Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы

Мiръ

Россия Самарская область Самара Кафедральный Покровский собор (Самара) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:53.18612999999999857436705497093498706817626953125,»lon»:50.10776700000000261070454143919050693511962890625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0)\» title=\»\u041a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0421\u0430\u043c\u0430\u0440\u0430)\»\u003E\u041a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0421\u0430\u043c\u0430\u0440\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u041a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0421\u0430\u043c\u0430\u0440\u0430)»,»link»:»»,»lat»:53.18612999999999857436705497093498706817626953125,»lon»:50.10776700000000261070454143919050693511962890625,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

53.186134; 50.107739

Россия, Самара, Ленинская улица, 75А

Самара,Самарская область443020

Россия

Телефон.:

,.

Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.).

История[править]

Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан.

По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования.

Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии — и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год).

Строительный комитет весьма добросовестно и рачительно вел строительство церкви, которая в основном была сооружена за два года. По ходатайству Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями, а Паршенского орденом Святого Станислава 3-й степени — за усердие по возведению Покровской церкви. Кроме того, благотворители получили право быть похороненными рядом с храмом.

В ограде церкви Шихобаловы устроили семейный склеп. Здесь же находились и захоронения Паршенских.

17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Первым настоятелем Покровской церкви был протоиерей Александр Цареградский, прослуживший в храме более 20 лет. После смерти о. Александра настоятелем стал его брат — протоиерей Николай Цареградский.

Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

В 1911 году для левого придела церковный староста П.И. Шихобалов закупил в Москве в фирме Мешкова позолоченное металлическое облачение, из Москвы доставили также и всю необходимую утварь. 19 августа 1911 года епископом Константином (Булычевым) левый престол был освящен в честь св. мученика Емилиана.

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» — итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения.

Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. В частности, Антон Николаевич Шихобалов заменил незвучный большой колокол на новый весом 257 пудов, оплатил облицовку внутренности церкви искусственным мрамором, построил дом для церковного причта, открыл воскресную школу для взрослых, а в 1890 году на его средства около храма на месте бывшего кладбища был устроен Покровский сквер с оградой. При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: «Деньги есть — надо строить», — говорил он. Почетный гражданин Самары, Антон Николаевич тихо почил в день своего рождения в 1908 году, когда ему исполнился 81 год.

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.

Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора — Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).

К особым событиям в истории собора можно отнести следующие: похороны владыки Мануила в 1968 году; пребывание в мае 1997 года чудотворной иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, освященной на мощах святителя в городе Бари (Италия); богослужения на праздник Покрова Божией Матери 13 и 14 октября 1999 года, которые совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, и служение Божественной литургии 13 мая 2001 года Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, во время визита его на Самарскую землю.

В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам — бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму. От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи сделали местные художники и живописцы из Западной Украины.

В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.

В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием «под золото».

История храма

Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.). Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан.

По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования.

Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии — и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год).

Строительный комитет весьма добросовестно и рачительно вел строительство церкви, которая в основном была сооружена за два года. По ходатайству Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями, а Паршенского орденом Святого Станислава 3-й степени — за усердие по возведению Покровской церкви. Кроме того, благотворители получили право быть похороненными рядом с храмом.

В ограде церкви Шихобаловы устроили семейный склеп. Здесь же находились и захоронения Паршенских.

17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Первым настоятелем Покровской церкви был протоиерей Александр Цареградский, прослуживший в храме более 20 лет. После смерти о. Александра настоятелем стал его брат — протоиерей Николай Цареградский.

Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

В 1911 году для левого придела церковный староста П.И. Шихобалов закупил в Москве в фирме Мешкова позолоченное металлическое облачение, из Москвы доставили также и всю необходимую утварь. 19 августа 1911 года епископом Константином (Булычевым) левый престол был освящен в честь св. мученика Емилиана.

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» — итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения.

Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. В частности, Антон Николаевич Шихобалов заменил незвучный большой колокол на новый весом 257 пудов, оплатил облицовку внутренности церкви искусственным мрамором, построил дом для церковного причта, открыл воскресную школу для взрослых, а в 1890 году на его средства около храма на месте бывшего кладбища был устроен Покровский сквер с оградой. При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: «Деньги есть — надо строить», — говорил он. Почетный гражданин Самары, Антон Николаевич тихо почил в день своего рождения в 1908 году, когда ему исполнился 81 год.

