й книге Царств (19:35), ночью «Ангел Господень поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» воинов.

Когда Езекия тяжело заболел, по молитвам пророка Господь продлил его годы.

Интересный факт

Из Писания известно, что Исайя имел двух сыновей. Старшему он дал имя Шеар-ясув, что ознало«остаток, который вернется». Этим именем провидец символично предрек закат могущества государства. Второго сына он нарек Магер-шелал-хаш-баз, что значит «спешит грабеж», ибо предвидел скорое завоевание Иерусалима Ассирией. Известно также, что матерью его младшего сына была некая пророчица.

Такова краткая биография величайшего пророка.

Православная Жизнь

Митрополит Антоний (Паканич) напомнил о главном законе бытия, указанном пророком Исаией, нарушение которого ведет к неминуемой расплате.

Родился святой пророк Исаия около 765 года до Рождества Христова в Иерусалиме и происходил из царского рода. Воспитан был ребенок в страхе Божием и в законе Господнем.

«Исаия представляет собой тип пламенного религиозного гения и вместе с тем трезвого, реалистического политического деятеля, который своим словом, своим влиянием имел решающее значение в судьбе Иудеи», – писал протоиерей С. Булгаков.

Среди удивительных пророчеств Исаии есть одно, стоящее особо, которое потрясает своей бездонной глубиной. Оно вмещает в себя настолько масштабное и грандиозное содержание, наполнено таким количеством смыслов, знаков, значений, скрытых и проговоренных прямо, что не хватит человеческой жизни и разума для вмещения всего сказанного.

Пророчество, произнесенное Исаией именем Господа, касается главного закона бытия, и для невыполняющего его звучит как приговор, как страшное напоминание о неминуемой расплате. Это притча, или печальная Песнь о винограднике, изложенная в 5-й главе.

Слова притчи предназначались для иудеев, с отсылкой к историческим событиям тех времен, но они в то же время обращены и к каждому из нас. Это слова, пронизывающие сердце, пробуждающие разум, вдыхающие новую жизнь.

Впервые в Ветхом Завете Бог показан как Садовник, Труженик, заботливо ухаживающий за Своим садом и ждущий от него добрых плодов:

«Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды»

В этих словах, параллельно с описанием всех забот по защите виноградника, желания ему доброго плодоношения, звучит горестное разочарование от несбывшихся надежд. Не принес виноградник добрых плодов, только дикие ягоды.

Говорится в данной притче о человеческой душе – душе каждого из нас. Несмотря на все милости Божии, все старания и усилия, все Его слова и советы, мы не слушаемся и продолжаем действовать по своему разумению, забывая, что мы ничто без Бога, мы бессильны без Него, все наши потуги и рассуждения смешны и бессмысленны.

Наша сила в Его силе, Его мудрости, Его любви.

Разрывая отношения с Богом, мы самовольно выбрасываемся за борт корабля в бушующем море, подвергая себя неминуемой гибели.

Мы этого не осознаем, а Господь знает! Потому и горечь в Его словах, и глубочайшее сострадание. Но Он не желает нас заставлять, Он дает каждому человеку право выбора: быть с Ним или без Него. Он хочет добровольной любви, а не должной повинности.

И вот в словах пророка Исаии звучит приговор Садовника непослушной душе:

«Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем».

Что это значит? Господь не будет защищать, оберегать, утешать того, кто не нуждается в Нем, кто не слушает Его слов, кто не кается в своих немощах и грехах.

А что человек без Божией защиты? Ноль. Немощное существо. Он так же слаб и пуст, как отцветший одуванчик: любое дуновение, и он осыпется.

Далее следуют уже слова самого Исаии, они звучат как грозные предупреждения Иудее. Пророк этим закрепляет, как печатью, сказанное ранее Господом. Состоят слова из шестикратного «горе»:

«Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, как что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле»

Здесь говорится о жадности, сребролюбии, жажде мирского богатства любой ценой. И неминуемое наказание за данные страсти – голод.

Перед нами первый приговор пророка, и все обязательно сбудется, не надо себя обманывать и тешить надеждой, что это произойдет с кем угодно, но не со мной. Обещанное Господом исполняется. Если человек жаден и занят обогащением нечестным путем, за счет других, то голод обязательно придет в его дом, возможно, не сам человек, но его дети, внуки будут голодать. Закон может быть смягчен только в случае искреннего раскаяния и сознательной перемены.

Второе предупреждение гласит нам:

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячат себя вином; и цитра и гусли, тимпан, и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют»

Напоминание о том, что распущенность, пьянство, разгул, необузданность будут наказаны жесточайшим пленом со всеми сопутствующими ему страданиями, обращено к народу иудейскому, но касается всех людей.

Плен – это страсти, которые делают человека своим заложником, пленником, держат его в своей греховной темнице без Божьего света. Жизнь такого человека и его близких уже на земле превращается в ад, сопровождается ужасными мучениями.

Служащий своим страстям уже не может служить Богу, он сам наказывает себя вечным пленом и вечной темнотой.

Третье воззвание святого пророка звучит так:

«Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности и греха – как бы ремнями колесничными; которые говорят: ‟Пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святого Израилева, чтобы мы узнали!”»

Здесь говорится о самонадеянности, оправдании своих грехов и пренебрежении Божьими милостями, любовью, справедливостью. Речь идет о самой страшной вещи – неблагодарности.

Люди, требующие ежечасно доказательств от Бога Его мощи и силы, ждущие постоянных чудес, демонстрируют самолюбие и гордыню. Они как бы говорят: «Я лучше, я сам все прекрасно знаю и во всем сам разберусь».

