Архимандрит Амвросий (Юрасов): «Еще при жизни мы должны прийти к Богу!»


Основатель и духовник Введенского женского монастыря архимандрит Амвросий (Юрасов) скончался 7 мая на 82-м году жизни. Умер батюшка в ивановской больнице, куда был госпитализирован с двусторонней пневмонией и подозрением на коронавирус.

Архимандрит Амвросий, помимо своей основной деятельности, был писателем и одним из создателей организации «Радонеж». Вел программы на одноименной радиостанции, возглавлял редакцию газеты «Слово утешения».

Без преувеличения личность масштабная и неординарная. Его духовные чада исчисляются сотнями: от монахинь созданного им 30 лет назад женского монастыря до высокопоставленных влиятельных чиновников и очень состоятельных людей. Артисты, врачи, военные…Чтобы просто поговорить, послушать проповедь, получить совет и благословение, к отцу Амвросию в Иваново ехали со всей страны. Я лично знаю несколько монахинь, которые отказались от своей прежней жизни и приехали сюда только ради него: из Одессы, Западной Украины, Москвы. Если кто-то принимал его сердцем, то сразу глубоко и навсегда.

О своем духовном отце рассказал «Рабочему краю» один из его ближайших помощников, который был рядом с ним до самого конца, – отец Елиозар.

– Почему люди так любили отца Амвросия?

– У батюшки был один секрет, который лежал на поверхности. Он с большой любовью относился ко всем, не выделяя никого. Принимал и исповедовал каждого так, как будто это его близкий. Он был очень простой и разговаривал с новым человеком так, как будто знал его тысячу лет. Свет его любви и притягивал людей. Это была любовь не земная, а духовная. Плод долгих его трудов, молитвы и поста. Он сам много терпел скорбей в жизни, потрудившись ради Христа. Много перенес клеветы, сплетен и наговоров, но Господь дал ему дар любви к ближнему и ко врагам. Хотя батюшка вообще был уверен, что у него врагов нет. А ведь у него было очень много духовных чад, причем очень высокопоставленных, которые были готовы за него свернуть горы. Они предлагали ему «как-то разобраться» с недоброжелателями, которые мешали и строили козни. Но батюшка всегда запрещал и говорил, что надо за них молиться, и всегда из врагов делать друзей, из зла – добро. И у него была всегда такая жизненная позиция: чтобы тебе люди ни делали, нужно всегда за это благодарить Бога. И вся эта любовь неиссякаемая и привлекала людей к нашему батюшке.

– Я слышала, что он привлекал людей особенной исповедью.

– Да, это так. Исповедовал он глубоко, каждого со своим подходом. Располагал к себе так, что человек доверялся полностью и вычищал душу от грехов. Именно благодаря той благодати, которая у батюшки была от Бога, люди ему открывались. Годами молчали о каком-то грехе, а после исповеди у отца Амвросия выходили с горячими слезами очищения и с чувством отпущенности. Благодарны были ему за это от всей души. Мне буквально сегодня звонит один генерал, духовное чадо батюшки, и говорит, мол, я и не подозревал, что будет так больно от этой утраты. Его многие-многие люди любили очень искренне. Это и понятно, потому что в Евангелии сказано, какой мерой меряешь, такой тебе и отмеряется. Он ведь любил всех без исключения: и врагов, и чад, и первых встречных. Вот ему тем же самым и платили. Он нам доказал своим примером, что в Святом Писании всё правда.

Отец Амвросий: «Вот надо тебе будет 10 миллионов – тебе Господь пошлет их, надо будет миллион – и это даст. Главное, Богу молиться, главное – Ему служить. И всё приложится».

– Отца Амвросия знали как очень сильного человека. У него были и возможности, и средства. Он строил храмы и монастыри. 30 лет назад при его непосредственном участии и инициативе был создан первый в советском Иванове женский православный монастырь (после голодовки женщин с требованием передать верующим Красную церковь). Почему с материальной точки зрения у него так всё благополучно складывалось в жизни?

– Об этом мы и говорили с ним в нашу последнюю встречу, как раз накануне его кончины. Он мне тогда сказал так: «Ты запомни, прежде всего надо искать царства Божия, ходить на службу, исполнять молитвенно правило, поклоны делать, а всё остальное даст Господь. Вот надо тебе будет 10 миллионов – тебе Господь пошлет их, надо будет миллион – и это даст. Главное, Богу молиться, главное – Ему служить. И всё приложится». Секрет и заключается в том, что батюшка сам всю жизнь так и жил. И всё, что он имел, ему давал Господь во исполнения слов Евангелия. В отличие от других людей он полностью полагался на волю Божью. Вот откуда все возможности, сила, большие нужные люди, монастырь, стройки и прочее».

– Как теперь вы будете без него?

