Правление Мономаха
Весной 1113 после смерти князя Святополка должно было начаться правление Владимира Мономаха. Киевляне искренне желали видеть на престоле именно его. Как и двадцать лет назад киевляне предложили Владимиру возглавить Киев. Князь отказался, поскольку никогда не чувствам сильной тяги к управлению всей страной. В этом случае по традиции наследования престола Киевом должен был править Давид, старший сын Игоря, брата Святополка. Но Киевляне, требуя, чтобы началось правление Владимира Мономаха, устроили беспорядки в городе. В конечном итоге Владимир Мономах сдался. И в том же 1113 году въехал в Киев.
Правление Владимира Мономаха, безусловно, можно назвать одним из самых успешных за всю историю Киевской Руси. Причиной этому служил ум князя, а также его решимость. Без капли сомнения он наказывал всех врагов страны, как внешних, так и внутренних. Сам, а также с помощью своих сыновей Мономах одержал немало славных побед. Старший сын Мономаха Мстислав ходил в походы на Ливонию, и всякий раз возвращался с победой. Младший сын Мономаха Георгий ходил в походы в Булгарию. Эти походы так же были успешны. Средний сын Мономаха Ярополк воевал на полоцком направлении. За время этих войн он сумел захватить три половецких города. Слава о победах Мономаха разнеслась по всей Европе. Греческий император очень опасался росшего могущества Киевской Руси. И не зря. Мономах отправил Мстислава, своего старшего сына, в Адрианаполь. Опасаясь войны с русскими, греческий император отправил в Киев богатые дары, дабы примериться с Владимиром. Одними из составляющих этих даров стали держава и скипетре, шапка Мономаха и древние бармы. Именно эти предметы впоследствии стали неотъемлемой частью российской государственности. Дары эти доставил лично епископ Византийский, превратил правление Владимира Мономаха из княжеского в царское. Епископ объявил Мономаха царем Руси.
Рассказ Мономаха о своей жизни
Приступив к рассказу о своей жизни, князь отмечал, что начал самостоятельную жизнь в тринадцатилетнем возрасте, когда отец отправил его в Ростов через Вятичи. Неоднократно Мономах ездил из Чернигова в Киев со своим отцом, нередко заключал мир с половецкими князьями – как с отцом, так и без него, а во время войн он убил в боях около двухсот половецких воинов. К тому же князь был заядлым охотником. Мономах рассказывает, как в Чернигове «своими руками ловил диких лошадей», охотился на кабана, медведя, лося. При этом Мономах не перекладывал все обязанности по ведению охотничьего хозяйства только на слуг, многое делал он сам.
Заканчивая рассказ, князь выражает надежду, что его дети не будут судить его, потому что он меньше всего думал, чтобы похвастаться перед ними своей храбростью и доблестью, так как хотел только прославить Бога и прославить его милость. Князь убеждал детей не бояться смерти, потому что человек умрет только тогда, если будет позволено Богом.
Внутренняя и внешняя политика Мономаха
Не ограничивалось правление Владимира Мономаха укреплением границ государства. Жестоко карал князь всех, кто пытался угрожать государству его. В 1119 году единственный князь, который не признавал законности власти Мономаха – Глеб, князь минский, захватил город Слуцк. Правление Владимира Мономаха было жестоким, но справедливым. Не мог князь потерпеть своевольности Глеба, собрал войско и двинулся на Слуцк. В состоявшемся сражении Монома одержал победу. Глеб был плене и доставлен в Киев, где и скончался в 1119 году.
Правление Владимира Мономаха продолжилось и дальше усиление государства российского. Граждане Киева надеялись, что Владимир переделает систему наследования власти, чтобы избежать в дальнейшем войн брата с братом. Но Мономах, который страстно любил свою страну, этого не сделал. Причины сего весьма прозрачны. Было абсолютно очевидно, что изменение системы наследования престола вызвало бы новую междоусобную войну со стороны абсолютно всех князей Руси, которые не пожелали бы терять свое право на киевский престол.
