Библейские уроки
Опубликовано 28.10.2017
Вы когда-либо думали о том, зачем молиться Богу за людей, если Он и так знает все нужды всего человечества? Не могу сказать точно, что меня навело на эти размышления, но разобраться в этом вопросе мне хотелось давно. Зачем молиться за других людей? Для себя я нашел сразу несколько ответов на этот вопрос. Есть несколько причин, по которым Бог хочет, чтобы мы молились за других людей. Возможно, что мне удалось найти не все причины, но вы всегда можете продолжить свое личное изучение данной темы.
- Итак, зачем же молиться Богу за других людей?
- И второй вопрос, если Он этого хочет, то в каких случаях одни молятся за других?
Когда мы читаем в Евангелии от Матфея о том, что все волосы на нашей голове сочтены (Евангелие от Матфея 10:30), о том, что Бог знает наши сердца, Он знает наше прошлое, настоящее и будущее, то возникает справедливый вопрос — неужели Он не может Сам нам помочь? Зачем же необходимо обращение другого человека к Богу, чтобы Он обратил Свое внимание на нуждающегося? Ведь даже ни один воробей не упадет на землю без Его ведома, как говорит Библия. Может ли Бог забыть или не видеть нужды человека?
Мне это немного напоминает отношения жителя с чиновником, который не смог договориться о чём-то с власть-имеющим и просит знакомого помочь ему. Сам не смог, попросил друга, который имеет другие способы попросить чиновника. Неужели любящий Бог не слышит каждого и нуждается в том, чтобы кто-то еще обратил Его внимание на ту или иную ситуацию? Это довольная примитивная аналогия, но именно она мне пришла в голову.
Мы просим других молиться за нас, к нам обращаются с просьбой молиться за них. За разные ситуации, проблемы, здоровье и другие вещи. Мы можем забывать иногда исполнять свои обещания молиться за других людей или их ситуации. «Молись за меня». «Ладно»,-отвечаем мы, но так и не молимся за то или другое. Или же мы можем попросить кого-то молиться, но не обращаем внимания потом на то, была ли исполнена просьба или нет. Это может стать нехорошей привычкой, за которой теряется сам смысл молитвы за других.
Еще одна причина, почему я заинтересовался этой темой, состоит в том, что я сам редко молюсь за других людей. Для меня было важно понять смысл этого, чтобы если и молиться, то точно понимая, что Бог этого хочет и понимая, для чего Он этого хочет.
Давайте мы попробуем посмотреть в Библии отрывки, в которых речь идет о молитве за других людей. И уже на основе их попробуем сделать выводы, касающиеся нашей темы. И еще раз хотел сделать акцент на том, что мы говорим не о молитве, как таковой, но о тех местах в Библии, где речь идет именно о молитве за других людей.
Молиться Богу за врагов
«Я же говорю вам: любите врагов своих и молитесь за тех, кто преследует вас» (Евангелие от Матфея 5:44).
Этот отрывок — не просто описание события, но это учение, которому мы должны следовать, как ученики Христа. Это наставление Иисус дает нам с вами, каждому из нас. Нам также важно понимать, что скрывается за той или иной заповедью или учением, и для того, чтобы лучше понимать смысл, который кроется за ними, чтобы лучше понимать Бога и Его желание для нас.
То, что Бог хочет, чтобы мы молились за врагов — это понятно. Но зачем? Мы помним очень хороший пример Иисуса Христа. В то время, когда Он находился на кресте, Он молился за своих врагов:
«Иисус же говорил: «Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят», а они бросали жребий, деля между собой Его одежду». (Евангелие от Луки 23:34)
Молитва за врагов — очень сильный инструмент. Я не могу сказать, кому именно это больше помогает — врагам или нам самим. Но то, что такая молитва способна помочь нам самим, это факт. Враги: проклинающие, ненавидящие, обижающие и гонящие — вот список людей, за которых Иисус Христос учит нас молиться.
