11 сентября Церковь празднует Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День мученической смерти «величайшего из рожденных женами» описан евангелистами Матфеем (Мф. 14:1-12) и Марком (Мк. 6:14-29). Что произошло с Иродом потом? Где находится сегодня глава святого? Почему поститься в этот день – это значит стать свободнее от рабства удовольствиям?
После смерти Ирода Великого римляне поделили территорию Палестины на четыре части, назначив в каждую из них правителя из своих ставленников. Ирод Антипа получил от императора Августа Галилею в свое управление. Иоанн Креститель обличал Четверовластника в том, что он, оставив свою законную жену (дочь аравийского царя Арефы), незаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего родного брата Филиппа. За это Ирод заключил святого в темницу. Некоторые историки утверждают, что Ирод сделал это не столько из-за злобы на Иоанна Крестителя, сколько потому, что желал защитить его от своей возлюбленной, зная ее мстительный нрав. Иродиада была чрезвычайно зла на пророка.
Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло во время пира в честь дня рождения Ирода, на котором присутствовали вельможи, старейшины и тысяченачальники. Дочь Иродиады Саломия (Саломея) танцевала перед гостями, расположив тем самым к себе Ирода, который поклялся дать ей все, что она ни попросит – хотя бы даже и половину своего царства. По наговору своей матери Иродиады, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну и навсегда избавиться от упреков и обличений, Саломея попросила дать ей голову Иоанна Крестителя и принести ее на блюде. Ирод смутился, так как боялся гнева Божия за убийство пророка, а также народного гнева, поскольку Предтеча был любим жителями Галилеи. При этом из Евангелий известно, что Ирод во многом слушал святого Иоанна и поступал по его словам – но, как пишет свт. Иоанн Златоуст, правитель «царствовал над удовольствиями, вернее, был рабом удовольствий». Златоуст полагает, что, скорее всего, клятвой Ирод прикрылся, как благовидным предлогом – на самом же деле, истинной причиной его поступка была боязнь потерять Иродиаду.
И он сдерживает свою клятву, данную в присутствии высоких гостей: он отдает соответствующий приказ – и происходит Усекновение главы Иоанна Предтечи. Существует предание, согласно которому уста мертвой главы пророка по-прежнему продолжали обличать правителя: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». После этого Иродиада в ярости исколола язык пророка иглой и закопала главу Крестителя в нечистом месте.
Ирод продолжал править некоторое время после Усекновения главы Иоанна Предтечи – евангельская история свидетельствует о том, что Понтий Пилат посылал к нему связанного Иисуса Христа (Лк.23,7-12).
Дальнейшая судьба Ирода и Иродиады сложилась печально. Любовники боялись, что святой Иоанн воскреснет из мертвых, а Ирод, когда начал проповедовать Иисус Христос, ужаснулся этому, сказав: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».
По прошествии времени после Усекновения главы Иоанна Предтечи, Саломия, переходя зимой по льду реку Сикорис, провалилась под воду и лед сдавил ее таким образом, что голова находилась на поверхности, а тело – в ледяной воде. Она тщетно пыталась выбраться, но это ей не удавалось – так продолжалось до тех пор, пока острые глыбы не перерезали ее шею. Тело Саломии не нашли, а голову принесли Ироду с Иродиадой, подобно тому, как некогда принесли главу Иоанна Предтечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи отразилось и на судьбе самого Ирода – в отместку за бесчестие своей дочери, аравийский царь Арефа направил свои войска против него. Ирод потерпел поражение и по этой причине разгневал римского императора Калигулу. Он был сослан вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а затем – в Испанию.
После Усекновения главы Иоанна Предтечи, его ученики погребли тело святого в Самарянском городе Севастии. Святая глава Иоанна Крестителя была найдена и погребена в сосуде на Елеонской горе. Последующие события развивались следующим образом: один подвижник копал ров для основания храма, нашел святыню и хранил ее у себя. А перед своей смертью, опасаясь, что святыня может быть поругана, скрыл ее в земле в том же самом месте, где и обнаружил.
В 452-м году пророк указал в видении место сокрытия своей главы – и она была вновь обретена, после чего ее перенесли в Емессу, затем – в Константинополь. В память этого установлен еще один праздник, неразрывно сопряженный с Усекновением главы Иоанна Предтечи – обретение его честной главы. Праздник первого и второго чудесного обретения отмечается Церковью 8 марта (24 февраля старого стиля).
