Протоиерей Андрей Лоргус о мужчинах, женщинах, любви и психологии

Лоргус Андрей Вадимович

1956

Русская Православная Церковь

Третье поколение модернистов

Сан: протоиерей

Окончил: МГУ, МДС

Преподавал в: МГУ, РПУ, Епархиальные миссионерские курсы г. Москвы

Организации: Издательский совет Русской Православной Церкви, Российско-австрийский богословский диалог по христианской антропологии, Институт христианской психологии, Европейское движение по христианской психологии и антропологии, Русское православие (фонд)

Пресса: Журнал Московской Патриархии, Православие и мир (интернет-портал), Белорусский Экзархат (издательство), Никея (издательство), Паломник (издательство), Сестричество во имя Святителя Игнатия Ставропольского, Нескучный сад (журнал)

Направление: православная психология

,
либерализм
,
аморализм
,
одобрение содомского греха
Модернизм

(1956 — ) — представитель православной психологии.

В 2022 г. подписал «Письмо священников и мирян к христианам Беларуси».

иерархия

В 1993 году рукоположен в сан священника и назначен служить в храм пророка Илии Обыденного.

Также был назначен настоятелем строящегося храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове[1].

Является основателем домового храма Святого мученика Трифона при Психоневрологическом интернате № 30 и храма Живоначальной Троицы в Чертанове[2].

Служил в храме святителя Николая на Трех Горах.

Неоднократно выступал на телевидении. За свою работу Андрей Вадимович был удостоен наград и различных званий. Также Андрей Лоргус автор нескольких книг о христианстве, ряда публикаций на тему отношения человека и религии[1].

25 мая 2022 года выведен из храма за штат (на пенсию), согласно поданному прошению, с правом участия в богослужениях храма свт. Николая Мирликийского на Трех горах города Москвы, по согласованию с настоятелем храма[3].

В наше время говорить о подчинении семьи мужчине, повторять слова из Домостроя, мне кажется, уже нет смысла[4].

В 2022 году подписал «Открытое письмо священников в защиту заключенных по „московскому делу“»[5].

Опыты протоиерея Андрея Лоргуса

Его хорошо знают не только как яркого проповедника, но и как автора многих научных трудов, радиоведущего, сценариста, практикующего психолога, преподавателя, ректора. Гораздо меньше известно о том, как необычно складывалась жизнь священника Андрея Лоргуса. Вот что он сам об этом рассказал.

5 фактов об отце Андрее

Его прадед протоиерей Димитрий Богоявленский, настоятель Троицкого храма в Купавне, был расстрелян в Бутове в 1937 году.

В начале 2000-х священник Андрей Лоргус получил благословение на строительство в Чертанове Троицкого храма в память о прадеде.

Уже много лет он входит в совет Европейского движения по христианской психологии и антропологии, регулярно выступает там с докладами.

Автор, соавтор и составитель 15 книг о Церкви и психологии.

Сценарист и консультант ряда документальных фильмов о Церкви.

Брутальное воспитание в школе тундры

Родился я на Колыме, где тогда на приисках работал мой отец-геолог. Через несколько месяцев мы уехали в Москву. А в 1966 году, когда мне исполнилось 10 лет, перебрались на Чукотку, где папа стал главным геологом прииска. Там я окончил школу. И там же начал работать. Это очень важный для меня опыт жизни. Я рос на природе, в тундре. У меня было брутальное воспитание — охотника, рыболова, следопыта, натуралиста. Папа раздобыл мне детское ружьё, которое было переделано из взрослого. И для меня, десятилетнего московского мальчика, получить настоящее охотничье ружьё по моему росту и размеру руки было фантастикой. Школа тундры многое дала мне для воспитания выносливости и находчивости.

После школы пошёл работать на прииск. Сначала слесарем, бульдозеристом, потом старателем в артели. Мы с отцом получили разрешение на частную добычу золота. Назывались вольноприносителями. Летом понемногу добывали золото и всё сдавали государству. Если оставить себе хоть крупинку — за это тюрьма или даже расстрел.

В свои 17–18 лет я получил колоссальный и разно­образный опыт. Научился работать: освоил управление трактором, бульдозером, дизелем, насосом, мог их отремонтировать. Но ещё на­учился пить, поскольку алкоголизм там был практически поголовный.

Жениться, чтобы спастись

В 18 лет я вернулся в Москву: готовиться к армии. Ещё на Чукотке хотел в морфлот, но не взяли по состоянию здоровья. В Москве тоже не получилось. И я стал работать в типографии «Правды», где трудилась мама. Заработки там были хорошие, но работа тяжёлая, в итоге я попал в больницу с язвой. Тут произошёл мой разворот в жизни благодаря врачу Маргарите Алексеевне Адо, известному в Москве гематологу. Она мне сказала:

— Зачем вам такая жизнь? Вы себя погубите. Вам надо жениться и поступить в институт.

Эти слова мне запали в душу. Я не побежал тут же жениться и поступать в институт, но стал выбираться из тяжёлого положения в своей жизни. Бросил пить, нашёл работу полегче: стал лаборантом в институте. Там и познакомился со своей будущей женой. А спустя некоторое время по совету одного мудрого профессора поступил на психологический факультет МГУ.

На 3-м курсе университета случилось моё обращение в христианство. Исподволь это давно началось. Ещё в школе читал оставшееся от бабушки Евангелие. У меня был однокурсник, с которым мы общались на тему веры. И как-то он мне сказал:

— Куда уже откладывать, тебе надо креститься.

Я тогда только женился и очень любил жену, нашу маленькую дочку. Но любовь и смысл жизни для меня были связаны с Богом. Если любви нет, а вместо неё гормоны, плоть и социальные условности, тогда нет ни жизни, ни Бога, тогда всё не имеет никакого смысла. И для меня ответ на вопрос: «Верую ли я?» был однозначным: «Да».

Когда стало известно о моём крещении, нас чуть не выгнали за это из университета. Но с этого момента я мог открыто ходить в храм.

Человек не машина и не обезьяна

После окончания университета, хотя у меня был хороший диплом, я не хотел оставаться в специальности, потому что тогда психология была материалистическая, бесчеловечная. С одной стороны, человек рассматривался как набор функций, а с другой — понимался как животное. Человеку неуютно в такой психологии. Для верующего этим было тяжело заниматься. И мой духовник, настоятель храма Знамения у Рижского вокзала отец Владимир Рожков, сказал мне: «Иди к нам сторожем».

От распределения меня освободили по моей просьбе. Это было чудо, потому что тогда обязательно надо было три года отработать. И шесть лет трудился в храме сторожем и дворником.

Тут в моём сознании произошла революция. Я пришёл в церковный мир, где говорю то, что думаю, и делаю то, что считаю полезным. А в 1988 году меня рукоположили в дьяконы. Я стал служить в храме Святителя Николая в Кузнецах. В начале 1990-х мы возили для пациентов психоневрологического интерната № 30 в Чертанове гуманитарную помощь, годы-то были голодные. В интернате уже была молельная комната. И персонал как-то обратился ко мне: «А давайте у нас храм откроем». Директор интерната написал письмо Патриарху Алексию II, к которому я приложил своё прошение о священстве. Так в конце 1993 года я стал священником. Храм оборудовали на свои деньги.

