Пустынь Саровская — место поклонения святого Серафима Саровского


Нет нас на карте, нет у нас имени

Сколько названий сменил этот город: Москва-центр-300, потом Арзамас-75, Арзамас-16, Кремлёв и наконец — Саров…

В прежние времена мы, жители секретного города, приходили в Москве на Казанский вокзал и брали билеты домой в кассе с надписью: «Продажа билетов по брони». Никто в ней никогда ни по какой брони билетов не покупал, а мы проходили мимо длиннейших хвостов в прочие кассы и брали у пустого окошка билет «до Берещино». Сначала наш почтовый адрес был Москва-центр-300, потом Арзамас-75, потом Арзамас-16. Только в разговоре этими названиями никогда не пользовались, а просто говорили: «Я буду в Городе через неделю». «Простите, Вы из Города?» «Ну, в Городе это всегда есть…»

Да, город был, но имя «Саров» он получил лишь в 1995 году. Многие годы само это название было под запретом. Однако были времена, когда на карте Саров был, а города — не было.

Пещеры Сарова

Строительство монастыря сопровождалось возведением подземного города, который также был построен благодаря иеросхимонаху Иоанну. В то время он проживал в одной из горных пещер. Затем пещеры разрастались, и в них устраивали кельи для уединения и погружения в молитву. В 1711 году под землей возвели храм Антония и Феодосия преподобных.

Пустынь Саровская наполнилась жизнью. Со всех городов приходили сюда послушники и монахи. Всем предоставлялась работа. Кто-то проводил службы, кто-то строительством новых келий занимался, кто-то ягоды с грибами собирал. Так постепенно вокруг церкви образовался целый город, служивший прообразом монастыря.

В то время Иоанн составил устав монастыря, следуя строгим правилам. Саров был известен как академия монашества. После пребывания в Монастыре монахи–подвижники двигались дальше, распространяя устав Сарова. Практически все они впоследствии были приставлены настоятелями или казначеями в различных монастырях.

Саровская пустынь

Здесь, у слияния рек Саровка и Сатис когда-то было большое богатое древнее поселение, уничтоженное в первой половине XIII века Батыевым нашествием. И четыреста лет людей здесь не было. К концу XVII столетия меж остатков городских валов, рвов и стен вырос лес, но все еще лежали не прибранные после великой сечи людские кости и обломки оружия. Это утонувшее в море лесов «пустынное», то есть необитаемое, удаленное от населенных мест урочище избрал для монашеского уединённого жития основатель Саровской обители Иоанн. Это было в 1692 году. Общежительная Успенская Саровская пустынь славилась строгим уставом. Насельники молились, трудились и учились. Отсюда вышло немало настоятелей крупнейших монастырей России, здесь была богатейшая библиотека, отсюда распространяли окрест новые земледельческие культуры, например, картофель. Здесь были первые в округе водопровод, паровое отопление, а позднее — электро­станция. По уставу братия сама избирала из своих рядов настоятеля и казначея. Паломников селили и кормили бесплатно, давали приют немощным, лечили больных. Здесь двести лет назад монашествовал великий святой Серафим Саровский, прославленный перед первой русской революцией. Сюда к нему тысячами стекался народ, чтобы получить помощь и утешение.

Но пришла советская власть, монастырь разорили, иконы сожгли, мощи святого Серафима Саровского тайно вывезли, и монастырь словно накрыла тьма. В его помещениях устроили колонию для несовершеннолетних, потом гулаговское учреждение для взрослых, а в войну здесь был небольшой завод № 550, где точили корпуса снарядов для гаубиц и «катюш».

Как добраться?

Всем паломникам рекомендуется обязательно посетить столь священное месте, как Саровская пустынь. Как доехать в это место?

С Нижнего Новгорода отправляются автобусы в Дивеево с автовокзала Щербинки. На Московском вокзале также есть остановка микроавтобусов, которые также едут в этом направлении. Добираясь на автомобиле, можно заодно посетить старинный город Арзамас.

