Какая вера у греков была в древности, и какая есть сейчас

Греки относятся к индоевропейской этнической группе, сформированной как народ на юго-востоке европейского континента. Это коренное население Греции. Народ имеет богатейшую историю, уходящую корнями вглубь веков. Греческая мифология оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства во всем мире. Мифы про божества Олимпа, написанные много веков назад, являются национальным достоянием.

Название

Самоназвание греческой нации — эллины. Оно произошло от праотца греков Эллина. Это мифологический персонаж, внук Прометея. От сыновей и внуков Эллина пошли греческие племена: дорийцы, эолийцы, ионийцы и ахейцы. Сами греки называют свою страну Эллада, язык — эллинским, а религию — эллинизм. У разных народов различное наименование греков. В Азии распространено название «ионийцы». В европейских странах государство именуют как Греция, а республику обозначают Эллинской, но к народу применяют обозначение «греки». В древности их называли «ахейцы», «ромеи».

Отражение в религии неравенства среди греков.

Греки думали, что Зевс, Аполлон и другие главные боги живут на самой высокой горе Греции — Олимпе, и называли их «олимпийскими богами». Там на вершине, затянутой облаками, будто бы стоят их роскошные дворцы, построенные Гефестом.

Жизнь богов на Олимпе греки представляли себе похожей на жизнь знатных людей. Боги будто бы носят нарядные одежды, часто пируют. Как семьи знатных людей управляют племенами, так семья «олимпийцев» во главе с Зевсом управляет людьми и всей природой. Богов греки считали такими же жестокими, властолюбивыми и мстительными, какими были знатные люди.


Боги будто бы установили и весь порядок жизни людей: одних сделали богатыми и знатными, других — бедными, третьих- рабами. Того, кто восстаёт против порядка, установленного богами, ждут их гнев и суровое наказание.

Язык

Греческий язык — один из самых малочисленных и своеобразных в индоевропейской группе. Современная версия языка представлена в двух вариантах: кафаревуса и димотика. Димотика считается разговорным вариантом, развивавшимся естественным путем от древнегреческого. Кафаревуса является одной из разновидностей греческого языка, на которой пишутся литературные произведения. В древнем мире существовало огромное число диалектов греческой группы, формирующих три ветки: западную, восточную и центральную. Примерно в 15 веке образовался новогреческий язык, который объединяет кафаревусу, димотику и стандартный диалект. Многие области Греции имеют свои диалекты, например, критский, кипрский, каппадокийский и т.д.

Галерея

  • Церковь Святого Андрея из Патры
  • Католическая церковь Салоники
  • Католический (Капуцин) церковь Ханья
  • Евангелическая церковь в Катерини
  • Синагога Монастира (Салоники)
  • Синагога Бет Шалом
  • Евангелическая церковь, Афины
  • Англиканская церковь Святого Павла в Афинах (арх. Стаматиос Клеантис)
  • Ритуал в исполнении Верховный Совет Этнических Эллинов
  • Мечеть Эски, Комотини

Религия

До появления христианства в Греции существовала политеистическая религия. Было множество различных божеств, которые покровительствовали природным стихиям, человеческим занятиям (торговле, войне, любви и т.д.). Также имелись священные животные. В 1-ом веке появились христианские священники и начали образовывать свои церкви. Постепенно к православию перешли все области Греции, сейчас это основная религия государства. Есть граждане, исповедующие католицизм и мусульманство, но их меньшинство.

В Греции присутствуют структуры Католической церкви

Несмотря на то, что в Греции господствует православие, признанное в качестве государственной религией, на греческой земле действуют структуры Католической церкви.

При этом до разделения церкви в 1054 году в Греции существовали структуры Западной церкви латинского обряда, между общинами латинского и византийского обряда существовало взаимное признание.

После церковного раскола и завоевания Греции Османской империей греков-католиков стали называть «Франками». После завоевания Византии Османской империей в 1453 году в Греции деятельность латинских структур постепенно прекратилась и епархии латинского обряда стали титулярными.


Церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Фессалоники, Греция. Кроме православных в Греции также есть и католики. Фото: upload.wikimedia.org

В 1830 году в Греции началось постепенное восстановление латинских церковных структур.

В 1856 году в Константинополе образовалась община греков-католиков восточного обряда, которая стала основой Греческой католической церкви. В 1979 году Святой Престол установил дипломатические отношения с Грецией.

200 тыс

столько граждан Греции считают себя католиками

В современной Греции Католическая церковь насчитывает около 200 000 прихожан. В основном это польские и иные иммигранты из Восточной Европы, Западной Европы и Филлипин.

Католицизм в Греции представлен верующими Римско-Католической, Греческой и Армянской католических церквей. Большинство католиков проживают в Афинах и других крупных греческих городах. Греки-католики проживают также на островах архипелага Киклады, островах Сирос и Тинос.

История

В древности греки заселяли центральную часть Балканского полуострова. Затем они стали захватывать крымские области, распространяться по странам Средиземноморья. Под их влияние попали Египет, Палестина, Сирия. Они составляли большую часть населения Восточной Римской империи. В 13 веке под давлением славянских и арабских племен империя распалась на множество государств. Большинство из них были захвачены турками. В 18 веке начались революционные движения среди греческого населения против османского господства. В 1823 году греки объявили о неподчинении турецкому султану и провозгласили собственную республику. Через 9 лет образовалось Королевство Греция, во главе которого стоял Баварский король. Последний монарх был свергнут в результате военного переворота в 1967 году. В настоящее время государство является унитарной, парламентской республикой.

Древние греки исповедовали языческий политеистический культ

Языческая политеистическая религия была в Древней Греции, начиная с микенского периода. Она не имела единой организации и учения, а состояла из общинных культов различных божеств.

Это божества не были всемогущими, но покровительствовали одной или нескольким стихиям, сферам человеческой деятельности или географическим областям. Так, например, Артемида была не только богиней охоты, но и почиталась как покровительница девственниц или рожениц.

При этом для древнегреческой религии был характерен тотемизм, так, например, Зевсу посвящался бык. Греческие боги подчинялись судьбе и боролись друг с другом, в целом древнегреческая мифология была очень развита.

Изображения древнегреческих богов.

