Для наших предков праздник Покрова Пресвятой Богородицы был одним из главных осенних торжеств. Согласно церковному календарю, его отмечали в память о чудесном явлении Богородицы у стен Царьграда, оцепленных сарацинами. Укрыв город своим плащом, Богоматерь спасла его от разорения. На Руси Покров день утвердили при князе Андрее Боголюбском в 1164 году. Образ Пречистой Девы, покрывающей народ своим головным платом, полюбился русским людям.
В славянском календаре Покров знаменовал окончание сельскохозяйственных работ и наступление зимы. В это время часто выпадал первый снег, поэтому Покров Богородицы был связан с приходом зимы и со снежным покровом земли. Говорили: «Покров кроет землю то листом, то снегом». В это время начинали свой труд пряхи и ткачихи. Девушки принимались шить себе приданое.
История возникновения церковного праздника Покрова
События, предшествующие появлению этого почитаемого в России праздника, произошли в далеком Константинополе в 910 г. Город находился в осаде. Измученные жители собрались во Влахернском храме помолиться Господу об освобождении Константинополя от сарацинов. В это время пришел в церковь блаженный юродивый Андрей со своим учеником Епифанием будущим патриархом Константинополя. Во Влахернском храме находилась риза Матери Божией, Ее пояс и покрывало.
Вся ночь прошла в усердной молитве и под утро святой Андрей узрел Богородицу, молящуюся над верующими вместе с ангелами в сопровождении апостола Иоанна Богослова и пророка Иоанна Предтечи. Царица Небесная сияла ярче солнца. Божья Матерь опустилась на колени у алтаря и долго слезно молилась о спасении христиан. Помолившись, Матерь Божия сняла с головы свое сверкающее как молния покрывало, и простерла его над верующими.
Блаженный Андрей и Епифаний с благоговейным трепетом наблюдали за происходящим чудом, пока Богородица не стала невидима. После этой памятной службы враги отступили от стен Константинополя, а день появления Царицы Небесной во Влахернском храме послужил началом празднования Покрова Божией Матери в Русской Православной Церкви.
Почти тысячу лет этот праздник отмечался только в России. В Греции, где произошло памятное событие, о нем забыли. Празднование Покрова в Греческой церкви началось в XX веке.
Священным Синодом решено проводить торжественное богослужение 28 октября, по новому стилю – 14 октября.
Молитвы перед иконой
Днем празднования иконы является 14 октября.
Тропарь, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.
Перевод: В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».
Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Перевод: Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.
Молитва первая
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, прия́телище си́рым и стра́нным Засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озлобля́емых покро́ве, зри́ши мою напа́сть, зри́ши мою́ скорбь: отвсю́ду искуше́нием одержи́м есмь, а заступа́ющаго несть. Ты у́бо сама́ помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна, наста́ви я́ко заблу́ждша, уврачу́й и спаси́ я́ко безнаде́жна. Не и́мам бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! При́зри у́бо на мя, гре́шнаго и во озлобле́нии су́щаго, и покры́й мя пресвяты́м омофо́ром Твои́м, да изба́влен бу́ду от зол, мя обыше́дших, и восхвалю́ вы́ну препе́тое и́мя Твое́. Ами́нь.
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Описание и значение в православии
На Руси этот праздник появился в 12 веке во время правления князя Андрея Боголюбского. Тогда волжские булгары напали на Северо-Восточную Русь. От их набегов страдали жители Суздаля, Владимира и Мурома. Для войны с булгарами князь Андрей призвал под свои знамена воинов из соседних земель.
В поход взяли чудотворные иконы Всемилостивого Спаса и Божьей Матери Владимирской. Со святым заступлением русская дружина быстро разгромила булгар. Войско князя почти не пострадало, и он узрел в этом настоящее чудо.
Вернувшись домой, святой Андрей Боголюбский своим указом утвердил новый православный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он означает, что Царица Небесная оберегает нас своим молитвенным покровом.
Православные традиции празднования
Русская Православная Церковь считает Пресвятую Богородицу своей главной покровительницей. Она неустанно просит Своего Сына и Господа Нашего о спасении живых и усопших христиан.
