1000-летие крещения Руси – это крупные религиозные праздники, которые проходили в СССР в 1988 году. Организатор – Русская православная церковь.
Владимир Святославич — князь новгородский (970—988), князь киевский (978—1015), при котором произошло крещение Руси, 988 год. Москва, Боровицкая площадь
Атеистическое государство предлагает провести церковный праздник
Князь Владимир крестил Русь в 988 году. Юбилей в 1000 лет пришелся на атеистический период в жизни страны. Но государство участвовало в подготовке к празднику.
Вот что говорит об этом заведующий кафедрой истории Русской православной церкви БФ ПСТГУ, протоиерей Александр Щелкачев:
«Юбилейная дата Тысячелетия Крещения Руси — важное событие для Русской Церкви, но тогда в России были гонения, и Церковь не могла выступить с инициативой проведения церковных торжеств на государственном уровне, поэтому предложение провести праздник исходило от коммунистической партии.
В Церкви казалось, что никаких торжеств не будет. Можно только догадываться, почему компартия решила провести торжества. Может быть, для того чтобы продемонстрировать всему миру, что у нас нет гонений на Церковь, может, из-за опасения, что если праздник не будет отмечаться у нас, то инициатива будет перехвачена Зарубежной церковью. Но, вместе с тем, чувствовался промысл Божий. Чем ближе приближалось время праздника, тем яснее это становилось.
Я слышал небольшой рассказ, который характеризует церковно-политическую обстановку того времени. Во время подготовки к празднику вызывали всех настоятелей московских храмов. Отец Владимир Рожков, настоятель Николо-Кузнецкого храма до отца Владимира Воробьева, был вызван к уполномоченному по делам религий. Причем, отправляясь к нему, он спрятал крест и рясу.
Вдруг уполномоченный начал говорить, что у нас вами задача как следует отметить Тысячелетие Крещения Руси: «Что для этого нужно сделать»? Отец Владимир понял, о чем будет разговор и что за обстановка, надел рясу, крест и сказал, что нужно, прежде всего, ликвидировать лужу, которая была перед входом в Николо-Кузнецкий храм».
Источник pravmir.ru
Встреча с М. С. Горбачева и Патриарха Пимена в Екатерининском зале Кремля для подготовки к 1000-летию введения христианства на Руси. 29 апреля 1988 года
История Крещения Руси
Киевский князь Владимир Святославич принял крещение в 988 году. Согласно древнейшей русской летописи — «Повести временных лет», обряд состоялся в византийском поселении в Крыму — Корсуни (греческое название — Херсон, ныне территория города Севастополь). По другим источникам, Владимир был крещен в Киеве или в одной из своих резиденций близ него.
После принятия христианства Владимир приказал уничтожить в русских городах языческие капища, организовал крещение киевлян, а позднее и остальных жителей Древнерусского государства. В 996 году в Киеве была учреждена русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату, а в других центрах Руси (в частности, в Новгороде) установлены епископские кафедры. В 990-е годы началось строительство первых каменных и деревянных церквей. В целом процесс христианизации Древней Руси завершился к XII-XIII векам. Крещение способствовало расцвету культуры, распространению грамотности и книжности, развитию зодчества и других форм искусства.
По мнению историков, принятие христианства Владимиром было обусловлено как его личными духовными исканиями, так и рядом внутри- и внешнеполитических причин. Язычество не устраивало князя в качестве государственной идеологии, так как противоречило идее централизации государственной власти. Кроме того, принятие христианства позволяло ввести Русь в число ведущих европейских держав своего времени и значительно повысить ее международный статус. Также историки отмечают, что к принятию христианства Владимира могла подтолкнуть память о матери его отца, княгине Ольге, которая крестилась в Византии в 950-х годах.
5–12 июня 1988 года отмечали юбилей крещения
Основные юбилейные торжества были в Загорске и Москве 5–12 июня. Тогда же назначили и Поместный собор — это крупное религиозное собрание, на котором епископы, пресвитеры, диаконы и миряне обсуждают вопросы веры, реформы церковной жизни, утверждают новых святых.
