Автор: Татьяна Соболева
Дата публикации: 31.05.2018
«Здесь предел того, что херувимы закрывают крыльями». Так свт. Афанасий Великий говорит о непостижимой тайне Троического Божества. Однако Господь нашего ради спасения приоткрывает завесу. По учению св. отцов, Бог Троица помимо отношения к миру имеет бесконечную полноту внутренней жизни, Он есть беспредельная и всесовершенная Любовь.
Святая Троица. Роспись капеллы Богоматери в мон. ап. Иоанна Богослова. Патмос, Греция. Конец XII в.
Описание
Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада.
Иконография
В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трёх таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним.
В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трёх ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.
Именно рублевская икона, как считают в настоящий момент учёные, как нельзя лучше соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Св. Троице, Рублев отказывается от традиционных повествовательных деталей, которые обычно включались в изображения Гостеприимства Авраама. Нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы». В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов.
«Формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трёх ипостасей Св. Троицы, в иконе Рублева становится круг — именно он положен в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг — они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трёх фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца — прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии (силуэт, напоминающий чашу, образуют также фигуры левого и правого ангелов). Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов».
Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передаёт чашу центральному ангелу, который также благословляет её и принимает, наклоном головы выражая своё согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26:39).
Свойства каждой их трёх ипостасей раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого (В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской).
Единство трёх ипостасей Св. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви — «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Лицезрение Св. Троицы (то есть, благодать непосредственного Богообщения) — заветная цель монашеской аскезы, духовного восхождения византийских и русских подвижников. Учение о сообщаемости божественной энергии как о пути духовного восстановления и преображения человека позволило как нельзя лучше осознать и сформулировать эту цель. Таким образом, именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва.
Оклады
В 1575 году, как свидетельствуют записи Троице-Сергиевой лавры, икона была «обложена золотом» Иваном Грозным. В 1600 году она была заново украшена драгоценным окладом царем Борисом Годуновым. Прежний же золотой оклад Ивана Грозного был переложен с неё на специально написанную для этого копию. Новый оклад повторил композицию оклада Ивана Грозного.
В 1626 году царь Михаил Фёдорович дал на икону золотые цаты с эмалями и драгоценными камнями. В XVIII веке на икону надели серебряные золоченые чеканные ризы (одеяния ангелов). Нынешнее местонахождение оклада — Сергиево-Посадский государственный музей-заповедник.
Списки
По канонам православия освященная копия-список в меру и подобие образа полностью заменяет икону древнего письма.
- Копия Годунова, заказанная царём в 1598—1600 гг., чтобы перенести на неё с подлинной иконы золотую ризу Ивана IV, заменив её своей. Она была поставлена по левую сторону «царских врат» собора в том же местном ряду.
- Копия Баранова и Чирикова 1926-28 гг. для международной реставрационной выставки икон 1929 года. Помещена в иконостас вместо оригинала, перевезенного в ГТГ в 1929 году. Освящена в 1948 году.
Обе иконы сегодня размещаются в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока не была перемещена в Третьяковскую галерею.
Троица Новозаветная
Отечество. Новгородская икона. Кон. XIV в. Третьяковская галерея.
Позже появляются интерпретации, которые можно объединить под названием «Троицы Новозаветной», восходящие, по мнению исследователей, к латинской традиции. Они представляют Бога Отца в виде Старца (Ветхого денми) [12], восседающего на престоле и держащего на коленях (в лоне) Отрока Сына, в руках у Которого медальон или сфера с вылетающим из нее голубем – Святым Духом. Эту иконографию, получившую название «Отечество», известную еще в Византии, мы видим на новгородской иконе XIV века. Троице предстоят избранные святые – столпники Даниил и Симеон, а также один из апостолов, которых изображают молодыми: Фома или, скорее, Филипп. В Евангелии от Иоанна апостол Филипп обращается ко Христу: «Покажи нам Отца, и довольно для нас», на что Христос отвечает: «Видевший Меня видел и Отца» (Ин 14, 8-9). Примечательно, что нимбы и у Отца, и у Сына крестчатые, а верхней надписи «Отец и Сын и Святый Дух» сопутствуют две более мелкие надписи «IС ХС» (Иисус Христос) за плечами Ветхого денми и в сфере над голубем. Возможно, таким образом иконописец пытался изобразить Бога Отца, интерпретируя Его как Ветхого денми Иисуса Христа, существующего превечно в лоне Отчем.
Сопрестолие. Икона нач. XVIII в. Москва.
Образ Новозаветной Троицы противоречит учению Церкви о триедином, вечном и непостижимом Божестве. Бога Отца «не видел никто никогда» (Ин 1, 18), и изображение Его в виде старца не соответствует истине. Равно как изображение Бога Сына, собезначального двум другим Ипостасям Св. Троицы, невозможно в виде отрока на коленях Бога Отца. Святой Дух являлся людям в виде голубя (Крещение Господне) и в виде огненных языков (Пятидесятница), но как Он выглядит в вечности никто не знает. Хотя образы Отечества (Новозаветной Троицы) с XVII в. встречаются часто, Церковь относится к ним критически. Определение Большого Московского Собора 1667 г. запрещает иконы Господа Саваофа, или «Ветхого денми», а также «Отечество».
Встречаются и другие иконографические варианты Новозаветной Троицы. Так, «Сопрестолие» имеет фронтальную композицию, изображая Бога Отца (Ветхого денми) и Бога Сына в образе небесного царя, сидящими на престоле. Святой Дух в виде голубя витает над Ними или между Ними. Это изображение иллюстрирует особенности в понимании соотношения ипостасей в католическом догмате о Троице, в котором Дух Святой трактуется как любовь между Богом Отцом и Богом Сыном. Важно о, а еще более в «Отечестве» единосущность и равенство всех трех ипостасей практически не прочитывается.
