Ключи в руках Апостола Петра — кого и куда он впускает?


Чем знаменит апостол Петр?


Фото: Ru.Wikipedia.org

Святые Петр и Павел являются одними из самых известных апостолов и ревнителей христианской веры. При этом их характеры были полными противоположностями. Если один отличался ораторским мастерством, то второй был простым, но очень вдохновенным человеком.

В миру Петра звали Симоном. Имя, под которым он стал известен всем христианам, апостол получил от Иисуса Христа. В переводе с древнееврейского оно означает «камень». Петр был бесхитростным и искренним человеком, не имевшем выдающегося образования. При этом отличался горячим нравом и удивительным образным мышлением. Нередко он выступал с речами, которые заставляли людей подняться и следовать за ним.

Петр является непосредственным участником многих эпизодов, которые упоминаются в Священном Писании. Одним из первых чудес Христа стало исцеление тещи будущего апостола. Также он участвовал в ловле рыбы, когда, благодаря Иисусу, было огромное количество улова.

Позже Петр стал очевидцем Преображения Сына Господа, перед его арестом клялся, что никогда не отречется от своего учителя, однако нарушил слово спустя всего несколько часов, причем неоднократно. Он раскаялся в своем поступке, нашел мужество признаться в предательстве, собственной слабости перед обстоятельствами. Когда Петр покаялся, Господь утвердил его апостольское звание.

Его вместе с Павлом начали почитать после казни апостолов. Оба погибли мучениками, место их казни было признано священным. Церковь всегда прославляла духовную твердость Петра, сотворив вокруг него образ согрешившего, но искренне раскаявшегося верующего.

Послания апостола Петра вошли в Новый Завет Библии, их два

В 63 и 67 годах апостол Петр пишет свои Соборные послания, вошедшие в Новый Завет.

В первой части посланий он укрепляет новообращенных христиан в вере, увещевает их не смущаться угрозами, клеветой и преследованиями. Он учит благоразумию, молитве и благочестию. Во втором послании Апостол призывает не отступать в вере в угоду язычникам, обличает лжеучителей и лжепророков, предупреждает и оберегает христиан от заблуждений беззаконников.

Цитата из послания:

(1 Петра 1:13-16)

«Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».

Послания апостола Петра утверждают христиан в вере, благочестии и твердости убеждений.

Вручение ключей от рая


Фото: Ru.Wikipedia.org

В результате Господь принял решение вручить ключи от рая самому нестойкому и пылкому из своих учеников. В Писании отмечается, что ключи не получил никто из не согрешивших апостолов. Вместо этого они достались Петру, чтобы он сумел в будущем разглядеть в грешниках искреннее раскаяние, а после вспомнил собственное грехопадение.

Именно такой апостол действительно способен помочь человеку, который искренне раскаивается в своих греховных поступках, получить спасение.

Могила апостола Петра найдена в XX веке

Христианское предание сохранило сведения о том, что древняя римская базилика Константина находилось на месте предполагаемого захоронения Апостола. Археологические раскопки, проводившиеся в 1939-1949 годах, обнаружили древние останки, и камень с надписью «Здесь покоится Петр». В отчете исследований отражено предположение, что с большой вероятностью останки и могила принадлежали Апостолу. Изучив материалы, в 1968 году Папа Римский Павел VI объявил об открытии могилы Апостола Петра.

Почитание Первоверховных Апостолов Петра и Павла совершается 29 июня.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Хранитель райских врат

Одна из сказок братьев Гримм рассказывает о бедном портном, который однажды постучал в ворота рая, у которых стоял апостол Петр. Портной попросил у святого пропуск в рай. Апостол Петр нехотя разрешил портняжке пройти в это прекрасное место, но предупредил, чтобы тот вел себя потише, иначе его выгонят из рая.

Но любопытный портной не смог сдержать своего обещания — он стал осматривать небесные обители и нашел прекрасное золотое кресло, рядом с которым стояла золотая скамеечка для ног.

Отсюда было видно всю землю, и портной заметил у озера маленькую старушку. Она стирала чужое белье и отложила себе пару хороших вещей. Портной решил наказать воровку и швырнул в нее золотую скамейку. Вскоре вернулся Господь и спросил, куда делась его скамейка. Апостол Петр указал на портняжку, и тот стал оправдываться перед Богом:

— Я увидел воровку и в гневе запустил в нее скамьей.

