Патриарх Кирилл — это, пожалуй, второе по популярности лицо в стране после президента Владимира Путина. Он является главой Русской православной церкви и является примером для подражания для всех верующих христиан. Именно поэтому к его жизни приковано всеобщее внимание. В новостях и газетах постоянно говорят и пишут о патриархе. И больше всего всех интересует, сколько он зарабатывает и каким имуществом владеет. Журналисты провели собственное расследование и выяснили, насколько он богат и каким состоянием владеет по состоянию на 2022 год.
Несколько слов о патриархе Кирилле
Его имя в миру — Владимир Михайлович Гундяев. Он появился на свет 20 ноября 1946 года в Ленинграде. На текущий момент глава РПЦ живет в Москве. У него есть старший брат Николай и младшая сестра Елена. Известно, что Владимир увлекается спортом и является автором большого количества религиозных книг.
В церковь Владимир пришел благодаря своему отцу, который был настоятелем храма Смоленской иконы Божьей Матери. После окончания школы он пошел учиться в духовную семинарию, а затем в академию. В 1969 году парень получил диплом и принял постриг в монахи, получив имя Кирилл.
Его карьера складывалась успешно и стремительно. После окончания академии он вошел в состав Московского патриархата, представляя интересы РПЦ в Женеве. А когда произошел распад СССР, его репутация взлетела буквально до небес.
В должность патриарха Гундяев вступил 1 февраля 2009 года. За это время он многое сделал для Русской православной церкви, отстаивая ее интересы не только в Российской Федерации, но и за ее пределами. В прошлом году ему исполнилось 74 года. Он хорошо себя чувствует и находится в добром здравии, продолжая выполнять свои обязанности.
Вносим в грунт древесную золу: как подготовить теплицу к дачному сезону
Вредно для здоровья: почему нельзя готовить на горячей воде из-под крана
Йоркширский терьер и лабрадор в зоне риска: какие собаки подвержены ожирению
Самые влиятельные в РПЦ Илья Жегулев — о главных действующих лицах Русской православной церкви
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Нам нужна ваша помощь. Пожалуйста, поддержите «Медузу».
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС / Scanpix
Внимание! Впервые этот текст вышел в ноябре 2015 года. Двое священников РПЦ, о которых идет речь в материале, умерли в 2020-м — это протоиерей Всеволод Чаплин и протоиерей Дмитрий Смирнов.
Взойдя на престол почти семь лет назад, патриарх Кирилл заметно изменил Русскую православную церковь: при нем она стала религиозной ветвью власти. Кирилл провел в РПЦ административную реформу, которая отчетливо напоминает преобразования Владимира Путина в политической системе РФ. Кирилл избавился от наиболее влиятельных людей эпохи Алексия II, зато количество лояльных архиереев увеличил на треть — теперь на Архиерейском соборе оппонировать патриарху и его приближенным фактически некому. Как и у Путина, у Кирилла есть ближний круг, на который он опирается, есть люди, занимающиеся финансовым менеджментом, есть и оппозиционеры, переживающие не лучшие времена. Специальный корреспондент «Медузы» Илья Жегулев рассказывает о главных действующих лицах Русской православной церкви.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Анатолий Судаков)
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий — второй по влиянию человек в РПЦ. В 2014 году он стал правящим архиереем Санкт-Петербургской епархии и главой Санкт-Петербургской митрополии. Эти посты он совмещает с должностью управляющего делами Московской патриархии. Как и многие российские чиновники, Варсонофий живет на два города — в Москве и Петербурге.
Анатолий Судаков занялся церковной деятельностью сразу после службы в армии (1973–1975 годы), которую он прошел в ГДР в танковых войсках. До назначения в Петербург руководил епархией в Мордовии. В этом регионе он запомнился тем, что красиво и душевно поздравил местное управление Федеральной службы исполнения наказаний с 80-летием. Выглядело вызывающе: в мордовских лагерях во времена СССР сидели и священники.
Как бы то ни было, Мордовия теперь — главный поставщик церковных кадров для Петербурга. Местные церковники жалуются: в то время, как в Москве у власти питерский патриарх (Кирилл родился в Ленинграде), в Петербурге власть находится в руках у мордовских, которых оппоненты Варсонофия называют «мордорскими».
Варсонофию удалось снять с должности настоятеля одного из главных храмов города — Спасо-Преображенского собора. Об аппаратном влиянии митрополита можно судить по тому, что уволенный им настоятель, 75-летний Николай Гундяев, приходится старшим братом патриарху Кириллу. В 2014 году Варсонофий поставил вместо него своего человека: нынешний настоятель храма Николай Брындин тоже прежде служил в Мордовии. Помимо Гундяева Варсонофий сменил в Петербурге еще нескольких настоятелей храмов; каждая рокировка становилась событием для города — прежде тут настоятелей с такой скоростью не меняли.
Церемония инаугурации переизбранного губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко
Фото: Юрий Белинский / ТАСС / Scanpix
Варсонофий отлично ладит с чиновниками. С руководством города ему вообще повезло. Губернатор Георгий Полтавченко глубоко верующий человек и главный попечитель общественной православной организации «Русское афонское общество». В этом обществе состоят еще несколько соратников губернатора. В январе 2014-го петербургские ГУПы, отвечающие за зимнюю уборку города, пожертвовали около 17 миллионов рублей в фонд восстановления афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Из них девять миллионов перечислил ГУДП «Центр» — самое крупное коммунальное предприятие города, показывающее многомиллионные убытки.
