Душеполезные поучения архиепископа Серафима (Соболева)

Отошел ко Господу Епископ Серафим (Глушаков).

9 июня 2022 года, на 52-м году жизни отошел ко Господу Епископ Серафим (Глушаков).

Епископ Серафим (Федор Михайлович Глушаков) родился 19 марта 1969 года в городе Караганде в православной семье, высланной в Казахстан в ходе репрессий 1930-х годов. В 1986 году окончил школу и поступил в Московскую Духовную семинарию. Потом поступил послушником в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 16 февраля 1992 года Архиепископом Ульяновским и Мелекесским Проклом рукоположен во диакона. 5 июля 1992 года Архиепископом Самарским и Сызранским Евсевием рукоположен в сан священника и назначен настоятелем строящегося Свято-Воскресенского собора города Самары. Окончил Куйбышевский государственный педагогический университет. 23 июня 1998 года по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия (ныне Митрополит Самарский и Новокуйбышевский) принял монашеский постриг с именем Серафим. В 2000 году возведен в сан игумена. Окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 2003 году решением Священного Синода самарский Воскресенский собор был преобразован в Свято-Воскресенский мужской монастырь, отец Серафим был назначен наместником монастыря. С отличием окончил юридический факультет Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина. Преподавал в Самарской Духовной семинарии и Самарском государственном экономическом университете. В 2010 году возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года избран Епископом Воскресенским, викарием Московской епархии. 21 мая того же года, в день Собора Новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Серафима (Глушакова) во Епископа Воскресенского в храме Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне. 22 мая 2011 г., в праздник перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца, за Божественной литургией в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Серафима во Епископа Воскресенского, викария Московской епархии. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года был назначен Преосвященным Анадырским и Чукотским. Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. почислен на покой и направлен в распоряжение Митрополита Самарского и Сызранского Сергия. Местом пребывания Синод определил город Самару.

В конце мая Епископ Серафим был госпитализирован с инсультом в реанимационное отделение Железнодорожной больницы в Самаре, где провел более двух недель. Там его соборовал, исповедал и причастил нынешний наместник Свято-Воскресенского монастыря иеромонах Серафим (Астапенко). Епископ Серафим мог тогда говорить, отвечал на вопросы на исповеди. После причастия ему стало лучше. Епископа Серафима даже перевели из реанимации в обычную палату. Но потом пришлось его вновь возвращать в реанимационное отделение…

11 июня 2022 года в Свято-Воскресенском мужском монастыре состоялось отпевание новопреставленного Епископа Серафима (Глушакова). Божественную литургию и чин отпевания возглавил Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий. Ему сослужили Епископ Кинельский и Безенчукский Софроний и Епископ Отрадненский и Похвистневский Никифор. Проститься с новопреставленным Епископом пришли клирики Самарской митрополии и миряне.

Мой младший брат

Мы попросили сестру покойного Епископа Серафима, Елену Михайловну Солуянову, поделиться своими воспоминаниями о брате.

— Нас было девять братьев и сестер, Владыка Серафим из братьев младший. Я самая старшая из сестер, а разница в возрасте с братом Федором — шесть с половиной лет. Мы выросли в благочестивой семье, находившейся под духовным окормлением известного оптинского подвижника преподобного Севастиана Карагандинского, наш папа Михаил Глушаков был у него шофером. Преподобный Севастиан (Фомин) умер в 1966 году, и хотя я была маленькой тогда, но хорошо его запомнила, сохранила в сердце его образ. Сейчас уже обретены его мощи, он прославлен в лике святых, а для нас преподобный Севастиан словно часть нашей жизни, нашей семьи. Отец Севастиан венчал наших папу и маму. Папа рано овдовел, остался с четырьмя еще маленькими детьми, среди которых был и будущий Владыка Серафим, тогда Федор. Позже мой отец принял постриг с именем Севастиан, в память о своем духовном наставнике. Папа похоронен на самарском Черновском кладбище, там, где скит Иверского монастыря. Теперь рядом с ним упокоился и его сын — Епископ Серафим (Глушаков). Наша мама Анна была удивительная женщина! Скольких людей она привела к вере… Папа работал, а она была домохозяйкой, советчицей своему мужу. Шила церковные облачения для преподобного Севастиана Каргандинского, для других священников Свято-Михайловского храма в Михайловском поселке Караганды (сейчас там монастырь). Пела в храме.