— Если бы я стал кидать в грешников скамейки от гнева, то в раю ни осталось бы ни одного предмета. Ты не имел права судить людей, поэтому апостол Петр выгонит тебя сейчас же из рая.

Портной навсегда был изгнан из рая за то, что осудил другого человека.

Любимый святой и живая вера

У каждой эпохи — свои любимые святые. Если бы сейчас в России сочиняли сказки и легенды, то главными героями в них могли бы стать преподобный Серафим Саровский, блаженная Матрона Московская или епископ-врач Лука (Войно-Ясенецкий). А в те времена, когда братья Гримм или Александр Афанасьев собирали и обрабатывали сказки и легенды, любимыми святыми были святитель Николай Чудотворец, преподобный Илия Муромский и апостол Петр — простой рыбак, человек горячий, но искренне раскаивающийся в своих грехах.

Со страниц Евангелия он вместе со Христом шагнул в повседневную жизнь богачей и бедняков, королей и крестьян.

И не надо бояться того, что «сказочный» апостол Петр не похож на «евангельского» Петра. Народная вера лишь выделила некоторые черты первоверховного апостола, полюбила их и сделала так, что этот святой стал своим в любом доме.

Пока в сердце народном остаются такие герои, наша вера жива.

Апостол — герой сказок и анекдотов

Немецкая сказка «Портной в раю», древнерусская повесть о пьянице, который попал в рай, другие сказки братьев Гримм, русские народные легенды, собранные Александром Афанасьевым, — во всех этих книгах можно найти истории про апостола Петра, который исцеляет принцесс и помогает бедному солдату, вместе со Христом заходит в дома русских крестьян, совершает чудеса, помогает беднякам, наказывает грешников и даже спорит со Спасителем.

Конечно, сказочный апостол Петр мало похож на того Петра, о котором рассказывают Евангелия и Деяния апостольские. В русских и немецких сказках Петр спускается с небес на землю, превращается в нищего, просит подаяния, наказывает скупых и награждает щедрых. Но главная работа сказочного апостола — стоять перед вратами Рая, пускать туда праведников и прогонять нераскаявшихся грешников.

Этот фольклорный образ жив даже в наши дни. Он присутствует в анекдотах, особенно если речь идет о бизнесменах-олигархах, стремящихся попасть на небеса за деньги. Такой апостол Петр может простить грешника, но он не терпит лжи, лукавства и самооправдания.

Такая глубочайшая степень проникновения евангельского святого в изустную народную культуру — прекрасный пример того, насколько Евангелие и церковная традиция глубоко укоренилась в нашем сознании, независимо от степени воцерковленности и отношения к вере. Однако возникает важный вопрос: почему именно Петр, чем именно этот святой апостол так покорил народные сердца?

Врата рая

Святой апостол Петр, мозаика баптистерия, Равенна (V век) Священное Писание сравнивает храм Божий с раем. В видении пророка Иезекииля райский сад растет на берегах реки, вытекающей из храма: «Из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника… У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез 47. 1-12). Райские ризы похожи на облачения первосвященника: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото» (Иез 28. 13).

О связи между храмом и раем упомянают книга Иисуса, сына Сирахова, Откровение Иоанна Богослова, а также апокрифические тексты и труды отцов Церкви.

«Рай Едем есть святое святых и жилище Господа» (Книга юбилеев или Малое бытие, гл. 8).

«Тайна рая изображена Моисеем, устроившим два святилища — святое и святое святых. Во внешнее святилище доступ был всегда свободен, а во внутреннее дозволялось входить единожды. Так, Бог заключил для Адама внутреннее рая, и отверз внешнее, чтобы довольствовался он внешним.

Поелику Адаму не был дозволен вход во внутренний храм, то храм сей был охраняем, чтобы довольствовался Адам служением во внешнем храме, и как служит священник, принося кадило, так служил бы и он, соблюдая заповедь.

