Знаменский монастырь в Иркутске (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Туры на майские
в Россию - Горящие туры
в Россию
1/
10
Знаменский монастырь в Иркутске Вервит, Wikicommons
Знаменский женский монастырь в Иркутске — один из самых крупных и старых в Сибири. Учитывая местонахождение в суровом краю, несложно понять, почему он помимо церковных функций выполнял и другие, не самые высокодуховные. Обитель в Иркутске — печально известное место ссылки декабристов и их родственников. Сегодня Знаменский монастырь — место паломничества и одна из главных туристических достопримечательностей города, раскинувшаяся у места впадения Ушаковки в Ангару. Силуэт его башенок, выполненных в уникальном стиле сибирское барокко, — едва ли не самый узнаваемый вид Иркутска.
История[править]
свт. Иннокентий Иркутский
Монастырь основан в 1689 году на правом берегу Ангары. Первые постройки были деревянными, и к 1727 году срубленная в 1693 году Соборная Знаменская церковь пришла в ветхость. В 1762 году было отстроено каменное здание монастыря. Приделы и прочие объекты достраивались в течение нескольких лет.
В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года в непосредственной близости монастыря были расстреляны Верховный правитель России Александр Колчак и председатель Совета министров Виктор Пепеляев. С приходом в Иркутск Власти Советов, в распоряжении местной епархии остаётся только здание церкви, а монастырь закрывается. В религиозных помещениях размещают отделы гидроавиаторов: в устье Ушаковки с 1928 года располагается иркутский гидропорт.
В 1926 году Знаменский храм стал приходским, а с 1929-го начал выполнять функции кафедрального собора, так как Собор Богоявления был полностью закрыт для религии, а Казанский кафедральный собор и вовсе снесён. Спустя семь лет Знаменский храм вновь закрывают, в его зданиях размещаются авиаремонтные мастерские и гаражи.
С началом войны иркутский гидропорт прекратил пассажирские перевозки, лётчики и самолёты были мобилизованы. У монастыря остались только гидросамолёты НКПС, которые обслуживали БАМ. Знаменская церковь была возвращена епархии в 1945 году. В 1948-м ей был возвращён и статус кафедрального собора. В 1953 году база гидросамолётов НКПС была закрыта.
30 августа 1960 года комплекс Знаменского монастыря Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 (Приложение 1) переведён в ранг памятников архитектуры республиканского (федерального) значения и поставлен на государственную охрану.
С 1991 года в Знаменской церкви вновь покоятся мощи святителя Иннокентия Кульчицкого, а 27 августа 1994 года в монастыре был возрождён чин монашеского пострига. В настоящее время, на территории монастыря находится епархиальное управление Иркутской митрополии.
Современное состояние
В 1960 году монастырь был поставлен на охрану государством, как памятник истории и культуры. Правда, от него к этому времени не так много построек осталось:
- Знаменский храм с тремя приделами, один из которых Преображенский весьма ветхий;
- святые врата;
- настоятельский корпус;
- монастырская стена.
Здание епархиального управления в Знаменском монастыре
В настоящее время это действующий монастырь, в котором первый постриг был совершен в 1994 году. Обитель также является духовным центром Иркутской епархии, так как Знаменский храм — это кафедральный собор, в котором часто служит правящий архиерей.
Всё начинается с молитвы
Келья на поверку оказалась хорошим благоустроенным гостиничным номером с той лишь разницей, что на стенах вместо примитивных пейзажей висели иконы. Вопреки предположениям, послушанием никто не озадачил, вероятно, под ним подразумевался будущий репортаж.
Ночью спалось хорошо, не то сказалась долгая дорога, не то давало о себе знать намоленное место. В половине седьмого утра следующего дня мы выдвинулись в сторону храма. По дороге к нам присоединился молодой мужчина из местных, представился Вячеславом. Уже через минуту он подробно рассказывал, как их трудами восстанавливался храм. Монолог отдаленно напоминал исповедь, нам показалось, что Вячеслав взволнован. Причину узнали позднее. Оказалось, нетрезвого Славу попутал бес, и они вдвоём громко матерились, буянили, а теперь мужчина в одиночку спешил замолить грехи.
Женщины в чёрных одеждах лишь на первый взгляд показались одинаковыми, но это не так. Мы успели отметить для себя, что в храме появились новые монахини.