Церковь в лице Варсонофия попыталась получить контроль над Исаакиевским собором, но в итоге он все же сохранил статус музея. Впрочем, многие представители питерской интеллигенции были бы не против отъезда Варсонофия в Москву. «Этот город пережил блокаду и, думаю, переживет вас!» — с такими словами в ходе пасхального приема к митрополиту Варсонофию обратился директор музея-памятника «Исаакиевский собор», бывший глава комитета по культуре Петербурга Николай Буров.
Митрополит Иларион (Алфеев)
Митрополит Иларион — один из приближенных патриарха Кирилла. Он — председатель отдела Внешних церковных связей Московского патриархата; эту должность занимал сам патриарх до того, как взойти на престол. Однако Кирилл на этом посту был влиятельным и самостоятельным игроком, тогда как Иларион — тихий дипломат. «Отношения между церковью и государством сейчас выстраиваются вполне конструктивно, — говорил он, к примеру, в эфире программы „Познер“. — Они основаны на двух принципах: невмешательство Церкви и государства во внутренние дела друг друга и соработничество Церкви и государства там, где это кажется полезным обеим сторонам».
Алфеев хотел стать музыкантом и композитором. Окончив Гнесинку по классу скрипки и композиции, будущий митрополит в 1984 году поступил в консерваторию на отделение композиции. Но в том же году был призван в армию; отслужил, постригся в монахи. Музыку не оставил, и является, пожалуй, одним из самых известных церковных композиторов. Наиболее часто исполняемое его произведение — «Страсти по Матфею» — звучало в городах Европы, Австралии, Канады и США.
5-й Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. Дирижер — митрополит Иларион (Алфеев)
Фото: Коробейников Дмитрий / PhotoXPress
На юного иеромонаха из московской интеллигенции митрополит Кирилл обратил внимание еще в 1989 году, когда Алфеев учился в Московской духовной академии. Он отправился на стажировку в Оксфорд, где познакомился с митрополитом Антонием Сурожским — одним из самых влиятельных деятелей РПЦ за рубежом, которого некоторое время даже считали возможным преемником Алексия II. Антонию молодой человек так понравился, что он попросил РПЦ назначить его своим помощником.
В начале 2000-х Илариону дали сан епископа, его вновь отправили в Великобританию. Но поездка не задалась: Иларион пытался жестко проводить политику московского патриархата — это касалось и кадровых назначений, и теологических вопросов. Британские церковники буквально восстали против него. Еще недавно благоволивший Илариону митрополит Антоний уже прямым текстом требовал, чтоб тот «соответствовал тем идеалам, которые вырабатывались здесь до него в течение 53 лет». В середине 2002 года Илариона отозвали в Москву. Внешняя политика РПЦ в целом после этого случая стала гораздо мягче.
Консервативное крыло РПЦ считает Илариона, скорее, реформатором; несмотря на это, он критикует Европу в соответствии с общей линией Церкви. В частности, недавно он заявил, что к духовному кризису в Европе привела «так называемая сексуальная революция», из-за которой сегодня «все чаще семья рассматривается как союз двух лиц вне зависимости от их пола, при этом собственный пол человек может теперь выбирать по личному вкусу».
25 ноября, на следующий день после инцидента с Су-24, Иларион отменил поездку в Стамбул, где должна была пройти презентация турецкого перевода книги Алексия II «Свобода и ответственность». О причинах отмены поездки официально не сообщалось.
Наместник Сретенского мужского монастыря Тихон (Георгий Шевкунов)
Пожалуй, единственный в иерархии первых лиц РПЦ, чье влияние растет не по воле Кирилла, а даже, может быть, вопреки ей — по желанию президента России. Наместника Сретенского мужского монастыря в центре Москвы уже многие годы называют личным духовником Владимира Путина, и тот еще ни разу это не опроверг. У него свои отношения с представителями государственной власти — в обход патриарха, и сам Кирилл не рискует с ним конфликтовать.
Шевкунов — главный редактор самого посещаемого православного медиа «Православие.ru», он написал самую популярную из современных православных книг — «Несвятые святые», разошедшуюся тиражом в два миллиона экземпляров. Содержит крестьянско-фермерское хозяйство, возглавляет прекрасно оснащенную Сретенскую духовную семинарию. Строит огромный собор Новомучеников на Лубянке. Градозащитники и архитектурные критики указывали, что здание общей площадью более десяти тысяч квадратных метров и высотой 55 метров будет «под стать кафедральному храму столичного размаха», тогда как его планируется построить в «сравнительно небольшом городском монастыре». Таким образом, новый собор Сретенского монастыря окажется выше Успенского собора в Московском Кремле, некогда главного храма Московской Руси — тот всего 45 метров в высоту.
Архимандрит Тихон (Шевкунов) на презентации книги «Несвятые святые» в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки на ВВЦ
Фото: Максим Шеметов / ТАСС / Scanpix
Шевкунов умеет зарабатывать. Хор Сретенского монастыря успешно гастролирует и регулярно дает концерты на крупнейших концертных площадках Москвы. Кроме того, у Тихона одно из самых крупных православных издательств и сеть книжных магазинов.
Шевкунов давно уже вышел за рамки церковной деятельности; он был инициатором резонансных и совершенно светских мероприятий. Например, организованные при его участии исторические интерактивные выставки в московском Манеже популярно рассказывают об истории России. Особенно примечательна последняя — «Моя история. XX век». Она посвящена событиям 1930-1940 годов и неоднократно упоминает о том хорошем, что было сделано при Сталине. Критики назвали выставку «апологией православного сталинизма».
