Иконы Рождества Богородицы: редкие, знаменитые, старинные, чудотворные

Первые изображения Рождества Пресвятой Богородицы появились уже во II веке, а к IV это событие украшало стены многих храмов. По завершению иконоборческого периода сцену появления на свет Девы Марии повторяли многие иконописцы: византийские, русские… Как менялась икона с течением времени, рассмотрела Евгения Пономарева. Все факты наглядно подтверждаются: фотографий в статье очень много.

Икона Рождества Богородицы

История Рождества Богородицы

Это значимое в истории христиан событие описано в апокрифическом Протоевангелии Иакова. Он повествует о том, что благочестивые Иоаким и Анна, дожив до преклонных лет, так и не смогли обрести дитя. Однажды Иоаким принес в церковь дары, но священник не принял их, поскольку считалось, что Бог не дает детей за грехи, и принимать дары от грешников возбраняется. Опечаленный муж отправился в пустыню, где молил Бога о том, чтобы он дал им ребенка. Анна также возносила молитвы о даровании дитя. Спустя некоторое время каждому из них явился ангел и поведал, что Бог услышал их молитвы, и вскоре у них появится ребенок. Через положенный срок у пары родилась дочь, которую назвали Марией.

Житие Пресвятой Богородицы

На протяжении многих лет чета Иоакима и Анны не имела детей. Они проживали в относительно небольшом городе Назарете. Вообще, об этом городе отзывались не особенно почтительно, как считалось, из Назарета не может быть ничего хорошего.

Иоаким и Анна были набожными людьми и достаточно зажиточными, но при этом соблюдали благочестие. Иоаким был из рода царя Давида, а Анна относилась к священническому роду. Они были уважаемы другими людьми, только одного им не хватало – ребенка.

В те далекие времена ребенок считался благословением, а отсутствие такового, соответственно, было чем-то наподобие кары. Поэтому некоторые люди считали чету в чем-то провинившейся перед Всевышним. В итоге Иоаким отправляется в пустыню для того чтобы поститься 40 дней, Анна молится в саду и оба получают знамение от Господа и отправляются в Иерусалим, именно там они и встретились как было сказано в знамении.

Эти благочестивые люди были избраны для того чтобы помочь спасению человечества. Анна зачала и родила Деву Марию. Согласно принятому сейчас положению в православии, родилась Мария в Назарете, а не в Вифлееме.

Древние изображения Рожества Богородицы

Одни из первых памятников в христианстве, повествующих о событии Рождества Девы Марии, относят к раннему средневековью. Две найденные в Сирии костяные пластины, на которых изображены сцены из Протоевангелия, ученые датируют 5-6 вв.

На одной из них — плачущая в саду Анна в момент явления ей ангела, на другой — встреча Марии и Елизаветы (матери Иоанна Крестителя). Исследователи отмечают, что найденный диптих, скорее всего, лишь уцелевшая часть более развернутого повествования, которое включало и остальные эпизоды земной жизни Богоматери.

Благовещение праведной Анны. Створка диптиха из Мурано; Египет; VI в.; местонахождение: Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; 6.9 x 10.3 см.; материал: кость; техника: резьба по кости

Предположения основываются на том, что христианские художники раннего средневековья изображали значимые события, используя приемы античных мастеров. Их визуальный канон, посвященный рождению богов или мифических героев, как раз и состоял из нескольких ключевых эпизодов.

К числу наиболее древних изображений события относят также фресковые циклы в римской церкви Санта -Мария Антиква, их датируют 6-8 вв.

Святая Праведная Анна, матерь Пресвятой Богородицы. Византийская фреска в церкви Санта-Мария-Антиква в Риме. 705 — 707 годы.

Фреской 9 века известен храм Каппадокии, а настенную роспись в Атенском Сиони в Грузии искусствоведы датируют 11 веком.

Рождество Богоматери. Мозаика в Дафни (Греция). Вторая половина XI в.

Первая половина 11 века отмечена фресками в Киевском Софийском соборе. Протоевангельский цикл, расположенный в приделе Иоакима и Анны, выполнен киевскими мастерами и, по оценке экспертов, неплохо сохранился.

Старинные

Интересный факт

Текст Протоевангелия был хорошо известен еще раннехристианскому искусству. Неудивительно, что и первые изображения
Рождества Пресвятой Богородицы появились уже во втором веке, а к 4 -му это событие живописали многие стены храмов.
Однако позже, с наступлением иконоборчества в 8-9 веках, иконы и росписи стен в церквях Византии в основной массе были утрачены. Чтобы вернуть изобразительное искусство в лоно церкви, понадобилось почти столетие.

Рождество Богородицы. Мозаики монастыря Хора в Константинополе. Византия

Особенности изображения в ранней Византии и на Руси

Иконы Рождества Богородицы, созданные византийскими мастерами раннего средневековья, еще находятся под сильным влиянием античных канонов.

Рождество Богоматери. Роспись южного алтаря собора Святой Софии в Киеве. XI в.

Так, описание события включают несколько обязательных сцен, заимствованных у древних мастеров и описывающих рождение какого-либо героя:

  • омовения повитухой рожденного младенца;
  • служанок, поддерживающих сидящую или стоящую роженицу;
  • деву, приносящую Дары.

В более поздних версиях художники начинают творчески перерабатывать сюжет Протоевангелия, внося в повествование новые элементы.

Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. Византия 1316-1321 г.

Со временем бытовые подробности становятся более развернутыми. Так, вместо одной девы с дарами появляются несколько, несущих блюда и сосуды. Такое подробное изображение мы встречаем и на иконе — таблетке из Софийского собора в Новгороде.

Рождество Богородицы. Двусторонняя икона-таблетка. Школа или худ. центр: Новгород Конец XV — начало XVI вв. 24 × 19.5 см Входит в серию таблеток из собора Св.Софии в Новгороде

Увеличивается и число бытовых эпизодов, сопутствующих таинству рождения: в деталях прописана процедура омовения младенца. Одна из служанок проверяет, не горячая ли вода, вторая держит новорожденную, готовя ее к купанию. Рядом — сцена укачивания новорожденной, тут же находятся и служанки с опахалом.

Позже обмирщение становится более явным: в пространстве появляется стол, в более поздних версиях он уставлен яствами и расположен возле ложа Анны.

Праведный Иоаким на иконах Рождества Богородицы

На протяжении нескольких столетий меняется дистанция между благочестивой Анной и Иоакимом. Впервые он появляется на иконах только в 13 веке. Его фигура значительно меньше по масштабу. Художники, внося его в повествование, делают его всего лишь наблюдателем. Это связано со строгим уставом, который запрещал мужчине находиться на половине дома жены в определенные моменты.

К 14 веку на многих изображениях фигура Иоакима становится крупнее, а дистанция сокращается. Он уже располагается в дверном проеме и в полный рост. Иконописцы отводят ему более значительную роль в происходящем. Отчасти это связано со смягчением нравственных канонов и переосмыслением апокрифических текстов.

Дионисий. «Рождество Богоматери». Фреска из композиции западного портала Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1502.