Таковых ждет печальное будущее. Неблагодарность и гордыня сводит людей с ума. Многие гордецы заканчивают жизнь сумасшествием в той или иной степени. Это страшная расплата за свою самоуверенность.

Следующим предупреждением стали слова:

«Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким!»

Имеется в виду смешение понятий добра и зла, порока и добродетели, черного и белого.

Это было актуальной проблемой более двух тысяч лет назад, актуально и сегодня. Человек не меняется, меняются декорации вокруг. Страсти, пороки, грехи, сопровождающие человека – те же во все времена.

Сегодня большинство средств массовой информации, защищая интересы определенных групп, предлагают нам называть черное – белым, зло – добром.

Идет подмена идейных и ценностных понятий, размываются границы между пороком и добродетелью, ложь возносится на пьедестал. Когда люди дезориентированы, беспринципны, ими легче управлять. Поэтому большинство власть имущих и стремится вырастить недумающего потребителя, готового чему угодно верить и все предложенное потреблять.

Коснулись эти процессы и церковной темы. Произошла попытка выстроить и здесь «королевство кривых зеркал».

Идя на поводу своих страстей, отпавшие от истины церковные деятели предложили верующим продукт, содержимое которого не соответствует названию: ложь в яркой и модной обертке, которую всеми силами безуспешно пытаются выдать за новую правду. Но Господа ведь не обмануть. И правда одна во все времена. Дела их и слова только наивным и желающим быть обманутыми не выдадут волка под овечьей шкурой. Нарушение заповедей не скрыть под личиной приличия. Воровство и грабеж, жадность и лицемерие остаются в глазах Бога воровством и грабежом, жадностью и лицемерием, как бы их ни называли пред людьми.

Истину нельзя ничем запятнать, а вот от лжи отмыться очень тяжело, а порой и невозможно.

Следующий призыв из уст пророка Исаии звучит так:

«Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!»

Автор указывает в этих строках на самодовольство как на путь духовной деградации человека.

Человек, не видящий своих ошибок, не кающийся в своих грехах, восхваляющий себя и свои достижения, становится глух к правде и красоте. Он обнуляется духовно, все его достижения исчезают, меркнут, он, словно мыльный пузырь, лопается при соприкосновении с истиной: надутый и бесполезный человек.

Чем больше нам дано, тем больше с нас спросится. Наличие благ или талантов – это не повод кичиться ими, а серьезная ответственность перед Богом, людьми, своей совестью.

И последнее предупреждение относится к нарушающим земные законы и правосудие:

«Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»

Нарушителей законов земных ждет также неминуемая расплата за безответственное отношение к своим полномочиям и их превышение: когда невиновные несут наказание и виновные продолжают творить беззакония на свободе.

И далее горячо и эмоционально говорится о каре, которую понесут все, кто нарушил законы Господни:

«За то, как огонь съедает солому и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святого Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его…»

Чиста совесть, трезв ум, и нет страхов у любящего Бога. Даже когда случается упасть ему, он слезно кается и просит о прощении и помощи Отца Небесного, потому что осознает, что он, грешный и немощный, не в состоянии двинуться в верном и спасительном направлении сам, без Его благодатной помощи, не способен сам преобразить свое сердце – только в Свете Господнем и Его бесконечной любви это возможно.

Нам следует непрестанно взывать к Господу, молить Его о помиловании и смягчении нашего сердца, испрашивать сил в соблюдении заповедей Божьих – и тогда наша жизнь будет торжеством радости и любви, наполнится светом Христовым и Его благодатными милостями.

Счастливее всех тот, кто больше любит Бога.

Записала Наталья Горошкова

Видение

Это событие произошло с пророком, когда ему было около 20 лет.

Однажды в видении он увидел Господа, восседающего на величественном престоле в окружении шестикрылых Серафимов, воспевающих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»В этот мигпровидец ощутил, насколько сам он нечист и грешен по сравнению с небесными жителями, и насколько нечисты его недостойные славить Господа уста.

Тогда один из Серафимов, взяв клещами уголь с раскаленной жаровни, приблизился к Исайи и коснулся им его уст со словами:

«Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен».

Протоиерей Димитрий Предеинразъясняет символику данного видения следующим образом:

«Уголь символизировал действие божественной благодати, которая способна очистить все человеческие согрешения».

Подобные словапроизносят в наши дни священнослужители во время своего причастия в алтаре:

«Се прикоснусяустнам моим, и отымет беззакония моя и грехи моя очистит».

Интересный факт

Очищение уст Исайи — часть видения Пророка, ветхозаветный прообраз Евхаристии. Кроме того, оно символизирует Воплощение Господне, возвещает Рождество Христово.

После этого Господь спросил: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?», имея ввиду, что Ему необходим служитель, который передаст нечестивому израильскому народу Его Святую Волю о настигающей иудеев каре. И тогда юноша вызвался быть тем самым посланцем.

С этого момента началось его пророческое служение.

Исайя: спасение, посланное Богом

…И возвратился Иисус в силе духа в Галиле

ю; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу Исайи-пророка. Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное». И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».

Великий пророк Исайя, предсказавший пришествие Христа Спасителя, родился приблизительно за 765 лет до описанного им события. Это время большой войны народов. Бились Сирия, Финикия, Египет и Вавилон. Еврейский народ жил на перекрестке боевых дорог и был разделен на два царства – Иудейское и Израильское. Чтобы сохранить независимость, они были вынуждены принимать стороны враждующих царей, порой противоположные. Постоянный голод и страх доводили еврейский народ до отчаяния. И в самые критические минуты звучали пророчества Исайи, вселявшие в людей мужество и надежду.

