Храм покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. История, расписание богослужений

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Название деревни известно с 16 века. Тогда ей владел боярин В. Пожарский, которого за небывалую физическую мощь прозвали «медведем». Вероятно, от имени первого хозяина местность и получила свое название.

В 17 веке владельцем села стал Дмитрий Пожарский.

Именно на территории Медведкова в Смутное время находилось ополчение, вошедшее в историю. Позже Дмитрий Пожарский сделает деревню своей резиденцией и в память о событиях страшного времени построит в Медведкове деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Значение Храма в культуре и истории России

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове — уникальная постройка, в которой отражены процессы, происходящие в культуре и архитектуре в середине XVII в. В здании, выполненном в шатровом стиле, свойственном русскому храмовому зодчеству XV-XVII вв., отразились его основные черты. Благодаря этому, её описание вошло во многие архитектурные учебники, как классический образец шатрового храма.

Историческое значение медведковского храма заключается в увековечивании важного события в истории — освобождении русских земель и их столицы от польско-литовских интервентов в 1612 г. Церковь, возвышающаяся на высоком берегу р. Яуза, напоминает обелиск в честь героев народного освободительного движения.

В честь кого назван, значение храма сегодня

Храм Серафима Саровского в Раеве получил свое название в честь главного престола, освященного в почитание святого земли русской. Святой Серафим был основателем и покровителем Дивеевского женского монастыря и почитается как один из самых известных монахов в истории русской православной церкви. Известно, что он родился в 1754 г., в 1778 стал послушником в Саровской пустоши.

В различных житиях упоминаются различные истории из его детства: в одной говорится, что он упал с колокольни и был спасен ангелом, а в другой – что тяжело заболел, и Богоматерь даровала ему исцеление во время крестного хода. В 1786 г. Серафим принял монашество и вскоре стал жить в уединении, так как всегда имел склонность к молчанию и молитве Иисусовой.

В описании жития сохранилось, что он жил в отдельной келье, где занимался аскетическими упражнениями, чтением священных книг, работой на собственном огороде и ульях. Известен и его подвиг столпничества, где святой 1 000 дней и ночей провел на валуне в непрестанной молитве.

Так же из его жизни примечательно и то, что к нему приходили дикие животные, в частности, медведь, которого святой кормил из рук хлебом.

К Серафиму приходили за духовным окормлением и советами множество людей самых разных сословий, у которых он всегда отказывался брать что-нибудь в награду и благодарность. В житии описан случай, как однажды воры, решив что святой прячет в своей келье богатства, избили его и хотели ограбить, но не нашли ничего.

После их нападения Серафим получил травму спины и навсегда остался сгорбленным, но никогда ни на кого не держал зла и запретил наказывать своих обидчиков. С 1807 по 1825 г. святой принял подвиг молчания и затвора, а после получил дар прозорливости и исцеления болезней.

Житие святого было много раз переписано, чтобы сделать его соответствующим цензуре, а при другой редакции туда были добавлены новые эпизоды, истинность которых сомнительна. Вопрос с канонизацией так же вызвал проблемы из-за отношения святого Серафима к старообрядцам, так как его собственных слов или письменных наставлений на этот счет не сохранилось.

Сегодня храм в Раеве это не только церковь, в которой верующие могут становиться участниками таинств, это и культурный центр, направленный преимущественно на молодежь.

В этом районе Москвы находится много недавно достроенных и заселенных молодыми семьями домов, так что храм и его молодежное объединение становится важным религиозно-нравственным маяком, дающим возможность социальной работы и участия в жизни города.

Расположение и как добраться

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове расположен по адресу ул. Заповедная 52а.

Ближайшими к нему станциями метрополитена являются:

  • Станция “Свиблово”, относящаяся к оранжевой ветке. От неё до покровской церкви можно дойти пешком или доехать на автобусе. Для пешей прогулки, выйдя из подземки необходимо повернуть налево и двигаться в сторону большого здания торгово-развлекательного центра с одноимённым названием.


    От него ещё раз поворачивают налево и идут в сторону ул. Кольская, по которой идут до второго Медведковского моста через р. Яуза. Сразу же после моста сворачивают в зелёную зону, на противоположной стороне которой и находится православный Покровский храм с примыкающей к нему церковью. Описанный путь займёт 20-25 мин. Примерно такое же время придётся потратить для проезда до места на автобусе. При выходе из станции поворачивают направо и доходят до одноимённой остановки общественного транспорта. На автобусе № 380 доезжают до остановки “Ул. Заповедная” и доходят до светофорного перехода, расположенного в 100 м по ходу движения. В 300 м от перехода находится нужное место.

  • От метро “Бабушкино” до покровской церкви едет 605 автобусный маршрут. Выйти из него необходимо на остановке ул. Полярная. На ближайшем переходе перейти улицу и двигаться прямо до ул. Заповедная.
  • От расположенной на серой ветке метро станции “Отрадное” на том же 605 маршруте доезжают до автобусной остановки “Пр. Дежнёва”. доходят до Заповедной улицы, по которой спускаются до храма.

