ЗОСИМОВА ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Троице-Одигитриевский монастырь Зосимова пустынь

Московский Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Русской Православной Церкви

  • Адрес: Россия, 108805, г. Москва, поселение Новофедоровское, пос. Зосимова Пустынь
  • Тел.
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)

В 1826 году близ Москвы на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Семеновной Бахметевой, старцем Зосимой (Верховским) по благословению митрополита Филарета Московского была основана женская община в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». В общину вошли духовные дочери старца — монахини, бывшие ранее насельницами Николаевского монастыря в Туринске Тобольской губернии.
В 1838 году над могилой старцем Зосимы (Верховского) был построен храм Живоначальной Троицы.

В 1856 году женская община была преобразована в монастырь. В то время на территории обители было три храма — церковь Живоначальной Троицы, трапезный храм Рождества Иоанна Предтечи и надвратный в честь иконы Божией Матери «Одигитрия».

При советской власти обитель упразднили, но монахинь выселили не сразу. Игумения Афанасия (Лепешкина) смогла неофициально сохранить монастырь еще на десять лет, зарегистрировав в земельном комитете сельскохозяйственную артель «Зосима пустынь».

В 1929 году обитель была закрыта. Игумения Афанасия была арестована и сослана в Казахстан. На территории монастыря разместили дом инвалидов, а затем пионерлагерь Московского метрополитена. Многие постройки были разрушены. В здании Троицкого храма был устроен клуб. Колокольню использовали как водонапорную башню.

В 1999 году территория Зосимовой пустыни была возвращена Церкви, как подворье Новодевичьего монастыря города Москвы.

7 марта 2000 года решением Священного Синода подворье было преобразовано в Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь [1].

В 2012 году в связи с изменением границы между городом Москвой и Московской областью Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь была переведена в каноническое подчинение патриарха Московского и всея Руси как епархиального архиерея города Москвы.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Буала

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь.
Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. была поставлена деревянная часовня над могилой схимонаха Зосимы. В 1867 пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

Надвратный храм, построен над Святыми вратами монастыря. С восточной стороны на средства Великой княгини Елизаветы Федоровны пристроен келейный корпус, так называемый «старческий».

Краткий расцвет, пережитый Смоленской Зосимовой обителью в конце XIX—начале XX веков, сам по себе составляет отдельную главу в летописании русского монашества и Русской Церкви вообще. Но расцвела Зосимова пустынь отнюдь не на пустом месте. Ее питали глубокие традиции святости, укоренившиеся здесь еще в XVII столетии.

Фото конца XIX века

В 1899 году в Москве вышла в свет книга о Смоленской Зосимовой пустыни, написанная будущим митрополитом, священномучеником, а тогда — еще иеромонахом Серафимом (Чичаговым). «Двести лет тому назад, в прежнем Переяславль-Залесском, в Кинельском стану, на холмистом берегу небольшой речки Молохчи, красовалась лесная пустошь с небольшими полянами, заросшими травою, называемая Ульяниной и значительно удаленная от людского жилья. Не без воли Божией, в неведомый для нас день, посетил эту пустошь некий старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. Понравилась старцу эта пустынь. Красивый, вековой лес, извилистая речка и глубочайшая тишина, прерываемая лишь пением и перекрикиванием птиц. Помолился блаженный старец, испросил откровение воли Божией и, познав в своем чистом сердце, что именно это место предназначено ему для подвижничества и пустынножительства, — он остался уже здесь навсегда».

Шли годы, вокруг старца собралась братия — правда, весьма немногочисленная (предание сохранило имена лишь монахов Ионы и Кирилла), — появились огороды, кельи. Потянулись в пустынь богомольцы. Были среди них и представители знатных фамилий. Глубоко почитала старца Зосиму царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I. Ее стараниями выросла и украсилась в пустыни часовня. После смерти отца Зосимы его ученики и сотрудники разошлись кто куда. Часовня, построенная иноками, была приписана к Лукиановой пустыни, расположенной вблизи Александрова. Существуют некоторые сведения, что в 1728 году Зосимову пустынь восстановили, священномученик Серафим (Чичагов) упоминает имя одного из тогдашних ее строителей — иеромонаха Иоакима, — но в печально известном 1764 году ее закрыли вновь, а часовню и все небогатое имущество причислили к приходской церкви села Никульского.

