Значение иконы Взыграние младенца и в чем помогает Божия Матерь, молитвы

История появления

Чудо явления иконы, названной «Взыграние младенца», произошло в конце XVII века близ Николо-Угрешской монашеской обители. Монастырь был возведен на благодатном месте, где русский князь Дмитрий Донской обрел икону Николая Угодника, оказавшуюся на дереве Божиим проведением. Князю Дмитрию предстояла битва на Куликовом поле. Он попросил помощи у чудотворного лика святого Николая и получил ее в ходе победоносного сражения.

Описания события обретения иконописного изображения, на котором Младенец Божий играет с Матерью, не сохранилось. Известна лишь дата явления святыни (20 ноября) и место неподалеку от стен обители, построенной по указу князя Донского.

Оригинальный образ «Взыграние младенца» был утерян во времена гражданской войны, когда храмы и монастыри массово разоряли. На сегодняшний день сохранились чудотворные списки с иконы. Самый близкий к оригиналу список был создан через 19 лет после чудесного явления святыни. Хранится икона в Государственном музее-заповеднике в Москве. С образа были также сделаны списки, один из которых вернули на место обретения первоначального образа, в Николо-Угрешскую обитель.

В 2003 году произошло событие сродни нового обретения иконы. Верующая женщина передала монастырю список, близкий к первообразу и выполненный в аналогичном иконографическом типе, называемый «Умиление». Икону, доставленную крестным ходом к воротам обители, разместили в стенах Спасо-Преображенского собора, на место, где ранее находилась новоявленная святыня.

Где находится сейчас

После революции 1917 г. Николо-Угрешский монастырь был разорен, а икону похитили неизвестные. В 2003 г. одна из прихожанок принесла в храм изображение, удивительно напоминавшее утраченную святыню. Сегодня поклониться ей может каждый православный христианин.

Существуют списки «Взыграния», местами сохранения которых являются Третьяковская галерея, Новодевичья обитель в Москве. Чудотворная икона Божией Матери есть в Афонском Ватопедском монастыре. Не раз проявляли свою чудодейственную силу лики матери и младенца, которые находятся в балканских, греческих храмах. Фото разных списков иконы можно увидеть далее:

Описание и значение

На Угрешском иконописном образе Богородица предстает перед верующими с Сыном Божиим на руках. Младенец играет с Матерью, как дитя простого человека, игриво запрокидывая голову к лицу Марии и ласково касаясь ладонью Ее щеки. Мать склоняется к дитя и, любя, прижимается щекой к Младенцу.

Лицо Богородицы отражает смиренную печаль матери, которой известно о великой спасительной миссии и предстоящих муках, уготованных для Иисуса. Она принимает волю Божию и понимает высшую цель, но искренне любит и жалеет свое дитя.

Изображение на иконе, несущее человеческие эмоции и праведные чувства, показывает момент, приближающий Божественное начало Спасителя к людям, за которых он примет страшную смерть и вознесется в Царствие Небесное для вечной жизни, помощи молящимся, пришедшим к Богу праведникам, ради спасения и прощения грешных душ.

Традиционно сюжет иконы изображают на золотом фоне, что свидетельствует о Божественности образов, а также на голубом или светло-зеленом фоне. Голова Богородицы, озаренная классическим или кружевным нимбом, покрыта белой, золотой, синей или красной накидкой, дополненной одной или несколькими вифлеемскими звездами. В таких же цветах, символизирующих чистоту и непорочность, выполнено основное одеяние и платье Матери.

Обнаженные руки и ноги Сына Божия символично указывают на будущее распятие. Существуют списки, на которых младенец Иисус держит в руке развернутый свиток святого писания. Свиток обращен текстом к людям, что символизирует христианское учение, которое принесет и поведает Спаситель народу.

Списки иконописного образа «Взыграние младенца» могут отличаться между собой детально, сохраняя основную структуру и сюжет запечатленного момента.

Икона Божией Матери «Взыграние младенца»

Рассматриваемая икона относится к самому распространенному типу в иконографии, носящему название «елеуса», что с греческого переводится как «милостивая». Такие произведения наиболее полно изображают глубоко трепетные и нежные отношения между Святой Матерью и Божественным Младенцем. Здесь между Матерью и Сыном нет расстояния: Младенец прижимается своей щекой к лику Богородицы, показывая ей свою искреннюю любовь и доверие. К типу «елеуса» относятся и многие знаменитые иконы Богородицы, такие как: Владимирская, «Умиление», Ярославская и другие.

На иконе изображен Спаситель Иисус Христос, сидящий на руке у Богородицы. Запрокинув голову назад, Он словно играет со своей Матерью. Одной ручкой Спаситель прикасается к ее щеке, тем самым проявляя нежность. Вся поза Богомладенца передает Его детский непосредственный характер. На этой иконе наиболее сильно показана человеческая сторона Божественного Спасителя, что редко встречается на других иконописных богородичных изображениях.

О чем просят перед образом

Со времен обретения чудотворного образа перед ликом Богородицы с играющим Дитя молятся женщины, прося о зачатии, рождении и здравии их чад.

Обращение к Матери Божьей и Господу перед иконой «Взыграние младенца» помогает верующим:

  • создать семью;
  • исцелиться от бесплодия;
  • зачать и выносить плод в утробе;
  • облегчить роды;
  • воспитать здоровых и послушных детей;
  • уладить семейные конфликты;
  • вернуть взаимопонимание и гармонию в отношения между мужем и женой.