Как добраться[править]

Адрес:

127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А

Телефон:

+7 (499) 186-86-47

Проезд:

  • Ст. метро «Отрадное», далее автобусом 605 до остановки «Проезд Дежнева, д. 32», далее пешком 5 мин., либо маршруткой 280 до остановки «Ул. Заповедная», храм расположен вблизи остановки.
  • Ст. метро «Свиблово», далее автобусом 628 либо маршруткой 280 до остановки «Ул. Заповедная», храм расположен вблизи остановки.

История Медведково и появления храма

Впервые в исторических хрониках с. Медведево упоминается в XVI в. Происхождение его названия связано с первым владельцем этой местности князем из рода Пожарских Василием Фёдоровичем, прозванным Медведем.

В начале следующего столетия именно отсюда отправились отряды ополченцев под командованием князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьмы Минина на Москву.

Считается, что лагерь русских ополченцев был разбит на месте нынешнего храма.

Через 10 лет после освобождения российского государства от иноземцев Медведево стало главной вотчиной славного княжеского рода.

Народный герой в память об исторических событиях приказал возвести деревянную церковь.

Выбор шатрового архитектурного стиля не был случайностью, так как по сложившейся в России традиции именно такие культовые сооружения строили в качестве монументальных памятников, посвященных важным историческим событиям. Звонницу храма украшал большой колокол, отлитый по заказу основателя в честь недавней победы над поляками.

Из-за частых пожаров деревянную постройку снесли, воздвигнув на её месте белокаменный шатровый храм, который сохранился до современности. Новая пристройка имела 5 приделов, число которых сократилось до трёх в конце XVII в. В это время медведковским имением владел фаворит царевны Софьи Василий Васильевич Голицын.

Новый хозяин провёл ряд преобразований культовой постройки:

  • Установка большого позолоченного иконостаса в главном приделе.
  • Замена всех колоколов звонницы, на главном из которых мастера расположили надпись, подтверждающую право рода Голицыных на подмосковное имение.
  • Обновление коллекции храмовых икон и ценностей, главной среди которых является евангелие, украшенное миниатюрами за авторством царевны Софьи.

Следующая значительная перестройка культовой постройки произошла во второй половине XVIII в. во время владения Медведково родом Нарышкиных.

Были осуществлены следующие переделки:

  • реконструкция открытых гульбищ в крытые переходы;
  • уничтожение фигурных изразцов, украшающих шатёр;
  • формирование новых оконных проёмов в шатре, восьмерике и основном объёме;
  • превращение круглых малых барабанов в восьмигранные;
  • перестройка колокольни;
  • отделка шатра железом.

В XIX в. с. Медведково переходило от хозяина к хозяину. Но несмотря на частую смену владельцев, покровский храм продолжал обновляться. Одним из главных новшеств была полная перестройка колокольни в классическом стиле. Также обновили иконостас и ряд больших икон, созданных в XVII в.

В советское время храм продолжал духовную деятельность. Возможно, это связано с тем, что в 20-30-х гг. он располагался за пределами городской черты столицы. До окончания Великой отечественной войны богослужения проходили в нижнем храме.

В 70-е гг. была проведена значительная реставрация старинного культового здания. На волне возрождения духовной жизни в российском обществе при храме начала работу воскресная школа, построен дом причта. Историческое здание — памятник архитектуры федерального значения.

Московский север

Медведково

★★★

И ещё раз о том же.

Храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Медведкове

Храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Медведкове на Заповедной улице.

Абсолютное большинство из нас, современных москвичей, живет на окраинах, в так называемых спальных районах. Здесь мы проводим значительную часть своего времени. Но знаем ли мы историю своего района, своей малой родины? Можем ли мы правильно объяснить хотя бы это самое название? Что скрыто в именах районов «Бибирево», «Химки-Ховрино», «Свиблово»? А ведь это крупнейшие районы Москвы, население которых сопоставимо с большим городом. А водились ли на Соколе соколы, а в Медведкове медведи? Нам могут возразить, что эти, как и другие московские окраины, не есть Москва, что это бывшие села и деревни, вошедшие в состав Москвы 50, 40, 30 лет назад. Да и что может быть интересного в спальном районе, сплошь застроенном однообразными многоэтажными «коробками»? Однако почти в каждой современной окраине сохранились ее жемчужины, служащие ярким украшением современных районов: это старинные церкви и усадьбы, многие из которых ныне восстановлены и переживают второе рождение.

На северо-восточной окраине Москвы, там, где река Чермянка впадает в Яузу, расположен замечательный памятник русского каменного шатрового зодчества первой трети XVII века церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Медведкове. Этот храм памятник национального объединения России, одоления Смуты, зримое воплощение политических и культурных достижений России второй четверти XVII века.