Гестия, богиня домашнего очага. Фото: upload.wikimedia.org Гермес, бог торговли, вестник богов. Фото: upload.wikimedia.org


Богиня плодородия, любви и красоты. Фото: upload.wikimedia.org


Арес, бог войны. Фото: upload.wikimedia.org


Деметра, Богиня плодородия и земледелия. Фото: upload.wikimedia.org Гефест, Бог огня и кузнечного ремесла. Фото: mythology.sgu.ru


Гера, Верховная богиня, богиня брака и семьи. Фото: upload.wikimedia.org


Афина, богиня стратегии и мудрости. Фото: upload.wikimedia.org


Зевс, бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Глава греческого пантеона. Фото: upload.wikimedia.org


Артемида, Богиня охоты, покровительница всего живого. Фото: upload.wikimedia.org Аполлон Белведерский. Бог искусств и предсказаний. Фото: upload.wikimedia.org

Греки верили в существование загробного мира. Местом поклонения богам служили алтари, на которых стояли идолы. Им жертвовались еда, напитки и вещи. Распространены были жертвоприношения животных, включая жестокие гекатомбы.

Большие алтари и статуи находились в кумирнях, при некоторых из них были оракулы. Существовали и священные камни (пережиток фетишизма).

950

в этом году в Харране закрыли языческий храм

Греки любили религиозные церемонии. К крупнейшим фестивалям относились Панафинеи и Олимпийские игры. Древнегреческая религия не имела строгой догматики, но некоторые тексты были окружены ореолом почитания: «Теогония» Гесиода, произведения Гомера и Пиндара.

Важными добродетелями считались умеренность, справедливость, мужество, благоразумие. Специфическим термином греческой этики был хюбрис — преступная гордыня, противление божественной воле. Со временем греческая религия широко распространилась и повлияла на этрусков и древних римлян.


Вид на холм Акрополя, увенчанный Парфеноном. В 653 году все языческие храмы, в том числе и древнегреческие, на территории Римской империи были закрыты. Фото: upload.wikimedia.org

Древняя Греция в свое время вошла в состав Римской империи, поэтому, когда в 653 году в ней был принят закон, запрещающий жертвоприношения языческим богам на территории Римского государства, все древнегреческие языческие храмы были закрыты.

В 356 году римские власти установили смертную казнь за участие в жертвоприношении и поклонении языческим богам. В 950 году в Харране был закрыт последний в мире греческий языческий храм.

В 988 году были крещены последние лаконийцы-язычники. В наше время древнегреческая религия представлена только в виде неоязычества.

Внешность

Греки очень привлекательная нация, но, как ни странно, внешность у представителей мужской и женской половины населения немного отличается. На взгляд многих европейцев, природа более щедро наградила мужчин. Они обладают высоким ростом, спортивной фигурой. Лицо европеоидного типа, с высоким лбом, четко очерченными скулами. Глаза у большинства греков светлые: серые, голубые, зеленые. Встречается ярко-синий цвет радужной оболочки, что в сочетании с темными волосами смотрится просто потрясающе. Матовая кожа оливкового цвета делает из них неотразимых мачо. У многих нос с горбинкой, что является следствием примеси арабской крови. Многие греческие мужчины в возрасте сохраняют подтянутый вид и выглядят очень презентабельно.

Что касается представительниц прекрасной половины, то их внешность описывают немного по-другому. Девушки невысокого роста, приземистые, коренастые. Многие страдают лишним весом. Они имеют темные густые волосы и светлые глаза, но при этом проблемную кожу. Гречанки используют максимум косметики, чтобы замаскировать недостатки на лице. Еще одна особенность — любовь к бижутерии, разнообразным ожерельям, браслетам и т.п. Греческие женщины не комплексуют из-за своей недостаточно хрупкой фигуры, как европейки или россиянки. Они всегда пребывают в хорошем настроении и много улыбаются.

ислам

Основные статьи: Ислам в Греции и Греческие мусульмане

Мусульманские старейшины в Ксанти

Согласно переписи 1991 года, количество граждан Греции, исповедующих ислам, оценивается в 97 604 человека или 0,95% от общей численности населения.[19] Они живут в основном в Западной Фракии и в основном турецкий, Славянский (Помак) и Цыганский. Численность мусульман-иммигрантов составляет от 200 000 до 300 000 человек.[20] и примерно половина из них живет в Афины В 2015 г. ислам была религией 2% всего населения Греции.[1]

Одежда

Одеяния античных греков сильно отличаются от современного греческого костюма. Это объясняется влиянием других культур, постоянно проникающих на земли, заселенные греками. В древности наряды были очень простыми. Мужчины и женщины носили свободные туники, подпоясывая их или оставляя материал спадающим вниз. Ткань скреплялась у плечей, образовывая драпировку. Женские туники были длиной до пола, они красиво облегали фигуру, подчеркивая все ее прелести. Мужские хитоны представляли собой более короткие одеяния с простым горизонтальным кроем. Головные уборы отсутствовали, их заменяли повязкой, сдерживающей волосы. На ногах носили сандалии. Современный национальный костюм имеет несколько вариантов. Праздничная одежда мужчин включает такие элементы:

  1. Белая рубашка с широкими рукавами, воротником-стойкой.
  2. Черные, темно-синие брюки, широкие в бедрах и зауженные к низу.
  3. Широкий длинный пояс.
  4. Жилет темного оттенка, иногда украшенный отделкой.
  5. Небольшая круглая шапочка из мягкого материала.

Это традиционный мужской наряд, который может отличаться в зависимости от региона. В некоторых областях мужчины носят укороченные широкие штаны, наподобие шаровар. На шею иногда повязывают яркий платок.

Национальные женские костюмы напоминают народную одежду многих европейских стран. Они состоят из блузы-рубашки с длинным рукавом, расклешенной юбки, передника. Воротник, края рукавов, полочки блузы украшается вышивкой, шитьем, лентами. Юбки могут быть разных цветов: белые, красные, зеленые, синие. В некоторых регионах под низ надевается платье из тонкого материала, а на него сарафан с приталенным лифом и широкой нижней частью. Поверх блузы носят короткий жакет, украшенный золотистой тесьмой, расшитый узорами. Обувь — туфли на низком каблуке.

Девушки носят сложный головной убор, который представляет собой особым образом завязанный платок, украшенный бусами, монисто, цветами. Также его декорируют бахромой, кистями, вышивкой. Костюм дополняется большим количеством украшений. Это монисто, браслеты, во множестве надетые на каждую руку, подвески, серьги.

Очень интересный и необычный парадный костюм имеют военные, служащие в Национальной гвардии. Он сильно отличается от армейской одежды других стран. Верх костюма составляет рубашка белого цвета с непомерно широкими рукавами. Своей пышностью они напоминают женские праздничные платья. Поверх рубашки надевается укороченная безрукавка, вся расшитая золотистым гарусом или тесьмой. Спереди она плотно застегнута на пуговицы.