Из Нижнего Новгорода в Дивеево регулярно осуществляются экскурсионные автобусные туры. Можно заказать экскурсию и узнать больше об этом удивительном месте.

Сегодня пустынь Саровская представляет собой музей. Посетить его может каждый желающий побывать в поистине святом месте.

Академгородок в лесах

Уникальные леса нынешнего Мордовского заповедника уцелели именно благодаря Саровской пустыни. Заботясь о сохранении пустынножительства, она покупала и сберегала окрестные обширные лесные угодья и никогда не владела населенной крестьянами землей, что спасло монастырь от секуляризации в Екатерининское время. Именно эта погружённость в леса, удаленность и уединенность места определили его будущее как секретного объекта в середине ХХ века.

Когда американцы создали, испытали и применили свою атомную бомбу и стали эффективно использовать ее в международной политике, России пришлось искать ответ на этот историчес­кий вызов.

В 1946 году бывшая Саровская пустынь была выбрана местом размещения Конструкторского бюро № 11. Так в самом начале назывался центр советского атомного проекта. Монастырский комплекс и часть Мордовского государственного заповедника (231 кв. км) отошли к Управлению строительства № 880 МВД СССР (Дубровлаг). В короткие сроки (не обошлось без труда заключенных) здесь выстроили город и создали производственную базу.

Фото Сельверова Виктория

Из Москвы, Ленинграда, Горького, Казани, Харькова, Свердловска сюда собирали лучших ученых, инженеров, производственников. В ведущих вузах страны отбирали лучших студентов. Здесь сосредоточили специалистов по сотням направлений научного знания и инженерной практики.

Город жил и трудился в полной секретности. До середины 1950-х годов сотрудники Ядерного центра и их семьи даже в отпуск не выезжали — только в служебные командировки. Позже для горожан ввели постоянные пропуска. Здесь как бы продолжилась монастырская жизнь «по строгому уставу». У жителей была интересная и важная работа, достаточно высокое качество жизни (отличные детсады и школы, хороший уровень медицины, неплохая зарплата с «зональными»). Но «за зоной», на выезде им нельзя было рассказывать, что их город «закрытый», где он расположен, чем они занимаются; нельзя было пригласить в гости родных и знакомых. Следовало исключить и любые контакты с иностранцами.

Уцелевшие монастырские здания запрещалось фотографировать: «за зоной» по фотоснимкам секретный город был бы сразу узнан. В свое время я, привыкшая умалчивать и сочинять, была поражена: в каждом храме «на большой земле» была икона Серафима Саровского с панорамой нашего монастыря.

Город стал инструментом достижения одной главной цели — создания и совершенствования ядерного оружия. Здесь, в Сарове, был положен конец ядерной монополии Запада.

Что посмотреть

Пустынь Серафима Саровского окружает сосновый лес. На пути к святыне каждый буквально сливается с окружающей природой. Величественные сосны и свежий горный воздух придают сил и хорошего настроения. На деревьях есть небольшие таблички со стрелками. По этим указателям легко найти церковь. На опушке стоит избушка, а недалеко от нее — колодец. Они восстановлены по фотографиям и картинам 1903 года. Под сенью расположен большой камень, напоминающий тот, на который молился Серафим тысячу дней и ночей. В Грузии верят, что он, как и настоящий, может излечить от любого недуга. К этому камню ежегодно приходят десятки тысяч паломников, возле него служат молебны.

Возле камня есть надпись со словами святого от Иверии — уделе Божией Матери. Она представлена на грузинском и русском языках. Рядом с избушкой и колодцем расположена небольшая каменная церквушка. Ее стены украшают росписи изображений жития Серафима Саровского. Грузинский владыка Серафим (Джоджуа) принимал личное участие в росписи церкви. Ежедневные службы в храме не проводятся. Там каждый остается наедине с Богом и молится о самом сокровенном. А каждый год 1 августа, в день обретения мощей Серафима, огромное количество паломников собирается на территории пустыни и участвует в литургии, которая проводится под открытым небом в лесу, поскольку все не могут разместиться в церквушке.

