Житие святого благоверного князя Романа Угличского


Блгв. кн. Роман Угличский

Роман Угличский
(1235 — 1285), святой благоверный князь Память 3 февраля, 24 февраля в день обретения мощей, 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых

Сын Угличского князя Владимира и княгини Фотинии, племянник благоверного Василько, князя Ростовского, родился 1 октября 1235 года.

Был еще юношей, когда хан Батый с своими полчищами вторгся в пределы России. Отец Романа, князь Владимир, оставил Углич и отправился в Новгород, где скитался с семьею около 8 лет. Затем он вернулся в Углич и, съездив в Орду, получил разрешение от хана управлять своей вотчиной. После его смерти князем угличским стал старший сын его Андрей, который, однако, скоро умер, и в 1261 г. в управление княжеством вступил Роман.

Он устраивал богадельни, странноприимные дома и принимал в них убогих, приходивших к нему отовсюду. Более 15 храмов воздвигнуто было им в княжестве. Каждый день святой Роман присутствовал на богослужении, часто беседовал с благочестивыми иноками. После смерти супруги в 1280 году он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы и благотворительности. Он построил на высоком берегу Волги город Романов (ныне Тутаев). Скончался святой князь мирно 3 февраля 1285 года и погребен в церкви Преображения в Угличе.

В 1486 году мощи святого Романа были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. В 1595 году, по благословению патриарха Московского святителя Иова, вследствие известий о чудесах мощи были свидетельствованы Казанским митрополитом святителем Ермогеном, и князь Роман был причислен к лику святых. В 1609 году при нашествии поляков святые мощи сгорели вместе с храмом, но не были полностью утрачены, и в 1611 году по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. Впоследствии останки мощей благоверного князя хранились в особом приделе, посвященном его имени в Угличском соборе. С 1930 года мощи находились в Угличском музее, а в 1989 году возвращены Церкви, после чего были положены в Угличском Димитриевском храме на поле [1].

Житие

Святой Роман благоверный князь Угличский родился в 13 в. в тревожную пору, когда русские земли непрестанно осаждали своими походами татарские племена. Отец князя, Владимир Константинович, вынужден был изъявить формальную покорность татарскому хану и платить дань, чтобы сохранить таким образом жизнь угличан и своей семьи. Но, как гласит предание, прямой присяги хану он не принёс и, избегая ответственности за это, и в Угличе почти не жил. Детство благоверного князя Романа, как и его старшего брата Андрея, прошло, таким образом, среди страшных тревог и бедствий, больше в изгнании и странствованиях, чем в спокойном пребывании с родителями в Угличе.

По смерти Владимира угличским князем стал старший сын его Андрей, которому было всего 16 лет. Но при нем находилась мать его, которая и руководила детьми. Андрей скончался в 1261 году, не оставив детей, и угличское княжение досталось брату его Роману, который имел тогда 26 лет от роду.

Возросши в благочестивой семье князя Владимира Константиновича среди страшных тревог и испытаний, проведя немало времени в странствовании, князь Роман отличался благочестием и не питал большой склонности к шумной жизни и веселью. Будучи достаточно просвещенным, он занимался чтением книг, любил храмы Божии, духовенство и службу церковную. В тяжкую пору татарского владычества в угличском княжестве под началом князя Романа царил мир. Свое почитание Господу он воплотил в построении 15 храмов на территории своего княжества. Ежедневно князя можно было увидеть на службе, а также за беседой с иноками. Роман Угличский отличался благотворительностью, заботился об устроении богаделен и странноприимных домов.

В 1265 г. князь Роман сочетался браком с княжной Александрой, но потомства не имел. Вместе с ним в Угличе жила благочестивая его мать, княгиня Фотиния, которая под старость приняла иноческий чин с именем Евдокии, в 1278 году скончалась и погребена была в Угличе подле своего супруга. В 1281 году князь Роман лишился и своей супруги Александры и решил всецело посвятить себя служению Богу и делам благочестия. На берегу Волги им был построен город Романов.

