Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Москва)

Мiръ

Россия Москва Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Москва) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.736277999999998655766830779612064361572265625,»lon»:37.62486100000000277532308246009051799774169921875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%98%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B5_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0418\u0432\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 \u043d\u0430 \u0412\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0418\u0432\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 \u043d\u0430 \u0412\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0425\u0440\u0430\u043c \u0418\u0432\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u044c\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 \u043d\u0430 \u0412\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0435»’ \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u043e\u0440\u0435\u0446\u043a\u043e\u0433\u043e \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0447\u0438\u043d\u0438\u044f \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438. \u0425\u0440\u0430\u043c \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u043a\u043e\u043d\u0446\u0430 XVIII \u0432\u0435\u043a\u0430, \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043f\u0438\u0441\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0418. \u0412. \u0415\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0443.»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0418\u0432\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 \u043d\u0430 \u0412\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)»,»link»:»»,»lat»:55.736277999999998655766830779612064361572265625,»lon»:37.62486100000000277532308246009051799774169921875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

55.73627; 37.624732

Россия, Москва, улица Большая Ордынка, 39

Москва

Россия

Телефон:

+7 (495) 959-17-56

Храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье

— православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии. Храм является памятником архитектуры конца XVIII века, авторство проекта приписывается И. В. Еготову.

История[править]

Церковь вмч. Георгия Победоносца на Всполье существовала до Романовых, получала ругу (церковную землю, отведенную на содержанье всего причта).

Деревянная церковь документально известна с 1625 года и называлась Георгиевской, а с 1802 года — Иверской, что на Всполье, в Ордынцах, у Серпуховских ворот, на Ордынке, на Сполье.

Георгиевская, на Всполье, церковь значилась в приходных окладных книгах за 1628 год как «жилая» и была вначале деревянной. Именно эта дата в настоящее время считается датой образования Прихода Храма.

На месте деревянной церкви, упоминаемой еще в «Строельных книгах» 1657 года (17 век), построена была около 1672-1673 годов каменная церковь того же наименования. В храме был цинковый крест с надписью о том, что строил каменную церковь гость (купец) Семен Потапов, а освящение было 14 декабря 1672 года.

Первая кирпичная церковь великомученика Георгия на Всполье, возведенная на средства купца Семена Потапова, в писцовой книге города Москвы 1679-1681 годов упоминается без приделов. Под 1722 годом Георгиевская церковь значится уже с приделом Иоанна Воинственника — ­каменная.

В московских Актовых книгах начала 18 века есть упоминания о постройках на земле церкви Георгия на Всполье, сдаваемой внаймы, и о дворах церковного причта. Поэтому размеры и конфигурация земельного владения храма Георгия в Ордынцах в целом сложились в 17 веке, и уже тогда церковный участок выходил как на Большую Ордынку, так и на Малую Ордынку.

На плане Москвы 1767 года, отразившем ситуацию конца 1740-1750-х годов, храм Георгия изображен на большом, свободном от застройки участке, расположенном между Большой и Малой Ордынкой. С севера от храма находился тупик, не доходящий до Малой Ордынки. Вдоль него располагались церковные дворы. Отсутствие застройки, видимо, объясняется исчезновением ее во время московского пожара 1748 года. Храм стоял с отступом от линии Большой Ордынки.

В конце 18 столетия в состав прихода храма Георгия на Всполье входили дворы состоятельных представителей дворянства, купцов почти не 6ыпо.

С юга жили Киреевские, напротив — Савиновы, Бибиковы, Мещерские, подальше -Кочетовы, Безобразовы, Нарбековы, Дуровы, Мурановы. В клировой ведомости 1785года за церковью записано 17 приходских дворов, а также указано, что на церковной земле размещаются дворы священника, диакона, двух дьячков и пономаря. Владение церкви Георгия на Всполье в конце 18 века состояло в Четвертой полицейской части г.Москвы, в пятом квартале, а с начала 19 столетия — в Пятницкой части, в четвертом квартале.

