Когда читают молитву Божией Матери «Достойно есть»

Пересчитать все молитвы невозможно. Некоторые из них сочиняют сами верующие, когда им необходимо обратиться к святому, а известные тексты не полностью отражают суть проблемы или не подходят для конкретной ситуации. В особую группу выделяются тексты, в составлении которых принимали участие Божественные силы. Так в молитве «Достойно есть» добавлена часть слов, принесенных на землю посланцем Господа. История древнего текста необычная. Она подчеркивает важность Богородицы, укрепляет память о ней в сердцах людей.

Молитва «Достойно есть» как хвалебное пение Богородице

«Достойно есть» — наиболее известное православное хвалебное песнопение в честь Божией Матери. Текст этой молитвы состоит из двух частей. Автором слов второй части («Честнейшую Херувим») считается Косьма Маюмский. Он был византийским церковным поэтом, жившим в 7-8 веке. Но в 10 веке в Афонской Карейской Лавре был добавлено величание «Достойно есть». Церковное Предание гласит, что его возвестил архангел Гавриил. По этой причине молитва «Достойно есть» называется «Архангельской песнью».

Православную молитву Богородице «Достойно есть» широко используют не только во время богослужений, но и как самостоятельное молитвословие. Его читают или поют при завершении какого-либо дела, как благодарение после еды, в вечерних молитвах.


Икона Богородицы «Достойно есть»

История появления молитв

Один из самых известных церковных византийских поэтов Косма Маюмский был автором песнопения в честь Божией Матери, начинавшегося словами «Честнейшую Херувим…». Этот гимн исполняли перед святым образом Богородицы, начиная с VIII века.

Спустя 100 лет, 11 июня 980 года, произошло событие, после которого изменилось содержание молитвенного песнопения. Молодой афонский послушник служил молебен перед образом «Милующая» о благополучном пути своего духовного наставника, отправившегося на всенощную службу в Карею (столицу Святого Афона).

В это время кто-то несколько раз постучал в дверь. На пороге стоял незнакомец в монашеском одеянии. Он присоединился к молебну послушника, но когда подошло время исполнить песнопение в честь Богородицы – остановил инока со словами, что оно должно иметь другое содержание.

Молитва неизвестного монаха начиналась словами «Достойно есть…». Послушник обратился с просьбой сохранить текст, но в келье не оказалось бумаги и чернил. Монах взял обломок камня и написал на нем содержание молитвы, как на восковой пластинке. При этом он сказал, что эти слова должны знать все верующие христиане. Закончив написание, монах назвал себя Гавриилом и исчез из кельи.

Когда на следующее утро старец вернулся со всенощной, послушник рассказал ему о чуде, случившемся ночью. Духовный отец понял, кто был ночной гость. Каменную плиту со словами торжественного песнопения отправили в Константинополь. По решению Константинопольского патриарха Николая II Хрисоверга, архангельская молитва стала частью православного богослужения.

Святой образ, перед которым впервые было совершено песнопение «Достойно есть…», перенесли в Успенский храм в Карее и стали именовать по названию молитвенного песнопения.

Икона Божьей Матери «Достойно есть»

Во времена Константина Великого в 335 году на Афоне был построен первый Успенский храм. С 10 века на горнем месте алтаря в нем находится почитаемый образ Богоматери «Достойно есть». Название иконы связано с одноименным церковным песнопением.

В одной пещере подвизался старец с послушником. По преданию, 11 июня 982 года старец-монах отправился на службу в храм, а послушник остался в келье. Ночью пришел незнакомец, который назвался Гавриилом. Послушник предложил ему отдохнуть с дороги. Вместе они встали на молитву с пением псалмов. Когда послушник стал петь Богородице слова «Честнейшую Херувим», незнакомец сказал, что в его местах перед этими словами поется сначала «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».

В это время икона Пресвятой Богородицы, называемая «Милующая», засияла светом. На просьбу послушника записать слова чудесного песнопения Гавриил из-за отсутствия бумаги и чернил стал писать пальцем на каменной плите, которая стала мягкой как воск. После этого гость исчез. Вернувшийся с богослужения старец, выслушав рассказ своего послушника, понял, что посетил келью сам Архангел Гавриил. Образ Пресвятой Богородицы с того времени стал называться как и молитва — «Достойно есть».

По традиции ежегодно в понедельник после Пасхи афонские монахи совершают Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть» вокруг монастыря Кутлумуш.

