Житие святого Авраамия
История жития этого святого начинается с упоминания о его происхождении. Он происходил из рода знатных купцов, жил на территории Волжской Булгарии. В отличие от большинства знатных людей вел совсем непривычный образ жизни. Купца знали как милостивого, сострадательного человека, который оказывал любую помощь. После того, как начал посещать русские города и общаться с русскими купцами по долгу службы, стал задумываться о христианской вере.
Считается, что именно тогда Господь решил коснуться его и благословить на принятие христианства. По собственному зову сердца купец принял христианство и выбрал при крещении имя Авраамий.
После этого купец начал проповедовать христианское учение среди своих земляков. Болгары приходили в истинное изумление, когда слышали проповеднические речи от бывшего с ними единоверца. Многие из них сначала уговаривали вернуться Авраамия обратно, но потом поняли, что он стоит на своем и стали угрожать лишениями.
Авраамий отвечал, что готов лишиться всего нажитого имущества во имя веры во Христа. После этого святого стали наказывать телесно. Но после жестких побоев на теле бывшего купца не оставалось следов – об этом заботился Господь, который был благодарен мученику за веру.
Болгары продолжали принуждать мученика отказаться от Христа. Когда терпение мучителей закончилось, они отвели Авраамия за город. Где последовательно отрубили сначала руки, потом ноги, потом голову. Так, весной 1229 года Авраамий скончался с именем Бога на устах. Господь разгневался, наказал жителей города страшным пожаром, который выжег все живое.
При гробе святителя начались знамения. Через год после его кончины к Георгию Всеволодовичу приехали волжские булгары. Они просили перемирия в войне, которая длилась уже 6 лет. Князь дал согласие. Одним из его условий было перенесение мощей Авраамия во Владимир.
Как просить о даровании здоровья?
Молиться об исцелении нужно, веря в собственные слова. Не святые мощи творят чудеса, и не сказанные слова, а вера человека в силу Господа.
«Авраамий, святой мученик Господень! Молю тебя избавить от скорбей и болей дитя мое (имя). Молю даровать здравие и радости, коими преисполнены дети. Не оставь, святой, в час бедствия, испытаний лихих. Помоги осилить ношу непосильную, одолеть хворь злую. Заступись за нас пред Господом, умоли ниспослать здоровье. Аминь».
История обретения мощей
Первый раз мощи были обретены по запросу князя Георгия Всеволожского. Их доставили во Владимир после заключения перемирия с Волжскими булгарами. Второе обретение состоялось летом 1711 года. Тогда раку поместили на специально отведенное место.
Позднее мощи были перепрятаны, а затем возвращены на хранение. Наконец, в 1950 году при закрытии Владимирского храма сделали списание моще и передали на хранение музею. Где сегодня находятся мощи – неизвестно.
Авраамиево воскресенье
Святой великомученик был очень почитаем во Владимире. 11 мая 1711 года мощи Авраамия Болгарского были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный Успенский придел и переложены в новую деревянную раку. С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым. В этот день в Успенском Княгинином монастыре на поклонение святому мученику стекалось огромное число людей, а в 1785 году в память второго перенесения мощей был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин монастырь.
В особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие Авраамию Болгарскому.
В 1806-м для мощей была изготовлена новая серебряная рака. Ее сооружение было поручено серебряных дел мастеру — переславскому купцу Понизовникову за 2408 руб. 44 ½ коп. Три стороны ее должны были быть из чистого серебра, чеканной по составленному рисунку работы, а четвертая сторона медная. На передней стороне раки имеются три серебряные клейма, на которых чернетью изображены страдания св. мученика Авраамия, а в двух клеймах, с боковых сторон, описаны кончина и перенесение мощей в град Владимир. На крышке раки с наружной стороны имеется живописное изображение св. мученика Авраамия, а со внутренней обитой малиновым бархатом, вышиты золотом слова: «св. мучениче Авраамие моли Бога о нас».
Рака св. мученика Авраамия Болгарского,1898 — 1901. Фото: lubovbezusl.ru
25 сентября 1916 года мощи святого мученика были перенесены в тёплый Казанский храм, в благолепно украшенную раку с гранитной сенью, которая сохранилась до сего времени.
Икона Авраамия Болгарского
На полотнах иконописцы чаще всего изображают святого в полный рост.
Он одет в простые одежды, что говорит о его обычном происхождении. Над головой сияет нимб – символ принадлежности к категории святых. А в руках у него свиток, который символизирует проповедническую деятельность, распространение учении о Христе среди земляков.
Значение иконы Авраамия Болгарского
Мученик почитаем как проповедник и распространитель учения Христа. Значение его деятельности велико. Святой не просто принял христианскую веру, он старался сделать так, чтобы о ней узнали истинные мусульмане.