Само название «Медведково» как подмосковной вотчины известно с начала XVI века. Им владел боярин В. Ф. Пожарский, отличавшийся необыкновенной силой и прозванный потому Медведем. От прозвища владельца местность и получило свое название, сохраняющееся до сих пор: Медведково.

В начале XVII в владельцем Медведкова стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, человек, сыгравший уникальную роль в деле спасения Отечества от иностранной интервенции. В решающий период Смутного времени именно на территории бывшего села Медведкова народное ополчение Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина сделали последнюю остановку перед решающей битвой с поляками за Москву. На этом месте русское воинство молилось о победе и поклялось либо погибнуть, либо освободить столицу Родины от захватчиков. Поляки и русские сражались с крайним ожесточением, ибо победа каждой стороны означала либо победу России, либо ее поражение. Москва была взята русскими. Так Медведково внесло свою лепту в историю Смутного времени.

Медведковское кладбище,

22 апреля 2006 года.

После окончания Смуты ее герой Дмитрий Пожарский делает Медведково своей главной подмосковной резиденцией. В память о событиях Смутного времени Пожарский в 1620 г. ставит в Медведкове деревянную шатровую церковь Покрова Богородицы. Храм имел один предел во имя св. Петра Александрийского.

Выбор названия медведковской церкви не случаен. В средневековье каждый шаг в жизни человека осмысливался, ничего не было случайным; за каждым названием и наименованием стояла память о том или ином событии. Для такого мемориального памятника, каким стала медведковская церковь, это было крайне важно и актуально.

Возведение храмов в честь Покрова было инициировано царствующими Романовыми (так как победа имела крайне важное значение для укрепления новой династии на троне) строительством церкви Покрова в их родовой вотчине селе Рубцове, и подхвачено И.Н. Романовым, Ф.И. Мстиславским, Д.М. Пожарским, построившими в 1618 — 20-х гг. деревянные Покровские храмы в своих вотчинах (соответственно Измайлове, Филях, Медведкове). Позднее перестроенные в каменные, все три храма сохранились до сих пор и несут память потомкам о тех далеких событиях.

Выбор местоположения медведковской церкви с точки зрения сакральной топографии тоже очень важен и примечателен. Она расположена на пути от Москвы к Троице-Сергиеву монастырю, главному монастырю страны, стойко сражавшемуся с интервентами в Смуту, бывшим во многом духовным центром сопротивления и единения русских сил.

Пасха, 1994 год.

Фотография Алексея Бондаренко.

Алексей сообщил, что здесь интересен зеленый домик приходского священника, сохранявшийся до лета 2012 года. Это был дом No. 52 по Заповедной улице. Купола храма до 1996 года также были зелеными. Нижний,
Знаменский,предел (подклеть) не был таким широким как сейчас.

В 1634-1635 годах Дмитрий Пожарский перестраивает церковь в каменную, любоваться которой можно и сегодня. Перестройка храма также была связана с важными событиями в жизни страны и самого Пожарского. В 1634 г. между Россией и Польшей был заключен Поляновский мир, согласно которому польский король отказывался от своих притязаний на Москву. А для Пожарского это событие означало закрепление плодов победы в деле освобождения Родины от чужеземного ига. Кроме того, начало 30-х годов ознаменовалось в жизни Пожарского событиями личного характера: окончанием трудного воеводства в Новгороде, напряженными военными действиями против поляков под Можайском и Смоленском, смертью горячего любимого сына Федора и близкого ему по духу патриарха Филарета, отца-родоначальника новой династии Романовых. Все это вместе и вызвало желание Пожарского обновить медведковский храм, связав его с общими идеями национального масштаба и наиболее значительными событиями своей жизни.

Ныне существующий храм является прекрасном образцом древнего шатрового зодчества. Это один из последних в московском зодчестве одношатровых храмов, строительство которых «как не соответствующих церковному чину» было запрещено патриархом Никоном в 1652 г. На колокольне сохраняется надпись о том, что это село принадлежало Дм. Пожарскому. Князь заказал и колокола с надписями, повествующими о истории создания церкви и ее владельце. Стоящая на крутом берегу Яузы, церковь Покрова была и является главным украшением Медведкова.

В связи с конструктивными особенностями церкви в ней два храма: главный верхний во имя Покрова и нижний теплый во имя иконы Божией Матери Знамение. История пределов такова: после сооружения храма в 1634-1635 гг. их было три: Знамения, Варлаама Хутынского и Антония Римлянина. Выбор престолов отнюдь не случаен, поскольку все они новгородского происхождения и связаны с памятью о пребывании Пожарского воеводой в Великом Новгороде: Знаменская икона была и есть главная святыня и заступница Великого Новгорода и всей новгородской земли от врагов, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники, основавшие на окраинах города монастыри, существующие и по сей день.