Воспрянь, народ Израилев! Не всегда мрак будет там, где теперь он сгустел. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ибо младенец родится нам – Сын Божий будет дан нам; владычество на раме

нах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

***

1826 год от Рождества Христова. Российская империя, село Михайловское Псковской губернии. Здесь, в имении матери, живет высланный из Петербурга поэт Александр Сергеевич Пушкин. Каждый день он подолгу задерживается в местном храме. Идет Великий пост, и там ежедневно читают пареми

и из книги пророка Исайи…

В год смерти царя О

зии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал… И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

Народ внимает чтецу в полной тишине. Поэт слушает слова древнего пророка и в его воображении рождаются образы выжженой солнцем палестинской земли. Губы его едва заметно двигаются. Сами собою складываются строки:

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, – И шестикрылый Серафим На перепутье мне явился…

Александр Сергеевич Пушкин

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Савао
фа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен…

И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул…

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня…

Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

Это стихотворение позже назовут лучшим из тех, что были написаны поэтом прежде. Литературоведы станут разделять его творческое наследие на два этапа и начнут отсчитывать период «зрелого творчества» гения русской словесности.

***

В четырнадцатый год правления иудейского царя Езеки

и, Сеннахир
и
м, царь Ассир
и
йский, захватил все укрепленные города Иудеи и взял в осаду Иерусалим. У Езекии не осталось никакой надежды, кроме как на Бога. Он разодрал одежды свои, покрылся вр
е
тищем и пошел в Храм. И послал рабов своих к Исайе-пророку, чтобы тот молился об остатке народа иудейского. Исайя ответил ему:

Так говорит Господь: Езекия! Не бойся слов, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.

Внезапно Сеннахири

м получил известие о том, что Египет выступил против него и атаковал его основные силы. Ассирийский царь приказал отвести войска от Иерусалима, но на прощание велел передать Езекии, что еще вернется и разрушит город. И снова иудейский царь искал заступничества у Бога и опять отправил слуг к Исайе. Пророк встал на молитву и послал Езекии ответ:

Так говорит Господь: Не бойся, Езекия! Уцелевший в доме Иу

дином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху. Царь же Ассирийский не войдет в Иерусалим и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего.

«И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые».

Так говорит Библия. Герод
о
т полагал, что они заразились чумой от полчища мышей. Иосиф Фл
а
вий тоже упоминал о внезапной вспышке смертоносной болезни, выкосившей войско ассирийского царя, в результате чего Сеннахирим отступил, вернулся в свою землю и остался в Нинев
и
и, где в одном из храмов был убит собственными сыновьями. После осады Иерусалима и победы над Сеннахиримом Исайя начал записывать свое вид
е
ние – эпическую поэму, в которой описывалась вся судьба мира от начала до конца и продолжение Песни Песней до жизни будущего века. Основная мысль ее такова: израильский народ продолжит гневить Бога, вследствие чего б
о
льшая его часть погибнет или рассеется. Но малый остаток праведников будет всегда. И из этого остатка произойдет Дева, которая родит Христа – Спасение всему миру.

***

605 год до Рождества Христова. Вавилонский царь Навуходоно

сор разбивает армию египетского фараона Нех
а
о и движется к Финикии, по дороге захватывая Иерусалим. Иудейский народ практически полностью попадает в плен. Северное, Израильское, царство пало под ударами ассирийцев еще в 722 году, так что земля обетованная полностью пустеет. Проходят десятилетия. Спустя семьдесят лет в Вавилоне воцаряется новый владыка Персии Кир Великий. Вскоре к нему приходит пророк Даниил.

Выслушай меня, царь! Много лет назад среди народа моего жил пророк Исайя. Он изрек пророчество о тебе…

«Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю, дабы ты познал, что Я Господь Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня».

–Интересно! Так чего же хочет от меня твой Бог, Даниил?

–Отпусти мой народ. Господь говорит о тебе: «Кир исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и Храму: ты будешь основан!»

Через некоторое время Кир созывает вавилонских иудеев и, вернув им священные сосуды Храма, отпускает. С ликованием возвращается народ в родную землю. Пророчества Исайи о скором рождении Мессии у всех на устах.

Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа.

До предсказанного пророком Рождения Христа остается 536 лет.

Пророчества о Христе

Одно из известнейших пророчеств было изречено во времена царя Ахаза, когда на земли Израиля готовилось нападение объединившихся сириян и самарийцев. В те дни пророк утешил жителей обещанием защиты Божией и произнес в качестве грядущего знамения такие слова:

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».

(Ис. 7:14)

Данное пророчество до сих пор украшает иконы пророка, поскольку обычно его пишут на свитке, который он держит в руке на своем изображении.

Еще одним знаменитым пророчеством об Искупителе были слова из 61-й главы его книги:

«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное».

Эти слова прочел Сам Миссия, когда поучал иудеев в храме. Господь сказал тогда:

«Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами»

(Лк. 4:21)

Многое рассказано им о Спасителе и в 52-53 главах его книги. Здесь рассказывается о муках, которые придется претерпеть Божию Сыну за грехи народа.

ИСАИЯ

Прор. Исаия. Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторанa) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг.

Прор. Исаия. Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторанa) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг.

Одно из самых ранних изображений И.- на мозаике ц. Сан-Витале в Равенне (546-547), где он представлен старцем в белых одеждах, с густыми седыми волосами, длинными прядями, падающими на плечи, со свитком в руках, с золотым нимбом. На мозаике кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565) И. изображен в медальоне как молодой пророк с шапкой коротких черных курчавых волос и окладистой бородкой. Изображения пророков И. и Давида фланкируют сцену «Исцеление двух слепых в Иерихоне» в Синопском Евангелии (Paris. Suppl. gr. 1286. Fol. 29, VI в.); текст на свитке (Ис 35. 5), к-рый держит И., комментирует сцену из НЗ. Он показан юным, безбородым, в белом хитоне с клавом на рукаве и в желтовато-охристом гиматии. На миниатюрах из Россанского кодекса (Архиепископский музей в Россано, VI в.), построенных по сходной схеме (т. е. на них, как и на миниатюрах из Синопского Евангелия, тексты на свитках в руках у пророков являются аллюзией на представленную на том же листе новозаветную сцену), он дважды изображен юным, с коричневыми волосами и совсем короткой бородой (Fol. 1, 2) и дважды седым, с вьющимися волосами и короткой курчавой бородой (Fol. 3v, 5).