Дорога к храму через лес с указателями на деревьях, © Маша Малиновская

В области высоких энергий

Как легко может применить ядерное оружие его единственный обладатель и что бывает с теми, кто оказался под ударом, хорошо узнала Япония. С тех пор, как напротив Лос-Аламоса встал Саров, вместо бесконечного страха наступило равновесие страха. В этом мало хорошего. Но, быть может, взаимное ядерное сдерживание дает человечеству шанс избежать самоистребления, пока оно не станет умнее и добрее.

А как стать умней и добрей? «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя», — говорил преподобный Серафим Саровский.

По-древнееврейски «Серафим» означает «пламенный». В трудные 1990-е годы многие стали видеть в преподобном Серафиме святого покровителя саровских ядерщиков и всех, кто работает в области физики высоких плотностей энергии. В Сарове сведены вместе выдающийся уровень науки и живая память народа и Церкви о преподобном Серафиме, иных святых подвижниках. Это не может быть случайностью. И как только город обрел свое исконное имя, стала ясна необходимость восстановить Успенскую Саровскую пустынь, а с ней — и разорванное когда-то единство нашей истории.

В 2003 году исполнилось сто лет со дня прославления преподобного Серафима. В Сарове состоялись большие торжества с участием высоких представителей всех Поместных Православных Церквей мира. Был восстановлен и вновь открыт храм, сто лет назад первым освященный во имя преподобного. В 2006 году был возобновлен монастырь. В городе, где монастырские храмы были взорваны или переделаны, где много лет верующие молились в лесу у Дальней пустыньки преподобного, теперь литургию служат на 11 престолах. О восстановлении монастырского наследия и строительстве новых приходских храмов заботятся и митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, и Ядерный центр, и горожане. Жителей в Сарове ныне более 90 тысяч. Он по-прежнему закрыт — уже не по причине секретности, но из соображений безопасности ядерно-оружейного центра в наше тревожное время.

Закрытие монастыря

Разорение монастыря началось в 1918 году, когда в Саров из уездного города Темникова впервые прибыл инструктор с правом учредить здесь коммуну. Монахи в свою очередь обратились с просьбой организовать в обители трудовую артель с уставом, напоминающим устав монастыря. Однако темниковский земельный отдел посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах.

В сентябре 1918 года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую Пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. 17 ноября 1920 года по решению IX съезда Советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима.

Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД.

Богоданная свобода и режим безопасности

Пристальное внимание руководства страны, жесткая должностная иерархия, директивные сроки исполнения, секретность и дисциплина, высокий уровень профессиональных и личных качеств собранных здесь людей, их энтузиазм и сознание причастности к решению задач государственного и мирового масштаба — все это давало сотрудникам объекта право видеть себя как особое замкнутое сообщество высокого статуса. Еще бы: здесь академик Зельдович собирал молодых специалистов на еженедельные семинары (теперь сказали бы — мозговые штурмы), здесь придумывали, конструировали и испытывали то, чего никто никогда еще не делал. Говорят, именно этими словами отвечал куратор атомного проекта Лаврентий Берия на доклады о слишком вольных разговорах слишком умных физиков: «Эти люди делают то, чего никто никогда не делал. Если мы запретим им разговаривать, они перестанут думать. Однако — наблюдайте».

Те, кто исследовали, обсуждали и объясняли сложные физические процессы, не могли оставить без внимания происходящее в мире. Здесь не только слушали «вражеские голоса», но и свободно обсуж­дали услышанное. И спокойно относились к «прослушке» своих телефонов. Иногда замечали: «Бог тебя все время слышит и видит — и что?»