Молитва за других людей помогает нам иметь правильное сердце и отношение к нашим врагам. Она помогает нам исполнять и другие заповеди: «Не отвечать злом на зло», «Прощать» и «Любить». И так же она помогает нашим врагам увидеть реакцию, отличную от той, которую они видят в этом мире: на их зло и ненависть в ответ они видят смирение, терпение и любовь. Они видят человека, который сильнее их, благодаря какой-то неведомой силе. А это, в свою очередь, очень часто становится причиной покаяния тех самых «врагов».
Продолжая эту тему, давайте перейдем в Ветхий Завет, где мы видим историю отношений фараона и Моисея. Фараон множество раз просил Моисея молиться за него Богу. Мог ли фараон помолиться сам? Вероятно, да. Но он просил Моисея молиться за него. И здесь молитва за других людей имеет еще и другое значение.
Мы видим следующую ситуацию, когда люди молились за других людей:
МОЛИТВА ЗА ДРУГИХ: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Давайте представим себе такую ситуацию. Некий человек служит Богу. Он строит храмы. Молится за других. Все думают, что его душу будет принимать сам Архистратиг Михаил, но…
Душа этого человека гибнет. Безвозвратно. Не помогают ни сорокоусты, ни молитва по соглашению за упокой, ничего. Человек уходит в бездны ада и выбираться оттуда сам не хочет, начав разделять с бесами ненависть к Богу.
Что же произошло? Почему такой страшный конец? Был нарушен чрезвычайно важный протокол духовной безопасности. И все добро этого человека не спасло его. Давайте поговорим о протоколах безопасности при совершении добра и мерах духовной защиты.
Представьте себе. Вы поете на клиросе, в церковном хоре. Бесплатно. Мерзнете в каменном холодном храме. Выслушиваете критику настоятеля, что «петь надо иначе» (и сказанную другими словами и выражениями). Вы делаете доброе дело, но с вами обошлись несправедливо. Внутри все кипит.
Рассмотрим еще пример. Вы молитесь за людей. В «Доброусте» или по своему персональному помяннику. Не так уж и важно. Важно, что вы вкладываете большие усилия в эту работу. Вы щедро оплачиваете свой труд монетой сердца, снова и снова через боль и усталость делая свой нелегкий молитвенный труд. Вы молитесь за священников своего храма, за прихожан, которых знаете. И вдруг вас оклеветали, обидели. Ни за что, ни про что обидели. А может, вы сами оступились.
Вы подали некоему человеку милостыню, а он после наплевал в душу. Вы сделали добро и получили нечто, что смело можно назвать злом. Это ключевое описание ситуации. Вы делали добро, а потом произошло «нечто расстраивающее».
Вы СТОЛЬКО вложили сил и труда ради них, а они с вами ВОТ ТАК? Все внутри переворачивается. Разве христиане, да просто хорошие люди ТАК поступают? Да вся эта система, похоже, основана на неправде и давно утратила актуальность. «Правильно говорят — не делай добра, не будешь иметь и зла». Народная мудрость, да-да.
Произнесите это еще раз — «не делай добра, не будешь иметь и зла» и задумайтесь. Почему хорошие люди, люди, делающие много добра, потом гибнут. Гибнут так, что треск стоит. Гибнут так, что бесы в аду встречает сию грешную душу с уважением.
Беда в том, что на нас поставлен двойной капкан. Не делаешь добра — вера без дел мертва. Ты не веришь, ты «обрядоверец», исполняешь обряды (а может, и обряды не исполняешь). И это плохо. Нет любви к людям — не за что миловать такую душу, разве что по молитве других христиан. Но и тут есть нюансы. Не любую душу можно вымолить.
Второй капкан опаснее. Делаешь добро, но… в процессе его делания увлекаешься. Враг очень легко, легким лебединым пером подталкивает нас не любить добро, а любить СЕБЯ В ДОБРЕ.
Приведу пример. Священник очень любит молитву и службу. И — очень строг с певчими. Он даже готов остановить службу, если ему не понравилось песнопение. Он даже готов допеть ее с прихожанами, потому что пение клироса ему не нравится. Я подобные вещи читал в дневнике митрополита Иоанна Снычева.