Каждый год 14 октября во всех православных храмах проводятся праздничные службы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день верующие стремятся посетить храмы и помолиться Царице Небесной, попросить о помощи или поблагодарить.
Иконе Покрова Божией Матери молятся в разных нуждах. Она откликается на искренние просьбы верующих о даровании исцеления от болезней, решении материальных и жилищных проблем. Просят Богородицу защитить мир и спокойствие в семье, девушки молятся о скорейшем замужестве и счастливом браке.
Православные люди верили, что наличие в доме иконы Покрова Пресвятой Богородицы сохранит жилище от пожара. Крестьяне молились перед святым образом о богатом урожае и даровании хорошей погоды.
Обычаи
В этот период шла активная подготовка к предстоящей зиме. Как правило, мужчины заготавливали дрова и утепляли дома, а женщины пряли, шили и ткали. В народе говорили: «Чини шубу до Покрова – иначе тепла не будет», «Захвати до Покрова тепла».
Скотину в последний раз выпускали в поле. Обычно её кормили сеном из последнего снопа нынешней жатвы.
Покров – последний день сбора грибов: рыжиков и гроздьев. Был у наших предков такой обычай: на Покров надо было сходить в лес и набрать грибов, хотя бы самую малость. Грибы сушили и убирали в укромное место. Люди верили, что это привлекает в дом богатство.
Вместе с этим было принято сжигать старую одежду или одежду больного человека. Считалось, что тогда все болезни обойдут стороной.
Еще один обычай, который защищал детей от недугов, — обливание водой. При этом ребятишек выводили на порог дома или улицу и обливали водой через сито или решето. Ритуал проводила самая старшая в семье женщина.
Иконография
Самые древнейшие изображения Покрова, которые сохранились на Златых Суздальских Вратах. Образ Богородицы здесь Изображен в профиль, а над ней простирается омофор. Изображения на иконах Покрова Богородицы основаны на жизнеописании блаженного Андрея Юродивого, из которого все узнали о явлении Божьей Матери. Существуют две традиции иконописи:
- «Суздальская» – на этих иконах Богородица, простирающая омофор над молящимися, изображена перед храмом, который представляет собой очертания Влахернской церкви, где произошло чудесное явление.
- «Новгородская»– здесь Божья Матерь изображена молящейся в храме вместе другими верующими. Она стоит на облаке над закрытыми Царскими вратами. Над Богородицей распростер красный покров, который бережно удерживают с двух сторон парящие в воздухе ангелы.
Суздальская иконография связана с первой Боголюбской иконой Матери Божией. Именно с нее делались списки чудотворных икон, которые разошлись по многочисленным храмам России. Самая ранняя сохранившаяся новгородская икона Покрова Богородицы – это образ из древнего Зверина монастыря. Композиция иконы отличается симметричностью. Изображения ее частей уравновешены. В центре – образ Божией Матери, справа и слева – участники великого события.
Позже эти две традиции изображения великого события стали объединяться. Начиная с XVII века, композиция икон меняется. На них изображается торжественное шествие Богородицы в сопровождении святых и ангелов к Престолу Спасителя.
Русские иконописцы благоговейно и внимательно изображали не только важные детали из летописных источников, но и образы святых. На иконах Покрова Богородицы всегда присутствуют апостол Иоанн Богослов и Пророк Иоанн Предтеча. Они располагаются слева от образа Матери Божией. Справа можно увидеть Андрея Юродивого, указывающего своему ученику Епифанию на чудесное видение.
Почитаемые иконы в честь праздника Покрова Богородицы есть во многих городских и сельских церквях.
О снах
Толковать следует сновидения с чёткой сюжетной линией. Особенно значимым считается сон, в котором явилась Богоматерь. Во сне Богородица:
- улыбается — к радостным событиям
- плачет — к грусти и печали
- закрывает глаза — у человека много врагов
- беседует — в реальности предстоит много испытаний, но с ними удастся справиться
- спускается с неба — скоро исполнится заветное желание
В руках Святой покров — предстоит разговор с недоброжелателем.