Искра канал-1

Андрей Дмитриевич Сахаров, бывший до 1969 года сотрудником ВНИИЭФ, занялся политикой не вдруг. В 50-е годы он с коллегами решал головоломную задачу создания термоядерного взрывного устройства, которое не будет величиной с дом (в Америке как раз испытали такое). Потом — доказывал Хрущеву, что испытывать бомбу в 100 мегатонн («кузькину мать»), не имеет смысла, это нанесет сильный вред всей планете (испытание все же было — на половинную мощность). Потом, тоже вместе с коллегами, добился прекращения наземных ядерных испытаний.

Этот дух самоотверженного, без идеологических шор, служения был и в Саровской обители. Здесь по просьбе сестры сосланного в 1790 году Сибирь Радищева иноки сберегали его бумаги. К тому времени в Саровской пустыни была богатейшая библиотека: еще устроитель пустыни ученый схимонах Иоанн тщательно собирал исторические труды, книги, бумаги и рукописи. И окончил дни в тюрьме Тайной канцелярии в Петербурге, в 1737 году — из-за обнаруженных в монастыре списков запрещенного сочинения. Что же крамольное переписывали монахи? «Возражение на объявление о монашестве» Родышевского, направленное против вмешательства светской власти в монастырскую жизнь. Притом сам Иоанн, и многие иноки пустыни, и преподобный Серафим немало сделали для обращения старообрядцев — и это было непросто, потому что за одно только общение с «керженскими» власть брала на заметку.

Нынче говорят, что преподобный Серафим позволил работать здесь над созданием ядерного оружия, поскольку оно было реальным щитом и ограждением России. Сегодня оно по-прежнему защищает нас, но главной угрозой стали новые средства войны — информационные, экономические, культурные, от которых ядерным щитом не оборонишься.

Когда грянула перестройка и наука бывшего Советского Союза задыхалась от безденежья, от пренебрежения властей и общества, именно наша Церковь на весь мир провозгласила, что считает работу Ядерного центра важнейшей для Отечества. Это произошло в 1996 году на соборных слушаниях «Ядерные вооружения и национальная безопасность России», состоявшихся по инициативе саровских ученых.

Конкурсная работа Елены Яровицыной публикуется в рамках проекта «Места памяти»

История Саровской пустыни и города Саров

На юге Нижегородской области в 200-х километрах от Нижнего Новгорода, при слиянии рек Саровка и Сатис, стоит город Саров. В Нижегородском крае это город с самой необыкновенной историей. Многие годы упоминание о нем было запрещено, а местоположение — засекречено.

Саровское городище

Первые постройки, обнаруженные археологами в окрестностях Сарова относятся ко второй половине I века до нашей эры. Эти места заселяли тогда Городецкие племена, строившие укрепленные поселения. Называли их городищами. Эта территория стала частью Саровского городища. Позднее эти земли были заселены мордовскими племенами. Все сведения об их образе жизни и традициях основаны на результатах археологических раскопок.

Во времена Золотой Орды, согласно легенде, на территории Саровского городища татарами была построена крепость Сараклыч, что означает «Золотая сабля». После взятия Иваном Грозным Казани, пала и крепость Сараклыч. Саровское городище в ХIII веке пришло в запустение. Эти места оставались пустынными до прихода первых русских иноков. Первый пустынножитель – монах Феодосий, поселившийся на Саровском городище в 1664 году, рассказывал о чудесах: колокольном звоне из-под земли, об исходившем от горы, на которой располагалось городище, необычайном сиянии.

Создание Саровской пустыни

Основателем же Саровской пустыни считается иеросхимонах Иоанн – монах арзамасского Введенского монастыря. В 1705 году он получает в дар от крещеного татарского князя Даниила Кугушева 30 десятин земли на Саровском городище. И сразу пишет в Москву челобитную о разрешении построить церковь. Место было выбрано удачно: вековые леса, изобилие ключевой воды, тишина и покой. И в то же время чуть западнее проходила старинная почтовая дорога, по которой можно было добраться до Нижнего Новгорода через Арзамас, а через Ардатов – до Владимира и Москвы.

Свято-Успенская Саровская пустынь

300 лет назад по специальному указу Петра I дозволялось построить на месте древнего мордовского городища церковь во имя Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника. Построена эта деревянная церковь была за 50 дней. 29 июня 1706 года – день основания Свято-Успенской Саровской пустыни.

