IV. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ОРГАНЫ ПРИХОДА. СТРУКТУРА ПРИХОДА


Канонические основания устройства и жизни прихода.

● Образование приходов ●В первые два века христианской истории не было приходов в современном смысле слова. Все богослужение совершалось в городской церкви епископом в сослужении пресвитеров, диаконов и церковнослужителей. ● С ростом числа христиан в середине III века в крупнейших городах империи (Рим, Александрия, Антиохия и др.) кроме главной кафедральной церкви, устраиваются и другие храмы (с назначением в них пресвитеров и других клириков). ● В IV веке повсеместно появляются христианские храмы в сельской местности. Община верующих, молящихся в одном храме, составляла приход («парикия»). ● О повсеместном существовании таких приходов свидетельствует 17 правило Халкидонского Собора:

● Служение приходского пресвитера распространяется на одну приходскую общину. Пастырские полномочия носят постоянный характер; вручаются через таинство рукоположения (епископом). ● Абсолютное рукоположение воспрещается 6-м каноном Халкидонского Собора. ● В границах прихода приходской священник имеет полноту пастырской духовной власти. Без его ведома никакой священник со стороны не имеет права совершать церковные службы в его приходском храме. Духовная власть приходского священника распространяется на всех православных христиан, состоящих постоянными членами церковной общины, а также временно пребывающих на территории прихода. ● Установление границ приходов производится в соответствии с административным делением или 30-летним сроком давности существования границ (38 прав. Трул. Соб.).● Для учреждения прихода требуется достаточное число прихожан, чтобы они могли содержать храм и приходского священника. ● Правозакрыть приход принадлежит исключительно той власти, которая основала его.

● Поставление приходского священника ●Решающий голос в поставлении приходского священника принадлежит епископу. ● Со временем участие народа в избрании клириков, в т.ч. и приходских священников, стало терять былое значение. Голос мирян перешел вначале к «первым гражданам» прихода, а затем, в XI веке, к представителям государственной власти. В XII веке в Константинопольской Церкви народ практически был устранен от всякого участия в избрании ставленников на церковные степени. ● Устранение народа от участия в избрании пастырей не было нарушением фундаментальных канонических норм. Ибо и в ту пору, когда участие это было самым деятельным, оно все-таки не имело решающего значения и являлось только свидетельством достоинства кандидата священства и доверия к нему со стороны паствы. Решающий голос в избрании ставленника всегда принадлежал епископу.

● Обязанности приходских клириков ●Пресвитер не в праве самовольно покинуть приход, в который назначен ● Для перехода в другую епархию необходимо получить от своего прежнего епископа отпускную грамоту.

● Пастырь обязан:1) постоянно жить в своей общине; не вправе удаляться из нее, особенно если в приходе вспыхивает «эпидемическая болезнь» или какая-нибудь иная грозящая народу опасность;2) постоянно проповедовать в храме; 3) следить за тем, чтобы никто из прихожан не употреблял на домашние потребности вещей, назначенных для богослужения; 4) оберегать старые богослужебные вещи от злоупотреблений; 5) следить за тем, чтобы никто не вводил в церковь чего-либо нового и неуместного в пении, чтении и обрядах; 6) в своем приходе крестить, исповедовать, венчать, погребать; 7) ежедневно служить утреню и вечерню. По воскресным дням и праздникам, а также вВеликий пост по средам и пятницам – служить Божественную Литургию.

● Клирикобязан:1) строго следить за своим поведением в обществе, у себя дома; 2) носить одежду, приличную сану;3)устраняться от мирских занятий, не посещать общественных увеселений, неприличных сану.

● Помощники приходских священников – диаконы и церковнослужители.

Приход в РПЦ по ныне действующему Уставу.

● Приходы в РПЦ:1) в досинодальную эпоху; 2) Приходы в синодальную эпоху; 3) по Приходскому уставу Поместного Собора 1917–1918 гг.; 4) по Положению об управлении РПЦ 1945г.; 5) по Уставу РПЦ 1988г.

● Приходское управление по Уставу 1988 г. ●Приход – община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме; составляет часть епархии, находится под каноническим управлением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника–настоятеля. ● Приходскую общину могут образовать не менее 20 верующих православных граждан. ● После регистрации гражданскими властями община приступает к своей деятельности по благословению епархиального архиерея. ● Триоргана приходского управления: 1) приходское собрание во главе с настоятелем, 2) приходской совет, 3) ревизионная комиссия. ● Настоятель назначается архиереем и «призван нести ответственность за исправное, согласное с церковным уставом, совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям церковных канонов и настоящего Устава». ● Обязанности настоятеля: 1) руководство причтом, 2) наблюдение за состоянием храма и богослужебной утвари, 3) соблюдение требований богослужебного устава; 4) ответственность за точное исполнение указаний епархиального архиерея, 5) представление благочинному или непосредственно архиерею ежегодных отчетов о состоянии прихода,6) ведение официальной переписки, 7) хранение приходского архива, 8) выдача удостоверений о крещении и венчании брака. ● Отпуск настоятель может получить лишь по разрешению епархиальной власти.● Состав приходского причта:священник, диакон, псаломщик. В зависимости от нужд прихода число членов причта может быть сокращено или увеличено. ● Требованиек кандидату в диакона (священника):1) достижение совершеннолетнего возраста, 2) наличие необходимых нравственных качеств, 3) достаточная богословская подготовка, 4) свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению.● Не может состоять под церковным или гражданским судом. ● Перед рукоположением он подписывает церковную присягу. ● Прихожане – лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходским храмом.