Самая необычная деталь гвардейского костюма — широкая плиссированная юбка. Ее длина — гораздо выше колен. Она называется «фустанелла». Костюм Фустанелла Цолиас традиционно носят политики и воины Греции. Считается, что такая одежда происходит от римской тоги, подобие которой носили древние греки. Юбка имеет 400 складок, что символизирует 400 лет османского ига. Обувью служат туфли на плоской подошве с гигантскими помпонами. Каждая туфля весит до 5 кг. Подошвы подкованы металлическими гвоздиками, для того чтобы шаги гвардейцев звонко звучали при соприкосновении стопы с мостовой.

Кроме того, все гвардейцы носят плотные белые гетры и длинные гольфы до колен такого же цвета. Вверху они стянуты черной резинкой с объемными кистями. Поверх юбки надет ремень с пряжкой. На голове — маленькая красная шапочка, с которой свисает длинный черный хвост из тонких веревочек, доходящий до пояса. Благодаря такому наряду, греческие воины на параде выглядят очень экстравагантно.

Кроме христиан в Греции также проживают мусульмане и иудеи

В области Западная Фракия, в её северном районе, проживает мусульманское греческое меньшинство. Его права признаны здесь. Это единственный случай, когда в стране права религиозного меньшинства признаются в регионе его традиционного проживания.

Также это одно из двух признанных культурно-языковых меньшинств республики Греция наряду с армянами.


Синагога в Салониках, Греция. Синагога в Салониках насчитывает историю в 2500 лет, и она считается самой древне в Греции. Фото: upload.wikimedia.org

На сегодняшний день в этом регионе проживает 140 000 мусульман. В целом греческое правительство исторически благосклонно к правам мусульман в этом регионе страны, однако имеется ряд неразрешённых проблем в сфере культуры и образования.

Связанно это с историческими особенностями этого региона и, в первую очередь, с наследием Османской империи, которая длительное время господствовала в Греции.

Так, до сих пор существует проблема помацкой общности, которую Греция считает отуреченными греками, а Болгария — болгарами.

Греция считает помаков отуреченными греками, а Болгария — болгарами.

Кроме мусульман в стране также проживают последователи иудаизма. Сегодня насчитывается девять действующих еврейских общин: в Афинах, Салониках, Лариссе, Халкисе, Волосе, Корфу, Трикале, Иоаннине и на Родосе.

Общее количество их прихожан составляет 5000 человек. Афинская община наиболее многочисленна, но община в Салониках более активна и имеет древнюю (2500 лет) историю.

В трёх общинах в синагогах регулярно проводятся службы. А в Афинах и Салониках есть также еврейские школы. Главной организацией греческого еврейства является Центральный совет еврейских общин, известный больше по своему греческому сокращению KIS.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Жилище

Древнегреческие дома представляли собой примитивные строения. Они были глинобитные или сложенные из кирпича-сырца. Плоскую крышу крыли тростником, соломой. Постройки имели один этаж, одну небольшую комнату. Она разделялась на мужскую и женскую половины. Маленькие окна выходили во двор. Стена, обращенная на улицу, окон не имела. Жилища в городе располагались хаотично, без всякой планировки. Улочки имели извилистый вид. Часто по ним нельзя было пройти, чтобы не задеть чью-то открытую дверь. Канализация и водопровод отсутствовали. Воду приносили в кувшинах с источника. Пищу готовили на свежем воздухе.

Обстановка в доме была бедной, с минимальным наличием предметов быта. Часто единственной мебелью становилось ложе. Находясь на нем спали, отдыхали, писали, разговаривали с гостями. Древние греки ели, пили вино полулежа. Вещи хранили в сундуках, корзинах. Из утвари имелась глиняная или железная посуда. На стенах висело оружие. Таким же образом жили и богатые люди. С течением времени жилье богачей стало приобретать другие черты. Дома стали делать гораздо просторнее, с широким входом, который вел во двор. Через арки двора можно было попасть в комнаты. Главная из них принадлежала мужчине — главе семьи. Жена имела свою комнату. Отдельно располагались спальни, комнаты для гостей, кладовки. В богатых домах делали погреба для хранения продуктов и вин. Неподалеку располагалась баня. Переходы между комнатами не имели дверей, их закрывали тканями.

В городах жилье строили двухэтажным. Верхние комнаты сдавали внаем. В деревнях все было гораздо проще. Жилища долгое время строили без фундамента и потолка. Полом служила утоптанная земля. Окна на ночь закрывали досками. Еду готовили внутри дома, в очаге, сложенном из камня. В одной комнате жили, спали, ели, держали припасы. Сюда же брали на ночь домашнюю птицу. У древних греков имелись частные и общие бани. Первые были доступны только богатым, но в общественных могли мыться бедные граждане за небольшую плату. В бане делали не только душ, но и ванны. В некоторых даже проектировалась проточная вода. Мыло заменяла сода, смешанная с глиной. Также тело натирали маслами.

Некоторые монастыри и святыни

В Православной Церкви Эллады насчитывается 200 монастырей. Однако на территории современной Греции находятся святые места, не подчиненные данной поместной Церкви.

Одним из самых известных святых мест Греции является Святая Гора Афон – крайняя восточная оконечность на полуострове Халкидики на севере Восточной Греции. Здесь расположены 20 православных мужских монастырей, некоторые из которых существуют уже более тысячи лет. Все население Афона составляют монахи и послушники. Временно здесь проживают лишь паломники.

Именно на Афоне (в скитах монахов и монастырях) находятся православные иконы и чудотворные мощи известных святых. Однако посещать эту территорию позволено только мужчинам. По тысячелетним правилам, женщинам запрещено ступать на эту землю, чтобы не мешать строгим монахам и послушникам вести богоугодную жизнь.

«Женским Афоном» называется монастырь в поселении Суроти, где монахини служат Богу по строгому уставу, похожему на афонский. Большую часть года эта обитель закрыта для посещений, однако круглый год сюда стремятся попасть многие православные христиане, чтобы увидеть могилу почитаемого по всему миру афонского старца, преподобного Паисия Святогорца. Ведь он и основал эту женскую обитель.

Греческий город Салоники также является духовным центром: здесь расположены две значимые для верующего святыни.

  • Базилика великомученика Димитрия Солунского, который издавна почитается на Руси как покровитель военнослужащих. По преданию, после казни тело святого воина бросили на съедение зверям, но те не прикоснулись к телу великомученика, которое позднее было погребено христианами.