Древо познания было для Адама образом двери, плод — завесою, закрывавшею храм. Насадивший древо познания поставил его посреди, чтобы отделяло оно и высшее и низшее, и святое и святое святых.

Адам приступил, дерзнул войти, и пришел в ужас. Как царь Озия покрылся проказою, так обнажил себя Адам; и поелику поражен был подобно Озии, то спешил удалиться.

Адам в нечистоте своей хотел войти во святое святых, которое любит только подобных ему; и поелику отваживался войти во внутреннее святилище, то не оставлен и во внешнем.

Говоря о символике византийского богослужения, святитель Симеон Солунский объясняет: «Благолепие храма означает красоту рая, потому что божественный храм изображает рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары…

В начале молитвословий мы становимся вне храма, как бы вне рая или самого неба. Когда же врата отверзаются по окончании песней, петых вне храма, то мы входим в божественный храм, как бы в рай или небо. Это действие означает, что нам отверзлись селения небесные и мы уже получили доступ во святое святых, восходим ко свету, и приближаясь, приступаем к престолу Господню…

Стояние и пение вне храма выражает изгнание нас из рая… Лития бывает вне храма и указывает на наше отпадение от рая» (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 108, 123, 505 и 515). В современном русском православном богослужении перед началом вечерни отверзаются царские врата и священнослужители приступают к каждению алтаря. При пении 103-го псалма совершается каждение всего храма. Эти священнодействия символизируют сотворение мира и блаженное пребывание Адама и Евы в раю. Затем царские врата закрываются, подобно тому как двери рая закрылись после грехопадения людей. Отверзание царских врат при пении догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая. (О смысле всенощного бдения и Божественной литургии).

Согласно легендам, Иерусалимский храм был построен на месте, где совершали богослужение изгнанные из рая прародители (Louis Ginzberg, The Legends of the Jews, vol. 5). Храм делился на три части — притвор, святилище и святое святых. Для отделки храма использовались драгоценные породы деревьев — кедр, кипарис и певг (2 Пар 2. 8). Эти деревья считались райскими (Иез 31. 8).

Символом райского сада был золотой семилампадник: «И сделал светильник из золота чистого, чеканный сделал светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его выходили из него; шесть ветвей выходило из боков его» ( Исх 25. 31-40; 37. 17-24).

Херувимы и пальмы. Древняя бронзовая пластина из Южной Аравии О рае также напоминали изображенные на стенах храма херувимы, пальмы и цветы (3 Цар 6. 18, 29, 32, 35). Эти изображения были украшены золотом и драгоценными камнями: «Соломон сделал резных херувимов и пальмы, и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы… И вырезал херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе» (3 Цар 6. 32, 35); «И обложил дом Божий дорогими камнями для красоты» (2 Пар 3. 6).

Херувимы изображались с лицами человека, льва, тельца и орла: «Изображены были львы, волы и херувимы, а выше и ниже львов и волов — развесистые венки» (3 Цар 7. 29); «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме — лицо львиное; так сделано во всем храме кругом» (Иез 41. 17-19).

Вопрос о наличии изображений херувимов «снаружи», то есть на наружных стенах ветхозаветного храма, остается открытым для дискуссии. «Ни в одном из древних текстов Ветхого Завета, кроме принятой издателем А.Ральфсом в качестве основной, но мало распространенной редакции греческого текста, не говорится ни о каком наружном скульптурном декоре храма» (А.М.Высоцкий, Храм Иезекииля как источник наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII-XIII вв.: sic et non, Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира, XII век, СПб., 2002). Хотя текстологическое исследование показывает, что в большинстве редакций Ветхого Завета отсутствует текстовый вариант Септуагинты о резных украшениях фасадов храма, изображения херувимов с лицами животных входили в единую иконографическую программу внешней храмовой утвари. Образы быков, львов и херувимов украшали медное море (3 Цар 7. 23-25) и подставки умывальниц (3 Цар 7. 29, 36). Подобные изображения соответствовали представлениям о херувимах как стражах священной территории храма.

Лики херувимов были вышиты на завесе, закрывавшей вход в святое святых (Исх 26. 31-33). Святое святых охраняли позолоченные скульптуры херувимов, сделанные из масличного дерева (3 Цар 6. 23-28).