К 17 веку на византийских полотнах фигура Иоакима уже сопоставима с фигурой Анны. Он становится полноправным участником событий и часто рисуется сидящим неподалеку от ее ложа. Ложе Анны на всех иконах является композиционным центром так же, как и на иконах Рождества Христова.

аскание Марии. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Мастер Дионисий

Клин православный

Автор: епископ Балашихинский Николай

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы, как и прочие Богородичные праздники, в Византии появляется сравнительно поздно, в начале VI в. Официальное введение этого торжества приписывается императору Маврикию (конец VI в.) Первые песнопения в честь Рождества Богородицы составлены в середине VI в. преподобным Романом Сладкопевцем.

Древнейшие из дошедших до нашего времени изображений Рождества Пресвятой Богородицы (в византийском искусстве) относятся к IX в. На Руси сцена Рождества Богородицы встречается уже в росписях собора Святой Софии в Киеве — это фрески придела свв. Иоакима и Анны.

Появление иконографии праздника Рождества Богородицы обычно относят к концу VII — началу VIII вв., т. е. к тому времени, когда сам праздник получил повсеместное распространение в Церкви, но памятники доиконоборческого периода до нашего времени не дошли. Принято считать, что литературной основой для создания иконографии Рождества Богородицы послужили апокрифы — главным образом, т. н. Протоевангелие Иакова (II в.) Видимо, сам апокриф явился позднейшей записью существовавшего в Церкви устного предания. Появление еще одного апокрифа с описанием события Рождества Богородицы — т. н. Евангелия Псевдо-Матфея — относится к более позднему времени (IX в.)

Священное Писание почти не говорит о земной жизни Пресвятой Богородицы — зная Ее великое смирение, можно сказать: благоговейно умалчивает обо всем, что касается лично Ее. Содержащиеся в Предании сведения о рождестве и родителях Девы Марии представляют такую картину:у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей. Как-то праведный Иоаким пришел в Храм принести Богу жертву, но первосвященник отказал Иоакиму, так как тот «не создал потомства Израилю». В скорби удалился Иоаким в пустыню, молился и плакал там, а его жена осталась дома в одиночестве, тоже плакала и молилась. В это время их обоих посетило чудное видение — ангел, возвестивший, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

После этого благовестия праведные супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима: «Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме…»

Когда праведная Анна зачала, и «прошли положенные ей месяцы», она в положенный срок, «в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить свое Чадо Богу и, по обычаю, отдать его в Иерусалимский Храм до наступления совершеннолетия…

Практически одновременно с созданием иконографического канона происходило и формирование гимнографии праздника: это составленные в VII—VIII вв. каноны преподобных Андрея Критского и Иоанна Дамаскина, стихиры святителя Германа Константинопольского, Анатолия Солунского и других песнописцев VIII—IX вв.

Уже на самых ранних изображениях Рождества Богородицы помимо праведной Анны и новорожденной Девы Марии появляется ряд персонажей; при этом праведного Иоакима не изображали — он не должен был находиться рядом с супругой во время родов. Святой Анне помогают одна или две служанки — они омывают новорожденную Марию. Омовение происходит в широком сосуде, обычно стоящем на ножке или подставке. Изображают также служанок или праведных жен, принесших святой Анне дары или угощения.

Все перечисленные лица присутствуют в композиции Рождества Богородицы уже в самых ранних памятниках — это и храмовая роспись, и книжная миниатюра. Праведную Анну обычно изображают на ложе полусидящей — это устойчивый прием изображения рождения без страданий. Например, на миниатюре хранящегося в Ватиканской библиотеке Минология Василия II (987–989 гг.) изображены праведная Анна, служанка, омывающая новорожденную Марию, и три служанки с дарами. Надо сказать, что в Минологии Василия II нашлось место и праведномуИоакиму: он вместе с Анной изображен на следующей миниатюре (9 сентября — в день памяти праведных БогоотецИоакима и Анны). Еще одна миниатюра иллюстрирует встречу праведных супругов у Золотых врат города, это Зачатие праведной Анны (празднование 9 декабря), т. е. событие, открывающее цикл миниатюр, посвященных Рождеству Богородицы и Ее детству (миниатюра Введения Богородицы во Храм).

С усложнением композиции основной сюжет Рождества Богородицы стал дополняться сценами из жизнеописания праведных Иоакима и Анна или из «Протоевангелия», а именно: принесение праведным Иоакимом жертвы в Иерусалимском храме; отказ первосвященника принять жертву у бездетного; плач Иоакима в пустыне и его молитва там; плач Анны в саду и ее моление; благовестиеИоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот (этот сюжет положен в основу получившей самостоятельное существование иконографии Зачатия праведной Анны).

Из храмовой росписи, где эти сюжеты изображали отдельно, они переходят и непосредственно в единое иконное пространство. С большими подробностями бытового характера изображают и главный сюжет: например, новорожденную Марию готовятся омывать две служанки, одна из которых держит дитя, а вторая наливает в купель воду из кувшина и одновременно пробует рукой, теплая ли вода. Одну или двух девушек-служанок изображают с опахалом, которым обмахивают младенца Марию. Праведного Иоакима в ранней иконографии не включали в основной сюжет композиции, но иногда присутствие его обозначали так: он мог заглядывать в помещение через окно или открытую дверь.

Сквозной темой Священного Предания — и литературного, и живописного — является безграничная любовь, нежность и забота, с которой относились к воспитанию своей Дочери праведные Иоаким и Анна. К помощи по воспитанию Богоизбранной Отроковицы привлекали они избранных благочестивых девиц.

Одной из умилительных сцен, наглядно иллюстрирующих тему семейной любви и воспитания, перешедших из храмовой росписи в иконографию Рождества Богородицы, является «Ласкание Марии». Младенец Мария здесь изображена на руках родителей.

«Протоевангелие» содержит интересную деталь, которая свидетельствует о том, как оберегали родители юную Марию: когда только Она научилась ходить, праведная Анна решила не отпускать Ее из пределов родительского дома, пока не наступит время ввести Ее в Храм Господень. Обещав посвятить свое Дитя Богу, праведные родители готовились исполнить это ответственное решение. Могли ли Иоаким и Анна поступить иначе, если Сам Бог чрез Ангелов Своих известил их о рождении долгожданного Чада?

Рождение Пречистой Девы Марии — будущей Матери Божией — стало важнейшим событием в истории всего рода человеческого — событием, возвестившим радость всей вселенной: из Нее воссияет Солнце Правды — Христос Спаситель. Но пока об этом могли лишь сокровенно радоваться Ее родители.

Все изображения Рождества Богородицы буквально пронизаны этой тихой радостью. Особенно проявляется это в деталях — на первый взгляд, чисто декоративных, но имеющих глубокую смысловую нагрузку. Как пример можно привести изображение источника, из которого пьют птицы — и большие, и птенцы. Это и пример трогательного отношения птиц к своему потомству, и напоминание о том, что Сам Господь посылает источники, напаяет и птиц небесных (Пс. 103:10–12), и символ грядущего избавления от сети ловящих (Пс. 123:7), и та хвала, которую воздают Богу праведные Иоаким и Анна вместе со всею тварью Божией (Пс. 148).