● Членыприходского собрания– могут быть клирики и совершеннолетние миряне, не находящиеся под церковным или гражданским судом. Председатель собрания – настоятель прихода. Решение принимается приходским собранием большинством голосов, а в случае равенства голосов перевес дает голос председателя. ● Обязанности приходского собрания:1) хранение внутреннего единства прихода и «содействие его духовно-нравственному возрастанию», 2) ответственность за сохранность имущества прихода, 3) забота о состоянии храмового пения, 4) утверждение годового бюджета прихода, 5) изыскание средств на нужды прихода,6) избирает из числа своих членов приходской совет и ревизионную комиссию.● Приходской совет– исполнительный орган приходского собрания и подотчетен ему; состоит из председателя, его помощника и казначея, избираемых из клириков или мирян сроком на 3 года. ● Приходской совет распоряжается денежными средствами прихода, исполняет решения приходского собрания. Официальные бумаги прихода подписывают настоятель и председатель приходского совета (или казначей). Все финансовые документы подписываются председателем приходского совета и казначеем. ● Состав ревизионной комиссии, избираемой на 3 года: председатель и 2 члена. ● Обязанности комиссии: проведение ревизий наличия денежных средств, контроль за законностью расходов, правильностью ведения приходно-расходных книг, за снятием кружек с пожертвованиями, наблюдение за состоянием церковного имущества, ежегодная инвентаризация этого имущества.

Главная » Наш приход » ПРИХОДСКОЕ СОБРАНИЕ

12 декабря 2021

состоялось ежегодное приходское

собрание

Обращение настоятеля храма, отца Алексея, к прихожанам.

Два года пандемии сильно повлияли на жизнь нашей Церкви, и нам надо научиться с этим жить, потому что в ближайшее время вряд ли что-то кардинально изменится. Счевидно, что наша благополучная церковная жизнь закончилась: та жизнь, которую мы воспринимали, как естественную и нормальную, когда могли свободно ходить в храм, причащаться, встречаться после службы и т.д.

Мы не знаем, как будет развиваться наша жизнь, потому что эта пандемия повлияла на все: отношения между странами максимально напряглись, все может взорваться в любой момент, все находится на пределе внутренней катастрофы и какого-то предощущения беды. Я не хочу множить алармистских настроений или кого-то пугать, но реальность такова, что в исторической перспективе нет такого продолжительного периода, в который бы человечество не страдало, в который люди не оказывались бы в очень тяжелых жизненных обстоятельствах. Многие поколения переживали трагические периоды. В таких обстоятельствах жили наши родители, и с нами может случиться так же. Надо быть готовым ко всему. Надо быть в этом смысле очень собранными людьми.

Мы должны посмотреть на нашу церковную жизнь и понять, что в ней стоит на первом месте, ради чего мы приходим в храм, что является центром нашей веры.

При благополучной церковной жизни, когда храмы открыты, кажется, что можно сегодня не причаститься, а как-нибудь в следующий раз. Теперь мы понимаем, что второго раза может и не быть, мы не знаем, что будет завтра. В прошлом году храмы были закрыты, Пасху служили при закрытых дверях, и в любой момент такое может повториться.

В какой-то момент это людей вразумило, стало понятно, что если есть возможность придти в храм, то надо обязательно причащаться. Сейчас мы привыкли даже к пандемии, и снова можно придти в храм и не причащаться.

Но из всего мы должны извлекать какие-то правильно уроки. Мы должны научиться очень-очень дорожить храмом, очень дорожить богослужением, очень дорожить евхаристией.

Кроме того, пандемия как-то рассеяла людей, разделила их, и сегодня состояние и мира, и Церкви, и прихода — это состояние внутреннего разделения. Кому-то что-то можно, а другому этого нельзя, кто-то боится, и поэтому в храм не ходит, а кто-то наоборот возмущается тем, что приходится соблюдать определенные нормы, ограничивающие его жизнь. Понятно, что стоять в маске два часа на литургии – это уже настоящий христианский подвиг. Поэтому гораздо легче не ходить в храм, не стоять в маске, а как-то отпустить себя на этот период, что и произошло.

Количество прихожан в храме сократились на треть. И это при том, что в храм пришло много новых людей. Для многих стало нормальным не приходить в храм, потому что есть масса оправдательных причин, на которые всегда можно сослаться.

А сегодняшнее евангельское чтение о скрюченной женщине как раз и об этом говорит: о стоянии человека, которому есть на что сослаться, чтобы не двигаться. Больная женщина может не идти в синагогу, а включить трансляцию. Как дойти до синагоги? Как двинуть себя? Столько естественных причин этого не делать! Но она все равно пришла. Пришла и встретила Христа. Это очень важный на сегодняшний момент евангельский отрывок. Настал тот самый момент, когда каждому из нас надо явить свою внутреннюю силу. Необходимо начать действовать.

Того времени, когда нам все давалось легко, уже не будет. Мы должны быть к этому готовы.

Многое осложнило нашу приходскую жизнь.

