Золотые волосы ангела — это икона XII века. Это уникальное творение неизвестного иконописца, выполненное в византийском стиле с использованием редкой письменной формы. За уникальность таких икон в мире насчитывается около двадцати. Икона принадлежит к шедеврам мирового искусства. Авторство его стиля можно отнести к новгородским мастерам в росписи Преображенской церкви в Недерице. Он был обнаружен историком Г.Д. Филимоновым во второй половине XVIII века в Кремле на колокольне среди объектов, подлежащих уничтожению как бесполезный мусор. Скорее всего, икона попала в Кремль в XVI веке при Иване Грозном. Икона Златы Власы дошла до наших дней в ветхом состоянии и уже в измененном, переписанном виде. Где раньше находилась икона Ангела с золотыми волосами, доподлинно неизвестно. Считается, что это изображение было в иконостасе одного из новгородских храмов. Современные реставраторы обнаружили следы реставраций XVIII века.
История создания святого лика
К нашему времени сохранилось совсем немного памяток начала древнерусского иконописного периода, чтобы сказать с точностью, к какой школе принадлежит «Ангел». Исследователи выдвигают несколько наиболее вероятных гипотез происхождения. Наиболее вероятной считается принадлежность иконы новгородским мастерам, но некоторые считают возможным суздальское или киевское происхождение творения.
Икона «Ангел Златые Власы» – лучший образец древнерусской иконописи
Что касается времени создания, то здесь все более определенно. Икону относят к XII веку, хотя с поправкой на то, что в ХVII веке часть картины была переписана: фон, части головы и хитона. Вопрос об авторе остается открытым. Скорее всего, творение вышло из-под кисти одного из монахов новгородского монастыря. Но среди авторитетных ученых высказывалась мысль и о том, что «Ангел» может быть создан известным иконописцем «греком Петровичем», который в конце XII столетия работал над росписью церкви в Новгороде.
LiveInternetLiveInternet
Воскресенье, 22 Января 2022 г. 12:26 + в цитатник Спас Златые власы — икона, созданная не позднее первой четверти XIII века (в ряде датировок — около 1200 года с оплечным изображением Иисуса Христа
Оплечный Спас выписан крупным планом, его плечи почти срезаны полями иконы. За головой Христа помещен крест ярко-зеленого цвета, на котором выписаны драгоценные камни и жемчуга. Нимб отсутствует, что достаточно редкий случай в иконографии Спасителя. Фон иконы первоначально был густого синего цвета. На нем симметрично расположены четыре стилизованных золотых медальона. Мастер стремился подать икону как драгоценный почитаемый образ, что сказалось и в богатстве одежды Спаса, и в Его сверкающих золотом волосах — отсюда позднейшее именование произведения. Кремлевская икона несет на себя явственный отпечаток изысканной константинопольской манеры. Лик Спаса отличается многосложностью выражения. Чуть заметный поворот головы, ускользающий взгляд вверх и в сторону, тонко прописанные губы с опущенными уголками — все это придает Сыну Божьему скорбно-надменное выражение, сообщая образу впечатление духовного величия. А. И. Яковлева связывала стиль иконы «Спас Златые Власы» с «европейским искусством около 1200 г.» и считала «исследуемую икону — откликом на своеобразный „интернациональный“ стиль рубежа XII—XIII вв., широкой волной охвативший страны Северной Европы и отличавшийся в первую очередь необычайной синхронностью в развитии двух крупнейших стилистических направлений эпохи — позднекомнинского и позднероманского» (Яковлева А.И. Икона «Спас Златые Власы» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII в. — М., 1988. С. 202.). Однако эти выводы нуждаются в расширении и подтверждении фактологической базы. По своей иконографии «Спас Златые Власы» ближе всего к канону Пантократора, Спаса Вседержителя. На иконе из Успенского собора воспроизведены все основные изобразительные детали, свойственные этому типу, вплоть до двух прядей, свисающих ниже пробора на лоб Христа (сейчас они едва просматриваются). «Спас» во многом схож с греческим «Христом Пантократором» начала XIII века с поновлениями XV столетия из монастыря Святой Екатерины на Синае. Тот же строгий и скорбный лик, тот же неуловимый взгляд. На синайской иконе в открытом Евангелии видна та же фраза из Иоанна, начертанная по-гречески. Но в оплечном «Спасе» из Московского Кремля благословляющая десница и Евангелие в левой руке не выписаны, а речение, характерное для этой иконографии Спасителя, вынесено на поля. На полях иконы были помещены надписи, часть из которых сохранилась:[4] на левом поле — «[МИР] ВАМ»; далее неразборчиво: …»В»…»ИАН»…»ТВО»…; на верхнем и правом полях — цитата из Евангелия от Иоанна (8:12): «[АЗЪ ЕСМЬ СВЕТ МИРУ: ХОДЯЙ ПО МНЕ НЕ ИМАТЬ ХОД] ИТИ ВО ТМЕ Н [О И] МАТЕ [СВЕТ ЖИВОТНЫЙ]»;
Благодарение за всякое благодеяние Божие Благода́рни су́ще недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших… Тропарь, глас 4 Благода́рни су́ще недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших, сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́м Ти: Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́. Кондак, глас 3 Твои́х благодея́ний и даро́в ту́не, Яко раби́ непотре́бнии, сподо́бльшеся, Влады́ко, к Тебе́ усе́рдно притека́юще, благодаре́ние по си́ле прино́сим и Тебе́, Яко Благоде́теля и Творца́ сла́вяще, вопие́м: сла́ва Тебе́, Бо́же Всеще́дрый.
Рубрики: | Православие/Молитвы
История/Творческие люди У Бога на особом положенье… |
Процитировано 1 раз Понравилось: 4 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 4
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось4
0
Значение и описание святыни
На иконе, которая входила в состав оглавного деисусного чина, изображен Архангел Гавриил. Деисус мог состоять из нескольких икон, главное требование – нечетное число. Голова архангела обычно располагалась слева от изображения Иисуса, смиренно склоненная перед Спасителем.
Гавриил, или светлый вестник, объяснял людям видения, которые носили пророческий характер, разъяснял смысл различных событий. Именно он принес Деве Марии радостную весть о рождении младенца Иисуса, возвестил родителям Иоанна Предтечи о рождении сына.
Название иконы выбрано не случайно. Золотые волосы архангела, выполненные в стиле «ассиста» из сусального золота символизируют божественное начало, свет вечной жизни.
Сам архангел Гавриил изображен в византийском стиле, о чем свидетельствует греческий тип лика, мягкая совершенная моделировка. Но есть и индивидуальные черты: отсутствие суховатой суровости и аскетической отвлеченности. В иконе присутствует задушевность, выраженная в одухотворенном лике архангела с затаившейся в глазах печалью. В глазах кроется сочувствие к человеку.
Создать воздушное и неземное пространство в иконе помогла техника многослойного вохрения с санкирной подосновой. Легкости лику придали и белильные оживки с тонкой подрумянкой губ и щек. Цветовая гамма тщательно подобрана и рафинирована.
Цветовая гармония, единство тона, соразмерность форм и ритм округлых линий свидетельствуют в пользу изысканно-усложненной византийской манеры.
Золотые волосы выполнены в стиле «ассиста»
Во взгляде кроется сочувствие к человеку
Греческий тип лика
Святой Николай (Угрешская икона) | Автор: неизвестен
Николай Чудотворец был на Руси одним из самых почитаемых святых, упоминания о нем встречаются в летописных источниках, датированных 11 веком.
История создания Свято-Никольского Угрешского монастыря и Угрешской иконы святого Николая восходят к 1380-м годам.
В этот период князь Дмитрий Иоаннович Донской отправился в поход на Мамая. Когда он со своими соратниками отошел от Москвы, то ему предстал образ Чудотворца, украшенный вапой, окруженный звездами и сиянием. Увидевший это явление Дмитрий Донской приободрился, так как посчитал знак добрым.
В честь этого события был воздвигнут Свято-Никольский Угрешский монастырь. Бесценной его реликвией стала чудотворная икона Святой Николай (Угрешская икона). Она является образцом древнерусской иконографии.
В чем помогает икона «Ангел Златые Власы»
Архангел всегда приносил добрые вести. Поэтому и обращение к нему помогает вернуть умиротворение и одолеть уныние. Кроме того, Гавриил приносил вести о рождении. Именно поэтому часто к молитве перед иконой прибегают люди, которые хотят, но не могут завести детей: молятся об исцелении от бесплодия, о благополучном вынашивании ребенка и родах.
Обращаются к архангелу и в случаях сомнений, когда хотят усыновить ребенка, но не решаются.
Также считается, что молитва к архангелу помогает творческим людям, которые просят о развитии таланта и о самореализации. Это могут быть не только художники, музыканты и поэты, но и учителя, исследователи.
Описание иконы
Центром иконы, безусловно, являются глаза Гавриила, сочувствующий и понимающий взгляд архангела. Хотя лик Гавриила написан новгородской иконописной школой, в изображении чувствуются также и византийские традиции — это, в первую очередь красота и молодость архангела, роднящая его также с эллинским искусством.
Копия иконы XII века на холсте
Следует заметить, что изображение архангела восстановлен реставраторами на основе того красочного слоя, который был датирован XVII веком, установить же первый слой не удалось из-за плохой сохранности иконы.
Архангел, согласно своему имени, которое с древнееврейского переводится «сила Бога», изображен бесстрастным и безмятежным, он, как провидец, помогает людям, остановившим свой взгляд на этой иконе, хоть немного подняться над своими проблемами и обратить взор к Богу, в том случае и наступит умиротворение.
Молитва архангелу Гавриилу
Существует немало вариантов теста молитвы к архангелу Гавриилу. Самый полный и распространенный выглядит так:
«Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил».
«О пречудный Архангеле Божий Гаврииле, усерднейший молитвенниче о душах наших, в день торжества твоего усердно молим тя, заступника нашего: испроси святыми твоими всемощными молитвами пред Престолом Божиим всегда возносимыми, (святый храм сей до конца мира сего сохранити), веру Христову утвердити, укрепити и расширити, православным христианом святоотеческую православную веру до конца дней непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити, и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Божием, наследити же нам Царствие Небесное, и вкупе с тобою прославити Пречестное и Великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Иконы – не просто живописные полотна для верующих. В них сосредоточена духовная сила и надежда человека на помощь свыше. В каждом полотне своя мощь и свое предназначение, поэтому изучение истории икон будет не только не лишним, но и занимательным.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Кто такие Ангелы Хранители
Эти небесные создания Творца упоминаются в Священных Текстах, где сказано, что они участвовали в истории со времен присутствия Адама и Евы в Раю.
Советуем изучить Икона Георгия Победоносца
Ангел Хранитель — посредник между человечеством и Всевышним Господом. Главная задача этого святого существа — защищать личность и доносить до нее Божью волю, поэтому в православии стремятся скорее крестить новорожденного, чтобы обеспечить его полноценной охраной от темных энергий.
Большая вера приближает христианина к святому духу и Богу, что определяет лучшую жизнь в телесной оболочке. Однако небесный посланник не вмешивается в судьбу, которую создал сам Господь.
- Ангел Хранитель через внутренний голос и интуитивную связь общается с подопечным ему человеком.
- Небесное создание предупреждает о предстоящей опасности и стремится вдохновить на совершение благопристойных и полезных деяний.
- Ангел имеет силу отвести от искушающего воздействия мирских объектов.
- Люди, тщательно прислушивающиеся к своим заступникам, нередко чудесным образом спасаются в катастрофах или получают ментальные озарения.
- Он помогает слышать свой внутренний голос и развивать склонность к добродетели.
- Ангельские изображения устраняют страх различной направленности.
- Ангел Хранитель наставляет на истинных путь, оглашенный Господом, и защищает от нападок ненавистников.
Чтобы найти общий язык с ним, необходима ежедневная и чистосердечная молитва перед образом. Священнослужители настоятельно рекомендуют общаться с духом света, прося помощи и защиты. Ангел приложит все силы, чтобы выручить просящего подопечного из тяжелой передряги.
На заметку! Ангел Хранитель не всегда гарантирует счастье и спокойствие. Христианин, отступившийся от веры, склонный к агрессивному и ненавистному поведению, собственноручно уничтожает положительное духовное начало. Пустившийся в крайности человек ощущает бедствия, неудачи и серьезные болезни.