В более поздних памятниках И. бывает представлен как старец с длинными, как правило, волнистыми волосами, спускающимися на плечи прядями, с сужающейся книзу широкой бородой, в хитоне и гиматии. Часто в произведениях визант. искусства на хитон И. нашит клав, что свидетельствует о его благородном происхождении. В рус. памятниках И. изображали с темными волосами, тронутыми сединой. Правая рука пророка перед грудью в именословном благословении или поднята вверх, как на мозаике купола Еммануила в соборе Сан-Марко в Венеции (кон. XII в.). Атрибут И., согласно иконописным подлинникам,- лжица, к-рая на иконах встречается довольно редко (напр., на иконе «Богоматерь с пророками» 1-й пол. XV в. из Галереи Академии в Венеции). Однако более популярным его атрибутом являются клещи с горящим углем, что связано с видением И. Так, на иконе «Богоматерь Киккотисса, с пророками и избранными святыми» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) крупно изображен серафим, к-рый протягивает И. клещи с горящим углем. Др. примеры данной иконографии — миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 72v, посл. четв. IX в.); икона «Прор. Исаия» из пророческого ряда иконостаса Рождественского собора новгородского Антониева мон-ря (сер. XVI в., НГОМЗ); икона-складень «Похвала Богоматери» (ок. 1471 г., ГММК).

Прор. Исаия. Клеймо иконы «Богоматерь Киккотисса, с пророками и праотцами». 1-я треть XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Прор. Исаия. Клеймо иконы «Богоматерь Киккотисса, с пророками и праотцами». 1-я треть XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

В ранне- и средневизант. период И. часто изображали стоящим фронтально. Позже на мозаиках ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция (ок. 1290) и купола мон-ря Богоматери Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315) он представлен в движении, а в росписи новгородской ц. Успения Богородицы на Волотовом поле (1363) исследователи отмечают необычайную изогнутость фигуры, сравнивая ее с пружиной. По иконографии образ И. схож с изображениями прор. Иезекииля.

В храмовой декорации образ И. помещается среди изображений др. пророков в верхних зонах храма: в куполе (в росписи церкви мон-ря Богоматери Перивлепты в Мистре, Греция, 2-я пол. XIV в.), в световом барабане (на мозаиках: ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия, 1146-1151, ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290, мон-ря Богоматери Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле, ок. 1315; на фресках: ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) мон-ря Студеница, Сербия, 1314, ц. св. Никиты близ Скопье (созданы до 1316 и поновлены в 1483-1484), ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде, 1378), на подпружных арках (в росписи ц. Рождества Христова на Красном поле близ Вел. Новгорода, 90-е гг. XIV в.), в люнетах (на мозаике ц. Сан-Витале в Равенне, 546-547). В нижней части стены нефа — на мозаике собора Сан-Марко в Венеции — вместе с пророками Давидом, Соломоном и Иезекиилем по сторонам образа Богоматери, 1-я пол. XIII в. И. обычно представлен в паре с прор. Иеремией (напр., в ц. Сан-Витале).

Изображение И. часто встречается в книжной миниатюре, прежде всего в иллюстрациях книг пророков с комментариями. Напр., в рукописи Vat. gr. 755 (2-я пол. X в.) есть 3 изображения И. (с 4 медальонами с погрудными изображениями отцов Церкви по сторонам от его фигуры (Л. 1); между персонификациями Ночи и Зари (Л. 107); в сцене мученичества (Л. 225)). На миниатюре из рукописи 1489 г. (РГБ. Ф. 173/I. № 20. Л. 20 об.) И. представлен перед началом своей книги в рост, со свитком в левой руке.


Пророки Исаия и Иеремия. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г.

Пророки Исаия и Иеремия. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г.

Полнофигурные изображения И., как правило, иллюстрируют Песнь И. в Псалтирях (напр., в Парижской Псалтири ок. сер. X в.- Paris. gr. 139. Fol. 435v; в Бристольской Псалтири ок. 1000 г.- Lond. Brit. Lib. Add. 40731. Fol. 252; в Псалтири, созданной до 1074 или в 80-х гг. XI в.- РНБ. Греч. № 214. Л. 311 об.; в НЗ с Псалтирью 30-40-х гг. XIV в.- ГИМ. Греч. № 407. 504 об.). Изображение И. вместе с прор. Давидом или прор. Иезекиилем включалось в композиции, служащие иллюстрациями к вступительным текстам Евангелий в таких рукописях, как Четвероевангелия из Палатинской б-ки в Парме (Parma. Palat. 5. Fol. 5, ок. 1100) и из Национальной б-ки св. Марка в Венеции (Marc. gr. Z 540 (=557). Fol. 11v, 2-я четв. XII в.). На миниатюре со сценой «Вознесение» на фронтисписе Гомилий Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162. Fol. 2v и Paris. gr. 1208. Fol. 3v, 2-я четв. XII в.) также помещены образы фланкирующих композицию пророков Давида и И. со свитками в руках; текст на свитке И.- Ис 63. 1.