Однажды старец Паисий Святогорец (1924-1994) стал свидетелем чудесного благоухания:

«В понедельник Светлой Седмицы я сидел в архондарике своей кельи и творил молитву Иисусову. Вдруг я почувствовал необыкновенно сильное благоухание, вышел в коридор, чтобы посмотреть, откуда оно исходит, потом пошел в церковь — но благоухание шло не оттуда. Я вышел из каливы во двор. Здесь благоухание чувствовалось сильнее. Потом я услышал, как бьют в деревянное било. Поглядев в сторону Кутлумушского монастыря, я увидел, как вниз идет Крестный ход, и понял, что это благоухание исходит от иконы Пресвятой Богородицы».

Образ Богородицы «Достойно есть» чествуется 24 июня по новому стилю.

Значение и сила молитвы

Молитвословие, которое было посвящено Божьей Матери, тесно связано с иконой, на которой она изображена. Нашли эту икону еще в 980 году, однако широкую популярность данное творение приобрело в 1864 году. В то время образ был расположен в Афонском монастыре, рядом с которым жил один мудрец со своим помощником. Однажды ночью он как раз проводил службу в монастыре, когда в двери дома постучался незнакомец. Его впустил помощник. Гость назвался Гавриилом, и ему предложили остаться на ночную молитву.

Служба проходила, как обычно, и никто не замечал ничего особенного. Однако когда настал момент поклонения Богородице, незнакомец предложил монаху прочитать новое молитвословие. Он не нашел где записать слова молитвы, поэтому Гавриил притронулся к камню, и тот сразу же превратился в лист бумаги. С того момента новый сакральный текст начали считать творением, что было записано со слов самого святого.

Изначально данное молитвословие было записано на греческом языке. Однако со временем оно было переведено, поэтому даже сейчас активно используется православными христианами. Для того чтобы этот текст вам помог, необходимо предстать перед образом Божьей Матери и затем прочитать молитву с одной из следующих целей:

  • чтобы успех преследовал вас во всех начинаниях;
  • чтобы поскорее дождаться замужества;
  • чтобы семейная жизнь оказалась счастливой;
  • чтобы у супругов, наконец, появился ребенок.

Многие православные христиане обращаются к Богородице со словами данной молитвы в том случае, если страдают от недугов или полученных травм. Считается, что если со всей искренностью произнести данное молитвословие, на Небесах будут прощены даже смертные грехи.

Что же касается непосредственно иконы, то на ней изображена Матерь Божья, которая держит на руках младенца. Считается, что этот образ обладает целебными свойствами, поэтому многие христиане преклоняют перед ним на колени.

Чем примечательно данное молитвословие, так это тем, что с его помощью вы сможете обратиться к Богородице и попросить у нее помощи в любых делах, семейного, женского и материнского счастья, а также исцеления от различных заболеваний. Но что самое важное, если православный христианин предстанет перед иконой, произнесет молитву «Достойно есть» и при этом искренне покается, то ему простятся даже смертные грехи.

Таких религиозных текстов на самом деле очень мало в православном богословии, поэтому он и считается популярным.

Списки иконы Божией Матери «Достойно есть»

Широкое почитание иконы «Достойно есть» в России началось с середины 19 века.

В 1853 году в Арзамасский Алексеевский женский монастырь (Нижегородская область) настоятелем Русского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандритом Герасимом был подарен список (копия) малоизвестной еще в то время в России иконы. С приходом советской власти обитель закрыли, многие святыни подверглись поруганию, в том числе и образ Богоматери «Достойно есть».

В 1997 году в Арзамасе в хозяйственной постройке старого дома была найдена уцелевшая центральная часть иконы Божией Матери. Однако лик Пресвятой Богородицы был сильно изувечен топором. Найденный образ передали в Никольский женский монастырь. После совершенного крестного хода с этой иконой произошло ее чудесное обновление. На следующий день образ стал мироточить. На месте вырубленных во время поругания глаз Богоматери через некоторое время стала появляться новая краска, словно невидимый иконописец рисовал их. Сейчас икона «Достойно есть», находящаяся в Арзамасе, известна под названием «Рубленная». От нее верующие получают исцеление от своих болезней, особенно при головных болях и болезнях глаз.

В 1887 году с Афона иеромонахом Арсением в Санкт-Петербург был привезен список иконы «Достойно есть». Специально для этого образа был построен пятикупольный храм в византийском стиле в Галерной гавани. В 1950 году почитаемый среди верующих образ был перенесен в Смоленскую церковь, где в честь него освящен северный придел.

В Задонском Свято-Тихоновском Преображенском женском монастыре (Липецкая область) находится особо чтимый список иконы «Достойно есть». Образ Афонского письма, о чем имеется соответствующая запись на церковно-славянском языке. В конце 20 века на иконе краски пожухли, местами проглядывались пятна. 26 ноября 2000 года произошло обновление образа Богоматери. Чудо произошло как раз в период ведения реставрационных работ в Успенском храме.