– В монастыре единодушно решили, что как было всё при батюшке, так всё и останется. Дело его не пропадет. Всё, что он начал и не закончил, как, например, храм на привокзальной площади в Иванове, будет продолжаться, насколько нам даст сил Господь. Мы обязательно закончим, достроим всё в память об отце Амвросии, как памятник ему. Он же всегда говорил: «Не я, а Господь заботится о вас. И сама Матерь Божия, игуменья нашего монастыря, тоже. Не бойтесь, всё будет хорошо». Если он имеет дерзновение быть сейчас пред Богом, то он монастырь свой не оставит. Всё как было, всё так и останется, и батюшка тоже. Ведь у монахов, особенно между духовным чадом и духовным отцом, есть непрерывная связь, которую невозможно прервать никаким событием или смертью. А наш монастырь состоит весь из духовных его чад. Поэтому у нас у всех есть эта связь с ним. Он всех нас слышит, молится за нас, а сейчас особенно. Поэтому для нас ничего не изменилось. Батюшка по-прежнему с нами, не телом теперь, но душой точно. Мы в это верим.

Ларец Мудрости Духовной

Что делать когда обидно и когда не можешь справиться с обидой? Как-то оптинский старец Никон получил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: «А кто это мог написать? От кого письмо? » Но он тут же взял себя в руки: «Никон, это не твое дело, не надо допытываться, кто написал. Если Господь попустил, значит, так надо. Значит, есть у тебя грехи, за которые надо потерпеть».

Если человек так себя настроит, у него все в жизни встанет на свои места. А то есть такие «христиане», которые так могут разобидеться, что начинают возмущаться, шуметь, а потом перестают разговаривать и могут неделю, а то и месяц молчать – таить зло и обиду. Бывает, что и надо сделать человеку замечание, что-то подсказать, но в этом случае надо всегда помнить слова премудрого Соломона: «Обличи разумного – он тебя возлюбит, не обличай безумного – он тебя возненавидит». Один старец-священнослужитель писал о себе:

«Я – как пес. Бывает, псу скажут: «Вон отсюда! » – он и отойдет подальше; отойдет и сидит – ждет, как дальше себя хозяин поведет. А если хозяин снова позовет: «Ну-ка, иди сюда! » – он опять хвостиком завилял и с любовью к хозяину подбегает, не помнит зла. Когда меня кто-то ругает, гонит, я отхожу от него. Но если человек приходит ко мне и кается, просит прощения, я опять с любовью его принимаю и на него не обижаюсь. Я только рад, что он пришел ко мне и покаялся».

Прежде всего надо себе уяснить, что наша жизнь — это школа, а все, что нам попускает Господь — скорби, искушения — это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили… Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних — и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности.

Это надо уметь встретить, не огрызаясь на обидчика. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: «Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась». И душа наша успокоится. А если мы начнем: «А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня!.. » И пойдем вразнос. Это дух сатаны живет в человеке. Никогда не успокоимся, если не научимся терпеть. Станем истеричными. Если нас кто-то оскорбил, обидел, не надо собирать информацию к ответной атаке, не надо добывать в разных уголках «компромат» на этого человека:

«Вот, он такой и такой… «; не надо выжидать удобного момента, чтобы вылить ему на голову эти помои. Христианин, если узнал, что про него вот этот плохо говорит, должен сразу смирить себя: «Господи, Твоя воля! По грехам мне так и надо! Ничего, переживем. Все перемелется, перетрется! » Надо себя воспитывать. А то кто-то что-то сказал, и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему все, что думаем о нем. А эти «мысли» нам на ухо шепчет сатана, а мы за ним повторяем всякую грязь. Христианин должен быть миротворцем, всем нести только мир и любовь. Никакой гадости — ни обиды, ни раздражения — не должно быть в человеке. Отчего унываем?

Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя бессловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя. Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки, старается все покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит. Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся. Сказано у святых отцов: «Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет». #Притчи@ot_unosti

А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу это стараются разнести по другим людям, по другим душам. Человек в это время себя возносит: «Какая я мудрая! Все знаю и так не делаю». А это есть нечистоплотность души. Это грязная душа. Христиане так себя не ведут. Они не видят чужих грехов. Господь сказал: «Для чистых все чисто» (Тит. 1, 15), а грязному — все грязно.

Грехи и их последствия

Слушать:

Послушница Маргарита Кулагина: — Сегодня Церковь чтит память Святого Филарета Милостивого, который всей своей жизнью явил нам пример примирения, послушания и полного упования на волю Божью. К сожалению, не все из нас обладают этими качествами. Мы часто ропщем, не выдерживаем испытаний и совершаем ошибки. И сегодня мы побеседуем на тему «Грехи и их последствия».