Ровно через двести лет после кончины князя Романа в крепости города Углича угличский князь Андрей Васильевич приступил к постройке нового каменного собора Преображения Господня. При копании рва для основания нового храма Господь даровал князю Андрею обрести нетленные мощи Романа Угличского, которые и были потом поставлены в новопостроенном храме и лежали там целы и невредимы более ста двадцати лет. От этих нетленных мощей истекали многочисленные чудесные исцеления от различных болезней. Слава о сих чудесах распространилась повсюду, и патриарх Иов поручил казанскому митрополиту Гермогену освидетельствовать на месте святые мощи и сказания о чудесах. После сего освидетельствования святейший патриарх Иов благословил составить житие, стихиры и канон святому Роману, а также описание чудес, которые стали происходить от мощей с 3 февраля 1605 г.

Житие святого князя

Житие Романа еще с самого детства знаменовалось особым отношением к религии. Он длительное время мог просиживать за чтением святых писаний или за молитвой. Родился он в 30 годах 13 века. Его отец и старший брат рано умерли, что подвигло его в возрасте 26 лет стать управленцем Углича. Многие отмечали, что он старался помочь нуждающимся, для этого устраивались специальные дома.

Свое почитание Господу он воплотил в построении 15 храмов на территории своего княжества. Ежедневно его можно было увидеть на службе, а также за беседой с иноками. В 1280 году умерла его жена и он решил всецело посвятить себя служению Богу. На берегу Волги им был построен город Романов.

Лучшая статья для Вас, переходите: «Знамение» икона Божией Матери в чем помогает

Отошел в мир иной он мирно. Похоронили тело в Преображенской церкви родного города. После при перенесении в новую церковь было обнаружено, что мощи остались нетленными и его было причислено к лику святых. Но до наших дней они не сохранились, так как сгорели вместе с храмом во время нашествия поляков.

Святые мощи

В 1611 году город Углич постигло великое бедствие Смутного времени: польское разорение. От угличан требовали признания над ними власти польского короля Сигизмунда III. В ходе противостояния Углич был сожжён и разорён до основания, а с ним и Спасо-Преображенский собор. Впоследствии благочестивые почитатели святого Романа нашли и собрали обожженные кости его мощей: головы, ребер, рук и ног, положили в раку и поставили её в новом соборном храме Преображения, где они и покоятся до настоящего времени.

Икона святого

Икона святого князя Романа Угличского — это именная икона для мужчины с именем Роман.

Особенную силу имеют слова, когда их с верой произносят перед иконой святого Романа Угличского. О чём же молиться благоверному князю? Есть сведения, что наиболее эффективно просить помощи у святого Романа в принятии важных решений, денежном вопросе, укреплении веры, избавления от недугов, предупреждении недоразумений и споров.

В дни почитания святого, 16 февраля (3 февраля — по ст.стилю) и 5 июня (в день Собора Ростово-Ярославских святых), принято читать акафист Роману Угличскому, молитвы и тропарь.

Тропарь благоверному князю Роману Угличскому, глас 4

От младе́нства яви́лся еси́,/ правове́рный кня́же Рома́не,/ и́збран от Бо́га/ благоче́стия столп необори́м,/ ве́ру непоро́чну соблю́л еси́,/ моли́твами и ми́лостынею и посто́м Бо́гу угоди́л еси́;/ те́мже и по сме́рти яви́ся све́тлость жития́ твоего́,/ исцеля́еши бо неду́ги немощству́ющих,/ ве́рою притека́ющих ко свято́му твоему́ гро́бу./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:/ ра́дуйся, уго́дниче Бо́жий Рома́не,// гра́да Углеча похвало́ и утвержде́ние.

В чем помогает молитва святому

Всяческие прошения будут услышаны только тогда, когда они будут наделены верой в Господа и чистыми помыслами. Помните, что не все зависит только от святого, в большей части наша вера играет роль. Так о чем молятся святому князю? Есть сведения, что наиболее эффективно просить у него помощи в:

  • принятии важных решений;
  • денежном вопросе;
  • укреплении веры;
  • предупреждении недоразумений и споров;
  • избавлении от недугов.

