История иконы Сладкое лобзание и в чем помогает Божия Матерь, молитвы


Описание иконы Божией Матери «Сладкое лобзание»

Икона «Гликофилуса» написана в манере, относящейся к иконографическому типу «Умиление» («Елеуса»). Отличительные особенности «Гликофилусы»:

  • Богоматерь держит на руках Божественного Младенца;
  • Богородица нежно целует Сына, прижавшегося своей щекой к ее щеке;
  • одной рукой Иисус Христос обнимает Мать, во второй – держит свиток;
  • по традиции, на Деве Марии надет красный мафорий, украшенный тремя звездами.

Печальный взгляд Пресвятой Богородицы, предвидящей судьбу Сына, выражает безмерную любовь и нежность. Прижимая к себе Иисуса, она как бы пытается защитить Его. Но Христосу предстоит спасти человечество, принеся в жертву свою жизнь. На оригинальном образе с обратной стороны нанесено изображение Распятия.

Икона «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы»

Другое название этой иконы — «Встреча Богородицы и святой праведной Елизаветы». (встреча означает собрание). Согласно евангельскому преданию, после Благовещения, или явления архангела Гавриила, Дева Мария поспешила к Елизавете, сестре своей матери. Бездетная Елизавета и ее муж, священник Захария, были уже пожилыми людьми, но Господь подарил им сына, будущего Иоанна Крестителя, которым Елизавета в то время была беременна.

Древний иконописец, написавший икону «Встреча Марии и Елизаветы», изобразил этих святых женщин с детьми во чреве; на более поздней иконе «Поцелуй Богородицы» изображены только их объятия. После встречи с Девой Марией Елизавета исполнилась Святого Духа и прославила Марию как Мать Спасителя.

Эта икона читается для защиты Богоматери и для рождения здоровых и крепких детей.

Праздник проводится 30 марта/12 апреля.

История появления

Период правления второго византийского императора Феофила, правившего в первой половине IX века, ознаменовался борьбой с почитателями икон. От иконописцев требовали отречения от своего ремесла. Им было приказано уничтожить свои творения. Тех, кто отказывался подчиниться ереси и оставался верен Христовой Церкви, подвергали пыткам. Заключали в тюрьмы и монахов, а монастыри и обители закрывали.

Один из приближенных императора – Симеон, особенно рьяно поддерживал иконоборческие взгляды своего повелителя. Но его жена – Виктория, была истинной христианкой, придерживалась православных канонов, с почтением относилась к иконам. В своей комнате она держала несколько святых образов. Но с особым трепетом она относилась к иконе с ликом Богородицы, к которой всегда обращалась во время молитвы.

Мужу не нравилось почтительное отношение жены к иконам. Однажды он потребовал у Виктории сжечь святой Богородичный образ. Но верующая женщина не могла осквернить святыню. Ради спасения святого образа она готова была расстаться с иконой. Виктория пошла к морю, опустила икону в воду, пустив ее плыть по волнам.

Господь не дал погибнуть святому образу. Долгие годы икона плавала по морям, пока не оказалась возле берегов святой Афонской горы. Святыню выбросило на побережье Филофеевского монастыря. Долгое плавание никак не сказалось на святом образе, он остался целым и невредимым.

Насельники монастыря во главе с игуменом, обрадовавшись появлению святыни, установили ее в соборном храме. На том месте, где был обнаружен образ Богородицы, забил целебный источник. Его назвали «Агиасмою». Со дня появления Богородичного лика в обители стали происходить различные чудеса.

Один из таких случаев произошел в 1801 году. Братия монастыря прикрепила к окладу иконы «Сладкое лобзание» златницы. Один из паломников, прельстившись драгоценным металлом, украл святыню. В тот же день он собирался отплыть на корабле, но судно застряло недалеко от берега. Никто не мог понять, что произошло. Дул попутный ветер, неполадок на судне обнаружено не было, но никакими усилиями невозможно было сдвинуть корабль с места.