В 1652 г. храму выдана грамота на освящение престола во имя 9 мучеников Кизических. И опять выбор совсем не случаен. Почитание 9 мучеников Кизических было крайне редким на Руси. Память приходится на 29 апреля ст. стиля. А князь Дм. Пожарский умер на 9 день после этого праздника (20 апреля 1642). И ровно через 10 лет после кончины князя и была выдана грамота на освящение нового престола. Так в медведковской церкви была увековечена память кончины героя Смутного времени. Опись храма за 1690 г. указывает на наличие тех самых четырех приделов, которые сохраняются и доныне: вверху — главный во имя Покрова и боковые: северный 9 мучеников Кизических и южный преп. Сергия, основанный в том же 1690 г. Внизу теплый храм во имя Знаменской иконы. Престол преп. Сергия Радонежского был основан уже Голицыным.

Кладбище, вид с колокольни, 9 мая 2013 года.

Фотография Алексея Бондаренко.

Дальнейшая история села такова. Род Пожарских пресекся на его внуке Юрии Ивановиче (1682). Село отошло в казну, и в 1687 г. царевна Софья жалует им своего фаворита князя Василия Васильевича Голицына, владевшего им до петровской опалы в 1690 г. При нем происходит расцвет Медведкова. Голицын обратил особое внимание на украшение храма. Именно он был инициатором переименования приделов в настоящем виде, а также пригласил артели мастеров для создания сохраняющихся до сих пор иконостасов.

На колокольне, вид на Заповедную улицу, 9 мая 2013 года.

Фотография Алексея Бондаренко.

Великолепный пятиярусный иконостас главного храма относится к концу XVII века. В его создании предположительно принимал участие знаменитый белорусский мастер Карп Золотарев, создавший в те же годы иконостас в известной и прославленной русской церкви, шедевре «нырышкинского барокко» храме Покрова в Филях. Иконостас нижнего храма создан примерно в то же время, что и верхний: по стилевых особенностям можно говорить, что и его создавал Карп Золотарев или его ученики.

Софья любила Медведково и часто бывала здесь летом. Прогулявшись по прекрасной березовой рощице, тут же можно было наловить разводимой в пруду самой разной рыбы, покормить прекрасных лебедей и оленей, покататься по живописным окрестностям на породистых лошадях, а затем отдохнуть в прекрасном дворце.

Деревня Медведково и храм, 1998 год.

Фотография Алексея Бондаренко.

Любила Софья и медведковскую церковь, подолгу стояла на службах. Будучи художественно одаренной, именно для этой церкви в 1681 г. Софья создала прекрасные цветные миниатюры к напрестольному Евангелию, хранившемуся в церкви. Сейчас Медведковское напрестольное Евангелие 1681 г., вошедшее в кладовую русского искусства и культуры, находится в Историческом музее.

Однако стремительный расцвет Медведкова, начавшийся при Голицыне, был недолгим. В 1690 г. не по летам развитый Петр I достиг совершеннолетия и должен был стать царем. Но Софья, официально бывшая регентшей при братьях, не желала передавать престол возмужавшему Петру (слабоумный Иоанн в расчет не принимался). Был составлен заговор с целью устранения Петра.

Вид на церковь с моста на Кольской улице.

Фото А. Дерюгина.

Однако будущий преобразователь России сумел вовремя его раскрыть и обезвредить заговорщиков. В их числе был, конечно же, и столь милый ее сердцу В.В. Голицын. Именно отсюда, из любимого Медведкова, взятый под стражу Голицын был доставлен в Троице-Сергиеву лавру к Петру, где бывшему всесильному фавориту было объявлено о лишении боярского сана, всех привилегий и ссылке в Каргополь. А Медведково вместе со всеми другими владениями было отписано согласно распространенной тогдашней практике на государя. В том же году, после опалы Голицына, была составлена подробнейшая опись имения, из которой и известно о расцвете Медведкова при Голицыне.

Конфискованное село Петр передал своему дяде Л. К. Нарышкину, в роду которых оно было больше века: с 1691 по 1795 год. При них село пришло в упадок. Так, в 1704 году в Медведкове жило всего лишь 8 крестьян да 9 солдат, дежуривших на заставах Троицкой дороги.

В начале XIX века образ жизни в селе меняется в лучшую сторону, идет приток населения. Дворяне и фабриканты, владевшие селом, заселяют его купленными крепостными. Так, при помещике Шмидте в 1809 г. в Медведкове жило уже 205 крепостных. Затем в 1812 г. Шмидт продал его купцам А. Г. Сунгурову и Н. М. Гусятникову, которые поделили территорию имения, причем собственно Медведково осталось у рода Сунгуровых (до 1890 г.). Последним владельцем села был Н.М. Шурупенков.

Окрестности села Медведкова, 1937 или 1938 год. Справа от церкви видно трехногую опору линии электропередачи. Как и в наши дни, окраины села были излюбленным местом отдыха.

Фото из семейного Архива Дмитрия Лобова.