Особенную силу слова имеют тогда, когда их произносят перед иконой Романа Угличского. При чтении молитвенных тестов, старайтесь максимально сосредоточится на положительном результате и абстрагироваться от всего.

Есть несколько разных вариантов прошений к нему. Все они разнятся тем, о чего именно нужно достичь. Каждый подбирает себе именно тот вариант, который подходит в данной жизненной ситуации.

В день почитания святого, 3 февраля, принято читать акафист Роману Угличскому, молитвы и тропарь.

Тропарь благоверного князя Романа Угличского

От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение.

тропарь благоверного князя Романа Угличского

Измлада явился еси, Богомудре,/ княже Романе всеблаженне,/ Божественный сосуд избран Богови,/ и ныне точиши нам многая исцеления,/ и вся недуги потоплявши,/ и спаси град свой Углеч,/ и всех верных сохраняй от невидимых и видимых враг,/ верою, молим, блаженне княже Романе,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

тропарь благоверного князя Романа Угличского

Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный княже Романе,/ в Богом порученном ти граде Углече,/ в животе своем просветився/ воздержанием и всенощным стоянием,/ постом, и молитвою, и слезами,/ моляся ко Всемилостивому Спасу за град свой/ и за вся страны Русския земли,/ и по преставлении твоем источаеши исцеления неоскудно/ приходящим с верою,/ тем же вопием ти:/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак благоверного князя Романа Угличского

Яко многосветлая звезда,/ всепразднственная память твоя возсия днесь, благоверный княже Романе,/ созывающи к похвалению люди твоя,/ песньми славословити честное житие твое/ и верно торжествовати святое твое успение,/ в немже молися, святе, ко Христу Богу нашему,/ еже избавитися нам от всех наветов вражиих,/ да вси зовем ти:/ радуйся, Романе пребогате, новый Российский чудотворче.

кондак благоверного князя Романа Угличского

Скончав добрый подвиг,/ и веру соблюде в сердцы своем,/ и венец нетленный от Бога приял еси,/ блаженный княже Романе,/ и славе Его сподобился еси,/ и Престолу предстал еси Спасову./ Молися Господеви спасти град Углеч и вся грады/ от нашествия иноплеменных, и междоусобныя брани, и поганых,/ и твое честное преставление почитающим/ грехов оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.

Святитель Димитрий Ростовский — Жития святых

ПОИСКФОРУМ

Житие святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца1

Память 3 февраля

Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского. Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем детстве. Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух сыновей — Андрея и Романа.

В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русской землей, а вместе и над Угличем: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиения здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска. На этом пути татары подчиняли своей власти все попадавшиеся города, а те, которые не хотели покоряться, разоряли и избивали их жителей. Ввиду явной и неотвратимой опасности угличский князь Владимир решил не сопротивляться бесплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам. Впрочем, сам он с семейством не хотел вынести позора и искал спасения на севере, удалившись в новгородские пределы. После несчастной битвы на реке Сити и гибели великого князя Юрия русские князья должны были признать власть татар и платить им дань. Этой участи должен был покориться и угличский князь, который по удалении Батыя на юг подобно другим князьям по миновании опасности вернулся в Углич и стал править, уже как подручник хана. Неизвестно, ходил ли князь Владимир в орду с изъявлением покорности хану, как это требовалось и как должны были делать все владетельные князья. Предание, записанное в пространном житии, гласит, что в орду Владимир не пошел, но, во избежание ответственности, не оставался и в Угличе, а проживал по другим городам и скончался во Владимире в 1249 году 27 декабря. Тело его тогда же было перенесено женой и детьми в Углич и погребено в Преображенском соборе.

Детство благоверного князя Романа, как и его старшего брата Андрея, прошло, таким образом, среди страшных тревог и бедствий, больше в изгнании и странствованиях, чем в спокойном пребывании с родителями в Угличе.