Фото: Базилика великомученика Димитрия Солунского

Фото: Базилика великомученика Димитрия Солунского внутри

  • Второе важное место в Салониках – Митрополичий храм, где почивают мощи великого святителя и учителя Церкви – Григория Паламы.

В Православной Греции расположено множество других городов с древней церковной историей. Например, построенные на отвесной горе монастыри Метеоры; удивительный храм в г. Патры, хранящий голову святого апостола Андрея Первозванного и остатки того самого креста, на котором он был распят; в городе Керкира — столице острова Корфу, в центральном соборе хранятся мощи знаменитого и удивительного святого – преподобного Спиридона Тримифунтского.

По сей день священнослужителями храма подмечено, что температура нетленных мощей святого имеет тоже значение, что и у живого человека – 36,6 градусов по Цельсию, у него растут волосы и ногти, а одежду святого меняют каждые полгода, будто покровитель города Керкира ходит как живой.

Жизнь

Занятия, ремесла

Основными занятиями греков были:

  1. Садоводство.
  2. Виноделие.
  3. Охота.
  4. Рыболовство.

Также они занимались мореплаванием, торговлей. Земледелие было развито слабо, так как специфика ландшафта не давала хорошей возможности для этого. Частые засухи в совокупности с неплодородной почвой не давали выращивать злаковые культуры. Греки издавна культивировали оливковые деревья. Оливки входят в состав многих греческих блюд, из них производят ценное масло, которое идет на экспорт. В древние времена с его помощью освещали жилища. Также сельские жители выращивали виноград. Из него изготавливали изюм, косметическое масло (из косточек), соки, вино. Виноделие является древнейшим занятием этого народа.

В горных районах было развито скотоводство. Крестьяне разводили коз, овец, свиней, птицу. Молоко и мясо животных служило пищей, шерсть шла на производство одежды. Жители, деревень которые располагались в лесной части страны, охотились на лисиц, кабанов, оленей, диких коз. Также была широко распространена рыбная ловля. Греки занимались мореплаванием, сухопутной и морской торговлей. В это стране существует такая отрасль, как добыча морской соли. В городах и селах существовали многочисленные ремесленные производства. Основные из них:

  • кожевенное;
  • ковка оружия;
  • ткачество;
  • керамическое производство;
  • изготовление ювелирных изделий.

Греки добывали железную руду, мрамор. Получило распространение производство меди, серебра, золота, железа. Кузнецы умели делать высококачественные сплавы, из которых ковали воинское снаряжение, посуду, оружие. Повсеместно развивалось производство керамических изделий. Гончары делали множество видов качественной посуды, амфоры для вина. Женщины знали прядение и ткачество, умели шить одежду. Ткацкий станок был почти в каждом доме.

Семья

Семейная жизнь греков насыщена разнообразными торжествами. Родственные узы необычайно крепки. В сельских районах люди часто живут несколькими семьями под одной крышей. В городах члены семьи часто ходят в гости друг к другу, устраивают празднества. Взрослые дети продолжают тесно общаться с родителями. Нередко они живут вместе с ним до 35-40 лет, так как женятся греки довольно поздно.

Старшее поколение пользуется большим авторитетом. Они руководят на торжествах, к ним обращаются за советами. Молодые люди подчиняются не только отцу, но также и матери и другим представителям старшего поколения из их семьи. Характерной особенностью является то, что внутри семейства фактически заправляет женщина. Авторитет матери непоколебим. Сыновья, даже женатые, продолжают ходить к маме в гости. Мужчина не имеет права повышать голос на женщину.

Греки обожают детей. Маленьким членам семьи позволено практически все. Часто дети очень избалованы, делают все, что захотят. Одергивают их редко. Особенно балуют мальчиков, так как те считаются продолжателями рода. Первого сына традиционно называют в честь дедушки, а девочку — по имени бабушки отца.

«Быть греком – значит быть православным»

Российско-греческая мемориальная акция «От Рождества до Воскресения» знакомит со святыми новомучениками и исповедниками Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV–XX веков, примерами живой веры, которую имели балканские народы во времена долгих столетий оттоманского владычества. По мнению одного из ее организаторов – известного режиссера Константина Харалампидиса, эти малоизвестные для жителей нашей страны страницы истории не просто далекие героические образы, но прямое указание пути для современных христиан, которые в сегодняшнем динамично развивающемся мире легко могут потерять то, что ценой своей жизни сохраняли их предки на протяжении многих веков.

О жизни понтийских греков в России – потомков криптохристиан и сохранении исторической памяти, благодаря которой не прерывается связь православных народов, Константин Харалампидис рассказал порталу «Православие.ру».

– Судьба Византийской империи стала одной из главных тем вашего творчества. А какую роль она сыграла в вашей судьбе?

Константин Харалампидис

– Где бы ни жили сегодня потомки греков из Малой Азии и Понта – в России, Грузии, на Украине или в Казахстане (где был рожден и я сам), – до сих пор, желая узнать от человека, не грек ли он по национальности, мы, греки бывшего СССР, спрашиваем: «Эси па ромеос исе?» – что дословно переводится: «Ты подданный Римской империи?» Если этот человек грек, то в ответ мы слышим: «Эго аромеес име» – «Я подданный Римской империи». Как известно, Византия именовалась Вторым Римом, отсюда и корень этих вопроса и ответа. А подданство Римской империи в свою очередь автоматически подразумевало православное вероисповедание. Веру же православную даже на Руси всегда называли греческой верой. Иными словами, быть греком – это и значит быть православным.
Когда мальчишкой я рос в Казахстане, в городе Алма-Ате, то, как это ни парадоксально, я называл себя «ромеем», но не греком. И то же самое могут о себе сказать и все мои соплеменники. Это, конечно, очень удивительно: сейчас, в XXI веке, где-нибудь в Кызылорде, в Тбилиси или Москве греки до сих пор называют себя подданными Римской империи, несмотря на то, что она была разрушена в 1453 году. Поэтому связь с Византией и собственно ее влияние живы до сих пор.

Одна часть моих предков – выходцы из Константинополя, то есть из Малой Азии, другая же их часть – из Понта. Все они, спасаясь, бежали в Россию и обрели здесь родину. Мой прадедушка по папиной линии бежал в Геленджик из Трапезунда в конце XIX века с фамилией Кот-Оглы. Подлинная же его фамилия была Харалампидис, но Турция – страна только для турок, и поэтому почти все греки, жившие под гнетом турок, имели турецкие имена и фамилии и исповедовали Православие тайно. Подлинные свои фамилии люди вернули себе значительно позднее. В основном это произошло еще в дореволюционное время в России, а вот я 45 лет назад родился с фамилией Кот-Оглы.