Славно было правление Владимира Мономаха, которое смело можно характеризовать периодом перемирия внутри страны. Долго ждали граждане мира и вот с приходом к власти Владимира они его получили. Сам Мономах прожил 73 года. 19 мая 1125 года Владимир отправился на берег реки Альт, в церковь, которую по его приказу там построили. У входа в церковь, в том самом месте, где некогда был убит князь Борис, и умер Владимир Мономах.
Поучение Владимира Мономаха
Предчувствуя скорую гибель свою, великий киевский князь Мономах оставил письменное поучение Владимира Мономаха детям. Этот труд, составленный Владимиром, касался многих тем, но главным смыслом, которое несло в себе поучение детям, было передать им законы Божьи и научить справедливо управлять государством. Поучение Владимира Мономаха детям начиналось с краткого описания жизни Владимира. Он писал о том, что при рождении его Ярослав Мудрый, дед Владимира, дал ему имя Владимир, а родители его дополнили его прозвищем Мономах. Причины появления этого прозвища не уточнены, но вероятнее всего, оно связанно с тем, что Владимир по материнской линии был потомком Византийского императора – Мономаха.
Далее поучение детям продолжилось призывом править справедливо и свято чтить и исполнять те положения, которые несет в себе поучение Владимира Мономаха. Владимир требовал свято чтить обещания, подкрепленные целованием креста, и никогда их не нарушать. После известного Любеческого съезда на Руси вспыхнула с новой силой междоусобная вона, но Владимир, свято чтивший данное им обещание, не запятнал кровью братьев руки свои. Продолжалось поучение Владимира Мономаха детям призывом заботиться о народе, быть открытым к его нуждам и всячески проявлять свои благодетели. «Будьте отцами для своего народа, честными и справедливыми, не убивайте не виновных и защищайте слабых», — так писал Владимир.
Войны были неотъемлемой частью того времени. Поэтому поучение детям продолжалось наставлением о том, как нужно вести себя в сражениях и походах. Поучение Владимира гласило, что в походе и в битве нужно быть смелым и заражать ею всех остальных. Нужно быть мудрым, ибо только умом достигаются большие победы. Владимир призывал сыновей своих во всем быть примером ля своих солдат и в битве не прятаться за воеводой, а опережать его. Во время отдыха, продолжалось поучение детям, нужно отдыхать, но не снимать с себя оружия, поскольку враг и смерть любят появляться внезапно. В битве и миру, продолжал Владимир Мономах, нужно во всем уповать на Бога и надеяться на его заступничество. Не следует беречь себя, опасаться кого-либо, человека или зверя. Бог всегда покровительствует смелым, не дает им умереть. Описывая Свои походы, Владимир писал о том, что всего их было 83. И это только крупных, мелких же он и счета не вел. И в каждом этом походе Владимир был первым среди войска своего. Поучение Владимира Мономаха детям завершало военную тему, а также тему жизни и смерти, тем, что нужно быть смелым и не бояться умереть с честью. Проведение самого определяет судьбу человека, и если ему будет угодно, чтобы человек умер, то такого человека не спасет ничего, ни латы, ни прочные стены замка, ни другие люди.
Отдельной строкой поучение Владимира Мономаха детям несло в себе призыв к получению знаний. Владимир писал своим детям, чтобы те постоянно искали новых знаний: «Вы должны на всю жизнь запомнить то, что узнали. А то чего не знаете – должны стремиться узнать, чтобы уже никогда не забыть». Сам Владимир свято следовал этому правилу. По приданию летописцев он был крайне образованным человеком. Относится это также и к отцу его, Всеволоду Ярославичу, который даже сидя дома, как говорил Владимир, знал пять иностранных языков, чем заслуживал любовь и уважение других князей и царей соседних держав.
Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей. Всякий странник должен быть встречен с любовью, поскольку именно странники разносят по странам другим славу о других государствах. И именно от теплоты их приема зависит, будет эта слава доброй или худой.
Поучение Владимира Мономаха детям сохранилось до наших дней в, так называемой, Лаврентьевской летописи. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим.