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Когда человек согрешает, это не значит, что грех уходит и больше никогда не возвратится. Грех находится с нами всегда, уходит в вечность, если мы не покаемся. Но если мы покаялись, то этот грех — большой или малый снимается с души. Грехи бывают разные. Можно согрешить мыслью, словом, а можно и делом. Можно человека просто по плечу ударить, а можно ножом поранить или выстрелить в него и тогда человек умрет. И точно так же, когда человек совершил грех словом — это одно, а когда смертно согрешает, то он убивает свою душу, лишает её благодати. Но особенно страшны смертные грехи — это убийство, блуд, самоубийство. Человек, допустим, убил себя, он переходит в тот мир, в мир духовный, он уже не сможет покаяться в этом грехе и этот грех идет с ним в тот мир. Поэтому надо стараться в жизни избавиться от смертных грехов, от грехов мысленных и словесных. Знаю из опыта, если кто-то кого-то осудил в грехе, допустим, в блудном, то не сегодня, завтра, осудивший человек может это повторить, то есть сам совершит этот грех. Поэтому нам Господь сказал: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены, прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 37). Это сказал не простой человек, а сам Творец. Почему? Потому что все мы — подсудимые, а Бог — это судья и мы все нуждаемся в помощи Божьей и в прощении Его. Видя, что ближний согрешает, не осуждаем его, но молимся, чтобы Господь помог ему избавиться от всякого греха. Осуждать не надо. Почему человек осуждает? Святые отцы объясняют так: потому что тот, кто сам себя не осуждает, не видит своих грехов, поэтому и осуждает ближнего, а это — беда. И те люди, которые часто осуждают ближнего, постоянно живут в смертных грехах и им очень трудно от этого избавиться. Надо о каждом человеке думать хорошо, всех любить. Это будет правильно. Если же о человеке думать и говорить плохое, мы совершаем грех, мысленный или словесный, он идет в вечность, а там уже за все надо будет дать ответ. Но вот интересно, человек совершил грех, бывает даже и не обращает на него внимания, а грех влияет на его жизнь. Вспомним пример из жития преподобного Ефрема Сирина. Он родился недалеко от того места, где сейчас идет война — на юго-востоке Турции у сирийской границы. Когда он был подростком, то совершал детские грехи, и эти грехи потом открылись, когда он повзрослел. Однажды Ефрем Сирин собрался за город, вечер застал его в пути, он увидел пастуха, который пас стадо овец и остался у него ночевать. Ночью волки напали на стадо и унесли несколько овец. Утром пастух рассказать о пропаже хозяевам стада, и те, обвинили Ефрема в том, что он ночью привёл воров, которые похитили овец, и отдали Ефрема под суд. «Явившись к судье, — рассказывает Ефрем, — я оправдывался, сказывая как было дело. Вслед за мною приведен некто, пойманный в прелюбодеянии с одной женщиной, которая убежала и скрылась. Судья, отложив исследование дела, обоих нас вместе отослал в тюрьму. В заключении нашли мы одного земледельца, приведённого туда за убийство. Но и приведённый со мною не был прелюбодеем, и земледелец — убийцею, равно как я — хищником овец» (Св. Ефрем Сирин. Творения. – Ч. 1. – С. 157). Преподобный находился в темнице несколько дней и просил Господа открыть ему причину происшедшего: «Господи! Как же так? Почему так?» Вдруг является ангел и говорит: «Вспомни, когда ты был подростком, то пошалил, открыл ворота у одной вдовы, выпустил корову, а эту корову волки съели. И хозяйка осталась, бедная, без коровы и детей ей кормить было нечем. Вот тебе за этот грех приходится нести наказание». И так же ангел подсказал и тем людям, которые находились вместе с Ефремом Сирином, кто и в чем был виноват. Вроде бы, ничего особого не совершил, а грех оставил свой отпечаток. Вот так в жизни и у нас бывает. И не надо никого обвинять, ни Бога, ни ближних, ни властей… По воле Божией многое открывается.

