История храма
В 1551 году перед решающим штурмом Казани Иоанн IV Грозный распорядился построить крепость в Свияжске. Помимо деревянного форта и казарм для солдат, в новом поселении возвели первый приходской храм. По преданию, место для него выбирал сам русский государь. Когда небольшая деревянная церковь была закончена, ее посвятили равноапостольным царям Константину и Елене.
Вид церкви святых Константина и Елены со стороны Московской улицы
Известно, что первым священником храма стал отец Герман, который создал свияжскую Богородице-Успенскую мужскую обитель
. В 1564 году первосвященник города принял титул архиепископа и перебрался в Казань.
Самая ранняя запись о свияжской церкви датируется 1568 годом. Спустя 17 лет после основания она была упомянута среди девяти приходских храмов Свияжска в писцовой книге. В древнем документе сохранилась запись, что церковь стояла «на площади, напротив больших Рождественских ворот».
Вид церкви святых Константина и Елены со стороны Болотной улицы
В середине XVI века все городские постройки делали из дерева. Со временем церковь обветшала и ее решили заменить на каменную. Предполагают, что новый храм был построен в конце XVII или в начале XVIII века. Тогда колокольня стояла отдельно от здания.
Храм имел три престола. Главный был посвящен Константину и Елене, южный – христианскому богослову и проповеднику Андрею Критскому, а северный – епископу Ростовскому и Суздальскому Леонтию. В притче числились три священника, просвирня, пономарь и церковный сторож. Все они получали денежное и хлебное жалование из казны, поэтому церковь была «ружной».
Вид церкви святых Константина и Елены с Волги
Она находилась на границе города. С запада от храма возвышались свияжские укрепления, а внизу располагался посад, где стояли мастерские ремесленников и дома мещан. В начале XVIII столетия постройка приобрела современный вид – колокольню и основной объем соединила приземистая трапезная, а в 1855 году храм был приписан к главному городскому собору.
В конце XIX – начале XX столетия свияжская церковь процветала. На деньги епархии и благотворителей были построены два придела и часовня с южной стороны. Известно, что большие суммы на нужды храма пожертвовала местная купчиха Н.И. Саврасова. В церкви было освящено два престола – в честь Георгия Победоносца, почитаемой верующими иконы Владимирской Богоматери и Константина и Елены.
Вид на вход и колокольню церкви святых Константина и Елены
С приходом советской власти ситуация изменилась. Во всех частях государства, в том числе и в Казани, религиозные организации стали активно притеснять. Несмотря на проводимую в стране политику атеизма, свияжскую церковь долго не трогали. Потом был утрачен северный придел, а в 1929 году – разрушена маленькая часовня.
Храмы и монастыри епархии исчезали один за другим. Многие здания были взорваны и разобраны на строительные материалы, а на богослужения в старинной церкви беспрепятственно приходили люди. Так продолжалось до 1939 года, когда настоятель иерей Анатолий Романовский отслужил последний молебен. После этого свияжский храм закрылся.
Общий вид на церковь святых Константина и Елены
Поначалу добротное каменное здание переделали под кузницу, а потом – под склад. В 1980-е и в начале 1990-х годов бывший храм считался филиалом Государственного музея Татарской АССР, поэтому внутри размещались музейные экспозиции, и проводились выставки.
Наконец, по просьбе христианской общины Свияжска здание вернули Церкви. После долгого перерыва, в начале июня 1993 года было проведено первое богослужение.
Прихожане, волонтеры и строители начали масштабную реставрацию. В 1994 году, при расчистке территории с севера от церкви было найдено два захоронения со множеством останков людей. Безвинно погибших перезахоронили в общую могилу, и над ней был поставлен большой поклонный крест.
Колокольня
Кампанила была возведена в XII-XIII вв. со стороны южного фасада Кафедрального собора Вероны. Строение достигает 75 м в высоту и является вторым «небоскребом» в городе после башни Ламберти, возвышающейся на 83 м. Толщина кладки составляет 3,1 м, размер сторон в плане – 10-11 м. Первоначальный проект, разработанный Микеле Санмикели, впоследствии был изменен его племянником Бернардино Бруньоли. Верхнюю часть, где находится 10 настроенных колоколов, соорудили в начале ХХ в. по проекту Этторе Фаджуоли. Колокольные мелодии в технике «campane alla veronese» воспроизводит вручную команда из двадцати человек.
Путешественникам нравится:
Архитектурные особенности
Старинную церковь по праву считают одной из достопримечательностей Республики Татарстан. После того, как в 1930-е годы был разрушен высокий Рождественский собор, она стала композиционным центром восточной части острова. Белоснежные стены и блестящие купола притягивают взоры! Особенно роскошный вид на храм открывается всем, кто добирается до Свияжска водным путем.
