Казанский собор на углу Красной площади в Москве имеет непростую судьбу. Он был полностью снесен в 1936 году и восстановлен спустя 57 лет. Сегодня это действующий храм, в котором проходят богослужения. Главной святыней собора, поклониться которой приезжают верующие со всей страны, является икона Божией Матери «Казанская», почитаемая чудотворной, с мощехранительницей. Настоятель храма — протоиерей Николай Иноземцев.
Туристы чаще всего посещают собор при осмотре главных достопримечательностей столицы — Красной площади, Александровского сада, Храма Василия Блаженного, Государственного исторического музея и других популярных объектов возле Московского Кремля.
© Igor Butyrskii
Отели у Казанского собора в Москве
Расписание богослужений Казанского собора на Красной площади
Желающие принять Таинство крещения могут обратиться к служителям для огласительной беседы каждую субботу в 15:00.
В храме ежедневно проходят религиозные мероприятия:
- 08:00 (будни) 08:30 (сб) и 09:00 (вс) — литургия,
- 14:00 (сб) — соборование
- 17:00 — вечерние богослужения (парастас, всенощное бдение).
На сайте Казанского собора можно посмотреть подробный график мероприятий на текущий месяц, а также узнать имена священнослужителей, которые будут проводить обряды, и их помощников.
© Официальный сайт Московского патриархата
Расписание богослужений 2022 на официальном сайте собора Казанской иконы Божьей матери
История Казанской иконы Божьей Матери
Святая икона Казанской Божьей Матери – почитаемая у православных верующих. Причем чудотворной считают и саму икону, и ее копии. Они распространены по всем приходам мира и особо почитаются христианами.
Икона появилась после неординарного события, произошедшего в XVI в.
Пожар 1579 г. в Казани полностью уничтожил все деревянные дома и постройки. Девочка Матрона увидела странный сон, в котором ей явилась Матерь Божия. Она настойчиво просила Матрону пойти на пожарище и разыскать среди обгоревших бревен икону.
Девочка рассказала матери и отцу о просьбе Богородицы. Родители попросили у священника Ермолая благословения и отправились с дочерью на пепелище. И действительно, под черными остовами досок лежала икона. Она была обмотана тканью вишневого цвета и не тронута пламенем. На деревянной доске увидели изображение Богородицы.
Исцеляющую мощь и силу иконы обнаружили сразу. Ослепшие прозревали, глухие начинали слышать, смертельно больные выздоравливали. Духовные правители Казани поручили мастерам сделать с чудотворной иконы копии. Одну отправили в дар царю Ивану Грозному. Оставшиеся разослали в церкви по всем территориям Руси. Иконы хранились в главных приходах, им поклонялись тысячи верующих.
В честь обретенной иконы строили церкви, часовни, приходы. На месте пепелища, в Казани, возвели православный монастырь. Матрона стала монашкой, и начала служить Богу, назвавшись Маврой. В современное время в православном мире праздник святой иконы отмечают 8 июля.
Икона московского Казанского собора
Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых святынь не только в Казанском соборе, но и вообще в христианстве. Стоит отметить, что в храме хранится не оригинал иконы, а список с нее, но это не умаляет ее значимости. Находится копия в Дмитровском приделе.
© Официальный сайт Московского патриархата
Первое явление иконы Божией Матери случилось в 1579 году в Казани. Место ее нахождения показала девочка Матрона, которой приснился вещий сон. После обретения икона неоднократно перемещалась в другие храмы страны, с нее было написано множество копий, практически неотличимых от оригинала.
Во избежание порчи и хищения в храмах часто выставляли копии, а оригинал тщательно охранялся. Однако, в 1904 году икона была украдена, похитителем оказался крестьянин Чайкин, который сказал, что сжег реликвию. Позднее были выдвинуты версии, согласно которым уничтожение Казанской иконы Божией Матери ставилось под сомнение. До сих пор историки не могут прийти к определенному мнению, сохранился ли оригинал Казанской иконы Божией Матери и где он может находиться.
Местные святыни
Самой почитаемой храмовой святыней является чудодейственная икона Богородицы «Державная». Помимо этого в его стенах находится чтимый список Казанского образа Божией Матери. А в северной части здания можно увидеть уникальную скульптуру из дерева, которая изображает Иисуса Христа и располагавшаяся ранее в центральной части церкви.
Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы: Казанская икона Божией Матери из мозаики (Размер 30*40 см)
45 000 ₽
Подробнее Рукописная Казанская икона с резьбой 13
Цена от: 23 500 ₽
Подробнее Рукописная Казанская икона с жемчужным окладом 4 (Размер 21*25 см)
58 000 ₽
Подробнее
История храма
Первое здание собора, построенное в 1620-х годах, было деревянным. Возведение нового храма, посвященного войне 1612 года, в которой Россия одержала победу, спонсировал Дмитрий Пожарский. Здание пострадало при пожаре, вследствие чего в 1630-х годах было перестроено. До 1765 года, в дни празднования особо значимых событий (военных побед, обретения иконы) до Казанского собора устраивались крестные ходы.