По смерти Владимира угличским князем стал старший сын его Андрей, которому было всего 16 лет. Но при нем находилась мать его, которая и руководила детьми. Андрей скончался в 1261 году, не оставив детей, и угличское княжение досталось брату его Роману, который имел тогда 26 лет от роду.

Возросши в благочестивой семье князя Владимира Константиновича среди страшных тревог и испытаний, проведя немало времени в странствовании, князь Роман отличался благочестием и не питал большой склонности к шумной жизни и веселью. Будучи достаточно просвещенным, он занимался чтением книг, любил храмы Божии, духовенство и службу церковную. К его княжению относят построение многих церквей в Угличе и пределах угличского княжества, которое при нем пользовалось миром, насколько это было возможно в тяжелое время татарского владычества. Власть князя Романа, кроме Углича, простиралась и на другие города: Кашин, Вежецкий Верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород. Ему же принадлежит построение нового города Романова на левом высоком берегу Волги против слободы Борисоглебской.

Князь Роман отличался благотворительностью, заботился об устроении богаделен и странноприимных домов.

В 1265 г. князь Роман сочетался браком с княжной Александрой, но потомства не имел. Вместе с ним в Угличе жила благочестивая его мать, княгиня Фотиния, которая под старость приняла иноческий чин с именем Евдокии, в 1278 году скончалась и погребена была в Угличе подле своего супруга. В 1281 году князь Роман лишился и своей супруги Александры и доживал последние свои годы в одиночестве, предаваясь делам и подвигам благочестия. Блаженная кончина его последовала 3 февраля 1285 года, к великой печали его подданных и родственных князей, которые любили и почитали его. Тело князя Романа положено было в соборном храме Преображения Господня, рядом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.

Ровно через двести лет после кончины князя Романа, именно в 1485 году, угличский князь Андрей Васильевич приступил к постройке нового, уже каменного собора Преображения Господня в крепости города Углича. При копании рва для основания нового храма Бог даровал князю Андрею обрести нетленные мощи князя Романа, которые и были потом поставлены в новопостроенном храме и лежали здесь целы и невредимы более ста двадцати лет. От этих нетленных мощей истекали многочисленные чудесные исцеления от различных болезней. Как жители Углича, так и окрестных мест благоговейно чтили мощи святого князя, но свидетельства со стороны церковных властей не было.

После убиения царевича Дмитрия в Угличе в конце шестнадцатого и первых годах семнадцатого столетия стали особенно часто повторяться чудесные исцеления больных, притекавших к мощам святого князя Романа. Слава о сих чудесах распространилась повсюду, и патриарх Иов поручил казанскому митрополиту Гермогену освидетельствовать на месте святые мощи и сказания о чудесах. После сего освидетельствования святейший патриарх Иов благословил составить житие, стихиры и канон святому Роману, а равно и описание чудес с 3 февраля 1605 года.

В 1609 году город Углич постигло великое бедствие, как и всю тогдашнюю Русь: литовское разорение. Город Углич был взят, жители во множестве перебиты, а дома, крепость и храмы Божии пограблены и пожжены. Враги ворвались и в Преображенский собор, разграбили и многое пожгли, а нарочито мощи святого князя Романа, покоившиеся там. Благочестивые почитатели святого Романа собрали обожженные кости его мощей: головы, ребер, рук и ног, положили в новую раку и опять поставили в соборном храме Преображения, где они и покоятся до настоящего времени.

В этот день празднуется память святой Анны пророчицы. Святая Анна пророчица, воспоминаемая в Евангелии, вместе со святым Симеоном Богоприимцем встретив Господа Иисуса во храме, проповедовала о Нем, что Он есть ожидаемый Мессия — Христос.