Чистое золото, сплошь покрывавшее святое святых (3 Цар 6. 20), являло образ сияния Славы Божией.

Древние символы рая унаследованы христианским церковным искусством. Православные храмы украшены мозаиками, фресками, иконами, резьбой и растительным декором.

Православная иконография включает райские пальмы, цветы и растительные орнаменты, ибо «праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс 91. 13-14). Ветхозаветные описания изображений ангелов, пальм и цветов можно сопоставить, например, с византийскими мозаиками базилики святого Аполлинария Нуово в Равенне (VI век), представляющими процессии мучеников и мучениц в райском саду. Зеленые луга под ногами святых усеяны цветами лилий. Между фигурами христианских подвижников — пальмы, символизирующие вечную жизнь. В период иконоборческой ереси в Византии ветхозаветные символы рая изображались вместо икон, так что храмы, по свидетельствам современников, «превратились в сады, цветники и птичники».

Адам был призван «возделывать и хранить» Едемский сад (Быт 2. 15). После грехопадения людей хранителями рая стали херувимы: «И изгнал Бог Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3. 24). Священное Писание сравнивает херувимов со стражами, стоявшими у ворот храма: «И поставил Иодай священник привратников у ворот дома Господня, чтобы не мог входить нечистый почему-нибудь» (2 Пар 23. 18). В Новом Завете Первосвященник Господь Иисус Христос вверил ключи от райских врат Своей Церкви: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16. 18-19). Поэтому на стенах ранних византийских храмов между пальмами изображены святые, а не херувимы. Например, на одной из византийских мозаик Равенны святой апостол Петр, стоящий между пальмами, держит в руках ключи Царства Небесного.

Православная традиция также сохранила образы херувимов с лицами человека, льва, тельца и орла. В иконописи они указывают на четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луку и Иоанна.

В Византии на полах храмов изображались райские реки.

Процессия мучениц, мозаика храма св. Аполлинария Нуово, Равенна (VI век) Знаменательно, что преподобный Ефрем Сирин сравнивает райские деревья с завесой ветхозаветных скинии и храма. В алтаре храма Бориса и Глеба в Кидекше были расчищены датированные XII веком изображения пелен, украшенных семисвечниками и деревьями (В.Н.Лазарев, Живопись Владимиро-Суздальской Руси. История русского искусства. том 1, М., 1953). По мнению М.А.Орловой пелены с семисвечниками и деревьями связаны с символикой завесы ветхозаветных скинии и храма: «Сохранившаяся часть изоборажения белого плата украшена с удивительной многозначностью. Связь с образом ветхозаветной скинии выявлялась и подчеркивалась представленными на нем семисвечниками, а изображение виноградной лозы напоминало об искупительной жертве» (М.А.Орлова, О фрагментах орнамента и некоторых декоративных приемах в росписях храмов Владимирского княжества. Дмитриевский собор во Владимире: к 800-летию создания, М., 1997). На фасадах Димитриевского собора во Владимире (XII век) аркатурно-колончатый пояс с пальмами и святыми создает символическую границу храма как Нового Иерусалима. Этот иконографический мотив обрел своеобразное воплощение в иконостасе. Иконостасы русских православных храмов объединяют образы завесы и райского сада. В иконостасах в общий мотив золотого чудесного сада, окружающего иконописные образы, вплетены виноградные грозди, листья и плоды райских деревьев, цветы (Ю.Н.Звездина, Растительный декор поздних русских иконостасов, «Иконостас. Происхождение — развитие — символика», М., 2000).

В русских иконостасах не допускались никакие скульптурные изображения, кроме резных позолоченных херувимов. Очевидно, это исключение было сделано под влиянием ветхозаветных скульптур херувимов, украшавших ковчег завета и святое святых храма.

Святитель Симеон Солунский отмечает, что в византийских храмах были многосвещники, имевшие форму райских растений и Неопалимой купины (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 108). Семисвечник или семилампадник в алтаре русского храма соответствует семи светильникам, которые видел святой Иоанн Богослов в храме Небесном на подобном же месте — между Горним местом (троном Господа) и престолом (жертвенником).