Со второй половины XIX в. Медведково начинает все больше превращаться в популярную дачную местность Ближнего Подмосковья, а бывшие крепостные начинают сдавать свои дома на лето приезжающим из Москвы дачникам. Здесь отдыхали художники К. Коровин и М. Врубель, а будущий поэт В. Брюсов, будучи одиннадцатилетним мальчиком, в 1884 г. оставил восторженный детский отзыв для детского журнала «Задушевное слово» о прекрасном времяпрепровождении в Медведкове. Удостоилась церковь Покрова запечатления и в живописи. В московском музее В. А. Тропинина и художников его времени есть картина В. Е. Раева (1808-1871), изображающая церковь вместе с живописными окрестностями.

После 1917 г. жизнь Медведкова разительно изменилась. В бывшей усадьбе размещались различные конторские учреждения.

В советское время храм не закрывался, но службы до Великой Отечественной войны шли лишь в нижнем теплом приделе. После 1945 г. храм был отремонтирован, так что служить стали и в верхней церкви под руководством его долголетнего настоятеля архимандрита Сергия (Савельева). Он же указал сделать надпись «КРЕСТ — ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ» на большом безыменном мраморном кресте, найденном среди остатков медведковского кладбища, после чего крест был водружен перед церковью.

Деревянный усадебный дом в Медведкове. Фотоснимок 1932 г. Парковый фасад.

По литературным сведениям, дом выстроен в середине XIX века. Однако уже на плане окрестностей Москвы 1821 г. на этом месте показан дом с парой флигелей по сторонам, и гораздо вероятнее, что в дальнейшем сохранялся именно он, лишь его декорация была частично изменена. По склону в парк спускается каменная лестница с промежуточной площадкой.

В 1930-х годах дом использовался для детского санатория. Дальнейшая судьба его неизвестна. (по материалам книги «Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (северо-западная часть территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города)

«, 2004 г.).

В 1960 г. после строительства Московской кольцевой автодороги Медведково вошло в состав Москвы, а вскоре стало районом массовой застройки. С начала 1970-х гг. село начали постепенно сносить и через десять лет полностью уничтожили. На его месте вырос один из крупнейших «спальных» районов Москвы с населением свыше 200 тысяч человек. Сохранившаяся от села церковь является ярким и главным украшением огромного района, сплошь застроенного маловыразительными «коробками». И она может очень много рассказать о славном прошлом нашего Отечества заинтересованному москвичу.

При написании статьи использованы материалы:

сайта Префектуры Северо-Восточного Административного округа города Москвы https://svao.mos.ru,

сайта https://kalinovca.narod.ru,

сайта https://www.pravoslavie.ru.

Мария Дудалева. Храм Покрова в Медведкове // Витамин. — No.5.

(предположительно, между 2004 и 2006 гг.)

Вид с правого берега Яузы в сторону Старого Медведковского моста

.

Фотография Максима Королёва, 1998 г. (передана автором Северянам осенью 2004 г.). Комментарии автора выделены курсивом.

В этом месте находился старый деревянный мост через Яузу, сгоревший в 1984-85 гг

.

Даже в загрязненной Яузе могут расти такие кувшинки

.

назадвперёд

Медведково и окрестности

Московский север

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Храм Покрова Пресвятой Богородицы — классический пример шатрового типа постройки, в основе которого лежит конструкция, состоящая из приземистого восьмерика, установленного на невысокое квадратное основание и перекрытого высоким шатровым куполом.

По всем четырём углам квадрата основы установлены восьмигранные барабаны, увенчанные луковичными главками. Основание шатра и малых барабанов декорированы рядами полукруглых и килевидных закомар. Основной объём храма установлен на высокий подклет, в котором размещается однопрестольный тёплый храм, освящённый во имя Знамения Богородицы.

К основной части храма примыкают симметричные приделы, которые перекрыты четырёхскатной крышей и увенчаны небольшими главами на узких барабанах. Многоступенчатую структуру храма подчёркивает апсида, состоящая из трёх полукруглых частей, которые соединены полуколоннами.

Она имеет ступенчатую форму, так как алтарная часть нижнего храма значительно вытянута в восточном направлении. Храмовая колокольня, примыкающая к западному фасаду, неоднократно перестраивалась. Современная постройка была возведена в позапрошлом веке в классическом стиле.

Она состоит из 2-х квадратных в плане ярусов, завершающихся шлемовидным куполом с вытянутым шпилем. В нижнем ярусе прорезаны три арочных портала, являющимися входами на закрытую паперть. На втором ярусе расположена открытая звонница с арочными оконными проёмами. Внутреннее пространство храма имеет два уровня. На нижнем размещена церковь Знамения Божией Матери.

А в верхней части располагается храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, имеющий следующие пределы:

  • Покрова Пресвятой Богородицы (главный);
  • преподобного Сергия Радонежского (северный);
  • девяти мучеников Кизических (южный).
  • Стены обоих уровней покрыты побелкой и украшены в некоторых местах цветными пышными росписями. Также на них расположены многочисленные иконы, помещённые в резные золочёные киоты, некоторые из которых накрыты деревянными ажурными сенями. Основное тело старинного иконостаса покрыто багровой краской и украшено позолоченными декоративными элементами.