Письмо Мономаха к Олегу Святославичу
Третьей частью «Поучений» выступает письмо Олегу Святославичу, которое Мономах написал вскоре после трагических событий 6 сентября 1096 г. в Муроме, где в битве с Олегом погиб сын Мономаха. Выслушав совет старшего сына, которого крестил двоюродный брат Олег Святославич, князь написал ему письмо в надежде на примирение. Князь советует Олегу прислать к нему свою невестку, вдову убитого, потому что именно так поступали их отцы и деды, когда хотели помириться. Поскольку мертвых уже нельзя вернуть, и суд исходит от Бога, а не от того, кто убил, то нужно обратиться к Богу, который может просветить и направить шаги грешного человека. Завершая послание, Мономах говорил своему брату, что стремится к благу всех братьев земли Русской, и умоляет его не пытаться получить насилием то, что можно получить в знак искренней заботы и кровных уз.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Устав Владимира Всеволодовича
«Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой души». Владимир Мономаха
Устав Владимира Всеволодовича — один из разделов древнерусского свода законов, Русской Правды. Он был составлен в начале правления киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125 годы) с целью изменения части экономических, уголовных и социальных норм. Статьи Устава регулировали разрешение имущественных конфликтов, улучшали положение низших сословий, ограничивали влияние феодалов и ростовщиков.
Причины создания Устава
Единым сводом законов Руси до Владимира Мономаха была Русская Правда в Пространной редакции. Она была установлена в начале 11 века князем Ярославом Мудрым. Сто лет спустя многие нормы этого сборника уже не могли чётко регламентировать изменившиеся отношения в обществе.
Устав Владимира Всеволодовича был принят под давлением обострившихся социальных противоречий. Рост налогов привёл к обеднению населения. Киевляне были вынуждены брать в долг у ростовщиков под проценты. Возмущение населения в 1113 году переросло в восстание. Владимир Всеволодович, принявший киевский престол после смерти своего двоюродного брата Святополка, начал правление с разработки новых законов.
Структура документа
Самый ранний источник, содержащий новые законы Мономаха — Троицкий список Пространной Правды, датированный 14 веком. Текст оригинала не разбит на статьи, поэтому началом раздела принято считать красный заголовок «Устав Владимира Всеволодовича». Свод содержит следующие документы:
- Устав о резах (долговых процентах);
- Закон о долгах и банкротстве купцов;
- Устав о закупах (разорившихся крестьянах, отрабатывавших долг феодалу).
Многие историки предполагают, что непосредственно к Уставу Мономаха относятся 53-66 статьи. Ряд исследователей утверждает, что вся вторая часть Пространной Правды, до 121 статьи составлена в правление Владимира Всеволодовича.
Особенности произведения
Исторический источник демонстрирует, что Мономах принимал участие о множестве походов, заключил десятки соглашений. Об этом повествует сам князь. Нельзя утверждать, что все действия автора объективно справедливы. Зато они всегда выражают интересы его страны. Так, после принятия просьбы о помощи от самозванца, претендующего на престол Византии, Мономах понимал, что налицо обман. Боевые действия между Царьградом и Киевом закончились отсутствием серьезных успехов, а соглашение скрепил династический брак.
Владимир Всеволодович был человеком образованным. В его произведении немало цитат, особенно, из Библии. Это подтверждает не только наличие у правителя развитой морали, но и изучение им вопроса перед написанием своего завещания детям. В сочинении упомянуты многие русские города. Они из них стали крупными центрами, к примеру, Курск, Новгород, Владимир, Ростов. Другие утратили былое значение. Их примерами являются Стародуб, Берестье, Кордно. Благодаря заметкам князя об охоте на вепрей, оленей, туров, ученые сделали выводы об ареалах их обитания. Получается, что при помощи литературного памятника получили сведения различные науки.
Без специальной подготовки прочесть древний текст в оригинале невозможно. Причиной является слишком сильная разница межу русским языком двенадцатого столетия и современным. Выражается она не только написанием, но и произношением. К примеру, исчезли буквы «нус малый» и «нус большой», давно нет буквы «ять». Современным читателям неизвестно, какими звуками ранее обозначали твердый и мягкий знаки.