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.

Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора — Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).

Современное состояние[править]

В Покровском соборе регулярно проводятся архиерейские богослужения, совершаются все необходимые таинства (крещение, венчание, соборование и т. д.) и требы. Священнослужители собора активно проводят духовно-просветительскую работу. Для детей открыта воскресная школа, занятия для взрослых проходят по вторникам. При храме имеется магазин с богатым выбором икон и православной литературы.

В недалеком будущем Покровский собор, возможно, «уступит свои полномочия» новому кафедральному собору — Кирилло-Мефодиевскому, который строится на Поляне имени Фрунзе и будет крупнейшим храмом в Среднем Поволжье. Но в истории Русской Православной Церкви и Самарской епархии Покровская церковь навсегда останется кафедральным собором и будет нераздельно связана с именами митрополита Мануила и митрополита Иоанна.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПАЛОМНИК

История Храма: начало

Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан.

По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования.

Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии — и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год).

Строительный комитет весьма добросовестно и рачительно вел строительство церкви, которая в основном была сооружена за два года. По ходатайству Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями, а Паршенского орденом Святого Станислава 3-й степени — за усердие по возведению Покровской церкви. Кроме того, благотворители получили право быть похороненными рядом с храмом.

17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Первым настоятелем Покровской церкви был протоиерей Александр Цареградский, прослуживший в храме более 20 лет. После смерти о. Александра настоятелем стал его брат — протоиерей Николай Цареградский.

Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

В 1911 году для левого придела церковный староста П.И. Шихобалов закупил в Москве в фирме Мешкова позолоченное металлическое облачение, из Москвы доставили также и всю необходимую утварь. 19 августа 1911 года епископом Константином (Булычевым) левый престол был освящен в честь св. мученика Емилиана.

В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. В частности, Антон Николаевич Шихобалов заменил незвучный большой колокол на новый весом 257 пудов, оплатил облицовку внутренности церкви искусственным мрамором, построил дом для церковного причта, открыл воскресную школу для взрослых, а в 1890 году на его средства около храма на месте бывшего кладбища был устроен Покровский сквер с оградой.

При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: «Деньги есть — надо строить», — говорил он. Почетный гражданин Самары, Антон Николаевич тихо почил в день своего рождения в 1908 году, когда ему исполнился 81 год.

Новейшая История

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма.

В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.

Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора — Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).

В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам — бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму.

От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи сделали местные художники и живописцы из Западной Украины.

Собор в наше время

В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.

В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием «под золото».

В Покровском соборе регулярно проводятся архиерейские богослужения, совершаются все необходимые таинства (крещение, венчание, соборование и т. д.) и требы. Священнослужители собора активно проводят духовно-просветительскую работу. Для детей открыта воскресная школа, занятия для взрослых проходят по вторникам. При храме имеется магазин с богатым выбором икон и православной литературы.

Расписание Богослужений: Божественная Литургия — 8.30 (в будничные дни), в воскресение — в 7.00, в 9.30. Вечерние богослужения в 17.00.

В истории Русской Православной Церкви и Самарской епархии Покровская церковь навсегда останется кафедральным собором и будет нераздельно связана с именами митрополита Мануила и митрополита Иоанна.

Архитектурные особенности

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек.

В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы).

Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» — итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения.

Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

Святыни Собора

Среди святынь храма — Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского.

Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

К святыням храма относится чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», а также образы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и Табынской.

В притворе храма недавно установлен и почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы — любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов — времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь (он даже наказывал с любовью) вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В день его ангела, 9 октября, в Самаре ежегодно проходят Иоанновские чтения, целью которых является осмысление и передача соотечественникам духовного наследия митрополита Иоанна, рассмотрение духовных основ русской истории и культуры, педагогики и образования.

О Настоятеле

Владыка Сергий (Полеткин) был назначен на Самарскую кафедру в 1993 году 25 февраля, в знаменательный для самарцев день, когда празднуется память святителя Алексия, Небесного покровителя Самарского края, и Иверской иконы Божией Матери — Благой Вратарницы, которые как бы открыли владыке сердца и двери Самарской земли.