В воскресные дни около храма – платная дорогая парковка. Давно не было наших общих дел, к которым мы привыкли – трапезы, беседы, киноклубы. И вдруг ничего кроме литургии… А что литургия… она везде, можно и в соседний храм на литургию сходить. Зачем себя напрягать и идти в свою общину…

Я не могу сделать вид, то нет никакой пандемии и жить, как прежде. Я очень боюсь оказаться виновником чьей-то болезни и, не дай Бог, чьей-то смерти, и безответственно относиться к мерам, которые хотя бы минимизировали бы риски заражения. Все очень строго соблюдается: маски, санитаризация лжицы, мы не прикладываемся к иконам и т.д. Многих это раздражает. Очень это хорошо понимаю. С другой стороны, я очень хорошо понимаю и тех людей, которые пришли к нам в храм именно потому, что здесь они чувствуют себя в большей безопасности, чем в другом месте. Я нахожусь в очень сложном положении. Я никого не хочу разделять, я очень рад всем. И мне очень важно, чтобы мы хранили это единство, не разделяя друг друга на тех, что привит или не привит, кто имеет больше, а кто меньше прав. Но я хочу, чтобы мы уважали друг друга и в этом, и понимали, в каком положении находимся.

Пока мы не можем восстановить общие трапезы в нашей маленькой трапезной в полуподвале, с низким потолком, без вентиляции.

А вот беседы мы будем проводить для всех в храме, начиная с 26 декабря.

Киноклуб тоже будет открыт для всех, но по регистрации, чтобы присутствовало не больше 30 человек.

Со следующего года будет открыт киноклуб для подростков.

Таким образом, наша жизнь постепенно войдет в свой обычный ритм.

И мы собрались на наше приходское собрание, чтобы все-таки начать жить несмотря ни на что. Начать собирать наши внутренние силы и противостоять духу уныния, который так легко охватывает нас.

Поэтому я хочу всех поблагодарить, за то, что вы пришли сегодня в храм, снова обозначили свое желание жить общей жизнью, а это значит, принимать участие в жизни прихода, которая обязательно будет налаживаться и продолжаться.

Обращение настоятеля к прихожанам на последнем собрании в 2019 году.

Отец Алексей :

Наша община существует очень много лет. Те члены нашей общины, которые были в ней с самого начала, прекрасно помнят, из чего она выросла, какое количество трудов и личного отношения каждого из очень небольшой тогда общины было в это вложено. Тогда был только один священник, это я. Постепенно приход рос, появились новые прихожане и священники. Но основной труд лег на тех, кто был в самом начале. И, слава Богу, что они никуда не ушли и продолжают составлять очень важную фундаментальную часть нашего прихода. Знаешь, что есть на кого опереться, что этот человек никогда не подведет.

Приход за время своего существования очень сильно вырос, хотя по сравнению с другими московскими приходами, он остается маленьким. Но существует одна тенденция, которая кажется мне очень опасной и болезненной. Когда в наш приход приходят, говорят: «Как здесь хорошо, как нормально!» Конечно, мы знаем наши недостатки и наши ошибки, но, тем не менее, внешнее впечатление от прихода такое – тут вроде как все хорошо. И кажется, что так было всегда и всегда так будет, что это очень естественно.

Нет, дорогие, то, что происходит в нашем приходе и в других замечательных московских приходах – это не естественно. К сожалению, даже в Москве это исключительные вещи – такая приходская жизнь. Сегодня такие приходы существуют, их становится больше, но это исключения, а не естественные вещи. И хранить их надо усиленно.

А у нас, что происходит… Членство в приходе – самодостаточно для нас. Многие из нашей общины могут по нескольку месяцев в храм не приходить. Я уже не говорю о том, что практически никто из прихожан не участвует ежевоскресно в литургии. Кажется, что это все есть и никуда от меня не денется… Нет времени сегодня, приду в следующее воскресенье… Раньше было зазорно для каждого из нас в воскресенье проспать, в воскресенье не причаститься, а сейчас не придти – обычно. Проявить некое усилие уже как бы не считается важным.

В приходском списке – более 160 семей. А причащается 100 человек, из них 50 и больше детей. А приход растет… А приход умножается… А в приход приходят новые люди… И все как бы внешне прекрасно, а по сути – вот так.

Давайте определимся. Если мы приход, и нас связывает Евхаристия, то воскресный день – это день всего прихода. Это Божий день. И члены прихода это те, кто причащается воскресным Божественным днем. А все остальные – то приходят, то уходят… И даже нахождение в списке прихода не делает никого более живым и более благочестивым.

И я хочу сказать: «Что не хранишь, то обязательно потеряешь». Приход – это когда ты приходишь, когда не выбираешь, приди или не придти. Тут нечего выбирать христианину, все давно выбрано.

Поэтому не думайте, что все будет идти так же, как идет. В какой-то момент это все может затрястись, покачнуться и измениться. А опереться будет не на кого. И все, что так долго, упорно и такими усилиями созидалось, и с такой радостью возвещалось другим, чем делились с другими, может очень быстро исчезнуть.

Отец Николай:

У меня тоже есть одна мысль, о которой я часто говорю — о церковном благочестии, о нашем отношении к участию в литургии и в церковных таинствах.

Митрополит Антоний Сурожский писал как-то, что в молитве очень важно настроиться на саму молитву, как бы открыть в себе самом, что происходит во время молитвы. Он говорил, что молитва – это Страшный суд. Когда мы встаем на молитву, мы встаем перед Богом, перед Тем, Кто сотворил вселенную, жизнь, установил законы, на основании которых вселенная существует. Мы обращаемся к Тому, кто дал жизнь каждому из нас, и Кто будет нас судить после нашей смерти. После молитвы нельзя уйти так, будто ничего не произошло, мы будем либо оправданы, либо осуждены.