Приведем примеры того, как в памятниках древнерусской иконописи раскрывается содержание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Новгородская икона середины XIV в. из собрания С. П. Рябушинского (ныне — в Третьяковской галерее) — пример развитой иконографииосновного сюжета (самого Рождества Богородицы). Особенности изображения: Анна — и это достаточно редкий случай — изображена страдающей, она полулежит, отвернувшись от пришедших к ней с поздравлением и дарами жен (их четверо). Анна внимательно наблюдает за тем, как две служанки готовятся к омовению новорожденной Девы Марии. Из оконного проема за спиной Анны за происходящим наблюдает встревоженныйИоаким.

На иконе первой половины XV в. из Государственного Русского музея Анна изображена без страданий; она бодро сидит на своем ложе, принимая поздравления и дары от подходящих к ней поочередно жен. Две служанки готовятся омывать младенца Марию: одна налила в купель воду, а вторая пробует температуру воды рукой. Иоакима в композиции нет.

Икона XVI в. из Новгородского музея (НГОМЗ) — «Рождество Богородицы в житии» — представляет сложную композицию с 24 клеймами. В среднике — собственно Рождество Богородицы со сценой «Ласкания Марии». В основной части композиции обращают на себя внимание такие детали, как столик со стоящими на нем дарами; праведная Анна сидит и ведет беседу с женами, которые уже успели вручить ей свои дары.

На иконе начала XVI в. из Русского музея появляются новые детали: кроме сцены омовения младенец Мария изображена повторно, уже лежащей в колыбели. Одна из служанок веет над Нею опахалом, а вторая, видимо, напевает колыбельную… Праведная Анна сидит на ложе, а одна из служанок поправляет постель за ее спиной. Четыре жены, уже успевшие поздравить Анну, живо беседуют между собой. Над одром Анны — башенка, с которой за событием внимательно наблюдает праведныйИоаким.

Икона Рождества Богородицы с клеймами земной жизни, начала XVI в., из Устюженского краеведческого музея, напоминает Новгородскую (но житийных клейм в ней всего 18). В ней обращают на себя внимание тщательно проработанные детали.

Икона конца XV в. (Северные письма) из Третьяковской галереи подчеркнуто лаконична: к сидящей на ложе Анне подошли две девицы с сосудами; справа внизу служанка собирается омывать младенца Марию — с Нее уже сняты пелены. Вверху иконы помещены поясные изображения великомученика Димитрия Солунского, святителя Николая, пророка Илии и великомученика Георгия.

Икона начала XVII в. из музея им. прп. Андрея Рублева, в отличие от предыдущей, не только являет пример развитой иконографии праздника, но и содержит ряд новых деталей: в нижней части композиции помещено изображение источника, из которого пьют воду два лебедя. Сцена «Ласкания Марии» размещена в одной из башенок изящного здания, где происходит все действо. Тщательно выписаны архитектурные детали, лесенка, по которой поднимаются к Анне гости, богато украшено высокое ложе, на котором сидит Анна; причудливо извивается струя воды, которую наливает в купель служанка.

Икона XV в. из Львовской картинной галереи содержит интересную деталь: одна из жен, пришедших поздравить праведную Анну, трогательно припала к ней, а Анна обнимает ее правой рукой…

Сложная многофигурная композиция Рождества Богородицы с 16-ю житийными клеймами третьей четверти XVI в. из Рублевского музея содержит следующие сцены: в верхнем регистре средника — благовестиеправеднымИоакиму (слева) и Анне (справа). К молящимся супругам подлетают ангелы, несущие весть о том, что Господь услышал их молитвы. В этом же регистре в середине — уже осуществившееся чаяние праведных супругов — сцена «Ласкания Марии». Еще одна интересная деталь: в правой нижней части средника одна из служанок качает подвешенную за четыре угла колыбель младенца Марии.

Икона начала XVII в. из государственного музея-заповедника «Коломенское» содержит сюжет с птицами, пьющими воду из источника: это птицы разных видов и размеров. Здесь есть также сцена «Ласкания Марии» и припавшая к праведной Анне девица. В верхней части иконы, в облачном полукружии — Господь Саваоф.

Завершим наш краткий обзор иконой-«таблеткой» XV в. из Новгородского Софийского собора, в которой заслуживают внимания не только идеально прописанные детали, но и такая выразительная сцена, как юная служанка, сидящая возле колыбели младенца Марии. Запеленатая и укрытая красным одеяльцем Мария внимательно наблюдает за другой служанкой, которая веет над Нею опахалом, а первая девушка с укором обернувшись к своей подруге, видимо, просит ее не мешать убаюкивать Дитя. За всем происходящим наблюдает сидящий в башенке над входом в здание праведный Иоаким…

Приведенные в нашей заметке примеры древнерусской иконографии Рождества Богородицы показывают, насколько творчески, хотя и в пределах канона, подходили к своей задаче художники, а обилие интересных, подчас трогательных деталей свидетельствует о том, что каждый иконописец вложил в свое произведение и личные наблюдения.

Иконография Рождества Пресвятой Богородицы не только воспроизводит подробную картину событий рождения Пречистой Девы Марии, но и убедительно раскрывает перед современным зрителем систему ценностей благочестивого супружества, семейной жизни, рождения и воспитания детей — тех непреходящих ценностей, которые подвергаются сегодня серьезным нападкам.

Источник: www.mepar.ru

Иконография Рождества Богоматери Автор: Екатерина Шеко Сюжет Рождества Богоматери не описан в Евангелии, но в иконографии встречается с древнейших времен. Композиционная схема изображения восходит к дохристианским временам.

Рождество Пресвятой Богородицы Автор: Митрополит Иоанн (Вендланд) Прекрасное благословение обещает праведнику Ветхий Завет, но если мы внимательно присмотримся ко всем этим благословениям, то окажется, что эти благословения — земные, для прекрасной и счастливой земной жизни. А когда начался Новый Завет, то иные обещания изрек Господь Бог

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Иконография

Практически каждая из бытовых деталей, в изобилии присутствующая на иконах — образная цитата священных текстов.

Рождество Богоматери. Атени Сиони. Грузия. Конец XI в.

Уже на одном из ранних изображений служанка протягивает Анне новорожденную, что отсылает нас к тексту Протоевангелия:

Между тем прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку: кого я родила? Ответила та: дочь.

Этот эпизод повторяется и в иконах более поздних изводов.

Девушки с дарами, число которых возрастает на протяжении веков, говорят не только о принятой в среде знатных дам традиции поздравлять роженицу с пополнением в семье.

Рождество Пресв. Богородицы. Икона. сер. XIV в.

Сосуд, что они несут в руках — это еще и прообраз Божией матери, которую в молитвах и сочинениях Отцов Церкви называют «сосудом девства» и «вместилищем невместимого». Как, например, в Акафисте Пресвятой Богородице, сочиненном в ранневизантийскую эпоху.

Ра́дуйся, Бо́га невмести́маго вмести́лище;

(Акафист)

Не случайно, что на некоторых иконах он по форме напоминает стамну — кувшин, в котором хранили манну небесную, посланную Богом для пропитания в пустыне:

«Радуйся, стамно, манну носящая, услаждающая всех благочестивых».