Перед иконой «Взыграние» родители также просят о наставлении на путь истинный их чад, о том, чтобы они обрели для себя православие и веру в Господа Бога.

Молиться разрешено как в храме, так и дома. Главные условия – искренняя вера и упование на помощь свыше. Во время молитвы нельзя отвлекаться, думать о мирских делах. Все внимание и мысли должны быть сосредоточены на произносимых словах.

Чтобы плодотворно молиться дома, верующие приобретают икону и церковные свечи. Свечи зажигают во время молитвы для умиротворения и настроя на нужный лад. Перед изображением ликов святых читают православные тексты, а также обращаются к Небесным заступникам своими словами.

Молитва

Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (ваше имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившегося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь

Как расположить в доме

Согласно православным традициям, иконы в доме принято размещать на специальной полке в правом углу комнаты, который на Руси получил название «Красный угол». Обычно для этого сооружают отдельную полку и ставят на нее только изображения святых, свечи, лампаду, православные книги и все, что связано с Богом и церковью.

Разрешено ставить иконы на отдельную полку открытого стеллажа или шкафа, а также вешать на стену. Место должно быть светлым и чистым. Несколько икон располагают в порядке, соответствующем иерархии, размещая по центру изображение Господа Вседержителя или Троицы.

Образ «Взыграние младенца» уместно поставить:

  • в спальне незамужней девушки, которая хочет создать семью;
  • в супружеской спальне;
  • в детской комнате.

Почитая святыню и обращаясь к Господу и Божьей Матери, не следует забывать о том, что нужно жить честно, праведно, не желая зла окружающим, не злословить и соблюдать православные заповеди Христа.

Происхождение образа

Исследователи иконы склоняются к тому, что “Взыграние Младенца” имеет византийское происхождение. Эта школа издавна почиталась на Руси. В самой Византии образ почитался как чудотворный. Но широко известное название закрепилось за ним уже в России, в 16-17-м веках.

Проверено поколениями: делаем эффективную подкормку для рассады

Простой способ вырастить из пенька увядшей орхидеи новый цветок

Возвращаем куст розы к жизни после зимы: как правильно реанимировать цветы

Духовные плоды

Молитва обладает целительным действием на душу. После нее женщина получает утешение в своих тревогах. Заботы уже не кажутся ей непосильными, в сердце воцаряются мир и покой. Именно так Царица небесная помогает всем, кто верует.

Молиться духовные отцы советуют регулярно — каждый день утром и вечером. После прочтения молитвослова можно обратиться к святым и Божией Матери своими словами. Вот пример такой молитвы: “Пресвятая Богородица, помилуй рабу твою (имя), окажи помощь во время мук рождения, которые испытывают все дочери Евы.

Благословенная в женах, вспомни, как ты спешила навстречу своей сроднице Елизавете, когда та была беременна, и как это благодатно отразилось на ней!

По великому милосердию твоему позволь мне благополучно разрешиться от бремени. Пусть дитя, которое я ношу под сердцем, радостно поклонится Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, подобно святому младенцу Иоанну.

Не постыди моей надежды на тебя, Пречистая Дева, призри на меня, бедную грешницу, да прославлю тебя во веки. Аминь”.

Духовная жизнь, несомненно, принесет свои плоды. Это будет полезно не только для души будущей мамы, но и для будущего малыша.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Особенности иконографии

Живописцы в данном случае подчеркивают эмоциональную сторону отношений Сына и Матери. Название «Взыграние младенца» имеет русское происхождение. Оно использовалось в качестве термина среди иконописцев, на самой же иконе не использовалось.

  • Божия Матерь держит Младенца на правой (бывает, что и на левой) руке.
  • Иисус резко закидывает голову назад.
  • Вся фигура Младенца выражает нетерпение, порыв, так что Матери приходится сдерживать Сына.
  • Ручки Иисуса тянутся к лицу или подбородку Марии.
  • Ножки Христа бывают скрещены, обычно Мать придерживает дитя за одну из них.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

На некоторых изводах Младенец схватился за край омофора Матери и тянет его на себя. Особое значение здесь играет поза Христа. Он как бы запрокидывается назад. Многие эксперты проводят аналогию с образом Сретения, где ребенок вырывается из рук Марии, стремясь скорей попасть к Симеону. Мудрый старец первым произнес предсказание о том, что Мария переживет много душевных страданий.

Намек на крестный путь Младенца виден часто по скорбному выражению лица Богородицы. Сегодня существует довольно много вариантов этого образа, но в любом из них поза Христа будет особенной. На ряде икон цвет омофора Царицы небесной — черный (обычно он багряный, иногда зеленый или даже синий). Но в данному случае цвет это знак траура по Сыну, который предстоит ей в будущем.

Известна у нас икона «Взыграние младенца» 15 в., принадлежащая автору Ангелосу Акотантосу, известному мастеру из Византии. Он именуется «Кардиотисса» — то есть сердечная, но это лишь эпитет, характеристика. Здесь мастерски объединены в одно изображение и радость, и трагедия. Праздничное настроение после Боговоплощения омрачается предвидением будущей голгофской жертвы. Образ привозили в Москву в рамках выставки Византийского искусства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]