Вопрос — если священник ради персонального видения службы готов ее остановить, Бог ли на первом месте, или собственное видение службы? «Эта служба хороша только если она нравится лично мне, ведь именно мой вкус так украшает эту службу». Понимаете, о чем я?
Но и певчий в ответ может совершить ту же ошибку. «Эта служба хороша только с тем репертуаром, который видится мне, регенту». Снова и снова капкан ловит хороших людей в одну и ту же ловушку — «нечто хорошо только потому, что это делаю я», пусть даже эта мысль ясно не оформляется сознанием и сидит в глубине подсознания.
Поэтому творящий такое добро может так оглушительно погибнуть. Он уже настолько полюбил себя в добре, что и Рай ему (опять же, подсознательно) видит лишь на его условиях. Милость? Какая еще милость??!!! Мне??? Я. Рай. Зас-лу-жил. Все. Точка. «Господь, отворяй ворота…»
Именно по этой причине делающий добро на таких основаниях сразу ломается, когда его несправедливо обижают. Самоутвердиться не получилось, главная задача добра выполнена не была. Ты чувствуешь себя разоблаченным жуликом, которому тем горше от того, что он почитал себя самым умным, освоившим всю эту систему человекоугождения.
Добро, основанное на гордыне — не добро вовсе. Оно может выглядеть как добро. Оно может иметь все признаки добра. Но добром не быть. Просто потому что у делающего совсем иные мотивы — самоутверждение через дело. В его деле нет главного — боли за других, эмпатии.
Делающий добро должен делать его таким образом, чтобы радовался другой человек, а не сам делающий добро. Добро должно быть основано исключительно на любви и сострадании. И — огромные ресурсы ума должна быть пущены на наблюдение за собой, чтобы именно так и оставалось. Помните про лебединое перо врага. Сегодня вы массово добавляете имена в помянник, а завтра убеждены, что только вы и знаете, как надо молиться за других, а послезавтра считаете всю планету погрязшую во грехе. «Господь, жги»!
Это очень сильный вирус. С ним надо бороться, заставляя сердце болеть. Вот малыш, больной раком, плачет от страха. Он не хочет умирать. Как утереть его слезки? Как отереть горькую слезу престарелой матери, чей сын пьет и бьет? Вглядитесь внимательно в бездну чужой боли. Да-да, вы начнете истекать кровавыми слезами. Но это один из ключевых моментов сохранения себя в добре. Нужны сильные образы чужого страдания, чтобы твои руки отирали чужие слезы, а не ласково поглаживали собственное милостивое сердце в акте любования творимым добром.
Будет трудно, будет больно.
Но добро без боли неизбежно переключит нас на красивый пейзаж, где наше собственное «я» так красиво летит среди звезд…
Молиться Богу за тех, кто в грехе или слаб духовно
«И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтобы Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу» (Исход 8:8).
Фараон много раз просил Моисея молиться Богу за него. Что именно мешало фараону молиться самому — не ясно. Может быть, отсутствие у него веры сделать это. Может, жестокое сердце. Может, грехи или что-то еще. Мы знаем, что когда молился Моисей, — Бог отвечал ему.
В Библии даже есть отрывок, который говорит, что Бог специально ожесточил сердце фараона, чтобы показать Свою силу (Исход 11:9). Моисей в этих историях выступает с молитвой за других в роли, отличной от той, что мы рассматривали ранее. Здесь Моисей заступается за тех людей, за кого молится. Для нас открывается новая молитва — заступническая молитва. Смотрите сами:
«Народ пришёл к Моисею и сказал: «Мы знаем, что согрешили, ропща против Господа и тебя. Помолись Господу, попроси Его убрать этих змей». Моисей помолился за народ (Числа 21:7).
«Господь был так разгневан на Аарона, что хотел погубить и его, и тогда я помолился за Аарона» (Второзаконие 9:20).
«Но Езекия помолился за них, говоря: Господь благий да простит каждого, кто расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Господа Бога, Бога отцов своих, хотя и без очищения священного! И услышал Господь Езекию и простил народ» (2-я Паралипоменон 30:19-20).