Икона Божией Матери «Достойно есть»: в чем помогает

Образ Пресвятой Богородицы «Достойно есть» особо почитается в Православном мире. Богоматерь как Милосердная Заступница помогает просящим Ее помощи перед этой иконой при различных житейских трудностях. Считается, что обращение к иконе помогает справиться с эпидемиями различных болезней. Также перед чудотворным образом молятся о благословении на брак.

«Воздадим же Ей едиными устами и единым сердцем нашу чистую детскую хвалу. Малые дети всегда льнут к своей матери и держатся за нее. И вы, духовные дети вашей Небесной Матери, возлагайте на Нее надежды ваши во всех скорбях и затруднениях ваших и помните, что Она неустанно молится о роде христианском» (святитель Лука Крымский, 1877-1961).

@Κύριεἐλέησον.με

Книга 15. Поучение 38

I. В день прославления Божией Матери, честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, как поется в известной церковной песне, уместно будет, братия, побеседовать с вами о происхождении этой священной песни. Как часто слышим мы эту священную песнь в честь Пресвятой Богородицы: она поется ежедневно за богослужением. Но не только мы грешные прославляем Богородицу, — Ее прославляют небожители, — ангелы и все небесные воинства, потому что Она честнейшая херувимов; и замечательно, что ту же песнь, которою мы прославляем Матерь Божию, воспевают ангелы Божии на небе.

В одной келлии на св. горе Афонской подвизался с своим послушником один старец священноинок. Однажды пожелал он выслушать всенощное бдение под воскресный день в соборе и пошел туда, а ученик его остался дома. Настала ночь, и вот, юноша слышит стук в дверь. Отворяет и видит незнакомого странника-монаха. Он вводит его в келлию и оставляет на ночлег. Между тем настало время службы Божией, и оба они — и хозяин и гость, с благоговением начали в ночной тишине славословить Господа. Тихо текла своим порядком их всенощная служба; пришло время величать Пресвятую Деву Богородицу и славить честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, и вот они стали пред иконою ее и начали песнопение… Инок хозяин, полный сердечного умиления и благоговения ко Всепетой, трогательно запел: Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Но дивный гость сладким ангельским голосом начал: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего, — а к этому уже прибавил и Честнейшую до конца.

— Чудно! — воскликнул до слез растроганный новою песнью инок, — но мы поем только Честнейшую… А такой песни Достойно есть до сей поры никогда не слыхали и не только мы, но и предки наши. Впрочем, умоляю тебя: напиши мне эту песнь, чтобы и я мог так же, как ты, величать и славить Богородицу.

— Хорошо, — сказал незнакомец, — дай мне бумаги и чернил, я напишу тебе эту песнь для памяти.

— Прости, брате, — с прискорбием отвечал инок гостю, — занимаясь молитвой и рукоделием, мы редко в них нуждаемся, и потому сейчас нет ни того, ни другого.

— Так принеси мне хотя какую-нибудь каменную плиту, — сказал гость.

Инок хозяин сейчас же принес и подал ему плиту, а тот своим перстом начал писать на ней всю упомянутую песнь, и — о чудо! Как воск смягчился камень под рукой старца-посетителя: его пишущий палец глубоко врезывался в камень, и слова четко и ясно отпечатлевались на плите. Окончив писание, таинственный гость подал хозяину камень и сказал: «отныне навсегда так пойте и вы, и все православные христиане», — сказал и, как молния, вдруг исчез… Это был архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить христианам сложенную ангелами песнь в честь Матери Божией. Радость и трепет объяли смиренного инока юношу; долго он, пораженный чудом, с благоговением стоял пред начертанными рукою архангела словами и, не доверяя себе, ощупывал их руками, перечитывал и заучивал наизусть. На рассвете возвратился старец и застал своего ученика поющим новую песнь.

— Где ты так петь выучился? — спросил он ученика, удивленный его пением.

Ученик рассказал ему все, что случилось, показал и на самую доску с чудесным начертанием на ней песни: Достойно есть… С изумлением смотрел старец на эту исписанную неземною рукою каменную плиту, много раз перечитывал священную песнь и наконец, взявши камень, представил его на рассмотрение целого собора старцев и рассказал все подробности этого события. Тогда все прославили Господа и воспели Пречистой Его Матери новую песнь. Св. икону, пред которой архангел воспел эту песнь, стали называть Достойно есть; эта икона и по сие время находится на Афонской горе.