Главный храм монастыря. Построен на месте погребения преподобного. Зосимы Владимирского, основателя пустыни. В Соборе почивают мощи преп. Зосимы Владимирского и преп. Германа и Алексия Зосимовских, находится чтимая икона Богородицы Смоленская (Одигитрия).

Вид храма во второй половине XIX века

Современное убранство храма.

В дальнейшем пустынь ждали куда большие горести. Старец Симеон Ермолаев, собиравший в середине XIX века сведения о схимонахе Зосиме, так описывал этот скорбный период: «Опустела часовня, или келья, в которой жил отец Зосима, но на его могилу, на которой был поставлен большой памятник из белого камня…стекалось много народу… и теперь служили панихиды, которые служил священник села Никульского, к приходу которого принадлежала пустыня. Священник села Слотина, отец Иаков, сильно завидовал доходу, который получал от панихид священник села Никульского, и потому пришел к владельцу этой пустыни господину Симонову и уговаривал его, чтобы вынести образа из часовни и перенести их в церковь села Слотина, что и исполнилось; также с могилы старца Зосимы был снят памятник и перевезен священником (который стесал топором надпись) в село Слотино… Часовню же г. Тимонов обратил в птичную, и когда устроил клевушки и все нужное, то перевели всех домашних птиц и двух свиней в новую птичную. Но каково было изумление птичницы, когда она, проснувшись на другой день, увидела свиней и всех птиц мертвыми… Говорят, это было в 1798 году». Вскоре после этого умер и помещик Тимонов, а так как он был бездетен, то после смерти его вдовы Ульянина пустошь отошла к другим владельцам и на протяжении следующих десятилетий не раз переходила из рук в руки.

Часовня, столь опрометчиво превращенная Тимоновым, если верить старцу Симеону, в птичник, за это время совершенно разрушилась, а о месте погребения отца Зосимы напоминал теперь лишь простой деревянный крест. Но местные жители не позабыли об угоднике Божием, лежащем под этим крестом, и по-прежнему приходили сюда. В 1848 году стараниями вдовы александровского купца И.Ф. Баранова, приобретшего лес Ульяниной пустоши на сруб, в Зосимовой пустыни вновь появилась часовня. Вследствие этого паломничество к святому месту оживилось, но первые шаги к возрождению здесь монашеской жизни были сделаны лишь в 1866 году, когда помещица Г. И. Неттель, владевшая в то время землей, на которой находились часовня и могила старца Зосимы, составила дарственную на нее, имея желание подарить землю Троице-Сергиевой Лавре. В прошении, поданном ею в Лаврский собор, говорилось, что она «жертвует три десятины, с произрастающим на оной (земле — прим. ред.) еловым и березовым лесом и часовнею, для служения в сей последней братиею киновии молебнов и панихид по схимонахе Зосиме, при часовне погребенном, желающим из обывателей окрестных деревень».

Намерение свое госпоже Неттель удалось исполнить, однако, лишь спустя три года, но зато вскоре ее примеру последовали и другие вла¬ельцы близлежащих земель. В итоге возрождающемуся монастырю было подарено десять десятин земли.Близкое участие в восстановлении Зосимовой пустыни принимал блаженный Филиппушка из лаврской братии.

Общий вид монастыря в XIX веке Сам он к моменту начала серьезных работ по благоустройству монастыря уже умер, и начатое дело продолжил его сын Прокопий (в постриге— Порфирий). Трудам Филиппушки и Порфирия, как отмечает монах Аристоклий, современный историограф пустыни, «постоянно мешали почти детективные истории, возникавшие на протяжении двух десятков лет вокруг Зосимовой пустыни. Достаточно привести факт обвинения юродивою в печатании у себя в пещерах фальшивых денег!»

Слух о фальшивых кредитных билетах, распространившийся в 1867 году, привел даже к обыску в келье Филиппушки. Разумеется, ничего предосудительного в ней не нашли, но митрополит Филарет (Дроздов), близко знавший и почитавший блаженного, благословил его на время перейти в другую обитель. Филиппушка повиновался архипастырю, а в 1868 году скончался. Лишь в 1889 году над могилой старца Зосимы, благодаря молитвам отца Порфирия и усердию купеческой семьи Шапошниковых, вырос каменный храм, освященный в честь святыни, некогда принесенной пустынножителем на это место, — Смоленской иконы Божией Матери. В 1890 году Д. M. Шапошников на свои средства выстроил в пустыни и корпус для монашествующей братии. Некоторое время статус Зосимовой пустыни оставался неопределенным, а ее материальное положение — малоутешительным. Но вскоре Господь послал ей устроителя, готового трудиться на благо ее не по одной только обязанности, а по душевному влечению. Им стал архимандрит Павел (Глебов), в 1891 году назначенный наместником Троице-Сергиевой Лавры.