Саровские пещеры

Одновременно со строительством монастыря, шло строительство «подземного города». Начало ему положил иеросхимонах Иоанн, когда под временное жилище вырыл себе пещеру в горе. Потом пещеры расширялись, в них устраивались кельи для молитвенного уединения. В 1711 году под землей была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия.

В Саровской пустыни закипела жизнь. Прослышав о новой обители, отовсюду приходили монахи и послушники. Каждому хватало работы: кто службы ведет, кто новые кельи строит, кто грибы да ягоды собирает. Вскоре вокруг нового храма вырос целый городок – прообраз монастыря. Саровский устав был составлен Иоанном по строгим образцам. Саров называли «академией монашества». Саровские монахи-подвижники расходились по всей стране, неся с собой правила Саровской пустыни. Они становились настоятелями и казначеями монастырей: Валаамского, Троице-Сергиевой Лавры, Санаксарской и Флорищевой пустыни.

Серафим Саровский

Саровскую обитель прославил великий русский святой Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин). Он родился 19 июля 1754 года в Курске, в купеческой семье. Отец его умер, не успев достроить храм, и его жена Агафья с сыном Прохором продолжили постройку собора. Однажды Агафья взяла на строительство сына, который оступившись, упал вниз с колокольни… Но произошло чудо – он остался в живых. Прохор рано выучился грамоте и с детства искренне верил в Бога. Как-то он тяжело заболел. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица и сказала, что она его излечит. Так и вышло.

Прохор решил посвятить свою жизнь Богу. Он пришёл в Саровскую обитель в 1776 году. Через 8 лет был пострижен в монахи с именем Серафим, что значит «пламенный». В 1794 году Серафим стал жить в лесу в 5-ти км от монастыря. Он носил одну и ту же одежду и зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, постился. Ежедневно много молился и читал Евангелие. Около кельи Серафим развел огород и устроил пасеку. Однажды на него в лесу напали разбойники. Узнав, что к старцу часто приходят посетители, а среди них и богатые, разбойники решили ограбить келью. Но ничего там не найдя, сильно избили старца. Потом эти люди были найдены, но батюшка Серафим просил их не наказывать. В 1807 году он принял обет молчания почти на 3 года. В 1810 году вернулся ненадолго в монастырь, но снова ушел в затвор до 1825 года.

В уединении только птицы и дикие звери посещали Серафима Саровского. Преподобный батюшка Серафим кормил медведя хлебом, который приносили ему из монастыря.

После этого у него появился дар прозорливости и исцеления людей от болезней. Ко всем приходящим он обращался со словами: «Радость моя!». Его трудами были созданы Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Ардатовская женская обитель. Батюшка Серафим скончался 2 января 1833 года в своей келье перед иконой «Умиление». Похоронен рядом с алтарем Успенского собора.

Иконописное изображение Серафима было написано с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (потом он стал послушником Саровского монастыря) за 5 лет до кончины старца. Основной письменный источник сведений о старце Серафиме – его жизнеописание, составленное саровским иеромонахом Сергием.

В 1903 году преподобный Серафим Саровский был причислен к лику святых. На торжествах, посвященных этому, присутствовала царская семья. Количество богомольцев в те дни в Саровской пустыни было около 200 – 300 тысяч человек. 18 июля 1903 года состоялось торжественное перенесение мощей Серафима Саровского в Успенский собор. Они стали открыты для поклонения. «Мощи хранились в кипарисовом гробу, вложенным в дубовый гроб, похожий на ту дубовую колоду, в которой 70 лет хранились останки Преподобного. Этот дубовый гроб помещен в раку, сложенную из 4-х массивных плит белоснежного мрамора. Стоит она на каменном помосте, к которому с двух сторон ведут по три ступени. Рака сделана из камня в воспоминание великого подвига моления Серафима на камне». Николай II подарил Саровскому монастырю раку для мощей святого старца.

