Жировицкий Успенский монастырь, 25 сентября 2010. Фотография Алексея Друпова с сайта sobory.ru |
Мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в д. Жировичи
, ставропигия Белорусской Православной Церкви в черте Новогрудской епархии
- Адрес: Белоруссия, 231822, Гродненская обл., Слонимский р-н, д. Жировичи, ул. Соборная, 57
- Тел.: (+375 1562) 9-63-91, 9-68-63
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни – иконы Жировицкой Божьей Матери.
История
Своим возникновением монастырь и обязан чудесному явлению иконы Пресвятой Богородицы в 1470 году. После сооружения на месте обретения иконы деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход.
Первоначально чудотворная икона хранилась в деревянном храме, построенном на месте ее явления. Около 1520 года случился сильный пожар, истребивший и деревянный храм, и почти все строения. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара пропала и чудотворная икона, после чего она была чудесно обретена второй раз.
Впоследствии в Жировичах образовался монастырь, впервые он упоминается в документах в 1587 году.
Униатский монастырь
В период борьбы за православную веру по требованию Виленского трибунала в 1609 году в Жировичах была принята уния, а с 1613 года монастырь перешёл в руки ордена базилианцев. Поскольку в монастыре оставалась чудотворная икона, почитаемая народом, он продолжал оставаться центром духовной жизни края.
На месте сгоревшей церкви в 1613 году был заложен каменный собор Успения Богородицы, в котором чудотворная икона хранится и по сегодняшний день.
В 1655 г., во время войны Московского царства с Речью Посполитой, Жировицкий монастырь был сожжен войсками кн. А. Н. Трубецкого, который писал царю Алексею Михайловичу о том, что «в городе Слониме литовских людей, которые застали, посекли и город Слоним и слободы и Журавицкой унияцкой монастырь каменной город и около Журавицкого монастыря и костелы жгли и людей побивали… и воевали сентября по 1-е число»
[1]. Вероятно, вскоре монастырь был восстановлен, иначе созыв в нем в 1658, 1659, 1661 гг. генеральных капитулов ордена василиан был бы невозможен. Конгрегация 1661 г. выразила особую благодарность свящ. Самсону Борейше за то, что он сумел сохранить монастырь.
В начале XVIII в. в связи с Северной войной Речь Посполитая оказалась разделенной на враждующие группировки сторонников Швеции и России. Во время боевых действий базилиане вывозили ценное имущество Жировицкого монастыря вглубь Польши. Монастырь и его имения были разорены шведскими войсками, взявшими огромную контрибуцию.
В 1710 г. в Белоруссии и Литве отмечены вспышка моровой язвы и массовая гибель населения. Тогда же в Жировичах умерло несколько сот униатских монахов, по преданию, в живых остался только один иеромонах. Умерших во время эпидемии хоронили не только на кладбище, но и на территории монастыря, и на монастырских огородах.
После 1710 г. монастырь возродился, строились новый братский корпус, ограда и др. помещения.
В XVII-XVIII вв. Жировицкий монастырь был значительным книжным центром. В 1636 г. василианская конгрегация постановила ежегодно покупать для его библиотеки книги. Церковный регент Гилярион Скрозинский пожертвовал на эти цели 3500 золотых. В нач. XIX в. в монастырь поступили книги брестских иезуитов и василиан. В обители переписывались книги, существовала небольшая типография. В монастырской библиотеке хранилось большое собрание церковнославянских, старобелорусских, польских, латинских рукописных и печатных книг. В XIX в. часть библиотечного и архивного собрания Ж. м. была вывезена в Россию еп. Павлом (Доброхотовым), др. часть была передана в Виленскую публичную библиотеку. Эти фонды сохранились в собрании Российской БАН (С.-Петербург) и БАН Литвы (Вильнюс).
В 1795 году в результате 3-го раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 году в связи с реорганизацией российских греко-католических епархий в Жировичи переместился центр Брестской униатской епархии, монастырский Успенский собор стал кафедральным.
В 1820-х гг. в обители началась подготовка к воссоединению западнорусских униатов с Православной Церковью. Указом имп. Николая I от 22 апреля 1828 г. в Жировицком монастыре находилась кафедра Литовских униатских епископов. 7 октября того же года в мон-ре была открыта (вместо начального училища) греко-католическая духовная семинария, ректором которой стал Антоний (Зубко), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. В 1839 г. семинария была преобразована в православную Литовскую духовную семинарию с низшим духовным училищем.
Воссоединение с Православной Церковью
В 1830-х гг. началось «очищение» обряда униатов от католических наслоений, в храмах Жировицкого монастыря, как и во всей Литовской епархии, были упразднены боковые престолы, статуи, органы, устроены иконостасы по чину православной Церкви. 12 феврале 1839 г. Собор униатского духовенства в Полоцке принял акт о присоединении к Православию. Из деятелей, подготовивших воссоединение белорусско-литов. униатов, в Жировичах жили и трудились митр. Иосиф (Семашко), архиепископы Антоний (Зубко), Михаил (Голубович), епископы Павел (Доброхотов), Игнатий (Железовский), протопр. Антоний Тупальский, прот. Плакид Янковский и др. В монастыре погребены архиеп. Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) в крипте Явленской церкви и прот. Плакид Янковский в кладбищенской Георгиевской церкви.