Это о домашней молитве. Но насколько, наверное, важнее и страшнее участие в Божественной литургии! Мы приходим на литургию, чтобы выразить нашу веру, любовь, благоговение перед Богом и соединиться с Судьей будущего века. И мы можем себе позволить не побывать на важнейшей части службы, на всенощной, или придти к половине литургии!

А про таинства я уж не говорю. Исповедь – одно из семи таинств Церкви, такое же, как венчание, крещение, как сама Божественная литургия. И вот священник выходит утром читать молитвы перед исповедью, а народу почти никого нет, а потом они откуда-то берутся, и отец Сергий стоит и исповедует всю литургию. А молитву, с которой начинается таинство, не слушали…

Никому не приходит в голову опоздать на свое крещение, прямо от дверей бултыхнуться в купель. Сначала все-таки молитвы идут. И на венчании никому в голову не приходит от дверей венцы на голову надеть. Но почему-то на исповедь считается возможным придти и начать исповедоваться, не слушая молитв.

Евхаристия – это благодарение Богу, а многие в этот момент исповедуются. Ведь невозможно представить, что во время венчания, когда священник читает Евангелие, хор поет, жених и невеста каются в своих грехах. Это немыслимо….. абсурдно… Но почему-то можно каяться в своих грехах, когда идет Евхаристия, благодарение Богу. Я в недоумении, огорчении и скорби… В чем же наша любовь, верность, благоговение перед Богом…

Записки, например… Мы всю литургию читаем записки, потому что люди подходят и подают их в течение всей службы. Священник, вместо того, чтобы молится, предстоять перед Богом, перечисляет имена.

Если даже домашняя молитва – это Страшный суд, то вдвойне это относится к нашему участию в Литургии.

Отец Алексей:

Это опять к разговору о том, к чему человек быстро привыкает. Было бы неправильно, если бы мы со священниками договорились, что опоздавших не исповедуем, к Чаше не допускаем. Странно применять такие запретительные меры к взрослым христианам, свободным людям, которые сами для себя избрали путь веры, которых никто за шиворот причащаться не тащит, никто в храм идти не заставляет. Мы сейчас могли бы поговорить о более сложных богословских вещах, о тайне Святой Троицы… а мы говорим о дисциплине. И главная причина в том, что человек легко привыкает к тому, что вокруг себя видит, и считает, что это нормально. Дорогие – это ненормально! Наша приходская жизнь – не нормальное явление! А как у всякого ненормального явления, у нее нет особых опор и гарантий. Она ни в чем внешнем не укоренена. Она зиждется только на самих прихожанах, на свободе христианской. И выстраивается она тяжело, долго, усердно. А теряется очень быстро, как вообще все хорошее.

Отец Александр:

Я во многом хотел бы повторить то, что говорили до меня, не буду этого делать. Сказано достаточно. Отец Алексей говорит, что не надо вводить какие-то запретительные меры, но мне кажется, на некоторые стоило бы пойти. Может быть, совсем не исповедовать во время литургии, это, действительно, невозможно. Но надо понимать, что исповедуются с утра только дети, семьи с детьми и больные немощные люди…

Отец Сергий:

А у меня та же самая тема. Когда идет исповедь, и стоят люди, то очень трудно развернуться и уйти. А вдруг у человека что-то серьезное, не знаешь, кто как среагирует… это очень тяжело.

Если бы все приходили на всенощную, то не возникало бы этого вопроса. А люди бы только приобретали удивительный молитвенный настрой, который мы получаем на всенощном бдении, домой его приносим и с другим ощущением проводим этот вечер. Особенно это важно для тех, кто к причастию готовится. Одно дело – в суете, другое – придя со всенощной, другой человек приходит совсем. Всенощная – такая красивая, прекрасная служба! Мы обкрадываем сами себя!

И про разговоры. Вот величественный храм… богослужение идет… и вдруг начинается разговор. Люди приходят не только Богу помолиться, но и пообщаться. Но храм – это не клуб. Клубы из них большевики делали. Давайте вынесем личное общение за пределы храма. Просто надо сказать себе – я к Богу пришел.

Очень трудно служить, когда в храме разговоры. Очень трудно, когда идет служба, а надо исповедовать. Услышьте нас, братья и сестры!

Приложения

Современный тип управления Константинопольской церкви начал складываться с 1764 года, когда на патриарший престол возведен был Самуил, дотоле бывший архиепископом Деркосским. Он соединял в лице своем ум, образованность, твердость нравственного характера и даже дипломатические способности. Вступив на патриарший престол, он поставил себе задачею вывести патриархию из того ужасного положения, в коем она дотоле находилась, и для достижения этой задачи предпринял и совершил ряд крупных реформ.

Троякого рода улучшения он предпринял совершить в церковном управлении: 1) поставить избрание патриарха вне зависимости от турецких чиновников; 2) по возможности ограничить власть патриарха и в 3) поправить финансовое положение патриархии, долг которой ко времени его возрос так, что весил – по выражению Самуила – тяжелее египетских пирамид.

Первое и второе из этих улучшений предположено было достичь чрез новую организацию патриаршего синода. Председателем его по-прежнему оставался патриарх, но состав членов синода получил законом установленную норму. Его необходимо образуют 8 или 10 митрополитов. Патриарх может увеличить состав синода до неопределенного количества, но не может уменьшить его ниже 10 митрополитов, епархии коих расположены поблизости к Константинополю. Это непременные члены синода, имеющие особенное звание «святых отцов». Из них четыре суть ближайшие к Константинополю: ираклийский, кизический, никомидийский и халкидонский. Особенное значение их в синоде состоит в том, что они имеют у себя четыре части синодской печати, ключ от которой у патриарха. Как хранители печати они необходимо всегда должны жить в Константинополе: патриарх не имеет права удалить их отсюда; это положение их должно быть оговорено и в берате, выдаваемом патриарху при его утверждении Портою.