Однажды профессор Московской духовной академии Алексей Иванович Сидоров спросил, не хочу ли я преподавать христианскую психологию в Российском православном университете?

Но как таковой христианской психологии тогда в нашей стране не существовало. Надо было для себя самого сформулировать, что это такое, понять, на каких основаниях она может строиться в отличие от психологии материалистической. И спустя шесть лет с помощью Московского университета мы открыли первый в стране факультет христианской психологии в Российском православном университете в 2002 году. А в 2010-м создали уже отдельный Институт христианской психологии, где я стал ректором.

Так спустя много лет я смог снова заниматься психологией, и это уже не противоречило моей вере. Ведь христианство принесло в психологию любовь к человеку, который не машина и не обезьяна.

воззрения

одобрение содомского греха

Бывают и другие ситуации, когда человек приходит на пастырскую беседу и исповедуется в том, что имеет однополого партнера. Он понимает, что не может приступить к Таинствам, но не готов изменить свой образ жизни. В любом случае очень важна неосуждающая позиция пастыря. Многие священники крайне агрессивно относятся к этому греху, а необходимо, чтобы пастырь сострадал людям, которые в этом признаются. Это должна быть не жалость, а именно сострадание, основанное на уважении к личности[6].

авторитетные авторы
Достоевский Федор Михайлович • Флоренский Павел Александрович.

Институт православной психологии

Новым и благим делом стало то, что Андрей Лоргус основал в 2009 году институт православной психологии. Это было первое в России учебное заведение подобного типа. В этом месте любой желающий мог получить дополнительное образование, причем, не всегда духовное. Сам же священник имеет там пост ректора, он регулярно читает лекции о христианстве и связи его с обычной жизнью человека.

Интересно! Протоиерей за свою службу получил несколько почетных наград. Сам Андрей Владимирович не раз выступал на телевидении. Кроме того священник занимается онлайн консультированием. Он говорит, что это не просто его работа, но и служба.

патологическая речь

Экзистенциальный

  • Есть два фундаментальных факта в том и другом служении: я служу человеку и сам являюсь человеком; служу спасению души и сам нуждаюсь в спасительной силе Церкви; служу строительству богоподобной личности и сам строю свою; наконец, учительствую и сам являюсь учеником. В этой экзистенциальной двойственности
    мне видится только один путь цельности и целомудрия. Путь этот — личность[7].

позитив

  • Поколение (родившихся после 1985 года. — Ред.) хочет жить позитивно, радоваться жизни, хочет эту жизнь преумножать, верить в простые гражданские, социальные блага и выстраивать свою жизнь не на основе страданий и выживания, а на основе далеко идущих жизненных стратегий. А без позитива
    такие стратегии не формируются.
    Позитив
    , жизнелюбие, жизнестойкость напрямую связаны с эмоционально-духовным состоянием счастья[8].

призвание

  • Остался еще вопрос о священнике-психологе. Можно ли совмещать эти два призвания
    в одном служения?[9]

умозрение

  • Евхаристия раскрывает перед нами не только умозрительно
    , но и деятельно путь причащения нашего тела и плоти к Его Телу и Плоти[10].

мыслеформы У Святых отцов нет

  • Вопрос о составе человеческого существа до сих пор не решен однозначно[10].

патологический словарный запас

Абстрагироваться, Богословски, Бытийственный, Всеобъемлющий, Всесторонний, Грандиозный, Жизнерадостный, Запрограмированный, Консолидируется, Личность, Мракобесный, Общинность, Объект, Откровение, Откровение о человеке, Открытие, Парадигма, Пневматологический, Пневматология, По-новому, Призвание, Разделение, Ролевой, Свобода Церкви, Свободный человек, Смысл, Стратегия, Субъект, Трагичный, Умозрительный, Успех, Цельность, Экзистенциальный

Исповедь — зона риска для пастыря

Готовность служить людям — это готовность к встрече личности священника с личностью кающегося. С такой встречи всё и начинается — отношения, доверие, духовный путь, духовное водительство. Но в основе всего — особое отношение священника к человеку. Это отношение педагога, отца, друга, судьи и защитника одновременно. Но священническое служение этим не ограничивается, есть главное — и оно таинственно и вдохновенно. Чтобы стать тем, кто за человека предстоит Церкви и Богу, требуется вобрать в душу и сознание всё, что накопил духовный опыт отцов и традиции. Однако немалую помощь в этом может оказать и современная практика жизневспоможения (термин, заменяющий «психотерапию»).

Тень здорового сомнения

В первую очередь, не все, что говорят на исповеди, можно принимать на веру. Люди могут быть не всегда адекватны. Важно поставить себе задачу отделить то, что имеет отношение к исповеди, от того, что подлежит сомнению. Но священник не всегда может быстро понять и разобраться в том, что имеет, а что не имеет отношения к исповеди, что достоверно, а что нет, но тень здорового сомнения священнику требуется всегда. Вовсе не из презумпции недоверия кающемуся, а из здоровой осторожности. Задача заключается в том, чтобы переспросить, ­удостовериться: речь идет о грехе или речь идет о сомнении, речь идет о какой-то сомнительной идентификации замысла, поступка, мысли. И это требует, разумеется, внимательного отношения к кающемуся. Когда этот вопрос исходит из опыта, тогда гораздо легче, но начинающему священнику очень трудно бывает отделить одно от другого. То есть здесь здоровое сомнение бывает по-настоящему необходимо.

Надо сказать, что сами по себе вопросы и вспомогательная беседа на исповеди необходимы, чтобы уточнить, прояснить, грех это или не грех, речь идет о совершившемся поступке или о не совершившемся.

Без подробностей

На исповеди священник может услышать такие обстоятельства, при которых был совершен грех, которые могут его шокировать. Поэтому необходимо попросить кающегося избегать подробностей, если они не имеют отношения к конкретной квалификации греха. Прежде всего это касается темы плотских грехов. Есть физиологические подробности, которые могут квалифицироваться как грех, а могут не иметь к нему никакого отношения. Основной критерий в такой квалификации — что подвластно человеку и что неподвластно.

Например, молодой человек, который страдает психическим заболеванием, говорит: «Я стараюсь на службе никогда не кашлять, но, когда я только об этом подумаю, у меня сразу возникает желание кашлять. И я должен выбежать из храма на улицу, чтобы откашляться, подышать, успокоиться, а потом вернуться». Это чисто психосоматическое явление, и оно не имеет никакого греховного состава. Это не грех, хотя человеку может так казаться.

Другой пример — женщина страдает тем, что у нее часто громко отходит воздух из желудка. У нее тоже психосоматически происходит нервное напряжение, она старается на службе об этом не думать, чтобы не допустить неприятного момента. Когда она чувствует, что воздух подпирает у нее в пищеводе, она пытается с этим бороться. Бороться не получается, женщина теряет терпение, начинает паниковать, состояние обостряется, и она выбегает из храма. Она считает, что это грех, и очень этим мучается. А я считаю, что в этом случае священник, избегая, опять же, подробностей, должен всегда человека успокоить и разобраться, является ли это грехом.