В 1839-1844 гг. с учреждением Литовской и Виленской епархии в Жировицком монастыре находилась кафедра Литовского архиепископа.
С 1845 г. в связи с переводом епархиального центра и духовной семинарии в Вильну в Жировичах оставлен мужской монастырь 2-го класса и духовное училище при нем.
Возглавлявший монастырь в течение 30 лет (с 1852) архим. Николай (Редутто) осуществил капитальный ремонт и перестройку монастырского комплекса. После его обращения в декабре 1865 г. к благотворителям Российской империи Жировицкий монастырь получил значительные пожертвования. К 1867 г. монастырь был перестроен, здания освятили соответственно русской правосл. традиции. Во второй половине XIX в. увеличилось количество паломников в к чудотворному Жировицкому образу и к целебному источнику под алтарем Успенского собора, на месте явления иконы.
В связи с приближением русско-германского фронта в 1915 г. Жировицкий монастырь и его святыни были эвакуированы в глубь России, Жировицкая икона Божией Матери была перевезена в Москву. Единственный оставшийся в монастыре насельник монах Авксентий был арестован оккупантами и отправлен в заточение. В период немецкой оккупации 1915-1918 гг. здания монастыря подверглись разграблению и осквернению. С 1918 г. началось восстановление обители, чему способствовали насельницы Гродненского и Красностокского жен. монастырей, по возвращении из эвакуации временно остановившиеся в Жировичах.
Польский период
После заключения советско-польск. Рижского мирного договора с марта 1921 г. Жировицкий монастырь находился в составе Польши. Реквизированные польскими властями некоторые монастырские здания и часть земельных угодий отошли к сельскохозяйственной лесной школе.
В 1920-х гг. польские власти предпринимали попытки передать монастырь католикам. Массовые протесты православного населения Зап. Белоруссии, организовавшего многолюдные крестные ходы в Жировицкий монастырь, сорвали планы его закрытия. Римо-католиками был захвачен и переоборудован под костел только Крестовоздвиженский храм.
Немецкая оккупация
С началом второй мировой войны в 1939 г. территория Зап. Белоруссии и Зап. Украины вошла в состав СССР, но с первых дней Великой Отечественной войны Жировицкий монастырь оказался на оккупированной территории. Немецкие воинские части и комендатура заняли территорию Жировицкого монастыря, расстреляв несколько монахов, но благодаря вмешательству архиеп. Пантелеимона (Рожновского) и еп. Брестского Венедикта (Бобковского) вскоре были выведены из монастыря. Явленская церковь, использовавшаяся фашистами в качестве склада боеприпасов, также была очищена и возвращена обители.
Советский период
В 1945 г. часть зданий обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году в Жировицком монастыре были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г. преобразованные в Минскую духовную семинарию.
В 1963 г. располагавшаяся в монастыре семинария была закрыта, начался новый этап притеснений братии, прекращен доступ паломников к источнику под алтарем Успенского собора, часть монастырских строений была занята под больницу.
В 1989 году семинария была возрождена.
Современный этап
С 1992 года Жировицкий монастырь — ставропигия Белорусской Православной Церкви.
Обитель включает в себя 5 действующих церквей, 4 жилых здания, хозяйственные постройки, а также монастырский пруд, сад, огород и пасеку. В монастыре подвизаются 32 человека монашествующей братии (по состоянию на 31 декабря 2006 года), в том числе – один епископ, три архимандрита, четыре игумена, пять иеромонахов, три иеродиакона, четыре монаха, три инока и девять послушников.
Местоположение монастыря
Располагается комплекс на расстоянии 11 км от Слонима. В этом месте проходит главная улица поселения. Адрес духовного центра: ул. Соборная, 57.
К числу интересных мест относятся три святых источника. Два из них открыты для посетителей.
Старый (ему около 200 лет) находится в конце улицы Советских пограничников. В 2008 году на его территории была возведена часовня во имя святой равноапостольной княгини Ольги.
Новый святой источник расположен недалеко от магистрали М-11. Здесь обустроены две купальни: женская, мужская. Построена также и часовня на его территории.
К третьему источнику спускаются только монахи. Родник вытекает из-под алтаря (раньше здесь росла легендарная груша с иконой). Оформлен источник в виде грота с потолком, расписными стенами, деревцем со святым образом.
Как добраться
Доехать в Жировичи можно на личном автомобиле. Едут по трассе М1 Минск-Брест. Поворачивают на Слоним и по указателям оказываются в Жировичах.
На автобусе — из Гродно, сделав пересадку в Слониме. В Гродно идет поезд Минск-Гродно, стоимость билета 13 руб. Время в пути до Слонима составляет около двух часов. Лучше выезжать рано утром. Последний автобус отправляется в 18.20.