Несмотря на небольшой объём, храм не кажется тёмным и мрачным местом. Достаточное освещение обеспечивается большими арочными окнами и большими паникадилами, имитирующими старинные свечные люстры.

Особенности архитектуры

Эта один из уникальнейших архитектурных ансамблей Москвы – шатрового типа. Эта одна из последних подобных построек, потому что после реформ Никона, такие конструкции стали под запретом.

Собор принадлежит средневековой культуре русского зодчества. Здание состоит их двух ярусов: утепленного нижнего, где располагается храм Знамения Пресвятой Богородицы, и верхнего с основным алтарем Богородицы. В нем находится два предела.

Храм построен в стиле шатровой архитектуры, который был очень популярен в XIV-XVI веках. Изучаемая нами церковь, согласно наблюдениям историков и искусствоведов, имеет сходства с известнейшим храмом на Красной площади – собором Василия Блаженного.(см. как избавиться от зависти?)

Все архитектурные строения шатрового образца строятся по схожей схеме. На четверик (основание собора) ставится восьмерик. Он ложится в основу шатра. Несмотря на это архитекторы так изобретательно украшали каждую постройку, что заметить схожесть смогли не все миряне. Особенностью подобных соборов было отсутствие столпов, вся тяжесть постройки держалась на стенах. Этим объясняется вытянутость форм и невозможность построить масштабные шатры.

Собор стоит на высоком фундаменте, завершенном главками. Сочетание всех компонентов собора формирует целостный образ, с утонченным изяществом, стройностью и воздушностью. Высота шатра равна нижней части собора.

В отличие от своих предшественников в четвериках используется четырехскатная кровля. Алтарь представляет лестничную композицию, завершенную главой. На каждой из сторон основания идут ряды «кокошников» (луковички). Перед нами предстает пирамидальный образ шатрового собора.

Колокольня, построенная в аналогичном стиле, сделана из двух ярусов. Кардинально изменили ее в 1840 году.

О чем просят Спиридона Тримифунтского?

Кому покровительствует святой и как нужно ему молиться? Где хранятся мощи Спиридона и чем он отличается от других канонизированных святых?

В первое столетие галереи церкви были не крытыми и напоминали строение проходов у собора Василия Блаженного.

Не так давно во время реставрационных работ на одном из фасадов колокольни обнаружили резной камень. На нем изображен двуглавый орел. Это говорит о том, что в сюда постоянно приезжала царская семья.

Особую ценность для художников, исследователей живописи и архитектуры имеет Евангелие 1681 года. Оно выполнено в виде миниатюр. В предании сказано, что автором изумительно тонкой и изящной работы была царевна София.

Иконостас создали мастера в 1680 году, руководил работой Карп Золоторев. Следующие изменения провели лишь два века спустя, после войны.

Знаменитые иконы собора

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове обладает большой коллекцией старинных икон.

Наиболее известными из них являются:

  • Чудотворная икона Покрова Божьей Матери, расположенная слева от главного иконостаса под ажурными золочёнными сенями. Икона изображает Богоматерь, которая держит в своих руках большой головной платок, укрывший когда-то жителей Константинополя от нападения сарацин. Перед иконой просят в сохранении физического и духовного здоровья, защите жилья и жизни, исцелении недугов.

  • Икона Знамение Пресвятой Богородицы — старинный образ, являющийся почитаемым списком чудотворного новгородского образа. По молитве ей верующие люди получают защиту от врагов и природных катаклизмов, обретают семейный мир и внутреннее умиротворение. Икона располагается в нижнем уровне покровского храма.


    Главный иконостас в Храме покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

  • В соответствующем пределе расположен образ преподобного Сергия Радонежского — основоположника восточнославянской духовной культуры и монашеского общежительного устава. Молитва ему помогает достичь успехов в учёбе, победить собственную гордыню и нетерпимость, улучшить жилищные условия.

  • Икона 9 кизических мучеников изображает святых проповедников конца III в., которые несли Слово Божие жителям языческого города Кизик. Их предали мученической смерти, но через 40 лет обнаружили нетленные останки, над которыми возвели собор. Икона помогает излечиться от различных болезней, найти работу.

В число ценных храмовых реликвий входило Евангелие, украшенное миниатюрами, авторство которых приписывают сестре Петра Великого царевне Софьи. После 1918 г. реликвия считается утерянной. Но в настоящее время её следы обнаружились в Русском музее, где проводятся соответствующие уточнения.

Редкие иконы

Самыми старыми считаются иконы Пресвятой Богородицы и Ветхозаветная Троица в храме находятся с конца XVII века. Праздничный ряд представлен иконами Рождество Пресвятой Богородицы, Крещение, Воскресение Христово и Вознесение.

Икона «Тайная Вечеря» расположена над царскими вратами и выполнена масляными красками, написана в XVIII веке. В приделе Сергия Радонежского на втором этаже находится икона Собор Преподобных Старцев Оптинских с частицами мощей.