В Москву съехались участники Поместного собора, а также 517 гостей, в том числе предстоятели поместных православных церквей:
- Патриарх Антиохийский Игнатий IV.
- Патриарх Иерусалимский Диодор.
- Каталикос-Патриарх всея Грузии Илия II.
- Патриарх Болгарский Максим.
- архиепископ Кипрский Хризостом I.
- митрополит Варшавский Василий.
- митрополит Пражский Дорофей.
- митрополит всей Америки и Канады Феодосий.
13 июня 1988 года в Москве, патриарх Пимен заложил камень в основание храма, посвящаемого 1000-летию Крещения Руси. Храм находится в районе Царицынских прудов, вблизи Каширского шоссе.
Праздники начались в московском Богоявленском соборе с Божественной литургии.
Патриарх Пимен в Богоявленском соборе открывает торжества, посвященные празднованию 1000-летия крещения Руси
Всю неделю с 5 июня по 12 июня в московских храмах были праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение. Это особое торжественное богослужение, которое проходит вечером.
Всенощное бдение состоит из:
- Вечерни
– первая служба, которая напоминает и изображает ветхозаветные времена. Вспоминают как Бог сотворил мир, как согрешили первые люди, как их изгнали из рая, они раскаялись и молились о спасении. Также в службе упоминают о надежде согласно обетованию Бога и о том, как обетование исполнилось. - Утрени
– вторая служба, которая напоминает о новозаветных временах: как Иисус Христос явился в мир, жил, умер и воскрес. - Первого часа
– короткого молитвенного чтения на 15–20 минут, где верующие просят Бога, чтобы Он услышал их голос и исправил дела рук их в течение дня.
В древности всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Во время такой службы храм освещают больше, чем в другие дни.
Празднование в Москве
Памятная медаль в честь празднования 1000-летия крещения Руси. Такие продавались в лавке Троице-Сергиевой лавры в 1988 году
На площади только что восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря прошла Божественная литургия. Ее совершили:
- Патриарх Антиохийский Игнатий IV.
- Патриарх Иерусалимский Диодор I.
- Патриарх Московский Пимен.
- Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II.
- Патриарх Румынский Феоктист.
- Патриарх Болгарский Максим.
- Архиепископ Кипрский Хризостом I.
Обряд Божественной литургии в Даниловом монастыре
ХХ век
С конца 50-х годов XIX века Россия вступила в эпоху «великих реформ». Это было время новых чаяний, прогрессивных преобразований и всеобщего воодушевления в российском обществе. Наблюдался подъем и в церковной жизни. В это время Святейшим Синодом Русской Церкви было открыто несколько миссий для проповеди Православия за пределами России. Многие студенты духовных школ мечтали посвятить себя миссионерству. Так, в Петербургской Духовной Академии лишь только объявили о поиске кандидатуры на место настоятеля консульской церкви в Японии, сразу нашлась масса желающих. Среди них был и Иван Касаткин, сын сельского дьякона из Смоленской губернии. Именно ему выпала честь быть назначенным на эту должность. Как вспоминал потом его однокурсник по Академии, «все мы, двенадцать человек из выпускного курса, охотники до миссионерства, записались при условии женитьбы, а Ваня Касаткин один – монахом, и перебил всех!» К тому времени Ивану шел 24-й год. За его плечами уже были Бельское духовное училище, Смоленская семинария и три курса столичной Академии, в которой Иван был одним из лучших студентов.
Перед отъездом в Японию в 1860 году Иван был пострижен в монахи с именем Николай и рукоположен в сан священника. Только через год после этого, проехав через всю Россию, молодой иеромонах Николай добрался до места своего назначения. Но сразу приступить к проповеди Евангелия было невозможно. Закон о запрещении чужых религий, действовавший в Японии уже более двухсот лет, был крайне строг, неповиновение ему каралось смертью. Поэтому на первых порах деятельность молодого миссионера ограничилась церковными службами для консульских служащих и моряков российского флота. Николай верил, что Бог даст ему возможность миссии, и тщательно готовился к этому. «Я старался сначала со всею скрупулезностью изучить японскую историю, – пишет святитель, – религию и дух японского народа, чтобы узнать, в какой мере осуществимы надежды на просвещение страны евангельской проповедью…» И первым обращенным им к христианству японцем оказался потенциальный убийца.