Грех только то, о чем человек знал и чего мог избежать, но не сделал этого. И, тогда есть некая произвольность в этом, некая невнимательность к себе. Но, разбираясь в этом, нужно быть очень деликатным. И только если есть ощущение того, что хватит любви, спокойствия и благожелательного отношения к человеку это уточнить, можно в эти подробности погрузиться. Если нет, лучше этого избегать.

Истерика мешает покаянию

Нередко священник сталкивается на исповеди со слезами и истериками, которые могут оказаться лишь защитными механизмами. В каких случаях слезы — не покаяние за грех, а невротическая реакция? Прежде всего, когда человек привычно использует для себя в отношениях с людьми, в нашем случае в отношениях со священником, модель жертвы. Модель жертвы — это такая личностная позиция, в которой человек заранее воспринимает себя ­несчастным, обиженным, кем-то наказанным, считает, что он жертва какого-то заговора, интриги. Конечно, чаще это бывают женщины, но не только. Мужчины тоже прибегают к такой неосознанной модели поведения. У жертв очень много вторичных выгод, как говорят психологи. С жертвы меньше спрос, ее меньше наказывают, к жертве относятся с бóльшим состраданием. Поэтому слезы при такой позиции могут быть защитным механизмом от страха наказания, от страха неуважения или презрения, но не слезами покаяния.

Если священник воспринимает слезы как сигнал к тому, чтобы утешать и оправдывать человека, то тем самым он отодвигает человека от исповеди, мешает ему сосредоточиться на покаянии. Если слезы являются защитным механизмом, то самая лучшая позиция священника — исключить какое-то душевное участие в этих слезах. Это очень важно. Истерики, конечно, бывают редко на исповеди, но тем не менее люди, склонные к истероидному поведению, могут демонстрировать подобное поведение. Истерика может начинаться со всхлипываний, частых вздохов, закатывания глаз, ломания рук, их расчесывания, сопровождаться прерывистой речью, потерей памяти, обмороками, головокружением, тошнотой. Нужно понять, какую причину имеет эта истерика. У здоровой истерики есть всегда какая-то очень важная эмоциональная причина. Либо это какое-то потрясение, либо паника. Если это привычное для человека истероидное поведение на исповеди, тогда можно сказать, что это тоже носит характер защитного механизма. В таком случае лучшая прагматическая позиция священника заключается в том, чтобы избегать эмоциональных вопросов и стараться кающегося подвигать, подталкивать к более сухому изложению событий, не вдаваясь в подробности.

Эти подробности как раз и мешают. Если кающийся начинает себя эмоционально как бы раскачивать, можно даже пойти на то, чтобы исповедь приостановить и сказать: «Пожалуйста, постойте пока в сторонке, подождите, и потом я вас позову». Достаточно будет пропустить двух-трех человек, чтобы исповедующийся успокоился, а истерика не развернулась в своем полном клиническом проявлении и утихла. Тогда можно продолжить исповедь с последующего пункта. Иными словами, легче истерику остановить, чем потом ее успокаивать. И самое главное: истерика не подталкивает человека к покаянию, не дает ему покаянного настроения, а, наоборот, мешает.

Цинизм — один из признаков выгорания священника

Когда человек кается в тяжких грехах — абортах, изменах, пьянстве, наркомании, то от священника в этот момент требуется максимальная любовь. Любовь не в том смысле, что надо любить исповедующегося, как друга, как жену, как детей, как мать, а любовь в виде безусловной благожелательности и безусловного приятия кающегося человека. Если такого настроения в этот момент нет, то лучше священнику избегать исповеди в этом состоянии. А если нет такой возможности, то ограничиться почти формальным отношением к исполнению своего богослужебного долга. Да, это крайний случай, но я думаю, что для священника такое формальное исполнение долга возможно в том случае, если иначе этот долг выполнить невозможно. Но лучше формальное исполнение богослужения, чем циничное.

Цинизм — это одно из тех состояний, которых, безусловно, следует избегать священнику. Цинизм — это уже презрение, это уже гордыня перед исповедующимся. Это действительно внутренний, сердечный грех священника, который противен Господу. Очень часто цинизм бывает элементом общего синдрома, который мы называем выгоранием. «Выгоревший» священник склонен к цинизму, и в силу этого ему не хватает любви, сочувствия, сострадания, эмпатии, соприсутствия здесь и сейчас с человеком. Всех тех качеств, которые лежат в основе священнического служения.

Двойная ответственность за испуг

Очень важно понимать, что на исповеди человек находится в зоне риска, то есть он убирает все защитные механизмы, становится как бы «раздетым». И действительно, кающийся человек снимает слой за слоем с себя внешние личины, маски, социальные роли, чтобы его совесть, подлинная его совесть, та, которая оценивает грехи и не грехи, могла реализовать свой голос и человек покаялся. В этот момент человек очень подвержен аффектам, панике, чувству провала, травматизации. Поэтому слова священника иногда, даже если они сказаны с любовью, могут травмировать человека. Например, если священник говорит кающемуся о той норме епитимьи и о том отношении Церкви к его поступку, которые лежат в основе покаянной практики, то есть тех самых строгих канонических правил в отношении тяжких грехов. Или священник может высказать осуждение поступка в бескомпромиссной и, стало быть, отчасти жесткой форме, к которой человек не привык — в силу воспитания, в силу его, может быть, начального неофитского состояния в Церкви. Поскольку в этот момент человек защитить себя не может и поддержать его больше некому, слова священника и сама ситуация исповеди может быть очень серьезным ранением и травмой. Да, если это происходит, это не обязательно вина священника, но вина священника будет в том, если он заранее не побеспокоился о некоей зоне безопасности для кающегося. В богослужебную ответственность не входит понятие безопасности человека в богослужении, в том числе в исповеди, но помощь совести может быть и в том, чтобы священник подумал, а каково сейчас человеку, стоящему здесь, перед крестом и Евангелием, ощущать себя на суде — собственном суде, суде слушающего священника и, наконец, Суде Господнем.

Да, покаяние — это очень тяжелое переживание. Но добавлять к этому еще душевную рану, если в этом нет острой необходимости, не стоит. А какая может быть в этом необходимость? Она может быть только в том случае, если человек отказывается принимать грех за грех, ­упорствует в этом и, может быть, священник чувствует, что кающийся не хочет признавать совершенного им греха и всей его тяжести. Я знаю, что некоторые священники, чувствуя нераскаянное упрямство и упорство, окаменелое нечувствие, переходят к запугиванию человека. И достигают в этом довольно большого успеха, потому что опыт в этом у них, безусловно, есть. Достаточно просто привести в совокупности слова Евангелия и каноны Церкви, выстроить их в определенную схему, и это может испугать кого угодно. Я видел, как на исповеди пугаются государственные чиновники, как пугаются полицейские, как пугаются бандиты, как пугаются отъявленные алкоголики и развратники, если только священник разворачивает перед ними свою покаянную проповедь. Да, иногда угрожающая проповедь важна, но ответственность за этот испуг должна быть особенная и двойная. И мы, священники, за это будем нести ответственность перед Господом.