Другим заметным событием, к которому причастен Шевкунов, стал выпуск фильма «Гибель Империи. Византийский урок» в 2008 году. Он был представлен как документальный и исторический, приуроченный к годовщине падения Константинополя. Правда, многие решили, что Византию использовали как декорацию для донесения идей, явно отсылающих к современности. Вот цитата: «Огромной проблемой Византийского государства в период упадка стала частая смена направлений политики. То, что называется отсутствием стабильности и преемственности государственной власти. Со сменой императора нередко кардинально менялось направление жизни империи. Это крайне ослабляло всю страну и жестоко выматывало народ. Политическая стабильность — одно из главных условий сильного государства». Разумеется, фильм вышел в прайм-тайм и вызвал широкую дискуссию.
В октябре 2015-го Тихон пошел на повышение — распоряжением патриарха он назначен управляющим западным викариатством Москвы. Но главное — он стал епископом. Слухи о том, что его ждет этот сан, ходили лет десять. С повышением же появились новые слухи: единственный сильный и независимый человек в окружении Кирилла, связанный с первыми лицами страны, считается самым реальным кандидатом в преемники патриарха.
Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин
Всеволод Чаплин, которого сейчас называют главным идеологом РПЦ, с молодых лет — с ранних 1990-х — работал под началом митрополита Кирилла, был даже его спичрайтером. Взойдя на престол, Кирилл сделал Чаплина председателем Синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию Церкви и общества. Это взаимодействие по сей день идет не гладко и нередко вызывает споры: по большому счету, практически вся критика РПЦ чаще всего была ответом на те или иные высказывания Чаплина.
Чаплин то позитивно оценивал Сталина, который, по его мнению, «восстановил место РПЦ в жизни России»; то разносил в пух и прах певицу Мадонну, которой «нужна психологическая помощь». Чаплин предлагал запретить роман Владимира Набокова «Лолита»; обвинял женщин в том, что они сами провоцируют мужчин на изнасилования — манерой одеваться; он даже размышлял о необходимости специального российского дресс-кода.
Чаплин отчаянно отстаивает право церквей на дорогое убранство, а священников — на дорогие машины. «Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно. Почему вдруг нас стали настойчиво убеждать, что мы должны этого стыдиться и рвать на себе по этому поводу волосы?» — говорит он. Благодаря нему церковь стала восприниматься как довольно агрессивная структура, активно вмешивающаяся в светскую жизнь.
Чаплин написал и опубликовал под псевдонимом Арон Шемайер антиутопию про человека среднего рода по имени Машо, о чем сам с гордостью рассказал журналистам. В книге речь шла о России, распавшейся на части под воздействием порочного влияния Запада.
Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин
Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости / Scanpix
Как и у Тихона, у Чаплина с властью — собственные верноподданнические отношения. И он не отказывает себе в возможности лишний раз высказаться о том или ином решении чиновников — конечно, в позитивном ключе. Например, о рокировке Путина и Медведева Чаплин сказал следующее: «Когда еще в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике».
Летом 2015 года на «Эхе Москвы» Чаплин заявил, что общество, живущее в мире, спокойствии и сытости — это общество, оставленное Богом, а страдания людям идут на пользу: «Мир в России, слава Богу, долгим не будет». Когда же ему сказали, что он только что поблагодарил Бога за то, что будет война, Чаплин ответил: «Если люди привыкли жить слишком спокойно, лучше, чтобы была». На это заявление отреагировал лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. «Читаю в газетах, что сама православная церковь в лице своего великого секретаря говорит, что России нужна война, — сказал он прямо на концерте. — Какая же сволочь! Слава Богу, что есть много священников из России, которые говорят: мы так не думаем».
Чаплин первым из высокопоставленных иерархов дал понять правым религиозным маргиналам, что их мнение имеет значение для Церкви и общества. Чаплин давно промоутирует известного борца за спасение России, главу Ассоциации православных экспертов Кирилла Фролова. В православных кругах говорят, что православный акционист Дмитрий Энтео — тоже креатура Чаплина. Судя по тому, что Чаплин продолжает скандально высказываться по всякому поводу (из свежего: он призвал реализовать в России «идеалы Святой Руси, халифата и СССР»), патриарх им доволен. Можно предположить, что Чаплин, занимая не самую высокую должность, озвучивает то, что патриарх не может себе позволить в силу статуса. Возможно, поэтому же Чаплина до сих пор не сделали епископом.
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда
Нынешний глава «министерства пропаганды» Русской православной церкви — председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда — выходец из МГИМО. Легойда стажировался в США и стал там верующим, после знакомства с работами американского иеромонаха Серафима (Роуза) и его последователями. Вернувшись в Россию, Легойда придумал журнал «Фома», который потом вырос чуть ли не в главное издание о православии в стране. Тогда же он и познакомился с Кириллом. Будущему патриарху очень нравились обложки журнала со звездами, которые рассказывали, как им стало лучше — после того, как они вступили на православный путь.