Прочтение текста в оригинале представляет серьезную проблему. Поэтому для анализа используют переводы. Обычно адаптации сопровождаются множеством примечаний. Это заметно упрощает работу с текстом. Комментарии пишут историки-профессионалы. Это позволяет не обращаться во время изучения каждого вопроса к энциклопедии и другим источникам. Несмотря на огромную разницу в написании, в структуре грамматики русского языка существенных перемен не произошло. Такое положение обеспечивает возможность видения стилистических особенностей и литературных приемов, использованных автором.
Содержание Устава
Первые статьи, принятые Мономахом, регулировали выплаты процентов по долгам. Кредитор, взявший третные проценты дважды в год, имел право получить только начальную сумму долга. Должник, уплативший третные проценты трижды за год, освобождался от возвращения самого капитала.
Новые законы определяли права закупов — людей, оказавшихся в зависимости у феодалов из-за неуплаты долга. «Закупы в деньгах» сохраняли право на свободу личности и не могли быть проданы. «Ролейные закупы» получали от заимодавца землю, которую обрабатывали в уплату за долг, а также скот и инвентарь. Они не могли уйти, не вернув хозяину имущество. Полномочия землевладельцев ограничивались — не разрешалось без вины наказывать закупа, отдавать его в залог или продавать в рабство.
В уставе Владимира Всеволодовича определялись ситуации, в которых свободный смерд мог стать холопом (рабом):
- брак с холопкой без договора;
- продажа себя или своего ребёнка в холопы;
- побег закупа от хозяина;
- служба в качестве тиуна без договора о свободе.
Вторая и третья части Устава дополняют нормы Русской Правды об имуществе и защите личной чести. Четвёртый раздел уточняет полномочия свидетелей в суде и размеры судебных пошлин.
Анализ
С самого начала «Поучения» Мономах указывает на завещательный характер своего назидания. По древнерусскому обычаю на место погребения тело усопшего доставляли на санях. Их упоминание означает приближение смерти. Это придает особое звучание всему, о чем говорит правитель. За его словами – прожитая им честно жизнь, дающая право на заветы. Для Владимира Всеволодовича детьми были все остальные князья. Поэтому обращение адресовано всем правителям. Автор призывает их помнить о предназначении, быть верными служителями интересам родной земли.
Четко прослеживается обращение к Библии. Все понимание поведения правителей Мономах строит на ее основе. Он проводит оценку всего сделанного и предлагает другим продолжить его путь. В «Поучении» князь предстает знакомым с книжными традициями и владеющим даром слова человеком с поэтичной образной речью. Он создает особый язык, ставший примером владения художественной речью.
Для большей убедительности, автор пользуется примерами из собственной жизни, приводит перечень походов. Это доказывает, что сам он придерживался правил, которые рекомендует соблюдать другим. Мономах призывает не предаваться лени, вникать во все государственные дела самим, избегать бессмысленных кровопролитий, чтобы понимать причины происходящего и правильно вести себя. Так автор завершает свое сочинение, показывая желание оставить след после себя, передать жизненный опыт тем, кто получает ответственность за судьбу Руси.
Автор упоминает о необходимости ответственности князей перед Богом, так как власть они получили свыше. Между «Поучением» и другими подобными произведениями средневековой литературы заметна связь. Но русский правитель не создавал литературное сочинение. Он пытался донести до потомков духовно-политический опыт, доставшийся дорогой ценой. Владимир Всеволодович предостерегал от повторения собственных ошибок тех, кто получал власть.
«Поучение» отвечало политическим потребностям времени. В нем сказано, что от единства народа и страны зависит и то, какой будет их жизнь. В автобиографическом произведении отражены государственные реалии и проблемы, факты из личной биографии великого деятеля.
Понимание вложенного автором смысла достигается изучением не вольных трактовок, а оригинальных документов. Поэтому внимания заслуживает также изучение других текстов различных эпох.
Значение Устава Мономаха
Законы, принятые Владимиром Всеволодовичем, помогли устранить социально-политическую напряжённость в стране. Определение прав закупов, смердов и холопов защищало их от произвола феодалов. Урегулирование финансово-кредитных вопросов стабилизировало экономику Руси. Устав Владимира Всеволодовича применялся в юридической практике древней Руси вплоть до утверждения татаро-монгольского ига.
Источник.