Зная о том, что мои предки носили другую фамилию, я в 2001 году попытался вернуть себе фамилию предков, и у меня это получилось. А вот мой родной отец до сих пор фамилию не поменял, что связано с бюрократическими сложностями: он живет в Казахстане, и ему нужно предоставить подтверждающие документы, согласно которым его предки когда-то действительно были Харалампидис. Естественно, таких документов не сохранилось. Я же, гражданин России, пришел в районный ЗАГС Москвы по месту прописки и рассказал его сотруднице историю своей семьи. В частности, о том, что мой прапрадед был священником криптохристианской церкви в Турции, тайно исповедовал Христа, но имел турецкое имя и турецкую фамилию. Я сказал ей, что мы всегда знали о том, что истинная наша фамилия – Харалампидис. Но как мне вернуть ее, ведь у меня нет никаких бумаг, свидетельствующих об этом? Работница ЗАГСа оказалась верующим человеком. Я увидел слезы в ее глазах. Она слушала историю моей семьи и горько плакала. Она сказала мне: «Миленький ты мой, есть только один выход из твоей непростой ситуации – мы напишем такую формулировку: “Фамилия Кот-Оглы с турецкого языка на греческий переводится как Харалампидис”. Вот и все». Сейчас у меня в паспорте в графе «Фамилия» написано: «Харалампидис». Но в титрах моих фильмов и на афишах я все равно дописываю к своей исторической, так сказать, фамилии фамилию Кот-Оглы, чтобы не прерывалась связь и с теми моими предками, которые жили под турецким игом.

– Как и чем живет греческая диаспора на территории бывшего СССР сегодня? Сильно ли отличаются «русские» греки от «греческих»?

– Сегодня греки живут во всех республиках бывшего СССР. Снимая моих соплеменников, я со съемочной группой проехал практически по всему черноморскому побережью Кавказа. Довольно большая диаспора проживает на территории Краснодарского края и в Ставрополье. Их жизнь ничем не отличается от жизни других россиян: их волнуют те же самые проблемы, что и русских людей. При этом, безусловно, греки сохранили свою национальную идентичность. Говорят на понтийском диалекте греческого языка – кстати, общепризнано, что это самый древний диалект. Практически во всех городах и селах России, а также в других республиках существуют греческие общественные объединения. Они поддерживают тесные связи с Элладой. Есть программа обучения новогреческому языку. Как правило, детей учат народным понтийским танцам, понтийским и эллинским песням. Часто в общинах совместно празднуются православные и мирские праздники, периодически проходят съезды греков из бывших республик Союза, международные понтийские съезды. Безусловно, очень важно, кто стоит во главе греческой общины. Способен ли человек, избранный диаспорой, свои личные интересы поставить ниже интересов общины? Если да, то в этом случае жизнь диаспоры наполнена всевозможными яркими событиями. К счастью, такие люди есть. Президент Ассоциации греческих общественных объединений России Иван Игнатьевич Саввиди в течение нескольких лет устраивает паломнические поездки из разных городов России, и более того – даже бывших республик СССР, на историческую родину – в Трапезунд, с посещением монастыря Панагия Сумела. Благодаря его усилиям в этом монастыре турецкие власти даже разрешили отслужить литургию. Я знаю, что Иван Игнатьевич помогает совершенно неизвестным ему людям в решении даже бытовых вопросов. Это очень важно, когда ты можешь напрямую обратиться к человеку – избранному лидеру и получить поддержку. Совсем недавно Иван Игнатьевич помог мне в проведении концерта-реквиема «Исповедники Православия после гибели империи» в храме Христа Спасителя. Это требовало определенных затрат. Например, мы привезли из Греции хор «Эргастири Псалтикис» из 30 человек, и это произошло именно благодаря Ивану Игнатьевичу Саввиди, за что низкий ему поклон.

Встреча иконы святых новомучеников и исповедников Христовых Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX вв.

Что касается отличий между греками, проживающими на постсоветском пространстве, и теми, что живут в Элладе, то они, безусловно, существуют. Но существуют в том смысле, что мы просто не знакомы с частью их жизни. Но эта часть, на мой взгляд, не самая важная. Мы рождены в разных экономических и политических условиях. Наверное, это наложило определенный отпечаток. Однако есть сущностные прочные связи, которые объединяют нас. И не только нас – греков, живущих в России, – с греками континентальными, но и русских людей с эллинами. Это – наша православная вера. Да, есть разница в характерах: греки более темпераментный народ, чем русские люди, а русские, в свою очередь, более выдержанны и терпеливы. Но это имеет отношение лишь к внешним проявлениям. У меня много друзей из Эллады, и мы с ними «смотрим в одну сторону», нам легко находить общий язык. Я считаю большим своим другом эллина, корреспондента греческого телевидения в Москве, главного редактора журнала «Эллада» Афанасия Авгериноса. Нас объединяют и профессиональные интересы. Думаю, что когда-нибудь мы сделаем с ним какой-нибудь совместный проект.
– Одной из самых известных ваших работ стала трилогия «От Рождества до Воскресения», две части которой уже представлены зрителю. О чем будет последний фильм, и каков в целом замысел этой масштабной документальной киноработы?

– Собственно, результат жизни святых мучеников и исповедников является для всех нас серьезным уроком, и это как будто ясно всем. Но нередко современные люди, считающие себя даже православными, полагают, что святость – это некое предназначение, данное свыше. Будто святые люди помечены Господом от рождения, и их главная задача – не отступить от сценария, который уже написан и в финале которого избранного героя ждет героическая смерть, а затем и нимб. Есть и еще одно обстоятельство, как рассуждает нередко современный человек: святые люди жили так давно, что, во-первых, мы не знаем, как там все было и были ли они вообще, а во-вторых, в то далекое время были совершенно другие условия. Тогда было место подвигу, а сейчас что? Сейчас мы только выживаем. Нам тут не до подвигов – условий нет никаких. В итоге все эти мысли допускаются человеком и живут внутри него только для того, чтобы ему не уподобиться и даже не попытаться применить старания для изменения себя. Думают так: «Ну какой же смысл ходить в храм и исполнять какие-то там законы, держать посты, не блудить? Для чего напрягаться, если святым все равно не станешь? Бога в принципе я не отрицаю, но предназначения на святость не имею. Если бы оно было, я бы это точно почувствовал, ощутил бы как-то энергетически. Было бы какое-то свечение внутри меня, а может быть, и нимб был бы виден заранее, до героической смерти. Только виден бы он был только мне одному, в зеркале. Другие-то могли бы этого и не видеть, но мне самому откровение было бы точно! Я бы осознавал собственную значимость. А так – хожу пешком. А было бы предначертано, так летал бы, перемещался бы в пространстве и времени». Вот что такое святость с точки зрения современного человека. Я, конечно, не говорю обо всех. Подобные рассуждения исключают присутствие воли человека: за него должны решить все и уготовить ему святость.