Один монах долго молился в пещере и говорил: «Господи, почему так? Одни — богатые, другие – бедные. Есть ученые и не ученые, знатные и не знатные, здоровые и больные». Возмущался и спрашивал: «Какова воля Божья? Почему всё так совершается?» Ангел является и говорит: «Ты не знаешь воли Божьей, какова она есть. Но меня Господь послал к тебе и я тебе объясню. Видишь, у реки дуб и в дубе дупло, сядь туда и молись. Смотри, как совершается воля Божья». Монах забрался туда и смотрит: подъезжает всадник, снимает корзину, садится на берегу реки. У него с собой была сумочка с золотом, он посчитал, сколько там монет, завязал сумочку и бросил в корзину. А эта сумочка не попала в корзину, а вывалилась в траву. Человек поел, отдохнул, сел на коня, взял корзину и уехал. Монах смотрит. Приходит на берег другой человек, тоже сел, отдохнул, покушал. Только встал, смотрит — в траве сумочка. Он её берет, открывает, а там — золото. Человек вприпрыжку побежал от радости. Монах всё смотрит. Видит, третий человек идет, тоже остановился на этом месте, разделся, искупался, солнце светит, хорошо ему. Развязал узелочек, там у него хлеб был, покушал и вдруг возвращается всадник, потерявший золото. Он спрашивает: «Не видел ли тут мешочка?» Человек отвечает: «Нет, ничего не видел». Всадник не унимается и требует свой мешочек. Дошло до того, что он стал кнутом стегать этого человека и забил его до смерти. Монах всё смотрит и возмущается: «Что это такое? Как же так?» Является ангел и спрашивает: «Видел всё?» Монах отвечает: «Видел». — «Понял?» — «Ничего не понял». Ангел сказал: «Так вот я тебе расскажу, какова воля Божья. Первый человек, пришел и потерял золото, а второй пришел и нашел его. Первый — всадник насильно забрал у этого человека землю, и Господь вернул ему утраченное – он нашел золото. А третий убил человека и грех на себе нес. И всадник застегал его кнутом насмерть. Какой мерой человек мерил, такой и ему отмерили, то есть, он убил и его убили. Грех в страданиях снялся с него. Всадник, стал сокрушаться, что забил невинного человека, совесть его замучила, и он пошел в монастырь, стал каяться и плакать. Так Господь спасает первого, второго и третьего.

Телефонный звонок: — У меня девять лет назад умерла мама, и всё было сделано, как полагается. Но она мне всё время снится до сих пор. Хотя я заказываю в монастырях и везде, записки о её упокоение. Я не пойму в чём дело?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Я думаю, мама знает вашу жизнь и возможно знает, что у вас есть нераскаянные, тайные грехи. И она знает, что когда нераскаянная душа выходит из тела, то ее окружат бесы и всё покажут, всю жизнь. И тогда человек будет плакать кровавыми слезами, рвать волосы, но времени больше не будет дано для покаяния. Вот она, может быть, это знает. Значит, надо вспомнить грехи от юности и покаяться. Ведь, порой, бывает так: все в грехах погрязли, а мы их не чувствуем и не видим. А из духовного мира родители видят это и маме нас жалко. Поэтому она и снится, чтобы усилить молитву за неё и чтобы покаяться в грехах. Я думаю так.

Телефонный звонок: — Я понимаю, что на всё воля Божья, за всё Бога нужно благодарить, но у меня такая беда. Сына 4 месяца назад оперировали на позвоночнике. Операция прошла удачно, но, к сожалению, рана послеоперационная все не заживает. Он невоцерковленный и семья его невоцерковленная. Я регулярно посещаю храм, причащаюсь, молюсь, каждый день читаю канон за болящего и покаянный канон, — взяла такое правило, после благословения своего духовного наставника. Вы знаете, у меня такое ощущение, что силы иссякают. Подскажите, пожалуйста, чем я ещё могу помочь сыну, чтобы он пришел, к вере , я не могу сама с этим справиться.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Да, мы сами не можем справиться, только с помощью Божией. Господь — это наш Отец, Он больше беспокоится о нашем спасении, о нашем здоровье, нежели мы сами. Мы не знаем воли Божьей, но видим, что Господь его призывает. Как говорят: «Как тревога, так до Бога». Возможно, через болезни, через ваши молитвы, ваш сын придет к Богу, покается и облегчит свое страдание. У нас в монастыре была одна матушка Нектария. Царство небесное ей. Она умирала и меня позвали: «Батюшка, иди быстрей». Я прибежал, а она уже задыхается, умирает, пульс еле бьётся. Мы её, как она и желала, постригаем в монашество. Постригли, я ей говорю: «Матушка Нектария, ещё лет десять поживешь». Она отвечает: «Батюшка, благослови!» — «Бог благословит тебя». Она прожила ещё десять лет. Потом приезжает на праздник архиепископ Амвросий (Щуров), она подходит к нему и он ее спрашивает: «Сколько тебе лет?» Она отвечает: «Девяносто один. Вот меня батюшка благословил десять лет пожить». А он ответил: «Теперь я благословляю тебя ещё пожить». Она и пожила. Интересная была… Мне говорят: она в келье лежит, руки скрестила и уже ничего не ест. Прихожу к ней: «Матушка, а почему ты ничего не ешь?» Она в ответ: «Хочу умереть». Я сказал: «Ты ничего не ешь, умрешь — это самоубийство, в ад пойдешь. А потом сейчас мороз сильный, минус тридцать градусов, и те, кто будут могилу твою копать, будут тебя проклинать». Она спрашивает: «А почему?» Отвечаю ей: «Потому что земля мерзлая, они будут кувалдой ее долбить и тебя ругать». Она спрашивает: «А что же мне делать?» Я говорю: «Надо кушать». А она в ответ: «Ну, давай тогда мне вина немного». Она, кагору немножко нальет и кипятку туда добавит, выпьет и бодрее себя чувствует. Она послушалась и потом позже с миром отошла ко Господу. Другая сестра, лет тридцати, совсем плоха была. Тоже меня вызывают — срочно постриг. Посадили её, держат, она ничего не может – ни сидеть, ни одеяние надеть. Постригли, и что интересно, она ожила. Вот уже три года самостоятельно ходит, себя обслуживает, в храме каждый день бывает, утром и вечером. Человек, когда принимает монашество, ему прощаются грехи, Господь дает ему благодать, и он вступает в новую жизнь. Это в монастыре. А в миру, если человек покаялся во всех грехах, он тогда избавляется от них, и Господь дает ему силу. Человек начинает духовно жить, приступает к святым тайнам и получает благодать.