Однако упоминание «Бога невместимого вместилищем» — отголосок еще более древнего источника. Это выражение встречается в Ветхом завете в XV—IV веках до н. э., где описываются скитания еврейского народа по пустыне в поисках земли обетованной. Именно так называют походный храм — скинию, а спустя 400 столетия — храм царя Соломона, которые и были вместилищем Бога до Рождества Богородицы. Именно с появлением Ее на свет человечество обретает в Ее лице одушевленный Храм Божий, место Его особого присутствия.

«Исполнися вопиющего пророчество, глаголет бо: восставлю скинию падшую священного Давида, в Тебе , Чистая, прообразившуюся».

Символика образов

Стоит отметить, что на иконах Рождества Богородицы символика образов очень пластична, она словно перетекает, образуя единой символическое пространство, объединяя и дополняя богословский смысл.

Сосуды

Так, аналогия с ветхозаветным «вместилищем невместимого», священным сосудом — Богоматерью, говорит и о том, что Она, будучи Божественным сосудом, даст миру Спасителя, и, безусловно, о будущей Его искупительной жертве.

Фрагмент иконы Рождества Богородицы. Музей Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом Монастыре

Стол, накрытый яствами и купель

Тема принесения жертвы прослеживается и в такой детали как стол, накрытый яствами. На первый взгляд, это лишь иллюстрация события, описанного в Протоевангелии.

Рождество Богородицы. Конец XVI века. Новгород. Музей русской иконы.

Оно повествует о том, как Иоаким созвал священников, чтобы отпраздновать год со дня рождения Марии. Однако и в этой сцене прочитывается параллель с жертвенником храма, который так же имел четырехугольную форму. Христиане ставили на него дары — хлеб и вино для совершения Евхаристии.

Интересный факт

В православных храмах монументальные сюжет из Протоевангелия как раз располагаются в жертвеннике храма. Поскольку сюжет предшествует всем евангельским событиям, то и помещают его в ту часть храма, где происходит приготовление к Службе — Литургия.

Купель

Один из самых ярких и многослойных образов — купель, в которой происходит омовение новорожденной Марии. Изображение ее содержит несколько смысловых пластов. Мы помним из Протоевангелия, что родители обещали отдать рожденного им ребенка для служения Богу. И для младенца Марии омовение в купели символически означает начало новой жизни в Боге, служения Ему. В контексте христианской культуры сцена ассоциируется с Крещением Христа и трактуется как прообраз этого события, будущее очищение человечества от грехов.

Икона «Рождество Богородицы», — Россия, Москва, около 1698-1699 года. Художник круга Кирилла Уланова. Музеи Московского Кремля

Поэтому эпизод с купелью символически предвосхищает и введение Марии во храм, которое на некоторых иконах Рождества изображают в клеймах как визуальную расшифровку смыслов, заложенных в процедуру омовения. Глубокий символизм сцены поддерживается и Ветхим заветом. Поскольку Она стала вместилищем Бога, своего рода храмом, то купель ассоциируется и с чином освящения храма, который сложился, начиная с раннего средневековья.

Младенец Мария

Несмотря на то, что Мария — главное действующее лицо, на иконах ее фигура чрезвычайно мала. Это связано не столько с детским возрастом, сколько со стремлением показать смирение, самоумаление, свойственное Богоматери в Ее земной жизни.

Фреска «Рождество Богородицы», — первая треть XVIII века, из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Цвет Ее пелен — образный эпиграф, предвосхищающий Рождество Христово, который так же изображен в яслях, завернутым в белоснежные пелена. Цвет пелен Марии также говорит о Ее чистоте и непорочности.

Фонтан

Уже на первых византийских иконах художники изображают фонтан. Он находится рядом с Анной и может отличаться деталями, но символика образа вновь отсылает нас к ветхозаветному пророчеству о воде, что сделает плодородной некогда сухую пустыню. Это образная метафора неплодности Анны, которая наполнилась новой жизнью по воле Бога.

«Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цвете, яко крин… И на жаждущей земле источник водный будет. Тамо будет веселие птицам… И собрании Господом обратятся и придут в Сион с радостию» (Ис. 35:1-10).

Завеса

На иконе часто встречается велум — завеса из красной ткани. Традиция обозначать таким образом внутреннюю часть дома берет начало с античных времен. Ткань использовали в домах того времени для разграничения пространства, также ею прикрывали вход в дверные проемы. Вот и на иконе велум, закрывающий проем, символизирует закрытость Рая для людей, поскольку до Рождества Богородицы и последующей искупительной жертвы Христа вход туда человечеству был закрыт.

Конец XVII — нач.XVIII в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех.

Ткань, соединяющая два архитектурных сооружения, символизирует также переход от Ветхого Завета к Новому, который стал возможен с рождением Богородицы.

Тексты

Молитва, исходящая от души и сердца, является главной молитвой. Есть разные тексты православных молитв иконе «Рождество Пресвятой Богородицы».

Все молитвы разрешено читать не только в праздник, но и в остальные дни. Исключение составляют дни поста.

Акафист принято читать стоя, послабление делается только для больных людей. Можно не только читать, но и слушать акафист, причем не только в храме, но и дома (по благословению священнослужителя), в записи. Это поможет очищению души и избавлению ее от тягот и страданий. Рекомендуется выучить заранее текст молитвы и читать перед образом Богоматери. Допускается чтение написанного текста с листа или молитва от себя. Важно дополнить слова действиями и поступать благочестиво: помогать неимущим и страждущим.