Государственный академический ансамбль русских народных инструментов «РОССИЯ» (руководитель Дмитрий Дмитриенко) исполняет произведение греческого композитора Евантии Ребуцики «Прощай Константинополь»

Целью моей работы было показать, что святые люди были такими же, как и мы. И это было совсем уж не так давно: и в XIX, и даже в XX веке. Более того, кто-то из них даже совершил законопреступление, но они не сказали себе, что, может, это и не грех вовсе и что Господь милостив и простит все. Осознание греха жгло их сердца, и они просто не могли спокойно дышать, есть и предаваться удовольствиям жизни, думая, что существуют еще большие грешники, чем они, но что их-то самих, скорее всего, Господь помилует. Жажда искупления греха не давала им покоя. Они шли на мученичество ради спасения своей души.
Сегодня человеку свойственно всячески оправдывать себя. И как важно для него услышать слово, которое не будет потакать его слабостям. Мне думается, что наше время довольно жесткое, и хвалить человека за то, что он где-то там внутри себя не отрицает Бога и иногда, на Пасху, заходит в храм поставить свечку, – этого недостаточно. Жития святых мучеников и жизнь безвестных героев веры указывают нам честный и прямой путь к Богу. Об этом, собственно, я и снимаю свое кино.

Следующий свой фильм я посвящу исповедникам и мученикам Российским, пострадавшим после революции 1917 года. Живя не в Византийской, а в Российской империи, они так же становились криптохристианами, мучениками за веру Христову. Они осознали византийский урок и преподнесли нам, современным людям, урок русский. Приняв эстафету из Византии, они пронесли в своих сердцах греческий огонь и явили современному миру целый сонм новомучеников и исповедников Христовых. Это говорит о том, что духовные основы, заложенные в Византийской империи, живы и будут жить, пока горит этот греческий огонь веры православной.

– Новый просветительский проект «Исповедники Православия после гибели империи», в который входит издание цикла аудиокниг, а также проведение концерта-реквиема, завершившего в этом году юбилейные Рождественские чтения, знакомит нас с неизвестными многим греческими новомучениками. Сделанное на высоком художественном уровне театрализованное действо не смогло оставить равнодушным никого из зрителей. Перед нами проходят разные образы святых, которые жили в разные века, были разного возраста, общественного положения и образованности. Какие архетипы святости вам было важно показать здесь?

Концерт-реквием «Исповедники Православия после гибели империи». Юноши в понтийских национальных одеждах выносят на сцену греческий корабль с гербом византийской империи.

– Безусловно, важно было показать те свойства души человека, которые сегодня почти отсутствуют в современном человеке. Например, святой Ахмет Калфас – мусульманин, принявший Православие и ставший криптохристианином. Во время праздного бытового разговора среди мусульман его спросили, что превыше всего на свете, и он не задумываясь ответил: «Превыше всего – вера православная». Этот человек сумел услышать призыв Бога даже в такой, казалось бы, повседневной ситуации. Как сказано в житии этого святого, он мог бы отшутиться и как-нибудь уйти от ответа, ведь ему не был задан прямой вопрос, требующий исповедания: не христианин ли ты? Он же твердо и непоколебимо исповедовал Христа и принял мученическую смерть, отнесясь со всей серьезностью к этому вопросу: что превыше всего на свете?
На мой взгляд, очень важно сегодня нам знать о том, что люди способны были идти на смерть, понимая, что она будет неминуема. В мирные дни человек, как это ни парадоксально, больше боится смерти, чем в период войны, например. Общаясь между собой, люди суеверно боятся произносить вслух названия страшных болезней: а вдруг они прилипнут к ним через слово? Сегодняшний лозунг «Бери от жизни все и живи красиво» по существу является проявлением атеизма. Мы временно живем на этой земле, и вся наша жизнь – командировка, как часто говорит мой знакомый священник. И в этой командировке, утверждает он, мы должны подготовиться к жизни вечной. Физической же смерти мы не минуем. Только вот какая она будет – позорная или героическая, вот в чем вопрос.

– Какой урок, по вашему мнению, должны извлечь русские и греки, познакомившись с жизнью этих святых? И какой урок извлекли вы, на протяжении нескольких лет занимаясь этой темой?

– Основной урок и для русских, и для греков, мне кажется, заключается в очень простых вещах: если каждый из нас будет осознавать ответственность за все, что происходит в мире, в твоей стране, в твоей семье, – все это в итоге повлияет и на жизнь «империи», в которой ты живешь. Ведь «империя» состоит из людей. Как пишет старец Паисий Святогорец, Господь спросит каждого: что ты сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой? Нельзя ждать каких-то особых условий для того, чтобы проявлять свои лучшие качества: любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь, неспособность ответить злом на зло и, в конце концов, любить и врагов своих. Этот урок в процессе работы извлекал и продолжаю извлекать для себя и я сам.

– Притеснение христиан в наши дни наблюдается во многих частях света. Христиане подвергаются гонениям и в благополучной Европе, где из общественного сознания все больше вытесняются элементы христианского мировоззрения. Можно ли, по-вашему, соотнести эпоху новомучеников, о которых вы рассказываете в своем творчестве, и нашу эпоху? Достойны ли современные греки подвига своих предков?

– Сегодня идет невидимая война. И это гораздо страшнее открытых гонений христиан. Сейчас человечество растлевается через средства массовой информации, через пропаганду чуждой нам поп-культуры, подменяются ценности, а вопроса о Родине вообще практически не существует. Воспитывается некое псевдо-общепланетарное сознание – проще говоря, где лег спать, там и родина. У человечества настолько затуманены мозги, что, к сожалению, в большинстве своем люди не могут четко определить, что – хорошо, а что – плохо. Но есть люди, которые и в это сложное время сохраняют свое сердце чистым. В нем есть готовность идти на лишения, быть изгоем, но сохранить свою душу.

Мы можем только стараться быть достойными своих предков. Как и у всех людей на планете, у кого-то из греков это получается, а у кого-то нет. Когда я вижу чистых молодых людей, не испорченных современной жизнью, мне всегда хочется плакать. «Как же удалось этому человеку сберечь свое сердце? – думаю я. – Дай Бог здравия и спасения твоим родителям, которые воспитывают тебя».