Примечания:

В 1605 году с 3 февраля стали совершаться чудеса от мощей святого князя Романа Угличского. Патриарх Иов тогда же поручил Казанскому митрополиту Гермогену, впоследствии патриарху, освидетельствовать мощи святого князя в Угличе и проверить сведения о чудесах. По благословению патриарха Иова воевода Семен Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монастыря Сергий составили житие, службу и описание чудес (с 3 февраля 1605 г.) св. князя Романа. После литовского разорения города Углича в 1609 году этого новонаписанного жития, равно как и сказания о чудесах с 3 февраля по 2 марта 1605 года, доискаться не могли; переписывали только службу и сказание о чудесах со 2 марта. По рукописи, хранящейся в Угличском Преображенском соборе, сказание о чудесах святого князя Романа напечатано в Яросл. Епарх. Ведом, за 1873 г. No 46-48 и отдельной брошюрой: «Повесть о чудесах святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца». Ярославль. 1874. Служба и сказание о чудесах нам известны и по нескольким другим рукописям. После утраты жития, написанного в 1605 г., впоследствии, в XVIII в., при Угличском Преображенском соборе составлено было новое пространное житие «с древнейших летописцев и достоверных географических историописателей»; по списку ХVIII в. это житие напечатано в Яросл. Епарх. Вед. за 1889 г. No 48-49 и отдельной брошюрой: «Житие святого и благоверного князя Романа Владимировича, Угличского чудотворца». Ярославль. 1890. Данные упомянутых здесь «Повести» и «Жития» в настоящем изложении проверены справками с летописными и другими свидетельствами.

Константин был сын великого князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, род. в 1185 г.; с 1207 г. был удельным князем ростовским, ярославским и угличским, а с 1216 г. великим князем владимирским; скончался в 1219 году.

Он род. около 1214 г.

Князь Владимир вступил в брак в 1232 г.; князь Андрей родился в 1233, а Роман — 1 октября 1235 года.

Андрей Васильевич, сын великого князя Василия Васильевича Темного и брат великого князя Иоанна Васильевича III, княжил в Угличе с 1462 г.; в 1422 был заточен Иоанном III в Переяславле, где и скончался в 1494 году.

Житие святого Романа и описание первых чудес его погибли в литовское разорение. Сохранилось вместе со службою святому Роману описание чудес от мощей его лишь со 2 марта того же 1605 года.

Лк.2:36-38. — Подробнее о св. Анне пророчице см. на с. 383.

Князь Роман Владимирович

Тринадцатое столетие является одним из самых напряженных периодов отечественной истории.

В начале XIII в. русские земли переживали период феодальной раздробленности. Особенностью их развития в это время было изменение общественного обустройства, миграция славянского населения с юга на северо-восток, усиление новых городов, возникновение новых политических центров, расцвет культуры. В первой трети XIII века, волость Ростово-Суздальского княжества, определяемая термином «Углече Поле» (Томсинский) «суверенизировалась» в Угличское княжество. Первый угличский князь Владимир Константинович вступил в брак в 1232 году, и супругой его стала рязанская княжна Евдокия Ингваревна. В этом союзе родились два сына: старший Андрей и младший Роман Владимировичи, впоследствии унаследовавшие угличский престол.

С.В. Томский в своей монографии «Углече Поле в IX – XIII веках» обращает особое внимание на имена сыновей. Если имя Андрей у суздальских Мономаховичей встречается с середины XII в., то имя Роман для этого княжеского дома следует признать редким. Единственным носителем такого имени в XII – XIII веках и оказывается Роман Владимирович угличский. В рязанской династии имя Роман было нередким (Экземплярский «Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г.: Том I — II.). Вероятнее всего один из сыновей Владимира Константиновича был назван «по отцовской линии», а второй — «по материнской», как это нередко бывало в семьях древнерусской знати.

Во второй трети XIII в. цветущую, но раздробленную Русь постигло страшное бедствие – нашествие монголо-татар. Рязань, Коломна, Суздаль, Владимир, Москва и другие города Северо-Восточной Руси зимой 1237 – 1238 годов подверглись жестокому разгрому.

Ф.Х. Киссель в своей работе «История города Углича» говорит о том, что Углич не был разорён, благодаря тому, что Владимир Константинович, посоветовавшись с боярами и духовенством, со всем «семейством и лучшими сокровищами удалился из Углича в Новгород, и укрывался там, покуда пронёсся бурный ураган Азиатских степей».