II. а) О, воистину достойно есть величати Богородицу!

Пресвятая Дева Мария, будучи подобной всем смертным, сделалась Материю Божией, бессеменно зачала, носила во чреве и родила Бога, Творца и Вседержителя.

Она, по успении Своем, взошла на небо и, как Матерь Божия, вознеслась превыше всех сил небесных, сделалась Госпожой и Владычицей мира; Ее славят, Ей поклоняются архангелы и ангелы, херувимы и серафимы.

Ее слушает, Ей повинуется вся тварь видимая и невидимая. Как нам, христианам, не ублажать, ежечасно даже, Пресвятой Девы Марии, когда Сам Господь благоволил вселиться во утробу Ее, и вследствие этого кто теперь ближе Ее к Сыну Божию, чтобы ходатайствовать пред Ним о нас грешных?

Кто, наконец, и любит нас больше Ее? Чудеса милостей Ее неисчислимы. Скольким иконам Своим сообщила Она чудотворную силу! А все для чего? Для того, чтобы тем удобнее нам было пользоваться токами Ее щедрот и благостыни. Поистине, Она для мира христианского — древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии, древо благосеннолиственное, им же покрываются многи.

б) Матерь Божию, небесную Царицу и Владычицу мира, мы должны непрестанно призывать, к Ней прибегать во всяких бедах и напастях, возлагать на Нее всю надежду и упование, и от Нее ожидать себе милости, заступления и спасения; ибо Ей дана от Сына Ее и Бога нашего благодать спасать и покрывать род христианский; Она, по свидетельству св. Церкви, христиан предстательница, верных прибежище, стена необоримая. Она всех обидимых помощница, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, верных спасение, (молитва Богородице). К этой великой Заступнице прибегая, мы должны из глубины души взывать: Владычице, помози, на ны милосердовавши! Пресвятая Богородице, спаси нас!

в) Но, чтобы наши песнопения и молитвы были угодны Пресвятой Деве Марии, мы должны удаляться от грехов. В противном случае наши песнопения и молитвы не только не будут приятны Пречистой Матери Божией, но даже и оскорбительны для Нее. Вот что говорит об этом св. Димитрий Ростовский: «послушайте меня, все грешники, от них же первый есмь аз! К вам и к себе обращаюсь: повторяем мы архангельское приветствие Пресвятой Деве — «Радуйся», читаем акафисты, припадаем к Владычице нашей, молимся Ей, а от грехов наших не воздерживаемся, об истинном покаянии не заботимся. Что же мы думаем, — угодно будет наше моление, пение и поклонение Пресвятой Деве Богородице? Если бы кто вырвал у матери из рук любимое дитя, бросил его на землю и стал попирать ногами, потом на ее глазах заклал бы его ножом в сердце, а затем подошел бы к ней и, кланяясь, стал бы говорить: радуйся, здравствуй, будь ко мне милостива: угодны ли бы были матери той эти поклоны и приветствия убийцы? Судите сами.

А мы, грешники нераскаянные, каждый раз, как согрешаем, отнимаем Господа Иисуса Христа из рук Пренепорочной Его Матери; повергаем, попираем и прободаем, снова распиная Его на кресте!.. И смотрит на все это Матерь Божия, а мы, распинатели Ее Сына, припадаем к Ней и говорим: радуйся! Милостива нам буди!.. Не прогневаем ли мы Ее еще больше? Не поновляем ли Ей сердечную болезнь, какую Она терпела при кресте Сына Своего и Бога нашего?»

III. К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смирении, и припадем в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Чудесная помощь от иконы «Достойно есть»

Летом 1990 года из-за сильной жары на горе Афон пожаром было охвачено несколько монастырей. После молебна перед иконой Божией Матери «Достойно есть» огонь самостоятельно погас.

В конце 90-х годов жительница Самарской области Светлана после смерти мужа стала сильно пить. Родственники неоднократно пытались ее лечить, но медицинские средства и методы не помогали. Знакомые посоветовали Светлане посетить Покровский храм в селе Беловка (Самарская область), в который она в итоге приехала в 2007 году. Женщина помолилась Пресвятой Богородице перед иконой «Достойно есть». Когда она приложилась к образу, то почувствовала легкий теплый удар как бы током. После этого у Светланы появилось отвращение к спиртному.

Молитва перед иконой Богоматери «Достойно есть»

О, пресвятая и премилостивая Владычице Богородице! Припадающе к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего, да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость.

Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, православному воинству нашему на вся враги победу и одоление. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице всепетая! Простри ко Господу богоноснеи Твои руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла.

Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]