Святые равноапостольные Константин и Елена — день памяти 03.06 н.ст. (21.05 ст.ст.)


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святая Елена — мать святого равноапостольного Константина Великого, христианского просветителя, благодаря которому христианство стало государственной верой, и лишилось всяческих гонений.

  • Описание святого образа
  • Значение иконы святых Константина и Елена
  • В чем помогает икона Константина и Елена
  • Молитва святым Константине и Елене
      Молитва первая святым
  • Молитва вторая святым Константине и Елене
  • История иконы

    Равноапостольными называют тех святых, которые совершали действия по распространению христианства на одном уровне с теми, что сделали непосредственные ученики Иисуса Христа — апостолы. За всю историю христианства известно мало женщин, которые заслужили звание равноапостольных, и Святая Елена относится к ним.

    Что знаем мы о её жизни?

    Родилась Елена в III в г. Дрепана, в простой семье, сейчас это небольшой городок Херсек, расположенный в Турции. Отцом ее был смотритель конной станции.

    В 270 г. она познакомилась с правителем Западной части Римской империи Констанцием Хлором, и через некоторое время вышла за него замуж. Именно от него женщина родила Константина Великого, который стал первым христианским императором.

    Муж Елены быстро шел вверх по карьерной лестнице. Однажды ему предложили важный пост правителя римских земель, но было одно условие, для этого ему требовалось бросить жену и обручиться с дочкой императора. Констанций согласился и в итоге стал правителем Западных территорий Римской империи.

    Данный титул унаследовал сын Константин, который тоже был воином. Со временем Константин вступает в союз с правителем Восточных земель – Максимилианом и становится правителем всей империи. Именно его указом христианство легализуется.

    Лучшая статья для Вас, переходите: Святитель Никита затворник Печерский, епископ Новгородский

    Когда Константин стал императором, он возвел свою мать в достоинство августы (царицы), сделав её, таким образом, фактически своей соправительницей.

    Святая Елена обернулась в веру в 60-летнем возрасте под влиянием своего сына, а свое паломничество в Святую Землю, Иерусалим, совершила в 80 лет, после того, как ей явилось видение во сне, в котором повелевалось найти на Голгофе величайшие христианские святыни.

    После совершенных раскопок был найден Крест Господень, гвозди и дощечка с надписью: «Иисус Назарянин, царь Иудейский». Кроме того, была обретена пещера погребения Иисуса Христа.

    Как выглядит икона

    На иконе Елена изображается вместе со своим сыном Константином. Святые держат в руках Крест Господень, таким образом, иконописец рассказывает о вкладе матери и сына в развитие и распространение христианства.

    Житие святых равноапостольных Елены и Константина (из книги монахини Нектарии (Мак Лиз)

    Предание сохранило для нас сведения о том, что святая Императрица Елена не была благородного происхождения. Отец ее был хозяином гостиницы. Она вышла замуж за знаменитого римского воина Констанция Хлора. Это был брак не по ¬политическому расчету, а по любви, и в 274 году Господь благословил их союз рождением сына Константина. Они счастливо прожили вместе восемнадцать лет, до тех пор, пока Констанций не получил назначение править Галлией, Британией и Испанией. В связи с этим назначением император Диоклетиан потребовал, чтобы Констанций развелся с Еленой и после развода женил нового правителя на своей падчерице Феодоре. Император приказал также забрать восемнадцатилетнего сына Констанция и Елены — Константина в свою столицу в Никомидии под предлогом обучения его военному искусству. Так восемнадцатилетним юношей Константин стал фактически заложником лояльности своего отца к императору.
    В то время, когда произошли эти события, Елене было чуть больше сорока лет. Она переселилась поближе к сыну, в городок Дрепанум, недалеко от Никомидии, где сын мог навещать ее. Дрепанум впоследствии переименовали в Еленополис в ее честь. Именно здесь Елена узнала о Господе Иисусе Христе и крестилась. Последующие тридцать лет занималась очищением и совершенствованием собственной души, что послужило подготовкой к исполнению особой миссии, того дела, за которое ее назвали “равноапостольной”.