По другим сведениям (Экземплярский «Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г.: Том II стр. 126.) Владимир Константинович вместе с братьями примкнул к Великому князю Юрию и участвовал в бою на р. Сити 4 марта 1238 года, и оказался в числе князей, которых «Бог спас от меча татарского».

В отсутствии князя угличане добровольно сдали город на милость Батыю.

Таким образом, Роману было всего 2 года, когда Батый двинулся на Русь. Целых три года княжеская семья провела на Новгородской земле. По минованию опасности Угличский князь с семьёй вернулся в Углич. В 1248 году «явились в Углич татарские чиновники, князь Владимир отправился во Владимир и в 1249 году умер. Старший сын Андрей занял Угличский престол» (Жития русских святых, стр. 237).

О деятельности сыновей Владимира Константиновича общерусская летопись (Лаврентьевская и пр.) умалчивает, сообщая только об их кончине под 1261 и 1285 годами. Оба князя умерли бездетными, и династия угличских Константиновичей пресеклась в 1285 году после смерти Романа Владимировича.

Сведения о княжении Андрея и Романа можно найти в угличском летописце, на который ссылаются, и Ф.Х. Киссель, и Л.Ф. Соловьёв в своих трудах, посвящённых истории Углича. Из недавних изданий: «Жития русских святых» и книга «Святой благоверный Роман Угличский», составленная архимандритом Вениамином, Тутаев 2009 г. Так или иначе, вся перечисленная литература ссылается на угличский летописец, составленный не ранее XVIII века, в основу, которого скорее всего вошли более ранние, не сохранившиеся до наших дней источники.

Согласно летописцу и выше представленным источникам, Роман родился в 1235 году. Его детство, как и детство старшего брата Андрея, прошло среди страшных тревог и бедствий, больше в изгнании и странствованиях. Авторы очень часто дают подробную, личностную характеристику князю, как будто лично его знают. Описание характера и личностных качеств князя встречается ещё у Кисселя, а тот в свою очередь, без сомнения, вдохновляется угличским летописцем: «… сей благоверный и христолюбивый вторый сын Владимиров Роман, князь Углический и богоугодный властодержец, иже бо дородетелию и благотворением прежде княжившия его превзыде властодержцы несоравненно, и непорочным житием в конец Богу угоди, и к самому праведных уготованному райскому селению весма достиже…» такими эпитетами описан Роман угличский в летописи. Складывается впечатление, что автор летописи лично знал князя или был его современником. Отсюда и в житии мы встречаем похожее описание характера. Роман Владимирович занял угличский престол в 1261 году после смерти своего старшего брата Андрея Владимировича. На тот момент ему было 26 лет. Как говорит житие, возросши в благочестивой семье князя Владимира Константиновича среди страшных тревог и испытаний, проведя немало времени в странствовании, князь Роман отличался благочестием и не питал большой склонности к шумной жизни и веселью. Будучи достаточно просвещённым, он занимался чтением книг, любил храмы Божии, духовенство и службу церковную. (Житие, стр.4-5). Его характер стал той отправной точкой, фундаментом, связывающим его последующие деяния, как правителя, описанные, в «Истории города Углича». Князь Роман не оставлял свой город и княжество, чтобы воевать или пировать с другими князьями, и не сидел схимником в своём княжеском дворце, но вместе со своими поданными решал дела в думе. Судил своё княжество с кротостию, управлял с мудростию – строил больницы и странноприимные дома в Угличе и в монастырях. Первые содержались за счёт княжеской казны, а вторые от монастырской. Расширил и перестроил свой (княжеский) дворец. Построил в Угличе и других городах и сёлах более 15 церквей, а также украсил их богатыми вкладами. Но самым значительным деянием князя Романа Владимировича стало основание нового города, который был назван Романовым в честь своего основателя. О строительстве Романова рассказывает Угличский летописец (стр 63.) Киссель указывает 2 причины основание города: 1. Новое место торговли 2. Место защиты северных областей Угличского княжества или сразу обе причины. В 1238 году Ярославль подвергся монгольскому нападению. Часть ярославцев, сбегая от нашествия, поселилась в борисоглебсвом поселении. А уже князь Роман Владимирович, приехав в будущий Борисоглебск, увидел на другом берегу место идеальное для создания укреплённого поселения, первыми строителями Романова были борисоглебцы и осевшие жители из Ярославля. Позже Борисоглебское поселение стало слободой, а в 1777 году было преобразовано в город Борисоглебск. В 1822 году Романов и Борисоглебск были объединены в город, ныне Тутаев с 1918 года. Власть князя Романа простиралась и на другие города. При нём Угличское княжество семиградным именовалось. Как сказано в летописце: «… в то время Углическое княжение и седморичное, или десяторичное именовашеся, и Углический князь седмоградный, или десятоградный государь и великий властодержец нарицашеся». Города и слободы, бывшие под властью князя Романа: Кашин, Бежецкий верх, Железный Устюг, Дмитров, Звенигород, Романов и Углич, как столица и сосредоточение власти. Также подвластные слободы: Борисоглебская, Рыбная, Мологская.