Телефонный звонок: — Добрый вечер, батюшка! Скажите, пожалуйста, что происходит с душой кремированного человека, крещенного, невоцерковленного, умершего внезапно без причащения, молодого мужчины?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Матушка, все дела, которые он сделал в своей жизни, добрые и злые, идут вместе с ним. А в духовном мире, что перетянет: добро или зло. Ещё если есть родственники и если они будут усиленно молиться, подавать на Божественную литургию, подавать милостыню, молиться за него и будут просить других людей, то Господь постепенно изменит его состояние. Молитва должна быть усиленная. Православные не кремируют: «Из земли взят и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19), а кремируют язычники, те которые не знают истинного Бога.

Послушница Маргарита Кулагина: — Батюшка, к нам поступил вопрос. В Евангелие устами апостола сказано: «Воля Божия, есть освящение ваше» (1 Фес. 4, 3). Как понять волю Божью в случае, если долго не получается найти вторую половину, чтобы создать семью, а в одиночестве одолевают грехи?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Я посоветовал бы так. «Сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Мф.17, 21). Чтобы страсти не беспокоили, мясо можно не кушать, сладкое не кушать, можно в среду и пятницу от еды воздерживаться, хранить зрение и слух, чтобы по телевидению и в интернете не лазить, не искать ничего, не будоражить свою душу. И просить у Господа помощи. Господи, помоги! Господи, спаси! Можно просить Господа, чтобы Он послал человека, а Бог сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7, 7).

Маргарита Кулагина: — Батюшка, здесь не до конца приведена цитата из послания Фессалоникийцам. Там сказано так «Ибо воля Божия, есть освещение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1Фес.4,3).

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Как я и сказал, воздерживаться от блуда, не давать пищи страстям. Возьмем, к примеру, печь. Если туда много дров подбрасывать, всё на плите кипит, а когда дрова прогорят, всё остынет. Воздерживайтесь, и в теле будет спокойно, тогда не будут будоражить мысли и все чувства будут в сохранности. Приходит один послушник к старцу и говорит: «Меня обуревают страсти. Отец, помолись». Старец помолился. Приходит послушник, и старец его спрашивает: «Ну, как?» Тот отвечает: «Опять страсти беспокоят». Старец усилил молитву. Приходит послушник: «Отче, те же самые страсти беспокоят». Старец молится и является к нему ангел и говорит: «Когда ты помолился, то бесы отошли, но этот послушник в пище невоздержанный, досыта ест, спит и не молится, поэтому бес его и будоражит и доставляет всякие неприятности». От нас очень многое зависит, особенно если у кого молодое тело и обуревают похоти и страсти, то надо себя воздерживать. Сласти рождают страсти. Многие привыкли как? Можно ведь покушать в обед и вечером немножко, не досыта. А ведь некоторые, я просто сам знаю, поели утром, до обеда, в обед покушали, после обеда покушали и вечером кушают и после вечернего ужина опять кушают. Там схватят, здесь схватят.

Телефонный звонок: — Здравствуйте! Батюшка, у меня будет два вопроса. Дело в том, что я считаю, большим кощунством, когда христианина сжигают, как буддистов. Они не хоронят по-христиански, в землю. А второй вопрос, по поводу моего деда — священника, который рано умер, ещё до революции, когда мать моя была ещё подростком. Он был истинный христианин. У меня такой вопрос: если я буду молиться святым, Богу и просить и его: «Дедушка, помоги мне в молитвах моих!» Может ли он за меня и моих детей ходатайствовать там пред Богом?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Конечно, может. Так и молитесь, пока силы есть.