    Вскоре Константин, часто посещавший свою мать, встретил в ее доме девушку-христианку по имени Минервина. Через некоторое время молодые люди поженились. Спустя два года молодая жена умерла от лихорадки, и Константин отдал их маленького сына, по имени Крисп, на попечение своей матери. Прошло четырнадцать лет. Умер отец Константина, военачальник, горячо любимый своими солдатами. Константин, проявлявший немалую воинскую доблесть, достиг звания трибуна, и его, благодаря всеобщему уважению в армии, избрали преемником отца. В 306 году он стал цезарем западных земель. Под живым впечатлением виденных ужасных гонений христиан на Востоке Константин, унаследовав власть от своего отца, счёл первым своим делом подтвердить все распоряжения отца в пользу христиан и объявил в своих областях свободу исповедания христианства. Уже в 315 году Константин издает Миланский Эдикт, согласно которому христианство получало законный статус. Этим Эдиктом был положен конец римским гонениям на христиан, длившимся нескольких столетий.

    Император Максимиан расценивал Константина как своего соперника в претензиях на власть и поэтому решил «нейтрализовать его», женив на своей дочери Фаусте. Однако это был несчастливый союз, и в последующие несколько десятилетий Константину пришлось отдать больше сил и времени на борьбу с родственниками жены, чем с врагами Рима. Чудесное знамение было дано увидеть Константину в 312 году, накануне битвы против его шурина Максентия. Константин стоял со своей армией у стен столицы. На ночном небе ему был явлен огненный крест, и Константин услышал слова, которые произнес Сам Спаситель, повелевший ему идти в бой со знаменами с изображением Святого Креста и надписью “Сим победиши”.

    Максентий действительно в сражении с Константином потерпел поражение.

    А спустя еще десять лет Константин стал единовластным Императором восточной и западной частей Империи. Поэтому в 323 году он смог возвысить свою мать, объявив ее Императрицей.

    Для Елены же, успевшей к тому времени понять, насколько преходящи радости и горечь земной славы, сама по себе императорская власть была мало привлекательна. Однако она осознавала, что ее новое положение дает ей возможность участвовать в деле распространения христианского благовестия, особенно путем строительства храмов и часовен в Святой Земле, в тех местах, где жил и учил Господь.

    С момента разрушения Иерусалима римлянами в 70 году от Рождества Христова эта земля более не принадлежала еврейскому народу. Храм сравняли с землей, а на развалинах Иерусалима построили римский город Элия. Над Голгофой и гробом Господним поставили храм Венеры. Сердце Елены пламенело желанием очистить святые места от языческой скверны и вновь посвятить их Господу. Ей было уже более семидесяти лет, когда она отправилась на корабле от побережья Малой Азии в Палестину.

    Прибыв на Святую Землю, она повелела снести храм Венеры и вывезти его обломки за городские стены. Царица не знала, где следует копать, чтобы отыскать Крест в огромных грудах земли, камней и мусора. Она горячо молилась о вразумлении, и Господь пришел ей на помощь.

    Обретение Святого Креста Господня

    Вот как рассказывается об этом в ее Житии:

    Обретение Святого Креста Господня произошло в 326 году от Рождества Христова следующим образом: когда на Голгофе расчистили обломки, оставшиеся от зданий, которые здесь стояли, епископ Макарий совершил на этом месте молитвенную службу. Люди, копавшие землю, ощутили, что от земли исходит благоухание. Так была найдена пещера Гроба Господня. Истинный же Крест Господень был обретен с помощью еврея по имени Иуда, сохранившего в памяти древнее предание о его местонахождении. Сам он, после обретения великой святыни, крестился с именем Кириак и стал впоследствии Патриархом Иерусалимским. Он принял мученическую кончину при Иулиане Отступнике; Церковь празднует его память 28 октября.


    Следуя указаниям Иуды, Елена нашла восточнее пещеры Гроба Господня три креста с надписями и гвоздями, лежавшими отдельно. Но как же было узнать, какой из этих трех крестов является Истинным Крестом Господа? Епископ Макарий остановил проходившую мимо похоронную процессию и велел прикоснуться к усопшему поочередно всеми тремя крестами. Когда на тело возложили Крест Христов, человек этот воскрес. Императрица первая сотворила земной поклон перед святыней и приложилась к ней. Народ толпился вокруг, люди пытались протиснуться вперед, чтобы увидеть Крест. Тогда Макарий, стараясь удовлетворить их желание, высоко поднял Крест, и все воскликнули: “Господи, помилуй”. Так 14 сентября 326 года состоялось первое “Воздвижение Креста Господня”, и по сей день этот праздник входит в число Двунадесятых (величайших) Праздников Православной Церкви.