Для ночевки можно забронировать место в гостинице монастыря. Из Слонима в Жировичи организовано много автобусных рейсов.
Архитектура
Монастырский комплекс имеет нерегулярную планировку, живописную объемно-пространственную композицию и выразительный силуэт. Ядро ансамбля – Успенский собор, соединенный крытыми переходами со зданием семинарии и жилым корпусом, в первом этаже которого сделан арочный проезд на территорию монастыря. Здание семинарии формирует парадный двор перед апсидой собора. На юго-востоке от собора – Явленская церковь. В восточной части монастыря на самом высоком месте построена Крестовоздвиженская церковь – вертикальная доминанта ансамбля.
Свято-Крестовоздвиженский храм
В начале XVIII века одна из прихожанок Жировичского монастыря – некая Элеонора Головищина — принесла в дар 8 тысяч золотых для возведения храма Страстей Христовых для того, чтобы потом в нем проводились по ней панихиды. Возведение завершилось в 1769 году.
Это храм-кальвария, который посвящен обряду паломничества в Иерусалим. Лестница в храме занимает половину помещения. Она является полной копией той, по которой вели на неправедный суд Иисуса Христа.
Настоятели, наместники
- Николай (Редутто) (1852 — 1882)
- Стефан (Киструсский) (25 октября 1897 — 12 ноября 1901)
- Афанасий (Самбикин) (15 февраля 1902 — 22 апреля 1904)
- Мисаил (Крылов) (29 апреля 1904 — 24 декабря 1905)
- Феофилакт (Клементьев) (23 августа 1907 — 24 апреля 1911)
- Тихон (Шарапов) (1922 — 1924)
- Димитрий (Маган) (1935 — 1941)
- Венедикт (Бобковский) (1941 — 1942), архим.
- Серафим (Кудрявцев) (1942 — 1943), архим.
- Боголеп (Анцух) (1943 — 1947)
- Митрофан (Гутовский) (1947 — 1953)
- Леонтий (Бондарь) (июль 1953 — 1956)
- Антоний (Мельников) (1956 — 1963)
- Михей (Хархаров) (1963 — 1969)
- Константин (Хомич) (1970 — 1987)
- Стефан (Корзун) (1987 — 1990)
- Гурий (Апалько) (с 6 марта 1990)
Престольные праздники
Отмечаются в обители с особой торжественностью.
Главные праздники:
- Явление Жировичской иконы — 20 мая;
- Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября;
- Рождество Святого Иоанна Предтечи — 7 июля;
- Успение Божией Матери — 28 августа;
- Воздвижение Честного и животворящего Креста Господня — 27 сентября;
- День памяти Святого Николая Чудотворца — 19 декабря и 22 мая.
Также торжественно отмечается 6 сентября память святого преподобномученика Серафима Жировицкого, накануне совершается Крестный ход с его иконой из слонимского храма, ему посвященного.
Использованные материалы
- «Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь», страница официального портала Белоруской Православной церкви:
- Страницы истории
, страница сайта Минские Духовные школы: - Страница официального сайта Паломнического отдела Белорусской Православной Церкви:
- Жировицкий Успенский монастырь
, Фрагмент статьи из т. 19 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г. (использован частично) - Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»:
- Владимир Сорокин, прот. «Исповедник», Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)
/ СПб: Изд — во Князь-Владимирский собор, 2005, с. 623, 687, 703.
[1] Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Мiнск, 1994. Т. 2. С. 197
Богослужения
Жировичский мужской монастырь — не музейная достопримечательность. Это известный центр православия. Красота его выражается не только в каменном строительстве, но прежде всего в душах людей, поэтому здесь всегда многолюдно.
Богослужение в Свято-Успенском храме Жировичского монастыря
Ранняя литургия в соборе начинается в 6-00, поздняя — в 9-00. В это время внутренний интерьер храма освещается только свечами. В будни на вечернее богослужение в соборе собирается много прихожан. Среди молящихся немало паломников. Каждый вечер после богослужения монахи обители с Богородичной иконой совершают крестный ход по всей территории монастыря.
Свято-Успенский Собор
Он был построен в 1613 году и считается основным храмом монастыря в Жировичах. Средства на его строительство были выделены Иваном Мелешко, который в то время являлся хозяином Жировичей. Внутренняя отделка проводилась на деньги Льва Сапеги, он занимал должность канцлера Княжества Литовского. Высота собора составляет 40, а длина — 55 метров. Ранее под зданием располагалась братская усыпальница и захоронения знатных особ. В XVIIII веке усыпальница была замурована. В центре иконостаса находится икона «Спас Вседержитель» в окладе из серебра. Стены сохранили росписи всех времен. В выходные дни в этом соборе проводятся: в субботний день с 06:00 часов утра – ранняя Божественная литургия, с 18:00 вечернее Богослужение. А в воскресенье и по праздничным дням служатся две литургии – 06:30 и 09:30.