За годы управления владыки Сергия в епархии построено и открыто около 110 храмов и 75 воскресных школ, действует Самарская духовная семинария, выходят многочисленные православные издания, радио и телепередачи, работают Братство святителя Алексия и духовно-просветительные центры, учреждены общественные движения «Самара православная» и благотворительный фонд «Тольятти православный», проводятся Рождественские и Иоанновские чтения. И еще множеством хозяйственных, просветительских и молитвенных служений отмечена деятельность владыки на Самарской земле. Особенное внимание владыка Сергий уделяет семинарии, ректором которой он является, а также Покровскому собору, будучи его настоятелем.

Видеоприложения

Пояс Пресвятой Богородицы в Покровском Соборе (новостной сюжет)

Дорога к Храму: Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (интервью)

Беседы о главном: Владыка Сергий
18.07.2012

Святыни[править]

Икона «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», связана с событием Сретения Господня (2 февраля по ст. ст., или 15 февраля по н. ст.) — принесением на сороковой день младенца Христа в Иерусалимский храм. Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона Богоприимца Матери Божией: «Тебе Самой оружие пройдет душу». На иконе Богородица изображена с семью воткнутыми в сердце мечами — по три справа и слева, один снизу. Число «7» в Священном Писании означает полноту чего-либо, в данном случае — полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были в жизни Пресвятой Девы Марии на земле. Перед иконой Многострадальной Мати Божией молятся об облегчении страданий душевных и телесных, о смягчении враждебных отношений, об умягчении своего сердца и сердец своих близких и врагов, вообще об истощании зла в мире.

Табынская икона представляет собой список с Казанской иконы Божией Матери, а называется так по месту ее обретения на большом камне у подошвы горы над источником «Святые ключи» у села Табынское Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Это произошло дважды — в XVI и XVIII веках. Первый раз икона явилась иеродиакону близлежащего монастыря, а во второй раз ее нашли башкиры и надругались над ней, за что ослепли. Эта икона, как и икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», отличается очень темным Ликом, как бы символизируя «тьму грехов наших». И мы молимся пред этой иконой — просветить нас, умягчив «окамененныя сердца наши росою молитв» Богородицы.

В притворе храма недавно установлен и почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы — любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов — времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь (он даже наказывал с любовью) вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Святыни храма

Среди святынь храма — Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

К святыням храма относится чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», а также образы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и Табынской.

Икона «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», связана с событием Сретения Господня (2 февраля по ст. ст., или 15 февраля по н. ст.) — принесением на сороковой день младенца Христа в Иерусалимский храм. Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона Богоприимца Матери Божией: «Тебе Самой оружие пройдет душу». На иконе Богородица изображена с семью воткнутыми в сердце мечами — по три справа и слева, один снизу. Число «7» в Священном Писании означает полноту чего-либо, в данном случае — полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были в жизни Пресвятой Девы Марии на земле. Перед иконой Многострадальной Мати Божией молятся об облегчении страданий душевных и телесных, о смягчении враждебных отношений, об умягчении своего сердца и сердец своих близких и врагов, вообще об истощании зла в мире.

Табынская икона представляет собой список с Казанской иконы Божией Матери, а называется так по месту ее обретения на большом камне у подошвы горы над источником «Святые ключи» у села Табынское Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Это произошло дважды — в XVI и XVIII веках. Первый раз икона явилась иеродиакону близлежащего монастыря, а во второй раз ее нашли башкиры и надругались над ней, за что ослепли. Эта икона, как и икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», отличается очень темным Ликом, как бы символизируя «тьму грехов наших». И мы молимся пред этой иконой — просветить нас, умягчив «окамененныя сердца наши росою молитв» Богородицы.