Когда Федор Глушаков был маленьким, с ним произошел знаменательный случай. Ему, трехлетнему, дал подержать свой посох известный подвижник Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф, чьи мощи сейчас готовятся обретать. Митрополит Иосиф сказал Феде загадочные слова: «Владыкой будешь!» Предсказание исполнилось.

Еще детьми мы много общались с близкими к отцу Севастиану монахинями-иконописцами — матерью Агнией и матерью Анастасией. Они тоже из всех нас как-то по-особому выделяли Федю, дарили ему разукрашенные пасхальные яйца, обычно такие, на которых был изображен храм. Наверное, и это тоже не случайно.

Было у Владыки Серафима семь сестер и только один брат — Владимир. Мы с Владимиром двойняшки, он на сорок минут старше меня. Нам тяжело было долго друг без друга. Вот почему, когда в 1980 году ему пришло время идти в армию, он обязательно захотел со мной проститься. Я тогда училась на регентском отделении в Московской Духовной Академии. Брат на самолете прилетел ко мне туда. В храме у мощей Преподобного Сергия читался акафист этому святому. Я осталась на акафист, а Владимир вместе с приятелем-семинаристом поехали покататься на велосипедах по окрестностям Лавры. Мне так не хотелось его отпускать!.. Слушаю слова акафиста, а на душе непокой. Такая вдруг поднялась тревога! Смотрю — на старинном рублевском Нерукотворном образе Спасителя из очей текут слезы… Такое вот чудо… Вскоре все объяснилось.

Когда они выехали за стены Лавры, моего брата сбила машина. У жившего рядом с Лаврой генерала в тот день родилась дочь, вот он на радостях и «навеселе» сел в машину — и задавил Владимира… Машина наехала на него сзади… Брат умер в больнице… Похоронен на лаврском кладбище. Эта трагедия сократила дни нашей маме, через два года она умерла. А у меня остался один брат — Федор. Когда вышла замуж за семинариста, будущего священника, мы поехали на родину мужа в Самару-Куйбышев. Тогда-то я и предложила Федору Глушакову приехать к нам сюда. Так Владыка Серафим в 1992 году оказался здесь в Самаре.


Самарский Свято-Воскресенский мужской монастырь.

Ему предложили взяться за возведение Свято-Воскресенского храма. Это был страшно запущенный уголок Безымянки. Двое опытных священников от такого строительства отказались, не решились взять на себя такой большой труд. На Безымянке до этого не было ни одного храма. В том заросшем бурьяном сквере процветал криминал, поговаривали, что там ночами тайно хоронили убитых в бандитских стычках («лихие 90-е»). Было грязно, неприбрано. И вот посмотрите, что после себя оставил Владыка Серафим! Сколько же понадобилось молитв и трудов, чтобы преобразить этот уголок Самары! Прекрасный храм, украшение всего города. Высокие монастырские стены, часовни на башнях, замечательные монастырские постройки. Да чего там только нет теперь! А сколько прекрасных деревьев, яблонь, особенно елей мой брат там своими руками посадил! Несколько рядов его деревьев… Он любил это место, облагораживал его. Всю душу вложил в этот монастырь. Мне он не раз говорил, что ему не страшно умирать, оставив после себя такую духовную жемчужину!..

Когда для него наступили тяжелые времена, когда он вернулся в Самару с Чукотки, ему было очень грустно. Бывало, приедет ко мне — и молчит. Говорит, выключи свет, сестра, посидим в тишине, просто помолчим, — так вот сидели. О чем он думал, не знаю. Но ему было трудно. Как могла, я поддерживала его. И тогда он не забывал свой монастырь. Бывало, на машине подъедем к монастырским стенам, остановим машину и так вот возле них и сидим. Он смотрел на монастырь, просто смотрел… Посидит, посмотрит, наберется сил — и дальше едем.