Особое место занимает тема видения И., чаще встречающаяся на миниатюрах, напр. в Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 72v): Иисус Христос изображен на троне в окружении серафимов, в правом нижнем углу — И. с ангелом, подносящим к его устам клещи с горящим углем. Кроме того, видение И. представлено на клеймах медных врат в Успенском (XVI в.) и Благовещенском (нач. XVI в.) соборах Московского Кремля, в Троицком соборе костромского Ипатиевского монастыря (90-е гг. XVI в.).

Прор. Исаия в молении, с персонификациями Ночи и Зари. Миниатюра из Парижской Псалтири. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 435v)

Прор. Исаия в молении, с персонификациями Ночи и Зари. Миниатюра из Парижской Псалтири. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 435v)

Образ И. появляется в самых ранних пророческих рядах русских высоких иконостасов: напр., из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря («Пророки Соломон и Исаия», 1425-1427, СПГИАХМЗ); из Преображенского собора г. Кашина (т. н. кашинский чин; «Прор. Исаия», сер. XV в., ГРМ); из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря («Пророки Иезекииль, Исаия, Иона», ок. 1497, ГРМ); из собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря («Пророки Даниил, Иеремия, Исаия», ок. 1502, КБМЗ); из Софийского собора Вел. Новгорода («Прор. Исаия», 1509, НГОМЗ); из ц. в честь Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова монастыря Московского Кремля («Прор. Исаия», 1626-1628, ГММК). И. всегда изображается близко к центру.

И. представлен на иконах разной иконографии вместе с Богоматерью с Младенцем и пророками, напр. на иконах «Похвала Богоматери» (сер. XVI в., ГРМ), «Достойно есть» (сер. XVI в., ГММК) и др.

И. изображается со скинией завета, как, напр., в ц. св. Николая в Куртя-де-Арджеш, Румыния (сер. XIV в.), где И. и Иеремия приближаются к скинии с дарами; он представлен также побивающим вместе с ангелом войско ассирийцев (в парекклисионе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321).

Прор. Исаия. Роспись ц. Спаса на Нередице. 1199 г.

Прор. Исаия. Роспись ц. Спаса на Нередице. 1199 г.

На свитке, к-рый держит И., чаще всего бывает написан фрагмент из Ис 7. 14: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Эта цитата встречается в большинстве мозаик и фресок IX-XII вв.: на несохранившейся мозаике юж. тимпана Софии К-польской (2-я пол. IX в.), в Палатинской капелле (ок. 1143-1146), в ц. Санта-Мария дель Аммиральо (1146-1151), в кафедральном соборе Санта-Мария Нуова в Монреале на Сицилии (1183-1189), в церквах Каранлык-килисе и Эльмалы-килисе (обе — 3-й четв. XI в.) в Гёреме в Каппадокии, в куполе Еммануила собора Сан-Марко в Венеции (кон. XII в.) и т. д. В виде исключения на мозаике монастыря Дафни (ок. 1100) на свитке И.- текст Ис 4. 2, а на мозаике предалтарного пространства собора в Монреале — Ис 61. 1, в мон-ре Хора и ц. Богоматери Паммакаристос — Ис 19. 1. Очень редко свиток в руках прор. И. свернут (напр., в росписи ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода) или отсутствует. На медных вратах со сценами видения И. к традиц. тексту добавлена цитата Ис 6. 1-8.

Богородица с Младенцем, с пророками Моисеем, Исаией, Иаковом, Аароном. Икона. 1651 г. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Богородица с Младенцем, с пророками Моисеем, Исаией, Иаковом, Аароном. Икона. 1651 г. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

В иконописном подлиннике новгородской редакции кон. XVI в. под 9 мая И. описан так: «Аки Илия пророк. Сед, риза санкирь, испод лазорь; в свитце глаголет: «Правде научитеся живущие на земли»» (С. 29). В подлиннике С. Т. Большакова описание облика И. помещено между описаниями пророков Моисея и Наума: «Сед, аки Андрей апостол, верх риз дичь, испод киноварь, в свитке пишет. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 11). В подлиннике Г. Д. Филимонова под 9 мая об И. сказано: «…подобием стар и сед, брадою и власы аки Илия пророк, ризы пророческия, верхняя санкирная, испод лазоревая, в руке свиток, а в немъ написано: «се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекутъ имя Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог»» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 339). В греч. иконописном подлиннике — Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) — И. упоминается неск. раз. В части «Как изображается Ветхий Завет» описаны сцены «Видение пророка Исайи» и «Пророк Исайя претренный пилою» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 105-106. С. 549); в параграфе о св. пророках, об их внешнем виде и о пророчествах он описан как «старец с длинной бородой, говорит: слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола» (Там же. § 132. № 6. С. 562). В части «Как изображается Новый Завет» о нем сказано в главах «Как изображаются праздники Богородичные»: «Исайя держит лжицу и говорит на хартии: азъ же лжицу угленосную преднарекохъ Тя, Чистая, и Престолъ Царя» (Там же. Ч. 3. Гл. 5. № 10. С. 557) — и «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года»: «Старецъ, был распиленъ деревянною пилою» (Там же. Гл. 22. С. 417).

