Что за праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи и разве можно отмечать казнь


11 сен­тяб­ря Цер­ковь празд­ну­ет Усек­но­ве­ние гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. День му­че­ни­че­ской смер­ти «ве­ли­чай­ше­го из рож­ден­ных же­на­ми» опи­сан еван­ге­ли­ста­ми Мат­фе­ем (Мф. 14:1-12) и Мар­ком (Мк. 6:14-29). Что про­изо­шло с Иро­дом по­том? Где на­хо­дит­ся се­го­дня гла­ва свя­то­го? По­че­му по­стить­ся в этот день – это зна­чит стать сво­бод­нее от раб­ства удо­воль­стви­ям?

По­сле смер­ти Иро­да Ве­ли­ко­го рим­ляне по­де­ли­ли тер­ри­то­рию Па­ле­сти­ны на че­ты­ре ча­сти, на­зна­чив в каж­дую из них пра­ви­те­ля из сво­их став­лен­ни­ков. Ирод Ан­ти­па по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста Га­ли­лею в свое управ­ле­ние. Иоанн Кре­сти­тель об­ли­чал Чет­ве­ро­власт­ни­ка в том, что он, оста­вив свою за­кон­ную же­ну (дочь ара­вий­ско­го ца­ря Аре­фы), неза­кон­но со­жи­тель­ство­вал с Иро­ди­а­дой, же­ной сво­е­го род­но­го бра­та Филип­па. За это Ирод за­клю­чил свя­то­го в тем­ни­цу. Неко­то­рые ис­то­ри­ки утвер­жда­ют, что Ирод сде­лал это не столь­ко из-за зло­бы на Иоан­на Кре­сти­те­ля, сколь­ко по­то­му, что же­лал за­щи­тить его от сво­ей воз­люб­лен­ной, зная ее мсти­тель­ный нрав. Иро­ди­а­да бы­ла чрез­вы­чай­но зла на про­ро­ка.

Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи про­изо­шло во вре­мя пи­ра в честь дня рож­де­ния Иро­да, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли вель­мо­жи, ста­рей­ши­ны и ты­ся­че­на­чаль­ни­ки. Дочь Иро­ди­а­ды Са­ло­мия (Са­ло­мея) тан­це­ва­ла пе­ред го­стя­ми, рас­по­ло­жив тем са­мым к се­бе Иро­да, ко­то­рый по­клял­ся дать ей все, что она ни по­про­сит – хо­тя бы да­же и по­ло­ви­ну сво­е­го цар­ства. По на­го­во­ру сво­ей ма­те­ри Иро­ди­а­ды, у ко­то­рой по­яви­лась воз­мож­ность ото­мстить свя­то­му Иоан­ну и на­все­гда из­ба­вить­ся от упре­ков и об­ли­че­ний, Са­ло­мея по­про­сила дать ей го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля и при­не­сти ее на блю­де. Ирод сму­тил­ся, так как бо­ял­ся гне­ва Бо­жия за убий­ство про­ро­ка, а так­же на­род­но­го гне­ва, по­сколь­ку Пред­те­ча был лю­бим жи­те­ля­ми Га­ли­леи. При этом из Еван­ге­лий из­вест­но, что Ирод во мно­гом слу­шал свя­то­го Иоан­на и по­сту­пал по его сло­вам – но, как пи­шет свт. Иоанн Зла­то­уст, пра­ви­тель «цар­ство­вал над удо­воль­стви­я­ми, вер­нее, был ра­бом удо­воль­ствий». Зла­то­уст по­ла­га­ет, что, ско­рее все­го, клят­вой Ирод при­крыл­ся, как бла­го­вид­ным пред­ло­гом – на са­мом же де­ле, ис­тин­ной при­чи­ной его по­ступ­ка бы­ла бо­язнь по­те­рять Иро­ди­а­ду.

И он сдер­жи­ва­ет свою клят­ву, дан­ную в при­сут­ствии вы­со­ких го­стей: он от­да­ет со­от­вет­ству­ю­щий при­каз – и про­ис­хо­дит Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи. Су­ще­ству­ет пре­да­ние, со­глас­но ко­то­ро­му уста мерт­вой гла­вы про­ро­ка по-преж­не­му про­дол­жа­ли об­ли­чать пра­ви­те­ля: «Ирод, не долж­но те­бе иметь же­ну Филип­па, бра­та тво­е­го». По­сле это­го Иродиада в яро­сти ис­ко­ло­ла язык про­ро­ка иг­лой и за­ко­па­ла гла­ву Кре­сти­те­ля в нечи­стом ме­сте.