***

Композиции с диска Исповедники православия после гибели империи. (С) Издательство Московской Патриархии

«Отступление от веры смывается мученичеством» (старец Паисий Святогорец). Читает народный артист России Алексей Петренко.

(MP3 файл. Продолжительность 6:10 мин. Размер 7.4 Mb)

«Христос воскресе!». Рассказ. Читает Константин Харалампидис.

(MP3 файл. Продолжительность 10:36 мин. Размер 12.8 Mb)

Житие преподобномучеников Рафаила и Николая, святой девы Ирины и иже с ними. Читает Анастасия Харалампидис.

(MP3 файл. Продолжительность 7:13 мин. Размер 8.7 Mb)

Традиции

Греки очень музыкальная и подвижная нация. Они поют и танцуют на любых праздниках. Самый известный греческий танец — сиртаки — зачастую исполняется прямо на улицах во время народных гуляний. Для исполнения музыкального сопровождения применяются древние инструменты:

  • волынка
  • мандолина
  • лютня
  • флейта

В Греции множество праздников, среди которых есть и языческие, и православные. В этой стране 12 официальных праздничных дней, являющихся выходными. К важнейшим из них причисляют:

  1. Новый год. Отмечают не только переход на следующий год, но и день Агиоса Василиаса (Святого Василия), который прославился добрым отношением к беднякам.
  2. Теофания. Это христианский праздник Богоявления или Крещения. Отмечается 6 января.
  3. Гинайкратия. Аналогично празднованию 8 марта в России. Устраиваются женские фестивали, мужчины дарят девушкам подарки, берут на себя всю домашнюю работу в этот день.
  4. Апокриес. Аналог Масленицы, начинающийся 28 января. Празднуют три недели, в отличие от недели у русских.
  5. День независимости. Отмечается 25 марта. В этот день произошло восстание против Османской империи, закончившееся признанием независимости страны и образованием республики.
  6. Пасха. Важный для греков праздник, который является выходным днем. Отмечается очень пышно, с гуляньями, фейерверками, подарками.
  7. 23 июня греки, как и многие славянские народы, отмечают день летнего солнцестояния. Он называется Мидсаммер. В эту ночь проводятся магические ритуалы, девушки гадают, делают обереги из трав.

С февраля по март проходит время карнавалов. Этот период насыщен шумными гуляньями, шествиями, танцами. Летом проводятся фестивали, устраиваются театрализованные представления. Самый известный — Эллинский театральный фестиваль. Это грандиозное мероприятие, на которое съезжаются любители древнегреческого искусства со всего мира.

Конституция Греции признает православие официальной религией страны

Принятая в 11 июня 1975 года Конституция Греции начинается со слов «Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы», что недвусмысленно указывает на то какая вера у греков. Кроме того, в статье 3-й (раздела II «Отношения Церкви и государства») говориться:

«1. Господствующей в Греции религией является религия Восточной Православной Церкви Христовой.

Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно вероучительно связана с Великой Церковью Константинопольской и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции.

Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создаётся в порядке, определяемом уставом Церкви, в соответствии с положениями Патриаршего томоса от 29 июня 1850 года и Деяния Синода от 4 сентября 1928 года.

2. Существующий в определённых районах государства церковный режим не противоречит положениям предыдущего пункта.

3. Текст Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какую-либо иную форму языка без предварительного дозволения со стороны Автокефальной Церкви Греции и Великой Церкви Христа в Константинополе запрещается».


Конституция Греции


Греческая православная церковь сохраняет тесные связи с греческим государством, подчеркнутая присутствием греческих флагов во всех православных церквях, а также религиозным изображением флага и герба самой Греции. Фото: upload.wikimedia.org

Таким образом, официальная религия Греции — православие.

Таким образом, Конституция Греции признает православие ведущей религией в стране, одновременно гарантируя свободу вероисповедания для всех граждан.

При этом Правительство Греции не ведёт официальную статистику о религиозной принадлежности своих граждан. Данные Евростата по состоянию на 2005 год говорят о том, что 97 % граждан Греции определяли себя как «греческие православные».

97%

столько греков считают себя православными

Эти данные говорят о том, какая официальная религия в Греции самая многочисленная. При этом север страны и Додеканесские острова входят в каноническую территорию Константинопольской церкви, а не Греческой православной.

Кроме того, Константинопольской церкви подчиняется монастырское государство на Святой горе Афон, а полуавтономией является Критская православная церковь.

Святая гора Афон не подчиняться Элладской православной церкви.

На некоторых островах Эгейского моря живут католики. Эти острова, в свое время, принадлежали Венецианской республике. Кроме того, во Фракии и на острове Родос помимо греков живут турки-мусульмане. В Салониках проживает 5500 евреев.

Община протестантов насчитывает в стране около 3000 человек. Существует и нетрадиционное религиозное направление греческого неоязычества, его приверженцев насчитывается менее 2000 человек.

Еда

Традиционная кухня Греции типична для Средиземноморья. В рационе греков много мяса, овощей, зелени, разнообразных приправ. Мясные и рыбные блюда готовят с добавлением орегано, базилика, чабреца, лука, укропа, мяты. Широко применяется гвоздика, мускатный орех, корица. Оливки являются визитной карточкой Греции. Их кладут практически во все блюда. Также любимым продуктов считается сыр. Существует множество сортов сыра, его могут подавать даже вместо десерта на свадьбах. Популярные блюда Греции:

  1. Греческий салат. Эта блюдо известно на весь мир. Его делают из крупно порезанных томатов, огурцов, с добавлением маслин, феты, лука.
  2. Тарамасалата. Распространенная закуска, по внешнему виду напоминающая паштет. Готовится из копченой икры трески, смеси оливкового масла, чеснока, лимонного сока.
  3. Дзадзики. Всемирно известный соус ко вторым блюдам из йогурта, тертых огурцов, чеснока.
  4. Фасолада. Традиционный суп на основе фасоли с добавлением томатов, сладкого перца, сельдерея, моркови.
  5. Метакса. Знаменитый греческий крепкий алкогольный напиток. Представляет собой смесь из виноградного вина и бренди.

Характер

Как и многие южные народы, греки — шумные и эмоциональные люди. Это нация, имеющая открытый и дружелюбный характер. Они громко разговаривают, жестикулируют, смеются, обнимаются на улице с друзьями и знакомыми. Между людьми разных полов и возраста приняты поцелуи в щеку. Некоторые представители северных стран сочли бы такое поведение нарушением личного пространства.