Знаю, и сама не раз слышала, как кто-то осуждает моего брата. Кто-то его просто не понимал, а кто-то и злословил, по-разному. И вот я им так скажу: какие-то слабости и грехи — они у всех есть, но вот не всё мы знаем о добрых делах наших ближних. А таких дел у моего брата было очень много. И главное дело — это, конечно же, Воскресенский монастырь. В него он вложил свою душу. Считаю, что у него было как бы два детища: его племянница Людмила, она уже матушка, ее муж-священник служит под Ростовом, она была Владыке Серафиму как дочь, да он и был ей крестный отец. И вот вторым таким детищем и стал для моего брата Свято-Воскресенский монастырь. А тем, кто так горазд осуждать, я еще скажу: кто пришел служить на все готовенькое, тем трудно понять, что довелось пережить моему брату, когда он создавал буквально по камушку огромный монастырь, когда возводил храмы и стены обители. На всем-то готовеньком разве же так тяжело, как пришлось ему? Так вот и не спешите с осуждением. Не каждый из нас после себя оставит такое сокровище, такую обитель, какую оставил нашему городу Епископ Серафим. Вечная ему память!

Упокой, Господи, душу раба Твоего, новопреставленного Епископа Серафима, и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное!

Молитвословия

Тропарь, кондак и молитва святителю Серафиму утверждены на заседании Священного Синода 3 февраля 2016 года [16].

Тропарь, глас 4

Божестве́нною ре́вностию при́сно распала́емь,/ Правосла́вия сто́лп яви́лся еси́,/ в Софи́и гра́де возсия́в,/ и благоче́стием твои́м мно́гия лю́ди ко Христу́ приве́л еси́,/ па́стырю до́брый, святи́телю Серафи́ме,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 5

Сосу́д Боже́ственных даро́в/ и до́м Святы́я Тро́ицы яви́лся еси́,/ чудотво́рче святи́телю о́тче Серафи́ме,/ те́мже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ не оста́ви на́с си́рых/ и, я́коже обеща́лся еси́,/ испроси́ на́м моли́твами твои́ми// ми́р и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

(Подобен: Вознесыйся на Крест:)

Вознесы́йся на высоту́ смиренному́дрия,/ благоче́стия учи́тель яви́лся еси́,/ Правосла́вия побо́рниче и стра́нных предста́телю,/ мона́шествующих похвало́ и па́стырю изря́дный./ Те́мже любо́вию зове́м ти́:/ ра́дуйся, Серафи́ме, чудотво́рче.

[17]

О нем молилась блаженная Мария

Хочу и я отдать должное Епископу Серафиму. Расскажу об одном знаковом эпизоде из его жизни. Мы знакомы очень давно, но больше всего общались как раз в ту пору, когда при только еще начавшем складываться Воскресенском приходе жила известная блаженная Мария Ивановна Матукасова, позднее ставшая схимницей. Жила она вначале в самих покоях настоятеля. Вот представьте, она буквально спала на пороге его кельи. На полу! Клала голову, как на подушку, на его высокий настоятельский порог. И все, кто входил туда или выходил оттуда, обязательно через нее перешагивали. Причем, рядом с ней спала на пороге еще и ее келейница Тамара Степановна. Читали акафисты, Псалтирь Божией Матери… Это было такое мощное юродство во Христе, что все, кто это видел, изумлялись. Отец Феодор (тогда еще он был отец Феодор Глушаков) тоже был этим все-таки немало смущен. Говорил мне, что много раз предлагал старице перебраться туда, где будет поудобнее, на кожаный диван в его уже тогда весьма представительном кабинете. Но блаженная на переезд не соглашалась. Говорила: «Здесь полежу, здесь нужнее, идет, идет». Думаю, она его так вот ограждала молитвой. И отмаливала место, на котором суждено было подняться монастырю. Самому этому монастырю она предсказывала славную будущность. Говорила, что в трудные годы этот монастырь (которого тогда еще и в помине не было!) будет кормить всю округу… Не знаю уж, что она имела в виду, духовную ли пищу или вещественную. А еще — своей пламенной молитвой словно бы не пускала она бесов в настоятельские покои. Жаль, прожила у него там не так уж долго. Потом настоятель ей выделил небольшой домик на территории Воскресенского храма и уговорил туда перебраться. Это было осенью 1995 года. И прожила она в этом домике у самого храма примерно с год, прежде чем уехала уже в Оптину пустынь. Там, в этом домике ее, мы и сняли фильм о блаженной старице Марии Ивановне, о фильме этом она только и сказала тогда: «Много света!..». В фильме хорошо запечатлелись и тогдашние строительные реалии будущего крупного монастыря.