Заседания синода должны происходить в воскресные и праздничные дни, когда митрополиты должны присутствовать на литургии в патриаршей церкви. По окончании литургии они собираются в патриаршей зале, где рассуждают о делах. В силу давнего обычая с правом голоса в заседаниях синода может участвовать каждый проживающий в Константинополе архиерей, даже и не имеющий кафедры, равно и каждый бывший патриарх. Но весь этот персонал советников разбивается на группы около четырех непременных членов синода и хранителей печати, из коих каждый в своей группе и ведет председательство. Без согласия сих святых геронтов патриарх не может осуществить ни одного из своих полномочий ни церковной, ни гражданской юрисдикции, не может наречь даже епископа. Точно также и каждый письменный акт синода непременно должен иметь синодскую печать: только в таком случае он получает значение и силу официального акта.

В отношении к патриарху синод в лице своих непременных членов имеет значение не только помощника и контролера, но и судебную власть. За исключением политических преступлений синод судит патриарха по всякой вине и в двух случаях имеет право требовать пред Портою низложения патриарха, именно если будет доказано, что патриарх худо правит церковью или погрешает против догматов веры, и Порта лишь тогда решает вопрос о низложении патриарха, когда получит представление о том синода. После сего синод приступает к избранию нового патриарха, что̀ составляет его исключительное право. Избрание происходит таким порядком: когда патриарший престол сделается праздным, члены синода и находящиеся в Константинополе архиереи собираются в синодикон (патриаршее здание, находящееся в греческом квартале – Фанаре) и в присутствии правительственного турецкого комиссара приступают к избранию кандидатов на патриарший престол. Трех избранных, одного за другим, объявляют затем собравшемуся в множестве на переднем дворе синодикона православному народу. Восклицание народа «аксиос» показывает, кто из представленных ему трех кандидатов достоин быть патриархом. После сего все присутствующие в синоде подписывают протокол, и синод официально извещает Порту об избрании патриарха. Порта выдает берат, утверждающий выбор синода и греческого народа. Берат должен быть куплен за определенную сумму – 40 000 пиастров (около 2000 руб.).

Для осуществления важнейшей из задач своей реформы – улучшения финансового положения патриархии – Самуилом установлен был так называемый смешанный совет, состоявший из 12 членов: четырех митрополитов, четырех депутатов от дворянства и четырех – от купечества. Главным назначением этого смешанного совета или комитета и служило ведение финансовой части или церковного казначейства – его расходов и прихода. Важнейшими статьями расхода, который должно было покрывать это казначейство, были следующие: 1) взносы в султанскую казну за бераты, выдаваемые каждому вновь рукоположенному епископу (40 000 пиастров); 2) подарки, которые синод обязан подносить каждому вновь поставленному важному вельможе; 3) но самыми значительными издержками патриархия обыкновенно обременялась, когда Порта выражала синоду неудовольствие на греков, поднимавших против нее оружие и эмигрировавших в чужие края. В этих случаях гнев Дивана утишался только крупными суммами.

Таково было устройство управления, введенное реформою Самуила; с незначительными изменениями оно продолжало действовать до половины прошлого столетия.

Восстание греков за независимость, начавшееся в 1821 году и затем длившееся почти до окончания войны 1853–56 годов, ознаменовалось важными последствиями и для церковной жизни Греции. В этот период от константинопольского патриархата отделилась весьма крупная часть, именно те епархии, который вошли в состав вновь образовавшегося королевства греческого и составили из себя автокефальную элладскую церковь. В оставшихся составных частях патриархата равным образом пробудилось стремление к возрождению путем реформ всего государственного и церковного устройства, нашедшее себе внешнее выражение в сформировавшейся либеральной народной партии.

Сильным толчком для этой последней послужил замечательный по своему либеральному характеру гатти-гумайюн, обнародованный султаном Абдул-Меджид 18 февраля 1856 года. Этот государственный акт установлял три важные принципа в отношении к нациям, исповедывавшим не магометанскую религию.

1) Всем им предоставлялось свободное исповедывание своей веры с полным сохранением льгот и привилегий, которыми они издавна пользовались.

2) Внутреннее устройство каждого общества предоставлялось реформировать и благоустроять комиссиям, специально для сего составляемым каждым религиозным обществом из его духовных и светских лиц.

3) На будущее время отменялись всякие духовные пошлины с заменою их определенным жалованием для всех духовных лиц, соответственным их сану.

В силу этого гатти-гумайюна составилась в мае 1856 г. приготовительная комиссия из депутатов различных религиозных обществ с целью обсуждения способа исполнения тех пунктов гатти-гумайюна, которые касаются церковных дел. Представителями греческой нации здесь были: великий логофет Аристарх и князь Самосский Фагорид. Главною работою комиссии в отношении к греческой церкви было начертание инструкции константинопольскому патриарху в апреле 1857 года.

Этою инструкциею предписывалось греческой нации православного исповедания составить народное временное собрание, имеющее начертать план полного преобразования церковного управления в духе гатти-гумайюна. Это временное собрание должно составиться из двух частей: клерикальной части и светских лиц. Первую в количестве семи членов должен избрать синод из среды епископов, вторую должны составлять 20 членов: 10 из дворян и 10 из купцов. Список светских членов должен быть представлен затем правительству, которое должно избрать из представленных 20 – 10: пять от дворян и пять от купцов.