    Елена отвезла частицу Креста в Византию в дар своему сыну. Однако большая его часть, заключенная в серебро, осталась в храме, построенном ею на месте обретения. Каждый год в Страстную Пятницу его выносили для поклонения. Небольшая часть Святого Креста и сейчас находится в Иерусалиме. На протяжении столетий маленькие частицы его рассылались по храмам и монастырям всего Христианского мира, где их бережно, благоговейно хранят как бесценные сокровища.

    Святая Елена прожила в Иерусалиме два года, руководя работами по восстановлению святых мест. Она разрабатывала планы строительства величественных церквей в местах, связанных с жизнью Спасителя. Однако современный храм Гроба Господня — это не та церковь, что была возведена при святой Елене.2 Это большое здание построено в Средние века, внутри него располагается множество маленьких храмов. В том числе там находится Гроб Господень и Голгофа. Под полом, с задней стороны Голгофского холма, стоит церковь в честь святой Елены с каменной плитой на месте обретения Креста.

    Храм Рождества Христова в Вифлееме — тот самый, что воздвигла Императрица. Есть и другие церкви, в создании которых она принимала непосредственное участие, например, небольшой храм Вознесения Господня на Елеонской горе (сейчас им владеют мусульмане), церковь Успения Богородицы возле Гефсимании, церковь в память явления Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба, храм на горе Синай и монастырь Ставровуни возле города Ларнака на Кипре.

    Помимо того, что святая Елена вкладывала огромную энергию и силы в дело возрождения святых мест Палестины, она, как повествует Житие, помня о собственных годах жизни в унижении и забвении со стороны богатых и сильных мира сего, регулярно устраивала большие обеды для бедняков Иерусалима и его окрестностей. При этом сама надевала простое рабочее платье и помогала подавать блюда.

    Когда она, наконец, вернулась домой, ее там ожидало горькое, скорбное известие. Ее горячо любимый внук Крисп, ставший доблестным воином и уже проявивший себя на военном поприще, погиб, и, как полагали некоторые, не без участия своей мачехи Фаусты, которая не желала, чтобы этот популярный в народе молодой военачальник был препятствием на пути к Императорскому трону ее собственных троих сыновей.

    Труды в Святой Земле утомили ее, горе тяжким бременем легло на плечи. После известия о гибели Криспа она прожила всего год и скончалась в 327 году. Император Константин пережил свою мать на десять лет.

    Церковь празднует память святых равноапостольных Царя Константина и матери его царицы Елены 21 мая по старому стилю.

    Поскольку Константинополь к этому времени еще не был основан, останки царицы Елены были перенесены в Рим и похоронены в построенной Константином императорской усыпальнице на Лабиканской дороге при базилике Святых Маркеллина и Петра (Santi Marcellino e Pietro).

    А через несколько лет, останки царицы Елены, или их часть, были перенесено в новую столицу Константинополь и положено в императорской усыпальнице храма Двенадцати Апостолов. Далее же последовала продолжительная история распространения частей мощей святой царицы Елены по самым разным странам и Западной, и Восточной Европы.

    Так, согласно сохранившимся в католическом предании сведениям, в XII веке по приказу папы римского Иннокентия II, часть мощей царицы Елены была перенесена в римскую базилику Пресвятой Богородицы «на жертвеннике» (Santa Maria in Aracoeli). Эта церковь была возведена в VI веке на вершине Капитолийского холма, где по легенде тибурская сивилла Альбунея предсказала императору Августу приход Мессии.

    Мощи царицы были положены в порфировой гробнице в приделе Святой Елены, слева от главного алтаря церкви, где они выставляются для поклонения и в наше время.

    Другая часть мощей святой Елены была похищена в IX веке монахом Теджисом, получившим от них чудесное исцеление, и была помещена им во французском монастыре Святого Петра в Овилье у Реймса. Там святые останки хранились вплоть до начала XIX века, и за это время прославились на всю Европу происходящими от них многочисленными чудесами, превратив Овилье в один из известных паломнических центров. Во время Французской революции и начавшихся гонений на Церковь, один из монахов обители Овилье, зная, что в нее направлен отряд, получивший приказ разрушить монастырь и конфисковать монастырское имущество, перенес святыню в церковь, находившуюся в соседней деревне.