Ирод про­дол­жал пра­вить неко­то­рое вре­мя по­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи – еван­гель­ская ис­то­рия сви­де­тель­ству­ет о том, что Пон­тий Пи­лат по­сы­лал к нему свя­зан­но­го Иису­са Хри­ста (Лк.23,7-12).

Даль­ней­шая судь­ба Иро­да и Иро­ди­а­ды сло­жи­лась пе­чаль­но. Лю­бов­ни­ки бо­я­лись, что свя­той Иоанн вос­креснет из мерт­вых, а Ирод, ко­гда на­чал про­по­ве­до­вать Иисус Хри­стос, ужас­нул­ся это­му, ска­зав: «это Иоанн Кре­сти­тель; он вос­крес из мерт­вых, и по­то­му чу­де­са де­ла­ют­ся им».

По про­ше­ствии вре­ме­ни по­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, Са­ло­мия, пе­ре­хо­дя зи­мой по льду ре­ку Си­ко­рис, про­ва­ли­лась под во­ду и лед сда­вил ее та­ким об­ра­зом, что го­ло­ва на­хо­ди­лась на по­верх­но­сти, а те­ло – в ле­дя­ной во­де. Она тщет­но пы­та­лась вы­брать­ся, но это ей не уда­ва­лось – так про­дол­жа­лось до тех пор, по­ка ост­рые глы­бы не пе­ре­ре­за­ли ее шею. Те­ло Са­ло­мии не на­шли, а го­ло­ву при­нес­ли Иро­ду с Иро­ди­а­дой, по­доб­но то­му, как неко­гда при­нес­ли гла­ву Иоан­на Пред­те­чи. Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи от­ра­зи­лось и на судь­бе са­мо­го Иро­да – в от­мест­ку за бес­че­стие сво­ей до­че­ри, ара­вий­ский царь Аре­фа на­пра­вил свои вой­ска про­тив него. Ирод по­тер­пел по­ра­же­ние и по этой при­чине раз­гне­вал рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ка­ли­гу­лу. Он был со­слан вме­сте с Иро­ди­а­дой в за­то­че­ние в Гал­лию, а за­тем – в Ис­па­нию.

По­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, его уче­ни­ки по­греб­ли те­ло свя­то­го в Са­ма­рян­ском го­ро­де Се­ва­стии. Свя­тая гла­ва Иоан­на Кре­сти­те­ля бы­ла най­де­на и по­гре­бе­на в со­су­де на Еле­он­ской го­ре. По­сле­ду­ю­щие со­бы­тия раз­ви­ва­лись сле­ду­ю­щим об­ра­зом: один по­движ­ник ко­пал ров для ос­но­ва­ния хра­ма, на­шел свя­ты­ню и хра­нил ее у се­бя. А пе­ред сво­ей смер­тью, опа­са­ясь, что свя­ты­ня мо­жет быть по­ру­га­на, скрыл ее в зем­ле в том же са­мом ме­сте, где и об­на­ру­жил.

В 452-м го­ду про­рок ука­зал в ви­де­нии ме­сто со­кры­тия сво­ей гла­вы – и она бы­ла вновь об­ре­те­на, по­сле че­го ее пе­ре­нес­ли в Емес­су, за­тем – в Кон­стан­ти­но­поль. В па­мять это­го уста­нов­лен еще один празд­ник, нераз­рыв­но со­пря­жен­ный с Усек­но­ве­ни­ем гла­вы Иоан­на Пред­те­чи – об­ре­те­ние его чест­ной гла­вы. Празд­ник пер­во­го и вто­ро­го чу­дес­но­го об­ре­те­ния от­ме­ча­ет­ся Цер­ко­вью 8 мар­та (24 фев­ра­ля ста­ро­го сти­ля).