В притворе храма недавно установлен и почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы — любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов — времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь (он даже наказывал с любовью) вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Самара

Древлеправославные христиане изначально во множестве проживали на территории Самарского Поволжья. Объяснялось это не в последнюю очередь тем, что в тех местах в конце XVIII – первой трети XIX в.в. находился один из духовных Древлеправославных центров – Иргизские монастыри. Именно на Иргизе сложилась практика приема священников из господствующей церкви через миропомазание, т.н. «иргизская исправа». Поэтому земли вдоль рек Большой и Малый Иргиз были привлекательны для староверов-поповцев. Сюда переселялись не только выходцы из Польши, но и старообрядцы из южных и центральных губернии России, из Малороссии.

Долгое время у самарских христиан не было помещения для совершения общественного богослужения. По этой причине в общине не было и постоянного священника. Для исполнения духовных треб в Самару приезжали священнослужители из других приходов Самарской губернии. Так в 1870-х годах самарскую общину обслуживал о. Симеон Лебедев из г. Николаевка. После него отец Василий Иванович Горизонтов (умер около 1886 года). В конце 1887 года в Самару для постоянного служения переехал о. Иоанн Гаврилович Люцернов, который впрочем, в скором времени скончался. После его смерти, 8 июля 1888 года, и до 1900 года самарская община была официально приписана к г.Хвалынску Саратовской губернии и окормлялась хвалынскими священниками.

Не смотря на отсутствие настоятеля, община была все же крепкой, имела незаурядных начетчиков, способных вести собеседования о вере с самыми именитыми миссионерами. Так, в 90-е г.г. XIX века особым авторитетом среди самарских христиан пользовался член общины, самарский мещанин Жачкин. Он был постоянным участником публичных собеседований с епархиальным миссионером Дмитрием Орловым – одним из наиболее ярких защитников господствующей церкви в епархии. Тем не менее, начетчик Жачкин не уступал Д.Орлову, и потому местные старообрядцы разных согласий всегда приглашали его на публичные собеседования. Ничуть не смутил самарского начетчика известный по всей России синодальный миссионер Ксенофонт Крючков, который проводил публичные собеседования в Самаре в марте-апреле 1889 года. И на этих собеседованиях Жачкин, который, по выражению «Самарских епархиальных ведомостей», выдавался из среды своих собратьев умением ясно и последовательно излагать свои доводы, а также упорством в отстаивании своих убеждений, был «главным возражателем» синодального миссионера. «Самарские епархиальные ведомости» указывают, что помимо Жачкина в прениях принимали участие древлеправославный начетчик Семен Егорович и уставщик «молодых еще лет, по видимому фанатически преданный своему обществу». Благодаря этим ярким представителям старообрядчества, миссия Ксенофонта .Крючкова не увенчалась успехом. «Как при начале собеседования, так и после всего сказанного, беглопоповцы оставались упорными в своем заблуждении», — о. И с разочарованием констатируют: «Беседа о.протоиерея Крючкова прошла безследно для этих предубежденных совопросников»

К 1890 году относится первое упоминание о том, что самарская община имела свою моленную. Моленную на собственные средства построил во дворе своего дома на ул. Казанской купец П.Ф.Гудков. Глава купеческого рода Гудковых, Павел Федорович Гудков, был видным деятелем российского и самарского староверия, попечителем Самарской древлеправославной общины и председателем Совета общины, участником Всероссийских Съездов, членом Совета Всероссийского Братства во имя святителя Николы. На IV Всероссийском Съезде в г.Вольске в мае 1912 года, «в воздаяние за особые труды и полезную деятельность на пользу церкви» П.Ф.Гудков был избран пожизненным почетным членом Совета Всероссийского Братства. Павел Федорович владел Торговым Домом «Гудковъ и сыновья», а также гостиницей на углу Саратовской и Панской (ныне гостиница «Националь» на углу ул.Ленинградской и Фрунзе) и магазином «Мебель» на Саратовской (ныне — ул.Фрунзе), которые располагались в принадлежащих ему домах №№ 87 и 89 по ул.Саратовской, имел также собственный дом на ул.Дворянской, 109 (ныне — ул.Куйбышева).

Кроме Гудковых значительную роль в истории Древлеправославной Церкви в Самаре сыграл еще попечитель самарской моленной Архип Иванович Безпалов — купец, гласный Самарской городской Думы, член учетного комитета Самарского отделения Волжско-Камского банка, член Совета Самарского общества взаимного кредита, владелец «Конторы дилижансов купца Безпалова: от Самары до Оренбурга». А также самарские купцы-землевладельцы Осип Корнеевич и Федор Андреевич Полуэктовы.