Кредит доверия

Важно понимать, что кающийся имеет к священнику некое доверие. Это доверие выглядит как предварительное условие, с которым человек приходит. То есть человек приходит именно к вам, он выбрал именно вас. Может быть, это была случайность, как он думает, может быть, он выбрал из нескольких священников, которых наблюдал в течение какого-то времени. Так или иначе, он подошел к вам. Перед этим он готовился, слушал свою совесть, долго, может быть, с ней препирался, обдумывал, может быть, лукавил, а может быть, глубоко раскаивался в минуту искренности. Так или иначе, придя и начав исповедь перед Христом в вашем присутствии, кающийся проделал большую работу, которая в том числе заключается в том, что он здесь и сейчас стоит перед вами. Это его кредит доверия, но этот кредит — не бесконечный. Поэтому ошибки, равнодушие, цинизм, непонимание или даже нежелание вникнуть человек стерпит не всегда. Этот кредит может быть израсходован за одну исповедь. Но важно помнить, что это доверие есть реальный внутренний ресурс человека, с которым он приходит к священнику.

Запрещенные вопросы

Одна из самых сложных тем на исповеди — это тема плотских грехов: измены, связи вне брака и т. д. Она требует особой деликатности. Очень важно понять, что искушение для священника здесь велико. Священник — мужчина, и поэтому любые исповеди женщин на данную тему — это встреча всегда сверхнапряженная. Очень важно помнить, что женщина, приходящая на исповедь, есть женщина, приходящая к мужчине, и то, что она не хотела бы никогда и никому рассказать, рассказывает священнику. Для того чтобы эта исповедь была исповедью перед Богом, священнику важно самому себе стать стражем своего сердца, чтобы не допустить искушения искренностью женщины.

Каковы искушения священника здесь? Самое первое и самое поверхностное — это любопытство. Вникнуть в подробности грехов женщины, девочки, девушки или ребенка. Самая лучшая здесь позиция священника — это четкая граница, которую следует сразу обозначить, не допустив ни себя, ни кающуюся женщину до подробностей. Если женщина говорит: «Каюсь в том, что совершала какие-то плотские излишества», этого достаточно. Если это измена мужу, значит, это измена мужу. Как, когда, с кем, сколько — запрещенные вопросы. Вполне возможно, что молодой священник, молодой мужчина, соблазнится задать один из этих вопросов. Возможно, ему в этот момент покажется, что это очень важно, но это неправильный путь. Священнику надо быть не просто крайне осторожным, но придержать свой язык и принимать исповедь, а не разбираться в том, что происходит с женщиной. И это не его дело.

Если исповедуется мужчина, то в этом случае, конечно, соблазн принципиально другой и гораздо меньше. Но нужно понимать, что к рассказам мужчины тоже необходимо относиться с особой осторожностью. Для многих мужчин рассказы о своих грехах могут быть бравадой, желанием показать, насколько мужчина в этом смысле себя высоко ставит. Даже если он кается, он может рассказывать с каким-то внутренним довольством, что он — ловелас и казанова. Здесь требуется, может быть, больше четкости, строгости, сухости — без дополнительных расспросов. Да, конечно, мужчины бывают на исповеди более аккуратны, строги и, как правило, немногословны. Женщины могут быть тоже немногословны, потому что им очень стыдно рассказывать священнику-мужчине о своих прегрешениях, но есть некоторые невротические состояния, когда женщина стремится к этому многословию и желает рассказать подробности. Это надо сразу остановить и сказать, что подробностям и всяким прочим уточнениям здесь места нет. Только покаяние и молитва.

Перекрестные исповеди

Есть еще несколько соблазнов, которые могут встретить молодого священника. Это совместные исповеди или перекрестные исповеди, когда муж и жена, мужчина и женщина приходят к одному и тому же священнику, пытаются согласовать тему своей исповеди друг с другом и проверяют, насколько священник соответствует их замыслу, получилось ли у них втянуть священника в этот разговор. Этому всячески надо противостоять и избегать таких ситуаций. Конфиденциальность касается не только священника, она касается и исповедующихся, поэтому никаких переходов событий от одного к другому не может быть. Священник ничего не может рассказать мужу об исповеди жены, а жене — об исповеди мужа. Нельзя допускать такой ситуации, даже если эта пара еще не находится в брачных отношениях.

Наложение епитимий на плотские темы — полностью на совести священника. В сегодняшней ситуации, когда огромное количество молодых пар живут друг с другом, меняя партнеров без какого бы то ни было брачного договора, регистрации или венчания, совесть священника находится перед постоянным вызовом.

Однако следует сознавать, что нравственные нормы христианства, отраженные в том числе и в церковных канонах, являются непреходящими, несмотря на множество их нарушителей.