Во вре­ме­на ико­но­бор­че­ских го­не­ний гла­ва бы­ла вы­ве­зе­на в Ко­ма­ны (Аб­ха­зия), из­вест­ном как ме­сто ссыл­ки и кон­чи­ны свт. Иоан­на Зла­то­уста, и спря­та­на в зем­ле. По­сле вос­ста­нов­ле­ния ико­но­по­чи­та­ния св. пат­ри­ар­ху Иг­на­тию но­чью во вре­мя мо­лит­вы бы­ло ука­за­но ме­сто, где хра­нит­ся чест­ная гла­ва. Та­ким об­ра­зом свя­ты­ня бы­ла об­ре­те­на вновь. Это со­бы­тие празд­ну­ет­ся 7 июня (25 мая) как Тре­тье об­ре­те­ние гла­вы св. Иоан­на Пред­те­чи

Кто такой Иоанн Предтеча?

Святого Иоанна в Православной церкви называют Крестителем, великим пророком, Предтечей. По уровню почитания в Православной церкви святой Иоанн Предтеча находится на втором месте после Богородицы, уточняет «Православный календарь».


08 сентября, 6:44

Что такое Сретение Владимирской иконы и какую загадку хранит этот праздник

В 2022 году Православная церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери 8 сентября. По преданию, этот праздник связан с историей спасения Москвы от разгрома армией Тимура Тамерлана

«Предтеча» дословно означает «тот, кто течет перед», «первопроходец», объясняет ТАСС. Святой Иоанн Предтеча считается великим пророком, который говорил людям о скором пришествии в мир Мессии — Иисуса Христа. Именно он крестил Сына Божьего Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Распространенные суеверия

Праздник имеет многовековую историю, поэтому многие традиции переплетаются с языческими обычаями. Например, Рождество Иоанна Предтечи приходится на языческий праздник Ивана Купала. Так, с празднованием Усекновения связано много суеверий:

  • Беларусь. Нельзя есть ничего круглого, ставить нас стол круглые блюда. Во время трапезы нельзя использовать вилки или ножи. Суеверие заключается в том, что, по преданию, голова святого на протяжении года прирастает обратно к телу, но, когда люди начинают использовать столовые приборы, вновь отпадает.
  • Южные славяне. Нельзя есть или пить что-то красное, так как это кровь святого Иоанна.
  • Восточные славяне. Категорически запрещено держать в доме мясо во время Усекновения. Это связано с тем, что древние язычники верили: мясо означает казни и убийства.

Суеверия не имеют никакого отношения к церковным традициям. Единственное, чего требует церковь – это соблюдение строжайшего поста.

Что нельзя делать в церковный праздник 11 сентября 2020-го?

В праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи в Православной церкви установлен строгий пост. Так христиане выражают скорбь о насильственной смерти великого пророка. Верующим нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца и рыбу.

Кроме того, 11 сентября христиане отказываются от вина. А в храмах в этот день служат молебны, в которых просят Бога даровать трезвость – физическую и духовную.

Нельзя увлекаться приметами, проводить оккультные и магические ритуалы. Церковь относится к ним негативно всегда – и во время важных праздников, и в обычные дни.

В праздник Иоанна Крестителя верующие посещают богослужение.

10 сентября, 7:48

История праздника

Во время земной жизни Иоанна Предтечи Палестина была оккупирована римскими войсками и поделена на четыре царства, — такая форма правления называется тетрархия. В Галилее царствовал Ирод Антипа, сын царя Ирода, убившего в Вифлееме четырнадцать тысяч младенцев мужского пола.

Нечестивая отрасль от злого корня, царь Ирод оставил законную жену, дочь царя Арефы, аравийского правителя, и стал сожительствовать с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Этим он нарушил седьмую заповедь по закону Моисея, — не прелюбодействуй. В наше распущенное время почти невозможно осознать тяжесть греха Ирода, а в те времена евреи побивали прелюбодеев камнями. Ирод согрешил также кровосмешением, он не должен был бы жениться на Иродиаде даже в случае смерти брата, ведь у Филиппа и Иродиады была дочь. Иродиада же не только не противилась сближению, но, напротив, благоприятствовала этой незаконной связи при живом муже.