А в пору, когда матушка Мария еще жила на пороге его покоев, однажды старица благословила и меня здесь у него переночевать. Ясное дело, на пороге я ночевать не согласился, куда уж мне до блаженной старицы. А отец Серафим ее пожелание исполнил. Оставил меня ночевать на приходе, но, конечно же, во вполне комфортных условиях. Катался даже со мной ночью по городу на лошадях (мне в знак радушия предложил «губернаторского» жеребца, был он человек широкий!). У него при храме даже конюшня была тогда.

Отошел ко Господу человек яркий, талантливый, деятельный. Воскресенский монастырь хранит память о своем строителе и первом наместнике. Стал монастырь одной из духовных твердынь на самарской земле. Это как раз и есть то большое дело, которое ему удалось блестяще совершить. Не случайно же столько молилась о нем, как и о будущем монастыре, блаженная схимонахиня Мария!

Антон Жоголев.

Литература

  • Церк. Ведом.
    , 1912, № 50, 421.

  • , 1913, № 2, 10.
  • ЖМП
    , 1945, № 5, 22.

  • , 1946, № 4, 19.

  • , 1950, № 4, 20-28.
  • ФПС I
    , №106, 4.
  • ФПС III
    , 6.
  • ФАМ I
    , № 232, 18.
  • Елевферий, митрополит, Соборность Церкви. Божие и Кесарево
    , Париж, 1938, 90.
  • Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия
    , 18.
  • N. Rklickbij, Zizneopisanie
    , V, 271; VII, 278.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland
    , 424, passim, bes. 426.
  • Irenikon
    , 13 (1936) 177, 511.
  • Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1953. Документы российских архивов: в 2 т.- М., 2009.- Т. 1.- С. 121, 698-699.
  • Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных училищ и их помощникам, монашествующим преподавателям духовных семинарий и училищ и священно-служителям при наших заграничных церквах на 1913 и 1917 год.- СПб., 1913. — С. 70; — Пг., 1917. — С. 52.
  • Святитель Серафим (Соболев, 1881-1950): Житие: подвиги и чудеса.- М., 1993 (Подвижники благочестия XX столетия)
  • Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви, 1917-1997.- М., 1997.- С. 762.
  • О Карловацкой группе // Журнал Московской Патриархии.- М., 1934.- № 22.
  • Горохова О.В., Преподаватели и выпускники: К 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры // Губернский дом: историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал.- Кострома, 2013.- № 3 (92).- С. 52.
  • Кострюков А.А., Преодолевший разделение. К жизнеописанию архиепископа Серафима (Соболева) // Церковь и время.- М., 2006.- № 3 (36).- С. 101-111
  • Некролог // Журнал Московской Патриархии.- М., 1950.- № 4.- С. 20-28.
  • Государственный архив Костромской области. Ф. 432. Оп. 1. Д. 4308. Л. 4-5.

Отдайте нам нашего владыку!


Борисоглебский монастырь в Дмитрове. Начало 20 века. Фото с сайта timonowo.ru
Начались гонения. На Пасху 1922 года владыку Серафима вызвали в исполком Дмитрова. Жители города в большой толпой собрались возле дверей исполкома с требованием: «Отдайте нам нашего владыку!» Тогда власти предложили епископу выйти на балкон и поприветствовать собравшихся, однако толпа требований не сняла и бушевала. Поскольку от царских времен еще оставалась демократия, власти вынуждены были отпустить архипастыря на свободу. Когда он вышел из государственного учреждения, люди запели: «Христос воскресе!» и отправились в церковь вместе со своим владыкой.

Скитания за несговорчивость с властями

В управлении НКВД епископу предложили сотрудничать с властями: требовалось, чтобы он посвящал в священники тех, кого будут посылать власти. Владыка Серафим отказался.

За отказ, вместо служения в столицах владыка скитался по заштатным местечкам и далеким городам: Меленки (Владимирской губернии). Сызрань, Саратов, Гурьев, Алма-Ата, Уральск…

Власти хотели уморить владыку частыми переездами. Приходилось служить и на хуторе в дремучем лесу, куда люди добирались на лыжах. Рождество Христово встречали как в вертепе: был теленок, солома.