В мае 1791 года священник Василий Никитин с приходскими людьми поданным митрополиту Платону прошением просили разрешения «о дозволении устроить в трапезе придел во имя Пресвятой Богородицы Иверския».

Просители получили разрешение резолюциею Митрополита Платона: «дозволить». На основании означенной резолюции, трапеза с двумя приделами, а также и колокольня были построены вновь и освящены Московского Крестовоздвиженского монастыря игуменом Сергием. «Придел во имя Иверския Божией Матери был освящен 15 января, а другой, во имя Иоанна Воина — 23 января 1794 года, на выданных из Чудова монастыря освященных антиминсах».

В апреле 1798 года прихожанин Храма Капитан Иван Иванов Савинов, в поданном Митрополиту Платону прошении писал, что «настоящая Георгиевская церковь не перестроена и за ветхостью ея отправляется священнослужение в приделах и что он имеет усердное желание перестроить вновь собственным своим коштом Георгиевскую церковь каменным же зданием и в то же наименование».

1798 года, апреля 12 дня, по резолюции Митрополита Платона: «Преосвященный рассмотрит, и если не окажется препятствия благословит иметь», был выдан указ из Московской Духовной Консистории на имя Благочинного Николаевской, в Студенце, церкви Петра Алексеева «о дозволении просителю построить вновь каменным зданием означенную Георгиевскую церковь по учиненному плану и фасаду». Клировые ведомости построение Георгиевской церкви относят к 1802 году.

Простоявшее более ста лет церковное здание нуждалось в серьезном ремонте. Прихожане приняли решение его кардинально перестроить, но фактически построили новый храм. Финансировал строительство староста церковный, флигель-адъютант генерала-фельдмаршала графа Кирилла Григорьевича Разумовского — Иван Иванович Савинов. Капитан Савинов жил напротив церкви, на другой стороне Большой Ордынки, в 4-м квартале Якиманской части, в большом каменном трехэтажном доме, доставшемся ему в наследство от отца. Здание в перестроенном виде сохранилось (в глубине владения № 40 по Большой Ордынке).

Известно, что вначале была выстроена новая трапезная с двумя приделами — Иоанна Воина и Иверской иконы Божией Матери. На плане двора И. И. Савинова 1792 года изображена западная часть церковного двора с широкой новой трапезной, имеющей скругленные углы. На плане церковного участка 1797 года храм изображен со старой восточной частью (с трехапсидным алтарем) и новой трапезной, выступающей на линию Большой Ордынки. На этом плане линия церковных построек тянется вдоль Георгиевского переулка. Застройка церковных дворов была деревянной.

Таким образом, новая церковь была построена в два этапа и на том же месте. В 1802 году строительство было закончено: возведен новый храм-­ротонда, над западной частью трапезной возвысилась колокольня, по сторонам церкви вдоль Большой Ордынки до переулка с одной стороны и до владения Киреевских с другой протянулась кирпичная ограда с двумя парами ворот и металлическими решетками, позднее поставили такую же ограду и вдоль переулка. Главный храм был освящен в честь Иверской иконы Богоматери, а левый придел переосвятили во имя великомученика Георгия. Со временем Георгиевский переулок был переименован в Иверский.

Авторство Иверской церкви приписывается главному директору Кремлевской чертежной экспедиции архитектору И. В. Еготову.

Во вновь выстроенный храм был перенесен список с Иверской иконы, который был заместительным известного образа Иверской Богоматери, находившегося в Иверской часовне у Воскресенских ворот. Этот заместительный список выставлялся вместо основного образа в этой часовне в тех случаях, если постоянно пребывающий образ брался для совершения крестных ходов, или для торжественных поклонений и молитв выставлялся в храмах и монастырях Москвы и России.