Золото фонов, нимбов, ассиста, драгоценные оклады икон показывают действие Божественного света, исходящего из Небесного святого святых и преображающего людей и природу. Господь Иисус Христос говорил о Себе: «Я свет миру» (Ин 8. 12), и о Своих учениках он говорил то же: «Вы — свет мира» (Мф 5. 14); «Праведники воссияют как солнце, в Царстве Отца их» (Мф 13. 43).

Иоанн Богослов свидетельствует, что в духовном Иерусалиме, сходящем с Небес на землю (Откр 21. 1-2), у Престола Бога и Агнца совершается богослужение, которому подобно богослужение Православной Церкви. Поэтому православный храм называют небом на земле и вратами рая. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф 6. 10), — молится Церковь.

Рекомендации

  1. «Епископская коллегия и ее глава, Папа (параграф 881)». Катехизис католической церкви
    . Архивы Ватикана.
  2. Маннион, Джерард; Мадж, Льюис С., ред. (30 января 2008 г.). Спутник Рутледж христианской церкви
    . п. 235. ISBN 978-0415374200 .
  3. Джойс, Джордж (1911). «Сила ключей». Католическая энциклопедия
    .
    8
    . Нью-Йорк: компания Роберта Эпплтона. Получено 6 сентября 2017.
  4. Джойс, Джордж (1911). «Хронологические списки пап». Католическая энциклопедия
    .
    12
    . Нью-Йорк: компания Роберта Эпплтона. Получено 6 сентября 2017.
  5. Джойс, Джордж (1911). «Папа». Католическая энциклопедия
    .
    12
    . Нью-Йорк: компания Роберта Эпплтона. Получено 6 сентября 2017.

Кто будет встречать верующих у ворот Рая?

Кто будет встречать верующих у ворот Рая?

Ответ:

У ворот как Рая, так и Ада находится множество ангелов. В Коране в отношении этих ангелов используется термин Хазин, что значит стражи. Поэтому данное слово следует рассматривать не только как имя этих ангелов, но и как должность, которую они занимают.

В следующих аятах это подробно разъясняется:

«Тех, которые не уверовали, толпами погонят в Геенну. Когда они подойдут в ней, ее врата будут распахнуты, и ее стражи скажут им: «Разве не приходили к вам посланники из вас самих, которые читали вам аяты вашего Господа и предупреждали вас о встрече с этим днем вашим?» Они скажут: «Конечно!» Но сбылось относительно неверующих Слово о мучениях. Будет сказано: «Войдите во врата Геенны и пребудьте там вечно!» Как же скверна обитель возгордившихся! А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай. Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!»» (аз-Зумар 39/71-73).

В одном из риваятов сообщается о том, что Хазин – это имя ангела, стоящего у ворот Рая. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«В судный день я подойду к вратам Рая и открою их. Хазин спросит меня: «Ты кто?». Я ему отвечу: «Я – Мухаммад». Тогда Хазин скажет: «Мне было приказано не открывать этих врат никому, кроме тебя» (Муслим, Иман, 85).

В другом хадисе говорится:

«Ночью я увидел двух мужчин, которые явились ко мне и сказали: «Тот, кто разжигает Ад, – это Малик – его Хранитель. Я – Джибриль, а это – Микаиль» (Бухари, 3236).

Имя этого ангела также упоминается и в следующем аяте Корана:

Кто охраняет рай?

Загадочные явления — это не только источник Земзем, дарующий краткое ясновидение. Например, зимой в Лалеше теплее, чем в соседней деревне, а летом — холоднее. Особый климат сохраняется только тут. Как считает учитель Лукман из соседнего города Шайхан, это благодаря особому устройству башен. «Пять колонн — словно пять лучей солнца, соединённых между собой энергией. Тут зимой фрукты можно выращивать».

Осмотрев Лалеш и приняв во внимание его координаты, можно прийти к интересным выводам. Согласно точке зрения большинства богословов, Эдем (библейский рай, где жили первые люди — Адам и Ева) располагался в Ираке. «Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки… Имя третьей реки — Тигр… Четвёртая река — Евфрат». После того как Адама и Еву выгнали из Эдема, райские сады не были стёрты с лица земли. Рай запечатали, на входе поставили охрану — херувима с пламенным мечом.