История иконы в XVI—XIX веках
Источники
Исторические сведения об истории создания «Троицы» Рублёва немногочисленны и поэтому даже в начале XX века исследователи не решались что-либо утверждать и высказывали только предположения и догадки. Впервые об иконе «Троица» письма Андрея Рублева упоминает постановление Стоглавого собора (1551 год), которое касалось иконографии Троицы и канонически необходимых деталей изображения (крестов, нимбов и надписей) и заключалось в следующем вопросе, поданном на обсуждение:
«Глава МА, вопрос А: У святей троицы пишут перекрестие, ови у средняго, а иные у всех трёх, а в старых писмах и в греческих подписывают святая троица, а перекрестья не пишут ни у единого, а ныне подписывают у средняго IC ХС святая троица, и о том разсудити от Божественных правил, како ныне то писати. О том ответ: Писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческие иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы, и подписывати святая троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти». |
Таким образом, из данного текста следует, что участникам Стоглавого собора было известно о некой иконе Троицы, написанной Рублёвым, которая, по их мнению, целиком отвечала церковным канонам и могла быть принята за образец.
Следующий по времени источник, содержащий сведения о написании Рублёвым иконы «Троица» — «Сказание о святых иконописцах», составленное в конце XVII — начале XVIII века. Оно включает множество полулегендарных историй, и в том числе упоминание о том, что Никон Радонежский, ученик преподобного Сергия Радонежского, попросил Рублёва «образ написати пресвятые Троицы в похвалу отцу своему Сергию». Очевидно, что этот поздний источник большинством исследователей воспринимается как недостаточно достоверный.
Общепринятая версия создания и проблема датировки иконы
По общепринятой в настоящий момент версии, основанной на церковном предании, икона была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона.
Вопрос о том, когда именно это могло произойти, остается открытым.
В 1411 году, сразу после нашествия Едигея, когда сгорела первоначальная деревянная Троицкая церковь, Никон Радонежский, преемник Сергия, построил новый деревянный храм. А к 1425 году был построен каменный Троицкий собор, сохранившийся до сегодняшнего дня.
Считается, что игумен Никон, ставший после смерти преподобного Сергия настоятелем, предчувствуя свою скорую кончину, пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Черного завершить убранство только что построенного белокаменного Троицкого собора. Иконописцы должны были расписать храм фресками, а также создать многоярусный иконостас. Но ни в Житии Сергия, ни в Житии Никона не сказано ни слова об иконе «Троица» — говорится только об украшении собора в 1425-1427 гг.
Предполагается, что приступать к росписи соборных стен, воздвигнутых благодаря заказу и средствам князя Юрия Дмитриевича Звенигородского, можно было только через год после его постройки, когда произойдёт осадка здания. Поэтому считается, что мастера занялись созданием икон.
Благодаря соотнесению церковного предания со сведениями о строительстве Троицкого собора, возникли две версии о датировке «Троицы». Вопрос состоит в том, храмовой иконой которого именно из соборов она была:
- раннего, деревянного, который был построен в 1411 году. В этом случае икона Троицы была перенесена из деревянной церкви в новый собор.
- или второго, каменного, построенного в 1425-27 годах, когда был создан весь сохранившийся до нашего времени иконостас.
Таким образом, «Троица» имеет всего две возможные даты создания. Обычно в наиболее академических изданиях обе даты и приводятся через слово «или»: 1411 год или 1425-27 годы.
Эта датировка опирается на информацию о годах строительства соборов. Тем не менее, искусствоведы, рассматривая икону с точки зрения стиля, не считают этот вопрос окончательно решённым. И. Э. Грабарь осторожно датировал «Троицу» 1408—1425 годами, Ю. А. Лебедева — 1422—1423, В. И. Антонова — 1420—1427 годами. Датировка иконы зависит от того, будем ли мы её рассматривать как произведение времени расцвета творчества Рублёва или его позднего периода. По своему стилю икона не может быть отделена большим интервалом от росписей Успенского собора 1408 года. С другой стороны, она гораздо твёрже по рисунку и совершеннее по исполнению, чем самые лучшие из икон Троицкого собора, возникшие между 1425 и 1427 годами, а эпоха расцвета творчества Рублёва — это 1408—1420 годы, а отнюдь не 1425—1430.
Версия Плугина
Советский историк-источниковед В. А. Плугин выдвинул другую версию о жизненном пути иконы. По его мнению, она не была написана Рублёвым для Троицкого храма по заказу Никона Радонежского, а была привезена в Лавру Иваном Грозным. По его мнению, ошибка предшествующих исследователей в том, что они, вслед за известным историком А. В. Горским, считают, что Иван Грозный только «одел» золотой ризой уже имеющийся образ. Плугин же читает запись во вкладной книге 1673 г., воспроизводящей записи отписных ризных книг 1575 г., прямо указано:«Государя ж царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии вкладу написано в отписных ризных книгах 83 [1575] году <…> образ местной живоначальныя Троицы, обложен златом, венцы златы» и т. д. — то есть, по мнению ученого, Иван Грозный вложил не только оклад, но и всю икону целиком. Плугин считает, что царь пожертвовал монастырю, где его крестили, икону Рублёва (которому она тогда ещё не приписывалась), написанную для какого-то другого места, где она находилась предыдущие 150 лет.
Однако в 1998 году Б. М. Клосс обратил внимание на сведения так называемой Троицкой повести о Казанском взятии, созданной до июня 1553 года, которые определенно свидетельствуют, что икона не является вкладом Ивана Грозного, а только «украшена» царем. Таким образом, гипотеза В. А. Плугина оказалась несостоятельной.