    А в XIX веке мощи царицы Елены были переданы рыцарям Святого Гроба Господня, которые положили их в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Saint-Leu-Saint-Gilles). Это — старинный французский храм XII века, посвященный святым мученикам епископу Лё и отшельнику Жилю, в котором рыцари Святого Гроба проводили ежегодные собрания. Мощи царицы Елены были положены в раку под алтарем вместе со всеми документами, сопровождавшими их в течение семи веков, подтверждающими их перенесение еще в IX веке из Рима. Там они хранятся и в настоящее время, причем их нахождение в этой парижской церкви было обнаружено совсем недавно — в самом конце XX века. На протяжении долгого времени рака со святыми мощами находилась высоко над главным престолом храма; но после того, как она была обнаружена и к ней потянулись паломники, под ним была устроена специальная крипта для хранения мощей святой царицы. 28 сентября 1997 года — на следующий день после праздника Крестовоздвижения – в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль перед мощами святой Елены был совершен первый за последние девять веков православный молебен.

    Описание святого образа

    До наших дней дошли прижизненные изображения образа царицы, ее скульптура и монеты с профилем. Конечно, на данных изображениях черты лица царицы чуть искажены, но все же отвечают реальности.

    Почитать Святую начали сразу же после ее смерти, а через несколько столетий была написаны первая икона с ее ликом. Со временем выработалась особая традиция, как именно изображать Елену на иконах. Очень редко женщина изображается на иконах одна, как правило, она всегда вместе с сыном, который стоит от нее по левую руку, а между ними расположен крест.

    Также встречаются образы с житийными клеймами, небольшими миниатюрами, где показаны сюжеты основных событий в жизни святой: видение, путешествие в Святую Землю и обретение Креста Господня.

    На всех иконах женщина изображается молодой, хотя к вере она пришла в 80-летнем образе, таким образом, иконописцы подчеркивали ее духовную молодость.

    Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Мученицы Матрона Солунская в чем помогает

    Современные иконописцы чаще всего изображают святую царицу без сопровождения своего царственного сына, но неизменно держащей в правой руке крест.

    Заслуги святой Елены

    Константин всегда хотел отыскать Крест, на котором был распят Христос. Для этого он отправил свою мать, царицу Елену, на Святую Землю. Ее сопровождали священнослужители, в числе которых был сам Патриарх. Поиски Креста были похожи на сказание. На Голгофе было найдено три креста, но который из них Христов? Для того чтобы это определить, они решили возложить все три креста по очереди на покойника, которого несли на захоронение в то время.

    Процессия остановилась, после прикладывания к покойнику одного из крестов, мертвец воскрес! Тогда Патриарх стал высоко поднимать Животворящий Крест Христов, а все люди кричали: «Господи помилуй!». Так был установлен церковный праздник Воздвижение Животворящего Креста Господня (празднуется 27 сентября).

    За эту заслугу Церковь причислила царицу Елену к чину равноапостольных святых. Вручив святыню Патриарху, святая взяла часть Креста для того, чтобы принести ее в дар своему сыну, Константину. Устроив после богатую трапезу для бедных, Елена вернулась домой, где вскоре предала свою душу Богу.

    Значение иконы святых Константина и Елена

    Икона имеет огромное зрительное влияние на человека и имеет огромное значение для всех христиан:

    • · иконописный образ, где Святая вместе со своим сыном символизирует незыблемость семейных ценностей и сыновней любви к матери;
    • · крест в руках женщины символизирует преданность истинной вере и готовность к страданиям за Христа.

    В христианском мире Елена почиталась во все времена и пользовалась большим уважением.

    Именно имя Елена взяла княгиня Ольга во время крещения.

    В чем помогает икона Константина и Елена

    Перед образами Святых нужно молиться с просьбой о помощи, потому что они близки к Богу, и смогут помочь в ваших просьбах.