ЖМП

сочинения

  • Диакон Андрей Лоргус
    . Церковь и музей.// Творчество. жур. — № 1 (409) — 1991. — М.: Советский художник.
  • Диакон Андрей Лоргус
    . Кесарю кесарево. Историческая апология.// Журнал Московской Патриархии. — 1992. — №11-12.
  • Диакон Андрей Лоргус
    . Царь из пастырей. Проповедь.// Журнал Московской Патриархии. — 1993. — № 1.
  • Священник Андрей Лоргус, священник Михаил Дудко и др.
    Книга о Церкви. — М.: Паломник, 1997.
    Священник Андрей Лоргус, священник Михаил Дудко и др.
    Книга о Церкви. — Испр. и дополн. — М.: Паломник, 1998.
  • То же, 3-е изд. – 2000 г.,
  • То же, 4-е изд. – 2004 г.,
  • То же, 5-е изд. – 2005 г.,
  • То же, 6-е изд. – 2008 г.
  • Lorgus, Andrey; Dudko Michail.
    Orthodoxes Glaubensbuch. Eine Einfuhrung in das Glaubens – und gebetsleben der Russissischen Orthodoxen Kirche. Verlag “Der Christliche osten”?. — Wurzburg, 2001. (Немецкое изд. Книги о Церкви)
  • Священник Андрей Лоргус.
    Формирование и коррекция образа Бога в сознании христианина. // Московский психотерапевтический журнал, Специальный выпуск по христианской психологии. — 2000. — №2. — М.: МГППУ ПК.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Адам и Ева — совершенство человечества // Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции «Астраханская епархия и духовное возрождение России». — Астрахань, 2002.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Душа и дух: природа и бытие // Учение Церкви о человеке. Богословская конференция Русской Православной Церкви. Москва, 5-8 ноября 2001 г. Материалы. — М.: Синодальная Богословская Комиссия, 2003.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Православное учение о личности // Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач и проблем. Материалы Российско-Австрийской богословской конференции по христианской антропологии. — М.: Индрик, 2003.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Антропологический кризис российского общества // Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач и проблем. Материалы Российско-Австрийской богословской конференции по христианской антропологии / Сост. А Лоргус. — М.: Индрик, 2003.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Православная антропология. Курс лекций. Вып.1. — М.: Граф-пресс, 2003.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Личность человека в свете православного учения // «Духовный мир человека на пороге третьего тысячелетия», сб. докладов научно-методического семинара. МИИТ, кафедра «Теология». — М.: МИИТ, 2003.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Душевная болезнь не отнимает веру. Интервью.// Милосердие.ру. — 2004. — 21 мая.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Война — это торжество ненависти. // Континет. — 2004. — № 122. — М.: Континет.
  • Священник Андрей Лоргус.
    На приеме у пастыря. (Пастырство и психотерапия – авт. название).// НГ-Религии. — 2005. — № 11(163), 13 июля.
  • На пороге школы…
  • Священник Андрей Лоргус.
    Смертная казнь — за и против. Богословские и церковно-практические аргументы // Жизнь человека перед лицом смерти. Материалы II Российско-Австрийской богословской конференции по христианской антропологии / Сост. А Лоргус. — М.: Индрик, 2006.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Душа как психологическая категория // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». Вып. 2.. — М.: Православного Свято-Тихоновский Гуманитарного университета, 2006.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Христианская психология в пространстве гуманитарной парадигмы.// Московский психотерапевтический журнал, Специальный выпуск по христианской психологии. — 2006. — №3.
  • Лоргус А.
    Психология — с религией или без нее? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — М.: 2007. — т. 4. — № 2. — с. 58–64.
  • Ответ оппонентам. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. М.: 2007. — т. 4. — № 4. — с. 18–19.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Размышления после прочтения книги… // Владета Еротич. Христианство и психологические проблемы человека. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Категория личности в христианской психологии.//Консультативная психология и психотерапия. Специальный выпуск по христианской психологии. М,: МГППУ ПК. — 2010. — №3.
  • Священник Андрей Лоргус, Красникова О. М.
    Вина и грех. //Консультативная психология и психотерапия. Специальный выпуск по христианской психологии. — 2010. — №3.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Психологическая помощь и духовная поддержка людей, живущих с ВИЧ, и их близких. — М.: Российский круглый стол, 2012.
  • Священник Андрей Лоргус.
    Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов и волонтеров, работающих с людьми, живущими с ВИЧ. — М.: Российский круглый стол, 2012.
  • Священник Андрей Лоргус.
    (2013): Почему гомосексуалистами не рождаются // Нескучный сад. — 2013. — 6 мая. — checked on 6/5/2013.
  • Священник Андрей Лоргус. Великий Пост: может ли ещё поститься современный человек? // Православие и мир. — 2013. — 3 апреля. — Дата обращения: 31 мая 2013. Архивировано — 31 мая 2013 года. — Дата обращения: 31 июля 2022 г.
  • Церковь – это не только лечебница

    «Православный психолог» – модная сегодня профессия. Но специалистов, которые могут так себя называть, совсем не много. Известному священнику Андрею Лоргусу повезло: он обладает психологическим образованием, которое оказалось очень востребовано в его пастырской практике. О том, как преодолеть потребительское отношение к Церкви и разделить проблемы психологические и духовные, отец Андрей рассказал порталу Православие.ру.

    ***

    Священник Андрей Лоргус

    – Многие приходят в храм, когда сталкиваются с какой-нибудь сложной жизненной ситуацией. Может ли и должна ли Церковь помочь?
    – Это правда, из числа верующих в храм приходят не все: это определенный контингент, который имеет доверие к Церкви, доверие к священнику. Таких людей в лучшем случае 5–10 процентов в нашем обществе. Они приходят, и многие из них действительно рассчитывают на то, что Церковь и священник разрешат все их проблемы. И тут нужно действовать очень бережно, чтобы, с одной стороны, не обманывать, не питать их иллюзий, а с другой – не оттолкнуть.

    Психологическая культура в целом у нас очень низкая, так как она не развивалась на протяжении многих десятилетий. Ведь общество, в котором главной культурой взаимоотношений была идеология, не умеет соотнести свои проблемы с возможностями друг друга: своих близких и тех людей, которые вокруг. Например, раньше для интеллигенции главным способом решения своих психологических сложностей было чаепитие ночью на кухне. Для мужской компании – выпить вместе, для женской – поболтать с подругами…

    – Но ведь такое доверительное общение не самый плохой способ решать свои проблемы – гораздо лучший, чем выйти с топором на улицу или прийти в школу с оружием.

    – Он не самый плохой, но он не профессиональный. К сожалению, он может принести вред, как, например, непрофессиональные медицинские советы чреваты разными неприятностями. И потом, иногда очень жаль, что в храме люди ищут такого рода доверительное общение; они приходят не за тем, чтобы помолиться, а потому и не получают того, что могли бы получить. Они могли бы получить радость общения с Богом. Но многие этого не видят и не знают – приходят, потому что ребенок заболел или умершая бабушка снится по ночам.

    Нередко люди обращаются в храм в расчете на православного психолога для того, чтобы не идти к психиатру, потому что психиатрия в нашем обществе – это нечто зазорное, клеймо на всю жизнь, а психически больной – изгой в обществе. Матери очень часто запускают болезнь ребенка, только чтобы не признаваться себе в том, что он психически болен.

    – Ведь есть же случаи, когда любовью, смирением и молитвой удавалось исцелить человека. Многие матери думают, что они могут вымолить своего ребенка…

    – Если запускаешь болезнь, то очень часто уже ничего нельзя поделать. Нужно идти к врачу и принимать лекарства. Чудеса никто не отменял, но все же это исключительные случаи.

    – А что в этой ситуации должен посоветовать священник?

    – Священник должен иметь элементарную психологическую грамотность. В том числе он должен знать, какие есть заболевания психики, каковы их симптомы. Он должен признавать болезнь как болезнь, а не пытаться лечить ее частым причащением, отчитками или молебнами. Например, при шизофрении или пограничных состояниях нельзя нагружать человека строгим постом – это ухудшает его состояние. Грамотный священник направит к врачу и вместе со специалистом и самим болящим будет добиваться улучшения его состояния.

    – Как различить: духовная у человека проблема или душевная?

    – Есть проблемы психического здоровья. Это заболевания: психозы, неврозы и другие, их надо лечить. Церковь может помочь человеку, она может способствовать исцелению, но священник не целитель и не лечит заболевания. У меня бывали такие случаи, что даже если, например, голова заболела – идут к священнику, рассчитывая на некую магическую помощь.

    – Считается, что воцерковленные люди менее подвержены депрессиям и неврозам. Так ли это?

    – Напротив. Люди, которые страдают какими-то внутренними проблемами, чаще обращаются к своему внутреннему миру, чаще ищут Бога, они внутренне внимательны к себе. Потому в Церковь, к сожалению, чаще приходят те, кто испытывает трудности со своим здоровьем.

    Обычно те, кто отменно здоров, о себе реже задумываются. Поэтому, на мой взгляд, в Церкви чаще встречаются люди с психологическими трудностями, и это правильно, потому что Церковь – лечебница. Беда в том, что в храм человек приходит не молиться, а решать свои проблемы. Такое меркантильное отношение: Ты – мне, я – Тебе – прискорбно. Конечно, Церковь – это и лечебница в том числе. Но не только. Не в этом ее сущность, не в первую очередь. Церковь можно назвать лечебницей духа, но не лечебницей психики. Это нужно различать.