Известно также, что Роман Владимирович был женат. Супругу звали Александрой, кроме имени о ней ничего не известно. Возможно, и скорее всего, она была княжной. Детей от этого союза не было. Скончался Роман Владимирович в 1285 году не оставив наследника. Угличский престол перешёл к ростовскому князю Дмитрию Борисовичу, внуку Василька Константиновича (брат Владимира Константиновича). Тело князя Романа положено было в соборном храме Преображения господня, рядом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.

У Л.Ф. Соловьёва похожие изложение истории правления Романа Владимировича. Таким образом, князь Роман угличский представлен благодетельным, мудрым, кротким, благочестивым – качествами, присущими святому человеку, коим Роман угличский и является, был канонизирован в к. XVI – нач. XVII века. Угличский летописец относят к началу XVIII столетия, поэтому неудивительно, что Роман Владимирович уже был представлен в нём святым.

С.В. Томсинский в своей монографии «Углече Поле в IX – XIII веках» предполагает о наличии более раннего произведения, которое условно называет «Повесть о первых князьях угличских». По мнению Томсинского возможно существовало две редакции. Первая редакция могла возникнуть в тот период, когда память о событиях 1238 – 1285 годов ещё сохранялась в устной традиции, вскоре после кончины Романа Владимировича. После раздела владений ростовскими князьями, втянувшими Углич в усобицы и опустошительного разгрома 1293 года во время похода ордынского полководца Тудана (Дюденя), не могли не обострится ностальгические воспоминания о первых князьях, при которых угличане таких напастей не ведали и были спасены даже во время Батыева нашествия.

Вторая редакция «Повести о первых князьях угличских» должна предположительно быть отнесена к периоду, наступившего после большого пожара 1491 года, который уничтожил большую часть города, и последовавшему за этим бедствием разгрому угличского удела Иваном III.

По мнению С.В. Томсинского, ещё в 1480-е годы угличский князь Андрей Васильевич Большой учредил культ Романа Владимировича угличского, как миролюбивого, правосудного и заботившегося о церкви и народе правителя, покровителя новой удельной династии. Таким образом, Андрей Большой, активно противостоявший до 1491 года Великому князю Московскому, представлялся законным преемником первых угличских князей.

Иными словами, если версия о более ранних редакциях произведения о первых князьях угличских верна, то можно говорить о наложении событий XV века на события века XIII, чему также способствовала устойчивая симпатия к удельным князьям местных угличских книжников начала XVIII века.

К сожалению, общерусские летописи не сохранили сведений о периоде княжения Романа Владимировича. Из них мы знаем лишь то, что такой князь существовал, но никакими особыми делами в летописи он не отметился. С одной стороны это может говорить о том, что в Угличе в те годы действительно было спокойно, с другой – полный пробел. Лишь Угличский летописец даёт более развёрнутую версию повествования о периоде местной истории второй половины XIII века, но не следует забывать, что как источник он гораздо более поздний, следовательно, велика вероятность включения фрагментов, основанных на местных преданиях и легендах, созданных на фоне ностальгии по прошедшим временам.