Во времена иконоборческих гонений глава была вывезена в Команы (Абхазия), известном как место ссылки и кончины свт. Иоанна Златоуста, и спрятана в земле. После восстановления иконопочитания св. патриарху Игнатию ночью во время молитвы было указано место, где хранится честная глава. Таким образом святыня была обретена вновь. Это событие празднуется 7 июня (25 мая) как Третье обретение главы св. Иоанна Предтечи
Кто такой Иоанн Предтеча?
Святого Иоанна в Православной церкви называют Крестителем, великим пророком, Предтечей. По уровню почитания в Православной церкви святой Иоанн Предтеча находится на втором месте после Богородицы, уточняет «Православный календарь».
08 сентября, 6:44
Что такое Сретение Владимирской иконы и какую загадку хранит этот праздник
В 2022 году Православная церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери 8 сентября. По преданию, этот праздник связан с историей спасения Москвы от разгрома армией Тимура Тамерлана
«Предтеча» дословно означает «тот, кто течет перед», «первопроходец», объясняет ТАСС. Святой Иоанн Предтеча считается великим пророком, который говорил людям о скором пришествии в мир Мессии — Иисуса Христа. Именно он крестил Сына Божьего Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Распространенные суеверия
Праздник имеет многовековую историю, поэтому многие традиции переплетаются с языческими обычаями. Например, Рождество Иоанна Предтечи приходится на языческий праздник Ивана Купала. Так, с празднованием Усекновения связано много суеверий:
- Беларусь. Нельзя есть ничего круглого, ставить нас стол круглые блюда. Во время трапезы нельзя использовать вилки или ножи. Суеверие заключается в том, что, по преданию, голова святого на протяжении года прирастает обратно к телу, но, когда люди начинают использовать столовые приборы, вновь отпадает.
- Южные славяне. Нельзя есть или пить что-то красное, так как это кровь святого Иоанна.
- Восточные славяне. Категорически запрещено держать в доме мясо во время Усекновения. Это связано с тем, что древние язычники верили: мясо означает казни и убийства.
Суеверия не имеют никакого отношения к церковным традициям. Единственное, чего требует церковь – это соблюдение строжайшего поста.
Что нельзя делать в церковный праздник 11 сентября 2020-го?
В праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи в Православной церкви установлен строгий пост. Так христиане выражают скорбь о насильственной смерти великого пророка. Верующим нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца и рыбу.
Кроме того, 11 сентября христиане отказываются от вина. А в храмах в этот день служат молебны, в которых просят Бога даровать трезвость – физическую и духовную.
Нельзя увлекаться приметами, проводить оккультные и магические ритуалы. Церковь относится к ним негативно всегда – и во время важных праздников, и в обычные дни.
В праздник Иоанна Крестителя верующие посещают богослужение.
10 сентября, 7:48
История праздника
Во время земной жизни Иоанна Предтечи Палестина была оккупирована римскими войсками и поделена на четыре царства, — такая форма правления называется тетрархия. В Галилее царствовал Ирод Антипа, сын царя Ирода, убившего в Вифлееме четырнадцать тысяч младенцев мужского пола.
Нечестивая отрасль от злого корня, царь Ирод оставил законную жену, дочь царя Арефы, аравийского правителя, и стал сожительствовать с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Этим он нарушил седьмую заповедь по закону Моисея, — не прелюбодействуй. В наше распущенное время почти невозможно осознать тяжесть греха Ирода, а в те времена евреи побивали прелюбодеев камнями. Ирод согрешил также кровосмешением, он не должен был бы жениться на Иродиаде даже в случае смерти брата, ведь у Филиппа и Иродиады была дочь. Иродиада же не только не противилась сближению, но, напротив, благоприятствовала этой незаконной связи при живом муже.
Обличение Ирода Антипы
Иоанн Предтеча прямо и неприкрыто указал Ироду на его грех: “Не должно тебе иметь жену брата твоего” (Мк 6:16). Ирод и ранее был знаком с Иоанном, любил слушать поучения пророка и старался поступать по заповеди. Однако когда Креститель стал обличать Ирода за незаконную связь с Иродиадой, тетрарх приказал закрыть праведника в темнице. Некоторые историки утверждают, что он заточил Иоанна в темницу, желая уберечь его от гнева и расплаты злобной Иродиады. В Житиях святых Димитрия Ростовского сказано, что особенно злилась на Иоанна Иродиада, и желала бы сама убить его, но Ирод оберегал неповинного узника. Иоанн Златоуст же говорит о том, что царь был “рабом удовольствий”, поэтому его намерения жить благочестиво были весьма призрачными.