Вид Саровской пустыни со временем менялся. Первоначально все строения и храмы были деревянными. Постепенно они заменялись на каменные. «Громадные двухэтажные корпуса для келий, расположенные между четырьмя угловыми башнями, служат вместо каменной ограды. С южной и с северной стороны стены почти висят над обрывом. Над главными западными воротами возвышается колокольня». Всего в монастыре было 9 храмов. Главным собором монастыря считался храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Построен он был на деньги купца Демидова. В 1903 году в нем находилась рака с мощами батюшки Серафима. После революции он использовался как склад, а в 1951 году был взорван.

Второй собор во имя Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника – тот самый, что положил начало Саровской пустыни. Деревянный храм был разобран и в 1748 году начато строительство каменного. Оно продолжалось почти десять лет. В советское время в нем располагались сначала клуб, потом общежитие. Позднее столовая «Веревочка». Она была так названа из-за формы гипсовой лепнины на потолке. Храм был взорван в 1954 году.

Храм во имя преподобных Зосимы и Савватия

В 1745 году началось строительство храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. В алтаре находился престол, изготовленный руками Серафима Саровского. В 1942 году этот храм был разобран вручную из-за нехватки строительных материалов.

Колокольня Саровского монастыря

Колокольня монастыря строилась 10 лет (1789 – 1799) на пожертвования. Одним из вкладчиков на строительство был отец русского писателя А.Н.Радищева – отставной майор Николай Афанасьевич Радищев.

Саровский колокольный звон имел свою мелодию и ритм. Обычно звонарями в Саровском монастыре были слепые монахи. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки верст по всей округе.

Храм Серафима Саровского

В 1903 году был построен храм во имя преподобного Серафима Саровского. Он накрывал своими сводами келью, в которой жил и преставился старец. В советское время в 1949 году здание храма было отдано под театр со сценой в алтаре.

За монастырской оградой, среди амбаров и гостиниц, была построена кладбищенская церковь во имя Всех Святых. Храмы за чертой городов и монастырей для погребения умерших от болезней стали строить после страшной эпидемии холеры в 1830 году. После революции храм находился в запустении и был вновь освящен в 1993 году.

Храм Иоанна Предтечи

На восточной стороне монастыря разместился храм во имя Иоанна Предтечи. Он был построен на средства астраханского рыбопромышленника Кирилла Федорова. Внутри храма находился источник, который в день крещенского праздника становился главным местом действия и более ста лет снабжал монастырь прекрасной питьевой водой. В советское время в храме было устроено общежитие. А потом там расположился «секретный объект», а источник был забетонирован.

Пещерный храм

Пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских с системой подземных галерей – самое древнее монастырское сооружение. Ему более 300 лет. В советское время вход в пещеры был засыпан.

В Саровский монастырь вело 4 дороги. Большинство богомольцев приходили по широкому тракту Арзамас – Темников. Дорога вела к руслу реки Сатис, выходила на красивую тополиную аллею, посаженную монахами. Потом богомольцы проходили через деревянный мост и поднимались по булыжной мостовой на Саровскую гору, к монастырю. Там стояли монастырские гостиницы: дворянская, купеческая, простонародная. У входа в монастырь, перед колокольней, располагалась базарная площадь, на которой можно было запастись всем необходимым в дорогу и купить памятные сувениры. В 1903 году в монастыре проживало 70 монахов и 240 послушников. Во время Первой мировой войны в 1914 году монастырь отправлял послушников в действующую армию, собирал посылки с теплыми вещами. Всего ушли на фронт около 100 человек. Были среди них и погибшие.