    Кроме того, Бог дал каждому святому возможность помогать людям в том или ином деле или просьбе. Молясь перед иконой равноапостольной царицы Елены, люди должны знать, что и у нее есть сферы, где она может быстро оказать помощь человеку, при условии, что он искренне верует.

    В основном перед ликом молятся:

    • об исцелении от болезней и недугов;
    • при начале сложного, но необходимого дела;
    • перед строительством храмов;
    • участникам выборов на ответственные должности.

    Также святая помогает людям, которые занимают высшие государственные посты.

    Основная сфера деятельности Святой Елены сосредоточена на том, чтобы помогать и молиться за тех, кто обладает властью, и кто просит материальной помощи.

    Не забывайте о том, что Святые помогают всем тем, кто просит о помощи, не зависимо от их должности и вида занятости.

    Обретение Животворящего Креста Господня

    Сколько удивительных повествований хранит история православной церкви. Шел четвертый век от Рождества Христова. Равноапостольный царь Константин Великий узнал от христианских епископов, что где-то в Иерусалиме хранится Честной Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Царь попросил свою мать – Царицу Елену, отправиться в святой град и найти крест Господень. Прибыв в Иерусалим, Царица Елена расспросила жителей, кто может знать точное место, где спрятан Животворящий Крест. “Нам оно неведомо” – ответили ей христиане. Эту тайну хранят иудеи, передавая ее из поколения в поколение. Собрала Елена вождей иудейской общины и задала им один единственный вопрос: “Где вы прячете крест, на котором был распят Владыка Христос?” Те попытались было отнекиваться, “Не ведаем, мол, да и откуда нам знать”. Но устрашившись гнева царицы, указали на своего старого сородича по имени Иуда. “Он в точности знает, где это место” – заверили они Святую Елену.

    Спустя несколько часов, тот самый Иуда был приведен на допрос к царице. “Скажи мне, где хранится Крест Господа Иисуса Христа, которого вы называете Назареем?”. – “О, Госпожа, если бы кто-то это знал, это тайна, которая никогда не будет разгадана”. – “Ты мне правду говоришь, или лукавишь?”. – “Сущую правду!”. В глазах старика была тревога. Было очевидно, что он хитрил и это не укрылось от царицы Елены. “Знаешь ли ты, что я могу казнить тебя за ложь, а могу и помиловать. Но и после этих слов Иуда молчал, и тогда царица изрекла свой приговор – “Иуда, за попытку обмануть меня, приказываю ввергнуть тебя в глубокий ров, пока не сообщишь нам точного места захоронения Креста Господня.” Приказ царицы был немедленно исполнен.

    Просидев во рву некоторое время, Иуда дал обещание поступить по воле царицы. Указал он, где зарыт Честной Крест и был отпущен на волю. Понуро шел домой Иуда, сетуя, что открыл тайну, которую обещался своим предкам твердо хранить. И вдруг объяло его непреодолимое желание посмотреть, как христиане будут откапывать Крест. Вернулся он назад на Голгофу, где стоял языческий храм. Воины быстро разрушили его и стали копать землю. Вдруг весь воздух наполнился дивным благоуханием и из земли были извлечены три креста. Иуда смотрел на это, не отрывая глаз. Но какой из трех крестов – Господень? “Это вы уже никогда не узнаете” – подумал Иуда.


    Но как раз в это время мимо проходила похоронная процессия. По повелению Царицы Елены, ее остановили и стали возлагать на покойного один за другим выкопанные кресты. “Чего они хотят? Зачем это делают?” – недоумевал Иуда. Но тут внезапно увидел, что после возложения третьего креста, покойник зашевелился и встал. Ноги у Иуды подкосились. “Нет, это не наваждение, это самое настоящее чудо! Я не верил, но вот чудо совершилось на моих глазах!”. Трудно передать, что в эти минуты происходило в его душе и как провел он остаток дня и ночь. Но уже на следующее утро пришел он к христианскому епископу и попросил крещения.

    Епископ немало подивился, но просьбу исполнил. И стал Иуда христианином – Кириаком. Имя Кириак в переводе с греческого означает “Господственный”. Дано оно ему было неслучайно, ведь спустя несколько лет, Кириак был возведен в архиерейский сан и даже стал патриархом Иерусалима. День и ночь писал он увещевательные послания к сородичам иудеям, а также к язычникам, пересказывая им история своего обращения ко Христу и призывая принять христианскую веру.