Иоанн Креститель пробыл в темнице немало дней, к нему приходили ученики и слушали поучения. Из евангельского повествования известно, что Пророк посылал своих последователей к Иисусу спросить: “Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?”(Мф:11:3). Сделал так не по причине слабой веры, как полагает, например, Антоний Сурожский в Толковании на группу стихов: Мк:1: 14-14. Димитрий Ростовский утверждает, что не мог Иоанн не знать, кто такой Иисус, ведь он сам пророчествовал о Господе — “Се агнец Божий”, а поступил так ради учеников, чтобы они лично уверились в Божестве Иисуса Христа.
Танец Саломеи
Вскоре после ареста праведника Ирод праздновал свой день рождения. Собралось много гостей — именитых, богатых. Дочь Иродиады, Саломея, танцевала для подвыпивших и разнеженных сластолюбцев, и настолько угодила Ироду бесстыжими танцами, что тот пообещал любую награду юной танцовщице, — вплоть до полцарства. Саломея обратилась за советом к матери, и озлобленная Иродиада назвала плату. Ею стала голова Иоанна Крестителя — пустынника, праведника, пророка, названного в Евангелии Ангелом (Мф:11:10) и большим из рожденных женами .
Четвертовластник постыдился нарушить свою безумную клятву, постыдился своих гостей, как и всякий человек, увлеченный благами мира сего, постыдился немощных людей, и не побоялся Суда Божия, пренебрег жизнью человеческой, жизнью великого праведника.
Ранее Ирод боялся народа, считающего Иоанна Крестителя пророком, и противился намерению Иродиады умертвить его. Теперь же, в пьяном угаре, царь побоялся “потерять лицо” перед гостями. Он тут же послал стражника в темницу с повелением принести голову Иоанна на блюде, что тот и выполнил.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Убийство Иоанна Пророка, как и всякое злодеяние, совершилось ночью, так как пиршество то происходило вечером (по слову евангелиста Марка “вечерю творяше князем своим”)
Гости Ирода, увидев содеянное, ужаснулись. Совершенное убийство отрезвило их, стих пьяный шум. Голова мученика, как предполагает Димитрий Ростовский, оставалась живой, истекала кровью и продолжала обличать Ирода. Саломея отнесла главу Святого злочестивой Иродиаде, которая с сатанинской радостью приняла вожделенный подарок. Надругавшись над главой, Иродиада тайно зарыла ее отдельно от тела в нечистом тайном месте. Так сделала она из страха, как бы не воскрес Иоанн, и не продолжил обличение ее грехов. Тело Иоанна Крестителя похоронили ученики.
Глава святого Иоанна Предтечи
Ирод, Иродиада и Саломея не избежали Божия гнева. Царь Арефа, желая отомстить за свою опозоренную дочь, пошел на Ирода войной. Ирод проиграл сражение, чего не потерпел римский император Калигула, и тетрарх был сослан в Галлию, а затем в Испанию.
Саломея переходила через реку Сикорис, провалилась под лед, и шею ее сжимали льдины до тех пор, пока не отрезали голову. Умирающее тело Саломеи колебало течением, и оно совершало танцевальные движения. Видевшие эту страшную гибель не могли прийти на помощь, лишь подобрали голову девицы и принесли ее матери.
Об Ироде и его супруге известно, что они “погибли с шумом”, были поглощены разверзшейся землей, что, вероятно, означает гибель во время землетрясения. Такова страшная кончина безумных грешников.
Иконография
Существование Иоанна Предтечи как одной из самых значимых фигур, присутствующих при земной жизни Христа, подвигли иконописцев на создание разнообразных сюжетов.
Историки выделяют 2 основных вида изображений. Иконы изображают сам момент преступления, когда палачи отрубают голову Иоанна. Это достаточно мрачные холсты, где изображена отлетающая голова, а также кровь, хлынувшая из тела. Основные оттенки полотен – багровый, черный золотой и коричневый.
На одной из самых известных икон верхняя часть холста украшена изображением Иисуса Христа, который взирает на преступление и складывает руки в благословляющем жесте. Центральная часть верхнего поля содержит надпись, которая гласит, что происходит усекновение головы.
Второй сюжет – это изображение мертвой головы Предтечи. Она покоится на блюде, застеленном белой тканью. Преобладающие оттенки икон – белый, синий, темно-коричневый. Лик святого бледен, глаза закрыты. Самые темные пятна на иконе – волосы и борода Иоанна. Подложка под головой – темно-красная, за центральным изображением иконописцы рисуют штору лазоревого оттенка. Над головой сделана надпись: «Глава св. Иоанна Крестителя».
Трагическому событию посвящено немало картин. Многие из них изображают Саломею, которая танцевала перед праведником. Другие рисуют момент преступления, когда над Крестителем заносится меч или нож.