Часто посещая дом русского консула, отец Николай не раз сталкивался в коридорах с суровым и надменным японцем, который преподавал сыну консула искусство фехтования. Это был Савабэ – жрец синтоистского храма, самурай, знаменитый мастер боя на мечах. Он состоял в тайной организации, ставившей целью истребить в Японии всех иноземцев. Однажды самурай не смог сдержать своего гнева и заявил при встрече священнику: «Вас, иностранцев, нужно всех перебить… Ты же со своей проповедью более всех вредишь Японии». Николай на гневную тираду японца спокойно ответил: «А разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Выслушай сначала меня, а потом и суди. Если мое учение будет худо, тогда я и сам уйду». Самурай нехотя, но согласился слушать. Сначала он прерывал миссионера, злословил и смеялся, но постепенно начал все глубже задумываться, а потом и сам попросил о новой встрече для продолжения беседы. После нескольких таких бесед перед изумленным японцем открылась истина христианства. Об этом первом своем ученике отец Николай писал: «Ходит ко мне один жрец древней религии изучать нашу веру. Если он не охладеет или не погибнет от смертной казни за принятие христианства, то от него можно ждать многого…» И надежды Николая оправдались. Самурай крестился. За это он подвергся преследованиям: дом его был сожжен, самого бросили в подземную тюрьму. Но, выдержав все испытания, он не ослабел в вере и впоследствии стал первым православным священником-японцем.
В 1904 году святителю Николаю предстояло пережить тяжкое испытание – русско-японскую войну. Оставшись в Японии один, Николай разослал по всем храмам официальные послания, в которых о и предписывал «молиться о победе японских войск». Этим он сохранил Японскую Церковь невредимой от гонений властей. Сам же святитель в это время не участвовал в общественных богослужениях.
После отмены закона о противостоянии чужым религиям в Японии была учреждена Русская духовная миссия во главе с отцом Николаем, который вскоре начал строительство кафедрального собора в Токио. Удачно расположенный православный собор стал одним из самых высоких зданий в столице. На его освящении присутствовало уже 19 японских священников и более 4 тысяч христиан. Такой успех миссии Николая Касаткина объясняется тем, что Японская Православная Церковь с самого начала имела национальные черты. Миссионер бережно относился ко всем проявлениям японской культуры. Например, в православных храмах Японии, по местному обычаю, ходили босиком, проповеди слушали сидя на полу. «Вначале завоевать любовь, а потом нести слово» – это было руководящим правилом всей деятельности апостола Японии. И чуткие японцы отвечали Николаю взаимностью. «Все глубоко уважают его и питают к нему искреннюю любовь и преданность, – писал впоследствии один из его воспитанников, – не только христиане, но и люди других религий». Так, однажды святитель зашел, чтобы послушать проповедь в буддийский храм. Храм был переполнен. И тогда настоятель подвел его к жертвеннику, снял с него дорогие украшения и любезно предложил сесть, к великому удивлению растерявшегося миссионера.
В основанной Николаем Токийской духовной семинарии в первые пять из семи лет обучения давалось образование, подобное университетскому. Уровень преподавания был настолько высок, что даже высокопоставленные японские чиновники отправляли туда своих детей. Из числа воспитанников семинарии вышли многие японские государственные деятели и видные ученые, так как поступать в семинарию и учиться на низших курсах, где еще не преподавали богословские науки, могли не только христиане.