«Объезжая все обители, подчиненные Лавре, — пишет священномученик Серафим (Чичагов), — он посетил и Зосимову пустынь. Убогий вид пустыни произвел сильное впечатление на него. Обитель не имела ограды, была совершенно открыта. Храм, составлявший несказанную радость пустыни, был в сущности тесен и длинен, так как он образовался из часовни, к которой пристроили паперть и трапезную часть. Зимою про- мерзали тонкие стекла часовни; было сыро; пол лежал на самой земле. Общий вид пустыни, в которой имелся всего один корпус для келий и затем три старые избы, невольно заставлял вдумываться в положение монашествующих и желать принести посильную помощь. Когда отец наместник отстоял в храме панихиду у могилы схимонаха Зосимы, то он уже в сердце своем почувствовал непреодолимое стремление сделаться устроителем этой страждущей обители». Почти тотчас архимандрит Павел начал изыскивать материалы и средства для постройки каменного братского корпуса, затем объявился благотворитель, пожелавший дать пожертвование на строительство нового соборного храма. За несколько лет обустройство пустыни продвинулось настолько, насколько не продвигалось за все минувшие десятилетия.

В 1897 году по указу митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) и с благословения архимандрита Павла настоятелем в Зосимову пустынь был назначен иеромонах Герман (Гомзин), насельник лаврского Гефсиманского скита. С ним в пустынь пришли несколько послушников, составившие костяк зосимовской братии. К 1910-м годам число ее увеличилось до ста человек, монастырь приобрел прекрасный архитектурный ансамбль и превратился в одну из всероссийских святынь: духовным окормлением здешних старцев пользовались виднейшие деятели Церкви, представители аристократических фамилий и интеллигенции. Зосимова пустынь словно приняла эстафету от Оптиной, где в это время один за другим угасали светильники русского старчества — преподобные Амвросий (+ 1891), Анатолий (+l894), Исаакий (+l894), Иосиф (+l911), Варсонофий (+1913)…

В описании Зосимовой пустыни, составленном священномучеником Серафимом (издание 1913 года), так освещена жизнь обители в период ее расцвета: «Братия живет по примеру св. отцов, под руководством старцев, открывая им ежедневно свои помышления и грехопадения, выслушивая опытные указания и наставления. Число братии простирается до ста человек, иеромонахов 14, иеродиаконов 8, рясофорных 18, монахов 20 и до 40 чел. послушников. Казначеем состоит иеромонах Митрофан, а благочинным — иеромонах Мелхиседек.

Характерные черты подвижничества Зосимовой пустыни: продолжительные богослужения в храме, в будние дни Саровское правило с «умною» молитвою и поклонами, строгое послушание не за страх, а за совесть и неустанный труд. Всех послушаний до пятнадцати: день и ночь читается Псалтирь за благодетелей, прислуживают в храме, пишут иконы, занимаются токарным ремеслом, столярничают, переплетают книги, пекут просфоры, пекут хлебы, работают на кухне, шьют одежды, занимаются малярной работой, в кузнице, на скотном дворе, в слесарной, лудят посуду.


Скромно, молчаливо и безропотно несут насельники Зосимовой обители свой подвиг, заботятся не о мирских потребностях, а о едином на потребу. Почти все необходимое справляется руками братии; никто не пред ставляет исключения при исполнении работ; все трудятся во главе с игуменом, который собственным примером учит братию неусыпному бдению, молитве и грудам, помня завет Иоанна Златоуста, что «от примера исходит самое действенное учение»».