Послушница Маргарита Кулагина: — Радиослушательница считает, что сжигать тела умерших — кощунство. У нас был вопрос о том, что произойдет с душой кремированного человека.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Если дети не православные, а мать была православной и умерла, то они могут против ее воли и кремировать ее. От нее это не зависит, но и ущерба ее душе, не будет. Куда душа пойдет? Она получит у Бога то, что заработала. Одного ученого спросили: «Как Бог может воскресить тех, кто утонул? Кого сожгли, и пепел его развеяли? И он сказал: «Если Бог из небытия в бытие вызвал мир, для Бога это ничего не стоит». Этот ученый взял металлическую пыль, смешал с землей и говорит: «Постарайтесь металлическую пыль отделить от земли». Люди говорят: «Мы не можем». Он взял магнит, провел по земле и всю пыль отделил: «Если человек может отделить металлическую пыль от земли, то тем более Господь. Для Бога ничего трудного нет». Если верующий умер и его сожгли, всё равно душа его будет в обителях рая, а когда будет Всеобщее Воскресение, то все души войдут в тела и станут пред Богом на Страшный суд. И каждый получит по заслугам своим.

Телефонный звонок: — Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, сейчас множество людей верит в реинкарнацию, перерождение душ. Объясните, почему такое поветрие?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Это язычество, матушка, верят в это от незнания. Не верьте, что душа переходит от одного человека к другому, в собаку, в лошадь, в кошку…

Послушница Маргарита Кулагина: — Батюшка, просят молитв о здравии рабы Божьей Ирины. У неё закончились силы ухаживать за мамой — тяжело болящей 91-летний Надеждой, которая кричит, особенно по ночам. Как быть?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Надо святой водичкой окроплять и святым маслицем мазать, просить Господа, призывать на помощь Матерь Божью, целителя Пантелеимона, Преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других святых. И говорить: «Господи! У меня силы кончились, помоги!» А Господь ведь говорил: «Без Меня ничего не можете делать» (Ин. 15, 5). Как в утренних молитвах читаем: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою» (молитва святого Макария Великого). Я никогда, ничего хорошего не сделал. «Господи, помоги!». Господь же рядом, Он всё видит и знает. Возможно, за свои грехи потерпеть надо, ухаживая за мамой. Возможно, придет время, когда и мы сляжем, и кто-то за нами будет ухаживать. «Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук. 6, 38). Если мы ухаживали за ближним, делали ему добро, то за нами тоже будут люди ухаживать с любовью.

Телефонный звонок: — Добрый вечер! Батюшка, я лежу 6 лет, у меня ноги совершенно не ходят, я молюсь лёжа и я не пощусь, потому что если я буду поститься, впаду в кому. Батюшка, у меня четыре греха очень серьезные, а я не помню -исповедовала я их или нет. Нельзя повторно их назвать?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Можно. Господь любит нас и ждет, когда мы очистимся. Преподобный Паисий афонский был прозорливым, человеком святой жизни. Он просил Господа, чтобы Господь дал ему болезни и Господь дал ему рак. Я в 1993 году был у него, рядом с ним сидели. Он был болен и никому ни на что не жаловался, а в 1994 году умер. Сейчас его причислили к лику святых.

Маргарита Кулагина: — Батюшка, к нам пришло сообщение — крик о помощи. Скажите, как быть? Дочку изнасиловали несколько лет назад. Сейчас ей не хочется жить, ничего не надо, через силу учится в институте. Она с детства ходит в храм и причащается.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Дочку надо поддержать и помочь ей, молиться за нее, окружить ее любовью и заботой. Почему это произошло — мы не знаем. Возможно, Господь попустил это для смирения, для спасения. Это позже откроется, а сейчас ей надо помочь укрепиться в вере, поисповедоваться. Всякое бывает в жизни, например, и такое: одна мама привела дочку, 18 лет, и говорит, что дочка у меня целомудренная, хорошая, с ребятами не дружит, я слежу за ней. А дочка уже три аборта сделала, и мамочка даже не знает…

Телефонный звонок: — Меня зовут Татьяна. У меня головная травма, я 16 лет назад почти потеряла зрение, а очень хотелось бы создать семью с единственным любимым человеком. Но сейчас с учетом того, что почти потеряла зрение, встретить друга жизни сложно, потому что больше всего времени провожу дома.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Матушка, поскольку я 46 лет исповедую, я бы вам сказал так: надо потерпеть. Если вы себя сохранили в чистоте, то от Бога будет большая награда вам на Небе. Потому что, если вы найдете человека, — мы не знаем в каком состоянии вы будете с этим человеком, — может быть, только греха наберетесь. Ко мне недавно приезжали муж с женой. Девушка постоянно исповедовалась. Потом нашла себе жениха – «сырой, необработанный материал». Ради неё он стал ходить в Церковь, выучил «Отче Наш». Я говорю ей: «Матушка, будешь терпеть от него, потому что он не церковный». Она отвечает: «Что ж, буду терпеть». Вот полгода прошло, приехали. Столько набралось смертных грехов, и теперь она не знает, что делать. Я говорю: «Матушка, я тебя предупреждал, он — сырой материал, никудышный». Только если Господь пошлет человека, который будет терпеть нас, и мы его будем терпеть, тогда будет хорошо. А так предайтесь воле Божьей. Возможно, в плане Божьем, чтобы вы остались девственницей пред Господом. Пожелаем вам потерпеть, попоститься, помолиться, сладкое не кушать, мясо не кушать, а можно в среду и пятницу не кушать.