Став патриархом, Кирилл реформировал пресс-службу, создав вместо нее настоящее министерство информационной политики РПЦ — Синодальный информационный отдел. Его руководителем и был назначен Легойда, оказавшийся первым светским человеком в руководстве Русской православной церкви. Легойда сразу сумел доказать, что умеет находить спонсоров на информационные проекты. Кроме того, он выстроил отношения с православной медиасредой — российские православные медиа постепенно становились частью стройной структуры Синодального информационного отдела. Каждый руководитель православного медиа ищет дружбы с Легойдой. Для них он — как чиновник Администрации президента для российских прогосударственных СМИ. Рисковать, игнорируя партнерские отношения с Легойдой, мало кто решается. Легойда подчеркивает свою близость к радио «Вера», телеканалам «Спас» и «Царьград», а также раз в два года проводит фестиваль православных журналистов.
Председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда и руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Александр Волков
Фото: Николай Галкин / ТАСС / Scanpix
Глава пресс-службы патриарха и его личный пресс-секретарь Александр Волков
Самый молодой из всех приближенных патриарха и, несмотря на должность, самый закрытый. С тринадцати лет он прислуживал алтарником в Храме святой мученицы Татианы при МГУ. Туда же, на филфак МГУ, и пошел учиться, параллельно служа в той же церкви. Еще не окончив факультет, устроился внештатным сотрудником Учебного комитета РПЦ, а диплом писал на тему «Трактат патриарха Фотия „О Святом Духе“. Перевод и филологический комментарий».
После университета Волков пошел в армию, что для 2004 года нельзя назвать типичной историей. Проходил службу в Морских космических войсках. Часть в Калининграде, в которой служил будущий диакон, занималась секретными космическими измерениями и называлась «Отдельный плавучий измерительный комплекс».
После армии Волкова зачислили в штат Татианинского Храма и дали сан диакона. Через год он ушел работать в пресс-службу Московской патриархии, куда его позвал Владимир Вигилянский, возглавлявший ее семь лет. При патриархе Кирилле пресс-служба патриархии была переименована в пресс-службу патриарха, а информационным сопровождением всей деятельности РПЦ начал заниматься Синодальный информационный отдел Владимира Легойды. Пресс-служба патриарха довольно быстро попала в громкий скандал: затерла на фотографии дорогие часы патриарха. После этого Вигилянский был отправлен в отставку, а руководить пресс-службой стал 30-летний Волков.
Год назад Волков стал называться уже просто пресс-секретарем патриарха Кирилла: с тех пор все, что связано лично с главой РПЦ, всегда объясняет именно он. Волков сопровождает Кирилла во время всех поездок. Однажды ему пришлось буквально закрыть собой патриарха, когда того атаковали полуобнаженные активистки движения Femen. Волков, а не Легойда, как это бывало раньше, интерпретировал слова патриарха, которого обвинили в оправдании сталинского режима. Таким образом, Волков сейчас выполняет ту роль, которую при Владимире Путине играет Дмитрий Песков; и это у него получается довольно удачно.
Дмитрий Смирнов, протоиерей, настоятель Храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и еще семи храмов в Москве и области
Дмитрий Смирнов — пожалуй, один из самых скандальных церковных деятелей, но несмотря на все свои выходки, он ни разу не был осужден руководством Церкви.
Настоятелем Храма Митрофана Смирнов стал еще в 1991 году, в 1990-е прославился своими проповедями. Долгое время был одним из самых популярных московских духовников, и в итоге под его началом оказалось восемь храмов; когда-то его даже называли «настоятелем всея Москвы». От имени московского духовенства он говорил слово над гробом Алексия II. Сейчас Смирнов активно выступает на телевидении и радио, ведет блог и считается самым популярным консервативным священником.
Смирнов — главный традиционалист в вопросах семьи, материнства и детства. Он — пусть и в очень мягкой форме — осудил Владимира Путина за развод с женой Людмилой.
В его приходах, как он сам утверждает, «рождаемость как в Бангладеш». Смирнов один из главных и громких борцов против абортов, ЛГБТ, ювенальной юстиции. Его точка зрения не является точкой зрения РПЦ, однако не раз вызывала наиболее острые общественные дискуссии. Так, в октябре 2014 года Смирнов предложил запретить доступ к интернету и компьютерным играм лицам, не достигшим 21 года. Смирнов активно высказывался против советской власти, о. Как и Чаплин, он смело защищает право священников на богатство. «Священник должен довольствоваться пятикомнатной квартирой и комнатой для прислуги. Если священник имеет два самолета, а поездок у него, скажем, пять в год, то второй самолет — уже, конечно, излишество», — настаивает он.
С властью собственных отношений у Смирнова сейчас нет. Хотя несколько лет он руководил Синодальным отделом по взаимоотношениям с вооруженными силами и пенитенциарной системой. Все это время Смирнов активно внедрял институт полковых священников; причем указывал, что до революции им полагалось довольствие на уровне капитанов — и в современной армии это положение было бы неплохо закрепить. Радение за православие в армии ничуть не мешало ему просить отсрочки для выпускников духовных заведений. Их призыв в армию Смирнов сравнивал с «эпохой гонений на церковь».
Одновременно Смирнов высказывался и на светские политические темы, например, критиковал избирательную систему России, считая ее «чистой воды надувательством». По его мнению, для России предпочтительна «выборная монархия», а монарха должны выбирать выборщики.
Самое короткое интервью в мире
wwwsilverru
Среди его последних деяний — неожиданное и плохо мотивированное нападение на радиостанцию «Серебряный дождь». В июле 2015 года Смирнов и не менее сотни его сторонников ворвались на место празднования 20-летия «Серебряного Дождя» и побили там несколько человек. Сам протоиерей участвовал в драке с продюсером и ведущим Михаилом Козыревым. РПЦ и правоохранительные органы никак не отреагировали на этот инцидент.