Ясно одно, что за время княжения династии Константиновичей (Владимира, Андрея, Романа) Угличу удалось избежать страшной участи других городов. Это могло быть следствием мудрой политики угличских князей. Возможно, Андрей и Роман Владимировичи действительно все силы направляли на развитие и сохранение своего удельного княжества и Угличскому летописцу удалось передать, если не точную хронику событий второй половины XIII века, то, по крайней мере, охарактеризовать эту сложную эпоху.

Ермилов Антон Игоревич

x

Подписаться на новости

X

Подписка на новости музея

Икона «Святой Роман Угличский» на заказ

Житие святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца

День памяти: 5 июня,16 февраля

Святой благоверный князь Роман Углич­ский жил в тяжкую пору нашествия та­тар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного кня­зя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича. Владимир Констан­тинович получил в удел Угличе поле, или город Уг­лич, в раннем детстве. Вступив в брак с княжной Фо­тинией, он имел двух сыновей — Андрея и Романа.

Детство благоверного князя Романа, как и его стар­шего брата Андрея, прошло, таким образом, среди страшных тревог и бедствий, больше в изгнании и странствованиях, чем в спокойном пребывании с ро­дителями в Угличе.

В 1261 году угличское княжение досталось Роману, который имел тогда 26 лет от роду.

Князь Роман отличался благочестием и не питал боль­шой склонности к шумной жизни и веселью. Будучи достаточно просвещенным, он занимался чтением книг, любил храмы Божии, духовенство и службу цер­ковную. К его княжению относят построение многих церквей в Угличе и пределах угличского княжества, которое при нем пользовалось миром, насколько это было возможно в тяжелое время татарского владыче­ства.

В 1265 г. князь Роман сочетался браком с княжной Александрой, но потомства не имел. Вместе с ним в Угличе жила благочестивая его мать, княгиня Фоти­ния, которая под старость приняла иноческий чин с именем Евдокии, в 1278 году скончалась и погребена была в Угличе подле своего супруга. В 1281 году князь Роман лишился и своей супруги Александры и дожи­вал последние свои годы в одиночестве, предаваясь делам и подвигам благочестия. Блаженная кончина его последовала 3 февраля 1285 года, к великой печа­ли его подданных и родственных князей, которые любили и почитали его. Тело князя Романа положено было в соборном храме Преображения Господня, ря­дом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.

Хотите купить икону Святого Романа Угличского? Иконописная мастерская «Создавая Наследие» рада помочь вам в этом благом деле. На нашем сайте Вы можете выбрать икону Святого Романа Угличского из наличия или заказать ее написание. Наши художники работают в разных техниках иконописи и с одинаковым мастерством создают как скромные живописные иконы, так и торжественные образы на золоте. По желанию икона Святого Романа Угличского может быть украшена окладом ручной работы и помещена в киот. Все иконы освящаются в Храме!

Календарь, когда по церковному календарю именины Романа:

  • 18 января:Роман, прмч.; Роман, сщмч.
  • 11 февраля:Роман Самосатский, мч.
  • 16 февраля:Роман Угличский, князь
  • 2 марта:Роман, прп.
  • 29 марта:Роман Парийский, мч.
  • 15 мая:Борис (в крещении Роман) , страстотерпец, князь
  • 13 июня:Роман Никомидийский, мч.
  • 1 августа:Роман Олегович, Рязанский, мч., князь
  • 6 августа:Борис (в крещении Роман) , страстотерпец, князь
  • 11 августа:Роман Киржачский, прп.
  • 15 августа:Роман
  • 23 августа:Роман Римский, мч.
  • 24 сентября:Роман, мч.
  • 8 октября:Роман, мч.
  • 14 октября:Роман Сладкопевец, Константинопольский, диакон. [творец канонов]
  • 13 ноября:Роман
  • 1 декабря:Роман Кесарийский, Антиохийский, сщмч., диакон
  • 10 декабря:Роман Антиохийский (Сирийский), отшельник. [чудотворец]
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]