Тропарь

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак

Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от истления смерти освободились, Пречиста, в святом Твоем Рождестве. Его совершает и сей народ Твой, от вины прегрешений он избавлен, взывая: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея». Моление, а с ним и стенание от бесплодия и бесчадия Иоакима же и Анны воспринято. И вошло во уши Господа, и произрастило Плод животворный для мира. Ведь на горе совершал он молитву, она же поношенье в саду переносила, но со радостию неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. О благая, рожденная Анною, как прославлю или воспою Тебя, ибо Ты – рожденный Храм всесвященнейший? Иоаким на горе умолял плод восприять от утробы Анны. И принятой была от святого молитва, после же чревоношенья радость в сем мире преблаженная бысть. Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. Дар иногда принес он во храм, и не воспринят остался он, ведь не хотели воспринять его священники от неплодного и семя неимущему, и средь Израиля сынов Иоаким был отвержен, но пришел он потом, и привел с собою Деву с дарами благодаренья вместе со Анной, ибо, радуясь днесь, неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. Ныне услышали колена Израиля, что родила днесь Анна непорочную, и все же возрадовались днесь во веселии. Сделал Иоаким им пиршество, и возрадовались светло они о дивном чуде. К молитве призвал иереев, левитов, принес он и Марию, всех посреди их, чтобы возвеличить: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея». Жизни поток Ты источила нам, во Святое отданная воспитатися и насладившаяся пищей ангельской, во Святых Святая Пребывшая, как речется, Ты и Храм, и Сосуд сей Господень. Ибо девы Саму Деву с свечами приводят, прообразуя Солнце – То, что имела принести для верных. Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. «О таинство, свершенно на земле», – по рождении Анна воскликнула ко Создателю, Провидцу и Богу нашему. – Владыко, Ты услышал мя, как ту Анну, что упрекал Илий священник за пьянство. Ведь Самуила она рожденного решила Владыке посвятити, Ты же, как прежде, даровал ведь и мне: Неплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея. «Велие днесь, Благий, мне предстоит, ибо я родила Деву, Рождающу прежде веков Всевладыку и Господа, по Рождестве же Хранящего Матерь Свою, как и есть Она – Девой. Сию же приношу Тебе во храме, Щедре. Сия и Дверь Твоя будет Владыки вышних. С радостию Ее неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. Некогда и Сарра верная возжелала родити неплодная, прежде рожденья Исаака – сына ее, Ведь Бога она принимала, с двумя архангелами, в человеческом зраке. И слово было к ней во время оно: «У Сарры сын родится» – ныне же миру радуясь, вопиет: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея». Ныне Мариам сияет временам, и ведь храм не скудеет святынями, и Захария, Ее видя Взрослеющей, избирает по жребию Ей жениха и от Бога Иосифа, обрученного Деве. Ему была дана Она чрез жезла откровенье от Духа Всесвятаго, сего же ради Анна радуясь, вопиет: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея». Чтимо Дитя твое, святая мать. Похвалу родила ты вселенныя и за людей умоление теплое, Стена Она и Утверждение и Пристанище, на Нее возложивших надежду. И всяк христианин защиту получает, покров Ее спасенья и надежду. Ее же от чрева твоего неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. Вышний Боже, Создателю всего, Сотворивший же Словом всяческая, Создавший человека Твоею мудростью, Человеколюбче Единственный, Твоему народу мир как Всещедрый нам даруй, царей сохрани со пастырем сих верных и безмятежно стадо, храня и защищая, да всяк вопиет: неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Акафист

Кондак 1

Избранней от человеческого рода и рождшейся от неплодове, Пречистей Деве Марии составим похвалу, яко рождеством Ея начало спасения нашего бысть и пришествие в мир Избавителя возвестися. Темже радостно Ей возопиим: Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.

Икос 1

Ангел небесный предстояй пред Богом, послан бысть к праведным Иоакиму и Анне возвестити им радость велию, яко по неплодствии своем имут родити Дщерь Преблагословенную, от Неяже всему миру радость произыдет. Темже и мы, радости сея причастницы, похвальная песни Деве воспоем: Радуйся, в Троичном Совете Материю Сына Божия от века предъизбранная; радуйся, древними пророками с патриархи многообразне в образех и сенех прообразованная. Радуйся, вящшие пяти тысящ лет от создания мира верными Божиими рабы, яко Матерь Избавителя ожиданная; радуйся, лествицею Иаковом виденною, Божие к человеком снизшествие прообразовавшаго предуказанная. Радуйся, неопалимою купиною в пустыни Синайстей Моисеом виденною, предвозвещенная; радуйся, Чермным морем Израилю сух путь давшему, фараона же потопившему, образне преднаписанная. Радуйся, написатися нам в книзе Живота Вечнаго пособствующая; радуйся, Царствия Небеснаго невозбранный вход нам ходатайствующая. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.

Кондак 2

Видяще праведнии Иоаким и Анна явльшагося им Ангела, возвещающа рождество Твое, Пресвятая Дево, возблагодариша Бога, призревшаго отъяти поношение безчадия их, и всем сердцем тепле возопиша: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественнаго строительства и на землю снизшествия Своего Всеблагий Господь исполнити начиная, посланием Ангела Своего возвестити Иоакиму и Анне о рождестве Твоем, Пресвятая Дево. Темже вопием Ти хвалебно: Радуйся, разума Божественнаго проявление; радуйся, дивнаго смотрения Его исполнение. Радуйся, древле предуставленная послужити воплощению Сына Божия; радуйся, от всех родов в жилище всех Царя предъизбранная. Радуйся, еще в рай изречением искусителю змию о положении вражды между тем и Женою и Семенем Ея предуказанная; радуйся, по исполнении времен от неплодове изволением Божиим славне произшедшая. Радуйся, род человеческий рождеством Своим возвеселившая; радуйся, сетование чаявших утехи Израилевы преложившая. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.

Кондак 3

Сила Вышняго разреши неплодство заматоревшия во днех своих праведныя Анны: зачат бо Тя, Пречистая, и, чая Твоего рождения, радостно пояше Богу Израилеву хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имущая безмужно родити Спасителя душ и телес наших, Ты и Сама, яко чудо пред велиим и непостижимым чудесем, от неплодных родителей славно родися, Пресвятая Дево. Темже воспеваем Ти сице: Радуйся, от корене Иессеова и Давидова произшедшая; радуйся, от неплодных ложесн праведныя Анны дивно прозябшая. Радуйся, пророчеством Исаии прежде лет древних Дева-Матерь проявленная; радуйся, по обетованию Ангела рожденная. Радуйся, скиниею свидения и Ковчегом завета прообразованная; радуйся, процветшим жезлом Аароновым образне прознаменованная. Радуйся, прежде рождества Твоего в Матерь Богу-Слову освященная и предуготованная. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.

Кондак 4

Бури поношений человеческих о неплодствии своем избавльшеся в зачатии Твоем, Пресвятая Дево, праведнии родителие Твои радовахуся, и в честь рождества Твоего учреждение велие творяху сродником и знаемым, и тии срадовахуся им, вопиюща Богу, сотворшему милость Свою, хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше окрестные людие, яко дщи Иоакима и Анны наречена бысть Мария, сиесть Госпожа, проразумеваху, Пречистая, велику и славну Тя быти не токмо в людех, но и у Бога. Мы же сбытие сего добре ведуще, величаем Тя сице: Радуйся, Пресвятая Дево, не от человека, но от Ангела имя Себе еще прежде зачатия приявшая; радуйся, по имени сему Госпожею всея твари быти сподобльшаяся. Радуйся, яко праведнии родителие Твои воздающе Богу благодарение за рождение Твое, великия дары в жертву Тому принесоша; радуйся, яко сродником и знаемым, купно же и убогим вечерю любве сотвориша. Радуйся, яко от священников, в дом родителей Твоих на торжество позванных, благословена еси; радуйся, яко от всех на веселие оно собравшихся, похвалена и прославлена была еси. Радуйся, выше всякия чести и похвалы явльшаяся; радуйся, Материю Бога-Слова быти сподобльшаяся. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.

Кондак 5

Боготечная звезда, возвещающая пришествие Солнца Правды, Христа Бога нашего, в рождестве Твоем явися, о, Пресвятая Дево; темже людие Божии, пришествия Избавителя верою чаявшии, видяще Тя чудно от неплодове рождшуюся, таинственно возвеселишася и возопиша: Аллилуиа.