Авторство и стиль
Впервые, как известно учёным, Рублёв назван автором «Троицы» в середине XVI века в материалах Стоглавого собора — то есть в середине XVI века мы уже можем с уверенностью утверждать, что Рублёв считался автором подобной иконы. К 1905 году мысль, пошедшая с лёгкой руки И. М. Снегирева, что икона в Троице-Сергиевой Лавре принадлежит кисти Андрея Рублёва, одного из немногих известных по имени русских иконописцев, была уже господствующей. В настоящий момент она является господствующей и общепринятой.
Тем не менее, после раскрытия иконы от очисток исследователи были так поражены её красотой, что возникали версии о том, что она была создана мастером, приехавшим из Италии. Первым, кто ещё до раскрытия иконы выдвинул версию, что «Троица» была написана «итальянским художником», оказался Д. А. Ровинский, чьё мнение «было сразу потушено запиской митрополита Филарета, и снова, на основании предания, образ был отнесен к числу произведений Рублёва, продолжая служить одним из главных памятников при изучении манеры этого иконописца». С Джотто и Дуччо сравнивал «Троицу» Д. В. Айналов, Н. П. Сычев и позднее Н. Н. Пунин; с Пьеро делла Франческа — В. Н. Лазарев, хотя их мнение, скорее надо отнести к высочайшему качеству живописи, а не прямо толковать как версию о том, что икона создавалась под влиянием итальянцев.
Но Лазарев подытоживает: «В свете новейших исследований можно определенно утверждать, что Рублев не знал памятников итальянского искусства, а следовательно, и ничего не мог из них позаимствовать. Его главным источником была византийская живопись палеологовской эпохи, и притом столичная, константинопольская живопись. Именно отсюда почерпнул он элегантные типы своих ангелов, мотив склоненных голов, трапезу прямоугольной формы».
Икона в Лавре
Согласно архивам монастыря, с 1575 года, после приобретения оклада Ивана Грозного, икона занимала главное место (справа от царских врат) в «местном» ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Она была одной из наиболее почитаемых в монастыре икон, привлекавшей богатые вклады сначала Ивана IV, а затем Бориса Годунова и его семьи. Главной святыней Лавры, тем не менее, оставались мощи Сергия Радонежского.
До конца 1904 г. «Троица» Рублёва была спрятана от глаз любопытствующих тяжелой золотой ризой, оставлявшей открытыми только лики и руки ангелов.
Иконография Ветхозаветной Троицы
В год празднования 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского представляется уместным вспомнить не только о его неоценимом личном вкладе в духовное становление Святой Руси, о трудах и подвигах его сподвижников и учеников, но и о том, как удивительным образом повлиял преподобный Сергий на древнерусское искусство: знаменитая икона Святой Троицы, написанная в начале XV в. преподобным Андреем Рублевым, стала живописным воплощением богословских идей Радожнежского игумена.
У нас нет достоверных сведений о непосредственном общении преподобного Сергия с этим замечательным художником, но есть основания утверждать, что все творчество Андрея Рублева буквально напитано духом преподобного.
В 1422 г. над гробом преподобного Сергия Радонежского был воздвигнут каменный Свято-Троицкий собор — на месте прежнего деревянного собора, простоявшего около двадцати лет. В 1425—1427 гг. его расписали иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный с помощниками. Преемник преподобного Сергия игумен Никон обратился именно к ним не случайно; выбор пал на них не только потому, что имели они художественный талант, большой опыт, но и испытали несомненное духовное влияние преподобного.
Пахомий Логофет в «Сказании о преложении мощей преподобного Сергий» — составной части Жития преподобного — пишет: Присный ученик святого, Никон, в похвалу своему отцу церковь красну воздвиг и подписанием чудным и всяческими добротами украсив… Умолени быша от него чуднии добродетельные старцы и живописцы Данил и Андрей. И яко украсиша подписанием церковь сию в конец своего богоугодного жития блаженного, и тако ко Господу отидоша во зрении друг с другом в духовном союзе… Роспись Троицкого собора стала не только венцом творчества, но и завершением земного пути иконописцев. Написанная в память и похвалу преподобного Сергия икона Святой Троицы уже первым поколением духовных наследников великого Игумена земли Русской воспринималась как его благословение, помогающее побеждать «страх ненавистной розни мира сего».
По словам отца Павла Флоренского, обитель преподобного Сергия, «Дом Живоначальныя Троицы сознается сердцем России, а строитель этого Дома, Преподобный Сергий Радонежский — Ангелом Хранителем России».
Ставил ли своей целью преподобный Андрей Рублев живописными средствами изложить догмат о Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице, мы не знаем, но (вновь обратимся к словам отца Павла Флоренского) «он воистину передал нам узренное им откровение. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, свышний мир горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь — более небесную, чем само земное небо… мы считаем творческим содержанием Троицы».
Историк древнерусского искусства В. Н. Щепкин в своей статье «Душа русского народа в его искусстве», написанной незадолго до смерти (1920), так писал об иконе преподобного Андрея Рублева:
«Это Троица Ветхозаветная, то есть изображение трех ангелов в шатре Авраама. Это прообраз христианской Троицы. В росписи храмов этот библейский эпизод занимает свое место среди других библейских событий и теряется в великом живописном эпосе общей росписи. Рублев создал в похвалу св. Сергию главную местную икону Сергиевой обители, то есть не библейское событие и не прообраз, а прямое воплощение главного догмата христианства. То была, следовательно, самая высшая задача, какую мог себе поставить религиозный художник. Рублев отчасти устранил, отчасти сократил до малых размеров всю земную обстановку события и сосредоточил внимание зрителя на трех спокойно-прекрасных крылатых существах, сблизив их пространством, типом и тремя венцами, которые мыслятся как единый венец божества; линия, проводимая глазом по их верхам, деликатна, проста, но совершенно необычна; такой арки не дает архитектура. То же впечатление деликатно-простого и необычного следует за нами, куда бы мы ни обратились: таковы все линии, все детали, все краски; среди них голубая очень глубока, она сияет как полупрозрачный драгоценный камень. Просто деликатны и необычны позы, наклоны голов, близость и все же различие возраста, фамильное сходство и индивидуальные черты, прекрасные руки и юные крылья, движимые мерным дыханием. Наклоны голов и выражения ликов невыразимо просто объясняют отношение трех лиц Троицы. Говорить об этом словами почти невозможно, они сразу выводят тайну из сферы непосредственного созерцания. Поэтичная дума о догмате разлита в иконе повсюду. Зритель не испытывает ни одной из приманок западной живописи: ни силы, ни остроты, ни сладости, ни упоения, ни экстаза, ни грации, ни вкрадчивого аромата, словом — ни одного из тех волнений, какими владеют порознь старые западные мастера. Перед иконой Рублева мы вскоре чувствуем, что все прекрасное, испытанное нами в жизни, несется к нам назад каким-то цельным дуновением».
Существует неисчислимое множество икон Святой Троицы, написанных после рублевской. Но даже самые близкие к ней списки, практически повторяющие абрис оригинала, не воспринимаются таким «цельным дуновением», как она.
Мы понимаем, что литературной основой для создания знаменитой рублевской иконы Святой Троицы является изложенная в книге Бытия история гостеприимства праведного Авраама, когда явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт. 18:1–8). Сюжет этот стал широко известной иконографией «Аврамова гостеприимства», известной за несколько столетий до Андрея Рублева; самые ранние из изображений, прообразовательно открывающих тайну троичности Божества, сцена посещения праведного Авраама тремя путниками — ангелами, встречаются уже в римских катакомбах II—IV вв. В этих изображениях речь не шла о том, чтобы изобразить Лица Святой Троицы — это три ангела, символически показывающие троичность. В святоотеческих толкованиях Иоанна Златоуста, Евсевия Кесарийского, Иоанна Дамаскина говорится о том, что гостем праведного Авраама был Спаситель и сопровождавшие Его Ангелы.
С большими или меньшими подробностями мог быть иллюстрирован в дорублевских изображениях «Аврамова гостеприимства» библейский текст; по-разному изображали и ангелов: центральный из них мог иметь больший размер и крестчатый нимб (это характерно для ранних изображений). Стремление подчеркнуть присутствие в изображаемом сюжете Второго Лица Святой Троицы приводило к тому, что у среднего ангела кроме крестчатого нимба мог появиться в руках свиток или благословляющая именословным благословением рука.
Надо отметить, что иконы, написанные после рублевской, могли содержать значительное количество подробностей, интересных своей живописностью, но не всегда оправданных с точки зрения догматики.
Ценность — точнее, учительную ценность — рублевской иконы Святой Троицы наследники преподобного Сергия видели не только и не столько в художественном мастерстве иконописца, сколько в догматической безукоризненности его творения. Упоминавшиеся в известных постановлениях Стоглавого собора древние образцы иконы Святой Троицы, написанные греческими иконописцами, кажутся скорее данью вежливости, нежели конкретным примером как писать. Греческие образцы Стоглаву нужно было упомянуть для того, чтобы подвести к главному: Святую Троицу надо писать так, как писал Андрей Рублев.
Но гениальное произведение преподобного Андрея осталось непревзойденным образцом не потому, что не было в Древней Руси талантливых художников-иконописцев. Их было немало, и многие дошедшие до нас иконы Святой Троицы с точки зрения художественной — настоящие шедевры древнерусского искусства.
Вот несколько примеров икон Троицы Ветхозаветной, созданных в XV—XVII вв. из центральных и провинциальных музеев. Все они композиционно выстроены по сложившемуся в византийском искусстве и усвоенному русскими иконописцами канону: явление праведному Аврааму изображается со всеми подробностями: жилище и дуб на фоне скалы, накрытый стол. Если показаны не только ангелы, но и другие участники события, то это праведный Авраам и жена его Сарра, иногда — слуги, хлопочущие о достойном приеме небесных посланников; нередка здесь даже сцена заклания тельца.
Преподобному Андрею Рублеву эти подробности не были нужны: детали только помешали бы изобразить ту абсолютную гармонию, которая открывается нам в рублевском произведении. Уже не стол для трапезы, а алтарь с жертвенной чашей видим мы на иконе преподобного Андрея; не беседа путников с гостеприимным хозяином, а Предвечный совет Троического Божества о грядущем воплощении Единородного Сына, соглашающегося стать Искупительной жертвой ради спасения рода человеческого сумел изобразить преподобный Андрей.
Академик Б. В. Раушенбах, рассуждая о богословской интерпретации рублевской иконы, отмечает, что многие исследователи пытаются определить, какой из изображенных на ней ангелов какому Лицу Святой Троицы соответствует. Чаще всего среднего ангела отождествляют либо с Отцом, либо с Сыном, по-разному определяя, кому из двух других лиц Святой Троицы соответствуют боковые ангелы. При всей убедительности приводимых доводов нельзя считать, что они бесспорны. Да и хотел ли сам Рублев показать это соответствие? Вряд ли, ведь возможностями показать «кто есть кто» он не воспользовался. Три ангела на рублевской иконе — прежде всего символическое изображение Триединого Божества, Троицы Единосущной и Нераздельной. У Раушенбаха приводится анализ того, как и какими средствами воплощает в своей иконе преподобный Андрей догмат о Святой Троице. Триединость Божества и единосущность художник подчеркивает, изображая ангелов совершенно однотипными: никаких видимых различий между ними нет. Ангелы у Рублева, по выражению о. Павла Флоренского, различаемы, но не различны. Нераздельность Божества подчеркнута стоящей на престоле евхаристической чашей: она одна, и все три ангела указывают на нее жестами своих рук.
Выстраивая свое произведение на основе ветхозаветного рассказа о встрече Авраама с Богом, преподобный Андрей сумел опустить все те детали, которые могут отвлечь молящегося пред иконой от молитвы Живоначальной Троице. Рублеву, подчеркивает Раушенбах, удалось сделать так, что созерцающий икону видит полный троичный догмат.
Творение преподобного Андрея было сразу оценено современниками: очень скоро появляется множество более или менее точных копий рублевской иконы. Но, как обычно бывает, ни одна из даже очень близких копий не достигает высот образца. Бывало, что, повторяя рублевскую Троицу по форме, копии не передавали существа прославленной иконы. Сюжет из символа горнего мира превращался в иллюстрацию необычайной, но всё же бытовой сцены из восемнадцатой главы книги Бытия.
Но это, конечно, вовсе не означает, что после преподобного Андрея нельзя писать образ Троицы Ветхозаветной. Не поднимаясь на высоты богословия, художники нередко создавали замечательные образцы «Аврамова гостеприимства», наглядно и понятно рассказывающие зрителю о первом явлении, пусть и прообразовательном, Троического Божества праведному отцу всех верующих.
Стремление максимально точно воспроизвести в красках то, о чем подробно говорит Священное Писание, безусловно заслуживает всякого уважения.
Каким деталям уделяют внимание иконописцы в сюжете «Аврамова гостеприимства»? По замечанию Б. В. Раушенбаха, это прежде всего элементы «сервировки стола» — какие-то кружечки, чаши, кувшины и аналогичные предметы. Действительно, многочисленные «столовые приборы» опускают высокую символику Рублева до уровня повседневности, но ведь Книга книг — Библия не чурается этой повседневности. Около тридцати пяти веков читают люди строки о том, как поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт. 18:5–8). Поэтому и стремление иконописца по-своему донести это описание исторической встречи до зрителя вполне оправдано.
Но как разнообразны живописные парафразы встречи праведного Авраама с Тем, Кого он называет Владыкой (Быт. 18:3), Кто обещает ему потомство — народ великий и сильный, в котором благословятся все народы земли (Быт. 18:18)! Вот несколько примеров.
Икона мастера Паисия, написанная через полвека после рублевской, несомненно, испытала на себе влияние великого образа: все детали здесь повторены, почти точно воспроизведена прорись. Паисий, видимо, стремился к максимально точному следованию рублевскому живописному канону. Но, как и всякий художник, он внес в образ что-то свое: это и упомянутая «сервировка стола», и сложное архитектурное сооружение с колоннами и арками в левой части иконы (сравним с упоминаемым в книге Бытия шатром — Быт. 18:1, 6). Вместо изящного древа рублевской иконы у Паисия над головой среднего ангела шумит листвой развесистый дуб, а горка над головой правого ангела у него превратилась в мощную скалу с расселиной. Икона датируется серединой восьмидесятых годов XV в. и находится в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева.
Еще одна икона из собрания музея им. Рублева, написанная в середине XVI в., частично повторяя абрис рублевской Троицы, композиционно совсем иная: художник сместил стол, за которым сидят ангелы, в нижнюю часть иконы, и становится он уже не объединяющей таинственной трапезой с евхаристической чашей, а лишь обычным, вполне земным, угощением усталых путников. Да они и выглядят усталыми.
Шестнадцатый век дает целый ряд интересных примеров Троицы Ветхозаветной и по композиции, и по колориту, и по выразительности второстепенных деталей. Некоторые из этих икон имеют диагональную композицию. Хотя по обилию второстепенных деталей такая иконография обычно превосходит традиционную, сама композиция кажется какой-то неустойчивой: стол словно съезжает вниз по наклонным лещадкам, а отрок, отправленный Авраамом приготовить теленка нежного и хорошего, буквально балансирует на краю обрыва, исполняя поручение своего господина. Такова икона начала XVII в. из Сольвычегодского историко-художественного музея. Еще одна интересная икона из того же музея — «Святая Троица в бытии», написанная в 1580-е гг., имеет те же особенности.
Икона из Оружейной палаты Московского Кремля (Петр Билигдин, 1688 г.), как и Сольвычегодская, включает многочисленные эпизоды встречи праведного Авраама с ангелами, но здесь они органично включены в основную композицию. Перегруженность композиции дополнительными сценами компенсируется мастерством художника; о влиянии рублевской Троицы здесь уже говорить не приходится…
Знаменитый рублевский прототип, однако, не был забыт и в XVII в.: влияние знаменитой Троицы преподобного Андрея заметно в композиции другой иконы из музеев Московского Кремля — Троицы Ветхозаветной Назария Истомина (1627 г.)
Икону Троицы Ветхозаветной, написанную Симоном Ушаковым в 1671 г. (ГРМ), несомненно, можно назвать шедевром иконописи XVII в. Художник здесь не забывает о своем великом предшественнике: влияние преподобного Андрея в композиции очевидно. Но семнадцатый век далек от высоких догматических рассуждений; заметно в иконе влияние западного искусства с его реалистическими тенденциями. Симон Ушаков — блестящий живописец; отдавая дань времени в тщательной проработке деталей, в равной степени владея различными жанрами живописи (здесь он представляет и архитектуру, и пейзаж, и натюрморт, и, конечно, портрет), он не забывает о той главной задаче, которую призван решить иконописец: посредством образа открыть созерцающему возможность общения с первообразом.
Иконы Троицы Ветхозаветной XVI и XVII вв. из Государственной Третьяковской галереи и Русского музея показывают, что творческий поиск иконописцев, стремящихся изобразить описанное в книге Бытия явление Божиего праведному Аврааму, вновь и вновь возвращал их к тому шедевру, который был создан под несомненным духовным влиянием великого Игумена земли Русской — преподобного Сергия.
+ Епископ Балашихинский Николай
История иконы в XX веке
Вальтер Беньямин, посетивший Россию в 1926 г., писал о нём: «…и шея и руки, когда оклад накрывает икону, оказываются словно в массивных цепях, так что ангелы несколько напоминают китайских преступников, осужденных за свои злодеяния на пребывание в металлических колодках».
Предыстория расчистки
На рубеже XIX—XX веков русская иконопись как искусство была «открыта» представителями отечественной культуры, которые обнаружили, что по качеству это художественное направление не уступает лучшим мировым течениям. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывали их практически полностью (за исключением т. н. «лично́го письма» — лиц и рук), а также расчищать. Расчистка была необходима, так как иконы традиционно покрывались олифой. «Средний срок полного потемнения олифы или масляно-смоляного лака составляет от 30 до 90 лет. Поверх потемневшего покровного слоя русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. В одних случаях поновитель точно соблюдал пропорции, принципы композиционного построения первоисточника, в других — повторял сюжет, внося поправки в первоначальное изображение: менял размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали» — т. н.поновление икон.
Поновления «Троицы»
«Троица», начиная по крайней мере с 1600-го года, поновлялась четыре или пять раз:
- Первое поновление её относится к временам, видимо, Годунова.
- Следующее, скорее всего, к 1635-му году, когда поновлялась вся живопись монументальная и иконостас Троице-Сергиевой Лавры, и учитывая характер поновлений монументальной живописи, мы можем предполагать, что именно в это время икона «Троица» была варварски спемзована и те утраты красочного слоя, которые мы имеем на сегодняшний день, — например, на одеждах ангелов и на фоне, — результат этого поновления.
- Далее она поновлялась в 1777-м году при митрополите Платоне во время такой же переделки Троицкого иконостаса
- Далее дважды, по сведениям, предоставленным Гурьяновым, в XIX столетии: в 1835 году и в 1854—55 — палешанами, а также художником И. М. Малышевым.
Расчистка 1904 года
В начале XX века иконы расчищались одна за другой, и многие из них оказывались шедеврами, радовавшими исследователей. Возник интерес и к «Троице» из Лавры. Хотя, в отличие, например, от Владимирской или Казанской икон она не пользовалась колоссальным почитанием верующих, не совершала чудеса — не была «чудотворной», не мироточила и не стала источником большого числа списков, тем не менее, она пользовалась определенной репутацией — главным образом, благодаря тому, что полагали, что этот образ был тем самым, на который указывал «Стоглав», поскольку ни о каких других заказанных Рублёву «Троицах» известно не было. Важно упомянуть, что по причине упоминания в «Стоглаве» имя Рублёва как иконописца (как бы его «канонизации» как художника) было весьма почитаемо среди верующих, и поэтому ему приписывались многие иконы. «Изучение „Троицы“ могло дать в руки историков искусства своего рода надежный эталон, сверяясь с которым можно было получить исчерпывающее представление о стиле и методах работы прославленного мастера. Вместе с тем, эти данные позволили бы проводить экспертизу других икон, которые приписывали Андрею Рублёву на основании легенды или расхожего мнения».
По приглашению отца-наместника Троице-Сергиевой лавры весной 1904 года иконописец и реставратор В. П. Гурьянов, вынул икону из иконостаса, снял с неё золотой чеканный оклад, а затем впервые освободил от позднейших записей и почерневшей олифы икону «Троицы». Гурьянов был приглашен по совету коллекционера И. С. Остроухова, реставратору помогали В. А. Тюлин и А. И. Изразцов.
Как оказалось, последний раз «Троицу» поновляли (то есть «реставрировали» по понятиям старинных иконописцев, записывая заново) в середине XIX века. При снятии с неё оклада Гурьянов разглядел, разумеется, не рублёвскую живопись, а сплошную запись 19-го века, под ней был слой XVIII века времен митрополита Платона, а остальное, возможно, какие-то фрагменты других времен. И уже под всем этим лежала рублёвская живопись.
Когда с этой иконы была снята золотая риза, — пишет Гурьянов, — мы увидали икону, совершенно записанную… На ней фон и поля были санкирные, коричневые, а надписи золотые новые. Все одежды ангелов были переписаны заново в лиловатом тоне и пробелены не краской, а золотом; стол, гора и палаты вновь переписаны… Оставались только лики, по которым можно было судить, что эта икона древняя, но и они были затушеваны в тенях коричневой масляной краской. |
Когда В. П. Гурьянов, сняв три слоя напластований, последний из которых был выполнен в палехской манере, открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919 г., в некоторых местах он до него не дошёл), и сам реставратор, и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение. Вместо темных, «дымных» тонов темнооливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед пораженными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности — первой половины XV века.
Сняв слои поздней живописи Гурьянов записал икону заново в соответствии со своими собственными представлениями о том, как должна выглядеть эта икона (реставраторы Серебряного века были ещё весьма архаичны). После этого икону вернули в иконостас.
Исследователи пишут о расчистке и реставрации Гурьянова, которую позже пришлось ликвидировать: «Собственно, реставрацией в современном научном понимание этого слова можно назвать (но и здесь не без некоторых оговорок) лишь раскрытие памятника, проведенное в 1918 году; все предыдущие работы над „Троицей“, по сути, являлись лишь её „поновлениями“, не исключая и „реставрации“, имевшей место в 1904—1905 годах под руководством В. П. Гурьянова. (…) Не вызывает никакого сомнения то, что реставраторами иконы была сознательно усилена, по сути, вся её графически-линейная структура — с грубым форсированием ими контуров фигур, одежд, нимбов и даже с явным вмешательством в „святая святых“ — в область „лично́го письма“, где недочищенные до конца и, вероятно, слабо сохранившиеся авторские „описи“ ликов и „рисунок“ их черт (уже достаточно схематично воспроизведённые позднейшими поновлениями XVI—XIX веков) были буквально помяты и поглощены жесткой графикой В. П. Гурьянова и его помощников».