Поклонный крест на месте захоронения
Кирпичное здание возведено в лучших традициях русского храмового зодчества конца XVII – начала XVIII веков. Трехчастная бесстолпная постройка-«корабль» состоит из храмовой части, трапезной и колокольни, которые вытянуты в одну линию – с востока на запад.
Лаконичный четверик церкви имеет коробовые и лотковые своды. Поверх него возвышается глухой барабан с аккуратной луковичной главкой. С востока к зданию примыкает трехлопастная апсида. Так как храм стоит на склоне, абсида находится ниже основного объема.
Низкая одноэтажная трапезная имеет коробовые своды и двухскатную кровлю. С запада от нее стоит красивая трехъярусная колокольня. Два нижних яруса имеют вид четвериков. Выше располагается восьмерик звонницы с арочными проемами, а венчают постройку невысокий сферический купол и глухой барабан с золоченой луковичной главкой.
В декоративном убранстве церкви прослеживаются традиции древнерусского каменного зодчества и элементы барокко. Полуколонки и фронтоны на наличниках окон стилизованы под петушиные гребешки, а карниз украшают кронштейны в виде ступенек.
Вид на крестильню
С севера от храма находится маленькая крестильня, которая появилась в 2010-2012 годах. С юга видна изящная часовня, построенная по проекту архитектора Е.В. Игнатьева на деньги благотворительного фонда «Возрождение». Часовня выполнена в стилистике храма, поэтому они идеально дополняют друг друга. Небольшая территория обнесена невысокой оградой на каменных столбах.
Архитектура главного собора Вероны
Массивный входной портал кафедрального собора, считающийся последним известным произведением Никколò (около 1139 г.), украшен фигурами святых и паладинов Роланда и Оливьера. На люнете представлены рельефные полихромные изображения Девы Марии, восседающей на троне с младенцем на руках, и сцены «Возвещение пастухам» и «Поклонение волхвов». Под ними можно увидеть медальоны с аллегориями Добродетелей – Веры, Надежды, Любви. На втором уровне – часы, выше – окно-розетка.
Один из гриффонов © Patrice78500 / Wikimedia Commons
На крыльце главного входа в Дуомо покоятся два грифона, поддерживающие витые колонны. Рядом установлена современная бронзовая скульптура Ангела, приглашающего войти в собор и нередко исполняющего роль фона для туристических селфи. Более скромный боковой портал собора Вероны со стороны Виа Пьетà Веккья появился позже.
Интерьеры и святыни
Внутри церковь очень уютная, и в ней сразу ощущаешь себя, как дома. В восточной части установлен трехъярусный иконостас. Большинство икон – новые. Некоторые были написаны отцом Сергией (Коробцевым), который возглавляет местную общину с 1995 года.
Самой древней считается икона «Господь Саваоф», которую искусствоведы датируют XVIII веком. В церкви есть несколько икон XIX столетия. Верующие приходят сюда, чтобы помолиться перед православными святынями – Свияжской иконой Богоматери, образом почитаемого в России Сергия Радонежского и иконой с частицей мощей святителя Германа Казанского.
Баптистерий Сан Джованни ин Фонте
Нередко культовое сооружение называют церковью Сан Джованни ин Фонте. Более раннее здание было разрушено при землетрясении 1117 года и перестроено в романском стиле в 1123 году. Баптистерий имеет остроконечный фасад, простой входной портал и стрельчатые окна. Внутреннее пространство разделено на три нефа рядами колонн с капителями и опирающимися на них арками. Нефы завершаются апсидами со сферическими полукуполами. На стенах можно увидеть немногочисленные фрагменты древних фресок, в частности – в правой апсиде представлен образ Мадонны делла Мизерикордия.
Купель с барельефами © chieseverona.it
В центре главного нефа установлена монументальная крестильная купель, выполненная в конце XII ст. веронским архитектором и скульптором Бриолото де Бальнео. Она имеет 8 граней, украшенных слепыми висячими арками, витыми колоннами и барельефами с библейскими сюжетами. Первым делом перед входящими в Баптистерий предстает сцена Крещения Христа. Затем – против часовой стрелки можно увидеть:
- Благовещение;
- Рождество Христово;
- Возвещение пастухам;
- Поклонение волхвов;
- Ирод с солдатами;
- Избиение младенцев;
- Бегство в Египет.