Икос 5

Видевши праведнии Иоаким и Анна рождшуюся от них Богоотроковицу Марию, о Нейже Ангел Божий некая чудная и дивная тем провозвести, яко кивоту Божию, Той послужиша, воспитавающе и храняще Ю, якоже зеницу ока. Темже и мы похваляюще Богоотцев, сподобившихся родительми быти таковыя Дщери, Деве Марии радостно воспеваем: Радуйся, Пречистая Дево, яко по рождестве Твоем родителие Твои вельми возликоваху; радуйся, яко в явлении Твоем в мир Ангели и человецы согласно возрадовахуся. Радуйся, яко о Тебе вси пророцы многообразне предглаголаху; радуйся, яко един от них Вратами затворенными, ин же Горою приосененною Тя именоваху. Радуйся, яко вся преславная древле таинственно о Тебе предглаголано быша; радуйся, яко Градом и Селением Божиим псаломническая уста Тя наименоваша. Радуйся, седмосвещным светильником, яко седмию дарами Святаго Духа исполнена быти имевшая, предуказанная; радуйся, позлащенною трапезою с хлебами предложения, яко Хлеб Жизни, Христа, родити имевшая, предуказанная. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.

Кондак 6

Проповедник богоносных вещания и глаголы исполняя, изволением Зиждителя твари на земли явилася еси, Пресвятая Дево, естества нашего цвете, Адама же и Евы воззвание и на первую доброту возведение. Темже вси вернии в рождестве Твоем радость обретши, духовно торжествующим, поюще дивному в Совете Своем Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в рождестве Твоем, Пречистая, заря спасения нашего, во исполнение Божественнаго смотрения, имже едина Ты от всех родов достойна явилася еси плоть заимодати Зиждителю Твоему, пришедшему спасти род наш от древния праотеческия клятвы. Сего ради взываем Ти сице: Радуйся, Адама и Евы воззвание; радуйся, древния клятвы разрешение. Радуйся, сеновнаго закона конец и новыя благодати начало; радуйся, промышления Божественнаго Таинница и на делания благая нас присно наставляющая. Радуйся, едина во всех родех достойно обретшаяся быти Материю Бога-Слова; радуйся, и нам новым во Христе людем духовная Мати явльшаяся. Радуйся, Матерним Твоим попечением николиже нас оставляющая; радуйся, в сыны и дщери Сыну Твоему достойны и благоугодны нас приуготовляющая. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.

Кондак 7

Хотяще обеты своя Господеви воздати, праведнии родителие Твои, Пресвятая Дево, трилетствующую Тя отроковицу приведоша в храм Господень со славою и радостию многою, первосвященник же (Захария), Духом Божиим объятый, введе Тя во Святая Святых, яже прообразом токмо быша Твоея Святыни. Ты бо вместила в Себе не кивот Завета, но святых Святейшаго Сына Божия, во утробе Твоей девственней плоть восприявшаго. Емуже Ты с лики девическими выну воспевала еси: Аллилуиа.

Икос 7

Новое и преславное промышление Божественное бысть о Тебе, Дево Марие. В храме бо Божием жительствующи пищу от рук Ангельских принимала еси, Пресвятая. Темже молим Тя: напитай нас пищею благодатною, да возрастем духовно в мужа совершенна и Тебе, Всецарице, похвальная возопием: Радуйся, преукрашенная добродетельми, Отроковице, в храме Божием жити и Ангелом Собеседнице быти сподобльшаяся; радуйся, посылавшуюся Тебе Богом пищу от Ангелов во Святая Святых принимавшая. Радуйся, небесным хлебом во храме чудесно воспитанная; радуйся, к великому таинству воплощения Сына Божия тамо предуготованная. Радуйся, яко повелением Божиим Ангели на земли Тебе усердно служаху; радуйся, яко тии ныне на Небесех, яко Царице, благоговейно Тебе служат. Радуйся, яко и мы недостойнии песньми хвалебными присно Тя величаем; радуйся, яко и рождших Тя Богоотцев всегда ублажаем и в молитвах их призываем. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.

Кондак 8

Странное рождество Пречистыя Девы видевше, устранимся суетнаго мира, ум на Небеса преложше, идеже Богоматерь во славе предстоит Сыну Своему и Богу, ходатайствующи пред Ним о всех верных, всеславное рождество Ея (и в храм введение) любовию празднующих и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся тварь в рождестве Твоем, Пречистая, обрете радость, печаль праотеческую потребляющую: произшедшим бо от Тебе Христом Богом, падшее во грех преслушания естество наше от падения воста и паки любезно Зиждителю сотворися. Темже умильно Ты взываем: Радуйся, всемирныя радости предвозвещение; радуйся, таинство от века сокровеннаго явление. Радуйся, Еюже падения востахом; радуйся, Еюже прежде отриновенное естество наше истее Богу присвоися. Радуйся, Еюже Иоаким и Анна поношения безчадия свободившася; радуйся, Еюже безплодие сердец наших в благоплодие применися. Радуйся, Еюже обилие благ вечных верным от Господа подается. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.

Кондак 9

Вси Ангели Божии не ведевшии тайны Боговочеловечения в Совете Триипостаснаго Божества от века сокровенныя и напоследок Девою Мариею явленныя, вельми удивлены быша, зряще, како Дщи Иоакима и Анны необычно естеству женскому, во Святая Святых введеся. Темже недоумением объяти бывше, благоговейно вопияху: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия древнейший, всемудрый в царех Израилевых Соломон, провидя рождество Твое, Пречистая, в Песнех Песней со удивлением возглашаша: “Кто Сия, проницающая, аки утро, добра, яко луна, избранна, яко солнце”. Темже Церковь ликовствующи в празднице Твоем, весело Тебе вопиет: Радуйся, невечерняго дне Боговедения утро светлейшее, в законней сени, яко во мраце, возсиявшее; радуйся, солнцеобразная Дево, истинное Солнце — Христа, девственным воплощением в мир введшая и тем вся просветившая. Радуйся, световидная стихия, существенно приявшая Бога, живущаго во свете неприступнем; радуйся, Своим малым чревом объявшая Безпредельнаго, вся концы вселенныя объемлющаго. Радуйся, полная луно, свет божественный непосредственно восприемлющая и нас тем озаряющая; радуйся, чистейшее зерцало, в немже многая совершенства Божия чудно и верно изображаются. Радуйся, совершенством Твоих добродетелей и нас к тому же подвизающая; радуйся, немощныя наши силы к творению добрых дел подкрепляющая. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.