Старинная икона Знамение, находится в местном ряду иконостаса, пользуется особым вниманием у прихожан. Матушку приходят благодарить и попросить благословление.

Социальная работа

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, расположенный в столичном районе Медведкове, проводит активную социальную работу. Деятельность священнослужителей и неравнодушных прихожан направлена на помощь различным категориям населения.

  • Клирики храма, а также добровольные волонтёры оказывают помощь воспитанникам центров “Алые паруса” организуют досуг и свободное время детей. Они знакомят их с основами православной веры, жизнью церковной общины, интересными людьми, живущими в соответствии с традиционными христианскими ценностями. Воспитанники центра проводят совместные молитвы и читают акафисты в специально оборудованных при центрах молельных комнатах. Для них организуются православные праздники, в процессе которых объясняется значение торжества, его происхождение. В планах организация занятий в воскресной школе для детей с особенностями психологического развития.

  • Важной частью социального служения является помощь старикам и людям с ограниченными двигательными возможностями. Для них организуется доставка в храм на богослужения, паломнические поездки по столичным церквям, надомные причастия и соборования. Клирики и добровольцы помогают этой категории прихожан решать бытовые проблемы, стараются возмещать недостаток общения и внимания.

  • Приходская служба милосердия окаймляет многодетные семьи, живущие в приходе. Им оказывается духовная и материальная помощь, заключающаяся в снабжении одеждой, продуктами и канцелярскими предметами.
  • Для обеспечения деятельности церковной службы милосердия регулярно проводятся благотворительные ярмарки, на которых продаются игрушки и поделки, изготовленные своими руками, церковная литература, канцелярские товары.
  • Священнослужители ведут переписку с заключёнными людьми, оказывая им духовную поддержку, наставляя их в основах христианской веры и православных традициях. Узников поздравляют с церковными праздниками и снабжают церковной литературой.
  • Клирики проводят беседы с людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, и оказывают им молитвенную поддержку.

Для проведения социального служения клирикам покровского храма требуется помощь добровольцев, неравнодушных к жизни и проблемам окружающих людей и готовых оказывать им безвозмездную помощь.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Сегодня храм представляет собой масштабный архитектурный комплекс. Помимо здания храма здесь находится отдельная крестильная церковь, хозяйственные здания, помещение воскресной школы, мастерских и здание духовно-образовательного центра. Издалека храмовый ансамбль можно принять за монастырское сооружение.

Архитектором и автором проекта был А. А. Мамонов, известный художник и участник «Проекта-200».

По его проектам уже было построено более 15 храмов из списка, и строительство продолжается. В своих работах А. А. Мамонов ориентируется на различные стилистические и практические решения, основываясь на исторических стилях в постройке храма и одновременно используя элементы и современной архитектуры.

Высота храма составляет 43 м, общая площадь – больше 1 000 кв. м, храм выдержан в традициях русского зодчества и построен по образцам древних русских храмов. Храм имеет необычную темную кровлю и три луковичных купола: один центральный и два на боковых приделах.

Храм разделен на три апсиды и имеет верхний и нижний храм. Внешне храм покрыт облицовочным белым материалом. Купола покрыты темной кровлей. На стенах, подоконниках и по верху окон находятся архитектурные украшения.

Воскресная школа при храме

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове проводит образовательную работу с прихожанами разного возраста. Занятия в воскресной приходской школе начались с начала 90-х гг. XX в.

Занятия с детьми проводятся священнослужителями и профессиональными педагогами в форме познавательной беседы и диалога. Они направлены на формирование у подрастающего поколения модели благочестивого образа жизни, основанного на традиционных ценностях и основных христианских заповедях.

В программу детского обучения входят следующие занятия:

  • основы христианской религии и история Церкви;
  • церковное искусство;
  • изучение старославянского языка;
  • занятия хоровым пением;
  • рукоделие;
  • изобразительная деятельность;
  • участие в церковных театральных постановках.

Посещать бесплатные занятия в воскресной могут посещать дети 6-14 лет, которых делят на 4 возрастных группы. Полный курс обучения рассчитан на 4 года. Посещать воскресную школу могут не только дети, но и взрослые, стремящиеся к познанию православной веры и жизни в лоне христианской церкви. Приходить на занятия могут люди любого возраста.

Посещение воскресной школы — это не только возможность для получения элементарного религиозного образования, но и шанс расширить круг общения, найти единомышленников, расширить кругозор и раскрыть творческий потенциал. Как и в детской школе занятия проводятся на бесплатной основе священнослужителями покровского храма.

Представителям старшего поколения преподаются:

  • богословие;
  • Священное писание;
  • история Церкви и православной веры.

Кроме этого, изучаются церковное хоровое пение, искусство и право. Уделяется внимание обучению церковнославянскому языку и богослужебным обрядам. Курс обучения рассчитан на 3 года, в конце каждого из которых проводятся экзамены. Через 3 года взрослые ученики получают документ, подтверждающий окончание воскресной школы.