— Могут ли езиды быть тайным обществом сторожей входа в рай? — задаётся вопросом Джеймс Маккорнби, профессор-историк, занимающийся раскопками в Александрии. — Хм, кто знает. Смотрите — религия езидов запрещает её распространение. Езиды делятся на три касты: шейхи, которые руководят богослужениями, пиры — служители храма и мриды — то есть миряне. Девушкам из касты шейхов, например, нельзя выходить замуж за мридов. Налицо все признаки тайного общества. Символом Эдема мог служить и змий на воротах Лалеша — не тот ли самый, что привёл к грехопадению Адама и Евы?

Езиды считают иначе: согласно преданию, во время Всемирного потопа чёрная змея заткнула хвостом течь на Ноевом ковчеге и спасла земных тварей от гибели. Так или иначе, у нас есть две версии. По мнению курдов-езидов, Лалеш — место основания мира. По другим признакам, Эдем — бывшая земная резиденция Адама и Евы. Однако главный сюрприз — раскрытие личности ангела-павлина. Одни считают, что Мелек Тавус — тот самый херувим, оставленный стеречь вход в Эдем. Прочие — что это… Люцифер, низвергнутый с небес, но впоследствии прощённый Богом. Автор выражает искреннюю благодарность Амирхану Мори, а также Джемалу Мори — за помощь в подготовке и организации этого репортажа в Ираке.

Начальник ангелов

Мужчина в белых одеждах уверен: человечество зародилось именно здесь, в северном Ираке. Баве Чавиш, служитель храма из касты пиров, проводит меня через Лалеш — каменный комплекс с остроконечными башнями, символизирующими лучи солнца, и приглашает войти в ворота с изображением чёрной змеи. Верно, храм окружает буйство зелени посреди мёртвых гор, и это не последний загадочный момент. Выпить воды из подземного источника Земзем в Лалеше считается удачей, но в пещеру с источником не должны спускаться жених и невеста — иначе они не поженятся, а будут братом и сестрой. Испивший из Земзема увидит сон, где отразится его будущее. Доехать в Лалеш непросто — пятидесятиградусная жара раскаляет машину, солдаты на КПП с изумлением вертят в руках российский паспорт. Окружённый блокпостами (сюда уже пытались прорваться боевики «Аль-Каиды») Лалеш — единственный в мире храм курдов-езидов, последователей одного из самых таинственных и мистических учений.

■ В России живёт более 30 тыс. курдов-езидов, потомков беженцев из Турции. ■ Есть легенды и про другие тайные общества. Например, «Общество хранителей Грааля» (чаши, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа), а также «Крылатые воины», охраняющие детей ангелов, якобы живших на земле. ■ Отдельные богословы полагали, что рай находился в Индии — Тигр и Евфрат якобы названы ошибочно, а на самом деле из Эдема проистекали реки Инд и Ганг.

Удивительно, но даже сами езиды точно не знают, откуда взялась их религия. Их священные записи — «Книга откровений» и «Чёрная книга» — были уничтожены соседями-мусульманами. Остались лишь легенды, передающиеся из уст в уста. Между тем символы на стенах Лалеша — шестиконечную звезду, солнце в виде цветка и особенно развёрнутый хвост павлина — можно заметить и в катакомбах цитадели царя Навуходоносора в Киркуке, и на археологических раскопках тех участков Вавилона, что относятся к временам царства Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Что это может означать?

— Начальником всех семи ангелов и «управляющим миром» у езидов считается Мелек Тавус, в прямом переводе — «ангел-павлин», которого Бог, скучая, сотворил из жемчужины, — рассказывает Мишель Бадахи, исследователь-историк из Киркука. — Малоизвестно, но павлин — один из первых символов христианства, когда оно было под запретом. Хвост — это нимб, круги на перьях — зрение Божье, павлиньи перья были на крыльях херувимов. Часто встречаются изображения грота в Вифлееме, где родился Иису­с: два павлина пьют из одной чаши. Я вовсе не считаю Лалеш местом основания мира, но там всегда происходили явления, которые наука объяснить не в состоянии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]