День памяти святителя Гурия (Карпова), архиепископа Таврического


Святитель Гурий Таврический

Архиепископ Таврический Гурий (Карпов)

29 марта 2009 года в кафедральном соборе Петра и Павла г. Симферополя пройдут торжества по случаю первого празднования памяти святителя Гурия, архиепископа Таврического, причисленного к лику местночтимых святых Священным Синодом Украинской Православной Церкви год назад – 18 апреля 2008 года.
Архиепископ Гурий – в миру Григорий Платонович Карпов – родился в 1814 году в Саратове в семье священника.

Окончив в 1837 году Саратовскую духовную семинарию, Григорий Карпов поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 12 июля 1838 года студент-академик был пострижен в монашество с именем Гурий – в честь святителя Гурия Казанского, 4 августа рукоположен в иеродиакона, а 20 ноября 1839 года – во иеромонаха.

По окончании академии иеромонах Гурий был определен в Пекинскую духовную миссию. Десять лет, с 1840 по 1850 год, отец Гурий нес апостольские труды в далеком Китае. В 1851 году он был возвращен в Санкт-Петербург, где был возведен в сан архимандрита и определен смотрителем Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища. За противосектантский труд «О богоучрежденности епископского сана» (1855) архимандрит Гурий получил степень магистра богословия.

В 1856 году архимандрит Гурий вновь отправляется в Китай. Проживший там в течение 18 лет сначала в качестве члена, а потом начальника миссии, он в совершенстве изучил китайский язык, свободно говорил и писал на нем, что позволило ему перевести на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, ряд богослужебных книг. Его равноапостольные труды в Китае принесли Церкви богатые плоды: сотни китайцев приняли Православие. Позже, в 1900 году, во время так называемого «боксерского» восстания, в ночь с 23 на 24 июня (по григорианскому календарю) духовные дети отца Гурия – 222 человека во главе с священномучеником Митрофаном (священником-китайцем) – приняли мученическую смерть.

11 мая 1866 года состоялась хиротония архимандрита Гурия во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 28 ноября 1867 года он – епископ Таврический; 12 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа.

Преосвященный Гурий много сделал для Таврической епархии: изыскал средства на строительство духовной семинарии, консистории, мужского духовного училища; ходатайствовал перед Синодом о выдаче средств на реконструкцию Александро-Невского собора, жертвовал средства на развитие монастырей, основал в Симферополе Таврический архиерейский дом.

Владыка Гурий проявил себя необычайно хозяйственным и мудрым в управлении. Он вел большую миссионерскую деятельность и боролся с различными сектами. За свои труды был удостоен многих церковных и государственных наград. Как человеку ему присущи были такие качества, как незлобие, бескорыстие, доброе отношение к людям, любовь к правде. Он отличался особым нищелюбием и через некоторых священнослужителей часто помогал нищим. Поддерживал архипастырь и бедных клириков.

Блаженная кончина архиепископа Таврического Гурия последовала 17 марта 1882 года. За несколько дней до своего преставления владыка получил от Господа откровение, в котором был предуказан день его кончины. Его честное тело было погребено в склепе Александро-Невского собора.

Собор, где покоились останки владыки, не пережил катаклизмов безбожного XX века. Перед самым его разрушением в 1929 году останки архиепископа Гурия удалось перенести на городское кладбище к церкви Всех святых. Очевидцы этого события свидетельствовали, что спустя 47 лет после погребения тело святителя оставалось нетленным, сохранилось даже облачение, а из случайно поврежденной при перенесении гроба руки владыки истекла кровь.

Помимо многочисленных случаев прозорливости, которую обнаруживал владыка Гурий во время земной жизни, зафиксированы и несколько случаев чудесного явления архипастыря разным лицам и исцелений, полученных после молитвенного обращения к нему.

Так, в годину Великой Отечественной войны владыка явился во сне одной благочестивой монахине и сказал, что сохранит свой город от разрушения. И действительно, хотя в Крыму и шли кровопролитные бои, Симферополь остался практически нетронутым. Во времена хрущевских гонений на Церковь архиепископ Гурий явился духовнику святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – архимандриту Тихону (Богуславцу), о чем святитель Лука написал в письме Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I.

Как свидетельствуют старейшие клирики Крымской епархии, верующие часто обращались в кафедральный собор Симферополя с просьбой указать, где похоронен владыка, так как он им являлся во сне. После посещения могилы эти люди приходили опять, свидетельствуя о его благодатной и скорой помощи. По просьбам верующих там совершались панихиды, люди брали землю с могилы и получали исцеления. Вот лишь несколько примеров таких чудесных исцелений.