Вот с этого списка и был сделан в 1792 году еще один список, который и попал в 1802 году во вновь построенный храм Иверской иконы Божией Матери, что на Большой Ордынке. Краткая история этой храмовой иконы такова: на лицевой стороне ее внизу написано: «истинное изображение и мера Чудотворного Образа Пресвятыя Богородицы Иверския, который обретается в царствующем граде Москве на Тверской улице, в часовне у Воскресенских ворот, и писан в 1792 году, а писал сей образ Ивановского сорока, церкви Николая Чудотворца, что в Подкопаях, священник Василий Иванов». Эта икона 10 лет (с 1792 года по 1802, когда был освящен настоящий Иверский храм) была заместительною главной Московской святыни, что находилась в часовне у Воскресенских ворот.

При московском пожаре 1812 года Замоскворечье пострадало очень сильно. Несомненно, вся деревянная застройка церковных дворов погибла. В 1813 и 1814 годах в разграбленном Иверском храме были заново освящены приделы.

В 1886 году усердием церковного старосты купца Дружинина и на завещанные средства (11300 рублей) потомственных почетных граждан Николая Васильевича и Дарьи Артемьевой Немировых-Колодкиных по проекту архитектора Н. Н. Васильева на углу Малой Ордынки и Иверского переулка было выстроено новое каменное двухэтажное здание богадельни.

В 1888 году на линии Малой Ордынки был возведен еще один церковный дом, деревянный, обшитый тесом, с классицистическим декором и металлическим гребнем на крыше (архитектор В. В. Карков). Он был соединен оградой со зданием богадельни. В конце XIX века на церковной территории возводились лишь мелкие постройки.

В 1892 году в Иверской на Ордынке церкви было торжественное богослужение по случаю малого освящения этого храма и совершившегося 100-летия написания местной храмовой иконы Иверской Богоматери. По этому поводу писали Московские церковные ведомости: «Храм этот во всех своих частях возобновленный, благолепно украшенный старанием и средствами почившего старосты, потомственного почетного гражданина Николая Васильевича Немирова-Колодкина, в 1885 году, января 27-го, Преосвященнейшим Алексием был освящен.

В текущем году на средства церковного старосты, потомственного почетного гражданина Александра Николаевича Дружинина (племянника почившего Немирова-Колодкина), совершена была капитальная промывка, чистка и поправка всего храма, с заменою некоторых ветхих и простых вещей новыми, дорогими и изящными, так что на всех довольно больших и многочисленных иконах этого храма теперь массивные, дорогие и художественно исполненные на собственной фабрике Немировых-Колодкиных сребро-позлащенные ризы. Освящение храма с поздней литургиею и накануне всенощное бдение было совершено местным о.Благочинным, протоиереем Троицкой в Вишняках церкви А. А. Доброгорским со священниками — Троицкой в Лужниках церкви А.С. Воскресенским и местным — Н.Мячиным, при диаконе Храма Христа Спасителя Сокольском.

Во время причастного стиха священником Мячиным было сказано приличное торжеству слово, в котором проведена была параллель между радостным приветствием прав.Елизаветы «откуду мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне», — радостными чувствами древних подвижников Иверского, на Афоне, монастыря, получившими чудесно на море явившуюся икону Богоматери, — радостной же встречей в 1648 году, 13 октября, жителями Москвы с Афона принесенной копии (списка) со святой иконы Иверския и, наконец, радостными чувствами прихожан и храмолюбцев, что Богоматерь в своей местночтимой чудодейственной иконе находится в этом храме не 3 месяца, а уже сто лет».

В 1893 году был несколько изменен облик храма — появились встройки между боковыми притворами главного храма и восточными стенками приделов.