Во всех этих историях люди молились за тех, кто был в грехе. Они были как бы эаступниками их перед Богом. Вот интересные отрывки, давайте их посмотрим. Они помогут нам понять, почему эти люди не могли молиться сами Богу. Или почему их молитвы не были бы так же услышаны Богом, как молитвы людей, которые молились за них.
«Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит». (Притчи 15:29)
«Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость. (Притчи 28:9)
или в современном переводе:
«Если человек отказывается следовать наставлениям Господа, тогда Он не услышит молитву его». (Притчи 28:9)
И бывает, что Бог не слышит и молитвы тех, кто молится за других:
«Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своем». (Иеремия 11:14)
«Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их». (Иеремия 14:12)
«Ты же, Иеремия, не молись за этих людей, не проси, чтобы Я им помог, Я не услышу твою молитву». (Иеремия 7:16)
И причина тому, что Бог не слышит молитвы других людей — грех. Но не просто грех, а грех, в котором нет раскаяния. «Бог есть Свет, и нет в Нем тьмы вовсе». Молитвы людей, находящихся в грехе, Богу противны. Как бы это грустно ни звучало, но Он не слышит их. Не то, что Он их действительно не слышит. Но Он не прислушивается к ним. Бог говорит Иеремии, чтобы он не молился за этих людей, так как не услышит теперь и его молитву.
Сила молитвы: зачем нужна молитва, безопасно ли молиться о других
Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?
– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.
– Достаточно ли этого?
– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.
– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?
– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.
– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.
– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.
– Почему?
– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.
– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?
– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.
– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?
– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.
– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?
– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.
– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?
– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.
– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?
– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?
– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?
– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.
Молиться Богу за тех, кто в нужде или болезни
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». (Послание Иакова 5:14-16)
Тогда царь сказал Божьему человеку: «Прошу тебя, помолись Господу, Богу твоему, помолись за меня, чтобы рука моя исцелилась». Божий человек помолился Господу, и рука царя исцелилась и стала, как прежде». (3-я книга Царств 13:6)
«Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами». (Деяния 8:24)
«Авраам помолился Богу, и Бог исцелил Авимелеха, его жену и служанок. Господь сделал всех женщин в доме Авимелеха бесплодными. Бог сделал это потому, что Авимелех забрал жену Авраама, Сару». (Бытие 20:17-18)
«Жена Исаака не могла иметь детей, но когда Исаак помолился Господу за свою жену, то Господь, услышав молитву Исаака, сделал так, что Ревекка забеременела». (Бытие 25:21)
«Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фессалоникийцам 3:1-3).
Когда кто-то в нужде или в болезни, — это больно. Но нам надо помнить, что без ведома Бога ни один воробей не упадет на землю. Неужели Бог не может вылечить Сам, без нашего напоминания? Может. В этом нет никаких сомнений. Но Он хочет, чтобы мы учились верить, сострадать, принимать участие в Его делах. Он хочет, чтобы Его Имя было больше прославлено на этой земле среди всех людей.
Если вспомнить историю про Лазаря, который умер, то там есть очень интересный момент. Иисус говорит Своим учениками, что Он рад, что Его там не было, когда Лазарь умер. Мария говорит, что жаль, что Иисуса там не было. Но Иисус рад, почему?
«И Я рад за вас, что Меня там не было, ибо теперь вы сможете уверовать. Теперь пойдемте к нему». (Евангелие от Иоанна 11:15)
Иисус ответил так: «Теперь вы сможете уверовать». Мы не только обретаем сострадание, когда молимся за других, но и обретаем веру, когда Бог отвечает на молитвы. Это не очень простая тема для понимания. Бог не отвечает так, как мы того хотим. Он не всех исцеляет. Но во всех случаях мы можем учиться состраданию.