Обличение Ирода Антипы
Иоанн Предтеча прямо и неприкрыто указал Ироду на его грех: “Не должно тебе иметь жену брата твоего” (Мк 6:16). Ирод и ранее был знаком с Иоанном, любил слушать поучения пророка и старался поступать по заповеди. Однако когда Креститель стал обличать Ирода за незаконную связь с Иродиадой, тетрарх приказал закрыть праведника в темнице. Некоторые историки утверждают, что он заточил Иоанна в темницу, желая уберечь его от гнева и расплаты злобной Иродиады. В Житиях святых Димитрия Ростовского сказано, что особенно злилась на Иоанна Иродиада, и желала бы сама убить его, но Ирод оберегал неповинного узника. Иоанн Златоуст же говорит о том, что царь был “рабом удовольствий”, поэтому его намерения жить благочестиво были весьма призрачными.

Иоанн Креститель пробыл в темнице немало дней, к нему приходили ученики и слушали поучения. Из евангельского повествования известно, что Пророк посылал своих последователей к Иисусу спросить: “Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?”(Мф:11:3). Сделал так не по причине слабой веры, как полагает, например, Антоний Сурожский в Толковании на группу стихов: Мк:1: 14-14. Димитрий Ростовский утверждает, что не мог Иоанн не знать, кто такой Иисус, ведь он сам пророчествовал о Господе — “Се агнец Божий”, а поступил так ради учеников, чтобы они лично уверились в Божестве Иисуса Христа.


Танец Саломеи

Вскоре после ареста праведника Ирод праздновал свой день рождения. Собралось много гостей — именитых, богатых. Дочь Иродиады, Саломея, танцевала для подвыпивших и разнеженных сластолюбцев, и настолько угодила Ироду бесстыжими танцами, что тот пообещал любую награду юной танцовщице, — вплоть до полцарства. Саломея обратилась за советом к матери, и озлобленная Иродиада назвала плату. Ею стала голова Иоанна Крестителя — пустынника, праведника, пророка, названного в Евангелии Ангелом (Мф:11:10) и большим из рожденных женами .

Четвертовластник постыдился нарушить свою безумную клятву, постыдился своих гостей, как и всякий человек, увлеченный благами мира сего, постыдился немощных людей, и не побоялся Суда Божия, пренебрег жизнью человеческой, жизнью великого праведника.

Ранее Ирод боялся народа, считающего Иоанна Крестителя пророком, и противился намерению Иродиады умертвить его. Теперь же, в пьяном угаре, царь побоялся “потерять лицо” перед гостями. Он тут же послал стражника в темницу с повелением принести голову Иоанна на блюде, что тот и выполнил.

Усекновение главы Иоанна Предтечи
Убийство Иоанна Пророка, как и всякое злодеяние, совершилось ночью, так как пиршество то происходило вечером (по слову евангелиста Марка “вечерю творяше князем своим”)

Гости Ирода, увидев содеянное, ужаснулись. Совершенное убийство отрезвило их, стих пьяный шум. Голова мученика, как предполагает Димитрий Ростовский, оставалась живой, истекала кровью и продолжала обличать Ирода. Саломея отнесла главу Святого злочестивой Иродиаде, которая с сатанинской радостью приняла вожделенный подарок. Надругавшись над главой, Иродиада тайно зарыла ее отдельно от тела в нечистом тайном месте. Так сделала она из страха, как бы не воскрес Иоанн, и не продолжил обличение ее грехов. Тело Иоанна Крестителя похоронили ученики.

Глава святого Иоанна Предтечи
Ирод, Иродиада и Саломея не избежали Божия гнева. Царь Арефа, желая отомстить за свою опозоренную дочь, пошел на Ирода войной. Ирод проиграл сражение, чего не потерпел римский император Калигула, и тетрарх был сослан в Галлию, а затем в Испанию.

Саломея переходила через реку Сикорис, провалилась под лед, и шею ее сжимали льдины до тех пор, пока не отрезали голову. Умирающее тело Саломеи колебало течением, и оно совершало танцевальные движения. Видевшие эту страшную гибель не могли прийти на помощь, лишь подобрали голову девицы и принесли ее матери.

Об Ироде и его супруге известно, что они “погибли с шумом”, были поглощены разверзшейся землей, что, вероятно, означает гибель во время землетрясения. Такова страшная кончина безумных грешников.

Иконография

Существование Иоанна Предтечи как одной из самых значимых фигур, присутствующих при земной жизни Христа, подвигли иконописцев на создание разнообразных сюжетов.

Историки выделяют 2 основных вида изображений. Иконы изображают сам момент преступления, когда палачи отрубают голову Иоанна. Это достаточно мрачные холсты, где изображена отлетающая голова, а также кровь, хлынувшая из тела. Основные оттенки полотен – багровый, черный золотой и коричневый.