Игумен, обнаружив пропажу, организовал поиски святыни. Один из монахов увидел стоявшее неподалеку от берега судно. Недолго думая, он на лодке отправился к кораблю. При виде приближающегося инока похитителя охватило раскаяние, и он вернул украденную святыню. После этого судно смогло продолжить свой путь.

Среди многочисленных удивительных случаев, происходящих по молитвам к иконе «Гликофилуса»:

  • Излечение от бесплодия супружеской четы из Праора. После молитвенного прошения к Богородице, помазания елеем от лампады, горящей возле образа, супруги смогли зачать и родить здорового ребенка.
  • Избавление от голода братии монастыря во время войны. Когда кладовые обители полностью опустели, к пристани причалило судно с зерном. Монахи смогли обменять дрова, необходимые кораблю для дальнейшего плавания, на зерно.
  • Спасение паломника, усомнившегося в силе чудотворной иконы. Богомолец, падая с верхнего этажа здания, взмолился к Богородице о помощи. Богоматерь замедлила его падение, мужчина спокойно опустился на землю.

Это только малая часть чудес, которыми прославилась икона. Чудотворный лик по сей день оберегает и защищает православных христиан, обращающихся за помощью в Пречистой Матери.

История святого образа

Во времена правления императора Феофила процветало иконоборчество. Сам император поддерживал идеи упразднения традиции почитания икон, считая ее преступлением заповеди об идолопоклонстве. Приближенный к императору служащий Симеон поддерживал взгляды своего хозяина. Но жена Симеона была верна канонам и почитала иконы. Звали эту женщину Викторией. У себя в покоях она имела множество икон, но особенно почитала икону Богоматери, перед которой всегда молилась.


Икона Богородицы «Сладкое Лобзание» («Гликофилуса»)

Однажды муж потребовал икону для того, чтобы спалить. Виктория не захотела отдавать такую святыню на поругание, именно поэтому она и пустила икону в море.

Через некоторое время икона чудесным образом появилась на берегу Афона, недалеко от Филофейского монастыря. Игумен вместе с братией монастыря поместил икону в местный храм. Место явления иконы стало почитаемым. Теперь по традиции каждый Светлый Понедельник из монастыря направляется крестный ход.

Читайте о других иконах:

  • Икона Божьей Матери «Курская-Коренная»
  • Икона святой княгини Ольги
  • Икона Марии Египетской

Значение в православии

При виде чудотворного образа на глазах появляются слезы счастья и умиления. Икона «Сладкое лобзание» заключает в себе глубокую богословскую идею. Соприкосновение ликов Матери и Сына символизирует соединение небесного и земного, Божественного и человеческого.

Несмотря на то, что на иконе представлено общение Матери с Сыном, Богоматерь не отстраняется от остальных людей. Небесная Царица готова просить Спасителя и Господа обо всех верующих, обращающихся к ней за милостью и защитой.

Святой лик помогает очистить душу от всего плохого, избавляет от страхов, тяжести греха. При взгляде на образ Богоматери «Сладкое лобзание» приходит уверенность в будущем.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сладкое лобзание» или «Гликофилуса»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Почитание

День чествования чудотворной иконы меняется ежегодно. Празднование святыни выпадает на понедельник Светлой Пасхальной недели. Этот день знаменуется проведением крестного хода, а также водосвятного молебна.

Оригинал иконы можно увидеть, побывав в Филофеевской обители, расположенной на святой Афонской горе.

Но поклониться святому Богородичному образу можно и в других церквях, где находятся списки «Гликофилусы». Два из них хранятся в храмах Московской области – в Дыдылдинской Ильинской церкви и церкви Рождества Пресвятой Богородицы Щелковского района. Как и оригинальный образ, они обладают чудодейственной силой, исцеляя смертельно больных людей.

Сладкое Лобзание

Икона «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование Греческого императора-иконоборца Феофила (829—842).

Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа.

Она пустила ее в море.

Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы названо «Агиасмою». В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается крестный ход.

Нельзя не упомянуть здесь об одном назидательном чудесном случае, бывшем в 1830 году. В это время в Филофеевский монастырь пришел из Адрианополя один богомолец. Здесь в обители он случайно заговорил с экклесиархом. Последний в искренней беседе рассказал богомольцу о различных чудесах Божией Матери и сообщил также о том, каким образом явилась на берегу моря пред Афонской Филофеевской обителью Ее икона Сладкое лобзание.

Богомолец с любопытством о всем расспрашивал экклесиарха, внимательно выслушивал его рассказы и, по-видимому, все близко принимал к сердцу. Экклесиарх шел навстречу его желаниям. Но каково же было его изумление, когда его собеседник в конце концов выразил свое сомнение в истинности всего рассказанного, а повествование инока о чудесном явлении иконы Божией Матери Гликофилуссы счел за простую басню, которой может поверить разве только ребенок.

Экклесиарх задумался. Он не ожидал ничего подобного. Несомненно, что в душе богомольца были посеяны злые семена, и они отравляли его христианское настроение. Может быть, он был уже близок к полному падению. Ведь от отрицания благодеяний, оказанных роду человеческому Богоматерью, и от сомнений в чудесном явлении Ее святого образа всего лишь один шаг к сомнению и в чудесах вообще, а в частности, и чудесах Спасителя рода человеческого.

Видя близкую гибель своего собеседника, экклесиарх пытался рассеять его дух сомнения, но богомолец упорно отрицал все его слова и доводы. Так глубоко он пал.

И не доводы инока убедили богомольца: он был возвращен в число искренних последователей Христа Самой Царицей Небесной.

В тот же день над ним самим совершилось чудо, и из него он мог убедиться в чудесной силе Пречистой Девы. Идя по верхнему этажу дома, он оступился и начал падать вниз. Тут он воскликнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» и спустился на землю без всякого вреда.

Икона Сладкое лобзание прославлена и другими чудесами. Она стоит в соборном храме обители и изображает Богоматерь лобзающей Предвечного Младенца. Икона имеет в высоту 1 аршин 12 вершков, а в ширину 1 аршин 3 1/2 вершка. Есть церковное предание, что она одна из 70-ти икон, написанных евангелистом Лукой.

В скиту русского афонского Пантелеймоновского монастыря есть снимок с чудотворной иконы «Гликофилусса».

В чем помогает икона «Сладкое Лобзание»

Согласно преданиям Филофеевской обители, чудотворная икона помогает справиться со многими бедами и напастями.

Обращаясь к «Гликофилусе», верующие просят:

  • даровать крепкое здоровье;
  • избавить от мук;
  • укрепить в вере;
  • простить греховные помыслы и деяния;
  • исцелить от телесных и душевных болезней;
  • защитить от происков недоброжелателей.

Особое покровительство «Сладкое Лобзание» оказывает бездетным семейным парам, молящим о даровании здорового, крепкого потомства. По молитвам к образу Богородицы родителям удается вернуть сбившихся с истинного пути детей к праведной жизни.

Перед Богородичной иконой можно рассказать обо всем, что беспокоит. Пресвятая Дева Мария обязательно услышит и поможет справиться с трудностями.

Для души…( То, что помогает Вам жить)

В соборе афонского монастыря Филофей на левом клиросе находится известная чудотворная икона Божией Матери «Сладкое лобзание» (греч. «Гликофилу́са»). По преданию её написал евангелист Лука.

www.pravoslavie.ru/sas/image/101879/187974.p.jpg?mtime=1412800752

Во времена царствования византийского императора-иконоборца Феофила (829—842) благочестивая жительница Константинополя Виктория, супруга одного из приближенных императора по имени Симеон, спасая икону от уничтожения, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше бросить её в море. Так образ прибыл на Святую Гору, о чём чудесным образом был предупреждён игумен Филофея. На месте, где была найдена икона, истекла святая вода.

