Первые святые и рождение русской иконы


Немного из истории написания раннехристианских икон

С древних времен изобразительная культура, такая как энкаустика, достигла христианства. Именно она считается прародительницей и была основана на рисовании смешанными цветами. Многие раннехристианские иконы написаны в технике восковой темперы, одной из разновидностей энкаустики, отличающейся богатством и особой яркостью нанесенной росписи. Эта картина зародилась в Древней Греции, а затем постепенно пришла в христианство. Одна из самых ранних и важных икон в этом стиле — икона Христа Вседержителя, старейшее и наиболее известное изображение Христа.

Зачем Господь нам его дал?

Каждый дар от Господа служит людям для чего-то важного. Для чего же христианину икона? Какая духовная польза от нее? – Неоценимая! Много об этом можно рассуждать.

Во времена советских гонений на Церковь иконы проповедовали. Так буквально говорили знающие люди. И не ошибались. Как это было?

В то время власти старались уничтожить церковную проповедь вне храма и даже загасить проповедь с амвона. Так вот, помимо проповеди звучащим словом, до людей доходила проповедь зримым образом – иконой. И распространялась проповедь по храмам и далеко за церковной оградой. Иконы проповедовали в музеях. Проповедовали в художественных альбомах по древнерусскому искусству.

Проповедь икон достигала до людей, очень далеких от мысли прийти на церковное богослужение.

Легенда возникновения первой иконы

Итак, по мнению знатоков иконописи, самая первая икона — это лик Иисуса Христа. Это также произошло во время Виа Круцис, по дороге на Голгофу, когда женщины вытерли его лицо полотенцем, и на белом полотенце остался отпечаток лица. Эта средневековая легенда до сих пор носит название «Тарелка Вероники», которая получила свое название от женщины, надевшей ей вуаль. Возможно, она была одна или их было несколько, но в ее имени первая иконка упоминает только имя Вероники.

Вторая версия «рождения» первой иконы, распространенная на всю церковь, связана с восточной традицией. История создания иконы повествует о художнике, царе Эдессы, которого послали изображать Иисуса, но попытка не удалась. Затем Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором действительно остался отпечаток его лица. Его борода была напечатана в виде цельной прядки, напоминающей форму клина, поэтому этот значок стал называться «Спас Мокрая Брада».

Таким образом, если говорить о двух церковных преданиях, то в годы земной жизни Спасителя появилась первая икона, которая стала нерукотворной иконой с именем Спасителя.

Где же искать ее истоки?

Для христианина главная икона – это икона Христа. Когда и как появилась первая икона Господа Иисуса? Она, конечно, была. У нас в Церкви установлен и специальный праздник в ее честь. По календарю праздник приходится на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.
29 августа праздник в честь Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа. Первая икона Христа не была написана красками, не была создана руками человеческими. Не являлась плодом фантазии древнего художника.

Первая икона дана нам напрямую от Господа. Согласно церковному преданию первая икона представляла собой чудесно появившийся на холсте отпечаток лика Иисуса Христа.

Дать людям икону – это была Божья воля, а не пожелание человеческое.

Мы, православные, должны бы хорошенько это знать.

Икона – дар Божий.

Первый мастер иконописи

Согласно легенде, первая рукотворная икона — это икона Богородицы, а написавший ее был христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука. Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы, ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти других икон с изображением Девы Марии. Только три из них были написаны самой Богородицей и получили свое благословение при ее жизни.

К таким иконам относятся: Смоленская, Корсунская или Ефесская и Филермская Богородица. За преданиями евангелист Лука сначала запечатлел на столе образ Мадонны с младенцем на руках, затем нарисовал еще две, похожие на первую, и привел к Пресвятой Богородице Все три значительно отличаются от остальных икон Богородицы, что может дать необыкновенное и неповторимое представление о том, как выглядела Богоматерь в земной жизни.

Есть даже икона, воссоздающая сам процесс написания иконы Пресвятой Богородицы Луки.

Ведь никто не может дать конкретного ответа на вопрос, когда появились первые иконки. Все это настолько прикрыто завесой прошлого, что чем дальше мы отдаляемся от древних времен, тем меньше становится возможность познать истину. Однако не все остается неизученным. Таким образом, первыми иконами в истории христианства считаются: «Плата Вероники» и «Спас мокрая брада», которые стали двумя вариантами появления первой иконы образа Спасителя не вручную. А первым иконописцем считается евангелист Лука, внесший большой вклад не только как автор одного из четырех Евангелий, но и как художник, изобразивший на своем полотне Пресвятую Деву Марию.

Икона в политическом детективе

Помню популярный игровой фильм середины восьмидесятых годов. Политический детектив «ТАСС уполномочен заявить» по сценарию Юлиана Сёменова.

Как полагается, сюжет острый: в одной африканской стране происходит переворот, за которым стоят американские спецслужбы. ЦРУ удалось завербовать какого-то советского специалиста высокого уровня. Его пытаются вычислить и обезвредить сотрудники госбезопасности. Тематика, прямо скажем, в стороне от религиозной жизни.

И все-таки в одном эпизоде детектива мелькнул диалог об иконе.

Перескажу его. Сотрудник КГБ приходит к подопечному, повидавшему виды художнику, и дает ему письмо, написанное от имени свидетеля вербовки. Анонимное письмо подкинул в наше посольство вроде бы тот, кто лично видел, как американцы обрабатывали русского специалиста. Перед художником был поставлен вопрос: «Как думаете, кто автор письма? И насколько автор искренний?»

Художник подтверждает подлинность и искренность письма. Считает, что автор его – бывший власовец. Сотрудник спецслужб вроде бы согласен с художником. Тем не менее, интересуется, почему собеседник решил, что письмо настоящее.

Старый художник, в свое время близкий к власовским кругам, в ответ вспоминает короткую историю. Был у него знакомый, иконы реставрировал. Показал этот коллега как-то свою работу, скопировал он русскую икону XVI века. Копия получилась удачная. И состоялся небольшой спор:

– Слушай, почему бы тебе не заняться иконописью?

Реставратор только рассмеялся:

– Что ты! У меня так никогда не получится.

– Ты, талантливый художник с такой великолепной школой, и сработаешь хуже, чем этот безграмотный богомаз?!!

Тогда реставратор поставил рядом оригинал и сказал:

– Неужели ты не видишь разницу? Этот художник писал икону с верой в Бога. А веру подделать трудно. Даже невозможно.

Икона XVI века была подлинной. И письмо о вербовке было выстрадано, было подлинным…

До сих пор удивляюсь: в политическом детективе икона засвидетельствовала о подлинных человеческих религиозных чувствах. Может быть, икона и здесь, с советского телеэкрана проповедовала о религиозном опыте, который стоит за церковным искусством.

Да, техникой иконописи можно овладеть, можно выучиться копировать старинные образцы. Но вот веру в Того, Кого пишешь, нельзя скопировать, не получится подделать. Чтобы написать подлинную икону, нужен дар Божий, дар веры, дар общения с Господом.

Откуда в христианстве появились иконы?

Священное Писание не содержит прямых указаний на обязательное иконопочитание для христиан. Однако церковное Предание дает нам несколько историй связанных с почитанием изображений. Первая из них – это предание о Нерукотворном Образе, лике Господа Иисуса Христа чудесно отпечатавшимся на полотенце, которое было дано для исцеления правителю Авгарю в город Эдессу. Вторая – предание согласно которому, апостол Лука написал первую икону Богородицы, которую благословила сама Пречистая. В первые века христианства изображения не были широко распространены, но не по каким-либо вероучительным причинам, а по практическим. Христиане часто подвергались гонениям, и потому часто вынуждены были менять места для богослужений. Даже частные дома, в которых проводились собрания общин, старались не выделять особым образом, чтобы не навлечь преследований.

Исключением из этого положения вещей стали Римские катакомбы, где христиане собирались часто и могли чувствовать себя в безопасности. Именно здесь мы видим первые образцы христианской живописи: фрески «Пастырь Добрый», «Христос: Альфа и Омега» и другие. Христиане хотели выражать свою веру и молитвенное состояние не только через молитвы и песнопения, но и в искусстве. Это и стало толчком к развитию первых иконописных изображений, которые отличались натуралистичностью, яркостью красок и символизмом сюжетов.

Такой стиль в иконописи преобладал и после установления христианства как государственной религии в Римской империи, и в период первых Вселенских соборов. Иконописцы того времени использовали античную технику энкаустики и пытались уже найти особый стиль в написании, который бы позволял донести до зрителя богословский смысл христианства. Уже в то время начинают оформляться первые черты иконописного канона. В 590 году Трулльский собор запретил изображать Христа символично (как ягненка или иным образом), а только как Богочеловека. К сожалению, до нашего времени дошло немного икон этого периода, поскольку большая их часть была уничтожена во время иконоборческого гонения в империи.

Движение против икон остановило развитие иконописи более чем на столетие. Однако восстановление иконопочитания Седьмым Вселенским собором в 787 году и полученное за годы споров богословие иконы явились полезными факторами для нового этапа в иконописании. Отныне икона не просто изображение, которому верующие оказывают почтительное поклонение. Икона теперь несет еще и вероучительный смысл, отражает догматы Церкви для простого народу. Эта миссия меняет и сам стиль иконописания: он становится более застылым, двухмерным и очень символическим. Складывается особый иконописный канон или правила как правильно писать иконы. Центрами иконописания становятся земли Византийской империи и Южной Италии. И если итальянская школа впоследствии была вытеснена религиозной живописью эпохи Возрождения, то в Византии иконопись развивалась в рамках канонов жанра, хотя и получая некоторое влияние со стороны общества.

На Руси первые иконописцы из славян стали появляться уже в XII веке. Это известные мастера–монахи — святые Алипий и Григорий Печерские. Постепенно к XIII веку уже почти в каждом большом городе была своя иконописная школа. Древнерусские изографы следовали канонам и в то же время добавляли к образам местный колорит. Это проявляется на русских иконах в чертах лиц Христа или Богоматери, общей стилистике оформления образа. Далее иконописание в украинских землях продолжало развиваться своим самобытным путем. Примером тому служат иконы XIII – XIV веков сохранившиеся в храмах Западной Украины, а также более поздние иконы времен казачества, которые впитали многие элементы казаческого или украинского барокко.

В XXI веке иконопись не стоит на месте, как и любое другое искусство. Современные иконописцы стараются по-новому осмыслить каноны жанра, подать их в новом, близком для современного человека свете. Ведь желание выражать свою веру в красках остается с нами. Оно всегда будет актуально для христиан нового тысячелетия также, как это было и во времена первых веков христианства.

Иконопись начинается с опыта

Что это за опыт? Опыт настоящей встречи с настоящим Христом. И опыт молитвенного общения с Ним. Без этого не было бы на Земле подлинной иконы.

Господь дает нам видеть Свой Лик, обращаться к Нему. Поблагодарим Его за это счастье.

Словарь «Правмира» — Икона

Около нескольких тысяч, а некоторые ученые даже утверждают, что миллионов лет тому назад человек научился говорить, потом люди научились рисовать, а уж после – писать. Что касается иконописи, то тут, назвать точную дату появления первых икон так же трудно, как сказать о времени появления речи и письменности. Однако существует немало легенд, как появились первые иконы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]