Полезная информация для паломников и туристов
В наши дни старинная церковь действующая. Здесь исповедуют, венчают, крестят и провожают в последний путь. Дети из Свияжска посещают воскресную школу. Местные жители называют любимый приходской храм Цареконстантиновским или Константиноеленинским.
Интерьер церкви святых Константина и Елены
Двери церкви открыты для всех желающих с утра до вечера. Богослужения проходят по воскресным и праздничным дням в 8:00 и 16:30, а в зимнее время – в 9:00 и 15:00. Престольный праздник в храме отмечают 11 июля.
Рекомендации
- «Информационная система Национального реестра». Национальный реестр исторических мест
. Служба национальных парков. 15 марта 2006 г. - «Собор Святой Елены». Посетите Хелену Монтана
. Получено 25 октября, 2016. - Джексон, Николас (ред.). «Собор Святой Елены». Атлас-обскура
. Получено 22 сентября, 2016. - ^ аб
Реган 2012, п. 177. - Талвани, Санджай (25 ноября 2015 г.). «История разделяет пространство с библейскими образами в витражах собора Елены». Монтана Стандарт
. Получено 25 октября, 2016. - ^ абc
Спенсер 2002, п. 102.
Как добраться
Достопримечательность Свияжска находится на северо-восточной оконечности острова. Храм стоит в 150 м от берега, на перекрестке улиц Константиновская, Успенская, Московская и Болотная. Если вы добираетесь на автомобиле, из Казани нужно выезжать по трассе М-7 в сторону российской столицы. На развязке, после автомобильного моста над рекой Свиягой поверните направо по указателю «Свияжск», и через 11,5 км вы будете на месте.
Иконостас церкви святых Константина и Елены
Остров имеет статус музея-заповедника. Посторонние авто туда не пускают, поэтому нужно запарковаться на охраняемой стоянке перед въездом в Свияжск. Идите пешком по улице Успенская, и через 1 км она выведет вас к храму.
Летом, в сезон навигации из Казани до острова удобно доплыть на теплоходе. Дорога по воде занимает два часа. Церковь расположена в шаговой доступности от речного вокзала Свияжска.
Рейтинг достопримечательности:
Рейтинг 4.00 [1 Голос]
← СВИЯЖСК | РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН | РОССИЯ → |
Канонический музей
Коллекции расположены в здании Капитулярной библиотеки, вход осуществляется с Пьяцца Дуомо. Музей разделен на несколько залов с экспозициями, представляющими различные исторические периоды, и частично сохранившимися фресками. Значительная часть работ посвящена веронскому искусству. Первые свидетельства пожертвований и создания коллекции относятся к XVII ст. В частности, в 1673 году по завещанию Stefano Trentossi для украшения соборной ризницы были переданы 62 картины из его частного собрания.
Среди музейных экспонатов – археологические находки из ранее существовавших римских зданий и раннехристианских базилик, а также священная мебель и церковные предметы, ценные скульптуры и картины, датируемые XII-XIX веками, земные и небесные глобусы, романские аллегории. Наиболее известные имена – Антонио Бадиле (1518-60), Франческо Бенальо (1430-92), Микеле да Верона (1470-1535/1544), Либерале да Верона (1445-1529), Джованни Карото (1488-1566), Никколо Джольфино (1476-1555), Якопо да Монтаньяна (1440/1443-99), Франческо Мороне (1471-1529), Паоло Фаринати (1524-1606), Клаудио Ридольфи (1570-1644), Джузеппе Чиньяроли (1726-96), Агостино Уголини (1758-1824), Алессандро Лонги (1733-1813), фра Гальгарио (1655-1743).
К музею примыкает внутренний дворик канонического монастыря.
Внутренний дворик монастыря © Wolfgang Sauber / Wikimedia Commons
Стоимость посещения
Гостей города просят внести символическую плату за вход. В цену входит аудиогид, доступный на 6 языках или информационный лист. Дети до 11 лет, семьи в составе 2 взрослых и до 3 детей возрастом до 18 лет, а также обладатели Verona Card имеют право бесплатного доступа.
Одиночные билеты
- Соборный комплекс — 3 евро;
- Канонический музей — 5 евро.
Комплексный билет
Включает посещение сразу 4 веронских базилик — Кафедрального собора, Сан Дзено, Санта Анастасия и Сан Фермо.
- Полный — 6 евро;
- Льготный для лиц старше 65 лет и студентов – 5 евро.
Портик Санта Мария Матриколаре
Предполагается, что портик был построен между VIII и IX в. для связи между разными зданиями религиозного комплекса. На нижнем этаже колонны соединяются арками с поперечными сводами, на верхнем уровне находится ризница.
© Zairon / Wikimedia Commons