Протодиакон Андрей Кураев
Андрей Кураев совершенно не встроен в вертикаль власти РПЦ, хотя когда-то он был самым популярным церковным деятелем, по упоминаемости стоявшим на уровне патриарха. На протяжении 1990-х Кураев был главным церковным миссионером. Он первым начал писать на современном языке о Церкви и о Боге. Кураев — эрудит и интеллектуал, способный к диспутам на любые темы. Его книги продавались миллионными тиражами, он ездил по всей стране с лекциями, выступал даже на рок-концертах группы «Алиса».
Во время так называемой «предвыборной кампании» зимой 2008–2009 годов Кураев был одним из самых ярых сторонников Кирилла; его считали одним из архитекторов его победы. После этого дьякона Кураева повысили до протодиакона, и даже ожидалось, что он станет епископом. Кураеву поручили писать учебник по Основам православной культуры, когда предмет только начали вводить в школах (и по сей день в большинстве школ учат по его учебнику).
Протодиакон Андрей Кураев в Москве. 9 июля 2014 года
Фото: Павел Смертин / ТАСС / Scanpix
Однако Кураев попал в опалу. Выражаясь языком светским, «потерял управляемость» — начал в свойственной ему провокативной и жесткой форме говорить о проблемах РПЦ; да еще и защищать тех, кого в Церкви очень не любят. Вот что, например, написал Кураев, прочитав письмо участницы группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой из мордовской колонии: «Письмо ведь не об особых страданиях автора, а о мучениях тысяч заключенных женщин. Человек кричит о боли и унижении… Что же касается моего отношения к автору письма, скажу так: сколь омерзительна мне жизнь Толоконниковой до ее ареста, столь достойным мне кажется ее поведение после».
Кураев быстро приобрел репутацию главного правозащитника в системе РПЦ. Он жестко реагировал на любую несправедливость, и это моментально становилось обсуждаемой новостью. Неудивительно, что и опала становилась все глубже.
Кураеву не смогли простить кампанию по обличению, выражаясь его языком, «голубого лобби» в Церкви. Благодаря Кураеву вся Россия узнала, что в Казанской духовной семинарии студенты жаловались на сексуальные домогательства со стороны одного из руководителей этого учебного заведения. Это разоблачение стоило протодиакону увольнения из Московской духовной академии и из МГУ.
Впрочем, эти события Кураева не остановили: он продолжает высказываться по максимально широкому кругу вопросов — от внешней политики до критики иерархов. Делает он это в своем «Живом журнале», благодаря чему напоминает деятелей российской несистемной оппозиции, у которой в качестве площадки для выступлений остался только интернет.
Официальный доход
Зарплата патриарха Кирилла составляет 480 000 рублей в год. Помимо этого он владеет квартирой в Москве, подаренной еще бывшим президентом Ельциным. Как рассказал священнослужитель в одном из своих интервью, батюшки в российских городах получают от 20 до 40 тысяч рублей в месяц. А вот в регионах и деревнях их оклад еще меньше.
И здесь возникает одна очень интересная ситуация, ведь, по неофициальной информации, состояние Владимира Гундяева составляет около 10 миллиардов долларов. Как при такой зарплате он смог сколотить настолько огромное состояние, которое есть далеко не у всех бизнесменов? Ведь большинство священников живет не то что бедно, а едва сводит концы с концами.
Ахилла
Просмотры: 9 363
Как известно, несколько лет назад патриарх Кирилл запустил процесс бесконечного, как уже кажется, дробления епархий — якобы для «сближения епископата с народом», на деле же — для увеличения поборов в казну патриархии.
Многие епархии уже раздробили на 3-4, а отдельные — на 5 и даже 6 частей, засыпав их архиерейчиками, епархиальными управленьицами, епотдельчиками и благочинными, которые благочинствуют над двумя-тремя подчиненными священниками. Близости к народу по-прежнему особо не видно, зато настоятели уже просто исстонались от регулярно возрастающей суммы взносов на епархию (вон, например, скандально известный юный епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий (Голинченко), не так давно заступивший на кафедру, уже поднял своим приходам епвзнос в два раза — и понятно, что сделал он это не по своему желанию, а по «братскому совету» сверху, от Красноярского митрополита, потому что, небось, взносы в патриархию с митрополий тоже выросли).
Так вот, это деление на мини-епархии порой доходит до абсурда, как можно увидеть хотя бы на примере малоизвестной Нарьян-Марской епархии Архангельской митрополии. Давайте познакомимся с этой епархией поближе.
Главная страница сайта «самой северной епархии России», как гласит подзаголовок, встречает гостей цитатой правящего архиерея, епископа Иакова (Тисленко):
«На моем рапорте Святейшему Патриарху о планах проекта „Русская Арктика“ рукой Первосвятителя Русской Церкви начертано: „Благодарю за труды. Согласен придать Патриарший статус программе „Русская Арктика“. Богу содействующу был бы готов посетить Нарьян-Мар для закладки кафедрального собора…“
Я верю: то, что благословлено Патриархом, исполнится, если, Богу содействующу, мы все будем соработниками в деле возрождения Русской Арктики, которую Святая Русь оставила нам как свое наследие — возрождающейся России».
Также на главной странице сайта сообщается, что епархия была создана в 2011 году и включает в себя «Ненецкий автономный округ, Мезенское благочиние (Мезенский район Архангельской области), Усть-Вашское благочиние (Лешуконский район Архангельской области), благочиние Арктических архипелагов: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа».