    – Воцерковляясь, многие сталкиваются с трудностями психологического характера, ведь жизнь в Церкви строится по другим законам, чем жизнь современного светского общества. Можно ли с точки зрения психолога описать, что переживает человек, постепенно приобщаясь к жизни Церкви?

    – Если человек входит в Церковь, то он, скорее всего, столкнется с явлением, которое называется неофитством. Это почти обязательный период, мы все его переживали, поскольку сами воцерковлялись в уже сознательном возрасте. У неофитства есть свои симптомы, свой возраст, свои сроки. Это то, через что проходит любой новообращенный. Известно это явление очень давно, и оно хорошо описано в литературе. Можно при желании почитать и посмотреть.

    Главное, что неофит должен знать, это то, что он – неофит. И на приходе настоятель и все социальные и приходские службы, включая неофита в свою деятельность, должны знать, что у неофита может быть категоричность суждений, инфантильность, психическая неуравновешенность и неустойчивость. Он еще мало знает и возбужден, он находится в эйфории. Это нормально. Это надо учитывать и не давить на человека, дать пережить ему это.

    Когда пройдет этот этап, наступает более страшная вещь, которая называется кризис. Кризис веры, кризис церковности, когда приходит разочарование и охлаждение и наступает время сомнений. Вот в этот момент пастырю надо быть более внимательным и такого человека привлечь учиться. Заново переучиваться вере: читать более глубокие книги, учиться всерьез молиться, без чудес, без эмоций, а более углубленно.

    Беда заключается в том, что неофит на виду, он себя афиширует, все делает демонстративно. А во время кризиса веры человек стыдится показать себя, потому что он себя оценивает как потерявшего веру, хотя на самом деле это не так. Он ее не потерял.

    Нужно помочь пережить кризис. Потому что, находясь в этом состоянии, человек замыкается, он не приходит на службу, не приходит на приходские мероприятия, он уединяется. Вот из этого уединения его хорошо было бы «достать» и привлечь к общинной жизни, – не то что за руку тянуть, а предложить. Это требует внимания и особого подхода со стороны пастыря. И в этом психология помогает. В моей практике таких случаем немало.

    Такие кризисы веры повторяются время от времени, их будет несколько. Но то, что они случаются, – это не плохо, кризис – это признак развития. Если кризиса нет, это повод задуматься: а что же происходит с человеком? Уже три года прошло, а он все неофит! Это уже признак личностного расстройства. Это значит, что дело уже не в вере, а в психике.

    – Насколько священники готовы помочь своим пасомым в преодолении такого кризиса?

    – Но ведь так бывает, что священники у нас тоже неофиты. Так что они переживают те же самые проблемы. Они это прошли и преодолели, поэтому они и могут помочь, а те, кто не переживал кризиса сам, не может помочь другому. Главное – сделать этот опыт прохождения кризиса предметом осмысления для себя, своего духовника и, может быть, целой группы людей. Когда мы вместе что-то обсуждаем, нам интересно, нам легче и нам не страшно. Мы понимаем, что мы не одни сталкивались с такими проблемами, и в этом нет ничего из ряда вон выходящего. А значит я – нормальный. Стоит познакомиться и поговорить двум друзьям по несчастью, и легче становится обоим. Необходима приходская работа с людьми, находящимися в кризисе. Можно проводить встречи, семинары на приходе. И священник, который тоже это проходил, мог бы быть лидером таких групп. А если он сам через это не прошел, тогда он не может ничего сделать. Он сам не понимает, в чем выход.

    – Можно ли православному человеку обращаться к психологу?

    – Психолог – не лечит. Он помогает личности справиться со своими проблемами, но не вылечит заболевания психики. Если нужно решать проблему духовную – надо идти к священнику. Если личностную, семейную, супружескую, то есть то, что касается выстраивания отношений, – то это к психологу. Например, если человек страдает от неизбывного чувства вины – это надо решать с психологом, если человек страдает от чувства греха, хочет покаяться – то это к священнику. Грех – это на исповедь, а ощущение иррационального чувства вины – к психологу, оно не имеет отношение к реальному греху, это уже невротическое чувство.

    Сейчас, когда Церковь стала активно заниматься социальной работой, стало понятно, что, помимо потребности в духовном пастырском окормлении, есть огромная потребность в специалистах психологах и психиатрах. Если таких специалистов нет, то их функции приходится брать на себя священнику, который окормляет данное социальное учреждение. Например, в детском доме – там все дети проблемные, уже травмированные, так как нормально развиваться психика ребенка может только в семье…

    Проблемы личности, проблемы психики, проблемы общения не может решить священник, но он должен знать об особенностях тех, кого он окормляет. Конечно, лучшим помощником ему мог бы стать православный психолог. Но пока таких специалистов очень мало. Есть много светских психологов – а вот готовых работать в социальных службах Церкви – совсем немного, а тем, которые есть, не хватает профессиональной подготовки. Поэтому было бы правильно готовить таких специалистов в православных вузах.

    – Есть ли методы психологии, неприемлемые для православного человека?

    – Конечно, есть – те, которые основаны на шоке, травме или измененном состоянии сознания, например гипноз, транс. Так, есть танатотерапия – «лечение смертью»; это, в общем, методика сатанистов… При этом некоторые серьезные психологи обсуждают подобные методы и рассматривают их как возможные для избавления психически здорового человека от проблем.

    В самом по себе современном психоанализе ничего страшного нет, это уже вошло в культуру нашего общества. Надо бояться психолога-шарлатана или специалиста, который не показывает вам свой диплом или вообще не имеет его. Сейчас век профанации: многие называют себя православными психологами, не имея даже психологического образования, пишут книги, пользуются популярностью «православность» служит приманкой для клиентов.

    Опытный психолог никогда не нанесет вреда – в этом заключается профессиональная этика. Не всякий сможет помочь, но вреда не нанесет.

    – Статистика говорит, что примерно четверть населения России подвержена тем или иным психическим расстройствам – 20 лет реформ не прошли даром. Так ли это, и как с такой ситуацией можно бороться?

    – Это действительно так. Если принять во внимание число людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, суицидальными расстройствами, то это получится даже не четверть, а больше половины нашего населения. И дело не в сегодняшних реформах, это все последствия 80 лет жизни в атеистическом обществе. У нас нет достаточной статистики, говорящей о людях, которые нуждаются в психологической и психиатрической поддержке. Государственная статистика отрывочна, и она не называет причин такого положения.

    Конечно, Церковь должна занимать активную общественную позицию, вести работу по предотвращению самоубийств, разъяснять людям смысл того, что они делают со своей личностью…

    Надо иметь в виду, что Церковь даже после 20 лет свободы не в состоянии развернуть полномасштабную социальную работу, заменив собой государство. Очень важно, чтобы она в ней участвовала. Общество вполне законно ожидает этого. Но только надо понимать, что ресурсов у Церкви еще маловато. Прежде всего, я говорю о профессионалах. Даже если есть деньги, то не хватает профессионалов, а в этой области нельзя делать ставку на волонтеров.