Большинство европейцев отмечают греческую непунктуальность. Время всегда назначается приблизительно. Если о встрече договариваются на «после обеда», это значит, что она произойдет не раньше 5 вечера. Утренним считается время до 12 дня. Причем такая свобода в восприятии времени касается не только личных встреч, но даже расписания общественного транспорта и авиалиний. В Греции очень любят развлечения, посиделки в кафе, ночные клубы. Эта страна имеет колоссальное количество пабов, ресторанов и других увеселительных заведений. В жаркое время многие кафе выставляют столики на улице, которые иногда заполняют небольшие площади. В рестораны ходят целыми семьями, с детьми. Взрослые могут сидеть в уличном кафе до ночи, в то время как их дети уже спят на стульях.

Гостеприимство греков не знает границ. Они обожают ходить по гостям и сами приветствовать их у себя дома. Застолье может принимать невиданные масштабы. В течение вечера одни люди приходят, другие уходят, причем необязательно ждать приглашения, чтобы заглянуть к соседу или знакомому. В гости не принято ходить с пустыми руками, нужно принести бутылку вина, конфеты или цветы. Также необходимо похвалить стряпню, чтобы хозяйке было приятно.

Общение с греками оставляет массу положительных эмоций и впечатлений. Они надолго заряжают своей позитивной энергией, хорошим настроением.

Рекомендации

  1. ^ абcdежграммчас
    «Религиозные убеждения и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе». Pew Research Center. 10 мая 2022. Получено 2017-09-09.
  2. «Религия — ключевая часть идентичности для большинства греков | Катимерини». Получено 2018-11-02.
  3. Кеннет Скотт Латуретт, Христианство в революционную эпоху, II: Девятнадцатый век в Европе: протестантские и восточные церкви.
    (1959) 2: 479-481
  4. «Будущее мировых религий: прогнозы роста населения, 2010-2050 гг.» (PDF). Pew Research Center. 2015. Получено 2015-11-06.
  5. ^ абcd
    «Свобода вероисповедания в Греции (сентябрь 2002 г.)» (RTF).
    Греческая группа по мониторингу Хельсинки по правам меньшинств — Греция
    . Получено 2007-09-15.
  6. «Греция». Всемирный справочник
    . Получено 2007-09-15.
  7. Янг и Эбо, стр. 369: «Эндрю Грили (1971) выделил три типа взаимоотношений в Соединенных Штатах: некоторые религиозные люди, не придерживающиеся этнической идентичности; некоторые люди, которые имеют этническую идентичность, но не являются религиозными; и случаи в какая религия и этническая принадлежность переплетаются. Филип Хаммонд и Ки Уорнер (1993), вслед за Гарольдом Дж. Абрамсоном (1973), далее объяснили «переплетающиеся отношения» в типологию. Во-первых, это «этническое слияние», где религия является основой этнической принадлежности. или этническая принадлежность приравнивается к религии, как, например, в случае амишей и евреев. Второй образец — это модель «этнической религии», где религия является одной из нескольких основ этнической принадлежности. Греческие или русские православные и голландские реформаторы являются примерами этого типа. В этом шаблоне этническая идентификация может быть заявлена, не претендуя на религиозную идентификацию, но обратное случается редко. Третья форма, «религиозная этническая принадлежность», возникает, когда этническая группа связана с религиозной традицией, t разделяют другие этнические группы. Такими случаями являются ирландские, итальянские и польские католики. В этом случае религиозная идентификация может быть заявлена ​​без требования этнической идентификации. Хаммонд и Уорнер также предполагают, что отношения религии и этнической принадлежности наиболее сильны в «этническом слиянии» и наименее сильны в «религиозной этнической принадлежности». В последнее время некоторые ученые утверждают, что даже религию и культуру (этническую принадлежность) евреев можно отличить друг от друга и отделить друг от друга (Червяков, Гительман и Шапиро, 1997; Ганс, 1994) ».
  8. «Восточно-католические церкви 2017» (PDF). CNEWA или Католическая ассоциация благосостояния Ближнего Востока
    . Получено 2018-02-25.
  9. «Краткое содержание Дискриминация по признаку религии и убеждений ГРЕЦИЯ» (PDF). Д-р Иоаннис Ктистакис и д-р Николас Ситаропулос
    . ec.europa.eu. 2004-06-22. Получено 2007-04-14.
  10. «Отчет о международной религиозной свободе 2007: Греция». Государственный департамент США / Бюро демократии, прав человека и труда
    . www.state.gov. 2006-09-15. Получено 2007-04-14.
  11. Синод Апостольской Церкви Христа В архиве 2004-12-16 на Wayback Machine
  12. Церковные адреса с официального сайта — на греческом
  13. Православная оценка — греч. В архиве 2008-12-02 в Wayback Machine
  14. Бедевян, Астхик (18 января 2011 г.). «Հունաստանի հայ համայնքը պատրաստվում է Հայաստանի նախագահի հետ հանդիպմանը [Армянская община Греции готовится к встрече с президентом Армении]» (на армянском). Радио Свободная Европа / Радио Свобода Армянская служба. Получено 5 января 2013.
  15. Newstatesman — Древние боги Греции не вымерли
  16. Telegraph.co.uk — Современные афиняне борются за право поклоняться древнегреческим богам
  17. «Хелена Смит о том, почему некоторые греки поклоняются древним богам». Хранитель
    . Лондон.
  18. «Греческое государство наконец признало эллинскую этническую религию как« известную религию »». Европейский конгресс этнических религий (ECER), 21 апреля 2022 г.
  19. Υπουργείο Εξωτερικών, πηρεσία Ενημέρωσης: Μουσουλμάνικη μειονότητα Θράκης и Λληνική Επιτροπή για τη διαχείρηση των υδατικών πόρων: Στοιχεία από την πρόσφατη απογραφή του πληθυσμου πληθυσμου
  20. «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2006 год: Греция». Государственный департамент США / Бюро демократии, прав человека и труда
    . www.state.gov. 2006-09-15. Получено 2007-09-15.
  21. Краткая история еврейских общин в Греции В архиве 2007-09-26 на Wayback Machine (pdf), опубликованный Центральный совет еврейских общин Греции
  22. Отчет о международной религиозной свободе, 2006 г., Греция
  23. Ежегодник Свидетелей Иеговы 2015
    . Общество Сторожевой Башни. п. 180.
  24. H ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ: Επιτροπές της Ιεράς Συνόδου — ΣΥΝΟΔΙΚΗ ΕΠΙΤΡΟΠΗ ΕΠΙ ΤΩΝ ΑΙΡΕΣΕΩΝ
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]