Около 1900 года самарская община, наконец, получила постоянного священника, а после Указа об укреплении начал веротерпимости 1905 года, когда старообрядцам было дано право открыто исповедовать свои убеждения, община была официально зарегистрирована.

Несмотря на относительную малочисленность общины и бедность прихода, члены общины старались своими пожертвованиями поддерживать клир. Не без зависти «Самарские епархиальные ведомости» о.

После 1910 года в Самаре служил священник Василий Михайлович Аргентов — член Совета Всероссийского Братства.

После революции с 1922 по 1929 г.г. настоятелем прихода был член Главного Церковного Совета протоиерей Софоний Леонтьевич Галкин. Председатель Совета общины в те годы был Иван Ерофеевич Разин. Уставщик — Григорий Митрофанович Большаков.

После отца Софония в 1929 г. общину возглавил священник Феодор Максимович Архангельский.

Во время великой отечественной войны жизнь общины не угасала — в 1944 г. Покровский храм Самары становится кафедральным. На вновь учрежденную Куйбышевскую кафедру рукополагается настоятель храма иерей Поликарп Тимонин — Епископ Павел.

Весной 1950 г. настоятель самарского храма отец Евфимий Кузьмич Абрамов принял иноческий постриг с наречением имени Епифаний и 26 мая был рукоположен в сан епископа на Куйбышевскую кафедру вместо скончавшегося в 1946 году Владыки Павла..

5 ноября 1955 году Владыка Епифаний становится Предстоятелем Церкви и с этого года по 1963 г. при Покровском храме в Самаре (тогда — Куйбышев) располагалась кафедра Архиепископа. В этот период времени Самарская община являлась духовно-административным центром всей Церкви.

В 1960 году в общине произошло знаменательное событие – второй раз после раскола 17 века в Древлеправославной Церкви совершалось Мироварение. Варение и освящение Мира происходило с 10 по 14 апреля. В Мироварении участвовали: Архиепископ Епифаний Куйбышевский, Московский и всея Руси, Епископ Новозыбковский Иеремия (Матвиевич), Епископ Пермский Евсевий (Самарцев), протоиерей Иоанн Исаев, иерей Леонтий Дорофеев, иерей Полиект Ефимов и другие священнослужители.

1981 год стал для Самарской общины, возможно, самым печальным в ее истории — в связи с городской застройкой кафедральный собор был снесен, а верующим было предо­ставлено для совершения богослужений полупод­вальное помещение.

В 1984 году в самарскую общину на постоянное служение был направлен священник Сава Феодулович Тихов.

Община потихоньку увеличивалась, приспособленное помещение не могло более устраивать христиан, и в 1987 году было решено строить новый храм.

Строительство совершилось в кратчайшие сроки. Буквально за два года был построен замечательный кирпичный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Просторный, уютный храм построен в традиционном древнерусском стиле церковного зодчества и вполне отвечает главному своему назначению — совместной молитве верующих.

Новый храм был построен благодаря усердному участию в строительных работах многих прихожан, включая настоятеля храма отца Саву. Нельзя не отметить также огромный вклад в строительство храма прихожанина Василия Севастьяновича Казакова, который фактически являлся и прорабом, и снабженцем, и строителем, и грузчиком, отдавая строительству храма все свое время.

14 октября 1990 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Архиепископ Геннадий (Антонов) возглавил службу Божественной Литургии по чину освящения церкви в новопостроенном храме в г. Самаре. В связи с освящением нового храма на богослужебные торжества прибыли священнослужители и миряне из дру­гих приходов. Каждый, кто участвовал в первом богослужении в этом храме, по-особому чувствовал духовную радость. Церковь была переполнена молящимися. Она украшалась огоньками свечей и лампад, наполнялась желанным для каждого верующего запахом ладана и благоуханием Св. Миро. Хотелось быть и быть в этой обстановке священного благолепия. Но прошли эти неповторимые и незабываемые часы духовного восторга…

По окончании чина освящения Владыко Генна­дий в своем слове отметил, каких трудов стоило для многих из присутствовавших сооружение такого замечательного храма, выразил сердечную архипастырскую благодарность настоятелю храма отцу Саве Тихову и всем прихожанам. Его Высокопреосвященство выразил уверенность, что построенный храм будет тем святым домом молитвы, в котором верующие будут питать духов­ной пищей свои бессмертные души.