В последующие годы храм неоднократно перестраивался и ремонтировался. Последняя реставрация проводилась в 1925 году. Архитектор Петр Барановский хотел вернуть зданию первоначальный облик. Работы продолжались 4 года, и, когда оставалось совсем немного, Московской городской совет решил снести храм. Реставрация остановилась, колокольню разрушили в том же году, а помещения собора до 1936 года использовались как склад для хранения строительных материалов для станции метро. После сноса Казанского собора на его месте разместили павильон в честь III Интернационала.
В 1990 году власти Москвы решили заново построить собор, в связи с чем начался сбор пожертвований. Святыню восстанавливали по фотографиям и чертежам, сохранившимся в архивах. Работы по воссозданию собора Казанской иконы Божьей матери закончились в 1993 году.
Панорама храма с Красной площади:
Интересные факты о Казанском храме
В истории собора Казанской иконы есть много интересных фактов и событий. Например:
- именно в этом месте Екатерину II провозгласили самодержавной императрицей;
- в оформлении изначально использовались три цвета: золотой, как цвет христианства, красный, как цвет огня и крови, белый, как цвет невинности и чистоты, — в византийской традиции такое сочетание обозначает воинскую доблесть;
- Казанская икона не оставалась в Соборе все время — ее увозили в Петербург при Петре I.
В крестных ходах Казанского храма часто принимали участие русские цари.
Рисунок 4. Крестный ход от собора
Архитектура
Собор Казанской иконы Божьей матери представляет собой типичный образец храмового зодчества первой половины XVII века. Это однокупольный храм с двумя приделами. Северный и Южный приделы объединены галереей, которая окружает сооружение с трех сторон.
Экстерьер собора украшен мозаичными иконами в русском стиле. На них изображены Богородица, Иисус Христос, Георгий Победоносец, патриарх Московский и другие святые.
© Официальный сайт Московского патриархата
Особенности архитектуры
Изначально здание храма было придомовым и соединялось с царским дворцом небольшим переходиком, длина которого составляла 50 метров, а ширина 3 метра. Согласно словам послов из Польши, которые посещали крытый переход Коломенского храма Казанской иконы Богоматери в 1671 году, он был выполнен из камня, в нем были большие окна и ковры ручной работы, облегчающие процесс ходьбы. В северной части здания располагается крыльцо, служащее не только колокольной основой, но и средством перехода в саму колокольню.
Как добраться
Казанский собор находится в центре Москвы на Никольской улице. Добраться до него не составит труда — в шаговой доступности от святыни находятся несколько станций метро и остановки общественного транспорта. Кроме того можно воспользоваться услугами такси или доехать на машине.
Метро
Метрополитен является, пожалуй, самым удобным транспортом в столице. От ближайшей к собору станции «Охотный ряд» (красная ветка), идти всего около 100 метров от выхода № 7. Кроме того, недалеко находится станция «Театральная» (зеленая ветка), а чуть дальше «Площадь Революции» (синяя ветка).
Схема метрополитена Москвы — Яндекс. Метро
Вид на собор с Никольской улицы:
Общественный транспорт
В 300 метрах, возле станции метро «Охотный ряд», располагаются остановки: «Метро Охотный ряд» и «Манежная площадь». Здесь ходят автобусы и маршрутки: № М2 (до Рижского вокзала), М3, М10, М27, Н1 (ночной до аэропорта «Шереметьево»), Н2 (ночной), Н11 (ночной до аэропорта «Внуково»), Н12, 101, 144, 904.
Чуть дальше (с противоположной стороны Красной площади, у храма Василия Блаженного) есть еще одна автобусная остановка — «Красная Площадь». От нее ходят автобусы № М5 и 158.
Портал общественного транспорта Москвы
Современное состояние[править]
Художественное значение Казанской церкви, прежде непосредственно входившей в состав государева дворца, с которым она соединялась крытыми переходами, невелико. За то она рисует нам самую типичную, разработанную церковную постройку второй половины XVII в., примеров которой находим довольно большое количество как в Москве, так и в провинции. Здание представляет немного вытянутый куб, поставленный на высоком подклете с откинутыми на юг и север крыльцами. Решение стенной плоскости, сведенное к двум принципиальным приемам, проводится согласно выработавшемуся канону. Четыре, тесно соприкасающихся, окна с каждой стороны, исключая глухой восточной, занимают середину пространства стены, заключенной с углов обычными двойными пилястрами, несущими карниз.