Мученик Авра́мий (Авраа́мий) Болгарский, Владимирский
Краткое житие мученика Аврамия (Авраамия) Болгарского, Владимирского чудотворца
Мученик Авраамий родился в Камской Болгарии (болгары жили между реками Волгою и Камою, впоследствии постепенно утратили свою народность и смешались с победившими их татарами) и воспитан был в магометанской вере, которую исповедовали его соотечественники. Он был человек с большими средствами и занимался торговлею, был пристрастен к суетным благам мира сего и чувственным удовольствиям, оказывал гостеприимство странникам и нищим. По благодати Божией Авраамий убедился в лживости магометанской и в истинности христианской веры и сделался истинным христианином. Исповедуя веру Христову, он пребыл непоколебим в правилах учения Спасителя и за то пострадал от своих единоземцев. Когда он приехал для торговли в их так называемый великий град Болгары, его склоняли и потом принуждали отречься от Христа. На эти угрозы блаженный Авраамий отвечал отказом. Тогда болгары, рассвирепев, заточили его в темницу на много дней, а затем, видя непреклонность его в вере, отсекли ему сперва руки, потом ноги и голову. Мученически скончался святой Авраамий 1 апреля 1229 года. Бывшие на ярмарке христиане, вероятно, муромские купцы, благоговейно погребли тело страстотерпца на христианском кладбище в Болгарах. Заметив совершавшиеся над гробом его чудесные исцеления больных христиан, они донесли обо всем благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу и через год отвезли тело мученика во Владимир, где великий князь Георгий Всеволодович, супруга его, дети, Владимирский епископ Митрофан, духовенство, народ встретили мощи Авраамия и перенесли их в обитель, называвшуюся Княгинин монастырь, и там положили 6 марта 1230 г. в церкви Успения Пресвятой Богородицы.
После кончины Авраамия город Болгары почти весь выгорел. Русские летописцы говорят, что эти пожары Господь посылал в наказание за неповинную кровь Авраамия.
Полное житие мученика Аврамия (Авраамия) Болгарского, Владимирского чудотворца
Этот богатый и знатный купец жил в Волжской Булгарии в конце XII – начале XIII вв. Жизнь этого человека сильно отличалась от жизни многих его земляков и соплеменников. Был он человеком необыкновенно сострадательным, милостивым к бедствующим, тратил свои богатства на нужды страждущих. Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение. Так сей купец становится христианином и получает новое имя, с которым и записан на страницах Книги жизни, – Авраамий (нигде в летописях не упоминается об имени святого до Крещения). По Крещении святой евангельским словом, а главное – христианским образом жизни несет апостольскую проповедь среди своего народа. И как до принятия христианства сострадал Авраамий бедствиям и лишениям ближних, так по принятии спасительной веры Христовой стал болезновать духом и скорбеть о духовных бедствиях своих единоземцев, о незнании ими истинного Бога неба и земли, открывшегося нам через Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов (Ин.17:3; Рим.25:31). Одушевленный святою ревностью по святой вере и братскою любовью к нечестивым соплеменникам своим, Авраамий, будучи по торговым делам в столице Волжской Булгарии – Великих Булгарах, во время ярмарки (ага-базара) вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать своим единоплеменникам о благах вечных, нетленных, и предлагает им проповедь о Христе богочеловеке, «распеншемся за ны волею, воскресшему из мертвых и со славою воснесшемся с плотию на небо», о безначальном Его Отце и о совечном Отцу и Сыну Всесвятом Духе.
В изумление пришли болгары, услышав проповедь христианскую от своего единоплеменника и бывшего единоверца. Его соотечественники не только не изъявили сочувствия к проповеди святого мужа, но даже раздражились на проповедника, особенно когда увидали его непреклонность после многократных увещаний и советов оставить христианскую веру. Они стали Авраамия первоначально, как любимого всеми, уговаривать, чтоб оставил Христову веру. Когда ласковые убеждения не подействовали на исповедника Христова имени, ему стали угрожать отнятием имения. На эти угрозы блаженный отвечал, что за Христа Спасителя он готов лишиться не только имения, но не пожалеет и самой своей жизни. После этого пошли побои. Били Авраамия «всем миром», били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места: «яко не бытии на нем места цела и неуязвленна» (из акафиста мученику). Пытались заставить его замолчать, отречься от Христа, но было тщетно. Тогда болгары, рассвирепев, как звери, на исповедника, много дней томили его в заключении, многими мучениями принуждая отвергнуться веры христианской. Не изнемог в муках доблестный страдалец за истинную веру, но, укрепляемый благодатию Божиею, еще больше утвердился в святой любви к Искупителю мира. Тогда, видя его непреклонность в вере, злобные изуверы отвели за город и у колодца недалеко от берега Волги отсекли ему сперва руки, потом ноги и главу. Так 1 апреля 1229 года с исповеданием истинной веры на устах отошел к своему Небесному Отцу этот милосердный и искренний человек Божий. Муромские купцы, бывшие тому свидетелями, погребли мученика на особом кладбище, «где погребались все христиане». Господь вскоре наказал жителей Великих Булгар за кровь Своего угодника страшным пожаром: «… вскоре выгорел оный град великий со многим и неисчисленным богатством!»
При гробе очень скоро начались знамения, послужившие поводом к почитанию святого, слух о которых распространился по всей Православной Руси. В 1230 году к благоверному владимирскому князю Георгию Всеволодовичу явились послы от волжских булгар просить мира (после шестилетней войны с Русью).
Князь Георгий согласился на их желание и, едва заключен был мир, послал в Булгары посольство для перенесения мощей мученика Христова. 9 марта 1230 года его мощи были перенесены во Владимир, в Княгинин монастырь (где и поныне хранится уцелевшая частица).
Незадолго до революции в с. Болгары были переданы древний образ святого с частицей его мощей и старая деревянная рака. Эти святыни были утеряны в период безбожного лихолетья. Сохранилась лишь фаланга перста правой руки, в безбожное время сберегавшаяся с благоговением жителями города по домам, ныне же находящаяся в Свято-Авраамиевском храме г. Болгара. Господь прославил Своего угодника многими чудесами, происходившими по его молитвам у святых мощей. Было замечено, что мученик обладает особой благодатной силой предстательствовать перед Богом о больных детях, сохранились записи об исцелении больных. Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве.