Донской монастырь в Москве – последнее пристанище русского дворянства


Храм Донской иконы Божией Матери в Мытищах

Мытищинский храм в честь Донской иконы Божией Матери в Перловке
Мытищинского благочиния Московской епархии

  • Престол: Донской иконы Божией Матери
  • Адрес: Россия, 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Селезнева, д. 32 (ж/д ст. Перловская)
  • Тел.
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Деревянная церковь в честь Донской иконы Божией Матери построена в 1896 году по проекту архитектора Петра Павловича Зыкова.

Архитектурные особенности дореволюционного храма

Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, «восьмерик на четверике» — кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма.

На плане перловская церковь представляла собой квадрат со стороной 7 саженей 1 аршин (приблизительно 16×16 метров) с выступающей граненой апсидой с востока. Квадратным в плане было и основное пространство храма (приблизительно 8,5×8,5 метрров), над которым возвышался мощный восьмигранный шатер, по высоте (до главы) приблизительно равный высоте стен четверика. Оригинальной особенностью перловской церкви были треугольные кокошники с небольшими окнами, создававшие в интерьере второй свет (помимо света из окон четверика) и придававшие ее силуэту нарядность и индивидуальность. Этот мотив кокошников, разных по форме и величине, был ведущим в декоративном убранстве перловского храма.

Ярус маленьких кокошников располагался и у основания шейки главы храма. Центральные оконные проемы четверика были отмечены традиционными по форме кокошниками, увенчанными крестами, а над входами (западным, южным и северным) в галерею храма были устроены фигурные трехлопастные кокошники-киоты для размещения икон. Церковь украшали фигурные наличники над окнами четверика и разнообразные квадратные и прямоугольные филенки, традиционные для деревянного храмостроительства второй половины XIX века.

Закрытие и разрушение церкви

После революции безбожники начали борьбу с Церковью. Агитация велась за то, чтобы «церковь закрыть, …попа и дьякона Перловской церкви, председателя исполнительного органа Афанасьева и других злостных церковников выселить из Мытищинского района, …моления всеми религиозными объединениями закрыть».

Была проведена антирелигиозная демонстрация и организован сбор подписей за закрытие храма. Говорили, что одно и то же лицо подписывалось по десять раз. В сбор подписей были включены даже маленькие дети от 7 лет.

Храм в Перловке Мособлисполком своими постановлениями закрывал трижды: 21 апреля 1931 года, 22 сентября 1935 года и 23 августа 1940 года. С конца 1940 по 1970 год здание храма решением Мытищинского исполкома было перестроено и заселено квартирантами.

В 1981 году Донская церковь была полностью уничтожена, остался только кирпичный фундамент.

Возрождение прихода

11 октября 1994 года был зарегистрирован православный приход в честь Донской иконы Божьей Матери в Перловке.

С 4 декабря 1995 года службы совершались на веранде частного дома по 1-му Ярославскому переулку, дом № 5.

В марте 1997 года по просьбе прихода администрация Мытищинского района выделила Перловской православной общине часть дома № 32 по улице Селезнева: к этому времени количество прихожан возросло, и вести приходскую жизнь на маленькой веранде частного дома стало затруднительно. 18 мая 1997 года богослужение крестным ходом было перенесено на рыночную площадь, к дому № 32 по улице Селезнева. Алтарь был устроен в полевой военной палатке, а прихожане молились под открытым небом. Второй этаж выделенной части дома № 32 был заселен жильцами, и община храма, с согласия районной администрации, занялась благоустройством первого этажа, находившегося в крайне запущенном состоянии.

Параллельно с ведением богослужебной деятельности в новом здании, приход вел переписку с городскими властями о возвращении земельного участка, на котором 100 лет назад была сооружена Донская церковь. Земельная комиссия протоколом № 15 от 23 июня 1998 года приняла положительное решение о выделении для воссоздания храма прежнего участка площадью 0,4 га. Первоначально участок земли под воссоздание разрушенной Донской церкви был выделен по улице Ульяновской, совершенно не там, где церковь находилась изначально. При личном участии тогдашнего главы Мытищинского района Анатолия Константиновича Астрахова земельный участок был переоформлен, и общине был отведен участок по улице Селезнева, на котором еще сохранились остатки фундамента былой церкви.

Часть дома № 32 община Донской церкви просила у администрации для организации в ней Эстетического и духовного центра воспитания детей и подростков в традициях Православия.

30 мая 1999 года состоялось освящение закладного камня на месте, где раньше стояла Донская церковь. В ночь перед этим, примерно в половине третьего, здание, в котором находилась церковь, было подожжено неизвестными злоумышленниками…

Началось строительство первой очереди здания для Православного культурно-просветительского центра с домовой церковью во имя Святой Живоначальной Троицы.

С марта 2000 года начали проводиться и беседы с детьми младшего школьного возраста. Были сформированы группы хорового пения, шитья, вышивки, бисероплетения, иконописи. С осени 2000 года действует воскресная школа для детей и взрослых.

1 августа 2003 года была освящена часовня в честь преподобного Серафима Саровского при Донской церкви. При отце Анатолии в ней проводились духовные беседы. В теплое время года читались благодарственные акафисты Господу Иисусу Христу. Три раза в год здесь служилась ранняя Божественная Литургия: 1 августа — в день обретения мощей и прославления преп. Серафима Саровского, 15 января — в день преставления и второго обретения его мощей и 1 сентября — в престольный праздник Донской иконы Божией Матери. С Рождества 2012 года литургии в храме-часовне преподобного Серафима Саровского совершаются регулярно — каждое воскресенье, в 9 часов утра.

6 июня 2004 года состоялось освящение Троицкого храма. Торжества возглавил архиепископ Можайский Григорий (Чирков).

В храме возобновились занятия в воскресной школе и преобразился нижний храм. Появился новый резной иконостас. В 2005 году художниками В.И. Шердиным, А.В. Ильиной, И.В. Лукиной, Е.В. Куприной, В. Кутеко был отделан и расписан нижний храм.

С Рождества 2012 года в храме преп. Серафима Саровского начались регулярные воскресные богослужения, а мансардный этаж специально переоборудован для молодежного клуба.

Благодаря помощи жертвователей приобретен блок-контейнер для сбора одежды нуждающимся и заключенным, произведено его техническое оснащение, сделана крыша. Еще два блок-контейнера призваны временно выполнять роль учебных классов. Один из них также приобретен, а другой построен на месте рабочими из закупленных строительных материалов. Над блок-контейнерами сооружена общая крыша. «Корпус № 2» и «Корпус № 3» значится в расписании Богословских курсов и кружков, действующих при Духовном центре.

Основание монастыря

В 1591 году армия крымского правителя — могущественного Казы-Гирея подошла к самой Москве. Город был готов к обороне, но его жители готовились к худшему. По повелению русского государя Федора Иоанновича вокруг столицы провели многолюдный крестный ход. И царь отправил защитникам города знаменитую икону Донской Богоматери, которая, по легенде, была у Дмитрия Донского во время знаменитого Куликовского сражения.

Потом произошло несколько локальных стычек между русскими ратниками и татарами, однако, решающая битва так и не состоялась. Татарские войска простояли лагерем несколько дней и неожиданно для всех повернули обратно.

Удивительное спасение Москвы вызвало всеобщую радость и ликование. В честь великого чуда русский государь повелел основать новый монастырь. А местом для него была выбрана территория «гуляй-поля», где находилось встречавшая татар передвижная армия.

Куликовская битва произошла в церковный праздник Похвалы Богородицы, поэтому новый монастырь сначала посвятили Богоматери.

Вид на башни и стены монастыря с ул. Донская

Возникновение древнейшей обители

Донской монастырь основан царем Федором Иоанновичем в честь Донской иконы Божьей Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казыгирея в 1591 году.

Этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословлял великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ Дона. Икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь великому князю в битве с татарами.

Святыня находилась с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы русских ратников ее назвали Донской, как и князя Дмитрия Ивановича, которому казаки преподнесли икону в дар.

Когда в 1591 году Казыгирей оказался на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович приказал с Донской иконою Богоматери совершить крестный ход вокруг Москвы и после поставить ее среди воинских рядов. Государь провел бессонную ночь в молитвах перед образом.

На другой день в разгар битвы татары в панике убежали, бросив на поле и убитых, и раненых, и весь скарб, или как тогда говорили «обоз». В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь в 1591 году Федор Иоаннович основал Донской монастырь, куда поместили чудотворную икону. День празднования святыни – 19 августа (1 сентября).

На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году построен Малый Донской собор. 100 лет спустя рядом появился второй, так называемый Большой Донской собор. Донской монастырь – единственная обитель, где действует два одноименных храма.

История обители в XV-XIX веках

В монастыре сразу же построили собор, посвященной иконе, спасшей Москву. Новый каменный храм именовали «трапезным», а после строительства Большого монастырского собора его стали называть «Малым». Исследователи предполагают, что архитектором первого монастырского собора мог быть знаменитый зодчий Федор Конь, благодаря которому выросли стены Белого города.

Обитель стояла с юга от столицы, прикрывая стратегически важную Калужскую дорогу. Вместе с другими монастырями она входила в укрепленное кольцо, созданное для обороны города от врагов.

В Смутные времена монастырь разграбили войска поляков, которым руководил гетман Ходкевич. После этого разоренная обитель несколько лет не восстанавливалась и была подчинена московскому Андроникову монастырю.

Возрождение Донского монастыря произошло, благодаря усилиям царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Во время их царствования обитель стала популярной у паломников, и через «богомольное место» проводили крестные ходы, в которых участвовали простые москвичи, знатные бояре и русские государи.

Колокольня монастыря с церковью во имя святых Захарии и Елисаветы

В 1705 году обитель встречала нового настоятеля. Петр I доверил руководство монастырем архимандриту Лаврентию (Габашвиши). Московская обитель стала играть роль культурного центра между Россией и Грузией, и в монастыре погребали потомков грузинских царских и именитых княжеских родов.

В 70-е годы XVIII века в Москве случилась эпидемия чумы, после которой было принято решение больше не хоронить горожан на кладбищах в границах города. С этого времени начал расти монастырский некрополь, и на нем нашли пристанище представители многих известных дворянских фамилий России — Трубецкие, Долгоруковы, Вяземские, Голицыны и Нарышкины.

Как и другие монастыри Москвы, Донская обитель сильно пострадала во время вторжения войск Наполеона. Правда ей повезло. Несмотря на сильные пожары, все монастырские здания остались целыми и их быстро восстановили.

Постепенно монастырь стал одним из значимых духовно-просветительских центров. В 1834 году здесь открыли духовное училище, выпускники которого могли продолжить образование в стенах семинарии. Примечательно, что дети из небогатых семей получали образование бесплатно.

Большой собор Донской Богоматери

Монастырь в XX веке

Православная обитель известна тем, что в ее стенах провел последние годы жизни патриарх Тихон. После революционных событий 1917 года он публично осудил творившиеся зверства и за это был подвергнут преследованиям. Патриарха изолировали от паствы, и он жил в монастыре.

Весной 1925 года опального церковного иерарха похоронили в Малом монастырском соборе. На следующий год обитель закрыли. На ее территории создали антирелигиозный музей. Потом здесь открыли интернат, а после него — фабрику и молочную ферму.

С 1935 года на монастырской территории заработал музей архитектуры. Для него из разных концов города стали привозить фрагменты старинных построек, подлежащих уничтожению. Так в бывшую обитель попали горельефы разрушенного Храма Христа Спасителя, древние надгробия с разрытых кладбищ и резные наличники, снятые с Сухаревской башни.

Малый собор Донской Богоматери

Через несколько лет после Великой Отечественной войны церкви вернули Малый собор, но саму обитель восстанавливать не стали. Вопрос о возрождении монастырской жизни был поднят в 1982 году, но несколько лет обсуждений не привели ни к какому результату. Лишь в 1990 году монастырские здания стали собственностью церкви. После этого здесь начались масштабные реставрационные работы.

Прогулка по Донскому монастырю и Донскому кладбищу

Донской монастырь. Могила Прокофия Акинфовича Демидова. Могилы Василия Перова, Николая Жуковского и Александра Солженицына. Горельефы с храма Христа Спасителя. Антон Иванович Деникин, генерал Каппель и философ Ильин. Кенотаф Ясюнинского. Могила Чаадаева. Могилы бабушки и дяди Александра Пушкина. Донское кладбище. Фаина Раневская и пес Мальчик. Могилы летчиков. Общая могила № 1 (1930-1942 гг.). Могила Марии Гартунг, старшей дочери Пушкина. Общая могила № 3, она же «мамочка». Общая могила № 2 (1943-1944 гг.). Могила Сергея Муромцева, председателя первой Государственной Думы.

Накануне жена со свояченицей сходила на спектакль, повествующий о последнем годе жизни Фаины Раневской и у них родилась мысль навестить ее могилу на Донском кладбище. Я вызвался их сопроводить, благо погода замечательная стояла. Встретились мы на станции метро «Шаболовская» и далее пешком отправились. Идти до Донского монастыря – минут десять, Донское кладбище к нему справа (с юга) примыкает.

Донской монастырь в состоянии перманентной реставрации пребывает.

Большой собор

Малый собор

Западные проездные ворота с надвратной церковью и колокольней

Сестренки немедленно завернули в монастырь, решив, что кладбище подождет.

Я был решительно не готов экскурсию по монастырю проводить, но вспомнил, что лет пять назад нашел на территории монастыря могилу Прокофия Демидова и отвел к ней барышень:

Могила Прокофия Демидова

-Была такая знаменитая династия промышленников – Демидовы. В отличие от Строгановых, еще экспедицию Ермака в Сибирь финансировавших, Демидовы прославились (да и возникли) гораздо позже. Родоначальник рода – Никита Демидович Антуфьев такие славные (и дешевые) ружья изготовлял, что Петр I сделал его поставщиком оружия для армии во время Северной войны. А заодно и новую фамилию дал.

-Сын его, Акинфий Никитович Демидов, вместе с братьями и нисходящим потомством в 1726 году получил потомственное дворянство. Дворянство роду Демидовых Екатерина I пожаловала, жена (к тому времени уже вдова) Петра I. Будучи сама без роду, без племени, бывшая Екатерина Скавронская оценивать самородки умела. Такие же, как она сама. В честь Екатерины I город Екатеринбург назвали. Если кто не знает. Одно время Свердловском называли, также как Пермь – Молотов.

-Прокофий Акинфович Демидов (1710-1786), внук родоначальника династии, славился своими чудачествами. В 1778 году (например) Прокофий устроил в Петербурге народный праздник, причем настолько щедрый, что на нем «ласты склеили», в усмерть упившись, полтысячи человек. Однажды скупил в Петербурге всю пеньку – чтобы англичанам (обдиравшим, по мнению Прокофия, его во время пребывания в Лондоне) не досталась. Екатерина Великая считала Прокофия дерзким болтуном. Да так оно, в сущности, и было. А что, собственно, взять было с человека, до 16 лет числившегося казенным кузнецом, а после – потомственным дворянином? Крыша едет не спеша, тихо шифером шурша… И неудивительно.

-Прокофий обладал громадным состоянием и добрым сердцем (что не мешало ему быть типичным самодуром – ограничений то вообще ни в чем не было), но если сердцем он обязан был (скорее всего) накопленной семейством карме, то состоянием – брату Григорию. Дело в том, что большую часть наследства папенька их, Акинфий, оставил сыну от второго брака, Никите. Григорий добился у императрицы Елизаветы Петровны раздела отцовского имущества поровну между всеми братьями. Нигде (принципиально) не служивший Прокофий получил чин действительного статского советника за благотворительность: на пожертвованные (в частности) им 1 млн.107 тысяч рублей основан был Московский воспитательный дом.

-Согласно «Табелю о рангах» гражданский чин действительного тайного советника званию армейского генерал-майора соответствовал.

Портрет П.А. Демидова кисти Д.Г. Левицкого, 1773 год, Третьяковская галерея

-С 1750 года Прокофий постоянно проживал в Москве. В 1754 году он (у разных владельцев) купил земли, составляющие ныне северную часть Нескучного сада, где построил дворец в стиле барокко и оранжереи, а также заложил сад. Использовал при этом семенной и вегетативный материал из первого в России частного ботанического сада под Соликамском, принадлежавшего его брату Григорию.

-Семьсот крепостных Прокофия в течение двух лет работали над разравниванием холма, чтобы сад получил форму амфитеатра. Пять его террас различной ширины и высоты длиной 200 метров спускались к Москве-реке. Было построено несколько каменных оранжерей общей протяженностью более полукилометра для выращивания теплолюбивых растений. Выкопан и обсажен деревьями пруд.

-П.А. Демидов домом жил открытым, гостей привечал. Но цену гостям знал. И ежели кто-то из гостей имения пытался ободрать некое редкое растение из его (Прокофия) уникального сада, то некоторые из копий античных статуй (нагие сторожи, мелом обмазанные) на постаментах «оживали», грозя охальникам пальчиком.

-Именно с тех пор за садом название «Нескучный» и закрепилось.

-Похоронили П.А. Демидова на кладбище Донского монастыря. Могила сохранилась.

-Нашел я ее по описанию, данному в книге Алексея Тимофеевича Саладина «Очерки истории московских кладбищ».

-Вот его описание могилы Прокофия Акинфовича Демидова:

«У самой алтарной стены нового собора выделяется огромный серый памятник Прокофию Акинфовичу Демидову* (1710-1786), известному благотворительностью и эксцентричностью…Из его чудачеств всей Москве был знаком выезд цугом. Цуг состоял из шести лошадей – две передние и две задние были маленького роста, а средняя пара несоразмерной величины. Форейтор большой лошади был карлик, а форейтор маленькой – великан, и ноги его волочились по земле. Лакеи были одеты в комические ливреи: одна половина была расшита золотыми галунами, а другая представляла простую сермягу, на одной ноге был надет лакированный башмак, а на другой – лапоть.»

*Памятник частично разрушен, лишен четырех досок с надписями, урны и украшений. Одна из четырех досок восстановлена, на ней помещен отрывок из эпитафии. (примечание С.Ю. Шокарева).

-В принципе, на плане некрополя Донского монастыря могила П.А. Демидова обозначена (участок 71-Х). То есть находится она возле левой части Большого собора Донской иконы Божией Матери.

-Проблема в том, что надгробных памятников 18 века в том углу несколько, и все они непонятно кому поставлены: надписей практически не сохранилось. Не сомневаюсь, что опись памятников существует, вот только на сайте Донского монастыря ее нет.

-На самом левом (и самом высоком) памятнике остатки надписей все же нашлись. Из них следовало, что памятник этот на могиле Демидова и установлен.

Могила П.А. Демидова, 26 июня 2016 года

-Эпитафия на наиболее сохранившейся (беломраморной) табличке гласила примерно следующее:

«В течение сей временной жизни по всей справедливости приобрел он почтенные бессмертные титлы сердечнейшего сына Отечества и друга Человечества, пожертвуя в пользу обоих большую часть собственного своего состояния, за что, не имея прежде никакого ни военного, ни гражданского чина, от руки Монаршей вдруг возведен был на степень действительного статского советника. Потомству остается судить: достоин ли он был сей столь отличной знаменитой Почести».

-Пара других табличек пропала, но в одной нише еще можно (хоть и с трудом) прочесть следующий текст:

«Гробницу сию в знак почтения к покойному и благодарности соорудила супруга Татьяна Васильевна Демидова. 1789 год, июля … дня».

-Точно могила Прокофия Акинфиевича Демидова, потому что:

«В возрасте 74 лет обвенчался со своей давней сожительницей Татьяной Васильевной Семёновой …, которая была моложе его на 36 лет. Он так описал зятю это событие: «Вчерашний день, 30 июня заманил меня священник в церкву и твою тёщу сделал превосходительною, только брат Никита был, а то никто не знал».

Источник: ВикипедиЯ

-Тут же рядом могила художника Василия Перова, умершего от чахотки на 49-м году жизни. Художника похоронили на кладбище Данилова монастыря, но после ликвидации тамошнего некрополя прах перенесли сюда и новый памятник установили.

-Возле нее памятник на могиле отца русской авиации Николая Жуковского.

-Могила Александра Солженицына.

Поглядели на горельефы храма Христа Спасителя, того самого, подлинного. Коврового их фотографирования я не планировал – фотографий Донского монастыря в домашней коллекции, в разные годы сделанных, предостаточно.

-А почему их при восстановлении храма не использовали? –спросила свояченица.

-Зураб Церетели заявил тогда, что бронзовые копии горельефов долговечнее, -ответил я.- Выгоднее их сделать было, скорее всего. Эти старые горельефы реставрировать пора. При советской власти Донской монастырь в музей архитектуры превратили и свозили сюда фрагменты уничтоженных памятников, включая разобранную Триумфальную арку. Ее потом на Кутузовском проспекте вновь собрали, но лишние детали остались – сам их в монастыре видел: просто сейчас часть монастырской территории недоступна.

-Пойдемте я вам могилу Антона Ивановича Деникина покажу, -предложил я.

-Он же вроде за белых воевал, -вспомнила жена.

-Совершенно верно, -подтвердил я.- Главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России. Умер в США, прах его и супруги сюда в 2005 году перенесли.

-Справа от могилы Деникиных могила Генерального штаба генерал-лейтенанта Владимира Оскаровича Каппеля находится. Вы его по фильму «Адмиралъ» помните – это он на выручку Колчака рвался. Прах из Харбина перенесли.

Могила Каппеля

-Справа от могилы Каппеля могила философа и писателя Ивана Ильина и его жены. Ильина по личному указанию Ленина в 1922 году на «Философском пароходе» из России выслали. Вместе с другими 160-ю приличными людьми. Прах из Швейцарии перенесли.

-А вот этот памятник у стены вообще странную историю имеет. Константин Арсеньевич Ясюнинский был видным купцом и промышленником, членом Государственного совета Российской империи.

Кенотаф Ясюнинского

-Скоропостижно скончался в 43 года, был похоронен не то в Спасо-Андрониковом, не то в Новодевичьем монастыре (или кладбище при нем). В советское время надгробный памятник с его могилы (без перезахоронения праха) в некрополь Донского монастыря перенесли.

Тут мы на схему некрополя наткнулись и решили могилы Чаадаева, а также бабушки и дяди Александра Сергеевича Пушкина найти.

Могилу Чаадаева нашли быстро, с правой стороны Малого собора.

Могилы Пушкиных нашлись с правой стороны Большого собора.

Могила Василия Львовича Пушкина

За памятником дяди Пушкина виднелся такой же памятник на могиле Анны Львовны Пушкиной.

Могила Анны Львовны Пушкиной

И мы было решили, что это и есть могила бабушки Пушкина. Но дома, рассмотрев фото, смутился: Анна Львовна на памятнике дочерью подполковника и девицей значилась. На участке и третий памятник имелся, но подобраться к нему ремонт мешал. Выручил (как всегда) собственный домашний архив: в нем я нашел фотографию, снятую мною еще в 2014 году. Итак, Ольга Васильевна Пушкина (урожд. Чичерина), супруга артиллерии подполковника Льва Александровича Пушкина, бабушка поэта.

На этом мы с монастырем закончили, вышли за ворота и вошли в ворота Донского кладбища.

Тут мне совсем легко стало, потому что накануне прочел все, что несколько лет назад о кладбище написал, а теперь вещал сестренкам:

-Кладбище в начале прошлого века образовано было (в связи с тем, что в Донском монастыре мест для захоронений не осталось) и гопоту здесь не хоронили, а все больше людей приличных: художника Валентина Серова, композитора Сергея Танеева, поэта Владимира Маяковского. Все три захоронения позже на Новодевичье кладбище перенесли. Многие старшие офицеры, в Первую мировую погибшие, здесь же покоятся.

-Начнем с правой стороны: там, кроме Фаины Раневской, никто из известных людей не похоронен. Могила ее где-то в конце кладбища, неподалеку от кирпичного забора. Рядом белая скамейка.

Могила Раневской, фото 2016 года

И мы ее нашли.

Могила Раневской, фото 2022 года

Только теперь на могильной плите крохотная фигурка грустной собаки появилась. У Раневской был пес, подобранный ею на улице и названный Мальчиком. Они жить друг без друга не могли.

Прошли немного вперед, к юго-восточной части кладбища, и наткнулись на целую аллею могил летчиков, похороненных часто целыми экипажами.

-Это надо же такую фамилию иметь, -удивилась свояченица.- Гей Владимир Георгиевич. Не повезло с фамилией.

-Не повезло ему в 44 года умереть, -возразил я.- А в 1966 году, когда это произошло, и слова то такого не знали.

-В 1904-1914 годах на территории кладбища велось строительство православной церкви преподобного Серафима Саровского и святой благоверной княгини Анны Кашинской. Недостроенную (хоть и освященную в 1914 году) церковь большевики приспособили (1927 год) под крематорий и колумбарий. Сюда грузовиками свозили тела с Лубянки и из Лефортова. В могиле № 1 лежит прах 4259 людей. Среди них: Блюхера, Тухачевского, Якира, Уборевича, Косырева, Мейерхольда и Бабеля. А всего таких могил на территории кладбища три. В третьей могиле (по слухам) похоронено много казненных деятелей Белого движения: атаман Семенов, генералы Краснов и Шкуро. В 1990-е годы крематорий был закрыт и снова стал храмом.

-В прошлый раз я только могилу № 1 нашел. Любопытно было бы и на остальные две взглянуть.

-Все найдем, -заявили сестренки бодро.

Оказалось, что это не так просто: более-менее детальный план кладбища отсутствует.

Общую могилу № 1 (захоронение невостребованных прахов с 1930 по 1942 гг. включительно) нашли сразу.

А вот две остальные пришлось поискать. Пока искали, я бронзового красноармейца с винтовкой опять нашел. У потушенного Вечного огня.

Красноармеец по-прежнему охранял стелу, на которой значилось: «Бойцам и командирам полка Специального назначения УКМК, погибшим на боевом посту 12 августа 1941 года.»

-Аббревиатура «УКМК» расшифровывается как «Управление коменданта Московского Кремля НКВД СССР», -пояснил я.- В тот день, 12 августа 1941 года, немецкая авиация бомбила Кремль. Бомбы попали в Арсенал, погибло 20 человек.

В процессе поисков вновь обнаружил могилу старшей дочери Александра Пушкина.

-Мария Александровна Гартунг (род.1832) в 1860 году, в возрасте 28 лет, вышла замуж за Леонида Николаевича Гартунга (на два года ее моложе), -вспомнил я.- Леонид Гартунг дослужился до чина генерал-майора, управлял Императорскими конными заводами в Москве и Туле. В 1877 году, несправедливо обвиненный в хищениях, Гартунг застрелился и Мария Александровна одна осталась: детей у них не было.

-Именно с Марии Александровны списана Л.Н. Толстым внешность Анны Карениной. Умерла Мария Александровна в Москве в 1919 году от голода. Луначарский «выбил» ей персональную пенсию, вот только получить ее она не успела.

Опять увидел изящный беломраморный памятник с крестом и надписью: «Князь Петръ Петровичъ Ишеевъ. Род.12 ноября 1862 г. Сконч. 22 апреля 1922 г. Миръ праху твоему незабвенный дорогой другъ».

-Обратите внимание, -предложил я.- Уже и сословия все отменены давно, и Гражданская война закончилась, и НЭП провозглашен, а тут все по-прежнему: князь, да еще со старой орфографией. Мне, кстати говоря, так и не удалось хоть что-то об этом князе узнать.

-Памятник художнику Аввакумову работы Евгения Вучетича.

Наконец, умаявшись, спросили у работника кладбища.

-Общая могила № 3 справа от Вечного огня находится, в ельнике, — охотно объяснил тот.- Мы ее «мамочкой» называем. А общая могила № 2 слева от общей могилы № 1, среди могил находится.

И мы пошли к общей могиле № 3, памяти жертв политических репрессий 1945-1953 гг.

И сразу же поняли, почему ее «мамочкой» прозвали: в центре поляны находилась статуя коленопреклоненной женщины.

Под конец нашли общую могилу № 2 (захоронение невостребованных прахов 1943-1944 гг.) и направились к выходу.

Совсем у стены слева (если от входа смотреть) – могила Сергея Андреевича Муромцева, председателя первой Государственной Думы. Кадет, за свою политическую деятельность исключен из дворянского сословия. Скончался в возрасте 60 лет во сне от сердечного приступа. На надгробии (1912, архитектор Ф.О. Шехтель) установлен бюст работы Паоло Трубецкого. Памятник был последним, который я показал сестренкам.

Прогулка наша часа два заняла.

Выйдя с кладбища, отправились в сторону станции метро «Ленинский проспект», купив по дороге мороженое: день жаркий выдался.

Анатолий Новак,

26 мая 2022 года

Что можно увидеть в монастыре

Посетители попадают в обитель через ворота высокой колокольни, в которой находится храм Захарии и Елизаветы. При входе на стенах можно увидеть несколько живописных житийных икон.

Самым старым из сохранившихся храмов считается Малый собор. Новый или Большой монастырский собор появился в конце XVII столетия.

Это было время когда в монастыре велось масштабное каменное строительство. Тогда же вокруг обители возвели мощные стены с ажурными башнями.

Церковь Александра Невского

С конца XIX столетия здесь стоит церковь Иоанна Лествичника. Она была возведена на деньги генерала Терещенко и выполняла роль фамильного склепа. Другой склеп членов семьи Зубовых устроен в церкви Александра Свирского, округлое здание которой похоже на классическую ротонду.

Живописный храм Иоанна Златоуста стал усыпальницей купеческого рода Первушиных. Еще одна церковь, посвященная Тихвинской иконе Божией Матери, завершает северные ворота обители.

Большая часть монастырской территории отведена под некрополь. Он появился в конце XVII столетия и к XIX веку превратился в место, где хоронили родовитых купцов и элиту российского дворянства. На монастырском кладбище лежат близкие родственники поэта А. С. Пушкина.

Здесь находятся могилы знаменитого русского механика Н. Е. Жуковского, историка В. О. Ключевского и известной своей жестокостью помещицы Салтычихи. Среди других могил можно увидеть надгробия российских генералов В. О. Каппеля и А. И. Деникина, философа А. И. Ильина, а также писателей И. С. Шмелева и А. И. Солженицына.

Церковь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского

Церкви Донского монастыря

Церковь Михаила Архангела построена на средства княгини Анны Голицыной в 1806 году на месте обветшавшей церкви Евфимия Великого. Кубический объем увенчан главой на широком барабане. С западной стороны прежде была больница, превращенная в трапезную.

Церковь в честь князя Александра Невского возведена в 2006 году на месте бывших монастырских огородов. Венчается барабаном с луковичной главой. Рядом – нарядная Водосвятная Часовня.

Церковь святителя Тихона основана в 1997 году по благословлению Патриарха Алексия II. Церковь выполнена из кирпича и покрыта кровлей на 8 скатов. Храм, увенчанный луковичной главой на высоком барабане, декорирован кокошниками.

Храм Георгия Победоносца построен в 2000 году в технике суровой фрески. Храм-восьмерик, декорированный плоскими пилястрами, увенчан округлой крышей и ярусом колокольного звона.

Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины выполнена в византийском стиле в 1888 году на средства купеческой семьи Первушиных как родовая усыпальница. В нижнем ярусе – церковь великомученицы Екатерины.

Храм преподобного Иоанна Лествичника построен в 1898 году на средства генерал-майора как часовня-усыпальница для его семьи. С западной части – закрытое крыльцо-паперть. Стены украшены декорированным орнаментом из формового кирпича и лепными деталями. Фасады отреставрировали, установив новый иконостас, в 1990 году.

Храм преподобного Александра Свирского возведен в 1786 году в стиле классицизма в честь небесного покровителя графа Николая Зубова. Фасады украшены пилястрами, интерьер восстановлен в1996 году и заново расписан иконостас.

Храм праведных Захарии и Елисаветы построен в 1730 году и упразднен после разорения монастыря французами, реставрирован в 1990 году. В храме созданы росписи из истории монастыря.

Надвратная церковь Тихвинской иконы Богоматери – четырехъярусная церковь, верхний уровень, отделенный сводами с открытыми арками, предназначен для звонницы. Здесь молился патриарх Тихон во время заточения. Главный вход в церковь – напротив Большого собора с северной стороны ограды. Около паперти – чугунная кованая решетка начала XVIII века и иконостас 1782 года. Церковь построена в XVIII веке на деньги царицы Прасковьи Федоровны, жены Ивана IV Романова.

Над воротами с западной стороны – трехъярусная колокольня с изящными часами. У входа в монастырь – часовня, посвященная счастливому событию: спасению царской семьи при крушении поезда, в котором они находились.

В братских корпусах, сделанных из красного кирпича, живут более 100 монахов.

Святыни

Главной святыней мужской обители считают Донскую икону Божией Матери (XVI век), которая была написана знаменитым русским изографом Феофаном Греком. Почитаемый верующими образ постоянно находится в Государственной Третьяковской галерее, но раз в год его привозят в стены обители.

В Большом монастырском соборе стоит рака, где покоятся мощи патриарха Тихона. Кроме того, паломники приходят поклониться к захоронению Якова Полозова, который был келейником при патриархе Тихоне.

Монастырский некрополь

История

На Руси вокруг больших городов для их обороны часто строили монастыри-крепости. Так были возведены Новодевичий и Симонов, Андроников и Новоспасский, а также Даниловcкий монастыри. В 1591–1592 годах царём Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым был основан Донской монастырь в Москве в память избавления от нашествия крымского хана Казы-Гирея.


Этим было завершено создание оборонительного полукольца крепостей, охранявших столицу от степных набегов. Был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Сейчас это Малый или Старый собор.

В Смутное время Донской монастырь был разорен польскими войсками. Каменные стены и башни, напоминающие ограду Новодевичьего монастыря, были возведены в 1686 году. В 1698 году был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, — Большой собор, построенный с помощью царевны Екатерины Алексеевны.


В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху. В то время это было крупное феодальное хозяйство. Формируется величественный комплекс обители. В 1713–1714 годах строится Тихвинская надвратная церковь.


К середине 18 века завершается строительство колокольни над западными воротами и архимандритских покоев.


Сооружаются здание духовной семинарии и хозяйственные постройки. А к 1798 году завершена церковь Александра Свирского. С конца 17 века Донской монастырь стал усыпальницей московской знати. В Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей, в Михайловском храме — усыпальница князей Голицыных. Одно из печальных событий в жизни обители произошло в 1771 году во время Чумного бунта. Чтобы предотвратить распространение заразы, Архиепископ Авмросий велел убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные и здоровые прихожане. За это толпа растерзала архиерея. По приказу Екатерины II зачинщики беспорядков были повешены на Красной площади.

В 1914 году был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к обители. С 1922 года в обители находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. В 1925 году после смерти в больнице он был похоронен в Малом соборе. В 1926 году обитель была закрыта, но монастырская жизнь шла до конца 1920-х годах. Затем здесь были открыты антирелигиозный музей, интернат и даже ферма. Храм Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище был переоборудован в крематорий.


На территорию Донского монастыря свозились остатки сносимых московских храмов. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. При входе в обитель стоит танк Дмитрий Донской, пушка и БТРы. В Малом соборе богослужения возобновились в 1949 году. В храме была устроена печь, которая и поныне используется для изготовления мира (ароматного масла для помазания тела человека) для всей Русской Церкви. В ноябре 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче обители Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха. Из-за смерти Генерального секретаря это решение было приостановлено, а затем Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году обитель была передана Московскому патриарху. Братия была малочисленна. 18 августа того же года был вновь освящён Большой собор.


В 1992 году во время ремонта Малого собора после пожара было вскрыто захоронение Патриарха Тихона. Его мощи поместили в раку и позже перенесли в Большой собор.


1 сентября, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, совершается Божественная литургия в Большом соборе. По традиции, в связи с праздником чудотворная Донская икона доставляется в обитель из Третьяковской галереи. С 2010 года праздник в честь Донской иконы Божией Матери по благословению Его Святейшества стал главным праздником российского казачества.

Как добраться до монастыря

Обитель находится в 5,5 км южнее Московского Кремля. Монастырская территория удалена на 1,1 км от станции метро «Шаболовская», на 1,5 км от «Ленинского проспекта» и на 2 км — от «Тульской». Неподалеку останавливаются трамваи № 14 и 39. Выходить нужно на остановке «Университет Дружбы Народов». Кроме того, ко входу в монастырь можно дойти пешком со стороны Ленинского проспекта — от остановки общественного транспорта «Институт им. Курнакова».

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 5.00 [1 Голос]

← МОНАСТЫРИ МОСКВЫМОСКВА →
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]