С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы.

www.pravoslavie.ru/sas/image/101879/187975.p.jpg?mtime=1412800819 Место явления иконы «Сладкое лобзание»

В 1793 году диакон Иоаникий во время зажигания свечей пред иконой часто сетовал на то, что Богоматерь не заботится об обители, потому как другие монастыри Афона ни в чем не имеют нужды, а Филофей нуждается.

Однажды свою жалобу диакон произнес в полночь. Он был очень погружен в свою молитву и не замечал ничего вокруг. Внезапно перед ним явилась в таинственном свете Богородица и сказала, что его жалобы и сетования напрасны — если бы ее попечения не было, обитель не смогла бы существовать. Он напрасно просит достатка — в золоте и серебре нет никакой пользы для обители.

Когда диакон проснулся, он понял, что ошибался, и смиренно просил прощения у Пречистой. Потом он рассказал братии об увиденном.

В 1801 году один сребролюбивый паломник похитил привешенные к образу златницы. Совершив святотатство, он сел на корабль, отправлявшийся от Иверской пристани. Но судно, отплыв немного от берега, стало на месте, несмотря на попутный ветер. Между тем, когда в Филофее узнали о пропаже, послали во все стороны людей, чтобы догнать вора. Один из них подплыл на лодке к кораблю, стоявшему недалеко от Иверской пристани. Тем временем преступник, вразумлённый чудесной остановкой корабля, сам раскаялся в святотатстве и поспешил добровольно возвратить златницы, после чего корабль свободно продолжил плаванье.

www.pravoslavie.ru/sas/image/101879/187976.p.jpg?mtime=1412800874

Нельзя не упомянуть здесь об одном назидательном чудесном случае, бывшем в 1830 году. В это время в Филофеевский монастырь пришел из Адрианополя один богомолец. Здесь в обители он случайно заговорил с экклесиархом (смотрителем храма). Последний в искренней беседе рассказал богомольцу о различных чудесах Божией Матери и сообщил также о том, каким образом явилась на берегу моря пред Афонской Филофеевской обителью Ее икона Сладкое лобзание.

Богомолец с любопытством о всем расспрашивал экклесиарха, внимательно выслушивал его рассказы и, по-видимому, все близко принимал к сердцу. Экклесиарх шел навстречу его желаниям. Но каково же было его изумление, когда его собеседник в конце концов выразил свое сомнение в истинности всего рассказанного, а повествование инока о чудесном явлении иконы Божией Матери Гликофилуссы счел за простую басню, которой может поверить разве только ребенок.

Экклесиарх задумался. Он не ожидал ничего подобного. Несомненно, что в душе богомольца были посеяны злые семена, и они отравляли его христианское настроение. Может быть, он был уже близок к полному падению. Ведь от отрицания благодеяний, оказанных роду человеческому Богоматерью, и от сомнений в чудесном явлении Ее святого образа всего лишь один шаг к сомнению и в чудесах вообще, а в частности, и чудесах Спасителя рода человеческого…

Видя близкую гибель своего собеседника, экклесиарх пытался рассеять его дух сомнения, но богомолец упорно отрицал все его слова и доводы. Так глубоко он пал.

И не доводы инока убедили богомольца: он был возвращен в число искренних последователей Христа Самой Царицей Небесной.

В тот же день над ним самим совершилось чудо, и из него он мог убедиться в чудесной силе Пречистой Девы. Идя по верхнему этажу дома, он оступился и начал падать вниз. Тут он воскликнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» и спустился на землю без всякого вреда…

www.pravoslavie.ru/sas/image/101879/187977.p.jpg?mtime=1412800924

Другое чудо в списке бесчисленных чудес, явленных иконой, произошло с одним христианином из Праора. Его жена не могла иметь детей, и поэтому семейная пара очень страдала. Будучи на Афоне, Святой горе, христианин усердно молил Пресвятую Деву перед иконой «Сладкое лобзание». Перед тем как отправиться домой, он взял немного елея из горящей перед иконой лампады и, вернувшись, помазал им себя и свою жену. И в этот же год его супруга родила сына. Христианин был очень благодарен Деве Марии и принес дар обители Филофея.