Сколько же священников окормляет столь большую территорию? Согласно разделу «Духовенство», в штате епархии 5 (пять) священников, из них 2 (двое) уже несколько лет в запрете, а еще один скончался более четырех лет назад, но продолжает «числиться»… Еще раз, по слогам: епархия, у которой есть архиерей и два — согласно официальной информации сайта, — служащих священника. И четыре благочиния…
Правда, в новостях сообщается, что в июне 2019 года архиерей рукоположил еще одного священника, но в разделе «Духовенство» информации о нем не появилось.
Подсчитать количество приходов епархии оказалось невозможным — такой информации просто нет. Только в разделе «Расписание богослужений» упоминается наличие кафедрального собора в Нарьян-Маре и храм в поселке Искателей.
Зато в разделе «Приходы» вместо списка приходов почему-то висят ссылки на две статьи, видимо, наиболее важные для православных епархии: «Официальное разъяснение ОВЦС о предстоящем Всеправославном Соборе» и протоиерей Андрей Новиков «Необходимые пояснения в связи с нападками протодиакона А. Кураева на Патриарха и Церковь».
Информации о составе епархиальных отделов или хотя бы их наличии на сайте нет.
Зато на сайте в разделе «Разное» выложена путаная подборка информации о каком-то «шамане Коле», в тексте часто упоминается питерский депутат православного разлива Виталий Милонов.
Последнее епархиальное собрание состоялось 14 июня 2022 года, на нем, помимо архиерея, присутствовали два священника и несколько мирян, преимущественно женщины пожилого возраста.
Епархиальное собрание
«Темой собрания стало предписанное Управлением делами Московского Патриархата рассмотрение проектов документов „О светской трудовой деятельности священнослужителей“ и „Положение о церковных наказаниях клириков“. Священнослужителям и епархиальному собранию правящий архиерей разъяснил актуальность и важность в жизни Русской Православной Церкви принятия упомянутых документов».
Собирать мирян, чтобы они выслушали абсолютно ненужную им информацию — ну, в принципе, тем же самым занимаются и клирики на всех епсобраниях — выслушивают зачитывание бумажек, которые они легко могут прочитать сами и дома, получив оные по электронной почте.
Открываем раздел «Новости».
31 декабря уже прошлого года выложен красивый календарь на 2020 год. Последняя реальная новость перед этим — от 9 сентября 2019 года, сообщающая, что Нарьян-Марский епископ служил вместе с прочими архиереями на Соловках.
Местный архиерей очень любит отсутствовать на своем рабочем месте, под предлогом участия в научных экспедициях. (Этим он занимался и раньше: «участвовал в миссионерских экспедициях в Антарктиду (2004, 2009), на Сахалин и Курилы (2007, 2009, 2010), на Северный Полюс (2009), по Северному морскому пути (2011)».)
Например, епархиальный сайт дает новость от 15 августа 2022 года под претенциозным названием «РАН и РПЦ первая научно-богословская арктическая экспедиция».
В материале сообщается, что в течение всего июля епископ Иаков участвовал «в экспедиции на научно-исследовательском судне „Академик Мстислав Келдыш“, проводимой Институтом океанологи им. Ширшова (РАН) в пределах самой северной епархии России: арктический архипелаг Новая Земля, акватория Карского моря».
Оказывается, «экспедиция фактически подтвердила плодотворное соработничество российской академической науки и Русской Православной Церкви, чему было посвящена встреча Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сарове 31 июля сего года».
В чем была научность экспедиции — в материале поясняется вполне понятно, а вот насчет «богословия» сказано так:
«Экспедиция стала фактически первым и весьма успешным опытом современного взаимодействия академической науки и богословия, что имеет не только перспективы дальнейшего соработничества, но и значение восстановления традиций, которые были прерваны по известным причинам принятия советским государством атеистической идеологии, практически упразднявшей всякое системное научно-богословское осмысление научных фактов и познаний, накопленных как советской, так и мировой наукой во всех областях естествознания. Актуальность объективного подхода в изучении мира обусловлена не идеологическими установками, какими бы они ни были, но самой сутью духовной природы человека и предназначением, целью бытия человечества».
В общем, вы поняли. Я вот, кстати, не особо…
Впрочем, далее было разъяснено богословско-практическое значение экспедиции: сначала был отслужен молебен перед отправлением судна, потом установлены несколько поклонных крестов на архипелагах, которые, разумеется, были освящены архиереем, он же отслужил несколько литургий на корабле, а потом даже написал статью для академического издания «Новая Земля».
Епископ Иаков на фоне освящаемого им креста
Вот такая любопытная епархия: практически без клира, с мертвым сайтом, но с епископом-путешественником.
Правда, непонятно одно: чем бы хуже на этом поприще справился какой-нибудь благочинный да или тот же Тисленко, но в качестве иеромонаха-миссионера? Зачем городить высокое начальство, называться важно «епархией» там, где для этого нет и еще много лет не будет никаких оснований? Или свет православия ярче сияет, если каждый провинциальный храм в глуши назвать «кафедральным», а в каждой деревне посадить по архиерею?..
Справка:
Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (Тисленко) — род. 1960.
Постриг — 1991, иеродиакон — 2001, иеромонах — 2008, епископ — 2012.
Образование:
МГУ (филолог), МДА, кандидат богословских наук, преподавал в МДС.
Автор нескольких книг и фильмов церковно-исторической тематики.