В воскресение 30 октября 1899 года в храме Иверской Божией Матери был освящен придел в честь вмч. Георгия Победоносца. Этот придел был отделан на средства почившей прихожанки Лебедевой. Трехъярусный иконостас вновь вызолочен, стенная живопись возобновлена. За правым клиросом помещена пожертвованная одним из прихожан больших размеров икона с изображением Святых, нетленные мощи которых почивают в Москве. Вверху иконы помещено изображение Владимирской Божией Матери в сребро-позлащенном окладе с драгоценными камнями.

В воскресный день 26 марта 1900 года в Московской Иверской на Ордынке церкви было совершено торжественное богослужение по случаю малого освящения главного Иверского храма, «вновь расписанного и благолепно с позолотою всех иконостасов украшенного, и отделанного на средства московского купца Николая Кирилловича Лебедева, пожертвовавшего на этот предмет вместе со своими родителями 30 тысяч рублей. Чин освящения и позднюю литургию, а накануне всенощное бдение совершал исправляющий должность благочинного священник Троицкой, в Лужниках, церкви о. А.С. Воскресенский с местным причтом, при участии протодиакона Успенского собора А. З. Шеховцова и полного хора певчих.

В 1910 году в храме праздновали 25-летие священства отца настоятеля Н. И.Мячина: «На третий день Святой Пасхи, 20-го сего апреля, прихожане Иверской, на Большой Ордынке, церкви, с благословения Его Высокопреосвященства, чествовали своего настоятеля о. Николая Ивановича Мячина, по случаю исполнившегося 26-гофевраля сего года 25-летия служения его в сане священника. По окончании курса Московской Духовной Академии в 1882 году, Николай Иванович проходил 2,5 года должность помощника инспектора Вифанской духовной семинарии, а в 1885 году Высокопреосвященнейшим Иоанникием был определен настоятелем Иверской церкви, где и священствует доселе, состоя в то же время законоучителем Казенного реального училища и частной женской гимназии Гильбих.

Божественная литургия в день юбилейного празднества в Иверской церкви была совершена местным о. Благочинным протоиереем Н. А. Копьевым в сослужении юбиляра и священников: Василие-­Кесарийской церкви А. И. Разумихина и церкви Алексеевского монастыря А. П. Афонского.

В конце литургии о. Благочинный обратился к собравшимся в храме прихожанам и почитателям юбиляра с назидательным словом, в котором живыми чертами изобразил современное отношение — ­весьма часто непочтительное и даже враждебное — к пастырям церкви, хотя они все, по высоте своего сана, достойны чести, и выразил благодарность за внимание к служителю сего храма, каковое высоко нужно ценить, особенно в наше время…

Октябрьский переворот 1917 года и последовавшие за ним гонения на Церковь Христову в полной мере коснулись храма.

Была уничтожена колокольня. Уникальные фрески кисти братьев Белоусовых, расписывавших также Грановитую Палату Московского Кремля, были варварски закрашены, местами фрески пытались сбивать.

В Храме были возведены перекрытия, все 3 иконостаса были полностью уничтожены. Большинство икон было сожжено. Храм подвергся разграблению, в советское время из него было вывезено около тонны серебра (риз, окладов икон, богослужебной утвари).

Во вторник Светлой седмицы 1918 года Святейший Патриарх Тихон совершил литургию в храме Иверской Божией Матери на Ордынке. При окончании литургии был совершен вокруг храма крестный ход с артосом.

Окончательно Храм был закрыт в 1929 году.

После закрытия храма в нем были разрушены верхние ярусы колокольни, снесена глава церкви и ограда. Утрачено убранство интерьеров, замазана и частично сбита ранняя роспись, установлены междуэтажные перекрытия, пробиты дополнительные окна, с юга сделана пристройка.

Старые москвичи хорошо помнят кинотеатр на Большой Ордынке, устроенный в доме №39, в здании храма в честь Иверской иконы Божией Матери, лишенном главы и колокольни. В первые годы перестройки эти помещения использовались под экспозицию современного искусства.

Церковные дома использовались под жилье и под нужды разных организаций. В помещении храма располагался сначала клуб, затем кинотеатр, затем выставочные залы культурного центра.