В 1970-х годах Евгению Стадник привела на могилу владыки Гурия ее мать. Евгения страдала от сильных болей в руках и правой ноге. Приложив землю с могилы к больным местам, она исцелилась.

Леночка Киселева заболела туберкулезом. Врачи сказали, что на восемнадцатые сутки девочка умрет от распада легких. Мама привела дочку к гробнице святителя, усердно молилась, а потом насыпала земли в чулки девочки. В скором времени девочка полностью выздоровела.

Елена Дергилева также свидетельствует о благодатной помощи владыки: ее муж очень страдал от приступов эпилепсии; она с верой взяла масло из лампады, горящей на могиле владыки Гурия, и во время очередного болезненного припадка помазала им мужа. Больше припадки не повторялись.

18 апреля 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении к лику местночтимых святых святителя Гурия Таврического. А в июле мощи святителя торжественно были перенесены с кладбища возле Всехсвятской церкви в храм Трех святителей. 23 августа 2008 года в Петропавловском кафедральном соборе Симферополя, где определено пребывание мощам святителя, состоялись торжества по поводу прославления в лике святых архиепископа Гурия, которое возглавил предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир.

За неделю до перенесения мощей архиепископа Гурия, по свидетельству престарелой жительницы с. Чистенькое, Симферопольского района, Раисы, произошло еще одно чудесное исцеление: «Я усердно молилась Господу, чтобы присутствовать на перенесении, ведь мне 71 год и самочувствие не очень хорошее. Но накануне, 3 июля, я проснулась от боли в груди. При осмотре обнаружила опухоль размером с двухкопеечную монету. Тем не менее, 4 июля я поехала во Всехсвятский храм и стала с верой и надеждой на исцеление просить святителя о помощи. После крестного хода и панихиды во Всехсвятском храме я вернулась домой и, приложив немного земельки с могилы владыки Гурия к больному месту, уснула. К вечеру боль притупилась, а на следующий день вовсе утихла. Опухоль за несколько дней исчезла…».

Еще одно свидетельство о чудесном исцелении от мощей святителя Гурия Таврического было получено совсем недавно – 26 февраля 2009 года. Вот что свидетельствует 60-летняя жительница Симферополя Людмила Степановна Назарова: «О житии святителя Гурия Таврического [я] ничего не знала, но в начале января 2009 года решила сходить на молебен с акафистом святителю, который… совершается в Петропавловском кафедральном соборе по средам. Когда, по обычаю, после акафиста проходило помазание елеем от лампады у мощей святителя, я попросила угодника Божия исцелить меня от шишек, образовавшихся у меня на голове (их было пять штук) и с верой помазала одну из них святым елеем. Когда вечером того же дня я помыла голову, дочь стала расчесывать меня и сказала, что в одной из этих шишек образовалось отверстие, и там виднеется что-то белое. Через какое-то время это белое вязкое вещество вышло, и шишковидное образование исчезло совсем. Так святитель Гурий исцелил меня. Я благодарю Господа и его великого угодника – святителя Гурия за исцеление…».

Преподобный Силуан Афонский говорил: «Святые живут в ином мире и там Духом Святым видят славу Божию, красоту Лица Его. Но в том же Духе Святом они видят и нашу жизнь и дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы. Живя на земле, они научились любви Божией от Духа Святаго, а кто имеет любовь на земле, тот с нею переходит в вечную жизнь в Царстве Небесном, где любовь возрастает и будет совершенною, и если здесь любовь не может забыть брата, то тем паче святые не забывают о нас и молятся о нас».

Рака с мощами святителя Гурия

Память святителя Гурия Таврического Церковь установила праздновать 17/30 марта. В нынешнем году это произойдет в первый раз. Чтобы с особой торжественностью совершить это празднование, по благословению правящего архиерея митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря оно перенесено 2009 году с понедельника на выходные дня – 15/28–16/29 марта. В кафедральном Петропавловском соборе Симферополя 15/28 марта митрополит Лазарь отслужит всенощное бдение с акафистом святителю Гурию; 16/29 марта – Божественную литургию в сослужении крымского духовенства.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Ду́хом Бо́жиим води́мь, святи́телю о́тче Гу́рие,/ страну́ Кита́йскую све́том Ева́нгелия просвети́вый,/ ересе́й и раско́лов в земле́ Таври́честей до́брый победи́телю./ Сло́ва Христо́ва в ней усе́рдный насади́телю,/ те́мже и о чту́щих многоцеле́бныя мо́щи твоя́,/ моли́ Христа́ Бо́га/ ра́зум и́стины нам дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 4