В трапезной
К восьми часам служба закончилась, все двинулись в сторону трапезной. В прихожке – гардеробной невольно обратил на отдельный крючок для одежды и маленькую табличку «Для настоятельницы». В санузле висело пять полотенец, а короткие надписи поясняли кому они предназначены – «для трудников», «для сестер»…
Вопреки ожиданиям, меню в трапезной оказалось разнообразным – несколько видов каш, масло, яйца варёные, творог, конфеты, печенье, два вида чая – чёрный и зелёный.
Что посмотреть
На сегодняшний день из монастырских строений сохранились церковь, святые ворота настоятельские кельи и ограда. Напротив главного входа недавно возведено здание, в котором размещено епархиальное управление.
Архитектура церкви уходит корнями в древнерусское зодчество, что ярко выражено в особенностях оформления фасада: двойные колоны по углам зданий, своеобразные «кудри», обрамляющие окна. В то же время монастырь имеет множество элементов сибирского барокко. Его особенности — орнаментальная обработка поверхностей стен. Использование рельефных композиций, состоящих из простейших фигур (квадратов, треугольников), придает экстерьеру неповторимый внешний вид.
В монастыре сохранились и многочисленные предметы убранства: резные иконостасы, образа в старинных окладах. Среди сокровищ обители — «Спас Вседержитель», облаченный в замечательный чеканный серебряный оклад, сделанный местными мастерами в 1791 г.
Помимо комплекса зданий монастыря, на территории обители находится старинное кладбище, на котором хоронили настоятельниц и монахинь, а также уважаемых иркутян. В 1795 г. здесь предали земле основателя Российско-Американской торговой компании Григория Шелихова.
Расширение монастыря
В 80-х гг. XVIII в. к основному зданию собора был пристроен Казанский придел. Спустя 7 лет к нему добавлен Спасо-Преображенский.
В начале XIX в., благодаря финансовой помощи местного купца Н.С. Чупалова, северная часть монастыря увеличилась на несколько каменных келий со встроенной церковью, определенных под больничные услуги. Эти постройки были освящены епископом Иркутска Михаилом в 1818 г.
В середине XIX в. на благотворительные средства местного купца Е.Кузнецова храм подвергся значительной перестройке. После окончания ремонтных работ он был отдан на попечение женского духовного училища, возведенного неподалеку от Знаменского собора. В память о благотворителе церковь была переосвящена Иркутским епископом Нилом 16 января 1854 г. во имя Святителя Евфимия.
Деятельность прихода
Знаменский монастырь не является приходом в прямом смысле слова, но он как одна из главных обителей Иркутска исполняет все функции прихода и активен во всех сферах жизни.
- Обитель духовно окормляет Иркутскую православную гимназию.
- Волонтеры посещают детский дом и интернат.
- При монастыре действует воскресная школа.
На территории монастыря установлен памятник адмиралу Колчаку в ознаменование годовщины его гибели и уважения к памяти погибших белых офицеров в ходе Гражданской войны.
Святыни и достопримечательности
Несмотря на то что монастырь был изрядно разорен и порушен, тем не менее здесь сохранилось немало артефактов и святынь.
- Элементы старого иконостаса.
- Евангелие, подаренное Петром I.
- Икона «Спас Вседержитель» в серебряном оригинальном окладе 1791 года.
Могилы декабристов в Знаменском монастыре
Уникален и сохранившийся некрополь монастыря. Здесь есть захоронение Григория Шелихова, основателя и руководителя Русско-Американской торговой компании, осваивавшей Аляску и западной побережье Северной Америки. На этом же кладбище погребены сосланные в Сибирь декабристы П. Муханов, Н. Панова, а также жены декабриста Трубецкого, Екатерины Трубецкая.
Другие храмы в честь иконы «Знамение»:
- Знаменский кафедральный собор в Тюмени
- Знаменский храм в Дубровицах, Подольск
Но главные святыни монастыря — святые мощи иркутских епископов, прославленных Церковью.
- Святитель Иннокентий (Кульчицкий, 1680 — 1731 года). Первый самостоятельный епископ Иркутский и Нерчинский. Рукоположен во епископа в 1727 году, много сделал для православия в крае, и просвещения простого народа, хотя правил непродолжительное время. После смерти в конце XVIII века его останки были найдены нетленными. И он был прославлен в 1804 году. С 1990 года мощи находятся в Знаменском храме.
- Частица св. мощей святителя Софрония (Кристалевского), третьего Иркутского епископа, правящего с 1753 года вплоть до своей смерти в 1771 году. Его тело оставалось непогребенным в течение 6 месяцев, и не было никаких признаков тления. Гробница святителя сгорела в 1917 году, все что осталось было помещено в небольшой ковчежец, одна их частиц находится в Знаменском монастыре. Прославлен святитель в 1918 году.