Не сохранившаяся чаовня 17/30 января 1923 года схиигумен Зосимовой пустыни преподобный Герман скончался. Скорбная дата эта существенна для истории монастыря, поскольку о. Герман предсказывал, что при его жизни обитель не закроют. А тучи уже сгущались. Прекратили свое существование Лавра, многие монастыри Московской и Владимирской епархий. После кончины преподобного Германа подошла очередь и Зосимовой пустыни. Большевики разогнали ее в один день — на Вознесение, которое пришлось в 1923 году на 6 мая по старому стилю. Братия рассеялась. Судьбы некоторых отныне были связаны с Высоко-Петровским монастырем, где настоятельствовал духовный сын прп. Германа епископ Варфоломей (Ремов), другие поселились поблизости от закрытой пустыни и Лавры (в частности, в Загорске жил до самой своей кончины знаменитый старец Алексий (Соловьев). В ближайшие годы большинству из них суждено было ступить на тернистый путь мученичества и исповедничества. А в поруганной Зосимовой пустыни расположился детский дом. Он хозяйничал здесь недолго, уступив место куда более «прочному» постояльцу — воинской части. Монастырские корпуса переоборудовали под жилье для офицеров и их семей, в Смоленском соборе был устроен клуб. Но и этот этап многотрудной истории обители постепенно уходит в прошлое.

Монастырские стены в наши дни почти целиком сохранились.

Надвратная колокольня в конце XIX века.

Современный вид надвратной колокольни.

Современный вид надвратной колокольни.

Частично сохранившаяся надпись советского периода на надвратном храме-колокольне.

В 1992 году в Зосимову пустынь пришли первые монахи. 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Началось возрождение монастыря. В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля)

Сохранившаяся надгробная плита с могилы основателя монастыря Схимонаха Зосимы.

На днях мы побывали в Свято-Смоленской Зосимовой мужской пустыни. Монастырь возрождается и становится полноценной обителью. Но увы, в зданиях где должны быть кельи монахов, до сих пор живут обычные люди. Ранее вся территория принадлежала военным, да и сейчас частично вероятно занята военными. Условия жизни в этих домах не очень хорошие, но пока не всё отдано монастырю, видимо не могут отселить людей в новое жильё.

Вот так выглядят подъезды жилых домов, где должны размещаться монашеские кельи.

Текст об истории Свято-Смоленской Зосимовой пустыни взят с сайта монастыря — Источник

Современные фото мои.

Инфраструктура

На территории пустыни имеются два храма: Святой Троицы — главная церковь монастыря; Храм Рождества Иоанна Предтечи, находящийся в колокольне. Регулярные службы и обряды совершаются именно в церкви Святой Троицы. Он открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Храм Иоанна Предтечи не отапливается, поэтому служба здесь проводится 1 раз в год.

На монашеской территории имеется подсобное хозяйство. В него входят: коровник, несколько ульев, курятник и огород. Осуществляется приготовление выпечки и просфор. Монастырь активно помогает приюту для детей и инвалидов.

В марте 2022 года на территории обители начал работу музей Зосимовой пустыни. Здесь имеется три зала, каждый из которых представляет определенный временной промежуток.

Монастырь имеет возможность принять на ночлег паломнические группы количеством до 15-ти человек. Гостиница вмещает две кельи: женскую на 8 мест и мужскую на 7 мест.

Колокольня Зосимовой пустыни, © sprint123

Святыни

Особо почитаемым в монастыре является мученик Трифон. По средам в честь этого святого читается акафист. Между Зосимовским и центральным пределами находится литая бронзовая рука, в которой хранятся мощи преподобного Зосимы. Они издают благоухание с разной интенсивностью: то явное, то еле уловимое.

В Храме Святой Троицы висит Смоленская икона Богоматери. Первый образ написал апостол и евангелист Лука. Именно эта икона положила основу Зосимовой пустыни. С ней монах Зосим пришел на новые земли, чтобы основать монастырь.

Внутреннее убранство Троицкого храма, © sprint123

Марки в филателии

Впервые слово «филателия» (от греч. «филио» — люблю и «ателия» — освобождение от оплаты) и «филателист» были напечатаны во французском журнале «Коллекционер почтовых марок» в 1864 году.

В филателии существуют два основных направления: традиционное (классическое) и тематическое. Традиционная филателия — коллекционирование и систематизация почтовых марок одной или нескольких стран, в хронологическом порядке, согласно каталогам. В нашей стране большинство приверженцев традиционной филателии коллекционируют хронологию негашеных марок России. Гашеные марки коллекционируют реже. Объектами тематической филателии, в отличие от традиционной, являются марки разных стран по выбранной теме: флора, фауна, искусство, транспорт, космос, спорт, наука и техника и др.