Реставрация храма началась в 1990 году по проекту архитекторов С. В. Конева, П.Щенковой; инженер В. М. Кабанов (проектно-­реставрационное бюро «Отечество»). Разобраны междуэтажные перекрытия, заложены пробитые проемы. По фотографиям и архивным чертежам восстановлен первоначальный архитектурный облик храма, воссозданы разрушенные ярусы колокольни и глава храма. Реставрационные работы продолжаются. Для окончания реставрационных работ и реставрации сохранившихся фрагментов внутренней росписи необходимы большие денежные средства.

Постановлением Правительства г. Москвы от 2 марта 1993 года № 167 церковное здание было передано Московскому Патриархату в лице прихода храма Иверской иконы Божией Матери.

Храм открылся вновь в 1994 году.

К сожалению, Приход храма Иверской иконы Божией Матери на Всполье до сих пор юридически не получил всю историческую церковную территорию, а также стоящие на ней два церковных дома.

После Революций церковь Иверской иконы Богоматери переделывают в клуб

Как уже упоминалось церковь на Большой Ордынке не подвергалась в течении XIX века радикальным перестройкам и лишь слегка ремонтировалась. Именно в изначально виде она простояла до Февральской буржуазной революции и Великой Октябрьской революции.

И хотя ряд церквей начали демонтировать в начале двадцатых годов XX века, то этот храм продолжал функционировать до 1930 года. Именно в этот год до него все таки добрались. По приказу руководящих органов снесли колокольню, демонтировали полностью внутренне убранство и даже часть экстерьера.

После проведенных работ, опустошенное здание передали в собственность вагоноремонтного завода. Руководство предприятия использовало постройку по своему усмотрению и организовало в храме клуб для досуга своих сотрудников.

Чуть позже постройку передали в ведомство министерства культуры.

В минкульте зданию бывшей церкви нашли более достойное назначение – внутри нее организовали музей современного искусства. С этими целями под купольное пространство разделили на три этажа.

Храм отметил свое 200-летие в 2002 году.

Обратно Русской православной церкви храм вернули только в 1994 году. Он находился в отличном состоянии. Позже все лишнее внутри демонтировали, вернули убранство, заново освятили алтарь и приделы.

Сейчас храм функционирует. Рядом с церковью в 2000 году установили памятник под названием «Возрождение».

Описание[править]

Две вертикали Иверской церкви входят в ансамбль архитектурных акцентов Замоскворечья. Здание принадлежит к тому разработанному в 1780-х годах типу московских храмов в стиле зрелого классицизма, в композиции которых преобладают округлые очертания. Для памятника характерно широкое использование и разнообразие ордерных форм. Над куполом стройной двухъярусной ротонды возвышается цилиндрический барабан с главкой. Высоту первого яруса создает группа окружающих ротонду объемов: апсида со скругленными углами, боковые притворы с арочными порталами, обработанными двумя парами тосканских колонн, и трапезная с двумя овальными в плане приделами.

Из объема трапезной вырастает нижний ярус колокольни, над которым возвышается цилиндрический ярус звона, увенчанный шпилем. Перед западным входом установлен четырехколонный ионический портик с фронтоном.

Своеобразно плановое решение основания колокольни с двумя помещениями овальной конфигурации. Мотив палладианской арки боковых входов повторен в форме изящных верхних окон ротонды. Восточный фасад обработан вертикальными и горизонтальными нишами. Верхний ярус колокольни украшен пилястрами коринфского ордера. Карнизы и тяги выполнены из белого камня, капители — лепные. В интерьере сохранились фрагменты клеевой и масляной стенной росписи первоначального периода и второй половины XIX века.

Комплекс церкви Иверской иконы Божией Матери на Всполье представляет собой большую художественную ценность благодаря интересным особенностям храма — одного из лучших образцов московского классицизма конца XVIII- начала XIX веков и его исключительно важной градостроительной роли в структуре Замоскворечья.