Лит.: Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. Wash., 1962. P. 58-59. (DOS; 8); Gravgaard A.-M. Inscriptions of OT Prophecies in Byzant. Churches: A Cat. Copenhagen, 1979. P. 69-70; Лазарев В. Н. О росписи Софии Новгородской // Он же. Визант. и древнерус. искусство: Сб. ст. М., 1978. С. 142, 144; он же. История визант. живописи. М., 1986. С. 161; Galavaris G. The Illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. W., 1979; Малков Ю. Г. Фрески ц. Рождества «на поле» в Новгороде и их «пророческий чин» // Древний Новгород. М., 1983. С. 271-294; Popovich L. D. Compositional and Theological Concepts in Four Prophets Cicles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282-1321) // Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. T. 8/9. P. 288; eadem. Hitherto Unidentified Prophets from Nova Pavlica // Ibid. P. 28-29; Lowden J. Illuminated Prophet Books: A Study of Byzant. Manuscripts of the Major and Minor Prophets. Univ. Park (Penn.); L., 1988; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988; Погребняк Н., прот. Пророки: Иконография и гимнография // Моск. ЕВ. 2004. № 11/12. С. 116-134; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Новгорода: кон. XI — 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 304-305.

И. А. Журавлёва, И. А. Орецкая

О Новом Иерусалиме

Это удивительное пророчество повествует об окончательном торжестве Создателя, о временах всеобщего мира и процветания для тех, кто идет в своей жизни путемсвятости.

Исайя предсказывает, что наступят времена, когда языческие народы, принявшие Благую Весть, прекратят жестокие междоусобные войны и не будут больше враждовать:

«и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

(Ис. 2:4)

При этом изменится и внешняя среда вокруг духовно преображенных людей:

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи».

(Ис.11:6-8)

Народы, заслужившие право войти в Новое Царство, будут пребывать в веселии и забудут, что такое страдания и болезни:

«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод… избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся».

(Ис. 35:5-7, 10)

Пророчествовал он и о падении Иерусалима, о разорении Иудеи. Упоминал великого Кира – персидского владыку, позволившего впоследствии вернуться евреям на родину.

Многое предсказал этот провидец и о судьбе других народов, живущих в то время на земле. Например, он предсказал разрушение Вавилонского царства из-за нечестивости и надменности вавилонян:

«И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем»

(Ис. 13:19-20)

Предсказал он и падение земли филистимской:

«Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их» (Ис. 14:31),и разорение и рассеяние моавитян: «будет разорен Ар-Моав и уничтожен… Рыдает сердце мое о Моаве; бегут из него к Сигору, до третьей Эглы; потому что воды Нимрима иссякли, луга засохли, трава выгорела, не стало зелени» (Ис. 15:1, 5-6), «величие Моава будет унижено со всем великим многолюдством, и остаток будет очень малый и незначительный». (Ис. 16:14).

Исайя первым из пророков возвестил о том, что не только народ Божий, но и другие народы имеют ценность в глазах Создателя. Он предсказал, что Египет и Ассирия восславят, в свое время, Господа:

«И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят… Они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их. И Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу».

(Ис. 19:21-23)

Пророчества Исаии

Пророк Исайя – пророчества

После себя прорицатель оставил книгу, где он обличает иудеев за их неверность Богу, предсказывает скитания иудеев и восстановление Иерусалима, а еще пророчит судьбу других народов. В этом произведении можно найти факты многих событий. Священнослужители уверяют, что толкования Исайя при правильном и осознанном прочтении помогают понять смысл жизни и разные важные понятия.

Книга пророка считается одним из самых известных и значимых шедевров христианства. Она включает определенные речи святого, которые систематизированы. Ее считают главной ценностью людей, которые стремятся к духовному совершенству. Самые главные пророчества сделал пророк Исайя о Мессии. Он предсказал пришествие Христа, причем все было описано в мельчайших подробностях. Предвещал прорицатель рождение Иисуса и его страдания за грехи человечества. Делал он и другие пророчества, вот некоторые из них:

  1. Описал видение Нового Иерусалима, который символизирует Царство Божие.
  2. Осуждал иудеев за беззаконие и предсказывал, что часть из них будет отвержена Господом и вместо них придут уверовавшие языческие народы Египта и Ассирии.
  3. Говорил пророк Исайя о Сирии, и он предсказывал, что там начнется третья мировая война. Писал он о том, что от Дамаска останутся только развалины.

Когда и как умер

Предание повествует, что пророк принял страдальческую кончину при Манассии – наследнике благочестивого правителя Езекии, взошедшем на престол в 696 г. до Р.Х. Рассказ об этом записан в апокрифическом произведении «Вознесение Исайи».

Апокриф повествует, что провидец, зная о своей участи, бежал в горы. Однако место, где он укрывался, выдал царюковарный и завистливый лжепророк Велиар (иногда его называют Белкира). Исайю обвинили в государственной измене и богохульстве за то, что тот предрекал Израилю беды и называл его вторым Содомом. Провидец был казнен: его тело перепилили деревянной пилой.

Интересный факт
Апокрифы

это
книги, не вошедшие в канон Нового Завета, Церковь не признала их богодухновенными. К ним относятся и неканонические
тексты
библейской тематики, в том числе и те, которые учению Церкви не противоречат.

О мученической кончине праведника рассказано также в апокрифической рукописи «Жизнеописание пророков».

Свт. Епифаний Кипрский и свмч. Дорофей Тирский писали в своих сочинениях, что изначально честные останки пророка были захоронены под дубом у источника Ен-Рогел, а в дальнейшем их перенесли поближе к царским гробницам.

Народ, живущий во тьме, увидел свет великий — свет воссиял для тех, кто ныне обитает в стране мрака… Ибо для нас родилось дитя, сын нам дарован обетованный, на плечи коего владычество ляжет. нарекут ему имя: Чудный Советник, Могучий Бог, Вечный Отец, Правитель, созидающий мир (9:2, 6).