Важно! На монастырском кладбище находится погребение второго епископа Иркутского Иннокентия II (Неруновича), который управлял епархией с 1732 по 1747 года и особенно отличился миссионерской деятельностью среди языческих народов Сибири.
В монастыре, у южной стены храма могила Валентина Распутина, великого русского и советского писателя умершего в 2015 году
Работа в наше время
В дореволюционный период, на протяжении многих лет в стенах монастыря работали:
- больница;
- приют для девочек дошкольного возраста;
- церковно-приходская школа;
- дом для душевнобольных людей;
- просфоропекарня;
- свечной завод;
- оранжерея;
- рукодельная комната;
- переплетная мастерская.
Обслуживали эти заведения жившие при монастыре 120 сестер. Самую тяжелую работу в храме и окрестностях выполняли отлученные от церкви женщины («эпитимийцы»). Стены собора также нередко становились пристанищем так называемых государственных преступниц из великих городов русских Санкт-Петербурга и Москвы.
К концу XIX в. Знаменский женский монастырь представлял довольно большой хозяйственный комплекс. Особую ценность в его деятельности представляла рукодельная мастерская. В ней умелые швеи изготавливали парадные одежды для священников, ризы на образа, плащаницы и многие предметы церковного убранства.
Обращались к монастырским рукодельницами и горожане с просьбами пошить красивое дамское или свадебное платье, башмаки. В совершенстве мастерицы владели художественной стежкой одеял.
Среди монахинь были распространены несколько техник шитья:
- лицевым;
- золотошвейным;
- вышивкой белой и цветной гладью;
- инкрустацией бисером и драгоценными камнями.
Огромную славу Знаменскому монастырю принесла золотошвейная мастерская, где работали не покладая рук искусницы-мастерицы. Среди них была и насильно принужденная к постригу дочь знатного на то время государственного деятеля Артемия Волынского. Он был казнен действующей правительницей Анной Иоанновной.
Сменившая ее у власти Елизавета, отменила насильственный постриг Анны Волынской и вернула подданную в Петербург. В благодарность о заботе сестер в храме Анной был подарен напрестольное евангелие. Обрамленное в чеканный оклад, оно является одним из значимых реликвий собора.
Ближе к концу XIX в. в стенах собора была создана школа для девочек. Их учили чтению, церковному пению, грамоте, письму. В начале XX в. она приобрела статус церковно-приходской. В то же время в существовавшем приюте при храме на содержании находились 44 девочки.
В современное время храм не является официальным приходом, но в полной мере осуществляет все его функции. Он является духовным покровителем Иркутской православной гимназии. Сестры, живущие в нем, в качестве волонтеров, посещают интернат и детский дом. В воскресные дни в стенах собора действует школа.
Договор с Богом
Разрешение или аккредитацию на съёмку и общение в монастыре заменяет благословение настоятельницы.
– Матушка Ника, как в своё восприняли ваш приезд местные? Я слышал страшные вещи, что первых насельниц чуть ли не выгоняли, это правда? – Уже при мне местные выбивали окна, а 20 лет назад, когда сестёр сюда только поселили, творилось страшное – врывались пьяные, бранились, били окна… Старшую сестру мать Евникию даже ударили, она с синяком ходила. Мужчины кричали: «Вы зачем сюда приехали? Что вы хотите? Уходите!».
Деревня на тот момент полностью деградировала, пребывала в дурмане. К некачественному спирту добавлялось потребление конопли, которая растёт вокруг, в итоге люди просто не соображали, что творили. Мы много раз наблюдали, как односельчане избивали друг друга, да просто убивали. Вот, Слава, один из типичных представителей. Почему думаете он ходит и плачет сейчас? Потому что два-три дня назад бродил по деревне, выкрикивал маты, и его братья периодически приходят в ярость после употребления алкоголя. Но сейчас – это единичные случаи. Несколько раз в год мы совершаем Крестный ход со святынями, и, считаю, это помогает, село потихоньку оживает. Когда я приехала сюда, в деревне росла только одна девочка, к сожалению, не так давно она погибла в дорожной аварии. А сейчас в Батурино пришли люди, построено несколько домов и в школу ездят уже шестеро ребятишек.