Фото: www.orthodox-arctica.ru
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:
Табачный бизнес
Очень странно, что священнослужитель занимается производством табачных изделий. Его Кирилл запустил еще в 1993 году и благодаря своей предприимчивости и поддержке Московского патриархата сумел хорошо его развить. Для этого даже была основана , позволившая ввозить табак из-за границы под видом гуманитарной помощи без уплаты налогов и получая от государства льготные квоты.
Сегодня патриарх Кирилл уже не занимается импортом и реализацией сигарет. Но на складах еще осталась продукция на общую сумму около 50 миллионов долларов.
Нефть
В свое время Владимир Гундяев входил в число сооснователей коммерческого банка «Пересвет» и некоторых других организаций. А с 1996 года он занимается экспортом российской нефти. И как ни странно, за это он также не платил налоги. По официальным данным, только за 1997 год этот бизнес позволил заработать ему около 2 миллиардов долларов. Занимается ли он им сейчас, неизвестно.
«Грустное и веселое яблоко»: творческие игры для развития детской эмпатии
Компонентный состав — в помощь: лайфхаки по проверке качества автогаза
Экономия пространства и не только: почему стоит полюбить советскую мебель
Состояние
Вот мы и подошли к интересующему всех вопросу. Состояние патриарха Кирилла росло очень быстро. В 2004 году на его банковском счете было 1,5 млрд долларов, в 2005 году ему принадлежало уже 5 млрд, а по состоянию на 2022 год он владеет несколькими десятками миллиардов. Но сам патриарх Кирилл никогда не считал себя богатым. В своих интервью он всегда утверждал, что деньги принадлежат не ему лично, а церкви. Это связано с тем, что основную часть дохода РПЦ получает от пожертвований прихожан, которые измеряются миллионами долларов в год. Помимо этого церковь ежегодно получает около 370 млн рублей из государственной казны в виде помощи на реставрацию храмов, закупку необходимой утвари и т. д. Поэтому точный размер состояния определить невозможно, но, по неофициальным данным, оно составляет около 10 миллиардов долларов.
Таинства христианской церкви
: Крещение; Миропомазание; Покаяние — исповедь; Причащение; Священство — таинство наделения священнослужителя божественной благодатью через епископское рукоположение — благословение Господне; Церковный Брак (венчание) — благословение церковью перед Богом, освящение супружеских уз; Соборование — елеосвящение.
ЕПИСКОП
Епископ (греч. ἐπίσκοπος — надзирающий, надсматривающий; от ἐπί — на, при + σκοπέω — смотрю) в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей (от греч. αρχι — главный, старший + ἱερεύς — священник). Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали христиан конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над диаконской и пресвитерской. С появлением различных епископских званий — поначалу почётных — (архиепископа, митрополита, патриарха) термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиерей (греч. αρχιερεύς). В грекоязычных Церквях общим термином обычно является ιεράρχης, то есть иерарх («священноначальник»). Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем по чину Мелхиседекову во веки» — греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα.» (Εβραίους 6:20)
Епископ в Новозаветное время
В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим 5 упоминаний слова греч. επίσκοπος: Деяния (Деян.20:28); Послание к Филиппийцам (Фил.1:1); Первое послание к Тимофею (1Тим.3:2); Послание к Титу (Тит.1:7); Первое послание Петра (1Пет.2:25). В Первом послании апостола Петра сам Иисус Христос именуется «Пастырем и Епископом душ Ваших» (1 Петр 2.25) — греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν».
Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви Канонические основания и роль епископа в Церкви
По учению как Православной, так и Католической Церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от Апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников. Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться несколькими епископами, — минимум двумя епископами (1-е Апостольское Правило), кроме особых случаев. Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов, и хиротесии низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии. Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — выданный епископом антиминс, возлежащий на престоле храма. Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно патриарху — предстоятелю поместной церкви. К половине VII века обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12 и 48 Правилах Трулльского собора («Пято-шестого»). Причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа.» В практике Русской Православной Церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать епископскую хиротонию только над лицами, принявшими постриг в малую схиму.
Епископ в православии Епископство в России
В III в. существовала Скифская епархия Вселенской церкви с центром в Добрудже, которой подчинялись скифы-христиане, жившие в том числе и на землях современной России. Именно с этой общины верующих, созданной апостолом Андреем, по церковному преданию начинается распространение православной веры в России.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в малом епископском облачении и в зелёной мантии
В 961 г. состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого Магдебургского архиепископа). Обычно епископы утверждались на служение решением церковных иерархов. Первым Киевским митрополитом, прибывшим в Киев для постоянного пребывания, был Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси. В 1147 г. на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского престола был возведен митрополит Климент Смолятич. Это вызвало раскол между киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля. В 1155 г. Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» Киевского митрополита Климента. Константинопольской патриархией на киевскую митрополичью кафедру был назначен новый Митрополит Киевский и всея Руси Константин I. За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 г. новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 г. сместили архиепископа Арсения. Избрание Рязанского епископа Ионы Митрополитом Киевский и всея Руси в 1448 г. ознаменовало фактическую автокефализацию Московской Церкви (северо-восточной части Русской Церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя. В 1162 г. Владимирский князь Андрей Боголюбский просил константинопольского патриарха Луку Хризоверга учредить митрополию во Владимире, однако получил отказ. С учреждением Московской патриархии в 1589 г. 4 епископские кафедры: (Новгородская, Ростовская, Казанская и Крутицкая) были преобразованы в митрополичьи. Но образования митрополичьих округов (митрополий — по примеру иных Восточных Церквей) в то время не произошло: все российские правящие епископы по своим административным и судебным правам остались равны. Митрополиты отличались от епископов и архиепископов только преимуществами чести. Фактически, с кон. XVIII в. вплоть до восстановления патриаршества в кон. 1917 г., в Российской империи были только 3 епархии, епископы которых обычно носили митрополичий сан: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская (с 1818 года). С 1852 г. титул Митрополита Литовского и Виленского назначен епископам Вильнюса (первый Митрополит Литовский и Виленский — высокопреосвященный Иосиф (Семашко)). В настоящее время Вильнюсские митрополиты носят титул Митрополит Виленский и Литовский. Касательно возрастного ценза для поставляемого в епископы, имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривает минимальный 35-летний возраст для ставленника — кандидата —, а в ис¬ключительных случаях — 25-летний. Но церковная история знает отступления от указанной нормы.