Вести пророка Исайи обращены к каждому из нас. Не пережив внутреннего духовного возрождения, мы, как правило, самодостаточны. И только неожиданная встреча с человеком другого склада, иначе понимающим жизнь и свои обязанности перед Богом и людьми, помогает нам постичь иллюзорность нашего духовного благополучия. Пока нам не откроется поражающая нас чистота и святость и величие Бога, мы редко готовы осознать собственную духовную нищету. И если мы позволяем Ему озарить нас Своим светом, то непременно начинаем ощущать собственную греховность и несовершенство. Мы жаждем очищения, любовь Божья преображает нас, и мы, следуя примеру пророка Исайи, готовы откликнуться на зов Божий, чтобы идти за Ним и стать вестником Его правды.

В мировой культуре и духовной истории человечества Книга пророка Исайи — одна из самых известных и читаемых. Исайя, чье имя означает «Спаситель — мой Яхве», прежде всего, великий пророк, и поэтому его книга — одна из наиболее цитируемых в Новом Завете (после Псалтыри). Вслед за Иеронимом христианские комментаторы называют Книгу пророка Исайи «Евангелием» в Ветхом Завете.

О жизни Исайи сохранились лишь скупые сведения. Известно, что он был сыном Амоца и совершал свое служение в Иерусалиме во второй половине VIII в., а возможно, и в начале VII в. до Р. Х. Согласно иудейской традиции, он происходил из царского рода, был женат, у него было два сына (7:3; 8:3, 18). О его мученической смерти, по свидетельству некоторых раннехристианских авторов, возможно, говорится в Послании к евреям: «их… распиливали надвое» (Евр 11:37). Пророческая миссия Исайи связана с Иудеей и ее столицей Иерусалимом — именно здесь он произносил свои огненные проповеди-поэмы.

Исайя жил в эпоху трагических потрясений. Он был призван к служению в один из самых трудных периодов истории своего народа, «в год смерти Озии-царя» (6:1), за которым последовали десятилетия страшных бедствий. Как и все пророки Древнего Израиля, он живо откликался на политические и международные события своего времени. Поэтому его пророчества (гл. 1–39) следует рассматривать и постигать в общем контексте истории Ближнего Востока второй половины VIII в. до Р. Х., когда росла и укреплялась Ассирийская империя, завоевывая всё новые и новые земли (в том числе и Иудею), что привело в итоге к падению и исчезновению большей части Израиля, десяти колен Северного царства, которые противились союзу с языческой империей.

Исайя был не только величайшим пророком, но и глубоким и самобытным поэтом. Поэтика и стиль книги неповторимы, язык чрезвычайно богат, форма многопланова. Пророческие вести, грозные предостережения о судах Божьих и обличения соседствуют в ней с плачами и погребальными песнопениями, гимны — с сатирическими песнями и порицаниями. Подобно другим библейским пророкам, Исайя всецело отдал свой поэтический дар пророческому служению. Избранная им стезя глашатая правды и святости Божьей (1:4; 5:16, 24; 8:13; 10:17, 20; 12:6; 17:7; 29:23; 30:11; 31:1; 37:23 и далее) оставила неизгладимый след на всей его жизни и деятельности. В год смерти царя Озии ему было откровение: Владыка Господь, Святой Бог Израилев, явился ему восседающим «на высоком… престоле, и края риз Его стелились по всему Храму» (6:1). Он услышал громовые раскаты шестикрылых серафимов, восклицавших: «Свят, свят, свят Господь Воинств, вся земля исполнена славы Его!» — и был ошеломлен этим, сокрушен чувством собственного несовершенства. Исайя услышал призыв Господа возвестить народу страшную весть о суде, побудить вернуться к Господу и даровать надежду — указать, что явится «Росток Господень», который будет «отрадой и гордостью тех, кто уцелеет в Израиле» (4:2).

В пророческих вестях Исайи события VIII–VI вв. до Р. Х. являют собою единый процесс суда Божьего, где великие империи — это орудия в руках Бога Яхве, а конечная цель — духовное обновление и возрождение народа. «Суд Божий» — одно из ключевых понятий богомыслия Исайи. Пожалуй, с ним и связана центральная тема первой части книги (гл. 1–39). Пророк, живший при израильском царе Факее и иудейском царе Ахазе, видел беззакония земных владык: их «пагубные указы», коварство, алчность, притеснение сирот, бедняков, вдов (10:1, 2). Известна была ему и жизнь простых людей, предававшихся всевозможным страстям: идолопоклонству, стяжательству, чувственным удовольствиям (3:16). Сокрушала Исайю и духовная ущербность отвернувшихся от Господа людей — повсеместное торжество лицемерия, напускной набожности, эгоизма, гордыни. «Взгляни на лица их — всё ясно! — восклицает пророк. — Грех, как в Содоме, напоказ выставляют, ничего не скрывая» (3:9). Исайя видел причины надвигавшейся гибели в духовном состоянии каждого отдельного человека и народа в целом. Отсюда грозные пророчества, точнее обличения пророка — лейтмотив первой части книги. Но, обличая, пророк призывал народ вернуться к Господу — «вечной твердыне», обрести в Нем внутреннюю духовную силу, чтобы выстоять под натиском обрушивавшихся на них бедствий кровавой эпохи: «Если не будете тверды в вере, не устоите» (7:9).

Вторая часть книги (гл. 40–66) посвящена осуществлению Божьего Промысла о возвращении изгнанников на Сион, избавлении от гнета Вавилона, восстановлении Иерусалима, об Израиле как светоче для других народов, об искупительной миссии «Страдающего Божия Слуги» и признании верховной власти Бога Яхве всеми народами. Для пророческих вестей этой части книги характерна величавая простота и лиризм — это, прежде всего, вести надежды и утешения. «Утешайте народ Мой, утешайте его! — говорит Бог ваш. — Ласково говорите с Иерусалимом, возвестите ему, что его борьба окончена» (40:1, 2). Главы 40–55 содержат пророчества, обращенные к изгнанникам в Вавилоне, и касаются событий второй половины VI в. до Р. Х., а главы 56–66 пророчески изображают новую жизнь избавленного народа, возрожденную и устроенную согласно Завету, Союзу с Господом.