Широкий пояс верхней части состоит из трех карнизов один над другим. Выше — линия кокошников, утерявших всякий конструктивный смысл при четырехскатном покрытии, перебиваемых двумя небольшими оконцами. Маленькие худосочные кокошники сверху покрыты еще карнизом так, что оказываются в зажиме. Наличники окон с тяжелыми колонками завершаются также кокошниками. Пятиглавие на тонких шейках есть декоративная надстройка, выражающая храмовую идею и не имеющая решительно никакого практического значения, благодаря глухим главам не освещающим внутренности. С двух сторон — северной и южной примыкают небольшие кубы двух приделов, увенчанные главками, схожими с боковыми главами центрального куба. На подклете из массивных столбов с перекинутыми арками устроена круговая галерея, охватывающая церковь со всех сторон. Она также имеет столбы и арочные соединения, отвечающие подклети.
Живописно раскинувшиеся крыльца с кувшинками, поддерживающими арки и несколькими рундуками сами по себе довольно обычны; но решение северного, в силу принципиального приема, пожалуй, единственно в древнерусском зодчестве. На это крыльцо воздвигнута колокольня, которая оказывается, кроме всего, и на неузаконенной стороне. Взятая в отдельности, колокольня опять-таки походит на хорошо известный и сохранившийся тип. На два простых четверика, из коих верхний прорезается окном в скромной рамке с сандриком, водружен восьмерик с арочными пролетами, подвышенными в центре, увенчанный восьмигранным шатром с маленькой главкой на тонкой шейке; один ряд слухов опоясывает нижнюю часть шатра. Несмотря на сравнительно позднее время, колокольня производит несколько архаичное впечатление своим сдержанным решением.
Внутреннее помещение церкви с двумя круглыми столбами совсем не сохранило древнего облика. Нынешняя роспись, возникшая лет пятнадцать назад, совсем изменила воздействие стен, лишенных первоначально какой бы то ни было живописи.
Пятиярусный иконостас также недавнего происхождения; в нем остались некоторые иконы XVII в., впрочем, записанные.
История строительства
В путеводителе по старой Москве, выпущенном в XVIII в., говорится, что первый собор в память о чудотворной святыне построили у стен Кремля в середине 1625 г. Деньги на возведение храма пожертвовал Дмитрий Пожарский. Изначально здание было деревянным. В тревожное время 30-х гг. Казанская церковь была полностью уничтожена.
Строительство храма
Религиозные и исторические справочники пишут, что Дмитрий Пожарский всегда возил с собой копию святой иконы. После разгрома польских войск он передал реликвию на хранение в приход на улице Лубянка. Затем князь возвел новый собор из дерева, куда и поместил икону. Но церковь просуществовала около 9 лет и была уничтожена пожаром.
На пустом месте в 1636 г. первый из династии Романовых царь Михаил Романов распорядился построить новый собор из камня. По правилам соборной архитектуры того времени, главную колокольню поставили на северо-западной стороне от церкви. Новый храм освятил патриарх Москвы Иоасаф I.
В конце 1647 г. у Казанского собора появилась пристройка — придел имени Варсонифия и Гурия. При освящении придела присутствовал наследник Михаила Романова, будущий правитель России — Алексей Михайлович.
Храм всегда занимал главнейшее место в религиозной жизни прихожан. Церковь любили и почитали как самый известный приход Москвы.
Со временем собор ветшал. И во второй половине XVIII столетия великая княжна Мария Долгорукова пожертвовала личные деньги на реконструкцию храма. Покосившийся придел убрали и построили торговые ряды и лавки. В них продавали свечи, баранки, яблоки, церковные книги.
Через некоторое время оказалось, что разросшаяся торговая улица закрывает храм. Поэтому в первые годы XIX в. низкое строение колокольни убрали и на ее месте выстроили высокую звонницу из двух ярусов.
Вместе с городом и москвичами собор перенес все горести и испытания в период вторжения французских солдат в 1812 г. Стремясь спасти почитаемую икону Казанской Божьей Матери, служитель прихода заранее спрятал святыню. Но чужеземные войска все равно осквернили православную церковь. Солдаты изрубили престол в алтаре и внесли во внутрь убитую лошадь.
Весной 1865 г. здание подверглось изменениям. Русский архитектор и скульптор Николай Козловский сделал чертеж, по которому фасад собора переделали по канонам классического строительства. Колокольня стала выше, добавился третий ярус.
Московские священнослужители и простые верующие-прихожане Казанского собора искренне сожалели о кардинальной перестройке храма. После обновления он потерял изначальную оригинальность, стал таким же, как большинство российских деревенских церквей.