Синее облачение архиерея включает саккос, омофор и палицу Синее облачение архиерея включает саккос
Зелёное облачение архиерея включает саккос, омофор и палицу Красное облачение архиерея включает саккос, омофор и палицу
Белое облачение архиерея включает саккос, омофор и палицу
Архиереи в полном епископском облачении
На саккосе надета широкая лента – омофор. На головах – митры. На груди – крест и панагия (икона). Во время богослужения епископ собою символизирует Христа. Так, лента омофора (в переводе с греч. омофор – несу на плечах) символизирует заблудшую овцу, которую Добрый Пастырь несет на плече. Митра же символизирует царское достоинство епископа, по подобию Царства Христова.
Поверх облачения во внебогослужебное время епископ надевает мантию. На голове у него обычно монашеский клобук. У митрополита клобук белого цвета. У патриарха вместо клобука – патриарший куколь.
Головной убор епископа – митра
Священник заслуженный, на голове у него — митра
Митрой награждаются священнослужители за особые заслуги или по прошествии 30 лет священнослужения.
Епископ в Римско-Католической Церкви
Герб епископа Йохан Отто фон Гемминген — католический епископ
Епископ Регенсбурга Герхард Людвиг Мюллер
В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации). Совершенно особое место в епископате принадлежит епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями Первого Ватиканского собора. В соответствии с догматической конституцией Второго Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964 г.) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов. Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы».
Епископ в протестантизме
Епископы в протестантских конфессиях признаются только как временно назначаемые административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Согласно взглядам эпохи Реформации, служение — это не sacerdotium, жертвенное служение, но ministerium, обслуживающее служение, которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании, артикул 5, служение называется ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta, служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств, которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквах и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются так же председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на Конференциях, делать назначения и рукополагать в дьяконы и во пресвитеры, и вообще наблюдать за жизнью Церкви.
Митрополиты
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир после окончания богослужения. На голове у него – белый клобук с бриллиантовым крестом, на плечах омофор, в руках жезл. Цвет облачения – черный, потому что идет Великий пост.
Облачения приснопамятного митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) (умер в 1978 г.). Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В настоящее время в составе Русской Православной Церкви полноценные митрополичьи округа в том или ином виде существуют. В частности таковыми являются: — Латвийская православная церковь, — Православная Церковь Молдовы, — Эстонская Православная Церковь, — Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ), — Украинская Православная Церковь, — Японская Православная Церковь. В 2011 г. Священным Синодом было принято «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» (данные митрополии, являющиеся всего лишь объединением епархий на территории субъекта Российский Федерации и не обладающие автономией, следует отличать от митрополичьих округов).
Митрополит Киевский и всея Руси
— титул предстоятеля Русской Церкви в период её нахождения в составе Константинопольского Престола, то есть от времени Крещения Руси и основания митрополии в Киеве до 1686 года, когда Киевская митрополия в результате присоединения Украины к России была присоединена к Московскому патриархату.
Митрополиты Киевские: Михаил Киевский, Леон, Иоанн I, Феопемпт, Кирилл I, Иларион Киевский, Ефрем, Георгий, Иоанн II, Иоанн III, Николай, Никифор I, Никита, Михаил II, Климент Смолятич, Константин I, Феодор, Константин II, Иоанн IV, Михаил III, Никифор II, Матфей, Кирилл I (II), Иосиф, Кирилл III. Владимирский период: Максим, Пётр. Московский период: Феогност, Алексий, Михаил (Митяй), Киприан, Пимен, Дионисий, Фотий, Герасим, Исидор Киевский, Иона Митрополиты Московские: Феодосий, Филипп I, Геронтий, Зосима, Симон, Варлаам, Даниил, Иосаф, Макарий, Афанасий, Филипп II (Колычёв), Кирилл, Антоний, Дионисий, Иов. Патриархи Всея Руси: Святитель ИОВ, ИГНАТИЙ, Священномученик ГЕРМОГЕН, ФИЛАРЕТ, ИОАСАФ I, ИОСИФ, НИКОН, ИОАСАФ II, ПИТИРИМ, ИОАКИМ, АДРИАН, Митрополит Ярославский СТЕФАН, Священный синод, Святитель ТИХОН, СЕРГИЙ, АЛЕКСИЙ I, ПИМЕН, АЛЕКСИЙ II, КИРИЛЛ.
Облачение Святейшего Патриарха Алексия II (умер в 2008 г.). Головной убор патриарха – куколь. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Николай Угодник.
Copyright © 2015 Любовь безусловная