Телефонный звонок: — Какой совет вы даете, батюшка, двум сестрам, если они поставлены на одно послушание, а сами очень разные и делают дело не вместе, а каждая по-своему. И одна пытается взять в подчинение другую, а согласиться и уступить здесь нельзя, потому что взгляды принципиально разные. Как вы примиряете в таком случае сестер?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Надо с каждой в отдельности поговорить. Для таких людей можно сказать: «Ты будь неделю игуменьей, она — твоя послушница. А потом меняйтесь, она будет игуменьей, а ты – послушницей». И терпеть. Только так.

Маргарита Кулагина:

— Батюшка, очень часто люди спрашивают о том, как понять — прощен грех или нет?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

— Допустим, один человек пришел, покаялся и говорит: «Отче, я чувствую, что меня Бог не простил». И священник отвечает: «Да, Бог тебя не простил. А почему? Когда ты исповедуешься, ты должен верить, что тебя Бог простил, и каждый раз ты должен приходить на исповедь и каяться как в последний раз». Тогда человек после исповеди уходит облегченным. А многие подходят, каются, начинают обвинять ближнего, говорить, что ближний виноват, что мы из-за него все это сделали. Конечно, тогда душа уходит нераскаянной, неуспокоенной.

Телефонный звонок: — Здравствуйте батюшка! Мой муж после травмы головы более 30-ти лет болен эпилепсией. Сейчас болезнь усиливается. Муж воцерковился около года назад, исповедуется, причащается. Может, ещё что посоветуете, что ещё можно делать?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): — Здесь нужна генеральная исповедь. Может он покаялся поверхностно, а там фундамент целый заложен греховный, от юности надо покаяться…

…Сегодня меня спрашивали про протестантов. Недавно ко мне пришли знакомые монахи. Одного рукополагают, потом второго. Сейчас один уже отслужил сорок дней. Я им задал такой вопрос, поскольку писал кандидатскую работу об истории баптизма, разбор вероучения. «Вот смотрите, 10 глава от Иоанна, где Господь говорит об овчарне, где овцы находятся. Христос говорит: «Я есмь дверь овцам» (Ин. 10, 9). Придверник открывает дверь, пускает пастыря к овцам. Я говорю: «Скажите, вот овчарня, а двери — кто?» Отвечают: «Христос». Я спрашиваю: «А кто придверник?» Говорят: «Дух Святой». А я говорю: «Нет». Они продолжают: «Иоанн Предтеча?» Я говорю: «Нет». Сдаются: «Скажи, кто?» Говорю: «Подумайте. Какие вы быстрые, надо подумать». Вот так держал, всё объяснял, хочется же знать кто же придверник, который открывает дверь. Я говорю: «Епископ. Он рукополагает и пускает в храм пасти овец, а овчарня — это Церковь».

Однажды был я в Сухими. И рядом с домом, где я остановился, был дом баптистов. Зашел посмотреть — выступает пастор, главный проповедник. Увидел, что я с крестом, и говорит: «Нас посетили православные. Может, у вас есть что сказать?» Я вышел за кафедру, подходит женщина с видеокамерой, наставила на меня. Говорю: «Мне хотелось бы вам задать такой вопрос. В Священном Писании Христос и апостол Павел говорят, что Церковь — это Тело Христово, Глава этого Тела Сам Христос (Еф. 1, 23). Спрашиваю: «Кто нас спасает: Христос или Церковь?» И все хором отвечают: «Христос». Я спрашиваю их: «А Церковь нас не спасает?» Они в ответ: «Нет». Я говорю: «Смотрите, апостол Павел говорит, что Церковь — это Тело Христово, Глава этого Тела Сам Христос. Если нас не спасает Церковь, а спасает Христос, мы берем голову, отрываем от тела и хотим с головой спастись без тела». Они, не поняли. Повторяю: «Церковь — это Тело Христово, Голова этого Тела — Христос, если нас не спасает Церковь, а спасает Христос, то мы берем голову, отрываем ее от тела и хотим с головой спастись без тела. А что такое Церковь? В неё входит Матерь Божья, ангелы, святые. Если мы не почитаем Матерь Божью, ангелов, святых, значит, мы не почитаем Тело Христова. Протестантизм — это религиозный атеизм».

Как появилась эта книга

Я есмь Альфа и Омега,

начало и конец, говорит Господь,

Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Откр. 1, 8

Как-то, отвечая на вопросы радиослушателей в прямом эфире православной радиостанции «Радонеж», услышал вопрос: «Есть такая книга «Яко с нами Бог», ее ведь Вы написали? А старообрядцы говорят, что это их книга». Пришлось объяснить, как появилась эта книга, почему мне пришла мысль издать ее.