Храмы на Руси
Первый храм, посвященный празднику Покрова Пресвятой Богородицы, был воздвигнут самим Андреем Боголюбским. Памятник древнерусской архитектуры был возведен на слиянии рек Нерли и Клязьмы во Владимирской области. Он возвышается посреди огромного луга на рукотворном холме, который весной становится маленьким островом, когда поднимается вода в реках.
После победоносного взятия Казани царь Иван Грозный приказал заложить Покровский собор, ставший впоследствии Собором Василия Блаженного. Осенью 1554 г. был построен временный деревянный храм. Каменный собор строился в течение 6 лет, до 1600 г. был самым высоким сооружением в Москве.
Много храмов освящалось в честь Покрова Богородицы. Самый известный – Покровский Собор на Рогожском кладбище, был построен в конце 18 века. Он задумывался как пятиглавый храм довольно внушительных размеров, но, по приказу императрицы Екатерины II, проект был изменен. В результате у собора осталась одна глава, понизилась высота здания. Пока не был восстановлен Храм Христа Спасителя, Покровский Собор считался самым большим московским храмом.
Праздник очень почитается и старообрядческой церковью. Праздник Покрова – один из самых почитаемых в России. Почти в каждом городе есть храмы и соборы, освященные в его честь. В одной только Москве их около ста.
Богослужение
Песнопения, посвященные Покрову, входят во все древнерусские стихирари. Впервые этот праздник упоминается в Прологах и сборниках поучительных текстов конца XII – начала XIII веков. Покров начал праздноваться по всей Руси только с XV века. Великие четьи-минеи, составленные Святителем Макарием, митрополитом Московским, содержат похвальные слова на праздник Покрова Богородицы.
Все церковные песнопения, посвященные празднику, проникнуты чувством благодарности и радости. Матерь Божья – великая заступница русского народа перед Господом. Ее святые молитвы защищают православных людей от напастей и зла. В праздничном тропаре верующие просят Богородицу укрыть всех своим честным покровом и молить Бога о спасении душ.
Использованные материалы
- Минея-октябрь, изд. Московской Патриархии, с. 4, 10, 14, 43 (молитвословия):
[1] «Μνήμη Ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов)
, по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου,
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
(Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .
[2] См.: «День «Охи» в Греции», страница портала Calend.RU
, .
[3] Перевод Наталии Бахаревой. «Тропари и кондаки еллинстии. Октоврий (1 — 15)». // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva —
[4] В современных изданиях вместо слова «честный» здесь нередко стоит слово «святый», что не соответствует дореволюционным богослужебным книгам. Правильный текст см., напр., на странице портала Православие.RU
: .
Народные традиции и приметы
Середина октября на Руси считалась переходным периодом с осени на зиму. К этому времени крестьяне старались закончить все полевые работы, подготовить скот к зимовке, сделать запасы продуктов. Уже начиналась суровая морозная пора. Начинались топиться печки, избы тщательно конопатили.
В день Покрова скотине отдавался последний сноп – «пожинальник». Его готовили всей семьей и хранили до праздника в переднем углу избы. Считалось, что этот сноп защитит животных от напастей и даст сил пережить суровую зиму.
Праздник Покрова Богородицы – благоприятная пора для свадеб. Как гласит народная поговорка: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». Каждая молодая девушка мечтала выйти замуж именно в это время. Ведь сама Матерь Божия была покровительницей в знаменательный день. Они молились ей и ставили свечи перед ее иконой в церквях. Считалось, что раньше всех выйдет замуж девушка первой поставившая свечку Богородице.
«Покровский» день богат на народные приметы. По нему крестьяне определяли. Какая будет зима. Первый снег, выпавший 14 октября, предвещал раннее наступление зимы. И наоборот, она будет мягкой и бесснежной, если на Покров прольется дождь. Отлет журавлей в теплые края в этот день – верный признак ранней и холодной зимы.
Клен и береза не сбросили листву к середине октября – жди суровых морозов. Предстоящую зимнюю погоду определяли и с помощью флюгера. Ветер с севера – холодная зима, с юга – теплая. Иней на Покров имеет символическое значение. Он покрывает землю, как Пресвятая Богородица защищает своим омофором всех православных христиан.