Отмечая 50-летие служения Николая в Японии, Николая поздравляла, казалось, вся Япония – император, губернатор Токио, японская пресса. «Те заслуги, какие оказал нашему государству маститый учитель Николай, – отметил в своей речи столичный губернатор, – не ограничиваются успехами одного только миссионера, но заключаются и в том, что он содействовал цивилизации в нашей стране…» Святитель трудился до последнего дня и даже скончался с пером в руке, трудясь над переводом Священного Писания на японский язык. Император не только дал разрешение похоронить его в пределах Токио, что было большой честью для иностранца, но и прислал венок на могилу миссионера, что означало только одно – знак признания выдающихся заслуг усопшего перед страной. Так, приехав в Японию один, без знания языка, святитель Николай оставил после себя более 40 тысяч православных японцев, 276 приходов и 42 священника. Единое пшеничное зерно дало плод многий.
М.В. Первушин
Поместный собор 6–9 июня 1988 года
Поместный собор. Это был четвертый Поместный собор для Русской православной церкви.
6 июня открылся Поместный собор в Троице-Сергиевой Лавре. Он проходил до 9 июня.
Решения собора:
- Приняли новый Устав, по которому духовенство контролировало хозяйственные дела приходов. До этого церковь подчинялась реформе приходского управления 1961 года — в результате церковные деньги зачастую распределяли неверующие люди со стороны.
- Девять новых святых причислили к лику святых: князь Димитрий Донской, преподобный Андрей Рублев, преподобный Максим Грек, святитель Макарий Московский, преподобный Паисий Величковский, блаженная Ксения Петербургская, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник.
Причины
Поворот власти лицом к церкви объяснялся неудачами перестройки. Экономический эффект от политики «ускорения» и создания кооперативов оказался незначительным. В то же время общественное обсуждение болезненных тем, прежде всего связанных с историей раннесоветского периода, вскрыло противоречия, которые нужно было сгладить отказом от самых одиозных «перегибов» внутренней политики. Наконец, и для успеха международной дипломатии Горбачеву требовался явный символ перемен, означающий, что СССР — больше не «империя зла», как когда-то утверждал Рональд Рейган.
Активизация церковной жизни в Советском Союзе совпала по времени с общественно-экономическим кризисом 1980—90-х. Вера в Бога помогла пережить тяжелые времена многим людям, столкнувшимся с крушением прежних идеалов.
В честь праздника в Москве построили колокольню, часовню и храм
Московское патриаршее подворье в честь 1000-летия Крещения Руси
Постройки возвели на берегу Борисовских прудов. Здания видны с Каширского шоссе, от которого к надвратной колокольне ведёт белокаменный арочный пешеходный мост.
У подворья 11 колоколов (самый большой — весом почти 2500 кг) привезли в 2001 году.
В 2002 году их установили на колокольне, а в 2003 году — соорудили помост и смонтировали «систему управления» звоном.
Московский храм Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове
Московский храм Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове
Вместимость массивного храма — до трёх тысяч человек, высота с крестом — 70 метров. Это однокупольное кубическое здание, к которому со всех четырёх сторон пристроены полуциркульные экседры, что сделало план храма крестообразным.
В восточной экседре расположен главный алтарь, в боковых — приделы, а западная является притвором. Храм перекрыт мощным парусным сводом, опирающимся на стены, как в древних византийских постройках. Завершает здание полусферический ребристый купол. В его барабане двенадцать окон по числу апостолов. Полукупола экседр повторяют форму купола и почти равны ему по диаметру, из-за чего храм кажется многоглавым.
Александро-Невская часовня
Александро-Невская часовня
Часовня во имя благоверного великого князя Александра Невского — первое сооружение, которое возвели на патриаршем подворье. Расположена к юго-западу от храма. Здание увенчано полусферической главой на высоком гранёном барабане.
Высота часовни — 16,4 м
Колокольня Московского патриаршего подворья
Колокольня Московского патриаршего подворья
Постройка расположена на западной стороне подворья, у края пешеходного моста, ведущего от Каширского шоссе. Колокольня завершена куполом и полукуполами подобными храмовым, но меньшего размера.