Молиться с благодарностью за других
Зачем молиться Богу и благодарить Бога за других людей? Павел был одним из тех, кто постоянно вспоминал многих людей в своих молитвах. Он благодарил Бога за своих братьев и сестер. Почти в каждом его послании можно найти его же свидетельство об этом:
«Свидетель мне Бог, Которому служу я всем сердцем своим, неся всем благовествование о Сыне Его, что я всякий раз поминаю вас в своих молитвах». (Послание Римлянам 1:9)
«Не перестаю благодарить Бога за вас, вспоминая вас в своих молитвах». (Послание Ефесянам 1:16)
«Мы постоянно благодарим Бога за всех вас и поминаем вас в своих молитвах». (1 Фессалоникийцам 1:2)
«Я возношу благодарность Богу, Кому служу, как делали предки мои, с чистой совестью. Я поминаю тебя постоянно в моих молитвах днём и ночью». (2 Тимофею 1:3)
«Я всегда благодарю Бога, когда вспоминаю тебя в молитвах». (Филимону 1:4)
Благодарность за других людей в молитве помогает, на мой взгляд, в двух вещах. Во-первых, она помогает больше думать о достоинствах людей, нежели об их недостатках. А во-вторых, благодарность помогает больше думать о других, чем о себе. В Новом Завете можно найти не только примеры молитв благодарения за других, но и учение о том, что надо больше думать о других, нежели о себе. Думаю, что подобные молитвы за других отлично справляются с этой целью.
Политкорректный бес
Представьте себе бесов, соблюдающих конвенцию ООН по правам человека, уважающих территориальные границы и права на частную собственность. Вот когда вы вымаливаете своего родного пьяницу, то… ну, он же родной, это «ваша территория», бес не нападет. Политкорректный бес вежливо уступит, ведь надо уважать чужие границы. Иное дело — ЧУЖОЙ пьяница. Вот тут извините.
Ну что тут скажешь, такие персонажи бывают только в сказках и добрых иностранных мультиках. Реальный же бес — это ненависть. Холодная, иступленная, не признающая никаких границ и законов. Игры по правилам не будет.
Ответ — опасно ЗА ЛЮБЫХ молиться, за родных, чужих. Не опасно молиться за святых. Вот да, за святых молиться даже приятно. Кстати, в «Доброусте» за упокой подано очень много родни у святых — пап, мам. Например, Евсторгий — папа великомученика и целителя Пантелеимона. Или Филофрон — папа Евфимии Всехвальной.
Так что… если молитва по соглашению «Доброуст» вам знакома и вы уже читаете записки через «Доброуст», тогда вы поминаете и многочисленных родственников у святых. Тем самым, естественно, преклоняя их на милость к вам. Они вас берут «на карандаш».
А за любых не святых молиться опасно. Просто как бы с родным человеком ты живешь. И на тебя его грех как бы влияет, мешает жить. Грубый, пьющий, блудный под одной крышей несколько отравляет существование, согласны? Молитва за него, это как инстинкт самосохранения. Ну и жалко. Родной же.
Молитва же за незнакомых — это подвиг. Искушения будут и так и так. Большие? Да, не маленькие. Просто за вами выбор — учиться жить с искушениями и бороться с ними, или… пусть попробует кто-нибудь другой. Просто тогда и венец Христова наследника получит кто-то другой.
Молиться Богу с постоянством
«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых». (Послание Ефесянам 6:18)
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать». (Послание Колоссянам 4:2-4)
Постоянство играет важнейшую роль в вопросе молитвы. Когда Иисус Христос рассказывал известную притчу, то сказал следующие слова про добрую почву: «»Зёрна же, попавшие в хорошую землю, означают тех, кто слушает слово Божье с чистым и добрым сердцем, верно хранят его и не отступают, пока оно не принесёт плодов». (От Луки 8:15)». Если в случае с семенами необходимо иметь терпение и не отступать до появления плодов, то в случае с молитвами терпение часто выражается как раз в постоянстве.
Постоянство показывает, насколько важно для человека то, чем он занимается. Это касается спортивных результатов, например. Плох тот спортсмен, который сдается после первых же неудач. Но тот, кто на протяжении многих лет целенаправленно идет к своей цели, достигнет успеха. Может он и не достигнет самых высоких мест на пьедестале, но точно будет награжден сильным характером и другими плодами своих тренировок. Это касается профессиональной карьеры любого работника. Постоянная работа над собой и своим делом принесет плоды. Так и с молитвой. Постоянство в молитвах показывает Богу наше искреннее желание и важность того, о чем мы просим.