Ученики воскресной школы принимают участие в паломнических и познавательных поездках, организуемых специальной паломнической службой. Кроме этого, для обучающихся в школе детей организуется летний отдых в православном лагере.

Духовенство и наставники

Храм Серафима Саровского в Раеве имеет полноценный приходской штат. Настоятель храма сегодня протоиерей Алексей (Яковлев), кандидат богословия, руководитель проекта возрождения деревянных храмов Севера и преподаватель православной культуры в московской военной академии.

Второй священник – иеромонах Никодим (Дорожкин), обладатель медали Сергия Радонежского I-й степени за заслуги и вклад в развитие церкви. При храме так же служат иереи Николай (Зорин), Никита (Иванов) и Григорий (Шинов). Все священники занимаются социальной работой, воскресной школой, совершают богослужения, имеют церковные награды.

Часы работы и богослужение в покровском храме

Храм Покрова Пресвятой Богородицы работает ежедневно с 8 утра до 8 вечера. В это время проводятся богослужения и экскурсии, точное расписание которых можно уточнить по телефону храмовой информационной службы и на официальном сайте церковной организации.

В целом расписание богослужений выглядит следующим образом:

День неделиВремяБогослужение
Понедельник8.00Утренняя Литургия
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота8.00
18.00
Утренняя литургия
Всенощное бдение
Воскресенье7.00
10.00

17.00

Ранняя литургия
Поздняя литургия

Всенощное бдение

В дни общецерковных и престольных праздников богослужения проводятся по воскресному расписанию.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Недалеко от храма Серафима Саровского находится станция метро «Медведково». Дорога от станции к храму займет примерно 10-15 минут ходьбы пешком. Так же в сторону Раево ездят маршрутные автобусы, останавливаясь напротив храма, это маршрута №50, №166, №412, №554. Храм достаточно высокий, чтобы служить ориентиром.

Рядом с храмом находится река Яуза, суворовское училище и эко-парк, открытый круглосуточно, с удобствами для отдыха, велопрокатом, дорожками и выходом к воде. Храм Серафима Саровского является молодым и вместе с тем очень перспективным храмом и приходом, направленным на различную социальную работу, помощь нуждающимся и постоянное взаимодействие с молодежью.

Для Раево храм стал некоторой религиозной «жемчужиной», духовным ориентиром, и местом для общения с ближними.

Автор: Катя Волкова

Оформление статьи: Лозинский Олег

Интересные факты о храме

С самого начала строительства храма имеются исторические сведения, заслуживающие внимание:

  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы — крупнейшая шатровая постройка России. Его размер лишь незначительно уступает Вознесенской церкви в Коломенском.
  • Покровский храм — одна из последних шатровых культовых построек, возведённых до запрета патриарха Никона. Который запретил строительство подобных сооружений, считая их не соответствующими православным канонам.

  • Первоначально боковые пределы верхнего храма были освящены в честь Варлаама Хутынского и Антория Римлянина — святых, внёсших большой вклад в духовное развитие новгородской земли. Этот выбор обусловлен довольно длительным пребыванием князя Дмитрия Пожарского воеводой Новгорода.
  • За 400-ю историю богослужения в храме не прерывались ни на один день. Расположенное в северном предместье столицы Медведково не подвергалось разграблению во время Отечественной войны 1812 г. В годы советской власти храм избежал осквернения и закрытия благодаря пригородному статусу села. А во время Великой отечественной войны службы проводили в нижнем тёплом храме.
  • В Медведкове в конце XIX в. отдыхали великие русские живописцы Константин Коровин и Михаил Врубель. Детские впечатления от созерцания постройки нашли отражение в творчестве Валерия Брюсова.
  • Сегодня храм располагается в парковой зоне, поэтому оценить его объёмы и красоту довольно сложно, но его постоянные прихожане отмечают особенную намоленную ауру, которым обладает это место.

Православный Храм Покрова Пресвятой Богородицы является центром духовной, общественной и культурной жизни не только Медведково, но и всей Москвы.

Историческая постройка вызывает интерес и верующих христиан, и любителей архитектуры и истории российского государства. Священнослужители покровской церкви осуществляют все церковные обряды и уделяют много времени социальному служению.

Оформление статьи: Мила Фридан

Внутреннее убранство храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Красивый и праздничный внутренний храм, достаточно светлый от окон и ликов святых. Внутри церкви Иконостас классический высокий. Каждый ряд выставлен иконами по церковным канонам. Венчает иконостас распятие Христа.

Иконы обрамлены в золоченые резные оправы. С каждой стены смотрит на входящего лик Святого. Верующие приходят каждый к своей иконе, а во время службы обращаются к центральному иконостасу.

Множество икон старинные, написанные мастерами XVIII века. В храме охраняют работы, реставрируют. Несколько икон появилось в XX веке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]