Легенда о подземном ходе

Древнее предание гласит, что берега Москвы-реки соединены подземным ходом. Тайный вход в подземелье шел от Казанского храма в Коломенском до Николо-Перервинского монастыря. Он был создан для того, чтобы при необходимости у царя была возможность укрыться в обители на другом берегу.

Местные жители знали об этом ходе. В 20-х годах ХХ века люди рассказали эту легенду археологу Стеллецкому, который изучал тайны старой Москвы. Ученый нашел два коридора из алтаря Казанского храма, которые вели в подвал. Но работы над изучением ходов остановили уже в 30-х годах, так как археологические раскопки у стен храма грозили его разрушением. Подземный ход под рекой до сих пор остается неизученным.


Вид на монастырь с Москвы-реки

Святыни[править]

Иверская икона Богородицы

  • Чудотворная икона Божией Матери Иверская
  • Икона Божией Матери Неупиваемая Чаша
  • Мощевик
  • Икона Праведного Симеона Верхотурского с частицей его мощей
  • Икона Преподобных Серафима Саровского и Сергея Радонежского с частицей мощей Серафима Саровского
  • Икона Святителя Луки с частицей его мощей
  • Икона Великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей
  • Икона Преподобномучениц Елисаветы и Варвары с частицами их мощей
  • Икона святого великомученика Георгия Победоносца с частицей его мощей
  • Икона Преподобного Максима Грека с частицей его мощей

Что такое Иверская икона Заступницы

Основной алтарь храма на Большой Ордынке освятили во славу Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Оригинал иконы храниться в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, откуда она и получила свое название.

Считается, что образ девы Марии с младенцем Иисусом на руках чудодейственен и полон благодати. Точная датам написания иконы разнится, но историк университета Инстбрука Томас Штеппан датирует ее создание началом седьмого века, а Никодим Кондаков просто VII веком.


Иверская икона Богоматери или Привратница, датируется VII веком от Рождества Христова. Сейчас находится в Иверском монастыре Афона. По приданиям спасла монахов от персидских пиратов и голодной смерти

В чем помогает Иверская икона Богоматери

Начать стоит с одной истории.

Гора Афон находится рядом с берегом Средиземного моря. А это море в то время просто кишело пиратами и лихими людьми. Монастыри Святой Горы часто подвергались набегам этих негодяев, что приводило к их разорению.

Однажды персидские пираты решили ограбить Иверский монастырь. Монахи, вязанные обетами, не могли дать тем достойный отпор и лишь истово молились иконе Богоматери о защите.

Молитва была столь сильна, что через некоторое время разразилась буря и потопила корабли захватчиков. С тех пор к иконе часто обращаются с мольбой о заступничестве. Ее даже стали так называть — Заступница или Привратница.

Так, о чем молятся пред иконой Иверской Заступницы:

  • В первую очередь об исцелении от болезней и недугов;
  • О защите от набегов лихих людей и варваров;
  • Как ни странно, о пополнении погребов припасами.

Текст молитвы перед ликом Богородицы на Иверской иконе о защите и исцелении:

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва вторая, обращение к лику Заступницы на Иверской иконе:

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1:

«От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая».

Кондак, глас 8:

«Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Внутреннее убранство

За обителью закреплен статус патриаршего подворья. Монастырь обнесен оградой и имеет двое ворот. Кроме храмов на территории обители располагаются монашеские корпусы, хозяйственные постройки, детская воскресная школа, здания для семинаристов и архиерея, древние кельи патриарха. Обитель утопает в густой зелени.

Соборы имеют богатые золоченые иконостасы. Большое количество окон в храмах дарит много света. Стены покрыты богатой росписью, окна украшены витражами.

В оформлении Николо-Перервинской обители прослеживается несколько стилей – барокко, классицизм и модерн.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]