Заметки [ править ]
- Матфея 14: 1–12 , Марка 6: 14–29 , Луки 9: 7–9
- Флавий Иосиф. Еврейские древности,
заархивированные 19апреля2007 г. в Wayback Machine XVIII, v, 2. - Гармония Евангелий, Народный комментарий Нового Завета
- «Интернет-Библия — Новая международная версия» . Biblehub.com
. 2011 . Проверено 8 февраля 2022 года . - Флавий Иосиф , Иудейские древности
18. 5. 2. (Перевод Уильяма Уистона). Оригинальный греческий . - «Календарь» . 16 октября 2013 г.
- Луки 8: 3
- Церковная история
НикифораI, ix. См. Patrologia Graeca , cxlv.-cxlvii. - ^ ab «Затерянные миры: рыцари-тамплиеры»
, документальный видеофильм от 10 июля 2006 г. на канале «История» , автор сценария — Стюарт Элиот - ^ ab
«Бенедикт XVI, для широкой аудитории, 29 августа 2012 г.» . Vatican.va. 29 августа 2012 года Архивировано из оригинала 18 июля 2014 года . Проверено 25 декабря 2014 . - Шон Мартин, Рыцари-тамплиеры: история и мифы легендарного военного ордена
, 2005. ISBN 1-56025-645-1 - Хупер, Саймон (30 августа 2010 г.). «Это кости Иоанна Крестителя?» . Кабельная Новостная Сеть. Тернер Бродкастинг Систем, Инк . Проверено 31 августа 2011 года .
- ↑ ab
Aydın, Hilmi (16 февраля 2010 г.).
Священные трасты: Павильон священных реликвий, дворец-музей Топкапы.
п. 150. ISBN 9781932099720 . - ^ ab
Грима, Ноэль (25 июля 2010 г.). «Восстановление давно потерянного соединения» .
Независимая Мальта
. Архивировано из оригинального 15 марта 2012 года . Проверено 24 июня 2011 года . - Хамер, Галина Пунтусова, Дэвид. «История Приоратского дворца» . history-gatchina.ru
. - «Цетинье — Старая королевская столица Черногории | Реликвии» . Город Цетине. Архивировано из оригинала 9 октября 2011 года . Проверено 24 июня 2011 года .
- «Монастырь святого Макария Великого» . www.stmacariusmonastery.org
. - Останки Иоанна Крестителя Found, Археологи утверждают в архив 2010-08-06 в Wayback Machine , 3 августа 2010
- «Реликварий с перстом Святого Иоанна Крестителя — Музей Нельсона-Аткинса» . Flickr
. - Веб-страница под названием «Ссылки на изображения Саломеи / Ирода / смерти Иоанна Крестителя» на веб-сайте Text This Week
, доступ осуществлен 11 февраля 2007 г.
Реликвии [ править ]
«Глава Иоанна Крестителя» перенаправляется сюда. Для картины см . Глава Иоанна Крестителя (картина) .
Предполагаемая голова Святого Иоанна Крестителя , хранящаяся в собственной римской боковой часовне в Сан-Сильвестро-ин-Капите , Рим. Мусульманская святыня, посвященная святому Иоанну Крестителю, мечеть Омейядов , Дамаск, Сирия . Монета Тари 1742 года рыцарей-госпитальеров с изображением головы Иоанна Крестителя на круглом серебряном блюде.
Согласно древней традиции, место захоронения Иоанна Крестителя находилось в Севасте, недалеко от современного Наблуса на Западном берегу , и упоминается, что его мощи почитались здесь примерно в середине четвертого века. Историки Руфин и Феодорет записывают, что святыня была осквернена при Юлиане Отступнике около 362 г., причем кости были частично сожжены. Часть спасенных мощей была перенесена в Иерусалим , затем в Александрию , где 27 мая 395 г. они были заложены в базилике, недавно посвященной Иоанну Крестителю на месте бывшего храма Св.Серапис . Тем не менее гробницу в Севастии продолжали посещать набожные паломники, и святой Иероним свидетельствует о совершаемых там чудесах. Сегодня гробница находится в мечети Наби Яхья (« Мечеть Иоанна Крестителя»).
Что стало с головой Иоанна Крестителя, определить сложно. Никифор [8] и Симеон Метафраст говорят, что Иродиада похоронила его в крепости Махера (в соответствии с Иосифом Флавием). Другие авторы говорят, что он был похоронен во дворце Ирода в Иерусалиме; там он был найден во время правления Константина и оттуда тайно доставлен в Эмесу , в Финикии , где он был спрятан, место, остававшееся неизвестным в течение многих лет, пока оно не было явлено через откровение в 453 году.