Как гатти-гумайюн, так и продолжение его – инструкция патриарху 1857 года – не могли, конечно, понравиться клерикальной партии, господству которой угрожал конец. Однако же синод вынужден был избрать требуемое число членов для народного собрания, которое и открылось весною 1858 года. Работа его шла крайне медленно: энергическую оппозицию с самого начала открыли пять епископов-геронтов, попавших, как и следовало ожидать, в число 7 избранных синодом депутатов; это были: Паисий ефесский, Панарет ираклийский, Иоаким кизический, Дионисий никомидийский и Герасим халкидонский. Они вели себя так несносно для либеральной партии, что собрание решило просить Порту о высылке их из Константинополя к своим епархиям. Вынужденные повелением султана, они действительно удалились из Константинополя, но оставили протест на имя патриарха, в коем резко обвиняли и патриарха, и собрание за попрание священных прав иерархии. Это было в 1859 году 18 июня.

Протест настолько произвел впечатление, что представители либеральной партии сочли нужным озаботиться его опровержением. Составленное ученым Каратеодори – главным вожаком этой партии – оно несколько успокоило взволнованный народ, привыкший с уважением относиться к геронтам. Собрание успело начертать проект преобразования к началу 1860 г. Но тут явилось на сцену новое событие, едва не уничтожившее всю работу собрания – это открывшееся восстание болгар за отделение своей церкви от константинопольского патриархата.

Резкое заявление болгар, угрожавшее отделением от великой церкви трех или четырех миллионов православных, следовательно, большей половины подчиненных константинопольской патриархии, поразило в равной мере и клерикальную, и либеральную партии. Последняя укоряла в этом бедствии иерархию, а эта, в свою очередь, обвиняла либералов, объясняя желание болгар отделиться от патриарха следствием реформационного движения, исходившего из среды либералов. Распря окончилась тем, что либеральная партии уступила ввиду грозящей опасности, и проекты собрания оставлены были на неопределенное будущее. В одном только пункте ей удалось выдержать себя – это применить к делу новый порядок избрания патриарха. Дело в том, что патриарх Кирилл, пораженный восстанием болгар, сознал свою слабость в управлении церковью при таких трудных обстоятельствах и отказался от престола. Порта должна была по этому случаю приступить к рассмотрению тех постановлений национального собрания, которыми определялся порядок избрания патриарха. В сентябре 1860 года она действительно утвердила проект избрания, начертанный собранием, и он остается законом, действующим доселе.

Этот порядок избрания следующий:

Когда патриарх умрет, или выйдет в отставку, и временный его местоблюститель будет назначен и утвержден Портою, тогда все митрополиты, подчиненные константинопольскому патриарху (числом до 25) должны сообщить патриархии в запечатанных конвертах имена кандидатов на патриарший престол. Эти конверты должны быть представлены в течение 41 дня по утверждении местоблюстителя патриаршего престола. Имена кандидатов, предложенных митрополитами, вносятся в список избираемых лиц.

Этот список может быть затем увеличен или уменьшен в дальнейших моментах избраний.

Их производят следующие деятели:

а) Избирательное собрание. Оно составляется: 1) из членов синода и смешанного постоянного народного собрания, 2) из чиновника патриарха – великого логофета и первого секретаря народного смешанного совета; 3) из высших государственных сановников православного исповедания; 4) из представителей военного ведомства; 5) из представителей гражданских чиновников разных ведомств; 6) из представителей свободных профессий; 7) из представителей важнейших ремесленных корпораций, представителей города Константинополя, избираемых делегатами 40 приходов, на кои разделяется город; 8) одного банкира; 9) одного представителя князя Самосского и, наконец, 10) из представителей наиболее важных епархий (26) константинопольского патриархата, так что число всех членов избирательного собрания достигает (напр. так было при избрании патриарха Иоакима IV) до 77–80, в числе их 17 духовных и 60 светских лиц. Это избирательное собрание может с своей стороны увеличить список кандидатов при условии, если на то согласится 2/3 духовных избирателей.

б) Составленный избирательным собранием список кандидатов может быть уменьшен правительством Порты, коему он и предъявляется. Оно может вычеркнуть из списка неугодных ему кандидатов.

По получении от правительства списка кандидатов избирательное собрание приступает к вторичному выбору из всех кандидатов только трех. Выбор совершается в патриаршей зале большинством голосов посредством шаров или бюллетеней.

Последний, окончательный момент избрания из трех одного совершается в патриаршей церкви, куда затем и переходит избирательное собрание, сюда же во множестве собирается и православный народ. Здесь в церкви действует уже один священный синод. Избрание из трех одного совершается формою Священного обряда с призыванием Святого Духа. Как только Великий Хартофилакс провозгласит результат тайной подачи голосов Синода: «архиепископом Константинополя, Нового Рима, и вселенским патриархом нарекается досточтимейший митрополит NN», тотчас же в среде народа раздаются в ответ рукоплескания и восклицания: «аксиос». После сего избирательное собрание переходит опять в патриаршую залу, где составляет протокол избрания и донесение султану для утверждения избранного. После того как отделение болгарских епископий стало совершившимся событием и болгарский экзархат признан был правительством Порты, мало-помалу вошли в силу и другие предначертания временного национального смешанного собрания. По изданным в 1888 году «общим узаконениям управления церковными и народными делами православных христиан, состоящих под властью вселенского престола и подданных его величества султана» организация патриаршего управления представляется в следующих чертах:

Постоянно действующими учреждениями по церковному управлению служат: 1) Священный синод и 2) народный постоянный смешанный совет.