Ангел никогда не являлся человеком, он не имеет имени и родовой принадлежности, но наделен особыми качествами личности. Каждому христианину приставлен только один такой светлый дух. Существует определенная иерархия бестелесных духов, которые располагаются в зависимости от могущества.
Икона Ангела Хранителя
Донская икона Божьей Матери | Автор: Феофан Грек
Данный образ был написан в 14 веке Феофаном Греком. Получил широкую славу благодаря совершаемым чудесам. Молитва перед ним помогла русским воинам в сражениях с Золотой Ордой.
Также икона Донской Божьей Матери способствовала победе русских воинов в Куликовской битве. Князь Дмитрий Донской, руководивший этой битвой, переименовал Успенский собор, находящийся в Коломне в Донской, а икона Пресвятой Богородицы, пребывавшая в нем, стала называться также Донской.
Образ еще не раз приносил победы русским воинам, например, благодаря ему они одержали победу против казанских ханов, а также совершили удачный поход на Полоцк.
Интересный факт: одним из главных чудес, совершенных благодаря молитвам данной иконе, считается спасение столицы Руси от нападок крымских татар.
Казанская икона Божьей Матери | Автор: неизвестен
Русские князья желали установить господство над Казанью с 1160-х гг. Военный поход Иоанна IV закончился успехом в 1552 году.
Но отношения между жителями этого города и русским народом были натянутые, так как вероисповедание было различным. Государь стал думать как объединить людей. В 1579 году в городе случился пожар, он сгорел полностью.
В это же время девочке девяти лет во сне пришла Богородица и велела найти на пепелище ее икону. Ребенку никто не поверил, поэтому девочка отыскала священный образ самостоятельно. Найденную реликвию было принято перенести в первый казанский православный храм.
Интересный факт: при перенесении в храм образа прозрели два слепца. Это чудо стало предвестником распространению христианства на землях ранее принадлежащих татарам.
Казанская икона Божьей Матери известна тем, что благодаря молитвам перед ней произошло множество чудес, люди исцелялись, страна избегала войн. До 1904 года она находилась в России, но потом исчезла.
Владимирская икона Божией Матери | Автор: Лука
По одной из версий о происхождении, Владимирская икона Божией Матери писалась с натуры евангелистом Лукой, он писал ее на доске от стола, за которым когда-то сидел сам Спаситель.
В 12 веке образ попал к князю Киевскому, он разместил его в одном из соборов в городе Владимире, бывшем в то время столицей Руси.
Икона обладает чудодейственной силой, молитвы ей не раз спасали русский народ от иноземных завоевателей.
Для справки: с 1999 года образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Покров Святой Сергий Радонежский | Автор: неизвестен
Согласно летописным источникам, Сергий Радонежский жил в 14 веке, он славился своим милосердием, добротой и любовью по отношению к русскому народу. О чудесах, творимых им, ходит много легенд.
К этому святому обращаются с молитвами в следующих случаях:
- при боли душевной и телесной;
- при финансовом неблагополучии и голоде;
- чтобы усмирить гордыню;
- при нападении нечистой силы;
- при скандалах, неурядицах, семейных ссорах
и в некоторых других ситуациях.
Первый образ иконы Покров Святой Сергий Радонежский был вышит на покрове вскоре после его смерти. Он датируется первой четвертью 15 века. Есть предположение, что он был исполнен к обретению мощей преподобного, которое свершилось в 1422 году.
Литература
- Лазарев В. Н.
Новгородская иконопись. — М.: Искусство, 1976. — 203 с. - Колпакова Г. С.
Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 600 с. — (Новая история искусства). — ISBN 9785352020883. - Любимов Л. Д.
Искусство Древней Руси. — М.: Просвещение, 1981. — 336 с. - Живопись домонгольской Руси: Каталог выставки / Корина О. А.. — М.: Советский художник, 1974. — 128 с.
- Шалина И. А.
Икона “Ангел Златые власы” и русская художественная культура около 1200 г // Дмитриевский собор во Владимире: к 800-летию создания. — Модус граффити, 1997. — С. 188—219. — ISBN 5857900662.