    Когда же на Царьградском престоле воцарился Юлиан Отступник, то принуждал он Святого Кириака принести жертву идолам. Не сумев его сломить, император повелел отсечь патриарху именно ту руку, которой Кириак писал свои послания. Архиерей сказал в ответ на это – “Не только руку, но и всего себя принесу я в святую жертву Христу, ведь познал я, что он, истинно тот Миссия, которого ожидали наши предки.” Принял святой патриарх смерть за Христа от руки нечестивого императора – отступника. И вошел в светлое небесное царство, где и поныне господствует он со всеми праведниками.

    Молитва святым Константине и Елене

    Молитва первая святым

    О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

    Молитва вторая святым Константине и Елене

    О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость,

    женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Лучшая статья для Вас, переходите: Преподобный Павел Фивейский

    LiveInternetLiveInternet

    Святой равноапостольный царь Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлилей и Британией), и святой равноапостольной Елены. К принятию христианства он был расположен своей матерью-христианкой. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя, что они — верные слуги и честные граждане. Во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана, его соправителя Максимиана Галерия — на Востоке, и императора Максимиана Геркула — на Западе.

    По желанию императора Диоклетиана в юных годах (18 лет) Константин был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Придворная жизнь в столице олицетворяла собою тогда в малом виде все то нравственное и религиозное растление, до какого только может дойти человечество, порабощаемое нечистыми, страстными похотями — суетная пышность и роскошь, пьянство и объядение, необузданный разврат мысли и жизни, интриги и крамолы, озлобление против истинного богопочитания и лицемерное, лживое почтение к мнимым богам. С другой стороны Константин видел совсем другую жизнь христианской общины, где старцы и старицы, юноши и девы, простецы и ученые мудрецы, даже дети доказывали истину своей веры, чистоту и высоту ее содержания не только словами, а и своими делами, страданием за нее даже до смерти. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».

    После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн и с помощью Божией, разбил всех своих противников.

    Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться. В 312-м году во время войны с кесарем Максентием, незадолго до решительной битвы, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай» (по-гречески: NIKA). Это зрелище привело в ужас как самого царя, так и войско, бывшее с ним, ибо крест, как позорное орудие казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Константин пребывал в недоумении. Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. Встав от сна, Константин позвал опытных мастеров и приказал устроить, по подобию образа креста, хоругвь из золота и драгоценных камней; воинам же своим он приказал изобразить Крест на щитах и шлемах.

    Константинов крест

    Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составлена из двух первых букв слова ХРистос — «Хи» и «Ро».

    Пораженный дивным видением Константин решился не почитать никаких других богов, кроме явившегося ему Христа. С того времени он начал усердно заниматься чтением священного Писания и постоянно имел при себе иереев, хотя и не принимал еще святого крещения.

    Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

    Константин прекратил языческие игры; освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов; отменил казнь через распятие; дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей (очень затруднительных в гражданских судах); запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому; повелел по всей империи праздновать воскресный день; в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущество по завещаниям; допустил христиан к занятию высших государственных должностей; приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них, по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения.

    Более всего Константин встречал себе противодействия в Риме, где было сильно язычество. Он решил основать новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Обширные дворцы, водопроводы, бани, театры украсили столицу; она наполнилась сокровищами искусства, свезенными из Греции, Италии и Азии. Но уже не строились в ней храмы, посвященные языческим богам, и вместо Колизея, где происходили бои гладиаторов, был устроен цирк для конских состязаний. Главным украшением нового города стали храмы, посвященные истинному Богу.

    Константинополь времен расцвета Византийской империи

    Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.

    Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать — святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Там святая Елена не облачалась в свойственные ее сану одеяния, ходила в самой скромной одежде среди народной толпы и, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню.

    В Палестине все места, освященные евангельскими событиями, уже давно подверглись опустошению. Пещера гроба Господня — была засыпана мусором, а на холме, насыпанном поверх святой пещеры, построено было капище “сладострастному демону любви” — Венере. По указаниям Елены идольские капища, поставленные на священных для христиан местах, были разрушены и вместо них сооружены святые храмы. На средства царицы были построены церкви в Вифлееме, над пещерой Рождества Христова; на горе Елеонской — месте Вознесения Господня; в Гефсимании — месте успения Пресвятой Богородицы; у дуба Мамврийского — в месте явления св.Троицы Аврааму.