К концу 1990-х годов самарская община достаточно окрепла, и Господь положил на сердце христианам воздвигнуть в г. Самаре женский древлеправославный монастырь. Для этого благого дела администрация города безвозмездно выделала участок земли в шесть соток рядом с храмом. 2 августа 1998 году на праздник св. пророка Илии Епископ Лев в сослужении отца Савы освятили место для постройки женского монастыря. Сразу же после освящения места община приступила к строительству и к концу года уже были полностью воздвигнуты кирпичные стены. И вот в 2001 году монастырь распахнул свои двери для всех женщин-христианок, желающих, посвятить свою жизнь служению Господу в молитве, посте, труде и послушании ради достижения вечного спасения.

В октябре 2005 года настоятель Покровского храма протоиерей Сава Тихов принял иноческий постриг с наречением имени Савин и был рукоположен в епископский сан на Волжскую Епархию. При Покровском храме г. Самары разместилась кафедра владыки Савина.

История

Раньше на месте собора стояла деревянная церковь с погостом, на который привозили хоронить из города. Тогда до центра Самары было несколько верст, но постепенно кварталы подступили, количество прихожан значительно возросло, и власти получили запрос о перестройке храма. Ходоков поддержали купцы Шихобаловы, которые собрали доброхотные пожертвования и инициировали петицию к Самарскому епископу. Ходатайство уважили, и в середине 19 века по проекту столичного архитектора Э. И. Жибера на народные деньги построили новый каменный храм.

В первый предел заложил свой камень святой праведник Иоанн Кронштадский.

В 70-х гг. 20 века кто-то устроил в соборе поджог, в результате чего погибла монахиня и выгорело почти все внутреннее убранство храма. Одна только икона Покрова Богородицы уцелела во время пожара. На ремонт святыни ушло 4 года, и теперь здание полностью восстановлено.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА №2

Не так давно мы препарировали снимки, сделанные неизвестным фотографом приблизительно в 1890 году с колокольни храма Христа Спасителя, что стоял на нынешней площади Куйбышева.

Это первые из дошедших до нас фотографий, сделанных с этой точки. Но далеко не последние. Сегодня мы представляем вашему вниманию фотографии, сделанные Константином Головкиным приблизительно в 1898-1900 годах.

1 — городское училище

(Чапаевская, 186/ Шостаковича, 4)

Построено архитектором Александром Щербачевым в 1895 году. В советские годы здесь располагался Куйбышевский институт культуры. Сейчас здание занимает академия Наяновой.

2 — летняя дача губернатора

(Струковский сад, в районе пересечения ул. Шостаковича и Куйбышева)

Построена в 1878 году. Представляла собой двухэтажный деревянный дом с хозяйственными службами. На момент постройки находилась за чертой города. В 1905 году дача утратила свое былое предназначение и в ней стали сдаваться квартиры чиновникам губернской канцелярии.

В 1950-х годах здание было снесено из-за ветхости.

3 — Драмтеатр

(площадь Чапаева, 1)

Был построен в 1888 году по проекту архитектора Михаила Чичагова. Выполнен он в псевдорусском стиле. Горожане называли его теремком или пряничным домиком.

В 1965-1967 годах проведена масштабная реконструкция театра. Была существенно расширена сцена, проведено ее оснащение современной театральной техникой, увеличены размеры фойе. Был построен пристрой, в котором расположились репетиционный зал, подсобные помещения и комнаты для актеров. На данный момент из первоначального облика театра сохранился только фасад, выходящий на пл. Чапаева.

4 — дом Поплавского

(Фрунзе, 171)

Построен в 1902 году по проекту архитектора Александра Щербачева в стиле классицизма с наложением декоративных элементов русского стиля. В 1919 году дом Поплавского перешел в ведение города и был отдан под коммунальное жилье.