Кондак 10

Спасти хотя род человеческий от первородныя клятвы, дивное смотрения Своего таинство сотвори Господь: избра бо Тя, Пречистая, от рода Авраамля и Давидова, и от Тебе безсеменно воплотитися благоизволи, прешед уставы естества, но и тя произведе от заматоревша и неплодна корене Иоакима и Анны праведников. Темже рождество Твое (и в храм вхождение) днесь празднующи и рождших Тя песньми восхваляющи, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Небесный, спасения нашего ради хотя на земли явитися и с человеки пожити, чертог свят воплощения Своего, Тя, Пречистая, предуготова, подав плод безчадной Анне, слезно с супружником Своим, молившимся о разрешении своего неплодства. Темже молим Тя, Богомати: разреши неплодие душ наших, да возможем принести Богу плод благих дел добродетели, взывающе Ти сице: Радуйся, пресветлый Чертоже безсеменнаго Божия воплощения; радуйся, одушевленная Палато, в жилище всех Царя предуготованная. Радуйся, светлейший облаче, имже Седящий на престоле Божества к нам сниде; радуйся, Посреднице закона и благодати, запечатление Ветхаго и Новаго Заветов. Радуйся, неувядаемая Лозо, прекрасный цвет — Спасителя мира, произрастившая; радуйся, благовонное яблоко, от неплодове произрастшее и Христу благоугодно явльшееся. Радуйся, и нас, певцев Твоих, благоугодны Христу представити тщащаяся; радуйся, яко и нас, безплодны сущих делы благими, не лишаеши духовнаго утешения. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.

Кондак 11

Песнь хвалебную рождеству Твоему (и в храм введению) приносящих не отрини, Владычице Благая, но рождших Тя ради, благоцветлива нам буди, молящи о нас Сына Твоего и Бога нашего, да подаст грехов прощение и жития исправление, еже в покаянии слезном выну благодарно воспеваем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемная и премирная Божественнаго света Свеща, единородная Дщерь Иоакима и Анны, предъизбранная в Матерь Единородному Сыну Божию, днесь от неплодове преславно произыде, и просвещает всех рождество Ея (и в храм вхождение) верно празднующих и благоговейно взывающих: Радуйся, светозарная Свеще, Божественным пламенем возжженная; радуйся, и нас тем благодатно просвещающая и согревающая. Радуйся, таинственная Клеще, Угль Божественный Христа Господа во утробе и на руках Твоих носившая; радуйся, и нас в Таинстве Причащения приимати Того сподобляющая. Радуйся, живый и преукрашенный Храм Господень, о Немже поет Давид: “Свят Храм Твой, дивен в правде”; радуйся, Кадильнице Святая, не фимиам, в воздухе разливающийся, но Христа, вечное благовоние в Себе вместившая, и всю тварь тем облагоухавшая. Радуйся, Престоле, превознесенный со славою, одушевленное седалище Великаго Царя, нашего же Спасителя и Господа; радуйся, Царице Небесе и земли, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и нас, убогих, не забывающая. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.

Кондак 12

Благодати паче, неже естества действо проявися в рождестве Твоем, Пречистая; молитву бо безчадных родителей Твоих, Господь услышав, подаде Тя им в утешение, якоже Аврааму и Сарре Исаака, восхотев вкупе и Своего смотрения таинство на Тебе совершити и уготовати Тя в Матерь Единородному Сыну Своему, обетованному нашему Искупителю. Емуже благодарно поем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще славное Твое от неплодове рождение (и в храм Господень введение), хвалим Тя Пречистая, яко Таинницу Божия о нас спасительнаго смотрения, воплощением от Тебе Бога-Слова явленнаго, и вопием Ти сице: Радуйся, чистая Ноева Голубице, рождеством Твоим престатие потока смертнаго возвестившая; радуйся, ветвь благовестия Христа Спасителя погибавшему грехом роду человеческому принесшая. Радуйся, едина блаженная в женах, послушанием Твоим Богу преслушание праматери Евы исправившая; радуйся, печаль Адама и прочих праотцев, (истомившихся ожиданием пришествия Избавителя) рождеством Твоим в радость преложившая. Радуйся, яко рождество Твое радость возвести всей вселенной; радуйся, яко в рождестве Твоем матери радуются и неплоды веселятся (ведуще, яко и Ты от неплодове произошла еси). Радуйся, яко и всех рождество Твое (и в храм вхождение) верно и благочестно празднующих сподобляеши благодатнаго веселия; радуйся, с Сыном Твоим, одесную Отца во славе Его, спосадити нас, Его много умоляющая. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.

Кондак 13

О, Всепетая и Пречистая Мати Дево, приими сие наше хвалебное пение в честь преславнаго рождества Твоего (и в храм введения) приносимое, и возроди в нас желание благ вечных, вкупе же и избави нас, Церковь Твою Святую, Отечество наше и обители иноческия от всяких бед и напастей, от врагов видимых и невидимых, и будущия изми муки и Небеснаго Царствия нас сподоби, да во веки веков о Тебе вопием: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).

Известные иконы и их краткое описание

Эти иконы объединяет схожие истории обретения, которые происходили в течение 16 века в разных российских губерниях.

Исааковская

Была обретена чудесным образом в 1659 году в Ярославской губернии. Жители увидели свет в лесу, выяснилось, что он исходил от иконы, находившейся на дереве.

На ней изображались события Рождества, которые несли два ангела в окружении херувимов. Сельчанам удалось перенести икону в церковь только после молебна. Однако на следующий день она исчезла, чтобы вновь появиться в месте, где была обретена первоначально. Лишь после нескольких эпизодов с исчезновением иконы на месте ее обретения была построена часовня, а после — каменный храм. Впоследствии на этом месте организовали монастырь, но в начале 20 столетия он был закрыт. Судьба иконы неизвестна.

Глинская

Икона была найдена пчеловодами в корнях сосны. Это произошло в первой половине 16 века. Названа по имени князей Глинских, которые помогли создать обитель на месте явления чудотворной иконы. На ней изображена Анна, восседающая на высоком ложе.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» именуемая Глинскою

В арке из трех пролетов изображена дева с дарами, праведный Иоаким, в нижней части иконы — служанка с младенцем Марией на руках. Позже икону вложили в серебряный киот. От других изводов Глинскую икону отличает изображение Бога — Саваофа. Это один из титулов Господа, означающий всемогущество, который упоминается в Ветхом завете.

Сямская

Названа так по имени монастыря в Вологодской губернии, в котором находилась. В первой половине 16 века монастырь сгорел, однако икона осталась невредима. После пожара обитель возродили. Позже в обители построили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а святыня заняла в ней достойное место.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» Сямская

Лукиановская

На иконе, в отличие от других изводов Рождества, обретенных в 16 веке, изображены белые птицы, пьющие из источника. Это соотносится с ветхозаветным текстом пророка Исайи, который описывает появление водного источника на жаждущей земле. Иносказание отсылает нас к неплодной Анне, которой Бог даровал рождение дитя, а также с образом сада с птицами, в котором Анна молилась Богу о рождении ребенка.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» Лукиановская

Сокольская

Икона Рождества Богородицы именуемая Сокольскою

Итог

Значимой является не только икона, но и сам праздник Рождество Богородицы, он приходится на 21 сентября. В этот день принято посещать церковь и читать молитвы у этой иконы. Но это не значит, что верующие могут просить помощи у Богородицы только в праздничный день.

Также существуют рекомендации по произнесению молитвы. Например, чтобы обратиться к Святой, не обязательно идти в церковь или храм, сделать это можно и дома, главное иметь у себя такую икону. Читать молитву необходимо в любое время дня и ночи, но делать это нужно регулярно, а не только в те времена, когда в жизни начались неудачи. При обращении следует очистить свои мысли и душу, а также просить только хорошее, без злого умысла. В противном случае можно получить не помощь, а наказание.