На одной из самых известных икон верхняя часть холста украшена изображением Иисуса Христа, который взирает на преступление и складывает руки в благословляющем жесте. Центральная часть верхнего поля содержит надпись, которая гласит, что происходит усекновение головы.

Второй сюжет – это изображение мертвой головы Предтечи. Она покоится на блюде, застеленном белой тканью. Преобладающие оттенки икон – белый, синий, темно-коричневый. Лик святого бледен, глаза закрыты. Самые темные пятна на иконе – волосы и борода Иоанна. Подложка под головой – темно-красная, за центральным изображением иконописцы рисуют штору лазоревого оттенка. Над головой сделана надпись: «Глава св. Иоанна Крестителя».

Трагическому событию посвящено немало картин. Многие из них изображают Саломею, которая танцевала перед праведником. Другие рисуют момент преступления, когда над Крестителем заносится меч или нож.

Заметки [ править ]

  1. Матфея 14: 1–12 , Марка 6: 14–29 , Луки 9: 7–9
  2. Флавий Иосиф. Еврейские древности,
    заархивированные 19апреля2007 г. в Wayback Machine XVIII, v, 2.
  3. Гармония Евангелий, Народный комментарий Нового Завета
  4. «Интернет-Библия — Новая международная версия» . Biblehub.com
    . 2011 . Проверено 8 февраля 2022 года .
  5. Флавий Иосиф , Иудейские древности
    18. 5. 2. (Перевод Уильяма Уистона). Оригинальный греческий .
  6. «Календарь» . 16 октября 2013 г.
  7. Луки 8: 3
  8. Церковная история
    НикифораI, ix. См. Patrologia Graeca , cxlv.-cxlvii.
  9. ^ ab «Затерянные миры: рыцари-тамплиеры»
    , документальный видеофильм от 10 июля 2006 г. на канале «История» , автор сценария — Стюарт Элиот
  10. ^ ab
    «Бенедикт XVI, для широкой аудитории, 29 августа 2012 г.» . Vatican.va. 29 августа 2012 года Архивировано из оригинала 18 июля 2014 года . Проверено 25 декабря 2014 .
  11. Шон Мартин, Рыцари-тамплиеры: история и мифы легендарного военного ордена
    , 2005. ISBN 1-56025-645-1
  12. Хупер, Саймон (30 августа 2010 г.). «Это кости Иоанна Крестителя?» . Кабельная Новостная Сеть. Тернер Бродкастинг Систем, Инк . Проверено 31 августа 2011 года .
  13. ab
    Aydın, Hilmi (16 февраля 2010 г.).
    Священные трасты: Павильон священных реликвий, дворец-музей Топкапы.
    п. 150. ISBN 9781932099720 .
  14. ^ ab
    Грима, Ноэль (25 июля 2010 г.). «Восстановление давно потерянного соединения» .
    Независимая Мальта
    . Архивировано из оригинального 15 марта 2012 года . Проверено 24 июня 2011 года .
  15. Хамер, Галина Пунтусова, Дэвид. «История Приоратского дворца» . history-gatchina.ru
    .
  16. «Цетинье — Старая королевская столица Черногории | Реликвии» . Город Цетине. Архивировано из оригинала 9 октября 2011 года . Проверено 24 июня 2011 года .
  17. «Монастырь святого Макария Великого» . www.stmacariusmonastery.org
    .
  18. Останки Иоанна Крестителя Found, Археологи утверждают в архив 2010-08-06 в Wayback Machine , 3 августа 2010
  19. «Реликварий с перстом Святого Иоанна Крестителя — Музей Нельсона-Аткинса» . Flickr
    .
  20. Веб-страница под названием «Ссылки на изображения Саломеи / Ирода / смерти Иоанна Крестителя» на веб-сайте Text This Week
    , доступ осуществлен 11 февраля 2007 г.

Реликвии [ править ]

«Глава Иоанна Крестителя» перенаправляется сюда. Для картины см . Глава Иоанна Крестителя (картина) .