Расчистка 1918 года
Как только икона попала опять в иконостас Троицкого собора, она достаточно быстро заново потемнела, и пришлось её раскрывать вновь. В 1918 году под руководством графа Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, в состав которой входили такие видные деятели отечественной культуры, как И. Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов, и Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры (Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев). Реставрационные работы велись с 28 ноября 1918 года по 2 января 1919 года И. И. Сусловым, В. А. Тюлиным и Г. О. Чириковым. Все последовательные этапы раскрытия «Троицы» нашли весьма подробное отражение в реставрационном «Дневнике». На основе имеющихся в нём записей, а также, вероятно, и своих личных наблюдений Ю. А. Олсуфьевым значительно позднее, уже в 1925 году, был составлен сводный «Протокол № 1» (все эти документы сохранились в архиве ГТГ и были опубликованы в статье Малькова в «Музее»).
Среда, 14-го (27) ноября 1918 гг. О. Чириков расчистил лик левого ангела. Часть левой щеки по краю, от брови до конца носа, оказалась утраченной и зачиненной. Чинка остановлена. Утрачена также вся прядь волос, ниспадающая с левой стороны, и зачинена. Часть контура, тонкого и волнистого, сохранилась. Чинка оставлена. Утрачена по краю часть волос вверху кудрявой куафюры и голубая лента среди кудрей над лбом. Волосы вверху головы зачинены частью в 1905 году, частью ранее; чинка оставлена (…) Вечером Г.О. Чириков, И.И. Суслов и В.А. Тюлин расчищали золотой фон иконы и нимбы ангелов. Золото в значительной степени утрачено, так же как и слухи ангелов, от которых осталась лишь графа. От киноварной надписи уцелели лишь части некоторых букв. На фоне, в отдельных местах, обнаружена новая шпаклевка («Дневник реставрации)». |
Проблемы с сохранностью «Троицы» начались сразу же после её раскрытия в 1918-19-м годах. Дважды в год, весной и осенью, во время повышения влажности в Троицком соборе икона переносилась в так называемый Первый иконный запас, или палату. Подобные изменения температурно-влажностного режима не могли не сказаться на её состоянии.
Значение иконы Святой Троицы
Как уже упоминалось ранее, икона Пресвятой Троицы имеет множество символических образов, которые формируют общее представление о событии, а также через детали раскрывают силу и значимость святыни для верующих.
Центральным предметом композиции является чаша. Она отображает страдания, муки Иисуса Христа, через которые Он готов пройти во имя искупления человеческих грехов. Красная жидкость, которую зальют в сосуд, знаменует Божью кровь, собранную после распятия Иисуса на кресте. Но и пока чаша не пустует, сейчас в ней лежит голова тельца – главный символ жертвенности.
У стола в полном молчании сидят три ангела, держа в руках скипетр, обозначающий власть. Их головы слегка наклонены друг к другу, а контуры фигур напоминают ключевой образ. За каждым из них имеется собственный символ. Бог Отец в пурпурном одеянии по центру благословляет, склоняя над чашей два пальца. Позади Него растет Мамврийский дуб, который у Андрея Рублева приобретает значение Эдемского древа жизни. По правую сторону от Бога Отца сидит Святой Дух, а за Ним находится христианская церковь, так званый дом Святого Духа. Жестом руки Он благословляет и одновременно в повелительной форме направляет Сына путем страданий. Бог Сын восседает напротив. Его голова смиренно опущена, а взгляд полный готовности направлен на чашу. За спиной Христа возвышается гора – символ искупления, на которую Ему определенно взойти.
Икона в музее
До Октябрьской революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские.
Декрет Совета Народных Комиссаров от 20 апреля 1920 года «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» передавал её ансамбль и коллекции в ведение Народного комиссариата просвещения «в целях демократизации художественно-исторических зданий, путём превращения этих зданий и коллекций в музей».
Икона Андрея Рублёва «Троица» поступила в собрание государственной Третьяковской галереи в 1929 году. Она пришла из Загорского историко-художественного музея-заповедника (Сергиево-Посадский музей). Взамен 500-летнего оригинала в иконостас был помещен список, сделанный Николаем Андреевичем Барановым. И уже окончательно она была раскрыта в Третьяковской галерее Барановым.
Икона покидала стены ГТГ только в 1941 году во время эвакуации во время Второй мировой войны, в Новосибирск, где экспонаты галереи размещаются в здании Оперного театра. 9 октября 1944 года — издан приказ о реэвакуации. 17 мая 1945 года — «Троица» вновь выставлена в открывшихся после ремонта залах Третьяковской галереи. В мае 2007 года — «Троицу» вывозят в здание Третьяковки на Крымском Валу на выставку «Европа — Россия — Европа». После этого, несмотря на то, что перемещение происходило в пределах Садового кольца, проблемный кусок доски сместился (см. ниже) и его пришлось укреплять.
C 1997 года ежегодно на праздник Троицы икона («очень бережно, на руках» — по словам хранительницы) переносится в храм-музей при ГТГ, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим, где икона находится в специальной витрине. Намерение передать «Троицу» Рублёва епархии впервые возникло у Бориса Николаевича Ельцина. Академик Янин при содействии тогдашнего министра культуры Мелентьева добился приёма у Ельцина и убедил его отказаться от этой затеи. Дело кончилось тогда правительственным постановлением, опубликованным в «Российской газете», согласно которому «Троица» была навсегда объявлена принадлежащей Третьяковской галерее.
Сохранность и современное состояние иконы
В том виде, в каком мы сейчас видим «Троицу», она не была в Троице-Сергиевой Лавре начиная по крайней мере с 1600-го года (до первой записи), а скорее всего, и раньше. Тот памятник, который на протяжении веков имелся в богослужебном употреблении в Троице-Сергиевой Лавре, отнюдь не был похож на икону XV века. Максимальное приближение к состоянию XV века стало возможным только после реставрации 1918 года. Тем не менее, при реставрации Олсуфьева были оставлены многочисленные записи Гурьянова и те записи, которые Гурьяновым самим тоже были оставлены, живописная поверхность иконы на сегодняшний день представляет собой сочетание разновременных слоев живописи.