Священный синод, состоящий под председательством патриарха из 12 митрополитов, есть высшее духовное учреждение для всего христианского православного народа, состоящего под властью вселенского патриарха. Предметами ведения его служат все духовные дела, а именно: назначение архиереев на вдовствующие кафедры, благоустроение всех монастырей и высшего богословского училища. Он охраняет православных христиан от вражеских (инославных) нападений, стремящихся омрачить и извратить благочестивые и правые убеждения; заботится о том, чтобы как в столице так и во всех епархиях во священники были поставляемы лица достойные, добродетельные и просвещенные; одобряет к печатанию и издает необходимые книги и руководства, служащие к образованию клира и просвещению народа, для чего имеет в исключительном своем распоряжении хорошо устроенную типографию.

Личный состав членов священного синода образуется следующим порядком: в первый год его открытия в нем должны находиться три архиерея из членов временного народного собрания, избранные посредством закрытой баллотировки и девять из епархиальных архиереев. Для сего эти последние должны быть разделены на три класса, и из каждого класса на первый год избирается по три архиерея, т. е. три члена временного народного собрания и первый каждого из трех классов; места их заменяют новые шесть членов из епархиальных архиереев по два из каждого класса. В силу этого порядка каждый член синода состоит в сем звании только два года, и половина личного состава священного синода возобновляется каждогодно. В члены священного синода епархиальный архиерей может быть избран при условии, если он прослужил в епархии, к которой рукоположен, не менее 5 лет, или в которую перемещен не менее 3 лет. Все дела в синоде должны обсуждаться и решаться членами синода совместно с патриархом. Постановление, сделанное без присутствия патриарха, не имеет законной силы, равно как и сделанное односторонне патриархом без членов священного синода; но постановление, имеющее за себя большинство голосов, обязан принять и патриарх. Никто из членов синода по окончании срока своей службы не имеет права оставаться в Константинополе ни под каким предлогом, кроме крайней нужды или болезни: но и сие может сделать не иначе как с ведома патриарха и синода. Если патриарх погрешает против своего духовного долга и обязанностей, и после первого и второго предостережения со стороны членов синода не исправляется, то священный синод сносится с членами смешанного совета и совместно с ними делает третье предостережение патриарху; если последний остается неисправим, то обе коллегии обращаются письменно к высокой Порте и требуют удаления патриарха. Если же патриарх нарушает гражданские и политические права, тогда первое предостережение делает ему смешанный совет один, потом вместе с членами священного синода. Но в том и другом случае на представление об удалении патриарха должны быть согласны не менее как две трети членов из каждой коллегии.

Но вне этих исключительных случаев члены синода обязаны воздавать патриарху подобающую честь как высшему духовному начальнику и главе всего клира и как председателю синода. Они обязаны уступать и внимать его советам и наставлениям, вести себя и в заседаниях синода, и вне его с подобающею скромностью и достоинством, избегая всякого слова, компрометирующего достоинство патриарха. За нарушение этого обязательного отношения к патриарху член синода подвергается на первый раз вразумлению патриарха, а при повторении – публичному выговору синода и затем – суду его.

Для делопроизводства священный синод имеет свою канцелярию, состоящую в непосредственном заведывании первого и второго секретарей, определяемых на должность патриархом и синодом. Первый и второй секретари участвуют в заседаньях синода только в качестве докладчиков дел, но без права голоса; они избираются из клириков и могут быть представляемы кандидатами на епископство, первый по истечении 5 лет службы, второй 7. Обычные заседания синода происходят трижды в неделю; каждая бумага, из него исходящая, должна иметь синодскую печать. Эта печать составная – из шести частей, которые хранят шесть членов синода, а ключ – патриарх.

Одною из существенных обязанностей священного синода служит попечение о благоустройстве и благосостоянии человеколюбивых учреждений: женского детского приюта и сиротского дома для мальчиков-сирот, также точно и попечение о народных человеколюбивых учреждениях в Константинополе – больнице, народной школе в Фанаре, народных школах епархиальных и приходских. В непосредственном ведении и зависимости от священного синода состоят: скевофилакс, заведующий хранением ризницы и священных сосудов патриаршего храма, и библиотекарь, заведующий патриаршею библиотекою: и тот, и другой состоят под непосредственным ведением одного из членов священного синода.

Народный постоянный смешанный совет состоит, так же как и священный синод, из 12 членов: 4 архиереев и 8 мирских лиц; председательствует в нем старейший из членов архиереев, а в делах особенной важности патриарх. Совет имеет канцелярию и двух секретарей 1-го и 2-го знающих языки: эллинский, турецкий, болгарский и французский. Период службы членов – двухлетний, причем каждогодно возобновляется половина членов; члены архиереи избираются из членов священного синода патриархом и синодальными членами. Избрание мирских членов Совета происходит следующим порядком: в определенный день патриарх оповещает прихожан церквей Константинополя, дабы они установленным порядком избрали представителей от приходов в числе 26, каковые и должны ко дню избрания явиться в патриархию. Здесь из них, членов священного синода и членов смешанного совета составляется избирательное собрание. Первоначально составляется реестр кандидатов, представлять коих имеет право каждый член избирательного собрания, и затем посредством закрытой баллотировки из сих кандидатов избираются члены смешанного совета. По окончании акта избрания патриарх сообщает имена избранных членов – архиереев и мирян – Порте на утверждение. В члены смешанного совета могут быть избираемы только постоянные жители Константинополя, подданные Оттоманской империи, не менее 30 лет возраста.