Иконы из Музея имени Андрея Рублева

В собрании музея, по данным, опубликованным на специализированных сайтах, находится 9 икон «Рождества Богоматери». Они созданы в период с 15 по 18 века в разных иконописных мастерских.

Самая ранняя из работ принадлежит кисти тверского мастера и датирована второй четвертью 15 века. Изображение частично утрачено, однако на нем можно рассмотреть традиционный для икон этого типа сюжет:

  • восседающую на ложе Анну;
  • стоящий рядом стол с яствами;
  • дев с дарами и опахалом

В нижнем ярусе изображена служанка с младенцем Марией в белых пеленах. На заднем фоне угадываются архитектурные формы и фрагмент красной завесы, по всей видимости, соединяющей башенки. Поскольку, изображение Иоакима появляется на иконах уже в 13 веке, можно предположить, что его фигура расположена справа, на одном из утраченных изображений башни.

Икона Рождества Богородицы. Конец VI века. Тверь Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва. Икона реставрировалась в мастерской музея в 1972 г. И. Е. Брягиной. На полях крупные тонированные вставки грунта.

В конце 16 века на Руси получило распространение переведенное с греческого Житие Богородицы, поэтому более поздние иконы, в том числе и из собрания музея Рублева, изобилуют визуальными цитатами не только из Протоевангелия, но и из Жития, которые обозначены в клеймах. Центральное же место в композиции по — прежнему занимает Анна, служанки и Иоаким.

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ, С ЖИТИЕМ Третья четверть XVI века.Тверь Дерево, темпера; 139 × 111 см КП 54 Из церкви Рождества Богоматери на Исаевце близ Твери. Из собрания Музея имени Андрея Рублёва

Самая поздняя работа, находящаяся в музее, относится к 18 веку и создана костромскими иконописцами. Икона содержит центральную сцену Рождества, окруженную многочисленными житийными клеймами.

«Пророческая» икона «провидца» монаха Авеля

Именно на иконе «Рождество Богородицы», написанной в 1796 году жившим в одной келье с Авелем иконописцем, были начертаны его пророчества. Они касались царей династии Романовых. Слова об их кончине сбывались день в день, за что Авель подвергался многочисленным гонениям и более 20 лет провел в заточении.

Икона монаха Авеля

Икона Рождества была заказан Екатериной II и кроме предсказания о дате смерти императрицы и ее сына Павла, содержала и предсказания о конце света. Они были изложены на обрамлении иконы. Туда же вписаны и пророческие слова о том, что именно 21 сентября, в день Рождества Богородицы, в России появится правитель, способный возродить страну. Несмотря на гонения, монах не отрекся от того, что стало ему известно свыше.

Николай Юрьевич Колчуринский, кандидат психологических наук, доцент кафедры теологии МГУПС МИИТ проанализировав имеющиеся исторические источники относительно личности монаха Авеля пришел к выводу:

Вышеизложенные факты говорят о том, что жизнь Василия Васильева (монаха Авеля) вряд ли может быть оценена как жизнь подвижника благочестия. Перед нами почти неоспоримые свидетельства о лжепророке, пребывавшем в демонической прелести, вера которого характеризовалась грубыми искажениями догматического характера.

Мы имеем косвенные свидетельства в пользу того, что Авель со своими “пророчествами”, к которым относились с большим доверием в столичных светских салонах, мог быть в той или иной степени ангажированным в большие политические интриги своего времени, (возможно, в связи с деятельностью масонов) — слишком политизированным был характер его “пророчеств”.

В этом ключе становится объяснимым таинственный источник его огромного богатства. Существующий в настоящее время образ Авеля как православного подвижника-монаха и истинного пророка о судьбах России, присутствующий в том числе и в православных изданиях, представляется нам не соответствующим фактам

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 54 за 2009 год

Как расположить в доме

Эта икона относится к тем, которые важно иметь в доме. Она размещается в общем иконостасе. Каждый образ, стоящий там, должен стоять не на самой полке, а на подстеленной под ним чистой, светлой салфетке. Все изображения святых, в том числе и это, должны находиться в чистоте, за ними важен постоянный уход. Дополнит иконостас лампадка, периодически зажигаемая во время церковных праздников и молитв.

«Рождество Пресвятой Богородицы» лучше всего поставить рядом с ликом сына Преподобной Марии – Христа Спасителя, изображениями Анны и Иоакима и с образом Николая Чудотворца. Рекомендуется размещать данную икону в детской комнате, она поможет оберегать младенцев и подросших детей от всяческих бед и несчастий.

Рождество Богородицы в живописи

Сюжет Рождества взял за основу и итальянский художник Карло Сарачени. Последователь школы Караваджо довел до совершенства игру света и тени. У него она — не столько способ придать изображению объем, сколько возможность высветить внутреннюю часть церкви, где происходит действие, таким образом, чтобы появилось ощущение изобразительной полифонии. Островки света как будто выхватывают из времени ключевые события, которые складываются в единый многомерный образ.

Карло Сарачени. Рождество Богоматери. Между 1616 и 1619 годами. Масло на меди, 71,5х42 см. Передана в Лувр в 1974 году.

Так, поющие в лучах света ангелы в верхней части картины словно отделены пространством, находящимся в тени и складывается впечатление, что их тихое ликование не способно разбудить новорожденную Марию.

Философский подтекст картины также схож с иконописным работами. Здесь события рождения, омовения в купели и укачивания младенца представлены как существующие одновременно и в то же время — последовательно. Такая визуальная трактовка событий свойственна иконам, где все события разворачиваются вне времени. К слову, подобный прием есть и на иконах Рождества Христова.

Несмотря на то, что рождение младеницы происходило ночью свет проникает через окна. Это символизирует Божественность события, для которого границы времени, дня или ночи весьма условны.


Украшение праздничной иконы цветами

Богородичные иконы Рождества часто украшают лилиями. Название цветка в переводе с древнекельтского означает «белизна»,он символизирует чистоту и невинность Девы Марии. В более широком смысле цветы напоминают и о скоротечности земной жизни. Это отголосок Рая, который человек потерял, нарушив Божьи заповеди, но с Рождением Богоматери может получить надежду на Спасение.

Евгения Пономарева

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 4: Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Кондак, глас 4: Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Задостойник Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере. Чу́жде ма́терем де́вство / и стра́нно де́вам деторожде́ние; / на Тебе́, Богоро́дице, / обоя́ устро́ишася. / Тем Тя, вся племена́ земна́я, // непреста́нно велича́ем.

Величание

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.

Молитва

О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми.
О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго.

Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще:

Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

День празднования Рождества Божьей Матери

Примерно в 4-ом веке впервые состоялось празднество в честь Рождества Богородицы, и с тех пор ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю) люди, радуясь и ликуя, продолжают восхвалять Деву Марию.

Этот день вдвойне значим для русского народа, ведь именно 8 сентября 1380 года русские войска выиграли битву с ханом Мамаем на Куликовом поле. Это событие стало началом формирования единого русского государства и положило конец междоусобным войнам и распрям между князьями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]