Предполагаемая голова Святого Иоанна Крестителя , хранящаяся в собственной римской боковой часовне в Сан-Сильвестро-ин-Капите , Рим. Мусульманская святыня, посвященная святому Иоанну Крестителю, мечеть Омейядов , Дамаск, Сирия . Монета Тари 1742 года рыцарей-госпитальеров с изображением головы Иоанна Крестителя на круглом серебряном блюде.

Согласно древней традиции, место захоронения Иоанна Крестителя находилось в Севасте, недалеко от современного Наблуса на Западном берегу , и упоминается, что его мощи почитались здесь примерно в середине четвертого века. Историки Руфин и Феодорет записывают, что святыня была осквернена при Юлиане Отступнике около 362 г., причем кости были частично сожжены. Часть спасенных мощей была перенесена в Иерусалим , затем в Александрию , где 27 мая 395 г. они были заложены в базилике, недавно посвященной Иоанну Крестителю на месте бывшего храма Св.Серапис . Тем не менее гробницу в Севастии продолжали посещать набожные паломники, и святой Иероним свидетельствует о совершаемых там чудесах. Сегодня гробница находится в мечети Наби Яхья (« Мечеть Иоанна Крестителя»).

Что стало с головой Иоанна Крестителя, определить сложно. Никифор [8] и Симеон Метафраст говорят, что Иродиада похоронила его в крепости Махера (в соответствии с Иосифом Флавием). Другие авторы говорят, что он был похоронен во дворце Ирода в Иерусалиме; там он был найден во время правления Константина и оттуда тайно доставлен в Эмесу , в Финикии , где он был спрятан, место, остававшееся неизвестным в течение многих лет, пока оно не было явлено через откровение в 453 году.

На протяжении веков во всем христианском мире было много разночтений в различных легендах и заявленных реликвиях. Несколько разных мест утверждают, что обладают отрубленной головой Иоанна Крестителя. Среди различных истцов: [9]

  • Римско-католическая традиция считает, что голова, выставленная в Сан-Сильвестро в Капите в Риме, — это голова Иоанна Крестителя, обнаруженная во второй раз [ неудавшаяся проверка
    ], как также утверждал Папа Бенедикт XVI в августе 2012 года. [10]
  • Согласно исламской традиции, глава Иоанна Крестителя был похоронен в некогда называемой Базиликой Святого Иоанна Крестителя в Дамаске . Папа Иоанн Павел II посетил гробницу Иоанна Крестителя в мечети Омейядов во время своего визита в Сирию в апреле 2001 года. Следовательно, мусульмане также верят, что Иисус Христос вернется в это место во время Второго пришествия .
  • В средневековье ходили слухи, что рыцари-тамплиеры владели головой, и во многих записях их инквизиции в начале 14 века упоминается некоторая форма почитания головы. [11]
  • Амьенский собор утверждает, что голова является реликвией, привезенной из Константинополя Валлоном де Сартоном, когда он возвращался из Четвертого крестового похода .
  • Некоторые считают, что он захоронен в турецкой Антиохии или на юге Франции. [9]
  • G рейки-ортодоксы Иоанн Креститель в Иерусалиме показывает фрагмент черепа Иоанна Крестителя. Говорят, что он был найден во время ремонта церкви, проведенной в 1890 году.
  • Считается [ кем?
    ], что часть его черепа хранится в румынском ските Продромос на горе Афон .
  • Реликварий в резиденции в Мюнхене, Германия, отмечен как содержащий череп Иоанна Крестителя. [12]

Считается, что существует множество других реликвий Иоанна Крестителя, в том числе следующие:

  • Согласно преданию, Евангелист Лука отправился в город Севастия, откуда взял правую руку Предтечи (руку, крестившую Иисуса) и принес ее в Антиохию , свой родной город, где он творил чудеса. Сообщается, что реликвия будет вынесена и показана верующим в праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября). Если пальцы руки были раскрыты, это интерпретировалось как знак обильного года; если бы рука была закрыта, это был бы неурожай (1 сентября было началом литургического года и сезона жатвы).
  • 7 января Православная Церковь отмечает праздник перенесения десницы Святого Предтечи из Антиохии в Константинополь в 956 году и Чудотворение Иоанна Предтечи против Агаринцев на Хиосе .
  • В 1204 году, после Сак Константинополя со стороны крестоносцев , франкский император Балдуин дал одну кости от запястья святого Иоанна Крестителя в Ottonus де Cichon, который , в свою очередь , передал его в цистерцианское аббатство во Франции.
  • Говорят, что руку Иоанна Крестителя и часть его черепа можно найти во дворце Топкапы в Стамбуле , Турция . Во времена Мехмеда Завоевателя череп хранился в Топкапы, а после его смерти его мачеха Мара Бранкович , сербская принцесса, привезла его в Сербию . Затем он некоторое время хранился в монастыре Дионисия на горе Афон , затем фрагмент черепа был отправлен на соседний остров, чтобы предотвратить вспышку чумы; однако османский флот захватил его и доставил Хасану-паше из Алжира , который хранил его в своем доме до самой смерти. Затем его вернули в Топкапы. Череп хранится на золотой пластине, украшенной золотыми полосами с драгоценными камнями и старосербскими надписями. Сама тарелка хранится в шкатулке из горного хрусталя XVI века. [13]
  • Рука Иоанна была привезена из Антиохии в Константинополь во времена Константина VII . Он хранился в императорской капелле в XII веке, затем в церкви Девы Фаросской , затем в церкви Периблепта в первой половине XV века. Посланник Испании Клавихо сообщил, что во время своего визита в Константинополь в 1404 году он видел два разных оружия в двух разных монастырях. С падением Константинополя османы захватили его. В 1484 году Баязид II послал сюда рыцарей Родоса , а они взамен взяли в плен его брата Джема. В 1585 году Мурад III привез оружие из Лефкосии.замок Константинополя (отныне Стамбул). Рука хранится в серебряном реликварии, украшенном золотом. На руке несколько надписей: «Возлюбленный Божий» на указательном пальце, «Это рука Крестителя» на запястье и «Принадлежит (монаху) Долину Монаху» на повязке выше локтя. [13]
  • В 1484 году, правая рука Предтечи была дана сыном султана Баязида II к госпитальеров рыцарей на острове Родос , чтобы получить свою добрую волю. Позже рыцари принесли реликвию с собой, когда переместили Орден на Мальту . Когда Наполеон завоевал Мальту в 1798 году, это было одно из немногих сокровищ, которое Великому Магистру Фердинанду фон Хомпешу было разрешено вывезти с острова. [14] 12 октября 1799 года, после отставки Хомпеша, он был подарен российскому императору Павлу I вместе с другими мальтийскими сокровищами — иконой Мадонны Филермоса и осколком Истинного Креста., который был избран новым Великим Магистром Мальтийского Ордена и доставлен в часовню Приоратского дворца [15] в Гатчине в России. После смерти Павла в 1801 году реликвия была перенесена в Зимний дворец в Санкт-Петербурге и пережила штурм Зимнего дворца во время большевистской революции 1917 года, поскольку находилась в церкви в Гатчине вместе с другими мощами рыцарей. , для празднования в их честь 12 октября. [14] Реликвия в конечном итоге попала в монастырь Острог в Черногории, а оттуда — в монастырь Цетинье, где она сейчас находится.также в Черногории. [16]
  • Также считается, что правая рука хранится в монастыре Дионисия на горе Афон .
  • Считается, что мощи Иоанна Крестителя находятся во владении коптского православного монастыря святого Макария Великого в Ските , Египет . [17]
  • В июле 2010 года небольшой реликварий был обнаружен под развалинами монастыря пятого века на острове Св Иван , Болгария . Местные археологи открыли реликварий в августе и обнаружили фрагменты костей черепа, руки и зуба, которые, как они полагают, принадлежат Иоанну Крестителю, основываясь на их интерпретации греческой надписи на реликварии. Болгарский православный епископ , который был свидетель открытия предположил , что мощь , возможно, был подарком от церкви 11- го века на острове , возможно , посвященный святой. [18] Остатки были датированы углеродом 1- го века. [ необходима цитата
    ]
  • Реликварий с перстом Святого Иоанна Крестителя находится в Художественном музее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, штат Миссури. [19]
  • 29 августа 2012 года , во время телевизионной общественной аудитории в летнем дворце Кастель Гандольфо , Папа Бенедикт XVI отметил самоотверженность склепа в Севастийский, Самарии, где была почитаемой глава Предтечи с середины четвертого века. [10] Кроме того, Понтифик также отметил, что религиозный праздник особенно знаменует передачу этой реликвии , ныне хранящейся в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме .
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]