Создание Сарова

С приходом советской власти Саровский монастырь в 1927 году был ликвидирован, оставшееся имущество передано Нижегородскому управлению НКВД. А еще раньше — 17 ноября 1920 года — была создана комиссия из 157 человек для вскрытия мощей Серафима Саровского. Гробница была открыта, мощи вынуты, закрыты стеклянной рамой и выставлены на всеобщее обозрение. А потом вывезены в Ардатов и исчезли. Сначала в Саров переехал один из московских детских домов. А в 1928 году там разместилась Трудовая коммуна № 4. В этой коммуне жили не только беспризорники, но и настоящие уголовники. В 1931 году там был организован карантинный лагерь. А по соседству с ним находился исправительно-трудовой лагерь, в котором содержались воры. В 1936 году был заложен коньковый завод, на котором должны были делать спортивный инвентарь. С наступлением войны в 1942-1943 годах завод начал изготавливать корпуса снарядов для минометов «Катюша» и получил название Механический завод № 550. Во время войны в 1942 году старец Серафим Вырицкий 1000 ночей стоял на камне перед иконой Серафима Саровского и молился с воздетыми руками, повторив подвиг Преподобного.

Саровский музей ядерного оружия

В апреле 1946 года Советом Министров СССР было принято секретное постановление о создании конструкторского бюро по разработке ядерного оружия. Академики Ю.Харитон и И.Курчатов выбрали для этого Саров. Город стал сверхсекретным объектом и не значился ни на одной карте. Его называли Объект 550, Шатки-1, Кремлев, Москва-центр 300, Арзамас-75, Арзамас-16.

Сюда со всей страны были собраны лучшие ученые и самое современное оборудование. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне была испытана первая атомная бомба, созданная в Сарове.

Академик Юлий Борисович Харитон – один из основателей Сарова и создателей ядерной бомбы.

Саров стал закрытым городом. Чтобы попасть в него теперь, необходимо иметь пропуск, который позволит пройти через КПП (контрольно-пропускной пункт).

Восстановление Саровской пустыни

Сейчас Саровская пустынь восстанавливается. В ноябре 1990 года были обретены мощи Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 1 августа 1991 года они были помещены в Серафимо-Дивеевский монастырь. Были переданы церкви и отреставрированы храмы Всех Святых, Иоанна Предтечи, Серафима Саровского. В декабре 2002 года во время восстановительных работ в храме Серафима Саровского были обнаружены остатки его кельи, которая считалась полностью разрушенной.

В 1999 году на Саровскую колокольню были возвращены колокола, отлитые в Нижнем Новгороде на заводе Красное Сормово.

В 1992 году в Сарове состоялось первое после долгого перерыва богослужение в храме Всех Святых. Сейчас в городе 7 действующих храмов. На Дальней пустынке установлен памятник Серафиму работы В.М.Клыкова. Камень, на котором молился старец в советское время был расколот и его кусочки разошлись по всей России. На его месте установлен похожий камень, над ним построена деревянная сень и поставлен крест.

В 2006 году было принято решение о восстановлении монашеской жизни в Саровской пустыни.

Яровицына Елена (11 лет; Центральная Городская Детская Библиотека им. А.М.Горького; ЦБС Нижегородского района)

В настоящей публикации использованы фотографии и материалы, предоставленные Еленой Яровицыной

Конкурсная работа Максима Крылова опубликована на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти»

Дивеевский монастырь: современное состояние

С 1995 года Серафимо-Дивеевский монастырь считается памятником архитектуры федерального значения. В 2000 году были обретены нетленные мощи первоначальниц Александры, Марфы и Елены.

В настоящее время в Дивеевском монастыре восстановлено 7 храмов, построен Благовещенский собор, возведение которого предсказано еще преподобным Серафимом. Также построена большая гостиница для паломников. Канавка Богородицы полностью очищена и обустроена. Ежедневно совершается обход Канавки насельницами монастыря с пением «Богородице Дево, радуйся…».

Сегодня Серафимо-Дивеевский монастырь является одним из особо любимых и часто посещаемых мест православными паломниками. В рамках федерального проекта для повышения интереса к российским религиозным святыням в конце 2022 года начались съемки программы «Святыни России». Дивеево и Саров сняты в 12 выпуске этой программы, показанной 30 декабря 2022 года на телеканале «Спас».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]