На протяжении веков во всем христианском мире было много разночтений в различных легендах и заявленных реликвиях. Несколько разных мест утверждают, что обладают отрубленной головой Иоанна Крестителя. Среди различных истцов: [9]
- Римско-католическая традиция считает, что голова, выставленная в Сан-Сильвестро в Капите в Риме, — это голова Иоанна Крестителя, обнаруженная во второй раз [ неудавшаяся проверка
], как также утверждал Папа Бенедикт XVI в августе 2012 года. [10] - Согласно исламской традиции, глава Иоанна Крестителя был похоронен в некогда называемой Базиликой Святого Иоанна Крестителя в Дамаске . Папа Иоанн Павел II посетил гробницу Иоанна Крестителя в мечети Омейядов во время своего визита в Сирию в апреле 2001 года. Следовательно, мусульмане также верят, что Иисус Христос вернется в это место во время Второго пришествия .
- В средневековье ходили слухи, что рыцари-тамплиеры владели головой, и во многих записях их инквизиции в начале 14 века упоминается некоторая форма почитания головы. [11]
- Амьенский собор утверждает, что голова является реликвией, привезенной из Константинополя Валлоном де Сартоном, когда он возвращался из Четвертого крестового похода .
- Некоторые считают, что он захоронен в турецкой Антиохии или на юге Франции. [9]
- G рейки-ортодоксы Иоанн Креститель в Иерусалиме показывает фрагмент черепа Иоанна Крестителя. Говорят, что он был найден во время ремонта церкви, проведенной в 1890 году.
- Считается [ кем?
], что часть его черепа хранится в румынском ските Продромос на горе Афон . - Реликварий в резиденции в Мюнхене, Германия, отмечен как содержащий череп Иоанна Крестителя. [12]
Считается, что существует множество других реликвий Иоанна Крестителя, в том числе следующие:
- Согласно преданию, Евангелист Лука отправился в город Севастия, откуда взял правую руку Предтечи (руку, крестившую Иисуса) и принес ее в Антиохию , свой родной город, где он творил чудеса. Сообщается, что реликвия будет вынесена и показана верующим в праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября). Если пальцы руки были раскрыты, это интерпретировалось как знак обильного года; если бы рука была закрыта, это был бы неурожай (1 сентября было началом литургического года и сезона жатвы).
- 7 января Православная Церковь отмечает праздник перенесения десницы Святого Предтечи из Антиохии в Константинополь в 956 году и Чудотворение Иоанна Предтечи против Агаринцев на Хиосе .
- В 1204 году, после Сак Константинополя со стороны крестоносцев , франкский император Балдуин дал одну кости от запястья святого Иоанна Крестителя в Ottonus де Cichon, который , в свою очередь , передал его в цистерцианское аббатство во Франции.
- Говорят, что руку Иоанна Крестителя и часть его черепа можно найти во дворце Топкапы в Стамбуле , Турция . Во времена Мехмеда Завоевателя череп хранился в Топкапы, а после его смерти его мачеха Мара Бранкович , сербская принцесса, привезла его в Сербию . Затем он некоторое время хранился в монастыре Дионисия на горе Афон , затем фрагмент черепа был отправлен на соседний остров, чтобы предотвратить вспышку чумы; однако османский флот захватил его и доставил Хасану-паше из Алжира , который хранил его в своем доме до самой смерти. Затем его вернули в Топкапы. Череп хранится на золотой пластине, украшенной золотыми полосами с драгоценными камнями и старосербскими надписями. Сама тарелка хранится в шкатулке из горного хрусталя XVI века. [13]
- Рука Иоанна была привезена из Антиохии в Константинополь во времена Константина VII . Он хранился в императорской капелле в XII веке, затем в церкви Девы Фаросской , затем в церкви Периблепта в первой половине XV века. Посланник Испании Клавихо сообщил, что во время своего визита в Константинополь в 1404 году он видел два разных оружия в двух разных монастырях. С падением Константинополя османы захватили его. В 1484 году Баязид II послал сюда рыцарей Родоса , а они взамен взяли в плен его брата Джема. В 1585 году Мурад III привез оружие из Лефкосии.замок Константинополя (отныне Стамбул). Рука хранится в серебряном реликварии, украшенном золотом. На руке несколько надписей: «Возлюбленный Божий» на указательном пальце, «Это рука Крестителя» на запястье и «Принадлежит (монаху) Долину Монаху» на повязке выше локтя. [13]
]