    – Какие проблемы психологического характера чаще всего встречаются у современных прихожан?

    – На первом месте с большим отрывом – зависимости: алкоголизм, наркомания, компьютер… Должен констатировать, что избавиться от разного рода зависимостей очень трудно. Поэтому недостаточно священнику заниматься только духовным окормлением своей паствы.

    Нужно осознавать, в какое время мы живем, находить разные способы помощи нуждающимся. Например, очень эффективны так называемые клубы анонимных алкоголиков – и при многих храмах силами настоятеля такие группы действуют. Важно, чтобы человек чувствовал, что в храме он может получить поддержку.

    источники

    • Лжемиссионерская «команда» в сборе // Антимодернизм.ру. — 2012. — 10 октября. — Дата обращения: 12 марта 2022.
    • Вершилло Роман Алексеевич.
      О мирном сосуществовании со злом// Антимодернизм.ру. — 2012. — 29 октября. — Дата обращения: 12 марта 2022.
    • (2014): Во Владимире прошел очередной этап Х Международной церковнообщественной и научной Конференции «Покровские чтения»// Римско-католическая архиепархия Божией Матери в Москве. — 2014. — 28 ноября. — Дата обращения: 12 марта 2022.
    • Лоргус Андрей Вадимович. — Дата обращения: 12 марта 2022.
    • Мартьянова, Светлана.
      Отцовство как путь к свободе и целостности: десятые Покровские чтения завершили работу во Владимире// Благовест-Инфо. — 2014. — 1 декабря. — Дата обращения: 12 марта 2022.
    • Лунев, Игорь
      . Рецензия на книгу о.Андрея Лоргуса «Книга об отцовстве». Батя (12 августа 2015).

    Сноски

    1. ↑ 1,01,11,2 Лоргус Андрей Вадимович // Институт христианской психологии. — Дата обращения: 31 мая 2013
    2. Под сенью двух храмов // Персей. — 2014. — №4(322). — Дата обращения: 31 июля 2019
    3. Указ № У-02/106 от 25 мая 2022 года // протоиерею Андрею Лоргусу // Официальный сайт Московской городской епархии
    4. Лоргус, Андрей о. Семейный строй: равняйсь, смирно! // Православие и мир. — 2016. — 22 августа.
    5. Открытое письмо священников в защиту заключенных по «московскому делу» // Православие и мир. – 2022. – 18 сентября. – Дата обращения: 12.2.2020.
    6. Лоргус, Андрей о.
      Почему гомосексуалистами не рождаются // Нескучный сад. – 2013. — 5 июня. — Дата обращения: 29.4.2020.
    7. На приеме у пастыря: Противостояние богословия и психологии осталось в далеком прошлом // Патриархия.ru. – 2005. – 13 июня. – Дата обращения: 6.5.2018.
    8. Оправдание счастья // Православие и мир. – 2013. – 11 декабря. – Дата обращения: 13.5.2018.
    9. На приеме у пастыря: Противостояние богословия и психологии осталось в далеком прошлом // Патриархия.ru. – 2005 – 13 июля. – Дата обращения: 26.7.2020.
    10. ↑ 10,010,1 Православная антропология.

    Биография

    В марте 1956 года в селе Палатка, что в Магаданской области, на свет появился будущий священник. Мальчику при рождении было дано имя Андрей. Его родители являлись праведными христианами. Интересно то, что Андрей Владимирович Лоргус происходил из семьи священнослужителей.

    Его прадед служил в местной церкви еще до революции. Во времена сталинских репрессий он был убит. Его расстреляли в 1937 году. Мало что известно о детстве самого Андрея. Он, как и все дети учился в школе. Однако отличался тем, что с раннего возраста имел искреннюю любовь к Господу. Именно этому его учили родители.


    Протоиерей Андрей Лоргус

    Несмотря на все преграды и прошлое семьи, Андрей смог поступить в Московский государственный университет и, конечно, успешно его закончить в 1982 году. Андрей Лоргус начинает работу по своему направлению, но не забывает о Боге. Он поступает в духовную семинарию, а потом и заканчивает ее в 1992 году. Так начался его духовный путь.

    Авторы

    Вознесенская Юлия Николаевна, писательница Родилась в 1940 году в Ленинграде. Православная писательница, диссидентка, в 1976 была приговорена к четырем годам ссылки за антисоветскую пропаганду. В 1980 г. эмигрировала в Германию. В 1996-1999 годах в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции (РПЦЗ, Провемон, Нормандия) по благословению ныне покойной игуменьи Афанасии, ею была написана повесть-притча «Мои посмертные приключения». В 2003 году получила звание «Лучшего автора года» на конкурсе « Православная книга России». Лауреат ежегодного конкурса произведений для детей и юношества «Алые Паруса» в номинации «Проза». Автор нового литературного жанра: христианское фэнтези. Читать дальше
    Гагарин Игорь, протоиерей Родился в 1959 г. в Харькове. В 1981 г. окончил факультет русского языка и литературы Орехово-Зуевского педагогического института, а в 1985 г. — заочно факультет английского языка МОПИ им. Крупской. с 1981 по 1991 работал учителем русского языка и литературы в средней школе. В 1991 г. принял священный сан и был назначен настоятелем храма св. Иоанна Предтечи с. Ивановское Ногинского района Московской области.В настоящее время, являясь настоятелем церкви, преподает Закон Божий и историю Церкви в Православной гимназии им. свщмч. Константина Богородского. А также преподает Православную педагогику в Коломенской Духовной Семинарии. Женат, имеет двух дочерей. Читать дальше

    Дмитриевский Петр Витальевич, психолог Родился в 1975 году. В 1999 году окончил востоковедческий факультет Московского Государственного Университета. Работал переводчиком в Российской Федерации Киокушинкай Каратэ. В 2009 году окончил Московский городской Психолого-педагогический Университет по специальности «психолог» и Московский Гештальт Институт со специализациями «Психотерапия в работе с детьми и семьей», «Терапия зависимостей». Специализируется в вопросах детско-родительских отношений, отношений в паре, химических и нехимических зависимостей. Читать дальше

    Домкина Наталья Евгеньевна, психолог Родилась в 1962 году в Москве. В 2002 году окончила психологический факультет МГУ им. Ломоносова (второе вышее) по специальности социальный психолог, в 2006 году окончила Высшую Школу Психологии по специальности психолог-консультант. Занимается индивидуальным консультированием. Читать дальше

    Ермакова Людмила Федоровна, психолог В 1974 году окончила ф-т психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. После окончания аспирантуры работала научным сотрудником на кафедре педагогики и педагогической психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Продолжила работу в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. Проводит консультирование по проблемам семьи, детей и подростков и др. Автор многих публикаций. Замужем, мама троих детей. Читать дальше