Выпуск марок в наши дни

АО «Марка» осуществляет издание почтовых марок Российской Федерации, обеспечивая ими все отделения почтовой связи и филателистические салоны «Коллекционер». В 1857 году Почтовый департамент Российской империи учредил Марочную экспедицию, отвечавшую за выпуск первых марок Российской империи. Именно с этого момента ведёт свою летопись нынешнее акционерное общество «Марка». Сегодня АО «Марка» в партнёрстве с АО «Гознак» выпускает в среднем сто пятьдесят почтовых марок с различными сюжетами ежегодно.

С 2001 года АО «Марка» неоднократно издавались поистине уникальные почтовые миниатюры. Среди них почтовые марки с тиснением фольгой из 22-х и 24-х каратного золота и серебра, почтовые марки со скрытым текстом, ароматическим покрытием, имитацией различных покрытий, дополненной реальностью. Одним из важных направлений деятельности АО «Марка» является организация совместных почтовых выпусков с разными странами. Почтовые миниатюры, созданные АО «Марка», занимают призовые места на всемирных и международных конкурсах, а также крупнейших филателистических выставках и форумах.

ЗОСИМОВА ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

К нач. 1919 г. в З. п. существовала «трудовая община» (ЦГАМО. Ф. 689. Д. 27. Л. 16), к-рой 31 янв. 1920 г. предлагалось «выработать устав, представив таковой со списком входящих в трудовую общину в уездный отдел на утверждение для регистрации». В списке указывалось 206 насельниц бывш. мон-ря, 18 беженок и 9 членов семейств священников (ЦГАМО. Ф. 690. Оп. 1. Д. 7. Л. 26-29). 26 окт. 1920 г. председательницей артели была выбрана игум. Афанасия (Лепёшкина), сохранившая монашеский строй жизни среди сестер — сотрудниц артели.


Зосимова пустынь. Фотография. 2004 г. Зосимова пустынь. Фотография. 2004 г. В описи имущества 1920 г. и в формулярном списке имущества, составленном в марте 1921 г., за артелью числились все монастырские постройки (Там же. Л. 63-64; Ф. 4997. Оп. 1. Д. 717. Л. 1-15). Однако вслед. топливного кризиса 1921 г. в лесах Рудневской вол. работали отряды Москвотопа (подразделения по заготовке топлива для Москвы), и все 2-этажные корпуса З. п. были заняты рабочими Москвотопа. «Утеснение членов артели лежало за пределами санитарных норм» (Там же. Д. 1367. Л. 24-27). После выезда рабочих Москвотопа кирпичные корпуса монастыря были переданы Инвалидному дому № 9. В 1920 г. артель обрабатывала 10,5 дес. земли, в 1921 г.- 22 дес. Во время кампании 1922 г. по изъятию церковных ценностей из храмов З. п. было вывезено 3 пуда 35 фунтов 47 золотников серебра, что составляло треть всего серебра, изъятого в Наро-Фоминском р-не.

Сестричество З. п. существовало не только в рамках трудовой артели. После того как 3 авг. 1922 г. ВЦИК издал постановление, разрешающее верующим организовываться в религ. об-ва, было подано заявление о регистрации религиозного об-ва при церквах З. п. Согласно этому документу, в храмах обители служили священники Михаил Виноградов и Димитрий Розанов. Договор был подписан 22 марта 1924 г. (Там же. Ф. 2457. Оп. 1. Д. 42. Л. 18-33). Инспектор Московского обл. земельного отдела о (Там же. Ф. 719. Оп. 1. Д. 268. Л. 276). Заседание по пересмотру коллективов Московской губ. 24 марта 1925 г. при участии представителя от ГПУ постановило артель «сохранить при условии проведения реорганизации путем исключения из состава артели монашествующих лиц, не имеющих избирательных прав, и изменения уклада жизни» (Там же. Л. 327). В 1928 г. в «трудовой земледельческой артели Зосимова пустынь» состояло 166 чел. (Там же. Ф. 718. Оп. 1. Д. 324. Л. 19).