Как-то снимали комнату у хозяйки, отец которой собирал милостыню. Вернувшись домой, он доставал лучшие куски из мешочка и отдавал владыке. Епископ брал и благодарил: «Спасибо, дедушка». – «Богу Святому спасибо, а не мне». Когда же владыка давал ему московский гостинец, дедушка говорил: «Ах, Боже мой! Сами старички, самим нужно», – но благодарно брал, интересовался рисовой кашей, раньше ее никогда не пробовал.

Владыку мучили постоянные сердечные и печеночные приступы с острой болью. В Уральске добавилась малярия. Врач сказал: нужно ждать смертельного исхода. Но через два месяца малярийные приступы прекратились (в день памяти святого Иоанна Тобольского).

Еще не раз владыку арестовывали. В 1932 году, под Лазареву субботу после всенощной, пришли, взяли паспорта, а ранним утром в Вербное воскресенье послушниц, помогавших владыке, повели в НКВД. Владыка просил следователя, когда уводили инокинь: «Не обижайте их, и вас Господь помилует».

Ответили: «Не надейтесь на своего Бога, из наших рук никто не освободит вас». Но… из Москвы пришло распоряжение об освобождении.

Господу ваша капуста не нужна!

Епископ Серафим часто посещал приходы своей епархии и особое внимание уделял монастырям. Однажды насельники Зосимовой пустыни обратились к нему с просьбой поменять им настоятеля: схиигумен Герман (Гомзин) стал старый, за хозяйством не смотрит. А вот отец Феодорит – замечательный хозяин, и выращенные им овощи занимают важное место на сельскохозяйственных выставках.

Владыка Серафим огорчился: ведь Зосимовская пустынь считалась высокодуховной, а тут … овощи. И братьям сказал: настоятель отец Герман эту обитель воздвиг и молится за вас, неблагодарных, день и ночь тихо в своей келье. А вот когда отец Герман не сможет перебирать с молитвой четки, тогда никого не останется в этом монастыре. И напоследок прибавил: «Господу ваша капуста не нужна!»

От огорчения владыка даже не остался на праздничное всенощное бдение, уехал. Через полгода умер настоятель Герман. Монахи едва успели совершить погребение старца, как приехала власть и закрыла пустынь.

Совет епископу от митрополита


Священномученик Серафим (Звездинский) в сане епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Первая половина 1920-х гг. Фото с сайта wikipedia.org
Вскоре после революции Чудов монастырь в Кремле был закрыт (потом снесен), а архимандрит Серафим стал епископом Дмитровским. После хиротонии на праздничном обеде митрополит Сергий (Страгородский), будущий наш патриарх, взял в руки столовую ложку и посоветовал новоиспеченному епископу запастись этим столовым прибором, так как он пригодится ему в тюрьме.

Акафист Христу был написан в Бутырке

В декабре 1922 года епископа Серафима вызвали в Москву и уже там арестовали. Посадили в Бутырку. Духовные чада передавали ему продукты, одежду и все необходимое. А он им – укрепляющие письма: «Все дорогие, родные дети мои, непрестанно в темничной молитве моей поминаемые: благослови вас Господь, слава Богу за все – и за тюрьму, слава Ему, что не обошел Он меня Своею милостию… Благодарю вас всех за вашу любовь ко мне».

Владыку Серафима настолько искусали вши, что все тело было покрыто струпьями, а когда начались сердечные приступы, врач даже не мог приложить трубку для прослушивания сердцебиения, не подложив под нее лист бумаги. В Бурырке владыка написал акафист Страждущему Христу: «В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосланного, укрепи меня, вконец изнемогающего…»


Бутырская тюрьма. 1920- е гг. Фото с сайта gazeta-butyrsky.ru

Сам себя отпел

Когда в 1936 году владыка узнал о смерти своего брата, дьякона Михаила, сказал, что в скором времени умрет и он: «Я остался один из семьи, моя очередь…» Епископ Серафим переживал о том, кто его будет отпевать, поэтому сам отслужил по себе отпевание.

Вечером 23 июня 1937 года владыку арестовали: старого (исполнилось 60 лет), больного. Перед арестом он успел накормить детей хозяев дома, где жил: родители были пьяны.

26 августа 1937 года священномученик Серафим (Звездинский) был расстрелян. В расстрельном приговоре среди других обвинений было: «слыл за святого человека» в Ишиме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]