    После долгих и усиленных поисков Креста Господня было, наконец, указано его местонахождение неким Иудою, евреем, старцем преклонных лет, сыном иудейского учителя — под языческим капищем, построенным на холме, покрывавшем пещеру Гроба Господня.


    [/td]

    Пещера Гроба ГосподняМесто обретения Креста Господня

    Пещера Гроба Господня была найдена и очищена; около нее, на восточной стороне, обретены были три креста, а рядом с ними доска с надписью и честные гвозди. Но как было узнать, который из трех крестов был Крестом Спасителя? Случилось, что мимо этого места в то время проносили для погребения мертвеца; святитель Макарий велел похоронной процессии остановиться; стали полагать, по совету епископа, найденные кресты по одному на умершего, и, когда возложен был Крест Христов, мертвый воскрес.

    Все, видя это чудо, возрадовались и прославили силу животворящего Креста Господня. И чтобы можно было бы хотя бы издали видеть святыню, святитель Макарий благоговейно подняв ее и став на возвышенном месте, сотворил воздвижение Креста Господня пред взором множества верных, которые в то время велегласно восклицали: «Господи, помилуй!» Это было первое Воздвижение Честного и Животворящего Креста; совершилось оно в 326 году. Православная Церковь празднует это событие ежегодно 14 сентября.

    Святой Крест, положенный потом в серебряный ковчег для сохранения, многих из язычников и иудеев тогда обратил ко Христу; в том числе и Иуду, который указал место его хранения. Частицу живоносного Древа святая Елена, покидая Иерусалим, взяла с собою в дар сыну Константину.

    Скончалась Елена на 80-м году жизни — по разным предположениям, около 327-330 гг. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

    Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова, который был бы «великолепнее всех храмов, где-либо существующих».

    Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых — святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Бесповоротно осудив арианство, отцы Собора решили дать верующим точное исповедание православного учения — Символ веры. Константин предложил внести в Символ термин, слышанный им в прениях Собора, «Единосущный Отцу». Слово, сказанное царем, единодушно было принято Собором и послужило определительною основою учения о Лице Господа Иисуса, центрального христианского догмата.

    Константин жил после того еще более 10 лет, с неизменною верностью держась Никейского исповедания веры, и ревностно старался утверждать дух христианского благочестия в своем царстве, являя достойный пример в себе самом. Еще задолго до смерти Константин начал готовиться к ней. В новой своей столице он построил храм во имя святых Апостолов, в котором устроил гробницу себя.

    В 337 году Константин в последний раз торжественно отпраздновал в Константинополе Пасху и вскоре занемог. Но он еще не был крещен. Свое крещение благочестивый царь отлагал по смиренному сознанию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого. Притом же в душе его хранилось искреннее желание креститься в водах реки Иордана. Чувствуя крайний упадок телесных сил, Константин созвал епископов, просил их удостоить его святого крещения, сказав при этом: «Я думал сделать это в водах реки Иордана, где, в образ нам, принял крещение Сам Спаситель; но Бог, ведающий Полезное, удостаивает меня этого здесь». Облеченный при крещении в белую одежду, он не снимал ее уже до смерти. Багряницы же — этого царского отличия — «раб Божий» уже не восхотел и касаться.

    Великий и равноапостольной Константин скончался, завещав царство трем своим сыновьям, в день Пятидесятницы в 337 году, на тридцать втором году своего царствования.

    Тропарь, глас 8

    Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

    Кондак, глас 3

    Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

    Источник:

    Текст:

    https://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1126934

    Изображение:

    Икона: Святой равноапостольный царь Константин и равноапостольная царица Елена,

    https://days.pravoslavie.ru

    Икона: Воздвидение Креста Господня, мастерская Екатерины Ильинской;

    Иллюстрация Натальи Климовой;

    Икона: Святой князь Константин, dmitrovicona.ru;

    Интернет.

    Серия сообщений «Равноапостольная Елена Констанинопольская»:
    Часть 1 — Равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена Часть 2 — Святая Равноапостольная Елена Констанинопольская. Воздвижение Креста Господня. Видео Часть 3 — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]