Постановлением Президиума Московского Совета от 28 дек. 1928 г. артель была ликвидирована (Там же. Ф. 66. Оп. 19. Д. 346-А. Л. 1, 2). По свидетельству современников, в мае 1929 г. монахини были изгнаны милицией, поселились в окрестностях обители, занимались рукоделием, летом помогали крестьянам на полях. В 1931-1932 гг. 56 сестер, священники М. Виноградов и Д. Розанов были репрессированы, приговорены к ссылке в исправительно-трудовые лагеря, но большинству лагерь заменили высылкой в Казахстан. Известны имена 7 сестер, вернувшихся из лагерей, и 10 вернувшихся из казахстанской ссылки. Арестованная 25 мая 1931 г. игум. Афанасия (Лепёшкина) скончалась в ссылке в Казахстане. Уехавшая с игуменией по собственному желанию прмц. Евдокия (Бучинёва) скончалась на следующий день после игумении. Прмц. Мария (Портнова) была арестована 21 мая 1931 г., сослана в Казахстан, проживала в Павлодаре, 25 сент. 1937 г. была арестована вторично, расстреляна. Прмц. Магдалина (Забелина) в мае 1929 г. поселилась в дер. Новинской близ Наро-Фоминска. 22 мая того же года вместе с проживавшими с нею 3 сестрами была арестована, сослана в Казахстан, где скончалась.

Сщмч. Михаил Виноградов служил в З. п. до 1930 г., затем в Знаменской ц. дер. Лисинцево Наро-Фоминского р-на. В мае 1931 г. был арестован, сослан в Алма-Ату, скончался 31 мая 1932 г. Сщмч. Димитрий Розанов, служивший в З. п. с 1914 г. сначала как сверхштатный, а с 1915 г. как штатный священник, состоял «секретарем» религиозного об-ва, к-рое было зарегистрировано 22 марта 1924 г. при храмах бывш. мон-ря. В 1929 г., когда артель была окончательно ликвидирована, о. Димитрий служил в еще не закрытом Троицком храме. В мае 1931 г. был арестован, сослан в Казахстан, по возвращении после 1935 г. служил в Скорбященском храме с. Фёдоровского Волоколамского р-на, с февр. 1937 г.- в церкви дер. Нововасильевское Лотошинского р-на. В сент. того же года снова арестован, расстрелян 9 окт. на Бутовском полигоне.

С 1929 г. территорию З. п. занимал Инвалидный дом № 9. В 1933 г. в Троицком храме устроили клуб, в колокольне — водонапорную башню и склад, в 1945 г. Одигитриевский храм был окончательно разрушен. Во время Великой Отечественной войны бывш. обитель служила госпиталем для раненых летчиков с соседнего аэродрома в Сотникове, а после 1945 г. в одном из корпусов размещены инвалиды войны. С 1968 г. на территории З. п. располагался пионерский лагерь Московского метрополитена. 14 янв. 1982 г. постройки З. п. были включены в «Список памятников архитектуры, выявленных в 1982 г.» как «интересный пример небольшого провинциального монастырского комплекса сер. XIX — нач. XX в.». По инициативе общественности Управление Московского метрополитена 22 сент. 1995 г. подписало охранные обязательства (№ 42-95) перед Комитетом по культуре РФ по памятнику истории и культуры «Зосимова пустынь».

Где купить почтовые марки

Нашу продукцию можно заказать в интернет-магазине rusmarka.ru с доставкой по всей России и сети салонов «Коллекционер». Цена марок соответствует их номиналу. Интернет-магазин АО «Марка» также является каталогом марок, в котором вы можете видеть все выпуски марок России начиная с 1992 года.

Для удобства наших клиентов в интернет-магазине и сети салонов АО «Марка» организовано абонементное обслуживание. Абонементное обслуживание гарантирует получение всей филателистической продукции, выходящей в течение указанного в абонементе периода и в указанном в абонементе объёме. Оформив абонемент, вы исключаете возможность возникновения пробелов в своих коллекциях. Пополняйте свои коллекции вместе с АО «Марка»!

Художественные почтовые марки

Художественные почтовые марки (коммеморативные) выпускаются к памятными датам и отражают культурное и историческое наследие, основные события внутренней и международной жизни, достижения человечества во всех областях знаний, богатый животный и растительный мир нашей страны. Тиражи художественных марок ограничены и дополнительно не допечатываются.

Благодаря своему разнообразию и художественной ценности, коммеморативные почтовые марки становятся основным коллекционным материалом для филателистов — коллекционеров почтовых марок.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]