www.pravoslavie.ru/sas/image/101879/187978.p.jpg?mtime=1412800976 Крестный ход с иконой “Сладкое лобзание”

По молитвам у иконы Богородицы свершилось множество чудес и в наше время. Одно из них произошло в годы немецкой оккупации. Рассказ о нем содержится в книге старца Паисия Святогорца “Отцы святогорцы и святогорские истории: Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец отец Савва, узнав об этом, опечалился и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии (см. 3Цар.17), и его, наконец, послушались. Однако по прошествии какого-то времени старца стали донимать укорами, говоря:

- Мука закончилась. Что теперь будет? Старец им отвечал:

- Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.

В кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве:

- Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет?

Но благочестивый и исполненный веры старец на это отвечал:

- Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас.

Когда у них закончился последний хлеб, то не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога. Конечно, больше всех славил Бога и благодарил Божию Матерь отец Савва, всегда воссылавший Ей благодарения самой своей святой жизнью.

После этого он напоминал отцам: «Разве я не говорил вам, что Божия Матерь нас не оставит?»

www.pravoslavie.ru/sas/image/101879/187979.p.jpg?mtime=1412801031

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание», или «Гликофилусса» молятся об укреплении в Православной вере, о защите православных икон, при бедах и невзгодах, при телесных и душевных недугах.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сладкое лобзание», или «Гликофилуса»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 7

Одержащей ереси, о честней иконе Твоей, Дево, яве промышляеши: морешествием Твоей обители, яко дар достоин приношаеши. Сию же мы Сладколюбящую праве нарицающе, Тя ублажаем.

Кондак, глас 8

Иже в храме и обители Твоей приходящия Ти и богоугодно спасительная гонящия и почитающая Твой святый образ сим даруй, Дево, Твоя милости, от всяких избавльши сих скорбей, Тебе вопиющия: радуйся, Едина Богоневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Источники: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.II. СПБ: Изд-во П.П.Сойкина. С.2077. Старец Паисий Святогорец. Отцы-святогорцы и святогорские истории Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914] agioritikesmnimes.blogspot.ru/2012/03/982.html 
Χαραλάμπους Δ. Βασιλόπουλου,
«Θαύματα της Παναγίας»

agionoros.ru/docs/1403.html

www.isihazm.ru/?id=487

Православные тексты

Для того чтобы молитвы верующих, обращающихся к Пречистой Деве перед иконой «Сладкое лобзание» были более действенны, написаны молитвенные тексты. Перед тем, как попросить Пресвятую Богородицу о помощи, читают специальную молитву либо один из коротких хвалебных гимнов – тропарь или кондак.

Тропарь

Одержащей ереси, о честней иконе Твоей, /Дево, яве промышляеши: / морешествием Твоей обители, / яко дар достоин приношаеши. / Сию же мы Сладко лобзающую праве нарицающе. // Тя ублажаем.

Кондак

Иже в храме и обители Твоей / приходящия Ти и богоугодно спасительная гонящия / и почитающая Твой святый образ / сим даруй. Дево,Твоя милости, / от всяких избавльши сих скорбей, / Тебе вопиющия: // радуйся, Едина Богоневестная.

Куда вешать

Согласно церковной традиции иконы располагают на стене, направленной на восток. В домашних условиях иногда это бывает невозможно. Наиболее часто образы вешают (или ставят) в правом углу, напротив двери в комнату. Любой святой лик, в том числе икона Божией Матери «Сладкое Лобзание» может находиться в любом жилом помещении – гостиной, спальне, детской. Главное, чтобы к образу был свободный доступ, и его было видно со всех сторон. Ничто не должно отвлекать мысли и внимание верующего во время молитвы. Не стоит помещать поблизости ярких предметов, которые будут мешать. Это яркие плакаты, картины, сувениры и другие безделушки.

Единственным украшением иконы могут быть красивый киот и вышитые рушники. Немаловажно предусмотреть перед образом место для горящей свечи или лампады. В этом случае необходимо позаботиться о пожарной безопасности и не оставлять открытый огонь без присмотра.

  1. Современный список иконы «Сладкое лобзание».

Икона Богородицы « Сладкое Лобзание » ( « Гликофилуса » )

Празднование:

История

Ико­на «Слад­кое Лоб­за­ние» (по-гре­че­ски Гли­ко­фи­лу­са) про­сла­ви­лась в цар­ство­ва­ние гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Фе­о­фи­ла (829–842).

Один из при­бли­жен­ных им­пе­ра­то­ра, Си­ме­он, под­ра­жал сво­е­му по­ве­ли­те­лю в нена­ви­сти к ико­нам. Же­на же его Вик­то­рия втайне чти­ла ико­ны и име­ла у се­бя во внут­рен­них по­ко­ях ико­ну Бо­го­ма­те­ри, ко­то­рой и по­кло­ня­лась. Муж с него­до­ва­ни­ем смот­рел на это и, на­ко­нец, по­тре­бо­вал от же­ны ико­ну, чтобы ее сжечь. Ве­ру­ю­щая жен­щи­на ре­ши­лась рас­стать­ся с за­вет­ной свя­ты­ней, но не пре­да­вать ее в ру­ки му­жа.

Она пу­сти­ла ее в мо­ре.

Через неиз­вест­ное чис­ло лет эта са­мая ико­на яви­лась на бе­ре­гу мо­ря пред афон­ским Фило­фе­ев­ским мо­на­сты­рем. Игу­мен и бра­тия с ра­до­стью и че­стью при­ня­ли ее и внес­ли в со­бор­ный храм мо­на­сты­ря. Ме­сто яв­ле­ния ико­ны на­зва­но «Аги­асмою». В Свет­лый по­не­дель­ник еже­год­но сю­да из оби­те­ли со­вер­ша­ет­ся крест­ный ход.

Нель­зя не упо­мя­нуть здесь об од­ном на­зи­да­тель­ном чу­дес­ном слу­чае, быв­шем в 1830 го­ду. В это вре­мя в Фило­фе­ев­ский мо­на­стырь при­шел из Адри­а­но­по­ля один бо­го­мо­лец. Здесь в оби­те­ли он слу­чай­но за­го­во­рил с эк­кле­си­ар­хом. По­след­ний в ис­крен­ней бе­се­де рас­ска­зал бо­го­моль­цу о раз­лич­ных чу­де­сах Бо­жи­ей Ма­те­ри и со­об­щил так­же о том, ка­ким об­ра­зом яви­лась на бе­ре­гу мо­ря пред Афон­ской Фило­фе­ев­ской оби­те­лью Ее ико­на Слад­кое лоб­за­ние.

Бо­го­мо­лец с лю­бо­пыт­ством о всем рас­спра­ши­вал эк­кле­си­ар­ха, вни­ма­тель­но вы­слу­ши­вал его рас­ска­зы и, по-ви­ди­мо­му, все близ­ко при­ни­мал к серд­цу. Эк­кле­си­арх шел на­встре­чу его же­ла­ни­ям. Но ка­ко­во же бы­ло его изум­ле­ние, ко­гда его со­бе­сед­ник в кон­це кон­цов вы­ра­зил свое со­мне­ние в ис­тин­но­сти все­го рас­ска­зан­но­го, а по­вест­во­ва­ние ино­ка о чу­дес­ном яв­ле­нии ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Гли­ко­фи­лус­сы счел за про­стую бас­ню, ко­то­рой мо­жет по­ве­рить раз­ве толь­ко ре­бе­нок.