Матушка Ника во время Крестного хода
– А Вы в каком году приехали? – В 2009-м. – Возглавить монастырь — это послушание такое? – Я была в другом монастыре, сюда не хотела, но мне сказали: «Ты обет дала — служить Богу в том качестве, в котором он тебя видит. Иди и выполняй послушание». – А что останавливало вас? – Монастырь находился в непростом положении, здесь жили шестеро сестёр, почти нет прихожан, мало кто заинтересован в развитии православия, и ждать помощь неоткуда. Но поскольку была монахиней, — пошла выполнять, что поручили. – Матушка Ника, а в миру вы кем были? – Проще сказать, бухгалтером-экономистом. В 43 года я ушла в монастырь, будучи на инвалидности. Так сложилось, что к больному сердцу добавилась онкология, меня не могли оперировать – анестезиологи отказывались работать. Мой сын тогда учился на медицинском факультете в Чебоксарах, и сказал мне: «Напиши расписку. Ты – верующий человек, Господь знает, что ты нужна в первую очередь сыну и дочери, и будет так, как будет». Выбор стоял такой – тихонько умирать от онкологии, или сразу на столе. Всё в руках Божьих. Это был 2002 год. Непосредственно перед операцией, мысленно заключила договор с Богом: если останусь жива – уйду в монастырь, и буду служить в том качестве, в каком Господь меня увидит. Операция прошла успешно, и через две недели, как сняли швы, я ушла в монастырь. Понимаю, всякий человек – ложь, и я в первую очередь. Когда очнулась от наркоза, вспомнила, что пообещала, и сама себе задала вопрос: «Ты чего там наобещала? Ты что сделала?». – Получается, испугались собственных слов? – Да. Но меня родители так воспитали: если обещала, то разбейся, но сделай. А тут кому пообещала – Богу! Я очень боялась детям своим рассказать об этом. Первому сообщила сыну, он был уже женат, у них девочка родилась. И он меня поддержал. А дочь наоборот: «А кто же будет Лёше помогать? Потом уйдёшь!» Я ей говорю: «С Богом в прятки не играют, я уже пообещала». – «Ты выполнишь обещание, но потом». – «Не бывает потом», – отвечаю. Так и ушла.
– Извините, а как уход выглядит на бытовом уровне? У Вас семья – сын, дочь. Как отказаться от всего мирского, оставить их там? – Сын очень долго не мог оторваться от меня. Даже когда меня отправили в Батурино, он перевез сюда семью, а сейчас они обратно уехали в Чебоксары. Все произошло не сразу. Нет. Они приезжали в монастырь, работали. Я не знаю, как у других. Сейчас дочь живет в Питере, детей пока нет, а у сына четверо растут. Знаете, мы очень дружны. – А сестёр также отправляют или они сами выбирают монастырь? – Они выбирают сами. Приезжают, присматриваются, пробуют и потом решают для себя – остаться или нет. – Существует ли них какой-нибудь испытательный срок? – Обязательно. Я обычно предлагаю: «Приходите, годик поживите. Мы на вас посмотрим, вы на нас посмотрите. Там посмотрим, сможем ли мы принять вас в свою семью». – Что может послужить препятствием для приёма? – Встречаются люди совершенно не монастырские. Для чего человек приходит в монастырь? Чтобы исправить свою жизнь. Бывает, человек начинает всех учить, а сам ничему не хочет учиться. Все ему не так. Жалуется настоятельнице на одного, другого, третьего. Плохо выполняет послушания. Тогда приходится просить: «Вы отправляйтесь к себе домой, мы вам не подходим». Препятствием может служить психическое заболевание. За год 10-15 человек приезжают с шизофренией, им кажется, что они здесь смогут. Бывает одержимы идей, не спят даже, и это опасно.