Книга «Яко с нами Бог» состоит из 3-х частей: 1-я часть «Диспут», 2-я часть «О Боге», 3-я часть «Путь к спасению». 1-я часть – «Диспут» – построена на основе сочинения писателя-старообрядца Ф.Е. Мельникова «Откуда произошла вера в Бога (публичный диспут в советской России)», написанного в 1920 году.

В сороковых годах в одном из журналов Московской Патриархии был напечатан небольшой рассказ о том, как в селе Покровском выступал лектор-атеист. Назывался рассказ «Пчелка». К нам он попал в 1978 году. Один профессор-астроном (ныне он настоятель собора) привез несколько листочков сфотографированного текста, в котором не было ни титульного листа, ни конца, потому автор был неизвестен. Я прочитал их. Рассказ очень понравился, и я все думал, как бы оживить его, приблизить к современности – ведь прошло уже много лет, все изменилось: и наука, и люди. Когда был в отпуске, взялся за переделку. В те годы не было литературы, просто и доходчиво рассказывающей о вере и спасении, а этот рассказ мог стать маленькой отдушиной для православных христиан. Мы взяли «скелет» рассказа за основу, нарастили его, внесли свои изменения. В нашем варианте атеист Матюнин превратился в Матюхина (иронией хотелось поддеть его, вспомнилось «тюха-матюха»), немой Трофимушка заговорил: для него специально сочинили диалоги, написали тексты для Матюхина, Демьяна Лукича, других участников диспута. Многое включили из святых отцов, из современных писателей и исследователей.

Составили предисловие, в котором было два действующих лица – боксеры на духовном ринге, главы в книге превратились в раунды (эти образы мне, как бывшему боксеру, были близки). Придумали обложку: над селом Покровским занесла свою косу смерть-атеизм. Дали книжке автора – С. Лавров. Поскольку я несколько лет молитвами преподобного Сергия Радонежского жил в Сергиевой Лавре, решил и дать автору имя С. Лавров – Сергиева Лавра, место моего духовного рождения.

Первая книжка называлась «Как в селе Покровском похоронили атеизм». Книжку размножили на копировальной технике. Многие стали перепечатывать ее, кто на пишущих машинках, кто, как и мы, копировали. Нашлись добрые люди, издали брошюрку за границей. Мы ее не продавали, а раздавали. Брошюрка мигом разошлась по России. Тогда же пришла мысль написать вторую и третью части, объясняющие, что такое вера в Бога, в чем смысл церковных Таинств, как жить православному христианину. Книжка обрела объем и стала называться «Яко с нами Бог». Почему?

Когда наша семья жила в Сибири и я работал в шахте, начались гонения. Атеизм тогда бушевал вовсю. Местные власти всячески старались «вразумить» нашу семью через собрания, радио, газеты. В местной газете напечатали статью: «Ни одного отстающего в пути». В ней писали, что в нашем доме появилась домашняя церковь. Посмотреть на эту церковь, а заодно и побеседовать с нами как-то приехали представители из органов. Дома никого не оказалось, милиционеры заглянули в окно и увидели белой краской выведенное на дверях: «Яко с нами Бог».

С нами Бог. «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог», – эти слова с детства звучали в душе, они напоминали о Рождестве, вселяли уверенность: с нами Бог. «Если Бог за нас, кто против нас?»

Сейчас эта книжка разошлась миллионными тиражами, мало кто из церковных людей не знает ее. Она подобно пчелке разнесла свою весть о Боге по всей нашей огромной стране.

Много лет спустя стало известно, что текст тех страничек принадлежит старообрядческому религиозному публицисту Федору Ефимовичу Мельникову. С тех пор мы при переизданиях книги «Яко с нами Бог» всегда указываем авторство 1-й части книги: «на основе книги Ф.Е. Мельникова «Откуда произошла вера в Бога».

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Среди бесчисленного множества небесных светил, планет и звезд наша Земля – крохотная, незаметная пылинка и на этой пылинке живет человек: здесь произошло его грехопадение и здесь совершилось его спасение. Сам Творец мира, приняв образ человеческий, сошел на землю и жил под человеческим покровом тридцать три с половиной года, но творение восстало против своего Творца и предало Его крестной смерти.

Что человек по сравнению с Богом? Ничто! Но и сейчас, как когда-то, он бросает дерзкий вызов Небу; в своем безумии он отрицает своего Творца и тем самым обрекает себя на вечную гибель.

Однако вера в Бога не может исчезнуть. Она жила и будет жить в народе, пока существует мир. Она живет в сердцах таких чистых людей, как Демьян Лукич, мудрый старец, с которым ты, дорогой читатель, познакомишься на страницах этой книги.

Памяти архимандрита Амвросия Юрасова

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]