После революции 1917 г. отношение к религии изменилось, стало негативным. Однако службы в Казанской церкви еще продолжались. До середины 1918 г. проповедником в храме был его святейшество Тихон. Именно он поведал верующим о расстреле царя и его семьи. Через несколько месяцев после этого почитаемая святыня – Казанская икона пропала.
1920 г. – знаковое событие в судьбе здания. Признанный реставратор и скульптор Барановский решил обновить фасад, вернуть ему первоначальный вид. Работы велись 9 лет: стены изменились, были отреставрированы полукруглые наружные декоративные элементы – кокошники. Но реконструкция была не закончена потому, что власти приказали снести собор.
Это объяснили тем, что храм мешает проходить торжественным колоннам во время демонстраций и парадов на площади. Барановский успел измерить размеры здания и сделать чертеж. Потом это пригодилось при восстановлении собора.
В середине 1936 г, спустя 3 века после возведения, здание собора разрушили. На пустой площади под руководством проектировщика Бориса Иофана построили революционный павильон. После него на этом месте расположились столовая и туалет.
Возрождение храма
По инициативе организации охраны исторических памятников столицы, собор начали восстанавливать в 1990 г. Казанский собор в Москве возрождали в период с 1990 по 1993 гг. на добровольные взносы верующих и личные сбережения правителей города.
Строительство длилось 3 года. Проект нового здания разработал архитектор Олег Журин. Ему удалось восстановить первоначальный вид здания по старым фотографиям, описаниям и чертежам. Внутри стены расписали по традициям и стилю XIX столетия.
Освятили постройку осенью 1993 г. Возведенный храм стал первым возрожденным в России собором, разрушенным большевиками. В его алтаре хранится особый предмет – образ Казанской Божьей Матери. Храм считают символом героизма, изгнания из Москвы литовских и польских солдат.
Современное состояние
За долгий период своего существования церковь практически не перестраивалась, из-за чего храм Вознесения Господня в Коломенском был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе комплекса зданий музея-заповедника «Коломенское». Современный вид храма не полностью соответствует первоначальному облику.
Первое освящение храма Вознесения Господня состоялось в Коломенском в 1532 году, повторное — в 2000 году.
В начале XXI века было проведено значительное восстановление храма, но полностью уничтожены деревянные конструкции перекрытий над галереями, недостаточно тщательно изучены и заделаны трещины в стенах. Нынешнее состояние церкви вызывает опасения из-за ее расположения на берегу, склонном к оползням.
Архитектура храма и его внутреннее убранство
Казанский собор в Москве первоначально выглядел как деревянные здания XIV в. Своим видом напоминал строения в Донском монастыре и главную церковь в Рубцовске. Отличался храм от остальных церквей только асимметрией. Целостность композиции нарушал придел, выстроенный с одной стороны здания. Затем пристроили второй придел, и появилась колокольня в виде шатра.
Потом ее сменила колокольня из двух ярусов, а спустя некоторое время – из трех. Верх храма украшали кокошники разных размеров, расположенные в 4 ряда. Маленькие чередовались с большими, тем самым придавая зданию праздничный, нарядный вид. Главный купол собора сверкал золотым покрытием.
В 60-х гг. XIX столетия по инициативе архитектора Козловского фасад вновь изменили. Собор потерял индивидуальность и необычность. Верующие были недовольны видом церкви, писали жалобы верховному духовенству и просили вернуть храму прежний облик. Архитектор и реставратор Петр Барановский возродил утраченный вид собора.
Сейчас здание представляет сооружение в форме квадрата. По верху также размещены кокошники.
На первом этаже множество ложных арок, создающих эффект пространства и легкости. За арками выстроена галерея с крышей для прихожан, не поместившихся в соборе. Стены фасада украшены иконами из мозаики. Справа от главного входа – изображение Казанской Божьей Матери. Слева – Георгия Победоносца.
На своде южной пристройки видим лик великомученика Ермогена, патриарха Москвы в Смутное время. Потолки внутренних помещений расписаны фресками и орнаментами, поясняющими появление чудотворной иконы и рассказывающие о событиях далеких времен.
Богослужения в храме
Богослужения проводятся не в храме Вознесения Господня в Коломенском, а в приписном храме Георгия Победоносца по воскресеньям и некоторым праздникам.
© FotoGeorg
История
Согласно легенде, эту церковь решил построить великий князь Московский Василий III, который долго не имел сына, которому можно было бы передать престол. Уже в зрелом возрасте Василий III стал отцом будущего русского царя Ивана IV Грозного. В честь крещения долгожданного наследника великий князь распорядился построить церковь в селе Коломенском под Москвой.
Вознесенскую церковь также относят к мемориальным храмам — сооруженным в честь какого-то события. Традиция мемориальных церквей на Руси появилась в XVI веке.