Предметами ведения смешанного совета служат финансы и церковно-хозяйственные дела патриархата, равно как и приложение гражданской юрисдикции в том объеме, в каком оттоманским правительством она предоставлена патриарху. В частности смешанный совет имеет в исключительном своем ведении приходы и расходы патриаршего престола, церквей, народных школ, больниц и прочих общеполезных, принадлежащих православным, учреждений Константинополя.

Для благоустроения народных школ и прочих общеполезных учреждений смешанный совет назначает епитропами и ефорами, по сношении с патриархом, людей способных к тому и честных, из подданных Порты. Он рассматривает и проверяет ежегодные отчеты сих епитропов и через первого секретаря вносить роспись доходов и расходов в специальный кодекс. По окончании каждого года рассматривает отчет казначейства со вновь избранными членами в избирательном собрании, причем казначей представляет сполна все письменные распоряжения совета, каковые потом в запечатанном конверте вносятся в архив совета. Смешанный совет составляет роспись (тариф) канцелярских пошлин народного казначейства, представляет его для утверждения Порте и назначает к собиранию их одного казначея на два года, под поручительством которого без письменного распоряжения совета не может израсходовать ни одного овола.

Смешанный совет осуществляет гражданскую юрисдикцию в размерах, предоставляемых патриархии бератами и узаконениями.

В рассматриваемом нами узаконении указаны следующие предметы этой юрисдикции, как состоящие в ведении смешанного совета:

а) Смешанный совет утверждает каждый документ, изданный кем-либо из архиереев относительно приходов и расходов народной школы, больницы, иных общеполезных учреждений; также церквей, монастырей, находящихся в Константинополе, равно и относительно завещаний, пожертвований на церкви, относительно брачного дара и приданого.

б) поелику завещание каждого православного христианина, согласное с законами и указами высокого правительства и с изданным узаконением о христианских имуществах, может быть явлено и утверждено каждым местным начальником (т. е. епархиальным архиереем или его епитропом): то смешанный совет принимает меры к исполнению содержащихся в таковых завещаниях определений.

в) Смешанный совет исследует дела о приходах и расходах монастырей, принадлежащих вселенскому престолу, равно как возникающее споры о завещаниях, пожертвованиях на церковь, о брачном даре и приданом, равно как рассматривает те же духовный дела, с которыми Порта относится в патриархию.

г) Когда представляется со стороны христиан какой-либо епархии жалоба на их архиерея, то, если предметом ее служит гражданский иск, процесс производится согласно члену 8-му об избрании архиереев (комиссиею, составленною из 4 членов архиереев и 4 мирских членов смешанного совета). Смешанный совет составляет свои обычные заседания дважды в неделю; постановляет определения и решения по большинству голосов; при равенстве их перевес на стороне, имеющей голос председателя; каждое собрание, имеющее две трети членов, почитается полным. Смешанный совет имеет свою трехсоставную печать, одну часть которой имеют у себя четыре члена архиерея, прочие две – восемь мирских членов, а ключ – председатель. Этою печатью утверждаются все документы, исходящие из совета равно как постановления и судебные решения. Каждый такой документ непременно вносится предварительно в кодекс совета.

Таково в основных чертах устройство синодально-патриаршей национальной формы в настоящее время. Она есть результат долгого исторического опыта греческой нации, глубоко преданной православию и состоящей в турецком подданстве. Основная задача ее состоит в том, чтобы соединить канонические требования синодального устройства с предоставлением законного права на участие в делах церковного управления мнению и голосу мирян. И нельзя не признать, что эта задача здесь выполнена довольно удачно. В высших центральных церковных учреждениях константинопольского патриархата последовательно проведен канонический принцип управления церковного чрез иерархию, – в ее высших представителях – патриархе и синоде архиереев и отведена достаточная сфера мнению и деятельному участию православного народа. Здесь мы не видим ни папского абсолютизма, ни римско-католического клерикализма, ни лютеранского демократизма, так что здесь, по крайней мере формально, осуществляется вполне идея живого, братского общения и деятельного участия каждого члена церкви в общей ее жизни, идее характерно выраженная известным православным канонистом, покойным митрополитом румынским Андреем Шагуною: «как в человеческом теле, – говорит он в своем учебнике церковного права, – так и в церковном теле члены действуют то порознь, то вместе, т. е. каждый член действует во-первых один, для самого себя, потом все вместе друг с другом и друг для друга. Напр. всякий архипастырь – епископ, митрополит, патриарх – действует отдельно, сам по себе и для самого себя на освящение и спасение своей души и на освящение и спасение своего клира и верного народа с употреблением власти вязать и решить, и вместе с архипастырями в вопросах догматических, таинственных, обрядовых, и даже – с представителями народа епархии, митрополии, патриархата в делах управления, дисциплины и хозяйства церкви. С другой стороны здесь довольно удачно проведено различие сфер власти священной и власти церковно-правительственной. В первой, как ведающей чисто церковные, духовные предметы признан высший авторитет иерархии: одна она отправляет обязанности и применяет полномочия учительства и пастырства. Мирянин, как мирянин, здесь не имеет никаких полномочий. Но в применении церковью своей юрисдикции, особенно в области гражданских прав и привилегий церкви, в области хозяйственной, экономической уделено весьма достаточно участия и полномочий преданным церкви мирянам, но и здесь – с сохранением полного достоинства и преимущества иерархии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]