5 — паровая мельница купца Субботина

(Вилоновская, 2б)

Построена в 1883 году. Одна из первых паровых мукомольных мельниц в Самаре. Сменила нескольких владельцев, пока в 1910 году не была выкуплена городом у тогдашнего ее собственника М.П. Шахова для обустройства в ней воинской части.

Сумма сделки составила 150 тысяч рублей. Казармы получили название «Шаховские». В них размещался 102-й запасной пехотный полк. После Февральской революции здесь проходил службу будущий маршал СССР Василий Блюхер. В наши дни эту территорию также занимает воинская часть.

6 — Жигулёвский пивоваренный завод

(Волжский проспект, 4)

Был построен в 1881 году Альфредом фон Вакано. Первыми выпущенными сортами пива были «Венское» и «Венское столовое».

В 1936 году на всесоюзной дегустации советских сортов пива пиво производства Жигулёвского пивоваренного завода получило наивысшую оценку, ему было присвоено название «Жигулёвское».

Сейчас корпуса завода признаны памятником истории и культуры федерального значения.

7 — колокольня Иверского монастыря

(пересечение улиц Фрунзе и Вилоновской)

Построена в 1879 года. Была разрушена в начале 1930-х годов. Восстановлена в 2008-2014 годах.

1 – Вознесенский собор

(Степана Разина, 78)

Построен в 1847 году. Здесь 31 марта 1851 года перед началом литургии был зачитан указ Святейшего Синода об открытии Самарской епархии. Вознесенская церковь благодаря своему размеру и нахождению в центре города была признана кафедральным собором и оставалась им до 1894 года.

5 января 1930 года Вознесенский собор был закрыт. В разное время в нём размещались клуб кустарей и военный склад. 10 мая 1993 года Вознесенский собор был возвращен РПЦ.

2 – лютеранская кирха

(Куйбышева, 115)

Построена в 1863 году. Финансировал строительство самарский купец первой гильдии, католик по вероисповеданию Егор Аннаев. Однако после польского восстания (1863-1864) храм, который изначально он строил для католической общины, передали во владение лютеранам. В 1930 году кирха была закрыта.

В советские годы здесь располагались склад, мастерская художников-монументалистов. Кирха была возращена в ведение лютеранской общины города в 1991 году.

3 – здание коммерческого клуба

(Куйбышева, 104)

Было построено в 1871 году. С 1874 года здесь размещалась канцелярия губернатора. В 1878–1917 гг. — коммерческий клуб и несколько магазинов. С 1936 года — Куйбышевский краевой театр рабочей молодежи и краевая контора госэстрады.

В годы Великой Отечественной войны в здании располагался Наркомат обороны, а после войны — Куйбышевский областной военный комиссариат. Здесь же было кафе «Снежинка», или, как называли его горожане, «Сугроб».

В настоящее время здание реставрируется под культурный .

4 — здание Госбанка

(Куйбышева, 112)

Строилось с 1895 по 1899 год по проекту архитектора Александра Щербачева. Первый этаж занимал непосредственно банк, а на втором располагались жилые квартиры.

В 1930-е годы здание было реконструировано, в частности, был надстроен третий этаж. В советские годы здесь располагалась Куйбышевская краевая контора Госбанка, а также союз банковских работников и магазин-кафе № 1 комбината торговых предприятий (30-е годы).

Сейчас в здании располагается Главное управление Банка России по Самарской области.

5 — особняк Клодта

(Куйбышева, 139)

Особняк был построен по проекту архитектора Александра Щербачева в 1898 году. Выполнен он в редком для Самары стиле немецкого неоренессанса с элементами эклектики романтического направления.

После революции особняк был отдан под коммунальные квартиры. Во время своего пребывания в Самаре в нем жил знаменитый матрос-балтиец Павел Дыбенко. Во время Великой Отечественной войны в особняке Клодта (по другой версии, в пристрое к нему) размещалось консульство Афганистана. После войны — детский сад, позднее — 1-я художественная школа.

В 1991 году особняк Клодта был передан Детской картинной галерее.