Мать Анастасия
— А сам человек может отказаться в момент испытательного срока? – Конечно. Заставить мы никого не можем, все добровольно. Особенно до пострига. Живет год и говорит: «Я решила остаться». После этого говорю: «Будем молиться вместе. Посмотрим, даст ли Богородица свои одежды тебе, или нет». Здесь такие страсти у человека вылазят, плачут: «Почему я не могу справиться с собой?». Это в миру, если на работе что не так, развернулся и пошёл домой, или уволился и выбрал другой коллектив. А здесь каждый день одни лица – в трапезной, в доме, во время послушания. Муж с женой и те не всегда выдерживают друг друга. А тут еще и женский коллектив… – Даже в монастыре?! – Конечно, но для всего есть решения. Почему у нас так много работы? Когда мы, женщины, устаем, то становимся добрыми, мягкими. А так нерастраченную энергию будем направлять друг против друга. Здесь мы работаем, устаем, хорошо спим, с аппетитом кушаем и не едим друг друга. – Вы вчера сказали совершенно неожиданные для меня вещи, например, нет такой заповеди, которой вы не нарушали. Извините, но я хочу вернуться к этой теме. Как это возможно? – Назовите любую заповедь, и я докажу, что нарушала. – Скажем, идолопоклонство. – Не представляете, как я люблю цветы. Разговариваю, как с живыми, люблю, обожаю – это идолопоклонство. Нельзя ни к чему привязываться сердцем, только к Богу. Все остальное, как Богу будет угодно. – Ну, хорошо. А как же, не убий? – Если с гневом, в сердцах пожелал что-то плохого человеку, ты его уже убиваешь. Ведь словом можно вылечить, словом можно убить. И сомневалась я в Боге, и маловерная была…
Планирование монастырского хозяйства
– Приступив к послушанию в качестве настоятельницы монастыря, с какой проблемой чаще приходилось сталкиваться в первую очередь на бытовом уровне? – Непонимание на всех уровнях. В одну из первых зим мы буквально замерзали, потому что угля не было. Пошла просить к властям, и не просто так, а в долг. Мне отказали, заявив, что церковь отделена от государства. Что делать? Пришла, помолилась, решение созрело. Многие думают, что нам здесь делать нечего, мы приходим в трапезную на все готовенькое – сели, покушали, пошли дальше молиться. Но у нас нет скатерти-самобранки, поэтому необходимо встать рано утром, помолиться, приготовить покушать, убрать, помыть. А ещё коров накормить подоить, огород прополоть, опять помолиться, храм помыть. Одежду такую нигде не продают, мы шьём её сами, кельи содержать. У нас мало средств, приходится всё время зарабатывать. Например, летом заготавливаем кипрей (иван-чай), ферментируем, доводя до ягодного запаха, затем высушиваем зелёный или чёрный чай. Заготавливаем лекарственные травы, содержим пасеку. У нас большой огород, есть круглогодичная теплица, и даже зимой кушаем свежую зелень. Заготавливаем соленья различные, варенья, потом сами сходите и посмотрите наше овощехранилище. У нас плантации клубники, малина. А ведь нашим сестрам и 84 года, и 78 с лишним, и все работают, несут послушания, поддерживают друг друга. Да, праздно у нас никто никогда не шатается.
Работа на приусадебном участке монастыря
Вообще, у меня светский диплом «Планирование народного хозяйства», но в миру он мне не понадобился, я работала бухгалтером, а здесь знания пригодились. Монастырь нельзя сравнивать ни с одной организацией, потому что здесь не я действующее лицо, а Господь. Это Он дал мне средства, возможности, знания и силы. Мы юридическое лицо, имеем право нанимать сестёр, которые по возрасту не вышли на пенсию, они считаются сотрудниками, плачу налоги, соцпакет полностью и мы получаем пенсии. Складываем в кучу и содержим монастырь. – Юридически монастырь — ИП? – Нет. Некоммерческая организация. – У монастыря есть сайт. Знаю, что у конфессий к страницам в Интернете разное отношение, порою, диаметрально противоположное. – Сейчас век невероятно информативный, любую информацию люди получают мгновенно. Если нам закрыться совсем, что тогда будет? Ну, хорошо, я спасусь, не позволив никому спасаться рядом. Не расскажу никому, как можно изменить свою жизнь. Настанет время, предстану пред Богом, а он и спросит: «Я дал тебе несколько талантов, а куда ты их девала? Ну, строила, украшала, а почему с людьми не разговаривала? Люди могли узнать и через тебя прийти к чему-то». Поэтому информацию, которую можем дать, мы даём. А со здоровьем у меня все лучше, лучше и лучше. – Возбраняется ли монахиням заходить в интернет? Где та грань, за которую нельзя заходить? – Это как научиться пользоваться острым ножом. Чтобы он не стал орудием пытки, убийства и прочее. В интернете столько хорошего, но и много грязи. Понимаете, дьявол ничего нового не изобретает, он извращает всё, что даёт Господь. Это неправда, что телефон придумал дьявол, нет. Он ничего не изобрёл. Дьявол только извращает. Я доверяю сёстрам. Если я не делаю этого, то почему должна думать, что они это делают. Мы даём обет целомудрия, а это не только физическая сторона, но и духовная, сердечная, душевная.