Эк­кле­си­арх за­ду­мал­ся. Он не ожи­дал ни­че­го по­доб­но­го. Несо­мнен­но, что в ду­ше бо­го­моль­ца бы­ли по­се­я­ны злые се­ме­на, и они отрав­ля­ли его хри­сти­ан­ское на­стро­е­ние. Мо­жет быть, он был уже бли­зок к пол­но­му па­де­нию. Ведь от от­ри­ца­ния бла­го­де­я­ний, ока­зан­ных ро­ду че­ло­ве­че­ско­му Бо­го­ма­те­рью, и от со­мне­ний в чу­дес­ном яв­ле­нии Ее свя­то­го об­ра­за все­го лишь один шаг к со­мне­нию и в чу­де­сах во­об­ще, а в част­но­сти, и чу­де­сах Спа­си­те­ля ро­да че­ло­ве­че­ско­го.

Ви­дя близ­кую ги­бель сво­е­го со­бе­сед­ни­ка, эк­кле­си­арх пы­тал­ся рас­се­ять его дух со­мне­ния, но бо­го­мо­лец упор­но от­ри­цал все его сло­ва и до­во­ды. Так глу­бо­ко он пал.

И не до­во­ды ино­ка убе­ди­ли бо­го­моль­ца: он был воз­вра­щен в чис­ло ис­крен­них по­сле­до­ва­те­лей Хри­ста Са­мой Ца­ри­цей Небес­ной.

В тот же день над ним са­мим со­вер­ши­лось чу­до, и из него он мог убе­дить­ся в чу­дес­ной си­ле Пре­чи­стой Де­вы. Идя по верх­не­му эта­жу до­ма, он осту­пил­ся и на­чал па­дать вниз. Тут он вос­клик­нул: «Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, по­мо­гай нам!» и спу­стил­ся на зем­лю без вся­ко­го вре­да.

Ико­на Слад­кое лоб­за­ние про­слав­ле­на и дру­ги­ми чу­де­са­ми. Она сто­ит в со­бор­ном хра­ме оби­те­ли и изо­бра­жа­ет Бо­го­ма­терь лоб­за­ю­щей Пред­веч­но­го Мла­ден­ца. Ико­на име­ет в вы­со­ту 1 ар­шин 12 верш­ков, а в ши­ри­ну 1 ар­шин 3 1/2 верш­ка. Есть цер­ков­ное пре­да­ние, что она од­на из 70-ти икон, на­пи­сан­ных еван­ге­ли­стом Лу­кой.

В ски­ту рус­ско­го афон­ско­го Пан­те­лей­мо­нов­ско­го мо­на­сты­ря есть сни­мок с чу­до­твор­ной ико­ны «Гли­ко­фи­лу­са».

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Сладкое Лобзание»

Одержа́щей е́реси,/ о честне́й ико́не Твое́й, Де́во,/ я́ве промышля́еши:/ мореше́ствием Твое́й оби́тели/ я́ко дар досто́ин приноша́еши./ Сию́ же мы Сладколю́бящую пра́ве нарица́юще,// Тя ублажа́ем.

Перевод: По причине овладевшей (Империей) ереси, о благоговейно чтимой иконе Твоей, Дево, явственно имеешь промысл: морским путешествием к Твоей обители приносишь (икону) как достойный дар. Мы же эту икону по праву называя «Сладкое лобзание» Тебя прославляем.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Сладкое Лобзание»

И́же в хр́аме и оби́тели Твое́й приходя́щия Ти/ и богоуго́дно спаси́тельная гоня́щия/ и почита́ющия Твой святы́й о́браз,/ сим да́руй, Де́во, Твоя́ ми́лости,/ от вся́ких избавля́ши сих скорбе́й, Тебе́ вопию́щия:// ра́дуйся, Еди́на Богоневе́стная.

Перевод: Всем в храмы и обители Твои приходящим, совершающим богоугодные приношения и почитающим Твой святой образ, даруй, Дево, Твои милости, от всяких избавляй скорбей, к Тебе взывающих: радуйся, Единственная уневестившаяся Богу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]