    Жинкина Надежда Михайловна, психолог Родилась в 1958 году в Москве. В 1981 году окончила Московский Химико-технологический институт. Долгое время работала менеджером по работе с клиентами. Благодаря постоянной работе с людьми и сложившейся жизненной ситуации появился интерес к практической психологии. В 2003 году закончила первый краткосрочный курс Высшей школы психологии по направлению Гештальт психология. Потом поступила на факультет практической психологии по специальности психологическое консультирование и психокоррекция. После этого стала работать психотерапевтом в психологическом . В данный момент занимается индивидуальным консультированием. Читать дальше

    Карпенко Ирина Александровна, психолог, психотерапевт 1958 года рождения. В течение 25 лет является научным сотрудником одного из институтов Российской Академии образования и практикующим психологом. Специалист в проектировании и разных формах обучения взрослых. Автор более чем сорока работ. В настоящее время возглавляет отдел продаж одной из страховых компаний г. Москвы, продолжает консультировать самых разных пациентов, помогла многим семьям стать счастливыми. Воспитывает дочь. Читать дальше

    Лоргус Андрей, священник Родился в 1956 году. Окончил факультет психологии МГУ. После окончания Московской Духовной семинарии служит священником в г. Москве, в Высоко- Петровском монастыре. С 1996 года – преподаватель Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова. С 2002 года – декан вновь образованного факультета психологии этого университета. Отец двоих детей. Читать дальше

    Москаленко Валентина Дмитриевна, психотерапевт Живет и работает в Москве. Психотерапевт, психиатр-нарколог, клинический генетик и семейный психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор. Ведущий научный сотрудник ННЦ наркологии МЗ РФ. Семейные программы и психотерапию изучала как в России, так и в США (Хезельден, Бетти Форд , «Когда любви слишком много. Профилактика любовной зависимости», «Если папа пьет». Автор свыше 90 научных и 150 популярных публикаций по темам психического здоровья и зависимостей. Читать дальше

    Мошкова Ирина Николаевна, кандидат психологических наук В 1977 году окончила факультет психологии МГУ. В 1982 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности: «Детская, возрастная и педагогическая психология». После завершения диссертации трудилась в области профессионального образования. В 1993-1994 гг. организовала несколько семинаров по психодиагностике для практических психологов России. С 1995 года работает директором Воскресной школы «Живоносный Источник». В 1996-1997 гг. разработала концепцию «семейной Воскресной школы» и внедрила её в практику работы педагогов-катехизаторов. Начиная с января 1996 года, приступила к созданию православной семейной психологической консультации, которая с апреля 1998 года работает на базе Царицынского комплексного центра социального обслуживания. Руководитель психологической консультации «Семейное благо». Читать дальше

    Николаев Сергий, протоиерей Родился в 1952 году в Москве. С 1969 по1974 г. учился на физическом факультете МГУ им М.В.Ломоносова. Был певчим Патриаршего хора. В 1989 году рукоположен в диакона, в 1992 в священника. В1994 г. закончил Московскую Духовную семинарию. Клирик Московской Епархии, настоятель Христорождественского храма в с. Заозерье Павлово-Посадского района Московской области. Женат, отец троих детей. Ведущий передачи «Проповедник» на Народном радио. Читать дальше

    Новиков Денис Викторович, психолог Родился в 1964 году в Москве. Образование: факультет психологии МГУ, пастырско-богословский факультет ПСТГУ. Сертифицированный гештальт-терапевт (сертификат EAGT), сертифицированный гештальт-тренер (сертификат МГИ), доцент Высшей школы психологии. В настоящее время занимается частной психологической практикой и работает тренером в Московском Гештальт Институте. Читать дальше

    Рахимова Ирина Анатольевна, психолог 1957 год рождения. Окончила Московский Государственный Педагогический институт по специальности «практический психолог». С конца 1980-х годов работала психологом в организациях, совмещая эту работу с индивидуальным и семейным консультированием. Преподавала предмет «Психология личности» в МГПУ, на факультете психологии. С 2003 года является директором социально-психологического объединения «Православная семья», которое занимается психологической и просветительской поддержкой семьи. Мама двоих детей. Читать дальше

    Розумный Петр Аркадьевич — судебно-медицинский эксперт Родился в 1979 году в Москве. С 1996 по 2002 учился на лечебном факультете Московского Государственного Медико-Стоматологического Университета. С 2002 работает в танатологическом отделении 3 Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента Здравоохранения г. Москвы. Женат, есть сын. Читать дальше

    Семеник Дмитрий Геннадьевич, психолог Основатель и главный редактор группы сайтов «Пережить.ру», руководитель Заочной школы Любви (психологические онлайн-курсы). Читать дальше

    Трутаева Лариса Николаевна, психолог 1966 года рождения. Закончила 1-й Медицинский институт г. Москвы по специальности «санитарный врач». В 2007 году закончила Гуманитарный Университет Наталии Нестеровой по специальности «консультант-психолог». Также в 2007 году закончила Московский Государственный психолого-педагогический университет по специальности «клиническая психология». С 2003 года работает в одной из детских больниц Москвы воспитателем и психологом, в отделении, где находится дети – социальные сироты и дети из неблагополучных семей. Замужем, мать двоих детей. Старшая дочь учится в институте. Читать дальше

    Хасьминский Михаил Игоревич , кризисный психолог Составитель серии книг для переживающих горе. Автор многих публикаций и интервью, а также соавтор более 10 популярных книг. Ведущий семинаров и тренингов по практической кризисной и православной психологии. Читать дальше

    Цветков Максим Юрьевич Родился в 1971 году. В 2000 году окончил ф-т психологии МГУ по специальности «Клиническая психология». В 2009 году получил сертификат Института групповой и семейной психотерапии по специальности «Системная семейная психотерапия». Работает медицинским психологом в Психиатрической больнице № 3 г. Москвы им. Гиляровского В. А., преподает клиническую психологию в Высшей школе экономики, занимается индивидуальным и семейным консультированием. Женат. Читать дальше

    Швецова Светлана Азарьевна, психолог Родилась в 1958 году. В 1986 году Окончила Мордовский Государственный педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы». Работала педагогом в детском саду, учителем в школе. В 2000 году окончила Московский Психолого-Социальный институт по специальности «психолог». Работала социальным педагогом, психологом в психологической службе средней образовательной школы, психологом и преподавателем в Московском государственном колледже электромеханики и информационных технологий. В настоящее время работает в Российском Православном Университете св. Иоанна Богослова старшим преподавателем на кафедре психологии, а также психологом в Центре кризисной психологии. Занимается индивидуальным и семейным консультированием. Замужем, мама двоих сыновей. Читать дальше

    Шугаев Илия, священник Родился в 1970 году. В 1992 году с отличием окончил факультет управления и прикладной математики МФТИ и поступил в Московскую Духовную семинарию. В 1997 рукоположен во священника в храм Архангела Михаила г. Талдома Московской области. В 1998 году назначен благочинным церквей Талдомского округа. В 1999 году закончил обучение в Московской Духовной Академии. Член Епархиальной богослужебной комиссии. Руководитель православного молодежного летнего лагеря «Глебово». Один из инициаторов создания в 2005 году Общественного движения за нравственную чистоту семьи и детства Талдомского района «К истокам», осуществляющего просветительскую и правовую деятельность. Отец пятерых детей. Читать дальше

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]