6 – здание земской школы сельских учителей

(Красноармейская, 12а / Чапаевская, 178)

Построено в 1856 году. До 1875 года здесь размещалась губернская больница, с 1875 – земская школа сельских учителей. В 1919-1927 гг. — медицинский факультет Самарского университета.

Позднее — жилой дом. В конце 1990-х годов был надстроен в процессе реконструкции для нужд одного из банков Самарской области. В настоящее время здесь располагается офис «ЮниКредитБанка».

7 — дом Арефьева

(Нечетная сторона ул. Куйбышева на пересечении с Красноармейской)

Дата постройки неизвестна. Был снесен в первой половине 1930-х годов в связи со строительством на этом месте Дома промышленности.

1 — паровой макаронный завод торгового дома «Кеницеръ и К»

(Садовая, 125)

Построен в 1882 году немцем Оскаром Кеницером, ныне — Самарская макаронная фабрика «Верола».

2 — поселок Новый Оренбург

(поселок Шмидта (Запанской) Эта территория начала активно заселяться с 80-х годов XIX века. К этому времени здесь уже располагались небольшие поселки под названием Кавказ и За Панским переездом, застройка которых носила самовольный характер и была бесквартальной.

Выше по течению реки Самары с начала 1890-х годов стали обустраиваться два поселка — Новый Оренбург и вошедший в него к началу XX века Ветряные мельницы. Основными их жителями были приехавшие на заработки в город крестьяне, мелкие торговцы и босяки.

8 июля 1934 эта территория была переименована в поселок имени Шмидта.

3 — Покровский кафедральный собор

(Ленинская, 75а)

Строился с 1857 по 1861 год по проекту архитектора Эрнеста Жибера на средства купцов, братьев Шихобаловых. Свой современный вид Покровский собор приобрёл в начале XX века после расширения западного фасада.

В период с 1938 по 1945 гг. Покровский собор был единственным действующим в городе православным храмом.

4 — временный железнодорожный мост через реку Самару

Был возведен в конце 1870-х годов в ходе строительства железнодорожной линии Батраки – Самара. Постоянный мост был открыт в июле 1904 года.

1 — здание самарского пожарного обоза 3-й части

(Галактионовская, 193)

Построено в 1860-х годах. Здание пожарной части просуществовало в своем первозданном виде до 1961 года. Тогда была разобрана каланча, здание было надстроено двумя этажами, а потом наверху вместо каланчи была сложена башенка.

Сейчас здесь находится Главное управление МЧС по Самарской области.

2 — Воскресенская церковь

(на территории Самарской площади)

Была построена на Воскресенской площади в 1864 году. Рядом располагался одноименный базар.

Церковь была разрушена в 1930 году, но прилегавшая к нему территория оставалась местом торговли до начала 1960-х годов, когда здесь был разбит сквер. Позднее эта территория стала одной из городских площадей, а именно Самарской.

3 — здание Первой мужской гимназии

(Галактионовская, 141)

Здание построено в 1898 году по проекту архитектора Александра Щербачева. До 1918 здесь располагалась Первая мужская гимназия. В 1930-х годах здание было надстроено до 4 этажей. В 1950-х годах в тут находился Дом политпросвещения.

В 1963 году здесь расположился Куйбышевский политехнический институт. До 2000 года это здание было его главным корпусом.

4 — самарская земская тюрьма

(Арцыбушевская, 171)

Здание было построено в 1898 году, открытие тюрьмы состоялось 12 декабря. Строительство велось по проекту, разработанному архитектором Главного тюремного управления Томишко, автора проекта знаменитых питерских «Крестов». Здание самарской тюрьмы стало уменьшенной его копией. Строительством руководил губернский архитектор Хилинский.

В августе 1932 года здания тюрьмы были отданы под общежития для студентов самарских вузов.

5 — Петропавловская церковь (храм во имя апостолов Петра и Павла)

(Буянова, 135а)

Построена в 1865 году. Не раз перестраивалась, современный свой вид приобрела после реконструкции, произведенной Александром Щербачевым в 1899 году.

В 1939 году храм закрыли. В нем разместили военные склады, позже — конюшни. Храм возвратили верующим в конце Великой Отечественной войны.

Фотографии представлены Владимиром Самарцевым.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]