Пророк стремится вырвать из бездны отчаяния народ, измученный войнами и изгнанием, поддержкой и ободрением спасти его от «парализующей ностальгии» по прошлому (43:18). Пророку Божьему открывается будущее: оно не беспросветно, а светло: «Воистину, новое небо творю Я и новую землю» (65:17). Более того, сама история не предопределена роковым образом, как это казалось ранее, а промыслительна. Господь Бог вершит историю, Он властен над миром — «народы пред Ним что капли из ведра» (40:11–26). Грех будет удален и искуплен, преображение достигнет пределов самой вселенной, и народ Божий обретет чаемые благословения. «Как новое небо и земля новая, которые Я творю, пребудут предо Мной, — возвещает Господь, — так пребудет вовек потомство ваше и ваше имя» (66:22, 23).

Книга пророка Исайи

Книга, написанная Исайей, условно подразделяется на две части. Первая часть, включающая 1-39 главы, носит, по большей части, обличительный характер и осуждает творящиеся среди иудеев беззакония, за которыми непременно последует Божия Кара. Вторая часть данного труда содержит утешение людям о приходе Искупителя – Того, Кто возьмет на себя грехи человечества, и ранами Которого исцелится мир.

Эта книга имелаогромную значимость в апостольские времена. В Новом Завете содержится более 60 ее цитат. Сам Спаситель обращался к ней во время посещения синагоги.

О чем говорится в 53 главе Книги Исайи

В этой главе описывается приход Спасителя, Который придет пострадать за беззакония людского рода.

Во времена Исайи израильский народ уже ожидал пришествия Миссии,однако ждали величественного Помазанника Господня, который придет в мир и станет Царем царей. Исайяже предсказал, что Пришедший будет презрен и умален людьми, и что иудеи не узнают Его, когда Он появится.

Предвидел он и страдания Сына Божия – Его великий подвиг, благодаря которому омоются все греховные язвы человечества и произойдет искупление.

Священник Димитрий Предеин говорит:

«Создается впечатление, что пророк Исайя будто бы воочию видел страдания Иисуса Христа в момент Его бичевания и пребывания на Кресте. Это поразительные, ни с чем не сравнимые строки. Именно за эти строки святые отцы называли Исайю ветхозаветным евангелистом, — с такой поразительной точностью описывает он многие черты из жизни Спасителя».

Иерей Сергий Муравьев, клирик церкви святых Петра и Февронии в пос. Стрельня поясняет:

«53-я глава является как будто бы отрывком из Евангелия, настолько ярко и точно описывает она крестные страдания Спасителя и их внутреннюю, глубинную суть».

Чудеса, сотворенные знаменитым пророком

Имеющий дар творить чудеса, святой Исаия, наполненный присутствие Духа Святого, спас город от жажды при осаде его врагами. Пророк молился у подножья Сиона, и по его прошению Господь открыл земные недра, откуда забил источник родниковой воды. Этот родник назвали Силоам, что означает посланный Всевышним. Именно водой из этого родника Иисус приказал умыться юноше, рожденному слепым, после чего тот прозрел.

Царь Езекия заболел и очень боялся умереть, Исаия молился о нем перед Богом. Творец по воззваниям пророка даровал царю еще 15 лет.

60 лет служил Исаия народу и царям, пребывая в общении с Богом. Именно через этого святого иудеи узнали о приходе Мессии, Бога и человека в одном обличии. Он называет Иисуса ростком из сухой земли, новым племенем иудейского народа, как о Нем говорил Господь. Спаситель в пророчествах ничем не выделялся среди людей, порой был презираем обществом.


Пророк Исайя записал пророчества о приходе Мессии

По словам праведника, Учитель народов, Основатель Царства на земле, наполненного миром и любовью, родится от непорочной Девы, однако будет распят за грехи мира, как овца, молча, пошел на крест.

Почитание

В середине V в. честные останки праведника были перенесены по велению императора Феодосия Младшего в Константинополь, в церковь св. Лаврентия, где прихожане получали от них многие исцеления. Через несколько лет царственные супруги Маркиан и Пульхерия возвели в честь пророка церковь, куда перенесли с почестями его мощи. В XIII в. русский паломник Антоний Новгородец писал, что ковчег с чудотворной реликвией «под трапезою лежит» (то есть располагался под престолом).

Интересный факт

Византийские манускрипты сохранили описание 19 произошедших здесь исцелений. К св. Исайе приходили люди разных общественных сословий: и знатные вельможи, и монахи, и рыбаки, и пахари. Приезжали к нему страждущие и из соседних провинций. Частицы честных останков пророка хранились также и в других странах.

В древнем византийском манускрипте содержится «Похвала Исайе», приписываемая свт. Иоанну Златоусту, а епископ Лиссабонский Потамий еще в IVв. составил трактат о его мученичестве.

В Древней Руси апокрифическое сочинение «Вознесение Исайи» было включено в Успенский сборник XII в., хранящийся сегодня в Государственном Историческом музее. Включали его в сборники душеполезных чтенийи другие славянские народы, например, болгары и сербы.

В рукописных славянских Минеях, относящихся к XI веку, уже содержалась служба этому святому, общая с мч. Христофором. Пророку Исайе посвящалисьотдельные 4 стихиры, кондак и седален.

В настоящее время единственная в России церковь в честь этого пророкапостроена в пос. Новоберезанском Краснодарского края. Накануне 1 августа 2022 г. здесь освятили Крест центрального купола. Настоятелем прихода является игумен Трифон Алексеев.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]