Земли́ кита́йския просвети́телю/ и Сло́ва Бо́жия в ней усе́рдный насади́телю,/ Це́ркви Росси́йския похвало́/ и земли́ на́шея утвержде́ние,/ му́чеников наста́вниче/ и о лю́дех твои́х к Бо́гу те́плый моли́твенниче,/ святи́телю о́тче Гу́рие,/ моли́ Христа́ Бо́га/ ми́р Оте́честву на́шему дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Возбра́нный чудотво́рче и преди́вный уго́дниче Бо́жий,/ святи́телю о́тче на́ш Гу́рие,/ Це́ркви Таври́ческия похвало́/ и земли́ на́шея ра́дование,/ моли́твенное воспису́ем ти пе́ние,/ ты же я́ко име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Влады́це небесе́ и земли́,/ от вся́ких страсте́й, неду́гов душе́вных и теле́сных свободи́,/ да вси во умиле́нии зове́м ти:/ Ра́дуйся, святи́телю о́тче наш Гу́рие,// земли́ Кры́мския похвало́ и утеше́ние!

Ин кондак, глас тот же

Кро́тости и смире́ния богому́дрый наста́вниче,/ милосе́рдия и нестяжа́ния ди́вный побо́рниче,/ яви́вый свет Христо́ва уче́ния ве́рным лю́дем твои́м,/ не оста́ви нас, святи́телю о́тче Гу́рие,// любо́вию чту́щих святу́ю па́мять твою́!

Литература

  • Палимпестов, П., «Преосвящ. Гурий (из моих воспоминаний)», Рус. архив
    , 1888, III, 165-170.
  • Булгаков, с. 1401, 1413.
  • Толстой, Ю., № 388.
  • Строев, П., 291, 490.
  • Гатцук, Календарь на 1883 г.
    , 453.
  • Родосский, А., Слов. восп. СПб дух. акад.
    , 125-126.
  • Н. Д., 50, 78.
  • Савва, архиеп., Хроника моей жизни
    , т. III, 377, пр. 2, 522; т. IV, 11, пр. 1; т. V, 256, 275, 291, 323, 327, 659, 677, 682; т. VI, 248, 249, 378, 532, 596, 618, 619, 622, 654.
  • Списки архиереев
    , № 388.
  • Труды К. Д. А.
    , 1873, август, 346; сентябрь, 426-427; 1874, январь, 20-21; апрель-июнь, 125-127; 1877, март, 653; июль, 240; 1878, ноябрь, 444; 1879, январь, 266, 273, 275; апрель, 54; 1882, июнь, 6; июль, 327.
  • Сам. еп. вед.
    , 1868, № 2, 28; 1874, № 3, 50.
  • Изв. Казан. еп.
    , 1868, № 2, 33; № 3, 92-95; 1869, № 4, 98; 1882, № 8, 186-187; 1887, № 5, 111-112.
  • Христ. чтен.
    , 1875, июль, 539.
  • Рус. палом.
    , 1910, № 9, 141; 1915, № 52, 831-832.
  • Ист. вестн.
    , 1884, ноябрь, 476; 1885, ноябрь, 20; 1888, ноябрь, 6.
  • Прав. обозрен.
    , 1868, ноябрь, 140; 1871, январь, 313-314; 1873, январь, 593-594; 1875, май, 10-20; 1878, май, 711; 1879, сентябрь, 198-203; 1882, апрель, 787-789.
  • Рус. старина
    , 1888, январь, 84 п/с. 1.
  • Рус. архив
    , 1912, № 9, 86 п/с. 1.
  • БЭЛ
    , т. VII, 724, 725.
  • БЭЮ
    , т. 7, 748.
  • ЭС
    , т. IX-а, 912.

Сочинения

  • О Богоучрежденности епископского сана
    , 17 августа 1853 (магистерская диссертация).
  • Беседы священника с прихожанами о достойном приготовлении к принятию Св. Таин
    .
  • «Письма из Пекина об успехах Православия в Китае», Иркут. еп. вед.
    , 1863.
  • Отчет о состоянии и действиях пекинской миссии
    .
  • Христ. чтен.
    , 1864, ч. 1.
  • Исповедание веры молокан. донск. полка
    , 1875.
  • О скопченском учении
    , 1877.
  • «Слова и речи», Таврич. еп. вед.
    , 1882, № 8.
  • «Письма о переводе Нового Завета на китайский язык», Рус. архив
    , 1893, кн. 11, 394.
  • «Письма к преосвящ. Иакову о рус. и греко-рос. церк. в Китае в XVII-XIX вв.», Рус. старина
    , 1884, т. 43.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]