Мера иконы: ширина 112 сантиметров, высота 139 см, толщина доски 3 см, ширина нижнего поля — 7 см, ширина боковых — 5,2 см, ширина верхнего — 6,5 см, глубина выемки ковчега — 1 см. Вес иконы 27,3 кг. Иконный щит «Троицы», то есть основа, на которой написана икона, состоит из пяти досок шириной (слева направо — по тыльной стороне): первая — в верхней части — 29 см, в нижней — 30,5 см; вторая — соответственно 20,2 см и 19,2 см; третья — 23,3 см и 26,2 см; четвёртая — 26,3 см и 22,4 см; пятая — 11,7 см и 12,4 см; причём между третьей и четвёртой досками имеется вставка из двух планок. Доски склеены («сбиты») и к тому же соединены шпонками — своего рода клиньями. Полное описание всех выщерблин, трещин и недостатков красочного слоя иконы опубликовано в статье Малькова в «Музее» и занимает 3 страницы.
10 ноября 2008 года было проведено заседание расширенного реставрационного совета, на котором обсуждалось состояние сохранности иконы и на котором поставлен был вопрос о возможности укрепления основы иконы. На этом Совете было принято решение, что ни в коем случае не следует вмешиваться в устоявшееся, стабильное состояние памятника. На обороте было решено поставить маячки для наблюдения за состоянием основы.
Цитаты из «Стенограммы расширенного реставрационного совещания в Государственной Третьяковской Галерее по вопросу „Троицы“ Рублева»:
На сегодняшний день состояние сохранности иконы, возраст которой около 580 лет, стабильное, хотя есть хронические отставания грунта с красочным слоем, в основном на полях иконы. Основная проблема этого памятника: вертикальная трещина, проходящая через всю лицевую поверхность, которая случилась в результате разрыва первой и второй досок основы. Эта проблема наиболее остро возникла в 1931 году, весной, когда в результате осмотра состояния сохранности были обнаружены разрывы грунта с красочным слоем на лицевой стороне иконы, разрывы паволоки и достаточно большое расхождение. На лицевой стороне в верхней части иконы по этой трещине расхождение достигало двух миллиметров, на лике правого ангела — около одного миллиметра. Икона скреплена двумя встречными шпонками, и также первая и вторая доски скреплены двумя «ласточками». После обнаружения такого состояния в 1931 году был составлен протокол, в котором подробно было отмечено, что этот разрыв не связан с осыпями грунта и красочного слоя и причиной этого разрыва явились старые проблемы данной иконы. Эта трещина была зафиксирована ещё после расчистки иконы Гурьяновым в 1905 (есть фотография, где эта трещина присутствует). В 1931 году проблема обнажилась. Тогда экспертом Центральных Государственных Реставрационных Мастерских Олсуфьевым был предложен метод по устранению этого расхождения: икона была перенесена в специальное помещение, где искусственно поддерживалась достаточно высокая влажность (порядка 70 %), и где доски под постоянным наблюдением и постоянным записыванием динамики этого схождения за полтора месяца практически сошлись. К лету 1931-го года доски на лицевой стороне практически сошлись, но дальше было отмечено, что схождение перестало быть столь динамичным, и в результате исследования было обнаружено, что средняя шпонка упирается своим широким торцом в край первой доски и мешает полному схождению досок основы. В результате в 1931 году реставратором Кириковым был срезан мешающий схождению досок выступающий конец средней шпонки, и уже в 1932 году, так как в течение всего года в обсуждении не было достигнуто никакого единогласия, было решено укрепить отстающий левкас с красочным слоем с лицевой стороны с помощью глютени (это воско-смоляная мастика) и также заполнить трещину с оборота мастичным составом, который должен послужить защитой боковых сторон разошедшихся досок от атмосферных воздействий, но при этом не смог бы его скрепить. Кроме того, исследователи не знают, как разновременные слои живописи поведут себя при малейшем изменении каких-то условий, насколько разрушительными могут оказаться любые изменения температурно-влажностного режима. Трещина, вдоль которой происходят минимальные подвижки, они фиксируются клеящим составом, который, тем не менее, туда-сюда гуляет. Минимально, но гуляет. Малейшее изменение климатическое может привести к тому, что это движение начнётся гораздо более серьёзно |
Просьба о транспортировке иконы в Лавру
17 ноября 2008 года состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 сентября 2008 старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года. Перемещение иконы в лавру, её пребывание в течение трёх дней в микроклимате собора, среди свечей, ладана и верующих, а потом транспортировка обратно в ГТГ, по мнению музейных специалистов, может уничтожить её. Информация, опубликованная Нерсесяном, имела большой общественный резонанс и вызвала множество публикаций в СМИ. Единственными сотрудниками музея, выступавшими за предоставление иконы, были директор Третьяковской галереи и её главный хранитель, в то время как большинство других сотрудников, не являющиеся столь высокими чиновниками, а также искусствоведы и учёные, трудящиеся в других учреждениях, выступили резко против, и обвинили директора и хранителя в намерении совершить «должностное преступление», которое приведёт к утрате национального достояния.
«Троица» является выдающимся памятником культуры, общенациональным достоянием, с которым должны знакомиться люди всех воззрений, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Выдающиеся памятники культуры принято хранить не в храмах, где их видит узкий круг прихожан, а в общедоступных музеях. — Академик В.Л. Янин |
В настоящий момент «Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.
На праздник Троицы 2009 года, после активного обсуждения в прессе и направления письма президенту, подписанного многими деятелями культуры и простыми гражданами, а также, скорее всего, под влиянием других факторов (так, 5 декабря 2008 патриарх умер), икона оставалась в ГТГ и, как обычно, была перемещена в церковь при музее, откуда позже благополучно была доставлена обратно на своё место в экспозиции.